Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 19

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  478  479  480   ..

 

 

Учебная книга: Основные теории международной торговли

Учебная книга: Основные теории международной торговли

СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Введение…………………………………………………………....

4

1.

Теории международной торговли………………………………............................................

6

1.1

Теория сравнительных преимуществ Д.Рикардо………………......

7

1.2

Теория Хекшера-Олина……………………………………………...

9

1.3

«Парадокс Леонтьева»………………………………………………

10

1.4

Неотехнологические теории…………………………………….......

14

1.5

Теория технологического разрыва………………………………….

15

1.6

Теория «цикла жизни продукта»……………………………………

16

1.7

Теория М.Портера: теория конкурентных преимуществ…………

17

1.8

Теория специализации производства………………………………

19

1.9

Теория внешнеторговой деятельности фирм………………………

21

2.

Роль внешней торговли России в мировой экономике........................................................................................

24

2.1

Тенденции и факторы развития внешней торговли России………

26

2.2

Структура внешней торговли России………………………………

29

Заключение…………………………………………………………...

31

Глоссарий…………………………………………………………….

33

Список используемой литературы……………………………….....

33

Приложение……………………………………………………..........

35

2.2. Структура внешней торговли России

Структура внешней торговли России за последние 50-70 лет претерпела существенные изменения. Если в первой половине XX столетия (1937 г.) около 2/3 мирового товарооборота приходилось на продовольствие, сырье и топливо, то в 2003 г. – всего 22% товарооборота, а доля обрабатывающей промышленности соответственно выросла до 78%, при этом доля машин и оборудования – с 11 до 42% (табл. 1).[9]

Следует отметить тенденцию к увеличению потребления сырья и энергоресурсов. Однако темпы роста торговли сырьем заметно отстают от общих темпов роста внешней торговли России, что обусловлено выработкой заменителей сырья, более экономичным его использованием, углублением его переработки.

Важная тенденция – рост торговли услугами: научно-техническими, производственными, коммерческими, финансово-кредитными. Активная торговля машинами и оборудованием породила ряд новых услуг – инжиниринг, лизинг, консалтинг, информационно-вычислительные услуги, – что в свою очередь стимулирует межстрановый обмен услугами, особенно научно-технического, производственного, коммуникативного финансово-кредитного характера. В то же время торговля услугами, особенно информационно-вычислительными, консалтинговыми, лизинговыми, инжиниринговыми, стимулирует мировую торговлю товарами производственного назначения.

В результате к концу XX в. внешней торговля стала одним из основных факторов экономического развития.

Наибольшую долю во внешней торговле России, по-прежнему, занимают развитые страны. На страны Западной Европы в 2003 г. пришлось 39,3% мирового торгового оборота, Северной Америки – 19,6, Японию – 6,6, на бурно развивающиеся страны ЮВА (включая Китай) – 17,7%. При этом доля Северной Америки в экспорте в период с 1948 по 1973 г. снизилась с 27,3 до 16,9%, стабилизировавшись далее на этом уровне. Доля Западной Европы, выросшая в 1948-1973 гг. с 31,5 до 45,4%, затем колебалась в интервале 39-44%.[10]

В результате, можно сделать вывод о том, что современная ситуация в мире, и в частности в России характеризуется типичным кейнсианским кризисом перепроизводства из-за ограниченного спроса. С одной стороны, спрос со стороны развитых стран на сырье и продовольствие России ограничен темпами их экономического роста (2-3% в год),[11] он отстает от роста предложения со стороны развивающихся стран, которые стремятся догнать развитые страны, обеспечив себе более высокие темпы роста производства и ВВП (5-10%). Кроме того, спрос на сырье ограничен технологическими факторами: ростом энергосбережения, снижением материалоемкости, а спрос на продовольствие – политикой развитых стран (особенно ЕС) по защите местных производителей из соображений национальной безопасности. С другой стороны, спрос со стороны развивающихся стран на продукт внешней торговли ограничен в силу низкой платежеспособности населения, бизнеса и государства в этих странах. Еще одним признаком кризиса может служить рост числа слияний и поглощений: фактически укрупнение, консолидация, интеграция и кооперирование – эффективный способ снижения издержек в условиях жесткой конкуренции и ограниченного спроса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие и усложнение международной торговли нашло отражение в эволюции теорий, объясняющих движущие силы этого процесса. В современных условиях различия в международной специализации можно проанализировать лишь на основе совокупности всех ключевых моделей международного разделения труда.

Если рассматривать мировую торговлю в плане тенденций ее развития, то налицо с одной стороны - явное усиление международной интеграции, постепенное стирание границ и создание различных межгосударственных торговых блоков, с другой стороны - углубление международного разделения труда, деление стран на промышленно развитые и отсталые.

Нельзя не заметить все возрастающую роль современных средств связи в процессе обмена информации и заключении самих сделок. Тенденции к обезличиванию и стандартизации товаров позволяют ускорять процесс заключения сделок и оборот капиталов.

В историческом плане нельзя не отметить рост влияния азиатских стран на процессы мировой торговли, вполне вероятно в новом тысячелетии этот регион займет ведущие роли в мировом процессе производства и реализации товаров.

На примере России можно отметить, что страна представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна.

