Содержание
1. Социально-экономическая роль предприятия в условиях рынка.
1.1 Механизм функционирования предприятия
1 Социально-экономическая роль предприятия в условиях рынка.
1.1 Механизм функционирования предприятия
Социально-экономическая роль предприятия в условиях рынка существенно меняется по ряду направлений:
- основные требования, которое выдвигает рынок предприятию, — работать так, чтобы результатом деятельности был не только выпуск продукции или услуг, но и получение прибыли, т.е. всегда должно быть превышение доходов над расходами, расходуемыми ресурсами, и чем больше это превышение, тем прибыльнее работает предприятие;
- на смену требованию выпуска как можно большего количества продукции, поскольку социалистическая экономика перманентно находилась в условиях дефицита по тому или иному ассортименту продукции, приходит требование не только произвести продукцию, но и сбыть ее, реализовать. Дальнейшее наращивание объемов целесообразно только в условиях гарантированного сбыта последней;
- на смену существовавшим ограничениям со стороны вышестоящих органов приходит самостоятельность предприятий по многим вопросам его деятельности, но как плата за эту самостоятельность — возможность несостоятельности и банкротства, т.е. предприятие может быть выведено за рамки экономической сферы, поскольку оно не смогло работать в условиях рынка и вынуждено покинуть его. Следовательно, поведение предприятия в рыночных условиях хозяйствования видоизменяется, и это изменение касается многих вопросов деятельности предприятия.
Любое предприятие независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, отраслевой принадлежности, выпускаемой продукции или оказываемых услуг является открытой экономической системой.
Для принятия решений необходимо собрать и проанализировать достоверную информацию, которая включает:
- характеристику товаров: являются они товарами конечного потребления или промежуточными, готовыми изделиями или полуфабрикатами, необходима служба сервиса или нет, приемлема ли цена потребителю, каковы цели у конкурентов;
- общую характеристику рынка: большое или малое число потребителей, способы покупки товаров, отношение покупателей к товарам, условиям и срокам поставки, условия продажи у конкурентов;
- каналы распространения товаров: наличие посредников между производителями и потребителями, их количество;
- конкретное состояние рынка: существует ли конкуренция между производителями товаров и каков ее уровень;
- законодательные ограничения: существуют ли законодательные ограничения, которые могут препятствовать маркетинговой деятельности;
- уровни управленческой деятельности в области маркетинга: долговременные цели фирмы (на 10—15 лет), учитывающие ситуацию на внутреннем и внешних рынках и тенденции ее развития;
- финансовые, материальные и иные ресурсы, необходимые для достижения этих целей;
- перспективные (до 5 лет) цели фирмы, возникающие при этом задачи и обеспеченность их необходимыми ресурсами;
- оперативные, текущие цели и задачи, выдвигаемые конъюнктурой рынка, не противоречащие долговременным стратегическим целям.
В производстве продукта и осуществлении маркетинговой политики необходимо учитывать жизненный цикл продукта на рынке, который включает ряд стадий:
- внедрение, требующее больших затрат, поэтому торговля товаром на этой стадии, как правило, убыточна;
- рост как результат признания покупателем товара и быстрого увеличения спроса на него. При росте объема продаж и соответственно прибыли стабилизируются расходы на рекламу;
- зрелость характерна тем, что большинство покупателей товар уже приобрели, поэтому темпы роста продаж, достигнув максимума, начинают падать, прибыль также начинает снижаться в связи с увеличением расходов на рекламу и другие маркетинговые мероприятия;
- насыщение: в этом периоде, несмотря на принятые меры, рост продаж больше не происходит. Прибыль от торговли продолжает увеличиваться из-за снижения расходов на производство;
- спад представляет собой период резкого снижения продаж, а затем и прибыли.
1.2 Социальная роль малого бизнеса
Во-первых, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.
Успех предприятия в этой области можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.
Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных. Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами.
Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования.
Развитие специализации и кооперации вовлекает мелких и средних предпринимателей в сферу влияния крупных объединений.
Фактически они теряют свою независимость и превращаются в отдельные звенья более крупных монополий, хотя официальная статистика учитывает их как самостоятельные единицы. Крупные предприятия привлекают узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. Для хозяев монополистических объединений также мелкие субподрядчики удобны и выгодны: они поставляют свою продукцию по достаточно низким ценам. Их производственные, социальные и другие проблемы мало заботят руководителей монополий. В периоды неблагоприятной конъюнктуры и других осложнений, монополии (хозяева) рвут связи со своими мелкими поставщиками, бросая их на произвол судьбы. В последнее десятилетие во многих странах усилилась тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации и кооперации производства, в крупные отраслевые структуры, которые сейчас производят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокого технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют на рынках с крупными компаниями и монополиями.
Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.
Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия, так как монополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть маленьких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.
Деятельность малых предприятий в менее развитых районах западноевропейских стран - это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.
В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции.
1.3 Экономическая роль малого бизнеса
Экономическая роль малого бизнеса заключается в первую очередь в создании большого количества рабочих мест, как для высококвалифицированных сотрудников, так и для студентов, пенсионеров и группы населения с низким уровнем образования и квалификации. Именно на таких предприятиях студенты могут получить все необходимые знания и опыт, развиваться как специалисты.
Таким образом предприятия малого и среднего бизнеса уменьшают процент безработицы, влияют на уровень доходов населения и формируют средних класс. В то же время нельзя не оценить роль малого бизнеса в развитии инновационных технологий, хотя основная масса специализируется на торговле.
Часть сегмента малого бизнеса вкладывает средства в научно-технические изобретения, способствуя подъему национальной экономики в сфере высоких технологий и науки. Роль малого и среднего бизнеса в государственном бюджете – это постоянные отчисления в бюджет налогов, так как малые организации исправно платят по счетам, в отличие от крупных предприятий.
Кроме того роль малого и среднего бизнеса – это поддержка специализации и кооперации в различных отраслях: мелкое и среднее производство, сфера обслуживания, которые специализируются на одном или нескольких направлениях.
Развитие конкуренции, изучение потребительского спроса, требований рынка, способность заполнять пробелы в ассортименте, минимизация и регулирование цены товаров, рост качества товаров и услуг, создание атмосферы предпринимательства и экономических соревнований за лидерство в отрасли – все эти составляющее, определяют роль малого бизнеса в экономике.
В отличие от крупных компаний, предприятия малого бизнеса страдают от недостаточного финансирования, некомпетентной работы управленческого аппарата, больших эксплуатационных расходов, высокой конкуренции.
2 Расчетная часть
2.1 Описание программного изделия
В отделе №140 ОАО «Воткинский завод» существуют веб-серверы, на которых располагаются веб-приложения. Этими веб-приложениями ежедневно пользуются сотрудники этого предприятия. Любое обращение к веб-приложению автоматически фиксируется в журнале посещений веб-сервера, на котором располагается данное веб-приложение. Файлы журналов формируются ежедневно и содержат информацию о посещениях за день.
- Файл журнала имеет расширение *.log. Имя файла имеет вид exyymmdd, где yy – сокращенный формат года, mm – сокращенный формат месяца, dd – число месяца.
Таким образом, можно выделить следующие объекты:
- Посещаемое веб-приложение (страница)
- Посещающий пользователь
- Посещение
- Сервер, на котором располагается сайт
- Сайт, на котором располагается посещаемая веб - страница
Перечисленные выше объекты обладают следующими свойствами:
- Посещаемая страница
а) URI-адрес
- Посещающий пользователь
а) Логин
- Посещение
а) Дата и время посещения
б) Количество байтов, отправленных сервером клиенту
в) IP-адрес компьютера, с которого запрашивалась страница
г) Метод передачи данных
д) Количество байтов, отправленных клиентом серверу
е) Тип браузера
ж) Код в windows
з) Время транзакции
и) Запрос
к) Код ошибки
л) Под код ошибки
- Сервер, на котором располагается сайт
а) Имя сервера
б) Порт Сервера
в) IP-адрес сервера
- Сайт, на котором располагается посещаемая страница
а) Имя сайта
2.2 Определение годового экономического эффекта
Таблица 1- Нормы времени по видам работ
Этапы работы
|
Ручной способ мин/день
|
Автоматизированный способ мин/день
|
1 Анализ лог файлов
|
200
|
10
|
Итого:
|
200
|
10
|
Расчет годовой экономии рабочего времени по формуле 1.
