Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 18

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  402  403  404   ..

 

 

Антикризисное управление. title> <h1><font size="3">Антикризисное управление. h1> <table class="MsoTableGrid" border="1" cellspacing="0" cellpadding="0" style="border-collapse: collapse; border: medium none"><tr><td width="798" valign="top" style="width: 478.55pt; border: medium none windowtext; padding-left: 5.4pt; padding-right: 5.4pt; padding-top: 0cm; padding-bottom: 0cm"> <table width='997'><tr> <TD width='996' colspan=3 style='border-style:solid; border-width:1px; padding-right:3px; padding-left:3px; background-image: url('themes/bestref/images/frame_bg2.gif'); background-position: left bottom; background-repeat: repeat-x'><index> <table width='100%' class='list_table'> <tr> <td class='border_cell'> </td></tr> <tr> <td valign='top' width='70%' class='border_cell'> <p> </p> <p style="text-align:center;"><b>Краткий курс лекций по дисциплине «Антикризисное управление»</b> </p> <p> </p> <p style="text-align:center;"><b>Тема 1. Особенности и виды экономических кризисов. Причины их возникновения и разновидности</b> </p> <p style="text-align:center;"> </p> <p>Противоречие между производством и потреблением - главная, но не единственная причина экономических кризисов. Истоками экономических кризисов являются комплексы противоречий, ко­торые накапливаются и обостряются в разнообразных процессах экономического развития. Многие противоречия и их обострение можно предвидеть, но не всегда можно полностью их устранить. Из­менение потребностей и интересов человека, а следовательно, и спроса на те или иные виды продукции, естественно и закономер­но. </p> <p>Точки зрения о причинах экономических кризисов весьма про­тиворечивы. Воздействие одних и тех же факторов на <i>цикличность</i> (особенность) экономического развития в разные периоды и на разных этапах раз­лично, и проявление их в отдельных государствах имеет отличитель­ные особенности. </p> <p><i>Регулярные (циклические), </i> или периодические кризисы повторя­ются с определенной закономерностью, охватывают все сферы эко­номики, достигая большой глубины и продолжительности. Регуляр­ные кризисы перепроизводства дают начало новому циклу, в ходе которого экономика последовательно проходит четыре фазы и под­готавливает базу для последующего кризиса.</p> <p>К <i>нерегулярным </i> экономическим кризисам относятся промежу­точные, частичные, отраслевые и структурные.</p> <p><i>Промежуточный </i> кризис отличается от регулярного тем, что он не дает начала новому циклу, а прерывает на определенное время фазу подъема или оживления. Он менее глубок и менее продолжителен по сравнению с периодическим и, как правило, носит локальный характер. Подобные кризисы имели место в капиталистических странах в 1924 и 1927 гг., а в 1953-1954 и 1960-1961 гг. - только в США и Канаде.</p> <p><i>Частичный </i> кризис отличается от промежуточного тем, что он охватывает не всю экономику, а какую-либо сферу общественного воспроизводства (например, банковский кризис в Германии 1932 г.). </p> <p><i>Отраслевой </i> кризис охватывает одну из отраслей народного хозяйства. Поводом для него могут послужить самые разнообразные причины: диспропорции в развитии отрасли, структурная перестройка, перепроизводство. Такие кризисы бывают национальные и международные (например, кризис мирового судоходства в 1958-1962 гг. и кризис в текстильной промышленности в 1977 г.).</p> <p><i>Структурный </i> кризис является нарушением общего объективно­го экономического закона пропорционального развития отраслей и сфер общественного производства. Это проявляется в серьезных диспропорциях между отраслями, с одной стороны, и выпуском важ­нейших видов продукции в натуральном выражении, необходимых для сбалансированного развития, с другой стороны (например, энер­гетический, сырьевой и продовольственный кризисы на Западе, парализовавшие развитие экономики в 70-е гг.).</p> <p>Перед наступлением очередного периодического кризиса про­изводство достигает наиболее высокого уровня, за которым уже на­чинается перепроизводство. Но возможности сбыта пока еще ка­жутся радужными, и банки продолжают кредитовать промышлен­ность и торговлю, способствуя тем самым расширению производства и увеличению предложения. </p> <p> </p> <p> </p> <p style="text-align:center;"><b>Тема 2. Потребность и необходимость в антикризисном управлении. Механизмы антикризисного правления</b> </p> <p style="text-align:center;"> </p> <p>Опасность кризиса существует всегда, управление социально-экономической системой должно быть всегда антикризисным.</p> <p>Антикризисное управление – это управление в котором поставлено предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития. </p> <p> Возможность антикризисного управления определяется в первую очередь человеческим фактором. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем использовать накопленный, в том числе тысячелетиями, опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к возникающим ситуациям.</p> <p> Возможность антикризисного управления определяется и знанием циклического характера развития социально-экономических систем. Это позволяет предвидеть кризисные ситуации, готовиться к ним. Наиболее опасными являются неожиданные кризисы.</p> <p> Всю совокупность проблем антикризисного управления можно представить четырьмя группами:</p> <p>- первая группа включает проблемы распознавания предкризисных ситуаций – своевременно увидеть наступление кризиса, обнаружить его первые признаки, понять его характер. От этого зависит предотвращение кризиса.