Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 18

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  678  679  680   ..

 

 

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия 2

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия 2

Министерство образования Российской Федерации

Факультет: «Учетно-статистический»

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия

Барнаул 2008


Введение

В условиях многогранности и сложности экономических отношений между хозяйствующими субъектами существенно возрастают приоритетность и роль экономического анализа, основным содержанием которого является комплексное системное исследование механизма финансовой стабильности и финансовой безопасности организации.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности – это один из главных элементов менеджмента любой организации. С помощью комплексного анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно анализируются факторы изменений результатов деятельности, обосновываются бизнес-планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития. Результаты такого анализа нужны, прежде всего, внутренним пользователям (руководству, учредителям, экономическим службам), а также внешним пользователям (кредиторам, инвесторам, поставщикам, налоговым службам) для выработки рациональных управленческих решений.

Данная тема является актуально потому, что устойчивое финансовое положение предприятия является результатом умелого, просчитанного управления всей совокупностью производственных и хозяйственных факторов, определяющих результаты деятельности предприятия.

Предметом исследования курсовой работы является анализ хозяйственной деятельности предприятия.

Объектом исследования является ОАО «Агат».

Целью работы является:

· закрепление теоретических знаний;

· развитие практических навыков проведения экономического анализа

· обобщение полученных результатов анализа с целью выявления комплектной величины резервов, которые в конечном итоге могут быть квалифицированы как готовые к мобилизации в производственно-хозяйственной деятельности анализируемой организации.

Задачи:

- рассчитать качественные и количественные показатели;

- составить многофакторные модели;

- раскрыть методику расчета влияния отдельных факторов;

- выявить резервы и разработать рекомендации по мобилизации их в производство;

- составить аналитическую записку по результатам произведенных расчетов.

Анализ ресурсного потенциала организации

1. Определите степень влияния отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов, на прирост выручки от продаж продукции по сравнению с прошлым годом

Таблица 1

Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов

№ п/п

Показатель

Прошлый год

Отчётный год

Динамика показателя в процентах

Разница

в проце

нтах (+;-)

Расчёт влияния фактора

Фактор,

повлиявший на выявленное изменение

А

Б

1

2

3

4

5

6

1

Численность рабочих, чел.

11214

12285

109,551

9,551

524790,000

изменение

числа

рабочих

2

Число отработанных человекодней, чел-дн.

2747430

3071250

111,786

2,236

122850,000

количество

дней

отработанных 1 рабочим

3

Число отработанных человекочасов, чел-ч.

21979440

25184250

114,581

2,795

153562,500

продолжите

льность

рабочего дня

4

Объём продаж (без НДС), тыс. руб.

5494860

6044220

109,998

-4,583

-251842,500

изменение среднечасовой

выработки 1 рабочего

Динамика показателя (в %) = Отчетный год/ Прошлый год * 100%

Разница в процентах определяется путем составления выявленной динамики с аналогичным результатом предыдущего показателя, исключением является численность рабочих, динамика которой сравнивается со 100%.

Для расчета степени влияния каждого фактора выявленная разница в процентах умножается на прошлогодний объем продаж и делится на 100.

Для определения степени влияния отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов, на прирост выручки от продаж составим дополнительную таблицу

Показатель

Прошлый год

Отчетный год

Отклонение (+, -)

А

Б

1

2

3

1

Объем продаж (без НДС), тыс. руб.

5494860

6044220

549360

2

Число рабочих

11214

12285

1071

3

Число отработанных человеко-дней

2747430

3071250

323820

4

Число отработанных человеко-часов, тыс.

21979440

25184250

3204810

5

Среднечасовая выработка одного рабочего

0,25

0,24

-0,01

6

Средняя продолжительность рабочего дня

8

8,2

0,2

7

Среднее число дней, отработанных одним рабочим

245

250

5

Фактором, повлиявшим на выявленное отклонение, является изменение того показателя, который останется, если вычесть предыдущий.

Y = a b c d; а – изменение числа рабочих; b – изменение среднего числа дней, отработанных одним рабочим; c – изменение средней продолжительности рабочего дня; d – изменение среднечасовой выработки одного рабочего.

