|
Структура внешней торговли России за последние 50-70 лет претерпела существенные изменения. Если в первой половине XX столетия (1937 г.) около 2/3 мирового товарооборота приходилось на продовольствие, сырье и топливо, то в 2003 г. – всего 22% товарооборота, а доля обрабатывающей промышленности соответственно выросла до 78%, при этом доля машин и оборудования – с 11 до 42% (табл. 1).[9]
Следует отметить тенденцию к увеличению потребления сырья и энергоресурсов. Однако темпы роста торговли сырьем заметно отстают от общих темпов роста внешней торговли России, что обусловлено выработкой заменителей сырья, более экономичным его использованием, углублением его переработки.
Важная тенденция – рост торговли услугами: научно-техническими, производственными, коммерческими, финансово-кредитными. Активная торговля машинами и оборудованием породила ряд новых услуг – инжиниринг, лизинг, консалтинг, информационно-вычислительные услуги, – что в свою очередь стимулирует межстрановый обмен услугами, особенно научно-технического, производственного, коммуникативного финансово-кредитного характера. В то же время торговля услугами, особенно информационно-вычислительными, консалтинговыми, лизинговыми, инжиниринговыми, стимулирует мировую торговлю товарами производственного назначения.
В результате к концу XX в. внешней торговля стала одним из основных факторов экономического развития.
Наибольшую долю во внешней торговле России, по-прежнему, занимают развитые страны. На страны Западной Европы в 2003 г. пришлось 39,3% мирового торгового оборота, Северной Америки – 19,6, Японию – 6,6, на бурно развивающиеся страны ЮВА (включая Китай) – 17,7%. При этом доля Северной Америки в экспорте в период с 1948 по 1973 г. снизилась с 27,3 до 16,9%, стабилизировавшись далее на этом уровне. Доля Западной Европы, выросшая в 1948-1973 гг. с 31,5 до 45,4%, затем колебалась в интервале 39-44%.[10]
В результате, можно сделать вывод о том, что современная ситуация в мире, и в частности в России характеризуется типичным кейнсианским кризисом перепроизводства из-за ограниченного спроса. С одной стороны, спрос со стороны развитых стран на сырье и продовольствие России ограничен темпами их экономического роста (2-3% в год),[11]
он отстает от роста предложения со стороны развивающихся стран, которые стремятся догнать развитые страны, обеспечив себе более высокие темпы роста производства и ВВП (5-10%). Кроме того, спрос на сырье ограничен технологическими факторами: ростом энергосбережения, снижением материалоемкости, а спрос на продовольствие – политикой развитых стран (особенно ЕС) по защите местных производителей из соображений национальной безопасности. С другой стороны, спрос со стороны развивающихся стран на продукт внешней торговли ограничен в силу низкой платежеспособности населения, бизнеса и государства в этих странах. Еще одним признаком кризиса может служить рост числа слияний и поглощений: фактически укрупнение, консолидация, интеграция и кооперирование – эффективный способ снижения издержек в условиях жесткой конкуренции и ограниченного спроса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие и усложнение международной торговли нашло отражение в эволюции теорий, объясняющих движущие силы этого процесса. В современных условиях различия в международной специализации можно проанализировать лишь на основе совокупности всех ключевых моделей международного разделения труда.
Если рассматривать мировую торговлю в плане тенденций ее развития, то налицо с одной стороны - явное усиление международной интеграции, постепенное стирание границ и создание различных межгосударственных торговых блоков, с другой стороны - углубление международного разделения труда, деление стран на промышленно развитые и отсталые.
Нельзя не заметить все возрастающую роль современных средств связи в процессе обмена информации и заключении самих сделок. Тенденции к обезличиванию и стандартизации товаров позволяют ускорять процесс заключения сделок и оборот капиталов.
В историческом плане нельзя не отметить рост влияния азиатских стран на процессы мировой торговли, вполне вероятно в новом тысячелетии этот регион займет ведущие роли в мировом процессе производства и реализации товаров.
На примере России можно отметить, что страна представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна.
На состоянии российской внешней торговли до сих пор болезненно отражается разрыв хозяйственных связей в результате распада СССР, свертывания торговли с бывшими социалистическими странами - членами СЭВ, которые до начала 90-х гг. были главными потребителями отечественной машиностроительной продукции.
Но если роль России в мировой торговле невелика, то для самой России значение внешнеэкономической сферы весьма существенно. Внешняя торговля остается важным источником поступления инвестиционных товаров, а также играет большую роль в снабжении населения России продовольствием и различными товарами.
Подводя итог, отметим, что международная, или внешняя, торговля занимает особое место в сложной системе мирового хозяйства. Хотя в современных условиях ведущей формой международных экономических отношений является не вывоз товаров, а зарубежное инвестирование, международная торговля по своим масштабам и функциям сохраняет исключительно важное значение. Она опосредует практически все виды сотрудничества, включая совместную производственную деятельность разнонациональных субъектов, международный трансферт технологий и т.п. И исторически, и логически интернационализация хозяйственной жизни всегда начиналась со сферы товарного обращения.
