Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 18

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  560  561  562   ..

 

 

Антимонопольная политика России 4

Антимонопольная политика России 4

Содержание:

Достоинства (преимущества)

Недостатки (издержки)

Для экономики

Для экономики в целом

Достоинства (преимущества)

Недостатки (издержки)

Для экономики в целом

Для экономики в целом

1.Изменение институциональной среды экономики страны

1. Отсутствие предсказуемости экономической политики субъектов рынка

2.Структурные изменения в производящих

2.Государству трудно отслеживать деятельность малых и средних предприятий, возникает сложность в контроле и координации рыночных процессов

3.Повышение эффективности распределения и перераспре­деления ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения потребительских предпочтений

3. Повышается доля теневого оборота (оффшорные зоны, сокрытие от налогообложения, уход капитала за рубеж)

4. Создаются условия для формирования стабильного потребительского рынка

4.Короткий жизненный цикл компаний, активная миграция, отсутствие стабильности

5. Высокий уровень насыщенности потребительского рынка
товарами и услугами, ликвидация товарного дефицита

5.Возможность осуществления недобросовестной конкуренции и промышленного шпионажа

6.Формируется инфраструктура рынка

6.Возможность осуществления монополистических действий и установления власти на рынке тех фирм. которые имеют более высокую рыночную долю

7. Развивается малый и средний бизнес

7.Увеличение безработицы, снижение социальной защищенности

8.Процесс «естественного отбора» позволяет оставаться на рынке более конкурентоспособным компаниям при оптимизации государственного регулирования

8.Социальное расслоение общества

9.Растет мотивация к профессиональному росту на рынке труда

9.Стремление к достижению конкурентных преимуществ за счет широкого применения мер внеправового характе­ра (получение льгот и преимуществ от органов власти коррупция, снижение трансакционных издержек и др.)

10. Создается экономический и социальный базис для развития среднею класса

10. Сокращение издержек производства и обращения не за счет внедрения новых технологий и оптимизации затрат, а путем снижения расходов на социальные нужды, проведения финансовых и налоговых махинаций, ограничения в заработной плате и др.

11.Ограничивается роль государства в управлении экономической и хозяйственной деятельностью субъектов рынка и в контроле за нею.

12.Обновление технологии производства, модернизация

Для потребителя

Для потребителя

1. На рынке предлагается широкий и насыщенный ассортимент товаров, отсутствие дефицита

1.Отсутствие равенства возможностей выбора для покупателей

2. Растут конкурентоспособность и потребительские свойства продукции

2.Проблема выбора среди товаров-аналогов, имеющих сходные или близкие потребительские свойства

3. Формируется рыночная власть потребителя, направленная на снижение цен и повышения качества обслуживания

3.Появление психологического дискомфорта у потребителей из-за невозможности приобретения постоянно меняющегося модифицированного товара.

4. Неценовая конкуренция позволяет потребителям получать полную информацию о товарах и услугах на рынке, увеличивается объем и расширяется спектр потребляемых услуг.

4.Наличие несоответствия баланса «цена-качество»

5.Придание продукции таких эксплуатационных характеристик и свойств, которые смогут снизить потребность и затраты покупателя на обслуживание продукции, обеспечивает большую надежность

5.Недостаточная сегментация рынка компаниями (отсутствует товар хорошего качества ориентированный на среднего потребителя)

6. Активное использование недобросовестной и недостоверной рекламы, вводящей потребителей в заблуждение относительно качества товара, характера, способа и места его производства

Для субъекта рынка (фирмы)

Для субъекта рынка (фирмы)

1.Поиск новых возможностей использования имеющихся ресурсов

1.Возможность банкротства фирм, небольшой жизненный период их функционирования

2. Относительно свободный вход на рынок

2.Непрогнозируемость рынка, определяющая неустойчивый уровень прибыли

3. 3.Внешняя среда стимулирует компанию работать более эффективно (повышать скорость обращения капитала, ресурсов товаров)

3.Необходимость постоянного отслеживания рынка и выработки стратегических решений, направленных на .достижение преимуществ и выживание

4. Разрабатывается гибкая ценовая, ассортиментная и сбытовая политика

4.Недобросовестная конкурентная борьба и проявление монопольной власти со стороны фирм-конкурентов

5.Формируется самостоятельная оперативная деятельность фирмы на рынке

5. Высокий уровень косвенных затрат связанный с продвижением товаров на рынке (издержки на рекламу и т.д.)