1) Влияние изменения числа рабочих на объём продаж

D Va = D a b0 c0 d0 = 1071*245*8*0,25=524790 тыс. руб.


2) Влияние изменения среднего числа дней, отработанных одним рабочим

D Vb = a1 Db c0 d0 = 12285*5*8*0,25=122850 тыс. руб.

3) Влияние изменения средней продолжительности рабочего дня

D Vc = a1 b1 Dc d0 = 12285*250*0,2*0,25=153562,5тыс. руб.

4) Влияние изменения среднечасовой выработки одним рабочим

D Vd = a1 b1 c1 Dd = 12285*250*8,2*(-0,01)=-251842,5 тыс. руб.

На основании расчётов можем сделать следующие выводы:

За счёт изменения числа рабочих на 1071 объём продаж увеличился на 524790 тыс. руб. Из-за изменения среднего числа дней, отработанных одним рабочим на 5 дней объём продаж увеличился на 122850 тыс. руб. За счёт изменения средней продолжительности рабочего дня на 0,2 часа объём продаж увеличился на 153562,5 тыс. руб. При уменьшении среднечасовой выработки одним рабочим на 0,01 выручка от продаж уменьшилась на 251842,5 тыс. руб.

В общем можем сделать вывод, что на объём продаж положительно повлияли все изменения, кроме изменения среднечасовой выработки одного рабочего.

2. Определить степень влияния на объём продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов

Таблица 2

Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов

№п/п

Показатель

условное обозначение

Прошлый год

Отчётный год

Отклонения (+;-)

А

Б

В

1

2

3

1

Объём продаж (без НДС), тыс. руб.

V

5494860

6044220

549360

2

стоимость материалов в себестоимости продаж, тыс. руб.

М3

1221080

1439100

218020

3

Материалоотдача проданой продукции (рассчистать), коэфф

М0

4,5

4,2

-0,3

4

степень влияния следующих факторов:

x

x

x

5

изменение стоимости материалов в себестоимости продаж (рассчитать), тыс. руб.

x

x

981090

6

изменение материалоотдачи продаж (рассчитать), ты. Руб).

x

x

-431730

Материалоотдача= объём продаж / стоимость материалов

Объём продаж = стоимость материалов * материалоотдача

Рассчитаем степень влияния на объем продаж изменения стоимости материалов в себестоимости продаж:

∆V(Мз) = ∆Мз * Мо0

∆V(Мз) =218020*4,5=981090

За счет увеличения стоимости материалов в себестоимости продаж на 218020 тыс.руб. произошло увеличение объема продаж на 981090 тыс.руб.

Рассчитаем степень влияния на объем продаж изменения материалоотдачи продаж:


∆V(Мо) = Мз1 * ∆Мо

∆V(Мо) = 1439100*(-0,3)=-431730

За счет уменьшения материалоотдачи проданной продукции на 0,3 произошло уменьшение объема продаж на 431730 тыс.руб.

3. Определить степень влияния отдельных факторов, связанных с использованием основных средств, на объём продаж, а также резерв роста объёма продаж за счёт ликвидации отрицательно повлиявших факторов

Таблица 3

Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием основных средств

№п/п

Показатель

условное обозначение

Прошлый год

Отчётный год

Отклонения (+;-)

А

Б

В

1

2

3

1

Объём продаж (без НДС), тыс. руб.

V

5494860

6044220

549360

2

среднегодовая первоначальная стоимость активной части производственных основных средств, ты. Руб.

Оспр

1984800

2014000

29200

3

количество дней в году, в течение которых активная часть производственных основных средств находилась в рабочем состоянии, дн.

Чд

245

250

5

4

Коэффициент сменности работы оборудования, кофф.

Ксм

1,5

1,8

0,3

5

Средняя продолжительность смены,ч.

Чч

8

8,2

0,2

6

Объём продаж, приходящийся на 1 тыс.руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы оборудования, тыс. Руб.

