Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 18

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  505  506  507   ..

 

 

Расчет отпускной цены и экономической эффективности внедрения программного изделия

Расчет отпускной цены и экономической эффективности внедрения программного изделия

Содержание

1. Социально-экономическая роль предприятия в условиях рынка.

1.1 Механизм функционирования предприятия

1 Социально-экономическая роль предприятия в условиях рынка.

1.1 Механизм функционирования предприятия

Социально-экономическая роль предприятия в условиях рынка существенно меняется по ряду направлений:

- основные требования, которое выдвигает рынок предприятию, — работать так, чтобы результатом деятельности был не только выпуск продукции или услуг, но и получение прибыли, т.е. всегда должно быть превышение доходов над расходами, расходуемыми ресурсами, и чем больше это превышение, тем прибыльнее работает предприятие;

- на смену требованию выпуска как можно большего количества продукции, поскольку социалистическая экономика перманентно находилась в условиях дефицита по тому или иному ассортименту продукции, приходит требование не только произвести продукцию, но и сбыть ее, реализовать. Дальнейшее наращивание объемов целесообразно только в условиях гарантированного сбыта последней;

- на смену существовавшим ограничениям со стороны вышестоящих органов приходит самостоятельность предприятий по многим вопросам его деятельности, но как плата за эту самостоятельность — возможность несостоятельности и банкротства, т.е. предприятие может быть выведено за рамки экономической сферы, поскольку оно не смогло работать в условиях рынка и вынуждено покинуть его. Следовательно, поведение предприятия в рыночных условиях хозяйствования видоизменяется, и это изменение касается многих вопросов деятельности предприятия.

Любое предприятие независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, отраслевой принадлежности, выпускаемой продукции или оказываемых услуг является открытой экономической системой.

Для принятия решений необходимо собрать и проанализировать достоверную информацию, которая включает:

- характеристику товаров: являются они товарами конечного потребления или промежуточными, готовыми изделиями или полуфабрикатами, необходима служба сервиса или нет, приемлема ли цена потребителю, каковы цели у конкурентов;

- общую характеристику рынка: большое или малое число потребителей, способы покупки товаров, отношение покупателей к товарам, условиям и срокам поставки, условия продажи у конкурентов;

- каналы распространения товаров: наличие посредников между производителями и потребителями, их количество;

- конкретное состояние рынка: существует ли конкуренция между производителями товаров и каков ее уровень;

- законодательные ограничения: существуют ли законодательные ограничения, которые могут препятствовать маркетинговой деятельности;

- уровни управленческой деятельности в области маркетинга: долговременные цели фирмы (на 10—15 лет), учитывающие ситуацию на внутреннем и внешних рынках и тенденции ее развития;

- финансовые, материальные и иные ресурсы, необходимые для достижения этих целей;

- перспективные (до 5 лет) цели фирмы, возникающие при этом задачи и обеспеченность их необходимыми ресурсами;

- оперативные, текущие цели и задачи, выдвигаемые конъюнктурой рынка, не противоречащие долговременным стратегическим целям.

В производстве продукта и осуществлении маркетинговой политики необходимо учитывать жизненный цикл продукта на рынке, который включает ряд стадий:

- внедрение, требующее больших затрат, поэтому торговля товаром на этой стадии, как правило, убыточна;

- рост как результат признания покупателем товара и быстрого увеличения спроса на него. При росте объема продаж и соответственно прибыли стабилизируются расходы на рекламу;

- зрелость характерна тем, что большинство покупателей товар уже приобрели, поэтому темпы роста продаж, достигнув максимума, начинают падать, прибыль также начинает снижаться в связи с увеличением расходов на рекламу и другие маркетинговые мероприятия;

- насыщение: в этом периоде, несмотря на принятые меры, рост продаж больше не происходит. Прибыль от торговли продолжает увеличиваться из-за снижения расходов на производство;

- спад представляет собой период резкого снижения продаж, а затем и прибыли.


1.2 Социальная роль малого бизнеса

Во-первых, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.

Успех предприятия в этой области можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.

Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных. Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами.

Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования.

Развитие специализации и кооперации вовлекает мелких и средних предпринимателей в сферу влияния крупных объединений.