</p> <p>- Вторая группа связана с ключевыми сферами жизнедеятельности организации. В процессах их решения формулируется миссия и цель управления, определяются пути, средства и методы управления в условиях кризисной ситуации.</p> <p>- Третья группа проблем включает проблемы прогнозирования кризисов и вариантов поведения социально-экономической системы в кризисном состоянии.</p> <p>- Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которая всегда сопровождает кризисные ситуации.</p> <p>Суть антикризисного управления выражается в следующих по­ложениях:</p> <p>а) кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;</p> <p>б) кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;</p> <p>в) к кризисам можно и необходимо готовиться;</p> <p>г) кризисы можно смягчать;</p> <p>д) управление в условиях кризиса требует особых подходов, спе­циальных знаний, опыта и искусства;</p> <p>е) кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;</p> <p>ж) управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.</p> <p>Кризисы различны, и управление ими также может быть различ­ным. Это многообразие проявляется в системе и процессах управле­ния (алгоритмах разработки управленческих решений) и особенно в механизме управления. Не все средства воздействия дают необходимый эффект в предкризисной или кризисной ситуации.</p> <p>В механизме антикризисного управления приоритеты должны быть отданы:</p> <p>- мотивированию, ориентированному на антикризисные меры, экономии ресурсов, избежанию ошибок («семь раз отмерь...»), осторожности, глубокому анализу ситуаций, профессионализ­му и пр.;</p> <p>- установкам на оптимизм и уверенность, социально-психологи­ческую стабильность деятельности;</p> <p>- интеграции по ценностям профессионализма и компетентнос­ти;</p> <p>- инициативности в решении проблем и поиску наилучших вари­антов развития;</p> <p>- корпоративности, взаимоприемлемости, поиску и поддержке инноваций.</p> <p>Все это в совокупности должно найти отражение в стиле управ­ления, который надо понимать не только как характеристику дея­тельности менеджера, но и как обобщенную характеристику всего управления. Стиль антикризисного управления должен характери­зоваться профессиональным доверием, целеустремленностью, ан­тибюрократичностью, исследовательским подходом, самоорганиза­цией, принятием ответственности.</p> <p> </p> <p> </p> <p style="text-align:center;"> </p> <p style="text-align:center;"><b>Тема 3. Государственное регулирование кризисных ситуаций</b> </p> <p style="text-align:center;"> </p> <p>В управлении социально-экономическими процессами учитывается неопределенность результатов хозяйственных решений, а также риска. Использование концепции риска предполагает предвидение возможных критических ситуаций, оценку потерь для населения с выявлением их качественного и количественного характера в зависимости от масштабов и реальности их возмещения.</p> <p>В разработке и реализации такой концепции заинтересовано и само государство. Управленческие функции государство реализует в нескольких сферах.</p> <p>1. это предприятия федерального подчинения</p> <p>2. это предприятия с государственной долей участия в уставном капитале</p> <p>3. государство обладает недвижимым имуществом</p> <p>4. с деятельностью государства тесно связаны земельные отношения.</p> <p>5. государство регулирует отношения собственности в регионах</p> <p>Виды государственного регулирования:</p> <p>1. Нормативно-законодательная деятельность</p> <p>В условиях кризиса особое значение приобретает государствен­ное нормативное регулирование в сфере социальных ценностей. Это вмешательство государства обусловлено объективной необходимо­стью поддержания в экстремальных ситуациях эффективности и справедливости рынка, получения потребителями необходимой и достоверной информации. Оно требуется в связи с ростом опасных для здоровья и жизни людей факторов. Поэтому государство ужес­точает режим контроля за соблюдением законов и нормативных ак­тов, связанных, например, с производством и реализацией алкоголь­ных напитков, продуктов питания, медикаментов, сложной элект­робытовой техники.</p> <p>Исключительно велика роль государства в регулировании таких сторон социальной жизни, как занятость, трудовые отношения, раз­витие домохозяйств. Оно осуществляется с помощью широкого ар­сенала законодательных и административно-правовых мер, поли­тики цен и тарифов, налогов, социальных трансфертов, экологи­ческих правил.</p> <p>Анализ итогов, проведенных реформ показывает, что выход из кризиса и успешное развитие экономики невозможно без ее всесто­ронней гуманизации, глубокого поворота к нуждам и потребностям человека, развития его способностей и творческого потенциала. За­кон, нормативно-правовая деятельность государства должны мак­симально содействовать интеграции социальных стимулов развития общественного производства с его естественным назначением -служить удовлетворению потребностей людей.</p> <p>2. Финансовое регулирование можно представить как управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоря­жении домохозяйства, предприятия или государства, а также источ­никами доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования. В стране финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой, которая обеспечивает их перераспределение в соответствии с принятыми критериями и условиями. Бюджетная политика определяется рядом специфических фак­торов, и прежде всего экономическим и финансовым кризисом. Выйти из финансового кризиса можно путем десоциализации финансовой политики.