Вч

0,9417

0,8133

-0,1283

7

степень влияния следующих факторов (рассчитать)

х

х

х

х

8

а) изменение первоначальной стоимости активной части производственных основных средств, тыс. руб.

ΔОСпр

х

х

80839,335

9

б) изменение количества дней, в течение которых основные средства находились в рабочем состоянии, тыс. руб.

ΔЧд

х

х

113789,782

10

в) изменения Ксм, тыс. руб.

ΔКсм

х

х

1137897,823

11

г) изменение средней продолжительности смены, тыс. руб.

ΔЧч

х

х

170684,674

12

д) изменение продукции, приходящейся на 1 тыс. руб. стоимость активной части основных средств за 1 машиночас работы, тыс. руб.

ΔВч

х

х

-953851,614

Объем продаж представляет собой пятифакторную мультипликативную модель:

V = ОСпр * Чд * Ксм * Чч * Вч

Рассчитаем объем продаж, приходящийся на 1 тыс.руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы оборудования по следующей формуле:

Вч = (V / ОСпр / Чд / Ксм / Чч) * 1000

Для расчёта влияния факторов воспользуемся методом абсолютных разниц.

Рассчитаем влияние изменения первоначальной стоимости активной части производственных основных средств на объём продаж:

ΔV (ОСпр )=Δ ОСпр * Чд0 * Ксм0 *Чч0 * Вч0 /1000

Рассчитаем влияние изменения количества дней, в течение которых основные средства находились в рабочем состоянии на объём продаж:

ΔV (Чд)= ОСпр 1 * ΔЧд * Ксм0 *Чч0 * Вч0 /1000

Рассчитаем влияние изменения коэффициента сменности работы оборудования на объём продаж:

ΔV (Ксм)= ОСпр 1 * Чд1 *Δ Ксм *Чч0 * Вч0 /1000

Рассмотрим влияние изменения средней продолжительности смены на объём продаж:

ΔV (Чч)= ОСпр 1 * Чд1 * Ксм 1 * ΔЧч * Вч0 /1000

Рассмотрим влияние изменения продукции, приходящейся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за машино-час работы на объём продаж:

ΔV (Вч)= ОСпр 1 * Чд1 * Ксм 1 * Чч1 * Δ Вч/1000

На основании приведённых расчётов можем сделать вывод о том, что: за счёт увеличения первоначальной стоимости активной части производственных основных средств объём продаж увеличился на 80839,335; при увеличении числа дней в году, в течении которых основные средства находились в рабочем состоянии объём продаж увеличился на 113789,782 тыс. руб.; из-за увеличения коэффициента сменности работы оборудования на 0,3 объём продаж увеличился на 1137897,823 тыс. руб.; при увеличении средней продолжительности смены на 0,2 часа объём продаж увеличился на 178684,674 тыс. руб.; за счёт уменьшения объёма продаж , приходящегося на 1 тыс. руб .стоимости активной части основных средств за Машино-час работы на 0,1283 объём продаж уменьшился на 953851,614 тыс. руб.

В общем можно сделать вывод, что на объём продаж отрицательно подействовал только объём продаж , приходящейся на 1 тыс. руб .стоимости активной части основных средств за машино-час работы.

4. На основании данных, полученных в результате экономического анализа предыдущих пунктов работы, дайте комплексную оценку экстенсивности и интенсивности деятельности организации. Сделайте вывод по полученным результатам

Таблица 4

Характеристика соотношения экстенсивности и интенсивности использования ресурсов в процессе производства

№ п/п

Показатель

Прошлый год

Отчётный год

Темп прироста

Прирост ресурса на 1 % прироста выручки от продаж Кэкст

Коэффициент влияния на прирост выручки от продаж

экстенсив

ности

использо

вания

ресурсов Кэкст*100

интенсивности исползования ресурса 100-Кэкст*100

А

Б

1

2

3

4

5

6

1

численность рабочих, чел.

11214

12285

9,5506

1,0303

103,0293

-3,0293

2

среднегодовая стоимость активной части производственных фондов, тыс. руб.

1984800

2014000

1,4712

0,1587

15,8708

84,1292

3

стоимость материалов в себестоимости продаж, тыс. руб.

