Содержание:
стр.
Введение
1.1. Анализ ресурсного потенциала организации
3
задание 1
3
задание 2
6
задание 3
8
задание 4
10
задание 5
12
1.2. Анализ производства и объема продаж
13
задание 6
13
задание 7
15
задание 8
17
1.3. Анализ затрат и себестоимости продукции
19
задание 9
19
задание 10
21
задание 11
24
задание 12
26
задание 13
28
1.4. Анализ финансовых результатов деятельности организации
29
задание 14
29
задание 15
33
задание 16
35
задание 17
36
задание 18
37
задание 19
39
1.5. Анализ финансового положения организации
41
задание 20
43
задание 21
41
задание 22
46
задание 23
48
задание 24
51
задание 25
52
1.6 Комплексная оценка деятельности организации
54
задание 26
54
задание 27
56
Заключение________________________________________________________
Список использованной литературы
___________________________________
1.1.Анализ ресурсного потенциала организации
Задание 1
Таблица 1
Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов
№п/п
|
Показатель
|
Прошлый год
|
Отчетный год
|
Динамика показателя в процентах
|
Разница в процентах (+,-)
|
Расчет влияния фактора
|
Фактор, повлиявший на выявленное изменение
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
1
|
Численность рабочих (N), чел.
|
8100
|
8181
|
101,0000
|
1,0000
|
52 000
|
Численность, (N)
|
2
|
Число отработанных человеко-дней, (Чд)
|
1944000
|
1971621
|
101,4208
|
0,4208
|
21 883
|
Количество отработанных дней, (Чд)
|
3
|
Число отработанных человеко-часов, (Чч)
|
14580000
|
13801347
|
94,6594
|
-6,7614
|
-351 592
|
Количество отработанных часов, (Чч)
|
4
|
Объем продаж (без НДС), тыс.руб.
|
5200000
|
6240000
|
120,0000
|
25,3406
|
1 317 709
|
Часовая выработка одного рабочего, ЧB1p
|
Решение:
Учитывая состав показателей, необходимые расчеты произведем способом относительных разниц для факторного анализа.
1 фактор: Влияние численности работников на изменение выручки от продаж:
2 фактор: Влияние количества отработанных дней на изменение выручки от продаж:
3 фактор: Влияние количества отработанных часов на изменение выручки от продаж:
4 фактор: Влияние часовой выработки одного рабочего на изменение выручки от продаж:
Баланс отклонений:
1040000=1040000
Процент влияния на выручку экстенсивных факторов
Процент влияния на выручку интенсивных факторов
126,70+(-26,70)=100%
Вывод:
Выручка от реализации продукции в отчетном году по сравнению с прошлым выросла на 1 040 000 тыс.руб.
Комплексная оценка деятельности предприятия по использованию трудовых ресурсов показала, что приращение выручки по сравнению с прошлым годом на 126,70% вызвано интенсивным фактором, т.е. за счет повышения производительности труда, выручка увеличилась на 1 317 709 тыс.руб.
Что касается экстенсивного фактора, то он позволил увеличить выручку на 52 000 тыс. руб. за счет роста численности на 81 чел.
Негативное влияние на изменение выручки оказало снижение продолжительности рабочего дня на 0,5 ч., что привело к недополучению выручки на 351 592 тыс.руб., уменьшение количества отработанных дней увеличило выручку от продаж на 21 883 тыс.руб.
Прежде чем определиться в сумме резервов наращивания выручки за счет трудовых ресурсов необходимо определить относительную экономию по ним, т.е. обоснованность роста численности на 81 чел.:
Следовательно, рост численности оказался в отчетном году оправдан, т.к. его рост мог составлять 1539 чел., а не 81 исходя из прироста выручки, следовательно, внутренним резервом приращения выручки в планируемом периоде будут являться меры по ликвидации потерь, связанных со снижением продолжительности рабочего дня и уменьшением количества отработанных дней в году. В результате рост выручки может составить 351 592 тыс.руб., но для комплектности этого резерва по возможности наращивания выручки необходим анализ использования других видов ресурсов.