</p> <p>3. Регулирование в сфере производства сводится к активной промышленной политике, которую зачастую понимают как набор инструментов и механизмов ее реализации, т.е. как систему государственных закупок, прямого государственного кредитования, налоговых режимов и т.п.</p> <p>4. Перераспределение дохода. Социально-экономический кризис сопровождается массирован­ным и неэффективным размещением труда и капитала, резким па­дением объемов производства в государственном секторе экономи­ки. В результате расходы на соци­альные цели государство снижает тогда, когда потребность в соци­альной защите, напротив, резко возросла.</p> <p>В таких условиях стратегия социальной политики государства должна предусматривать регулирование рыночных сил. Оно позво­ляет решать проблемы, связанные с несостоятельностью рынка, и для организации процесса перераспределения доходов. В этой дея­тельности главным является предотвращение абсолютной беднос­ти. Борьба с бедностью составляет основу для поддержания уровня жизни и включает в себя социальное страхование и выравнивание доходов. Цель борьбы с бедностью — обеспечить такие условия, при которых ни один гражданин и ни одна семья не оказались бы ниже определенного минимального уровня доходов или потребления. Цель социального страхования — предохранить каждого человека от внезапного и недопустимо сильного снижения уровня жизни. Цель выравнивания доходов — обеспечить каждому человеку возможность фактически перераспределять собственный доход.</p> <p style="text-align:center;"><b>Тема 4. Банкротство предприятий их диагностика и санация</b> </p> <p style="text-align:center;"> </p> <p><i>Банкротство –</i> признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.</p> <p><b><i>Признаки банкротства</i> </b> </p> <p>1. Гражданин считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.</p> <p>2. Юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.</p> <p><b><i>Процедуры банкротства</i> </b> </p> <p>1. При рассмотрении дела о банкротстве должника – юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение.</p> <p>2. При рассмотрении дела о банкротстве должника-гражданина применяются следующие процедуры банкротства: конкурсное производство; мировое соглашение.</p> <p>Предприятие считается банкротом после признания факта о его несостоятельности арбитражным судом, а также, если оно официально объявляет о своем банкротстве и ликвидации, которая осуществляется в процессе конкурсного производства.</p> <p>Процедуры банкротства кредитных учреждений.</p> <p>1. По результатам рассмотрения заявления о признании кредитной организации банкротом арбитражным судом может быть принято одно из следующих решений:</p> <p>– о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства;</p> <p>– об отказе в признании кредитной организации банкротом.</p> <p>2. В случае принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом конкурсное производство проводится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей, предусмотренных федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.</p> <p>3. Конкурсный управляющий в течение десяти дней с даты вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства должен представить указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.</p> <p><b><i>Диагностика </i> </b> <i>- </i> определение состояния объекта, предмета, явления или процесса (управленческого, производственного, технологического и т.п.) посредством реализации комплекса исследовательских проце­дур, выявление в них слабых звеньев и «узких мест». Диагностика — представляет собой одноразовый акт, а процесс, который осуще­ствляется во времени и в пространстве. <b><i>Процесс диагностики </i> </b> <i>— </i> это исследовательский, поисковый, познавательный процесс, т.е. диаг­ностика — это определенные способы, методы, приемы, с помощью которых она реализуется как исследовательский процесс. Наиболее полезно применение диагностики для определения реального состо­яния процессов управления. </p> <p><i>Цель </i> диагностики — установить диагноз объекта исследования и дать заключение о его состоянии на дату завершения этого иссле­дования и на перспективу, после чего можно откорректировать эф­фективную экономическую (политическую, социальную) полити­ку, стратегию и тактику.</p> <p><i>Задачи </i> диагностики — определение мер, направленных на ко­ординацию работы всех составляющих элементов системы. Профес­сиональное управление на любом уровне невозможно без четкого представления о состоянии управляемого объекта. Задачи диагнос­тики тесно переплетаются с задачами прогноза и анализа.</p> <p><i>Санация</i> – реорганизационная процедура. Она заключается в том, что предприятию-должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника.</p> <p>Санация предприятия проводится в трех основных случаях: </p> <p>1) до возбуждения кредиторами дела о банкротстве, если предприятие в попытке выхода из кризисного состояния прибегает к внешней помощи по своей инициативе;</p> <p>2) если само предприятие, обратившееся в арбитражный суд с заявлением о своем банкротстве одновременно предлагает условия своей санации;</p> <p>3) если решение о проведении санации выносит арбитражный суд по поступившим предложениям от желающих удовлетворить требования кредиторов и предприятия должника и выполнить его обязательства перед бюджетом. </p> <p>В зависимости от глубины кризиса предприятия и условий предоставления ему внешней помощи, различают <i>два вида санации</i> , каждая из которых имеет ряд форм.