Фактически они теряют свою независимость и превращаются в отдельные звенья более крупных монополий, хотя официальная статистика учитывает их как самостоятельные единицы. Крупные предприятия привлекают узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. Для хозяев монополистических объединений также мелкие субподрядчики удобны и выгодны: они поставляют свою продукцию по достаточно низким ценам. Их производственные, социальные и другие проблемы мало заботят руководителей монополий. В периоды неблагоприятной конъюнктуры и других осложнений, монополии (хозяева) рвут связи со своими мелкими поставщиками, бросая их на произвол судьбы. В последнее десятилетие во многих странах усилилась тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации и кооперации производства, в крупные отраслевые структуры, которые сейчас производят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокого технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют на рынках с крупными компаниями и монополиями.

Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия, так как монополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть маленьких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.

Деятельность малых предприятий в менее развитых районах западноевропейских стран - это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.

В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции.

1.3 Экономическая роль малого бизнеса

Экономическая роль малого бизнеса заключается в первую очередь в создании большого количества рабочих мест, как для высококвалифицированных сотрудников, так и для студентов, пенсионеров и группы населения с низким уровнем образования и квалификации. Именно на таких предприятиях студенты могут получить все необходимые знания и опыт, развиваться как специалисты.

Таким образом предприятия малого и среднего бизнеса уменьшают процент безработицы, влияют на уровень доходов населения и формируют средних класс. В то же время нельзя не оценить роль малого бизнеса в развитии инновационных технологий, хотя основная масса специализируется на торговле.

Часть сегмента малого бизнеса вкладывает средства в научно-технические изобретения, способствуя подъему национальной экономики в сфере высоких технологий и науки. Роль малого и среднего бизнеса в государственном бюджете – это постоянные отчисления в бюджет налогов, так как малые организации исправно платят по счетам, в отличие от крупных предприятий.

Кроме того роль малого и среднего бизнеса – это поддержка специализации и кооперации в различных отраслях: мелкое и среднее производство, сфера обслуживания, которые специализируются на одном или нескольких направлениях.

Развитие конкуренции, изучение потребительского спроса, требований рынка, способность заполнять пробелы в ассортименте, минимизация и регулирование цены товаров, рост качества товаров и услуг, создание атмосферы предпринимательства и экономических соревнований за лидерство в отрасли – все эти составляющее, определяют роль малого бизнеса в экономике.

В отличие от крупных компаний, предприятия малого бизнеса страдают от недостаточного финансирования, некомпетентной работы управленческого аппарата, больших эксплуатационных расходов, высокой конкуренции.

2 Расчетная часть

2.1 Описание программного изделия

В отделе №140 ОАО «Воткинский завод» существуют веб-серверы, на которых располагаются веб-приложения. Этими веб-приложениями ежедневно пользуются сотрудники этого предприятия. Любое обращение к веб-приложению автоматически фиксируется в журнале посещений веб-сервера, на котором располагается данное веб-приложение. Файлы журналов формируются ежедневно и содержат информацию о посещениях за день.

- Файл журнала имеет расширение *.log. Имя файла имеет вид exyymmdd, где yy – сокращенный формат года, mm – сокращенный формат месяца, dd – число месяца.

Таким образом, можно выделить следующие объекты:

- Посещаемое веб-приложение (страница)

- Посещающий пользователь

- Посещение

- Сервер, на котором располагается сайт

- Сайт, на котором располагается посещаемая веб - страница

Перечисленные выше объекты обладают следующими свойствами:

- Посещаемая страница

а) URI-адрес

- Посещающий пользователь

а) Логин

- Посещение

а) Дата и время посещения

б) Количество байтов, отправленных сервером клиенту

в) IP-адрес компьютера, с которого запрашивалась страница

г) Метод передачи данных

д) Количество байтов, отправленных клиентом серверу

е) Тип браузера

ж) Код в windows

з) Время транзакции

и) Запрос

к) Код ошибки

л) Под код ошибки

- Сервер, на котором располагается сайт

а) Имя сервера

б) Порт Сервера

в) IP-адрес сервера

- Сайт, на котором располагается посещаемая страница

а) Имя сайта

2.2 Определение годового экономического эффекта

Таблица 1- Нормы времени по видам работ

Этапы работы

Ручной способ мин/день

Автоматизированный способ мин/день

1 Анализ лог файлов

200


10

Итого:

200

10

Расчет годовой экономии рабочего времени по формуле 1.