Следовательно, рост численности оказался в отчетном году оправдан, т.к. его рост мог составлять 97 чел., а не 81 исходя из прироста выручки, следовательно, внутренним резервом приращения выручки в планируемом периоде будут являться меры по ликвидации потерь, связанных со снижением продолжительности рабочего дня и уменьшением количества отработанных дней в году. В результате рост выручки может составить 351 592 тыс.руб., но для комплектности этого резерва по возможности наращивания выручки необходим анализ использования других видов ресурсов.
Задание 2
Таблица 2
Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов
№п/п
|
Показатель
|
Прошлый год
|
Отчетный год
|
Изменение (+.-)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1
|
Объем продаж (без НДС), (Вр), тыс. руб.
|
5 200 000
|
6 240 000
|
1 040 000
|
2
|
Стоимость материалов в себестоимости продаж (МЗ), тыс. руб.
|
2 878 150
|
3 566 212
|
688 062
|
3
|
Коэффициент материалоотдачи проданной продукции (рассчитать), (Кмо), (стр.1:стр.2)
|
1,8067
|
1,7498
|
-0,0570
|
4
|
Влияния на объем продаж (V) следующих факторов:
|
Х
|
Х
|
Х
|
5
|
изменения стоимости израсходованных материалов, (∆МЗ), тыс.руб.
|
Х
|
Х
|
1 223 537
|
6
|
изменения материалоотдачи продаж, (∆Кмо), тыс. руб.
|
Х
|
Х
|
-183 537
|
Решение:
Используем интегральный способ для факторного анализа.
1 фактор: Влияние материалоотдачи на изменение выручки от продаж:
ΔВр(Кмо) = 1/2ΔКмо·(МЗ1
+МЗ0
)=
1/2·(-0,057)· (3 566 212+2 878 150)=
= -183 537 тыс. рублей
2 фактор: Влияние материальных затрат на изменение выручки от продаж:
ΔВр(МЗ) = 1/2ΔМЗ· (Кмо1
+Кмо0
) = 1/2·688 062·(1,7498+1,8067) =1223537 тыс. рублей
Баланс отклонений
1040000=1040000
Процент влияния на выручку экстенсивных факторов
Процент влияния на выручку интенсивных факторов
117,6478-17,6478=100%
Для комплексной оценки обоснованности использования материальных ресурсов необходимо произвести расчет относительной экономии и перерасхода их:
(перерасход)
Вывод:
Объем продаж в отчетном году по сравнению с прошлым увеличился на 1 040 000 тыс.руб.
Комплексный анализ использования материальных ресурсов показал, что приращение выручки в отчетном году на 117,6% (1 223 537 тыс.руб.) вызвано экстенсивным фактором, т.е. за счет увеличения материальных затрат, но при условии относительного перерасхода (112 432 тыс.руб.), поэтому влияние этого фактора нельзя оценивать абсолютно положительно, т.к. при перерасходе теряется прибыль даже при росте выручки.
Негативное влияние на изменение выручки (-17,6%) оказало снижение коэффициента материалоотдачи на 0,0569, что привело к недополучению выручки на 183 537 тыс.руб.
Внутренним резервом приращения выручки будет являться сокращение потерь ресурсов, экономичное их использование, новые технологии переработки, вторичное использование, возможность снижения затрат по сравнению с расходом, обусловленным производственными нормами. Также у предприятия есть резерв материальных ресурсов, хранящийся на складах на сумму 363 916 тыс.руб.
Задание 3
Таблица 3
Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием основных средств
№
п/п
|
Показатель
|
Прошлый год
|
Отчетный год
|
Изменение (+,-)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1
|
Объем продаж (без НДС), (Вр), тыс. руб
|
5 200 000
|
6240 000
|
1 040 000
|
2
|
Среднегодовая первоначальная стоимость активной части производственных основных средств, (ОСак), тыс. руб.
|
1076098
|
1108604
|
32 506
|
3
|
Количество дней в году, в течение которых активная часть производственных основных средств находилась в рабочем состоянии, (Рд), дн.