1221080

1439100

17,8547

1,9261

192,6123

-92,6123

4

Выручка от продаж, тыс. руб.

5494860

6004220

9,2698

х

х

х

5

алгоритм расчёта комплексного показателя использования ресурсов

х

х

х

∑Кэкст 1/n

∑К экст1/n*100/n

100-∑Кэкст*100/n

6

комплексные показатели использования ресурсов

х

х

х

1,0384

103,8375

-3,8375

Выполненные в таблице расчёты показывают, что использование ресурсного потенциала организации осуществляется преимущественно затратным, экстенсивным путём. Прирост выручки от продаж достигнут за счёт вовлечения в производство дополнительных ресурсов.

5. Определите комплектный резерв увеличения объёма продаж за счёт лучшего (экстенсивного и интенсивного) использования ресурсного потенциала предприятия

Таблица 5

Комплектный резерв увеличения объёма продаж продукции за счёт внутренних резервов использования ресурсов (тыс. руб.)

№ п/п

Показатель

Резерв увеличения объёма продаж, выявленный в процессе анализа

Резерв увеличения объёма продаж при комплектном использовании имеющихся резервов улучшения использования ресурсов

1

возможность увеличения стоимости продаж за счёт лучшего использования трудовых ресурсов

251842,500

251842,500

2

возможность увеличения стоимости продаж за счёт лучшего использования материальных ресурсов

431730

251842,500

3

возможность увеличения стоимости продаж за счёт лучшего использования основных производственных средств

953851,614

251842,500

4

Итого комплексный ресурс

х

251842,500

Максимальная величина резервов выявлена по основным производственным средствам – 953851,614 тыс. руб., минимальная – по трудовым ресурсам – 251842,5 тыс. руб. Комплектным резервом будет минимальный резерв, так как именно в этом размере рост производства будет обеспечен всеми группами ресурсов. В данном случае комплектный резерв (объем продукции) составит 251842,5 тыс. руб.

Максимальный резерв по основным производственным фондам в 953851,614 тыс. руб. не может быть использован до тех пор, пока не будут выявлены возможности увеличения объема производства в том же размере и по двум другим группам ресурсов, то есть пока он не будет укомплектован.


Анализ производства и объёма продаж

6. Определите влияния на прирост объёма продаж изменения количества проданной продукции (в натуральном выражении), её структуры и цен на неё. Дайте оценку экстенсивности и интенсивности влияния выявленных факторов и резервов


№п/п

Наименование проданой продукции

количество проданой продукции, шт.

цены на реализованную продукцию, тыс. руб.

Выручка за прошлый год, тыс.руб.

Расчётный показатель выручки за отчётный год, тыс.руб.

Выручка за отчётный год в ценах отчётного года, тыс.руб.

За прошлый год

За отчётный год

За прошлый год

За отчётный год

При структуре прошлого года и в ценах прошлого года, тыс.руб.

При структуре отчётного года и ценах прошлого года, тыс.руб.

А

Б

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Изделие А

11700

13800

193,4

195

2262780

2487419,515

2668920

2691000

2

Изделие В

4120

4024

261

260

1075320

1182347,539

1050264

1050920

3

ИзделиеС

10800

11440

199,7

201,25

2156760

2370919,239

2284568

2302300

4

Итого

26620

29264

х

х

5494860

6040686,293

6003752

6044220


Определим расчетный показатель выручки за отчетный год при структуре прошлого года и в ценах прошлого года:

Количество проданной продукции за отчётный год (итого)*структура прошлого года*цены прошлого года

Определим расчетный показатель выручки за отчетный год при структуре отчетного года и в ценах прошлого года:

Количество проданной продукции за отчётный год * цена прошлого года

Определим влияние на прирост объема продаж изменения количества проданной продукции:

Расчётный показатель выручки за отчётный год при структуре прошлого года в ценах прошлого (итого) - выручка за прошлый год (итого)

∆V(количество) = 6040686,293 - 5494860= 545826,293 тыс.руб.

За счет увеличения количества проданной продукции объем продаж увеличился на 545826,293 тыс.руб.