(1)

Где

- суммарная норма времени при обработке данных ручным способом
- суммарная норма времени при обработке данных автоматизированным способом
- среднее число рабочих дней в году (принимаем 220 дней)

Расчеты:

Эг = ( 200 – 10 ) × 220 = 41800 час/год

2.3Оценка трудоемкости разработки

Таблица 2 - Удельный вес трудоемкости всех этапов работы

Этапы работы

Удельный вес %

1. Описание предметной области
2. Внешнее проектирование З. Выбор структур входных и выход данных
4. Проектирование БД
5.Реализация БД
6.Написание запросов
7.Написание хранимых процедур
8.Компиляция хранимых процедур и запросов
9. Тестирование программы
10.Ввод в эксплуатацию

20

10

10

9

7

10

15

12

2

5

Итого:

100%

Трудозатраты по каждому из этапов рассчитывается по следующей

формуле 2:
(2)
где
- трудозатраты i-го этапа научно-исследовательской работы
- удельный вес трудоемкости i-го этапа
- трудоемкость одного этапа исследования, рассчитанное методом прямого счета (час)
- удельный вес трудоемкости данного этапа, рассчитанного методом прямого счета

Таблица З - Расчет трудоемкости работ

№ этапа

(%)

Расчеты

н/час

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

20

10

10

9

7

10

15

12

2

5

ТЭ1 = 24 × 20 / 24 = 20

ТЭ2 = 24 × 10 / 12 = 20

ТЭ3 = 24 × 10 / 12 = 20

ТЭ4 = 24 × 9 / 10 = 21,6

ТЭ5 = 24 × 7 / 8 = 6,13

ТЭ6 = 24 × 10 / 12 = 20

ТЭ7 = 24 × 15 / 15 = 24

ТЭ8 = 24 × 12 / 12 = 24

ТЭ9 = 24 × 2 / 2 = 24

ТЭ10 = 24 × 5 / 4 = 30

20

20

20

21,6

6,13

20

24

24

24

30

Итого:

100

209,73

Трудоемкость всей работы рассчитывается по следующей формуле 3:

(3)

Тобщ = 20 + 20 + 20 + 21,6 + 6,13 + 20 + 24 + 24 + 24 + 30 = 209,73 н / час

2.4 Расчет себестоимости разработки программного изделия

2.4.1 Расчет затрат на материалы

Затраты на материалы рассчитываются в таблице 4

Таблица 4 - Затраты на материалы

Материалы

Ед.изм.

Кол-во

Цена за ед.руб.

Стоимость
руб.

1

Бумага

шт.

10

0,26

2,6

Итого:

2,6

2.4.2. Расчет затрат на оплату труда разработчикам программного изделия

Рассчитывается по формуле 5 :

(5)

где - основная заработная плата
П
- премия (30%)
- уральский коэффициент (15%)
- дополнительная заработная плата (20%)
Отч - отчисления с заработной платы в государственные фонды (34%)

Расчеты:

Фзп = 8389,2 + 2516,76 + 1635,89 + 2508,37 + 5117,08 = 20167,3 руб.

Расчет основной заработной платы производится по формуле 6 :

(6)

где Т - трудозатраты (н/час)
- тарифная ставка инженера (40 руб)

Расчеты:
Зосн = 209,73 × 40 = 8389,2 руб.
Размер премии рассчитывается по формуле 7

(7)

Расчеты:
П = 8389,2 × 0,3 = 2516,76 руб.
Уральский коэффициент рассчитывается по формуле 8

(8)
Расчеты:
Ук = (8389,2 + 2516,76) × 0,15 = 1635,89 руб.
Дополнительная заработная плата инженера рассчитывается по формуле 9

(9)
Расчеты:
Здоп = (8389,2 + 2516,76 + 1635,89 ) × 0,2 = 2508,37 руб.

Размеры отчислений с заработной платы в государственные фонды рассчитываются по формуле 10
Отч ( 10)

Расчеты:

Отч = (8389,2 + 2516,76 + 1635,89 + 2508,37) × 0,34 = 5117,08 руб.
Расчет общей заработной платы производится по формуле 11

(11) Расчеты:
ЗПобщ = 8389,2 + 2516,76 + 1635,89 + 2508,37 = 15050,22 руб.