</p> <p>1. Санация предприятия, направленная на реорганизацию долга (без изменения статуса юридического лица санируемого предприятия). Такая санация обычно осуществляется для помощи предприятию в устранении его неплатежеспособности, если его кризисное состояние рассматривается как временное явление:</p> <p>– погашение долга предприятия за счет средств бюджета. В такой форме санируются только государственные предприятия;</p> <p>– погашение долга предприятия за счет целевого банковского кредита. Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие, после тщательного аудита деятельности последнего;</p> <p>– перевод долга на другое юридическое лицо. Таким юридическим лицом может быть любое предприятие, осуществляющее предпринимательскую деятельность, которое пожелало принять участие в санации предприятия-должника;</p> <p>– выпуск облигаций (и других ценных бумаг) под гарантию санатора. Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие.</p> <p>2. Санация предприятия с изменением, как правило, статуса юридического лица санируемого предприятия. Эта форма санации носит название реорганизации предприятия и требует осуществления ряда реорганизационных процедур, связанных со сменой его формы собственности, организационно-правовой формы деятельности и т. п. (слияние, поглощение, разделение, преобразование в открытое акционерное общество, передача в аренду, приватизация). Она осуществляется при более глубоком кризисном состоянии предприятия.</p> <p>Санация осуществляется в порядке и на условиях, определенных в соглашении и под контролем арбитражного суда.</p> <p>Продолжительность санации не должна превышать 18 месяцев. Арбитражным судом ее срок может быть продлен, но не более чем на 6 месяцев. Санация завершается по достижении ее цели прекращением производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия либо в случае ее неэффективности решением арбитражного суда о признании предприятия несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства.</p> <p style="text-align:center;"><b>Тема 5. Управление рисками</b> </p> <p style="text-align:center;"> </p> <p>В менеджменте понятие «риск» прежде всего связывается с ха­рактером и сложностью проблем, условиями принятия управлен­ческих решений и прогнозированием результата. Управленческий риск следует рассматривать как характеристику управленческой де­ятельности, осуществляемой в ситуации той или иной степени нео­пределенности, вследствие недостаточности информации, при вы­боре менеджером альтернативного решения, критерий эффектив­ности которого связан с вероятностью проявления негативных условий реализации. </p> <p>Антикризисный менеджмент в значительной части решаемых проблем является рисковым. В кризисных ситуациях возникает мно­жество рисков, разнообразных по содержанию, источнику проявле­ния, величине вероятности и размеру возможных потерь и негатив­ных последствий для данного бизнеса, а иногда и экономики в це­лом. Все это обусловливает потребность создания системы управления риском с привлечением квалифицированных «рисковых менедже­ров» — специалистов по управлению в рисковых ситуациях. Управле­ние риском наиболее наглядно можно рассмотреть на методологи­ческой основе процесса выработки и реализации рисковых управлен­ческих решений. Рисковыми, являются решения, принимаемые в условиях неопределенности, если известна вероят­ность достижения результата. </p> <p>В управлении риском большое значение имеют функции и сред­ства управления, характеризующие содержание процесса управле­ния риском Стадии процесса выработки и реализации рисковых решений:</p> <p>1.Информационный анализ: мониторинг внешней и внутренней среды, выявление новых источников риска и корректировка известных факторов; зависит от наличия информации об изменяющихся условиях управления.</p> <p>2.Диагностика ситуации, которая определяется спецификой решаемой задачи. Основной акцент делается на учете причин, вызывающих изменения риска, их ранжировании и оценке потерь (выгод) при определенных параметрах ситуации. На данной стадии используются различные методы измерения и оценки риска (математические, статистические, интуиция).</p> <p>3.Разработка вариантов риск-решений. Для каждого варианта решения рассматриваются границы (пределы) возможного негативного проявления риска. Оценка производится по всем содержательным аспектам риска - экономическим, социальным, экологическим, организационным, имиджевым, правовым.</p> <p>4.Принятие решения — комплексное обоснование как самого решения, так и принятой вместе с ним вероятности и параметров допустимого риска. Предусматривается разработка системы ответ­ственности по управлению риском.</p> <p>5.Организация и реализация — виды управленческой деятельности по реализации риск-решения, в процессе которой выявляются новые аспекты проявления организационного риска (невыполнение, задержки и т.п.). Это требует оперативного принятия мер. Контроль изменений в параметрах риска и корректировка могут иметь существенное значение в антикризисном менеджменте. Своевременность реакций и действий менеджера — главное условие стабилизации ситуации и снижения угрозы потерь.</p> <p>Основные средства воздействия при управлении риском в антикризисном менеджменте:</p> <p>1. Стратегия управления - политика, обеспечивающая правомерность и допустимость риска конкретного вида в рисковых решениях, разрабатываемых применительно к конкретным социально-экономическим системам и ситуациям.</p> <p>2. Критерии выбора решения, которые предусматривают разработку пределов (границ) риска, динамику изменения потерь (увеличения, снижения) в зависимости от объема продаж, размера затрат-издержек, изменения цен, инфляции и т.