Раскрытие информации о движении денежных средств по сегментам |
В РПБУ не предусмотрено раскрытие движения денежных средств по отчетным сегментам. |
В соответствии с подп. (d) п.50 МСФО 7 в отчете о движении денежных средств поощряется раскрытие дополнительной информации о сумме денежных потоков, возникающих от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности каждой отраженной в отчетах отрасли или географического сегмента (п.62 МСФО 14). |
- изменение требуется МСФО или интерпретацией;
- изменение приведет к представлению в финансовой отчетности более уместной и надежной информации о влиянии операций, других событий и условий на финансовое положение, результаты деятельности или движение денежных средств.
Изменения в учетной политике должны отражаться в соответствии с переходными положениями конкретного Стандарта (если предусмотрен особый порядок), или ретроспективно (общее правило).
В тех случаях, когда вносятся изменения, сравнительная информация за предыдущий период должна соответствовать новым данным. Суть, объемы и причины внесения изменений подлежат обязательному раскрытию.
Прочая сравнительная информация должна быть представлена таким образом, как если бы новая учетная политика применялась всегда, за исключением тех случаев, когда не представляется возможным установить период или кумулятивный эффект от вносимых изменений.
Изменения, вносимые с целью более достоверного представления, должны иметь место лишь тогда, когда совершенно ясна выгода от вносимых изменений. Таким образом, такие изменения не могут быть частыми.
При представлении финансовой отчетности со сравнительными данными, например за 3 года, её представление должно соответствовать самым последним форматам представления финансовой отчетности. При этом руководство должно раскрыть информацию в той части, в которой последовательное представление было неосуществимым.
Применение учетной политики к событиям или операциям, которые по содержанию отличаются от ранее произошедших событий или сделок, не является изменением учетной политики.
Учетная политика изменяется в соответствии с требованиями МСФО или в целях повышения достоверности финансовой отчетности. Важно четко обозначить последствия каждого изменения учетной политики.
Отражение изменений учетной политики:
- при первоначальном применении МСФО или Интерпретации - в порядке, предусмотренном соответствующим МСФО или Интерпретацией;
- при первоначальном применении МСФО или Интерпретации, в котором не предусмотрен порядок отражения изменения учетной политики или при добровольном изменении учетной политики – ретроспективно.
Досрочное применение какого-либо МСФО или Интерпретации не является добровольным изменением учетной политики.
Первое применение учетной политики в отношении переоценки активов в соответствии с МСФО 16 «Основные средства» или МСФО 38 «Нематериальные активы» является изменением учетной политики.
Однако данное изменение должно отражаться как переоценка в соответствии МСФО 16 или МСФО 38, а не как изменение учетной политики соответствии с МСФО 8.
Ретроспективное применение учетной политики предусматривает корректировку вступительных данных на начало самого раннего из представленных в финансовой отчетности периодов по соответствующим статьям капитала, которые затронуты изменением учетной политики, и иных сравнительных данных, раскрываемых за каждый из представленных в финансовой отчетности предыдущих периодов, как если бы новая учетная политика применялась всегда.
Ограничения ретроспективного применения. Изменения учетной политики должны отражаться ретроспективно, начиная с самого раннего из возможных периодов.
Раскрытие информации обязательно при внесении изменений в учетную политику, а именно:
- суть и причины внесения изменений;
- суммы корректировок за текущий период и за все представленные периоды;
- суммы корректировок, относящихся к предыдущим периодам, и (если это уместно);
- факты, подтверждающие, что ретроспективное применение невозможно с указанием обоснования.
В тех случаях, когда первоначальное применение МСФО оказывает влияние на отчетные данные текущего, прошлого или будущего периодов, необходимо указывать следующую информацию:
1. название соответствующего стандарта;
2. что изменения в учетной политике проведены в соответствии с переходными правилами, а также (если это применимо) их описание;
3. суть изменения учетной политики;
4. влияние на прошлые и будущие отчетные периоды;
5. корректировки по каждой статье финансовой отчетности за текущий отчетный период и за каждый предыдущий период;
6. корректировки величины прибыли на акцию (при необходимости);
7. как и когда принимались изменения учетной политики – при невозможности ретроспективного применения;
8. суммы корректировок, относящихся к периодам, предшествовавшим указанным периодам в той степени, в которой это считается целесообразным;
9. причины добровольных изменений учетной политики исходя из необходимости представления более достоверной и уместной информации.