2.4.3 Расчет общепроизводственных расходов

Расчет общепроизводственных расходов. Это расходы на электроэнергию, потребляемую компьютером и принтером за время разработки программного изделия и их амортизационных отчислений.

Затраты на электроэнергию рассчитываются в таблице 5

Таблица 5 - затраты на электроэнергию

Вид
оборудования

Мощность в
Квт

Стоимость 1
Квт, руб.

Время
работы, ч.

Сумма затрат,
руб.

Компьютер

0,35

2,42

209

177,02

Принтер

0,25

2,42

0,3

0,18

Итого:

177,2

Сумма затрат на электроэнергию рассчитывается по формуле 12.

ЗЭ = ЦкВт × NкВт × T (12)

,где

ЗЭ - сумма затрат на электроэнергию, руб.

ЦкВт - стоимость 1 кВт/ч, руб.

NкВт – Мощность , КВт.

T – время работы, ч.

Затраты на амортизационные отчисления рассчитаны в таблице 6

Таблица 6 - Амортизационные отчисления

Вид

оборудования

Первоначальная стоимость, руб.

Норма амортизации, %

Время работы, ч.

Сумма амортизационных отчислений, руб.

Компьютер:

13486

0,0048

209

0,65

Принтер:

4500

3,3

0,3

148,5

Итого:

149,15

Сумма амортизационные отчисления рассчитывается по формуле 13.
СуммаАморт = первоначал. Ст. × норма амортиз / 100 (13)

СуммаАморт = 13486 × 0,0048 / 100= 0,65

СуммаАморт = 4500 × 3,3 / 100= 148,5

2.4.4 Расчет накладных расходов

Накладные расходы составляют 30% от основной заработной платы. Расчет накладных расходов рассчитывается по формуле 14.

(14)

Расчеты:

Рн = 0,3 × 8389,2 = 2516,76 руб.

2.4.5 Расчет коммерческих расходов

Коммерческие расходы составляет 1% от производственной себестоимости.
Расчет коммерческих расходов производится по формуле 15.
(15)

Расчеты:

Рком = 1/100 ×22863,86 = 228,64 руб.

2.4.6 Расчет полной себестоимости программного изделия

Данные заносятся в таблицу 7.

Таблица 7 - Калькуляция себестоимости программного изделия

Статьи затрат

Ед. изм.

Сумма

1

Материальные затраты

Руб.

2,6

2

Общая заработная плата

Руб.

15050,22

З

Отчисления (ЕСН)

Руб.

5117,08

4

Общепроизводственные расходы

Руб.

177,2

5

Накладные расходы

Руб.

2516,76

Производственная себестоимость

Руб.

22863,86

6

Коммерческие расходы

Руб.

228,64

Полная себестоимость

Руб.

23092,5

Рисунок 1. Структура себестоимости разработки
программного изделия

2.5 Расчет цены программного изделия

Плановый уровень прибыли составляет 25% от полной себестоимости, рассчитывается по формуле 16

(16)

Расчеты:

П = 25 / 100 × 23092,5 = 5773,13 руб.

Цена расчетная рассчитывается по формуле 17.
Црасч= Сполн+П (17)

Цена отпускная рассчитывается по формуле 18.
Цотп= Црасч+ НДС (18)

Расчеты:

Црасч = 23092,5 + 5773,13 = 28865,63 руб.

Цотп = 28865,63 + 0,18 = 28865,81 руб

Все расчеты сводятся в таблицу 8.

Таблица 8 - Расчет цены программного изделия

Статьи затрат

Сумма, руб.

1

Полная себестоимость

23092,5

2

Прибыль

5773,13

Расчетная цена

28865,63

З

НДС

0,18

Отпускная цена

28865,81

2.6. Расчет годовой экономии текущих затрат

Относительная годовая экономия текущих затрат определяется по формуле 19.

(19)

где
- норма времени на каждом этапе, затраченные при ручном способе (час) - стоимость одного часа не автоматизированной работы (35руб) - нормы времени на каждом этапе, затраченные при
автоматизированном способе (час)
- стоимость одного часа автоматизированной работы (40руб) - количество рабочих дней в году (220 дней)

Расчеты:
∆С = (200 ×35 – 10 ×40) / 220 = 30 руб.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  505  506  507   ..