|
240
|
241
|
1
|
4
|
Коэффициент сменности работы оборудования (Ксм)
|
1,0
|
1,05
|
0,05
|
5
|
Средняя продолжительность смены, (Псм), ч
|
7,5
|
7,0
|
-0,5
|
6
|
Объем продаж, приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы оборудования, (Вч), (ФотдОСак), тыс.руб.
|
0,0027
|
0,0032
|
0,0005
|
7
|
Влияния на изменение объема продаж (∆V) следующих факторов:
|
Х
|
Х
|
Х
|
а) изменения среднегодовой первоначальной стоимости активной части производственных основных средств (∆Осак), тыс. руб.
|
Х
|
Х
|
157 078
|
б) изменения количества дней, в течение которых основные средства находились в рабочем состоянии (∆Рд), тыс. руб.
|
Х
|
Х
|
22 321
|
в) изменения коэффициента сменности (Ксм), тыс. руб.
|
Х
|
Х
|
268 970
|
г) изменения средней продолжительности смены (∆Пс), тыс. руб.
|
Х
|
Х
|
-376 558
|
д) изменения продукции, приходящиеся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы(∆ФотдОСак), тыс. руб.
|
Х
|
Х
|
968 189
|
Решение
(тыс.руб.)
(тыс.руб.)
Используем способ абсолютных разниц для факторного анализа.
1 фактор: Влияние стоимости активной части основных средств на изменение выручки от продаж:
2 фактор: Влияние количества дней, в течение которого активная часть основных средств находилась в рабочем состоянии на изменение выручки от продаж:
3 фактор: Влияние коэффициента сменности на изменение выручки от продаж:
4 фактор: Влияние средней продолжительности смены на изменение выручки от продаж:
5 фактор: Влияние фондоотдачи активной части основных средств на изменение выручки от продаж:
Баланс отклонений
1040000=1 040 000
Процент влияния на выручку экстенсивных факторов
Процент влияния на выручку интенсивных факторов
6,905+93,095=100%
Относительная экономия (перерасход) по основным средствам:
Вывод:
Комплексный анализ состава использования активной части основных средств показал, что приращение выручки на 93,095% обусловлено влиянием интенсивных факторов, т.е. ростом фондоотдачи оборудования, это привело к росту выручки на 968 189 тыс.руб.
На 6,905% изменение выручки произошло под влиянием экстенсивных факторов, так в результате изменения средней продолжительности смены выручка уменьшилась на 376 558 тыс.руб., а изменения среднегодовой первоначальной стоимости активной части производственных основных средств, коэффициента сменности и изменения количества дней, в течение которых основные средства находились в рабочем состоянии увеличили выручку на 448 369 тыс.руб.
Следовательно внутренним резервом прироста выручки является ликвидация причин, порождающих потери простоя оборудования и сумма резерва составит 376 558 тыс.руб.
Задание 4
Таблица 4
Характеристика соотношения экстенсивности и интенсивности использования ресурсов в процессе производства
№п/п
|
Показатель
|
Прошлый год
|
Отчетный год
|
Темп прироста стр4/стр3·100-100
|
Прирост ресурса на 1 % прироста выручки от продаж
Кэкст i
|
Коэффициенты
влияния на прирост выручки от продаж
|
Экстенсивности
использования
Кэкст i·100
|
Интенсивности
использования
100-Кэкст i·100
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
1
|
Численность
рабочих, чел.
|
8100
|
8181
|
1,0000
|
0,0500
|
5,0
|
95,0
|
2
|
Среднегодовая стоимость активной части производственных основных средств, тыс,руб.
|
1076098
|
1108604
|
3,0207
|
0,1510
|
15,10
|
84,90
|
3
|
Стоимость материалов, использованных
при производстве готовой продукции, тыс.руб. |
2878150
|
3566212
|
23,9064
|
1,1953
|
119,53
|
- 19,53
|
4
|
Выручка от продаж, тыс.руб.
|
5200000
|
6240000
|
20
|
X
|
X
|
X
|
5
|
5. Алгоритм расчета показателя, характеризующего комплексное использование ресурсов
|
Х
|
Х
|
Х
|
ΣКэкс.i/n
|
ΣКэксi·
100/n
|
100-
ΣКэксi·
100/n
|
6
|
Показатели, характеризующие
комплексное использование
ресурсов
|
Х
|
Х
|
Х
|
0,4654
|
46,54
|
53,46
|
Вывод:
Комплексный анализ использования ресурсов на предприятии показал, что оно придерживается интенсивно-экстенсивного характера использования ресурсов, по причине: трудовые ресурсы используются преимущественно интенсивно 95%, прирост выручки за счет роста производительности труда работников, и только 5% экстенсивно, за счет найма дополнительных работников.