Определим влияние на прирост объема продаж изменения структуры проданной продукции:

Расчётный показатель выручки за отчётный год при структуре прошлого года в ценах прошлого (итого) - расчётный показатель выручки за отчётный год при структуре отчётного года и ценах прошлого (итого)

∆V(структура) = 6003752 - 6040686,293 = -36934,293 тыс..руб.

Изменение структуры проданной продукции повлияло отрицательно на объем продаж, который сократился на -36934,293 тыс.руб.

Определим влияние на прирост объема продаж изменения цены проданной продукции:

Выручка за отчётный год в ценах отчётного года (итого)- расчётный показатель выручки за отчётный год при структуре отчётного года и ценах прошлого (итого)

∆V(цена) = 6044220 - 6003752 = 40468 тыс.руб.

Изменение цены проданной продукции увеличило объем продаж на 40468 тыс.руб.

За счет экстенсивного влияния количества проданной продукции и цены объем продаж увеличился на 586294,293 тыс.руб., а интенсивное влияние структуры уменьшило объем продаж на 36934,293 тыс.руб.

7. Используя данные о результатах маркетингового исследования спроса на изделия А,В,С, D и Е, показанных в приложении 4 , а также информацию о возможности организации выпускать продукцию, пользующуюся спросом, разработайте часть бизнес-плана по реализации продукции организации на следующий год. В ходе анализа выделите три группы продукции в зависимости от уровня их рентабельности


Приложение 1

п/п

Наименование изделий

спрос на изделие, шт.

Цена изделия на будущий период

Себестоимость единицы продукции возможной к выпуску в следующем отчётносм году, тыс. руб.

Объём продаж исходя из спроса и возможности её выпуска, который может быть включён в бизнес-план, тыс. руб.

Себестоимость объёма продаж продукции, включённой в бизнес-план

прибыль от продаж на планируемый период,тыс.руб

рентабельность изделий исходя из отношения прибыли к объёму продаж,коэфф

отнесение рентабельности продукции к определённой группе, № группы

Объём выпуска в штуках включённых в бизнес план

1

Изделие А

14000

195,6

170,2

2738400

2382800

355600

0,1299

II

14000

2

Изделие В

4500

261,4

250

1176300

1125000

51300

0,0436

III

4500

3

Изделие С

12000

202

186,8

2424000

2241600

182400

0,0752

III

12000

4

Изделие D

5400

289

-

0

0

0

0

-

-

5

изделие Е

3000

92

90,4

27600

27120

480

0,0174

III

300

итого

38900

х

х

6366300

5749400

589780

0,2661

-

-


Объём продаж исходя из спроса и возможности её выпуска, который может быть включён в бизнес-план = объём выпуска в штуках включённых в бизнес-план * цена изделия на будущий период.

Себестоимость объёма продаж продукции, включённой в бизнес-план = себестоимость единицы продукции, возможной к выпуску в следующем отчётном году * объём выпуска в штуках включённых в бизнес-план.

Прибыль от продаж на планируемый период = Объём продаж исходя из спроса и возможности её выпуска, который может быть включён в бизнес-план - Себестоимость объёма продаж продукции, включённой в бизнес-план.

Рентабельность изделий исходя из отношения прибыли к объёму продаж = Прибыль от продаж на планируемый период/ Объём продаж исходя из спроса и возможности её выпуска, который может быть включён в бизнес-план.

Исходя из разброса значения рентабельности отдельных видов продукции в анализируемой организации, при включении показателей в одну из указанных групп предлагается следующая градация: к группе I рекомендуется отнести показатели рентабельности 25 % и выше, к группе II - от10 до 25 %, к группе III - ниже 10 %.

Оценим результаты, отраженные в Приложении 4. Стратегически более выгодным для ООО «Агат» является изделие А, рентабельность которого составляет 12,99 %, то есть с каждого рубля, вложенного в производство данной единицы, ООО «Агат» будет получать почти 12,99 % прибыли. Далее по привлекательности для производства и дальнейшей реализации следует изделие В, С и Е. Для выпуска изделия D нет соответствующих условий.