6.Достигаются конкурентные преимущества за счет

6.Большое количество конкурентов

7. Существуют альтернативы в выборе поставщиков, покупателей

7. Ограниченная возможность обеспечить концентрацию ресурсов для ускорения НТП; низкий уровень амортизационных отчислений на обновление производства, отсутствие и ограничение научно-технической базы и недостаток специалистов для проведения исследований

8. Слабая зависимость от государственного патронажа и регулирования, отсутствие указаний о первоочередных и обязательных поставке, производстве и др.

9.Активизация неценовых методов конкуренции

№ п/п

Виды корпораций

Характеристика корпорации

1.

Ассоциация

Добровольное объединение физических и (или) юридических лиц с целью взаимного сотрудничества при сохранении самостоятельности и независимости входящих в объединение членов

2.

Картель

Соглашение между предприятиями одной и той же отрасли о ценах рынка сбыта, объемах производства и обмене патентами при сохранении ими юридической и экономической самостоятельности

3.

Консорциум

Временное объединение компаний, банков на основе общего соглашения для осуществления капиталоемкого проекта или совместного размещения займа (несет солидарную ответственность перед заказчиками)

4.

Концерн

Крупное объединение предприятий, связанных общностью интересов, договорами, капиталом, участием в совместной деятельности (часто такая группа объединяется вокруг холдинга, держащего акции этих компаний)

5.

Синдикат

Объединение предприятий, выпускающих однородную продукцию в целях организации ее коллективного сбыта через единую торговую сеть

6.

Финансово-промышленная группа

Совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест

7.

Холдинг

Холдинговая компания – предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий /Гражданский кодекс, часть 1/

Количество и размер фирм

Характер продукции

Условия входа и выхода

Доступность информации

Совершенная конкуренция

Множество мелких фирм

Однородная продукция

Никаких затруднений

Равный доступ ко всем видам информации

Монополистическая конкуренция

Множество мелких фирм

Разнородная продукция

Никаких затруднений

Некоторые затруднения

Олигополия

Число фирм невелико, есть крупные фирмы

Разнородная или однородная продукция

Возможны отдельные препятствия

Некоторые ограничения

Монополия

Одна фирма

Уникальная продукция

Практически непреодолимые барьеры на входе

Некоторые ограничения

Формирование прецедентов законодательного ограничения монополистического поведения на рынках. Конец XIX века.

Формирование антитрестовского

Формирование антитрестовского законодательства в Европе и мире.

Либерализация конкурентного законодательства

Становление международной системы регулирования конкуренции.

Дата принятия

Нормативный акт

Основная характеристика

22 марта 1991 г

Закон «О конкуренции...

Является первым в истории России антимонопольным нормативным актом. Послужил основой для формирования в РФ антимонопольного законодательства

11 августа 1992 г

Постановление Правительства РФ № 576 «О государственном регулиро­вании цен и тарифов на продукцию и услуги предприятий-монополистов в 1992-1993 г.г.»

Согласно постановлению государственное регулирование и контроль цен осуществлялись следующими способами: установление абсолютного верхнего предела: установление предельного размера рентабельности; установление предельных коэффициентов изменения цен: предварительное декларирование повышения свободных цен

7 февраля 1992 г.

Закон РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей»

Регламентирует отношения между изготовителями, продавцами, исполнителями работ (услуг), являющимися предпринимателями, с одной стороны, и гражданами-потребителями — с другой

14 августа 1992 г

Указ Президента РФ

Регламентируются правовой статус Комитета и его основные задачи на базе антимонопольного и потребительского законодательства: содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринима­тельства: предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства

12 декабря 1993 г

Конституция РФ


Ст. 8 — определены единство экономического пространства,
свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств,
поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Ст. 34 — гарантируется недопустимость монополизации рынка
недобросовестной конкуренции

9 марта 1994 г

Постановление Правительства РФ № 191 «О государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации»

Определены этапы демонополизации экономики РФ и выделены основные рынки демонополизации

5 мая 1995 г.

Изменения и дополнения к Закону РСФСР «О конкуренции...»

Новой редакцией Закона «О конкуренции...» введено понятие антимонопольного законодательства, уточнены сферы применения закона, важнейшие его категории

4 июня 1995 г.

Федеральный закон № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства Российской Федерации»

Законодательно закреплены критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства. Разработаны методы государственной поддержки

8 июля 1995 г.