В финансовой отчетности за последующие периоды не следует повторять указанного раскрытия информации.
В тех случаях, когда первоначальное применение МСФО оказывает влияние на отчетные данные текущего, прошлого или будущего периодов, но практически невозможно определить размер корректировок, банку следует раскрывать следующую информацию:
1. суть изменения учетной политики;
2. обоснование того, что изменения в учетной политике способствуют представлению более достоверной и уместной информации;
3. за текущий период и за каждый предыдущий период, в той степени, насколько это возможно, указать суммы корректировок:
i. по каждой строке отчетности, которой коснулись эти изменения;
ii. в случае применения МСФО 33 в данном банке, базовую и разводненную прибыль на акцию;
4. суммы корректировок, относящихся к периодам, предшествовавшим указанным периодам в той степени, в которой это возможно;
5. если ретроспективное применение считается невозможным в отношении отдельного периода или нескольких предшествовавших периодов, то указываются обстоятельства, которые привели к возникновению этих условий с описанием, как и с каких пор стали применяться изменения в учетной политике.
При выпуске нового Стандарта или Интерпретации, которые уже опубликованы, но еще не вступили в силу, следует раскрывать информацию о возможном влиянии их применения в будущем.
Кроме того раскрывается следующая информация:
1. характер предстоящих изменений учетной политики;
2. дата вступления в силу Стандарта или Интерпретации и дата, с которой выполнение его требований становится обязательным;
3. обсуждение последствий применения Стандарта и Интерпретации или указание на тот факт, что эти последствия неизвестны.
Изменение учетной политики вводится с начала года, если иное не обусловлено причиной данного изменения. Так выглядит формулировка п. 12 ПБУ 1/08, которая отличается от норм прежнего ПБУ 1/98, не предусматривающих исключений в отношении применения изменений учетной политики с начала года. Для того чтобы понять, какой иной порядок применения изменений политики возможен, следует обратиться к правилам отражения в бухгалтерской отчетности последствий изменений в учетной политике.
В случае если эти последствия вызваны изменением законодательства РФ или нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, то они отражаются в учете и отчетности в порядке, предусмотренном переходными положениями нормативных документов. Если переходного порядка не установлено, то согласно п. 15 ПБУ 1/2008 последствия изменений учетной политики отражаются в отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.
В п. 15 ПБУ 1/2008 вводится понятие "ретроспективное отражение" последствий изменений учетной политики. Оно заимствовано из МСФО 8 "Учетная политика, изменения в учетных оценках и ошибки".
Согласно национальному стандарту при ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Как видно, формулировки имеют много общего и отличаются только в деталях. При этом национальный стандарт конкретизирует нормы в рамках отечественной системы учета и составления отчетности.
В частности, согласно абз. 2 п. 15 ПБУ 1/08 ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значений связанных статей, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период. На этом пояснения ретроспективного метода в национальном стандарте заканчиваются, в МСБУ 8 этот метод отражения последствий в учетной политике рассмотрен подробнее и понятнее.
Не всегда можно отразить последствия изменения учетной политики ретроспективно, тогда применяется перспективный метод. В этом случае измененный способ ведения учета применяется в отношении фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения этого способа, при условии, что оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью. Аналогичное правило закреплено в МСБУ 8, при этом согласно как международному, так и национальному стандартам изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, результаты ее деятельности, подлежат обособленному раскрытию в отчетности.
Информация об изменениях политики должна включать причину изменения, его содержание, порядок отражения последствий изменения отчетности и суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики. В случае если раскрытие информации в таком виде по какому-то отдельному предшествующему отчетному периоду является невозможным, этот факт раскрывается в отчетности вместе с указанием периода, в котором начнется применение соответствующего изменения учетной политики.