8. Определите точку безубыточности и зону финансовой устойчивости за отчётный год и на планируемый период. Результаты расчётов оформите в таблице 6

Таблица 6

Критический объём продаж за отчётный год и на планируемый объём продаж, обеспеченный спросом.

№ п/п

Показатель

За отчётный год

На планируемый период, обеспеченный спросом

1

Выручка от продаж, тыс. руб.

6044220

6357100

2

Переменные затраты, тыс. руб.

4593607

4864392

3

Постоянные затраты, тыс. руб.

885008

885008

4

прибыль от продаж, тыс. руб

565605

607700

5

Маржинальный доход в составе выручки от продаж, тыс. руб.

1450613

1492708

6

уровень (доля) маржинального дохода в выручке от продаж, коэфф.

0,2400

0,2348

7

"критическая точка" объёма продаж, тыс. руб.

3687532,82

3769045,491

8

запас финансовой прочности, тыс. руб.

2356687,18

2588054,509

9

Уровень запаса финансовой прочности в объёме продаж, %

38,9908

40,7112

Переменные затраты на планируемый период находим как: себестоимость - постоянные расходы

Прибыль от продаж = выручка от продаж- переменные затраты - постоянные затраты

Маржинальный доход = выручка от продаж - переменные расходы

Доля маржинального дохода в выручке от продаж = маржинальный доход / выручка от продаж

Критическая точка = постоянные затраты / доля маржинального дохода

Запас финансовой прочности = выручка от продаж - критическая точка объёма продаж

Уровень запаса финансовой прочности в объёме продаж = (запас финансовой прочности / выручка от продаж) * 100

Точка безубыточности- точка, в которой затраты равны выручке от реализации продукции.

Запас финансовой прочности -разность между фактическим и безубыточным объёмом продаж. Следует иметь ввиду, что запас финансовой прочности желательно поддерживать на нормативном уровне (60-70 %) на случай хозяйственных затруднений ухудшения конъюнктуры рынка.

Уровень запаса финансовой прочности на планируемый период выше на 1,7204 % (40,7112-38,9908) , однако ниже оптимального значения (60-70 % от объёма продаж ), поэтому любые хозяйственные затруднения и ухудшения конъюнктуры рынка могут причинить существенный вред финансовому положению организации.

Точка безубыточности на планируемый период выше на 81512,671 тыс. руб. и ее величина больше объема реализации, следовательно, деятельность предприятия прибыльна.


Анализ затрат и себестоимости продукции

9. Дайте характеристику анализируемого производственного процесса с точки зрения структуры его затрат

Таблица 7

Расходы по обычным видам деятельности в поэлементном разрезе за отчётный и прошлый годы

№ п/п

Наименование элемента затрат по обычным видам деятельности

За отчётный перод

За прошлый год

Отклонение

тыс.руб.

%

тыс. руб

%

тыс. руб.

%

1

Материальные затраты

1439100

26,267

1221080

24,440

218020

45,201

2

Затраты на оплату труда

2403200

43,865

2279940

45,632

123260

25,555

3

Отчисления на социальные нужды

610490

11,143

584760

11,704

25730

5,334

4

Амортизация

147550

2,693

144280

2,888

3270

0,678

5

прочие затраты

878305

16,031

766250

15,336

112055

23,232

6

Итого

5478645

100

4996310

100

482335

100

Всего расходы по обычным видам деятельности за прошлый год составили 4996310 тыс.руб., за отчетный год - 5478645 тыс.руб., т.е. увеличились на 482335 тыс.руб. В общей сумме расходов самый большой удельный вес занимают затраты на оплату труда 43,865 % .В прошлом году материальные затраты составляли 1221080 тыс.руб., в отчетном - 2403200 тыс.руб., а в относительном выражении 24,44% - за прошлый год и 26,267% за отчетный.

В организации наблюдается рост затрат по сравнению с прошлым годом. Возможно, вводятся новые рабочие места или увеличивается доля более трудоемкой продукции. В связи с этим и повышаются затраты на оплату труда и, соответственно, отчисления на социальные нужды.