Федеральный закон № 108-ФЗ «О рекламе»

Определяет правовые основы отношений по созданию и распространению рекламы, а также нормы, регламентирующие предупреждение и пресечение ненадлежащей рекламы

7 августа 1995 г.

Федеральный закон № 147-ФЗ «О естественных монополиях»

Данный закон впервые определил правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий

19 февраля 1996 г.

Постановление Правительства РФ № 154 «О реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%»

Новая концепция Реестра предприятий-монополистов. Из инстру­мента, предназначенного для административного ценового регулирования. Реестр становится перечнем хозяйствующих субъектов, доминирующих на товарных рынках

21 февраля 1998 г.

Постановление Правительства РФ № 239 "О мероприятиях по решению задач государственной антимонополь­ной политики, демонополизации экономики и развитию конкуренции на товарных рынках Российской Федерации в 1998-2000 гг.»

Разработка комплексных программ демонополизации и развития конкуренции на рынках товаров и услуг в отдельных отраслях

6 мая 1998 г.

Федеральный закон № 70-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон "О конкуренции"»

Введение понятия «аффилированные лица»— физические или юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Дополнение закона ст. 21 ..Учет аффилированных лиц», введение в ст. 23 ответственности за нарушение порядка предоставления сведений об аффилированных лицах

23 июня 1999 г.

Федеральный закон № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»

Предметом регулирования данного закона являются отношения. влияющие на конкуренцию на рынке пенных бумаг, банковских, страховых и финансовых услуг

19 июля 1999

Меры по реализации среднесрочной программы структурных реформ

Программа включает комплекс основных мероприятий, направленных на преобразование в отраслях экономики, представляющих естественные (инфраструктурные) монополии,
активизацию роли государства в развитии конкуренции, а также в создании благоприятной среды для открытия предприятий частного сектора. В письме подтверждена особая
роль МАП России и уточнены его функции и задачи институциональных изменений экономики страны

9 октября 2002 г.

федеральный закон № 122-ФЗ О внесении изменений и дополнении Закон "О конкуренции..."

В новой редакции уточнены сферы применения закона, опреде­лены важнейшие его категории, внесены дополнения в ряд статей

2005 г.

Разработка Федерального закона «О защите конкуренции-

Совершенствование и унификация правового регулирования отношений по защите конкуренции на товарных и финансовых рынках

26 октября 2006 г.

Принят закон «О защите конкуренции». Закон был принят Государственной Думой 8 июля и одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 г.

Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции и направлен на предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в России.

Экономические цели политики антимонопольной политики

Оптимизация

Воздействие на

Корректировка

Анализ уровня концентрации на товарных рынках

Горизонтальных и вертикальных соглашений

Устранение административных, межрегиональных, организационных барьеров

Контроль за процессами концентрации

Недобросовестной

Поддержка малого предпринимательства

Определение доминирующего положения

Монополистической деятельности

Горизонтальные

Недобросовестная конкуренция

Картельные соглашения

Объекты, регулируемые антимонопольными законами

Монополизация рынка

Антиконкурентные слияния фирм

Ценовая дискриминация

Президент РФ,

Судебные органы

Установление правил хозяйствования и наделение полномочиями

Обеспечение осуществления полномочий федеральной государственной власти

Судебный контроль, защита прав и законных интересов предпринимателей


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ ОРГАН \ФАС \

Территориальные управлен.

Участники хозяйственного процесса

Эффективность рыночной экономики

Цели закона, принципы антимонопольного регулирования.

Сфера применения закона

Судебный контроль

Федеральный антимонопольный орган (ФАС РФ)

Объекты воздействия

Функции

Полномочия

Средства воздействия

Информационное обеспечение

Принципы

Методы

1.Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, контроль за процессами концентрации

1.Содействие развитию товарных рынков и конкуренции (устранение административных межрегиональных и других барьеров).

2.Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции

1.Контроль и наблюдение за субъектами, имеющими доминирующее положение на рынке.

3.Принцип разумного подхода
при применении норм антимо­нопольного законодательства,
направленных на эффективное
функционирование товарных
рынков и конкуренции

1.Исследование структуры рынка, анализ поведения и оценка результата функциони­рования рынка.

4.Законность, гласность

1.Пропаганда основных требований и норм антимонопольного законодательства.