п.</p> <p>3. Разработка путей и средств минимизации потерь, нейтрализация и компенсация негативных последствий риск-решений, страхование и другие возможности защиты от риска — необходимые условия выработки и реализации риск-решений и используются в той или иной степени при выполнении работ на каждой стадии процес­са управления риском.</p> <p>4. Оценка эффективности достигнутого уровня как отношения упущенных возможностей или потерь к затратам на управление риском. Как видим, оценка риска — это часть оценки эффективности управленческого процесса как процесса выработки и реализации рискового решения. Результат оценки дает основание для корректировки отдельных элементов процесса управления риском. При управлении конкретными рисками данный процесс детализируется<br> с учетом соответствующей рисковой ситуации, внутренних и внешних факторов, прямо или косвенно воздействующих на ее характер, а также тенденций развития и особенностей проявления вероятных последствий.</p> <p>5.Формирование таких гибких организационно-управленческих звеньев в системе управления организациями, как «экспертизы и прогнозирование рисков», «консультационные службы в области рисковой деятельности». Наиболее простыми решениями могут стать введение должности рискового менеджера в аппарат управления и создание органа, координирующего действия по управлению основными видами риска всех подразделений, организаций.</p> <p style="text-align:center;"><b>Тема 6. Инвестиционная политика в антикризисном управлении</b> </p> <p style="text-align:center;"> </p> <p>Объем инвестиций - важнейший критерий устойчивого разви­тия национальной экономики. Для обеспечения успеха антикризисной инвестиционной по­литики важно обеспечить связь между стратегическими и такти­ческими решениями в области инвестиций. Основная цель анти­кризисной инвестиционной стратегии государства - структурная перестройка экономики. Тактические инвестиционные решения нацелены на поддержание эффективной деятельности предприя­тий, осуществление государственной финансовой поддержки не­платежеспособных предприятий для восстановления их платежес­пособности или финансирования реорганизационных мероприя­тий.</p> <p>Тактические и стратегические инвестиционные решения разли­чаются масштабами финансовых вложений и степенью неопреде­ленности результатов принимаемых решений, что обусловливает различную степень финансовых рисков.</p> <p>Реализация государственной антикризисной стратегии должна опираться на ряд предпосылок:</p> <p>- политическая и социально-экономическая стабильность в об­ществе;</p> <p>- наличие законодательной базы для развития инвестиционного процесса, и в том числе совершенствование налогового законо­дательства;</p> <p>- рост реальных налоговых поступлений в бюджет;</p> <p>- устойчивость национальной валюты;</p> <p>- снижение темпов инфляции;</p> <p>- прекращение утечки капитала из страны.</p> <p>Антикризисная инвестиционная стратегия должна быть направ­лена на преодоление негативных явлений в экономике России.</p> <p>В управлении инвестиционным процессом необходимо:</p> <p>• четко определить <i>цели </i> инвестирования (создание новых пред­приятий; техническое перевооружение и реконструкция действующих предприятий, модернизация оборудования и т.д.);</p> <p>• выбрать <i>объекты </i> инвестирования в соответствии с обозначен­ными приоритетами. Так, в современных условиях преимуще­ственным направлением использования бюджетных средств является создание относительно небольших проектов с высокой скоростью оборота капитала и быстрой отдачей. В условиях кри­зиса в инвестиционной сфере особую значимость приобретает такой принцип финансирования, как получение максимально­го эффекта при минимуме затрат;</p> <p>• выявить реальные <i>источники </i> инвестиций и с учетом определен­ных возможностей создать законодательную базу для осуществ­<br> ления и развития инвестиций, в том числе иностранных.</p> <p>Эти базовые условия должны обеспечить решение основной за­дачи антикризисной инвестиционной стратегии на уровне государ­ства — создание накоплений для обновления основного капитала, для долгосрочного инвестирования в реальный сектор экономики.</p> <p>Источниками финансирования инвестиционного процесса яв­ляются:</p> <p>• собственные финансовые средства (прибыль, накопления, амортизационные отчисления, суммы, выплачиваемые страховыми<br> органами в виде возмещения ущерба, и т.д.);</p> <p>• продажа основных фондов, земельных участков и других видов активов;</p> <p>• привлеченные средства от продажи акций, средства, выделяемые промышленно-финансовыми группами на безвозмездной основе, благотворительные и иные взносы; ассигнования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного участия в уставном капитале совместных предприятий, а также в форме прямых вложений (в денежной форме) международных организаций и финансовых институтов, государств, предприятии различных форм собственности и частных лиц;</p> <p>• различные формы заемных средств, в том числе кредиты, предоставляемые государством на возвратной основе, кредиты иностранных инвесторов, облигационные займы, векселя.</p> <p>В процессе принятия инвестиционных решений можно выде­лить следующие этапы:</p> <p>• оценка финансового состояния предприятия и возможностей его участия в инвестиционной деятельности;</p> <p>• обоснование размера инвестиций и выбор источников финансирования;</p> <p>• оценка будущих денежных потоков от реализации инвестиционного проекта.