10. Охарактеризуйте динамику себестоимости проданной продукции (затрат на 1 руб. продаж). Выявите влияние на её изменение структуры проданной продукции, себестоимости единицы отдельных её видов цен на неё


Приложение 2

№п/п

Показатель

Условное

обозначение

Изделие А

Изделие В

Изделие С

Итого

Прошлый год

Отчётный год

прошлый год

Отчётный год

Прошлый год

Отчётный год

Прошлый год

Отчётный год

1

Количество шт.

Q

11700

13800

4120

4042

10800

11440

26620

29282

2

Цена тыс.руб.

Z

193,4

195

261

260

199,7

201,25

х

х

3

Стоимость, тыс.руб.

QZ

2262780

2691000

1075320

1050920

2156760

2302300

5494860

6044220

4

Себестоимсоть единицы продукции, тыс.руб.

P

168,4

169,4

248,2

249,5

185,5

186,4

х

х

5

себестоимость продукции

QP

1970280

2337720

1022584

1008479

2003400

2132416

4996264

5478615

6

себестоимость объёма продаж отчётного года при себестоимости единицы прошлого года, тыс. руб.

Q1P0

Х

2323920

Х

1003224,4

Х

2122120

Х

5449264,4

7

Стоимость продаж отчётного года по ценам предыдущего года, тыс. руб.

Q1Z0

Х

2668920

Х

1054962

Х

2284568

Х

6008450


Индекс затрат на 1 рубль продаж (Jз ) можно представить следующим образом:

Jз = , где q - количество проданной продукции в натуральном выражении;

p- себестоимость единицы продукции в тыс. руб.;

z- цена единицы продукции в тыс. руб.

Рассчитаем индекс затрат на 1 руб. продукции в прошлом (базисном) периоде:

Jзо =

Т.е. в прошлом году на 1 руб. проданной продукции приходилось 91,59 коп. затрат.

Рассчитаем индекс затрат на 1 руб. продукции в отчётном периоде:

т.е. в отчётном году на 1 руб. проданной продукции приходилось 91,75 коп. затрат.

Изменение индекса затрат на 1 руб. продаж составляет:

0,9064-0,9093=-0,0029 т.е. понижение затрат на 1 руб. продукции в отчётном году по сравнению с прошлым годом составило 0,29 коп.

Определим влияние структуры проданной продукции, уровня себестоимости отдельных видов продукции и цен на неё на изменение индекса затрат на 1 руб. реализованной продукции:

1. Размер влияния изменения структуры проданной продукции:


т.е. уменьшение затрат на 1руб. продукции на 0,0024 руб. произошло за счёт структурных сдвигов в ассортименте проданной продукции.

2. Размер влияния изменения себестоимости одной единицы изделия:

т.е. увеличение затрат на 1 руб. продукции на 0,0049 руб. произошло за счёт изменения себестоимости единицы продукции.

3. Размер влияния изменения цены:

т.е. уменьшение затрат на 1 руб. продукции на 0,0054 руб. произошло за счёт изменения цен на продукцию.

В результате анализа затрат на 1 руб. проданной продукции выявлено отрицательное воздействие на его уровень изменения себестоимости одной единицы проданной продукции.

11. Определите степень влияния отдельных факторов на стоимость основных видов используемых в производстве материалов, а также резервы её снижения. Для проведения анализа используйте информацию, предложенную в приложении №3

Исходные данные для анализа влияния факторов на уровень материальных затрат

п/п

Наименование

материалов

Количество израсходованных

Материалов (q)

Цена

тыс.руб.(z)

Стоимость израсходованного материала, тыс. руб. (qz)

Отклонение (Δqz)

Отчётный год

Прошлый год

Отчётный год

Прош-лый год

Отчёт-ный год

Прош-лый год

1

Материал вида Х

3530

2730

155

158

547150

431340

115810

2

Материал вида Y

2250

1840

171,92

167,5

386820

308200

78620

3

Материал вида Z

1340

1610

125,5

121

168170

194810

-26640

4

Материал вида W

3120

2650

108

108,2

336960

286730

50230

итого

Х

Х

Х

Х

1439100

1221080

218020

Приложение 3

Стоимость израсходованного материала представляет собой мультипликативную модель:

QZ = Q * Z

Определим влияние изменения отдельных факторов на общую стоимость материалов.