(1)
Где
- суммарная норма времени при обработке данных ручным способом
- суммарная норма времени при обработке данных автоматизированным способом
- среднее число рабочих дней в году (принимаем 220 дней)
Расчеты:
Эг
= ( 200 – 10 ) × 220 = 41800 час/год
2.3Оценка трудоемкости разработки
Таблица 2 - Удельный вес трудоемкости всех этапов работы
Этапы работы
|
Удельный вес %
|
1. Описание предметной области 2. Внешнее проектирование З. Выбор структур входных и выход данных 4. Проектирование БД 5.Реализация БД 6.Написание запросов 7.Написание хранимых процедур 8.Компиляция хранимых процедур и запросов 9. Тестирование программы 10.Ввод в эксплуатацию
|
20
10
10
9
7
10
15
12
2
5
|
Итого:
|
100%
|
Трудозатраты по каждому из этапов рассчитывается по следующей
формуле 2:
(2) где
- трудозатраты i-го этапа научно-исследовательской работы
- удельный вес трудоемкости i-го этапа
- трудоемкость одного этапа исследования, рассчитанное методом прямого счета (час)
- удельный вес трудоемкости данного этапа, рассчитанного методом прямого счета
Таблица З - Расчет трудоемкости работ
№ этапа
|
(%)
|
Расчеты
|
н/час
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
20
10
10
9
7
10
15
12
2
5
|
ТЭ1
= 24 × 20 / 24 = 20
ТЭ2
= 24 × 10 / 12 = 20
ТЭ3
= 24 × 10 / 12 = 20
ТЭ4
= 24 × 9 / 10 = 21,6
ТЭ5
= 24 × 7 / 8 = 6,13
ТЭ6
= 24 × 10 / 12 = 20
ТЭ7
= 24 × 15 / 15 = 24
ТЭ8
= 24 × 12 / 12 = 24
ТЭ9
= 24 × 2 / 2 = 24
ТЭ10
= 24 × 5 / 4 = 30
|
20
20
20
21,6
6,13
20
24
24
24
30
|
Итого:
|
100
|
|
209,73
|
Трудоемкость всей работы рассчитывается по следующей формуле 3:
(3)
Тобщ
= 20 + 20 + 20 + 21,6 + 6,13 + 20 + 24 + 24 + 24 + 30 = 209,73 н / час
2.4 Расчет себестоимости разработки программного изделия
2.4.1 Расчет затрат на материалы
Затраты на материалы рассчитываются в таблице 4
Таблица 4 - Затраты на материалы
№
|
Материалы
|
Ед.изм.
|
Кол-во
|
Цена за ед.руб.
|
Стоимость руб.
|
1
|
Бумага
|
шт.
|
10
|
0,26
|
2,6
|
|
Итого:
|
|
|
|
2,6
|
2.4.2. Расчет затрат на оплату труда разработчикам программного изделия
Рассчитывается по формуле 5 :
(5)
где
- основная заработная плата П
- премия (30%)
- уральский коэффициент (15%)
- дополнительная заработная плата (20%) Отч
- отчисления с заработной платы в государственные фонды (34%)
Расчеты:
Фзп
= 8389,2 + 2516,76 + 1635,89 + 2508,37 + 5117,08 = 20167,3 руб.
Расчет основной заработной платы производится по формуле 6 :
(6)
где Т
- трудозатраты (н/час)
- тарифная ставка инженера (40 руб)
Расчеты: Зосн
= 209,73 × 40 = 8389,2 руб. Размер премии рассчитывается по формуле 7
(7)
Расчеты: П = 8389,2 × 0,3 = 2516,76 руб. Уральский коэффициент рассчитывается по формуле 8
(8) Расчеты: Ук
= (8389,2 + 2516,76) × 0,15 = 1635,89 руб. Дополнительная заработная плата инженера рассчитывается по формуле 9
(9) Расчеты: Здоп
= (8389,2 + 2516,76 + 1635,89 ) × 0,2 = 2508,37 руб.
Размеры отчислений с заработной платы в государственные фонды рассчитываются по формуле 10 Отч (
10)
Расчеты:
Отч = (8389,2 + 2516,76 + 1635,89 + 2508,37) × 0,34 = 5117,08 руб. Расчет общей заработной платы производится по формуле 11
(11) Расчеты: ЗПобщ
= 8389,2 + 2516,76 + 1635,89 + 2508,37 = 15050,22 руб.
2.4.3 Расчет общепроизводственных расходов
Расчет общепроизводственных расходов. Это расходы на электроэнергию, потребляемую компьютером и принтером за время разработки программного изделия и их амортизационных отчислений.