</p> <p>Одним из наиболее важных этапов оценки инвестиционной при­влекательности предприятия является анализ его финансово-хозяй­ственной деятельности, с помощью которого можно оценить перс­пективность анализируемого предприятия с точки зрения возмож­ности мобилизации доступных источников средств и отдачи на требуемые вложения.</p> <p>Финансовое состояние предприятия - это комплексное понятие, которое подразумевает оценку степени эффективности размещения средств, устойчивости платежеспособности, наличия достаточной финансовой базы, обеспеченности собственными оборотными сред­ствами, организации расчетов и др. Поскольку источником инфор­мации для характеристики финансового состояния являются дан­ные финансовой отчетности, его оценивают за определенный пе­риод, а потому важное значение для принятия инвестиционных решений приобретает прогноз тенденций в финансовом состоянии предприятия и выявление основных направлений его изменения.</p> <p>Широкое распространение для оценки финансового состояния предприятия получили методики, основанные на анализе системы финансовых коэффициентов. При всем разнообразии предлагаемых в отечественной и зарубежной литературе методик с использовани­ем финансовых коэффициентов их главные отличия определяются:</p> <p>- степенью многочисленности используемых в анализе финансо­вых коэффициентов;</p> <p>- принципами оценки весомости этих коэффициентов; </p> <p>- методами получения обобщенной оценки финансового состоя­ния предприятия</p> <p style="text-align:center;"><b>Тема 7. Стратегия и тактика антикризисного управления</b> </p> <p style="text-align:center;"> </p> <p>В настоящее время для выживания на рынке и сохранения конкурентоспособности все предприятия должны время от времени вносить изменения в свою хозяйственную деятельность. Стратегия кризисного управления позволяет установить:</p> <p>- каким образом предприятие может противостоять изменениям внешней среды (возникающим часто, нерегулярно и практически непредсказуемо);</p> <p>- с помощью каких предварительных мер можно сохранить свою неспособность и достигнуть намеченных целей.</p> <p>Стратегия антикризисного управления охватывает все запланированные, организуемые и контролируемые перемены в области существующей стратегии, производственных процессов, структуры и культуры любой социально-экономической системы, включая частные и государственные предприятия. Предприятие должно по­стоянно следить за основными факторами окружающей среды и де­лать своевременные и правильные выводы относительно своих по­требностей в изменениях. Толчком к изменениям являются кризис­ные ситуации. В зависимости от того, в какой области они представляют опасность для достижения целей предприятия, вы­бирается соответствующая антикризисная стратегия.</p> <p>Тактическими (оперативными) мероприятиями по выходу из экономического кризиса могут быть сокращение расходов, закры­тие подразделений, сокращение персонала, уменьшение объемов производства и сбыта, активные маркетинговые исследования, повышение цен на продукцию, использование внутренних резервов,</p> <p>модернизация, установление текущих убытков, выявление внутренних резервов, привлечение специалистов, получение кредитов, укрепление дисциплины и т.д.</p> <p>Стратегическое и оперативное планирование взаимосвязаны и заниматься одним в отрыве от другого невозможно. Тактическое планирование должно осуществляться в рамках выбранных страте-, Осуществление оперативных мероприятий по выходу из эко­номического кризиса в отрыве от стратегических целей может кратковременно улучшить финансовое положение, но не устранит глу­бинные причины кризисных явлений.</p> <p>Первый этап тактического планирования — реализация выбран­ной антикризисной стратегии; при этом менеджеры должны: </p> <p>окончательно уяснить выработанную антикризисную стратегию и цели, их соответствие друг другу;</p> <p>- детально довести идеи новой стратегии и смысл целей до сотрудников с целью широкого их вовлечения в процесс реализации антикризисной стратегии;</p> <p>- привести ресурсы в соответствие с реализуемой антикризисной стратегией;</p> <p>- выработать решения по поводу организационной структуры.<br> При реализации новой стратегии необходимо сконцентрировать внимание на том, как изменения будут восприняты, кто будет ока­зывать сопротивление, какой стиль поведения надо выбрать. Сопро­тивление необходимо уменьшить до минимума или устранить неза­висимо от типа, сущности и содержания изменения.</p> <p style="text-align:center;"><b>Тема 8. Взаимодействие с профсоюзами в процессах антикризисного управления</b> </p> <p> </p> <p>В России история профсоюзного движения начинается с 1905 г. Профсоюзы являются одним из гарантов социального мира. Они последовательно добиваются осуществления экономического роста на основе твердой приверженности идеалам социальной справедливости.</p> <p><i>Принципы:</i> </p> <p>- продуманность позиции (начиная коллективные действия, профсоюзы имеют конкретную и понятную для всех участников цель, четкий план и сохраняют готовность вернуться за стол переговоров и пойти на разумный и обоснованный компромисс при условии удовлетворения основных требований участников коллективных действий)</p> <p>- солидарность (только единство большинства трудящихся, их сознательная дисциплина, помощь других отрядов профсоюзного движения дают реальный шанс победить в противоборстве с работодателями);</p> <p>- законность (приступая к коллективным действиям, профсоюзы стремятся не допустить дискредитации профсоюзного движения и, как правило, не поддерживают незаконные забастовки и стихийные акции, которые в конечном итоге вредят главным целям);</p> <p>- гласность (профсоюзы стремятся обеспечить общественную поддержку участников коллективных действий, широко распространяя информацию о причинах конфликта и требованиях трудящихся).