Антимонопольное законодательство РФ

Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»

Федеральный закон «О защите конкуренции»

Федеральный закон

Федеральный закон

Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле»

Федеральный закон

Закон РФ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Россия,

США,

Наименование продукции, единица измерения

CR-3%, %%%%%%

CR-4, %

1997 г.

1992 г.

1997 г.

Нормально-осветительные электролампы, тыс. шт.

81,3

50

89.7

Энергетическое машиностроение: котлы паровые, шт.

98,9

9

23,8

Удобрения фосфатные, включая муку фосфорную.

63,6

62

70,5

тыс. т

Чугун, тыс. т

51.9

24

38,3

Турбины паровые, шт.

100

79

42,5

Автоматические телефонные стан им и (АТС),

89,1

27

36.5

тыс. номеров

Суда морские и рейдовые, ед.

100

53

38,4

Сахар-песок, т

15,7

52

41,9

Автоматические ткацкие станки, шт.

100

22

19,7

Древесная масса, т

81,9

48

58.6

Переработка газа на газоперераб. заводах, млн. куб. м

92.3

78

67,5

Волокна и нити синтетические, т

48,4

98

69,0

Водонагреватели газовые бытовые, тыс. шт.

98,1

9

18,1

Линии для деревообрабат. производств, комплектов

100

14

30,0

Гальванические элементы и батареи, тыс. шт.

86,1

60

46,5

Электролампы осветительные, тыс. тт.

77,7

86

88,4

Быстрозамороженная плодоовощная продукция, т

95,4

28

34,3

Сухие адаптированные смеси на молочной основе, т

100

43

68,8

Папиросы и сигареты всего, млн. шт.

37,7

93

98,9

Машины швейные промышленные, шт.

98,6

30

28,0

Подошвенная резина, т

97,6

38

54,6

Бумага, т

51,1

29

37,6

Газетная бумага, т

80,3

н. д.

43,9

Масла дизельные, тыс. т

48,4

35

34,2

Мыло туалетное т

66,2

63

68,8

Листовой прокат, т

94,7

32

46,6

Трубы чугунные канализац. и части к ним, т

82,3

24

22,9

Воздухоочистители бытовые шт.

99,7

30

21,3

Генераторы к турбинам. тыс. кВт

48,9

79

78,2

Лифты грузовые, шт.

100

57

52,7

Краны шт.

73,3

29

35,7

Тракторы, шт.

65,3

47

36,7

Линии для расфасовки сыпучих пищевых продуктов, линий

100

16

16,6

Часы тыс. шт.

76,5

40

48,1

Холодильники бытовые всего, шт.

90,3

82

82,8

Машины стиральные автоматические, шт.

100

94

92,7

Генераторы перемен, тока мощностью свыше 100 квт. тыс.кВт, тыс. кВт

92,4

36

3.3,0

Аккумуляторы, аккумуляторные батареи тыс.ампер.часов

76,3

60

52,0

Легковые автомобили, шт.

96,6

84

79,5

Автосамосвалы, шт.

77,1

40

74,4

Гражданские самолеты, шт.

62,5

79

88,4

Мотоциклы, мопеды, велосипеды, шт.

100

65

63,9

Машины прядильные, шт.

100

26

26,1

Критерии классификации

Виды естественных монополий

Пространственный (географические

1.Федеральные.

Отраслевой (принадлежность к отрасли, виду производства)

1.В топливно-энергетическом комплексе:

Временной (закрепленность во времени состояния ЕМ)

1.Закрепленные.

Сочетание у субъекта ЕМ признаков других типов монополии (искусственные и др.) или других источников монопольной власти, кроме крайне высокой экономии на масштабе (чистота ЕМ)

  1. Чистые

Наличие прямого государственного регулирования

1.Регулируемые.

Форма собственности субъекта ЕМ

  1. Государственные:

Вторая задача – защита единого экономического пространства и беспощадная борьба с административными барьерами.

Прежде всего – борьба с антиконкурентными действиями органов государственной власти и местного самоуправления. Борьба должна вестись по трем основным направлениям: С барьерами на пути движения товаров; с административными барьерами (угнетающими, прежде всего, малый бизнес); с действиями государственных органов, искажающими конкурентную рыночную среду (большое значение в этом плане будет иметь принятие Федерального закона «О государственной помощи»). Особенно важно, что эффективное применение антимонопольных методов воздействия на органы власти оказывает большое антикоррупционное влияние.