ГЛОССАРИЙ
|
№ п/п
|
термин
|
определение
|
1
|
Внешняя торговля
|
Торговля отдельной страны с другими странами, состоящая из оплачиваемых экспорта/ импорта
|
2
|
Генеральная лицензия
|
Предоставляет право любому лицу в течение определённого времени беспрепятственно ввозить или вывозить товары
|
3
|
Глобализация
|
Усиление взаимозависимости влияния различных сфер мировой экономики, выражающееся в постепенном превращении мирового хозяйства в единый рынок товаров/ услуг/ капитала/ рабочей силы и - главное - знаний и информации
|
4
|
Индивидуальная лицензия
|
Предоставляется конкретной фирме; только она может ввозить или вывозить товары
|
5
|
Интернационализация хозяйственной деятельности
|
Формирование, развитие экономических связей с другими странами
|
6
|
Коммерческий документ
|
Счёт фактуры, накладная, коносамент
|
7
|
Лицензия
|
Разрешение использовать на определённых условиях предметы лицензии
|
8
|
Международная торговля
|
Оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира, основанный на международном разделении труда
|
9
|
Открытая экономика
|
Экономика страны, открывающей свои границы для проникновения товаров/ капиталов из других стран и свободно экспортирующей свои товары/ услуги в другие страны
|
10
|
Товарный знак
|
Зарегистрированное в установленном порядке обозначение, служащее для отличия товаров одной фирмы от продукции другой
|
11
|
Финансовый документ
|
Чек, вексель
|
12
|
Чек
|
Финансовый документ, на котором имеется наименование «чек», на- именование банка-плательщика, указание банку уплатить указанную в чеке сумму, проставлена дата и место получения чека, подпись чекодателя
|
Список использованной литературы
1. Авдокушин Е.Ф., Международные экономические отношения. Учебное пособие. – М.: Маркетинг, 2005
2. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н., Международные экономические отношения. -М.: Финансы и статистика, 2003
3. Киреев А.П., Международная экономика.- М.: Высшая школа, 2000
4. Костюк В.Н., Макроэкономика. - М.: Центр, 2004
5. Михайлушкин А. И., Шимко П. Д., Экономика: Учебник для втузов. – М.: Высшая школа, 2005
6. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д., Международная экономика. - М.: Высшая школа, 2002
7. Мэнкью Н. Г. , Макроэкономика. Пер. с англ. – М.: Изд-во МГУ, 2008
8. Овчинников Г. П., Международная экономика: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2004
9. Пиндайк, Рубитфельд, Микроэкономика. – М.: Делд, 2007
10. Сальваторе Д., Международная экономика: Пер. с англ./Под ред. Г. Н. Котова. – М., 2002
Приложения
Приложение 1.
Динамика физических объемов мирового производства и экспорта в 1950-2000 гг.
Приложение 2.
Структура внешней торговли России по товарным группам в 2003 г.
[1]
Оболенский В.П. Перспективы расширения конкурентных преимуществ и изменения структуры внешней торговли России // Проблемы прогнозирования. 2004. № 6. С. 24
[2]
Оболенский В.П. Перспективы расширения конкурентных преимуществ и изменения структуры внешней торговли России // Проблемы прогнозирования. 2004. № 6. С. 48
[3]
Международные экономические отношения. Учеб. для вузов / Под ред. проф. В.Е. Рыбалкина. Изд. 4-е, перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С. 129
[4]
Краснов Л.В. Проблемы развития внешней торговли России на современном этапе // Проблемы прогнозирования. 2002. № 6. С. 28-41
[5]
Долгов С.И. Глобализация экономики. Новое слово или новое явление. М.: Экономика, 2002. С. 271
[6]
Оболенский В.П. Перспективы расширения конкурентных преимуществ и изменения структуры внешней торговли России // Проблемы прогнозирования. 2004. № 6. С. 51
[7]
Краснов Л.В. Проблемы развития внешней торговли России на современном этапе // Проблемы прогнозирования. 2002. № 6. С. 43
[8]
Оболенский В.П. Перспективы расширения конкурентных преимуществ и изменения структуры внешней торговли России // Проблемы прогнозирования. 2004. № 6. С. 62
[9]
Оболенский В.П. Перспективы расширения конкурентных преимуществ и изменения структуры внешней торговли России // Проблемы прогнозирования. 2004. № 6. С. 73
[10]
Краснов Л.В. Проблемы развития внешней торговли России на современном этапе // Проблемы прогнозирования. 2002. № 6. С. 82
[11]
содержание ..
478
479
480 ..
|
|