Но прирост выручки также вызван экстенсивностью использования предметов труда (119,5%), значит, главным резервом наращивания выручки будет являться повышение интенсивности использования материальных ресурсов, т.е. снижение материалоемкости и роста материалоотдачи, т.е. ресурсосберегающая технология.
В целом, результаты анализа показывают, что выручка от продаж возросла в результате экстенсивного использования производственных ресурсов на 46,54% и их интенсивного использования на 53,46%. Результаты анализа говорят об интенсивности производства на предприятии.
Задание 5
В завершении определения комплектного текущего резерва, выявленные в ходе анализа каждого вида ресурсов, сопоставим резервы.
Таблица 5
Комплектный резерв увеличения объема продаж продукции за счет внутренних резервов использования ресурсов
(тыс.руб.)
№п/п
|
Показатель
|
Резерв увеличения объема продаж, выявленный в процессе анализа
|
Резерв увеличения объема продаж при комплектном использовании имеющихся резервов улучшения использования ресурсов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Увеличение стоимости продаж за счет лучшего использования трудовых ресурсов
(дан.табл.1)
|
351 593
|
351 593
|
Увеличение стоимости продаж за счет лучшего использования материальных ресурсов (дан.табл.2+сред.остатки материалов ф.1) =(183 537+((386207+341624)/2))
|
547 452
|
351 593
|
Увеличение стоимости продаж за счет лучшего использования основных производственных средств
(дан.табл.3)
|
376 558
|
351 593
|
Итого комплектный ресурс
|
X
|
351 593
|
Вывод:
Как показал факторный анализ, в ближайшей перспективе предприятие сможет увеличить выручку всего на 351 593 тыс.руб. без привлечения дополнительных финансовых ресурсов, а только за счет мобилизации упущенной возможности в использовании всех видов ресурсов. Поскольку для дополнительного выпуска продукции есть и мощности, и материальные запасы, и трудовые ресурсы. А значит следует ужесточить контроль за фондом рабочего времени, чтобы реализовать данную сумму комплектного резерва, что учитывается при составлении гибкой сметы с пересчетом планируемой выручки и финансовых результатов.
1.2.Анализ производства и объема продаж
Задание 6
Таблица 6
(Приложение 1)
Информация и дополнительные аналитические расчеты, необходимые для определения влияния различных факторов на изменение выручки от продаж (количества, структуры и цен на проданную продукцию)
№ п/п
|
Наименование проданной продукции
|
Количество проданной продукции, шт.
|
Цена на проданную продукцию, тыс. руб.
|
Выручка за прошлый год, тыс. руб.
|
Расчетный показатель выручки за отчетный год, тыс. руб.
|
Выручка за отчётный год, тыс. руб.
|
за прошлый год
|
за отчетный год
|
за прошлый год
|
за отчетный год
|
При структуре прошлого года
|
При структуре отчетного года
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
1
|
Изделие А
|
8 000
|
9 000
|
200
|
210
|
1 600 000
|
1 760 000
|
1 800 000
|
1 890 000
|
2
|
Изделие В
|
4 000
|
4 000
|
300
|
407,5
|
1 200 000
|
1 320 000
|
1 200 000
|
1 630 000
|
3
|
Изделие С
|
6 000
|
6 800
|
400
|
400
|
2 400 000
|
2 640 000
|
2 720 000
|
2 720 000
|
Итого
|
18 000
|
19 800
|
Х
|
Х
|
5 200 000
|
5 720 000
|
5 720 000
|
6 240 000
|
Решение:
Вр=∑(Qi·Уdi·Цi)
К↑Q=∑Q1
/∑Q0
К↑Q=19 800/18 000=1,1
Используем способ цепной подстановки для факторного анализа
1 фактор
: Влияние количества на изменение объема продаж:
У1Вр=Вр0·
К↑Q
∆Вр(Q)= У1Вр- Вр0
У1Вр (А)=1 600 000·1,1=1 760 000
У1Вр (В)=1 200 000·1,1=1 320 000
У1Вр (С)=2 400 000·1,1=2 640 000
∆Вр(Q)= 5 720 000-5 200 000=520 000 тыс.руб.