</p> <p>Работники объединяются в профсоюз для того, чтобы защитить свои права. Профсоюз контактирует с федеральными, региональными и местными органами власти, стремясь решать вопросы трудовых отношений и улучшения положения работников; он является законным представителем работников во взаимоотношениях с работодателем. Именно профсоюз защищает интересы работников в ситуации индивидуальных и коллективных споров; правила внут­реннего трудового распорядка, многие другие важные документы и решения в сфере трудовых отношений на предприятии работода­тель обязан принимать с учетом мнения выборного профсоюзного органа. Благодаря профсоюзам работникам предоставляются бес­платная юридическая помощь, консультации по различным вопро­сам трудовых отношений. Профсоюзам предоставлено право конт­роля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Профсоюзные представители участвуют в работе комиссии по ох­ране труда, проверяют условия и охрану труда на рабочих местах, участвуют в работе по предупреждению производственного травма­тизма и профессиональных заболеваний. Профсоюзы заключают соглашения и коллективные договоры, которые улучшают положе­ние работника, дают преимущества в оплате труда, продолжитель­ности отпуска, охране и безопасности труда, решении социальных вопросов, проявляют заботу об организации детского и семейного отдыха, спортивных и культурных мероприятий.</p> <p>При защите прав и интересов работников в условиях кризиса профсоюзы исходят из того, что каждый работник <b>имеет право на:</b> </p> <p>- заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые предусмотрены действующим законодательством;</p> <p>- предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;</p> <p>- рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным государственными стандартами организации и безопасности труда и коллективным договором;</p> <p>- своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполняемой работы;</p> <p>- отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих и празднич­ных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков; полную достоверную информацию об условиях труда и требова­ниях по охране труда на рабочем месте;</p> <p>- переподготовку, профессиональную подготовку и повышение своей квалификации в порядке, предусмотренном ТК РФ, иными федеральными законами;</p> <p>- объединение, включая право на создание профессиональных со­юзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;</p> <p>- участие в управлении организацией в предусмотренных законо­дательством и коллективным договором формах; ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей и на ин­формацию о выполнении коллективного договора, соглашений; защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов не запрещенными законом способами;</p> <p>- разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном действующим в стране законодательством;</p> <p>- возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполне­нием им трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами;</p> <p>- обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.</p> <p> </p> <p> </p> <p style="text-align:center;"><b>Тема 9. Инновации и механизмы повышения антикризисной устойчивости</b> </p> <p style="text-align:center;"> </p> <p>Можно выделить следующие виды инноваций, применяющиеся при антикризисном управлении:</p> <p>1) изготовление нового, т. е. еще неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага;</p> <p>2) внедрение нового, т. е. данной отрасли промышленности еще практически неизвестного, метода (способа) производства, в основе которого лежит новое научное открытие и который может заключаться также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара;</p> <p>3) освоение нового рынка сбыта, т. е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет;</p> <p>4) получение нового источника сырья или полуфабрикатов равным образом независимо от того, существовал ли этот источник прежде, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать;</p> <p>5) проведение соответствующей реорганизации, например обеспечение монопольного положения (посредством создания трестов) или подрыв монопольного положения другого предприятия.</p> <p>Под антикризисной устойчивостью понимается способность предприятия возвращаться в состояние экономического равновесия, после того, как оно было выведено из него негативными возмущающими воздействиями, вызванными кризисом.</p> <p>Диагностика антикризисной устойчивости включает в себя:</p> <p>– диагностику финансовой устойчивости;</p> <p>– потенциала ее кадрового состава;</p> <p>– адаптации организационных структур к изменяющимся условиям;</p> <p>– ее финансового состояния;</p> <p>– информационной культуры сотрудников;</p> <p>– изменения научно-технического потенциала организации и отрасли;</p> <p>– влияния правового поля на деятельность организации в целом и ее сотрудников;</p> <p>– изменения экологической ситуации и ее влияния на деятельность организации;</p> <p>– решения проблем безопасности;</p> <p>– экономической ситуации в организации.</p> <p>Существуют следующие методы формирования антикризисной устойчивости:</p> <p>– методы усиления финансовой устойчивости за счет управления ликвидностью и структурой активов и источников средств;</p> <p>– управления себестоимостью за счет оптимизации постоянных и переменных затрат;</p> <p>– управления доходами предприятия по основному виду деятельности, операционным и внереализационным доходам;</p> <p>– антикризисного управления персоналом.