Затраты на электроэнергию рассчитываются в таблице 5
Таблица 5 - затраты на электроэнергию
Вид оборудования
|
Мощность в Квт
|
Стоимость 1 Квт, руб.
|
Время работы, ч.
|
Сумма затрат, руб.
|
Компьютер
|
0,35
|
2,42
|
209
|
177,02
|
Принтер
|
0,25
|
2,42
|
0,3
|
0,18
|
Итого:
|
|
|
|
177,2
|
Сумма затрат на электроэнергию рассчитывается по формуле 12.
ЗЭ
= ЦкВт
× NкВт
× T (12)
,где
ЗЭ
- сумма затрат на электроэнергию, руб.
ЦкВт
- стоимость 1 кВт/ч, руб.
NкВт
– Мощность , КВт.
T – время работы, ч.
Затраты на амортизационные отчисления рассчитаны в таблице 6
Таблица 6 - Амортизационные отчисления
Вид
оборудования
|
Первоначальная стоимость, руб.
|
Норма амортизации, %
|
Время работы, ч.
|
Сумма амортизационных отчислений, руб.
|
Компьютер:
|
13486
|
0,0048
|
209
|
0,65
|
Принтер:
|
4500
|
3,3
|
0,3
|
148,5
|
Итого:
|
|
|
|
149,15
|
Сумма амортизационные отчисления рассчитывается по формуле 13. СуммаАморт = первоначал. Ст. × норма амортиз / 100 (13)
СуммаАморт = 13486 × 0,0048 / 100= 0,65
СуммаАморт = 4500 × 3,3 / 100= 148,5
2.4.4 Расчет накладных расходов
Накладные расходы составляют 30% от основной заработной платы. Расчет накладных расходов рассчитывается по формуле 14.
(14)
Расчеты:
Рн
= 0,3 × 8389,2 = 2516,76 руб.
2.4.5 Расчет коммерческих расходов
Коммерческие расходы составляет 1% от производственной себестоимости. Расчет коммерческих расходов производится по формуле 15.
(15)
Расчеты:
Рком
= 1/100 ×22863,86 = 228,64 руб.
2.4.6 Расчет полной себестоимости программного изделия
Данные заносятся в таблицу 7.
Таблица 7 - Калькуляция себестоимости программного изделия
№
|
Статьи затрат
|
Ед. изм.
|
Сумма
|
1
|
Материальные затраты
|
Руб.
|
2,6
|
2
|
Общая заработная плата
|
Руб.
|
15050,22
|
З
|
Отчисления (ЕСН)
|
Руб.
|
5117,08
|
4
|
Общепроизводственные расходы
|
Руб.
|
177,2
|
5
|
Накладные расходы
|
Руб.
|
2516,76
|
|
Производственная себестоимость
|
Руб.
|
22863,86
|
6
|
Коммерческие расходы
|
Руб.
|
228,64
|
|
Полная себестоимость
|
Руб.
|
23092,5
|
Рисунок 1. Структура себестоимости разработки программного изделия
2.5 Расчет цены программного изделия
Плановый уровень прибыли составляет 25% от полной себестоимости, рассчитывается по формуле 16
(16)
Расчеты: П = 25 / 100 × 23092,5 = 5773,13 руб.
Цена расчетная рассчитывается по формуле 17. Црасч= Сполн+П (17)
Цена отпускная рассчитывается по формуле 18. Цотп= Црасч+ НДС (18)
Расчеты:
Црасч = 23092,5 + 5773,13 = 28865,63 руб.
Цотп = 28865,63 + 0,18 = 28865,81 руб
Все расчеты сводятся в таблицу 8.
Таблица 8 - Расчет цены программного изделия
№
|
Статьи затрат
|
Сумма, руб.
|
1
|
Полная себестоимость
|
23092,5
|
2
|
Прибыль
|
5773,13
|
|
Расчетная цена
|
28865,63
|
З
|
НДС
|
0,18
|
|
Отпускная цена
|
28865,81
|
2.6. Расчет годовой экономии текущих затрат
Относительная годовая экономия текущих затрат определяется по формуле 19.
(19)
где
- норма времени на каждом этапе, затраченные при ручном способе (час)
- стоимость одного часа не автоматизированной работы (35руб)
- нормы времени на каждом этапе, затраченные при автоматизированном способе (час)
- стоимость одного часа автоматизированной работы (40руб)
- количество рабочих дней в году (220 дней)
Расчеты: ∆С = (200 ×35 – 10 ×40) / 220 = 30 руб.
содержание ..
505
506
507 ..
|