Найдем влияние изменения количества израсходованного материала на общую стоимость:

∆QZ(Q) = Q1 Z0 - Q0 Z0

Материал вида Х: 3530*158-2730*158=126400 тыс.руб.

Материал вида Y: 2250*167,5-1840*167,5= 68675тыс.руб.

Материал вида Z: 1340*121-1610*121=-32670 тыс.руб.

Материал вида W: 3120*108,2-2650*108,2=50854 тыс.руб.

Итого: 126400+68675-32670+50854=213259

Таким образом, за счет изменения количества израсходованного материала произошло увеличение общей стоимости материалов на 213259 тыс.руб.

Определим влияние изменения цены на общую стоимость израсходованного материала:

∆QZ(Z) = Q1 Z1 - Q1 Z0

Материал вида Х: 3530*155-3530*158=-10590 тыс.руб.

Материал вида Y: 2250*171,92-2250*167,5=9945 тыс.руб.

Материал вида Z: 1340*125,5-1340*121=6030 тыс.руб.

Материал вида W: 3120*108-3120*108,2= -624тыс.руб.

Итого: -10590+9945+6030-624=4761 тыс.руб.

За счет изменения цены произошло увеличение общей стоимости материалов на 4761 тыс.руб.

Стоимость израсходованного материала Х увеличилась в отчетном году на 115810 тыс. руб. за счет увеличения количества израсходованных материалов.

Стоимость израсходованного материала Y уменьшилась на 78620 тыс. руб. за счет уменьшения количества израсходованных материалов.

Стоимость израсходованного материала Z уменьшилась на 26640 тыс. руб. за счет уменьшения количества израсходованных материалов и уменьшения их цены.

Стоимость израсходованного материала W увеличилась на 50230 тыс. руб.

12. Определите степень влияния отдельных факторов на уровень затрат по оплате труда, резерв снижения этих затрат. Укажите возможное направление анализа затрат по оплате труда при расширении использования аналитических данных бухгалтерского учёта

Для того, чтобы упростить расчёты составим таблицу:

Анализ влияния отдельных факторов на уровень затрат по оплате труда

Показатель

Условные обозначения

Прошлый год

Отчётный год

Отклонения

Затраты на оплату труда

ОТ

2279940

2403200

123260

Численность работников, чел.

Ч

29230

30040

810

Средняя заработная плата работников, тыс. руб.

ЗП

78

80

2

Влияние факторов:

Х

Х

Х

а) численности

Х

Х

б) средней заработной платы

Х

Х

Затраты на оплату труда представляют собой мультипликативную модель:

ОТ = Ч * ЗП

Влияние факторов определим способом абсолютных разниц:

Определим влияние численности работников на уровень затрат по оплате труда: ∆ОТ(Ч) = ∆Ч * ЗП0

∆ОТ(Ч) =810*78=63180


За счет увеличения численности работников на 810 человек произошло увеличение затрат по оплате труда на 63180 тыс.руб.

Определим влияние средней заработной платы работников на уровень затрат по оплате труда: ∆ОТ(ЗП) = Ч1 * ∆ЗП

∆ОТ(ЗП)=30040*2=60080

За счет роста средней заработной платы на 2 тыс.руб. произошло увеличение затрат по оплате труда на 60080 тыс.руб.

13. Дайте оценку и произведите анализ состава, структуры и динамики доходов и расходов. На основании полученных данных сделайте вывод о причинах изменения превышения доходов над расходами в рассмотренных периодах

Таблица 8

Состав, структура и динамика доходов и расходов

п/п

Показатель

Отчётный год

Прошлый год

Изменение

(+;-)

Сумма тыс.руб.

Проценты к итогу

Сумма тыс. руб.

Проценты к итогу

Сумма тыс. руб.

Проценты

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Выручка (нетто)

6044220

99,34

5494860

99,22

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  678  679  680   ..