Третья задача – контроль экономической концентрации.

Идущие в России после кризиса 1998г. процессы реконцентрации (рекапитализации) в производственном и финансовом секторах с необходимостью приводят к увеличению количества сделок и к серьезным процессам перераспределения собственности. Российским антимонопольным органам следует кардинально пересмотреть подходы в оценке этих процессов и, следовательно, изменить содержание и формы работы. Роль антимонопольных органов не только и не столько в том, чтобы слепо учитывать все совершаемые сделки и штрафовать нерадивых граждан и юридических лиц за мелкие процедурные нарушения. Задача – суметь отделить объективные процессы концентрации (имеющие, зачастую, ярко выраженный позитивный социально – экономический эффект) от фактов их использования антиконкурентными методами.

Четвертая задача – выявление и доказательство монопольных цен и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию.

Здесь необходимо как серьезное развитие законодательства, так и постоянное взаимодействие с другими ведомствами, прежде всего – силовыми.

Пятая задача – защита от недобросовестной конкуренции, контроль соблюдения законодательства о рекламе, защита прав потребителей.

В условиях недостаточно развитой институциональной инфраструктуры товарных рынков значительные масштабы приобретает недобросовестная конкуренция, а именно: обман потребителей, дискредитация конкурента, несанкционированное использование чужой интеллектуальной собственности при продаже товаров. Непростая ситуация складывается в сфере использования авторского права и смежных прав, патентов, товарных знаков, а также фирменных наименований. Защита прав на объекты интеллектуальной собственности, борьба с пиратством, равно как и эффективный неформальный контроль соблюдения рекламного законодательства и защита прав потребителей – одни из важнейших предпосылок осуществления прямых иностранных и отечественных инвестиций в российскую экономику. Но не путем наклеивания безумного количества марок, как предлагают радетели качества товаров, а путем кропотливой, ежедневной работы по воспитанию цивилизованного производителя и потребителя, с одной стороны, и построению системы реальной защиты качества продукции, работ и услуг – с другой.

Шестая задача – регулирование деятельности естественных монополий.

Последнее время широко обсуждаются вопросы реструктуризации естественных монополий и государственной тарифной политики. Роль антимонопольных органов здесь двояка: с одной стороны – антимонопольный контроль, с другой – тарифное регулирование.

Но цель деятельности одна: обеспечить эффективное функционирование субъектов естественных монополий не только с точки зрения самих этих субъектов, но и с точки зрения потребителей их услуг, т.е. общества.

Поэтому предстоит решить сложный комплекс вопросов, связанных с эффективным ценовым регулированием услуг естественных монополистов, ликвидацией перекрестного субсидирования, устранением без альтернативности условий договоров с поставщиками услуг, дискриминирующих или неблагоприятных для всех категорий потребителей, развитием состязательности в получении исключительных прав на предоставление услуг в условиях естественной монополии. Должны быть ограничены возможности злоупотребления рыночной властью и искажения информации о реальных издержках и прибыли со стороны крупных вертикально интегрированных компаний с естественно – монопольным компонентом, что является объективной основой реструктуризации подобных компаний. В ходе этой работы, безусловно, должен быть положен конец антирыночной и антигосударственной практике, когда установление тарифов незаконно узурпируется самой естественной монополией или ее отраслевым ведомством, что мы имеем сегодня на примере МПС.

В результате искажаются макроэкономические пропорции, деформируется внешнеэкономическая политика, хозяйствующие субъекты, бюджет и экономика в целом несут потери. Это слишком дорогая цена благополучия одной, пусть и важнейшей, отрасли. Совершенно очевидно, что во время и в условиях политики активного реформирования экономики, реформировании естественных монополий, государство должно иметь один регулирующий их орган. Орган над отраслевой и надтерриоальный. Регулятор не технический, а экономический. Вопрос о том, должен ли этот орган быть совмещен с антимонопольным регулятором, - вторичен и решается в розных странах по-разному. Сегодня это ФАС России. Возможно, в будущем можно будет создать федеральную тарифную комиссию, объединив в ней все тарифные функции. Главное – над отраслевой и над территориальный принцип. Если государство сумеет разделить естественно-монопольные и конкурентные сегменты, объединенные сегодня внутри естественных монополий, сумеет сделать действительно государственным регулирование тарифов – будет и экономический рост, и развитие отечественного производителя, и конкурентоспособность на мировом рынке. Иначе мы рискуем погрязнуть в затратной экономике и инфляции издержек, не поднимаем реальный сектор.