3.5. Изменение в расчетных оценках
Некоторые статьи финансовой отчетности можно лишь оценить приблизительно, а не рассчитать точно. Оценка предполагает профессиональное суждение, основанное на самой актуальной информации. Например, оценка может потребоваться для определения величины резервов на покрытие убытков по кредитам, обесценения активов, справедливой стоимости, срока полезного использования и размера обязательств по гарантийному обслуживанию.
Возможно, что в связи с получением новой информации или опыта оценку придется пересмотреть.
Пересмотр оценки не связан с предыдущими периодами и не является исправлением ошибки. Финансовая информация, представленная за предыдущие периоды, не должна быть изменена в финансовой отчетности.
В соответствии с МСФО финансовая отчетность за предыдущие периоды рассматривается как составленная надлежащим образом, даже не смотря на тот факт, что некоторые оценочные значения изменяются в последующих периодах.
Результат изменения оценочных значений должен отражаться в ОПУ в период возникновения этих изменений, а также в будущие периоды, где это уместно.
Изменение модели оценки рассматривается как изменение учетной политики, а не изменение самой оценки. В приведенном примере иллюстрируется изменение модели оценки активов по стоимости приобретения на модель переоцененной стоимости.
Если разграничить изменение учетной политики и изменение учетной оценки сложно, то принятое изменение трактуется как изменение учетной оценки.
Изменение оценки необходимо отражать, начиная с того периода, в котором оно произошло, и в дальнейшем. Такой порядок называется перспективным отражением. Результат изменения расчетных оценок должен отражаться в той же строке ОПУ, которая использовалась ранее для соответствующего показателя.
Суть и объемы изменений в расчетных оценках, существенно влияющих на данные текущего и последующих периодов, подлежит обязательному раскрытию.
Информация об изменениях оценок подлежит раскрытию, за исключением тех случаев, когда их влияние определить не представляется возможным, при этом, следует указать причины, по которым информация не раскрывается.
В российских ПБУ изменение оценочного значения рассматривается в ПБУ 21/08, согласно его положениям изменение самого способа оценки активов и обязательств не является изменением оценочного значения. Это является не чем иным, как изменением в учетной политике (изменением базы самой оценки), что уже следует из МСБУ 8. Если нельзя однозначно определить, к чему относится изменение данных учета (к изменению учетной политики или оценочного значения), то приоритет следует отдать изменению оценочного значения.
Заключение
Рассмотренные в работе стандарты являются основополагающими при составлении финансовой отчетности и формировании учетной политики по Международным стандартам финансовой отчетности.
Из содержания работы видно, что поставленная цель достигнута – сравнительный анализ сущности и взаимосвязи МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности", МСФО (IAS) 7 "Отчеты о движении денежных средств" и ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", а также МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских расчетах и ошибки" и ПБУ 1/08 "Учетная политика организации" произведен.
Для достижения цели были решены следующие задачи:
- представлены особенности представления финансовой отчетности по МСФО 1 и отличия от ПБУ 4/99;
- показан порядок формирования отчета о движении денежных средств МСФО (IAS) 7;
- рассмотрены основные особенности составления учетной политики в соответствие с МСФО и проведено сравнение ПБУ 1/2008.
Столь тщательное изучение МСФО объясняется тем, что все большее количество российских фирм выходит на международный рынок. А для того, чтобы котироваться на нем и быть конкурентоспособными, необходимо составлять отчетность по МСФО.
Список литературы
1. Палий В.Ф. Международные стандарты финансовой отчетности: учебник / В. Ф. Палий – 3-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007 – 512 с.
2. Соснаускене О. И. Как перевести российскую отчетность в международный стандарт: учебник / О. И. Соснаускене - М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008. – 272 с.
3. Умрихин С. А. Международные стандарты финансовой отчетности: российская практика применения / С. А. Умрихин, Ю. В. Ильина. – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2007. – 432 с.
4. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Одобрена Приказом Минфина России от 01.07.2004 N 180 // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». – Загл. с экрана.
5. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности" // [Электронный ресурс]:http://www.accountingreform.ru/ru/materials/accounting/workbooks/ru/materials/ed ucation
6. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 7 "Отчеты о движении денежных средств" // [Электронный ресурс]:http://www.accountingreform.ru/ru/materials/accounting/workbooks/ru/materials/ed ucation
7. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских расчетах и ошибки" // [Электронный ресурс]: http://www.accountingreform.ru/ru/materials/accounting/workbooks/ru/ materials/education
8. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». – Загл. с экрана.