</p> <p> </p> <p> </p> <p style="text-align:center;"><b>Тема 10. Человеческий фактор антикризисного управления</b> </p> <p style="text-align:center;"> </p> <p>В руководстве предприятием важно управление всеми факторами производства и всеми видами используемых ресурсов, однако ведущее место, несомненно, принадлежит управлению персоналом.</p> <p>Механизм стратегического управления персоналом в условиях кризиса на российских предприятиях только формируется.</p> <p>Одной из важных составляющих управления персоналом на кризисных предприятиях является кадровая политика. Ее цель – обеспечение оптимального баланса сохранения и обновления кадров в соответствии с потребностями предприятия и состоянием рынка труда. Существуют четыре типа кадровой политики в условиях кризиса предприятий. </p> <p>1. Пассивная кадровая политика. У руководства предприятия нет четко выраженной программы действий в отношении персонала, и в условиях кризиса на предприятии кадровая деятельность сводится в лучшем случае к ликвидации негативных последствий работы.</p> <p>2. Реактивная кадровая политика. Руководство предприятия осуществляет контроль за симптомами кризисной ситуации (возникновение конфликтных ситуаций, отсутствие достаточно квалифицированной рабочей силы для решения задачи, а также мотивации к высокопродуктивному труду) и предпринимает меры по локализации кризиса. </p> <p>3. Превентивная кадровая политика. Руководство предприятия имеет обоснованные прогнозы развития ситуации, однако у него нет средств для воздействия на эту ситуацию. </p> <p>4. Активная (рациональная) кадровая политика. Руководство предприятия имеет удовлетворительный диагноз и обоснованный прогноз развития ситуации, а также средства для воздействия на нее. </p> <p><i>Конфликт</i> – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Для организаций, переживающих кризис, разрушительные последствия конфликта особенно нежелательны. Но вместе с тем конструктивный конфликт – единственный способ поиска путей выхода из кризиса конкретного предприятия. Только его персонал владеет информацией о внутреннем взаимодействии и реальных возможностях коллектива. Реализация же этого потенциала, его материализация в реструктуризации бизнеса, освоении нововведений немыслима без конфликтов. При определенных условиях конфликты имеют функциональные, позитивные для организации результаты:</p> <p>– инициирование изменений, обновления, прогресса;</p> <p>– ясное представление назревшей проблемы и создание благоприятной почвы для ее решения вследствие предания гласности реальных позиций сторон по тому или иному вопросу, а также аргументирования, четкой формулировки и выражения интересов;</p> <p>– мобилизация внимания, интереса и ресурсов для решения проблем и как следствие – экономия рабочего времени и средств организации;</p> <p>– формирование у участников конфликта чувства сопричастности принятому в результате этого конфликта решению, что облегчает его реализацию;</p> <p>– стимулирование более продуманных и обоснованных действий для того, чтобы доказать свою правоту;</p> <p>– побуждение участников к взаимодействию и выработке новых, более эффективных решений, устраняющих саму проблему или уменьшающих ее значимость;</p> <p>– развитие у участников конфликта способности к сотрудничеству в будущем, когда конфликт урегулируется в результате взаимодействия сторон. Приводящее к согласию честное соперничество увеличивает взаимное уважение и доверие, необходимые для дальнейшего сотрудничества;</p> <p>– разрядка психологической напряженности в отношениях между людьми, более четкое определение их интересов и позиций;</p> <p>– преодоление традиций группового мышления, конформизма, «синдрома покорности», формирование у работника свободомыслия и развитие индивидуальности; </p> <p>– выработка у участников конфликта навыков относительно безболезненного решения потенциальных проблем;</p> <p class="MsoNormal"> </p> <p class="MsoNormal"> </p> <p class="MsoNormal"> </p> <p class="MsoNormal"> </p> <p class="MsoNormal"> </p> <p class="MsoNormal"> </p> <p class="MsoNormal"> </p> <p class="MsoNormal"> <a style="color: blue; text-decoration: underline; text-underline: single" href="000.htm"> содержание</a>   ..  <a href="402.htm" style="color: blue; text-decoration: underline; text-underline: single"> <span style="color: #0000FF; text-decoration: underline">402</span></a>  <a href="403.htm" style="color: blue; text-decoration: underline; text-underline: single"> <span style="font-size: 16pt; color: #0000FF; text-decoration: underline; font-weight:700">403</span></a><span style="font-size: 16pt">  </span> <a href="404.htm" style="color: blue; text-decoration: underline; text-underline: single"> <span style="text-decoration: underline; color: #0000FF">404</span></a>   ..<p class="MsoNormal"> <p class="MsoNormal"> </td> <td valign="top" style="width: 89px; height: 171.0pt; border-left: medium none; border-right: medium none windowtext; border-top: medium none windowtext; border-bottom: medium none windowtext; padding-left: 5.4pt; padding-right: 5.4pt; padding-top: 0cm; padding-bottom: 0cm"> <p class="MsoNormal"> </td> <td width="60" valign="top" style="width: 36.0pt; height: 171.0pt; border-left: medium none; border-right: medium none windowtext; border-top: medium none windowtext; border-bottom: medium none windowtext; padding-left: 5.4pt; padding-right: 5.4pt; padding-top: 0cm; padding-bottom: 0cm"> <p class="MsoNormal"> </td> </tr> </table> </body> </html>