Седьмая задача – разрешение проблем глобализации мировой экономики.

Во–первых, эта проблема конкурентоспособности национальных производителей на мировом рынке. Мы обязаны учитывать это в нашей работе, особенно когда анализируем соотношение уровня концентрации на внутреннем рынке и уровня конкурентоспособности – на внешнем.

Во-вторых, антимонопольные органы должны занимать более активную позицию, как в расследовании фактов демпинга на российском рынке, так и в жестком противодействии необоснованным антидемпинговым преследованием наших производителей на внешних рынках. Пора перестать быть добрыми, когда не законно ущемляются интересы российского капитала. И, в-третьих, давно стоит задача гармонизации национальных конкурентных законодательств, и выработки международных антимонопольных правил. Иначе всех, и развитые государства, и развивающиеся, и страны с переходной экономикой – ждут серьезнейшие юридические коллизии и большие расходы. Говоря сегодня о будущем России, необходимо быть убежденным в том, что она сохраниться как единое государство, с возрожденной на рыночных принципах экономикой, с населением, которое будет ощущать себя достойными и уважаемыми гражданами не только в своей стране, но и за рубежом. Без решения проблем политического единения, преодоления коррупции, формирования нового поколения людей с принципиально новым менталитетом добиться этого будет не возможно.

Переход к рыночной экономике привёл к существенным правовым переменам. Ушли в прошлое некоторые казавшиеся непоколебимыми законодательные акты. Одновременно возникают и развиваются совершенно новые для России сферы законодательства, способные воздействовать на экономические отношения и обеспечить эффективность функционирования рыночного механизма. В полной мере эта новизна может быть отнесена и к антимонопольному законодательству нашей страны - одной из самых молодых ветвей российской правовой системы. Рассмотренный материал позволяет сделать некоторые выводы:

1.Антимонопольное регулирование является целенаправленной государственной деятельностью, осуществляемой на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.

2.Важнейшими направлениями антимонопольного регулирования являются нормативное и организационное воздействие. Нормативное регулирование проявляется в установлении в нормативно-правовых актах правил ведения хозяйственной деятельности, а также в контроле за её осуществлением. Такое регулирование, по существу, олицетворяет собой особую деятельность государства, направленную на образование форм экономического порядка. В свою очередь организационное регулирование состоит в создании государством и наделении соответствующими полномочиями различных организационных структур (прежде всего – антимонопольных органов), способных оказывать реальное и положительное воздействие на экономические отношения и обеспечивающих их эффективность.

3.Среди ряда антитрестовских (антимонопольных) законодательств стран Западной Европы и Америки, имеющих свою специфику, типичным проявлением нормативного антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство России – правовая форма государственного антимонопольного регулирования рыночных отношений, с помощью которой выражаются и закрепляются общеобязательные правила, направленные на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

4.В состав антимонопольного законодательства включается совокупность нормативных актов, принимаемых соответствующими органами государственной власти в целях антимонопольной защиты общества и устанавливающих, изменяющих и отменяющих правовые нормы в сфере конкуренции, входят: 1) Конституция России; 2) Закон о конкуренции; 3) Федеральные законы, издаваемые в соответствии с Законом о защите конкуренции; 4) Указы Президента РФ; 5) Постановления и распоряжения Правительства России.

5.Антимонопольное регулирование и законодательство базируются на конституционных принципах: 1) свободы экономической деятельности; 2) единства экономического пространства; 3) свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; 4) дифференциации и защиты публичных интересов; 5) поддержки конкуренции; 6) недопустимости экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

6.Базовой категорией антимонопольного законодательства выступает доминирующее положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке. При этом само по себе такое положение не является нарушением антимонопольного законодательства, и существуют определённые доли его определяющие.

7.Антимонопольные органы являются федеральной организационной системой, созданной государством и функционирующей согласно законодательству РФ с целью проведения государственной политики по содействию развитию товарных рынков и добросовестной конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренцией.

8.Монополистическая деятельность подразделяется на монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов и монополистическую деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления.

9.Регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется с использованием специальных методов: т.е. предусмотренных федеральным законодательством способов установления и применения обязательных условий хозяйственной деятельности субъектов естественной монополии и характеристик их продукции, применение которых ограниченно во времени.