На состоянии российской внешней торговли до сих пор болезненно отражается разрыв хозяйственных связей в результате распада СССР, свертывания торговли с бывшими социалистическими странами - членами СЭВ, которые до начала 90-х гг. были главными потребителями отечественной машиностроительной продукции.

Но если роль России в мировой торговле невелика, то для самой России значение внешнеэкономической сферы весьма существенно. Внешняя торговля остается важным источником поступления инвестиционных товаров, а также играет большую роль в снабжении населения России продовольствием и различными товарами.

Подводя итог, отметим, что международная, или внешняя, торговля занимает особое место в сложной системе мирового хозяйства. Хотя в современных условиях ведущей формой международных экономических отношений является не вывоз товаров, а зарубежное инвестирование, международная торговля по своим масштабам и функциям сохраняет исключительно важное значение. Она опосредует практически все виды сотрудничества, включая совместную производственную деятельность разнонациональных субъектов, международный трансферт технологий и т.п. И исторически, и логически интернационализация хозяйственной жизни всегда начиналась со сферы товарного обращения.

ГЛОССАРИЙ

№ п/п

термин

определение

1

Внешняя торговля

Торговля отдельной страны с другими странами, состоящая из оплачиваемых экспорта/ импорта

2

Генеральная лицензия

Предоставляет право любому лицу в течение определённого времени беспрепятственно ввозить или вывозить товары

3

Глобализация

Усиление взаимозависимости влияния различных сфер
мировой экономики, выражающееся в постепенном превращении мирового
хозяйства в единый рынок товаров/ услуг/ капитала/ рабочей силы и
- главное - знаний и информации

4

Индивидуальная лицензия

Предоставляется конкретной фирме; только она может ввозить или вывозить товары

5

Интернационализация хозяйственной деятельности

Формирование, развитие экономических связей с другими странами

6

Коммерческий документ

Счёт фактуры, накладная, коносамент

7

Лицензия

Разрешение использовать на определённых условиях предметы лицензии

8

Международная торговля

Оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира, основанный на международном разделении труда

9

Открытая экономика

Экономика страны, открывающей свои границы для проникновения товаров/ капиталов из других стран и свободно экспортирующей свои товары/ услуги в другие страны

10

Товарный знак

Зарегистрированное в установленном порядке обозначение, служащее для отличия товаров одной фирмы от продукции другой

11

Финансовый документ

Чек, вексель

12

Чек

Финансовый документ, на котором имеется наименование «чек», на-
именование банка-плательщика, указание банку уплатить указанную в чеке
сумму, проставлена дата и место получения чека, подпись чекодателя

Список использованной литературы

1. Авдокушин Е.Ф., Международные экономические отношения. Учебное пособие. – М.: Маркетинг, 2005

2. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н., Международные экономические отношения. -М.: Финансы и статистика, 2003

3. Киреев А.П., Международная экономика.- М.: Высшая школа, 2000

4. Костюк В.Н., Макроэкономика. - М.: Центр, 2004

5. Михайлушкин А. И., Шимко П. Д., Экономика: Учебник для втузов. – М.: Высшая школа, 2005

6. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д., Международная экономика. - М.: Высшая школа, 2002

7. Мэнкью Н. Г. , Макроэкономика. Пер. с англ. – М.: Изд-во МГУ, 2008

8. Овчинников Г. П., Международная экономика: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2004

9. Пиндайк, Рубитфельд, Микроэкономика. – М.: Делд, 2007

10. Сальваторе Д., Международная экономика: Пер. с англ./Под ред. Г. Н. Котова. – М., 2002

Приложения

Приложение 1.

Динамика физических объемов мирового производства и экспорта в 1950-2000 гг.

Приложение 2.

Структура внешней торговли России по товарным группам в 2003 г.


[1] Оболенский В.П. Перспективы расширения конкурентных преимуществ и изменения структуры внешней торговли России // Проблемы прогнозирования. 2004. № 6. С. 24

[2] Оболенский В.П. Перспективы расширения конкурентных преимуществ и изменения структуры внешней торговли России // Проблемы прогнозирования. 2004. № 6. С. 48

[3] Международные экономические отношения. Учеб. для вузов / Под ред. проф. В.Е. Рыбалкина. Изд. 4-е, перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С. 129

[4] Краснов Л.В. Проблемы развития внешней торговли России на современном этапе // Проблемы прогнозирования. 2002. № 6. С. 28-41

[5] Долгов С.И. Глобализация экономики. Новое слово или новое явление. М.: Экономика, 2002. С. 271

[6] Оболенский В.П. Перспективы расширения конкурентных преимуществ и изменения структуры внешней торговли России // Проблемы прогнозирования. 2004. № 6. С. 51

[7] Краснов Л.В. Проблемы развития внешней торговли России на современном этапе // Проблемы прогнозирования. 2002. № 6. С. 43

[8] Оболенский В.П. Перспективы расширения конкурентных преимуществ и изменения структуры внешней торговли России // Проблемы прогнозирования. 2004. № 6. С. 62

[9] Оболенский В.П. Перспективы расширения конкурентных преимуществ и изменения структуры внешней торговли России // Проблемы прогнозирования. 2004. № 6. С. 73

[10] Краснов Л.В. Проблемы развития внешней торговли России на современном этапе // Проблемы прогнозирования. 2002. № 6. С. 82

[11]

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  478  479  480   ..