9. Положение по бухгалтерскому учету 1/2008 "Учетная политика организации" Утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». – Загл. с экрана.
10. Положение по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций» ПБУ 4/99: приказ Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43н // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». – Загл. с экрана.
11. Положение по бухгалтерскому учету 21/2008 "Изменения оценочных значений" Утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». – Загл. с экрана.
12. Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности» (ред. от 29.12.2006 г.) // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». – Загл. с экрана.
13. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». – Загл. с экрана.
Практическая часть
1. Выберите один правильный вариант ответа.
Британо-американская модель характеризуется:
1) ориентацией методики учета на высокий уровень инфляции
2) консерватизмом учетной практики, ориентацией на государственные нужды налогообложения и макроэкономического регулирования
3) ориентацией учета на широкий круг инвесторов, отсутствием законодательного регулирования учета и регламентацией его стандартами.
Ответ:3
2. Выберите несколько правильных вариантов ответа.
Международные стандарты финансовой отчетности предназначены:
1) для обеспечения сопоставимости финансовой отчетности организаций во всем мире
2) для доступности восприятия финансовой отчетности компаний внешними пользователями из различных стран
3) для формирования показателей финансовой отчетности любой компании, предназначенной для налоговых органов, в любой стране мира
Ответ:1 и 2
3. Выберите один правильный вариант ответа.
Согласно МСФО 1 «Представление финансовой отчетности»
необходимо ли для числовой информации в финансовой отчетности приводить сравнительную информацию:
1) да, для предшествующего периода
2) да, для двух предшествующих периодов
3) да, для трех предшествующих периодов
4) нет
Ответ:1
4. Выберите один правильный вариант ответа.
МСФО 2 «Запасы» не применяется по отношению:
1) к незавершенным работам
2) к финансовым инструментам
3) к запасам продукции сельского хозяйства
4) все вышеперечисленное
Ответ:4
5. Выберите один правильный вариант ответа.
Какие изменения возможно оценить, используя отчет о движении денежных средств, составленный согласно МСФО 7 «Отчеты о движении денежных средств»:
1) изменения в чистых активах компании
2) изменения ликвидности
3) изменения платежеспособности
4) все вышеперечисленное
Ответ:4
6. Выберите один правильный вариант ответа.
Ошибка, допущенная в финансовой отчетности, считается фундаментальной на основании МСФО 8 «Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике», если:
1) под ее влиянием финансовая отчетность не может больше считаться надежной
2) в результате математического просчета допущено искажение финансовой информации
3) при составлении финансовой отчетности в результате невнимательности пропущена хозяйственная операция
4) во всех вышеперечисленных случаях
Ответ:1
7. Выберите один правильный вариант ответа. Согласно МСФО 11 договор подряда – это контракт, предусматривающий:
1) покупку производственных помещений
2) строительство объекта или комплекса объектов
3) переуступку права требования задолженности с дебитора
Заказчика
4) оказание подрядчиком услуг по покупке Заказчику финансовых инструментов
Ответ:2
8. Выберите один правильный вариант ответа.
Согласно МСФО 12 «Налоги на прибыль» отложенные налоговые требования – это суммы налога на прибыль, возмещаемые в будущих периодах в отношении:
1) перенесенных на будущий период непринятых налоговых убытков
2) перенесенных на будущий период неиспользованных налоговых кредитов
3) вычитаемых временных разниц
4) верно все вышеперечисленное
Ответ:4
9. Выберите один правильный вариант ответа.
Что из нижеперечисленного НЕ включается в фактическую стоимость объекта основных средств согласно МСФО 16 «Основные средства»:
1) покупная цена
2) импортные пошлины
3) возмещаемые налоги на покупку
4) невозмещаемые налоги на покупку
Ответ:3
10. Выберите один правильный вариант ответа. Краткосрочные вознаграждения работникам согласно МСФО 19 подлежат выплате в полном объеме в течение:
1) одного месяца
2) трех месяцев
3) полугодия
4) года
содержание ..
30
31
32 ..
|
|