10.Государственная монополия – это монополия, созданная в соответствии с законодательством России, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Самуэльсон П. Экономика. М., 1964

2. Хейне П.Экономический образ мышления. – М., 1992

3. Ленин В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма. Популярный очерк. - М. : Политиздат, 1988.

4. Пигу.А. Экономическая теория благосостояния» М., 1985. Т.1. С.-326

5. Тотьев.К.Ю. Конкуренция и монополии: Учебное пособие. М.; Юристъ,1996. С. 4.

6. Аннерс Э. История Европейского права. М., 1994. С.- 28

7. Жилинский С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности. М., «НОРМА-ИНФА-М, 1998. С.37.

8. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., Соцкгиз. 1962.-С.341

9. П.И Стучка Введение в теорию гражданского права. Изд.второе. М.,,Государственное социально-экономическое изд-во,1931, С108.

10. В Шретер Советское хозяйственное право 9право торгово-промышленное) Москва-Ленинград, Госуларственное изд,1928. С.17.

11. В Шретер Советское хозяйственное право 9право торгово-промышленное) Москва-Ленинград, Госуларственное изд,1928. С.22

12. Там же С.21-22

13. Положение о народном суде, ст.22 и прим. // СУ.1920; В Шретер Советское хозяйственное право 9право торгово-промышленное) Москва-Ленинград, Госуларственное изд,1928. С.22

14. Там же. С.5.

15. А.В.Егоров. Гражданское право РСФСР (очерки гражданского кодекса, вып.1.) С.5-13

16. П.И Стучка Введение в теорию гражданского права. Изд.второе. М.,,Государственное социально-экономическое изд-во,1931, С. 32.

17. П.И Стучка Введение в теорию гражданского права. Изд.второе. М.,,Государственное социально-экономическое изд-во,1931, С. 38.

18. А.Малицкий Предисловие к работе : Я..А.Конторович. Основные идеи гражданского права / пред.проф А.Малицкого. Харьков, Юрид. Изд-во НКЮ УССР,1928.

19. Я..А.Конторович Там же. С.17

20. П.И Стучка Там же С.89.

21. П.И Стучка Введение в теорию гражданского права. Изд.второе. М.,,Государственное социально-экономическое изд-во,1931, С. 89-90.

22. Ю.Рубин, В.Шустов. В поисках полноценной конкуренции// Коммунист. 1990,№13, С.44.

23. Материалы CCVI съезда КПСС.М.,1981, С.58

24. М.С. Горбачев Политический доклад ЦК КПСС XXVII съезду КПСС. М., Политиздат 1986. С.55.

25. Ю.Рубин, В.Шустов. В поисках полноценной конкуренции// Коммунист. 1990,№13, С.42-46.

26. Там же С.43.

27. В. Цапелик, А.Яковлев. Монополии в советской экономике. Истоки, формы, пути преодоления // Коммунист. 1990, № 15, С.61

28. Мануэль Хайднс. Проблемы введения рыночных сил в социалистическую экономику Восточно-Европейских стран // Мировой банк, рабочие материалы по Европе, Ближнему Востоку и Северо-Африканскому региону. Доклад № IDP –0057, апрель 1990. С.6-7.

29. А. Ковалев. Западноевропейская интеграция: замысел и реальность // Коммунист 1985, №15 С.96.

30. А. Ковалев. Западноевропейская интеграция: замысел и реальность // Коммунист 1985, №15 С.97.

31. Краткий политический словарь / Составление и общая редакция Л.А. Оникова и Н.В. Шишлгма. М.. «Политиздат», 1987, с. 135; Большой энциклопедический словарь /Под ред. A . M . Прохорова.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  560  561  562   ..

 

Нарушение Закона о естественных монополиях

Размер взыскиваемого штрафа

Завышение цен (тарифов), установленных органом регулирования естественной монополии

До 15 тыс. минимальных размеров оплаты труда

Неисполнение решения выданного органом регулирования естественной монополии (ст. 11)

До 10 тыс. минимальных размеров оплаты труда

Представление органу регулирования естественной монополии недостоверных сведений

До 1000 минимальных размеров оплаты труда

Непредставление органу регулирования естественной монополии уведомления, предусмотренного в п.4 ст.7

До 600 минимальных размеров оплаты труда

Непредставление в срок по требованию органа регулирования естественной монополии документов или иной информации, необходимой для осуществления его деятельности

До 500 минимальных размеров оплаты труда