2 фактор
: Влияние структурных сдвигов в ассортименте продукции на изменение объема продаж:
У2Вр=Q1
·Ц0
∆Вр(Уdi)= У2Вр- У1Вр
У2Вр(А)=9000·200=1 800 000
У2Вр(В)=4000·300=1 200 000
У2Вр(С)=6800·400=2 720 000
∑У2Вр=1 800 000+1 200 000+2720 000=5 720 000
∆Вр(Уdi)= 5 720 000-5 720 000=0
3 фактор
: Влияние цен на изменение объема продаж:
∆Вр(Ц)= Вр1
- У2Вр
∆Вр(Ц)= (1 890 000+1 630 000+2 720 000)-5 720 000=520 000тыс.руб.
Общее влияние факторов +1 040 000 тыс.руб
Вывод:
Анализ влияния факторов показал, что приращение выручки по сравнению с прошлым годом в равном соотношении было вызвано ростом цен и объемом реализованной продукции (+1 040 000 тыс.руб.). Что составило 100% прироста выручки. Структурные сдвиги в ассортименте продукции не повлияли на изменение выручки.
Задание 7
Таблица 7
(Приложение 4)
Исходные данные для составления бизнес
-плана на будущий отчетный период
№ п/п
|
Показатели
|
Изделие А
|
Изделие В
|
Изделие С
|
Изделие D
|
Изделие Е
|
Итого
|
1
|
Спрос на изделие, шт.
|
10 000
|
5 000
|
7 500
|
8 200
|
3 000 (200)
|
33 700
|
2
|
Цена изделия на будущий период, тыс. руб.
|
260
|
460
|
430
|
590
|
980
|
Х
|
3
|
Себестоимость единицы продукции, возможной к выпуску в следующем отчетном году, тыс. руб.
|
240
|
410
|
395
|
-
|
870
|
Х
|
4
|
Объем продаж, исходя из спроса и возможности выпуска, который может быть включен в бизнес-план, тыс. руб. (стр.1*стр.2)
|
2 600 000
|
2 300 000
|
3 225 000
|
-
|
196 000
|
8321000
|
5
|
Себестоимость объема продаж продукции, включенной в бизнес-план, тыс. руб. (стр.1*стр.3)
|
2 400 000
|
2 050 000
|
2 962 500
|
-
|
174 000
|
7586500
|
6
|
Прибыль от продаж на планируемый период, тыс. руб. (стр.4-стр.5)
|
200 000
|
250 000
|
262 500
|
-
|
22 000
|
734 500
|
7
|
Рентабельность продаж,% (Пр стр.6/Vпр. стр.4)
|
7,69
|
10,87
|
8,14
|
-
|
11,22
|
8,827
|
8
|
Отнесение продукции к определенной группе в зависимости от уровня ее рентабельности, №группы
|
3
|
2
|
3
|
-
|
2
|
Отсутствие информации о себестоимости единицы продукции, пользующейся спросом, свидетельствует о том, что организация вообще не имеет возможности выпускать данную продукцию в следующем отчетном периоде.
Сопоставление спроса с возможностью выпуска организацией указанных изделий в будущем отчетном периоде позволило сделать вывод, что изделие Е может быть выпущено в количестве 200 шт. а для выпуска изделия D в ООО нет соответствующих условий.
Используя данные о результатах маркетингового исследования спроса на изделия А, В, С, Д, Е, а также информацию о возможности организации выпускать продукцию, пользующуюся спросом, можно разработать часть бизнес-плана по реализации продукции организации на следующий год.
Вывод:
По показателю прибыли от продаж наиболее выгодно производить изделие С 262 500 тыс. руб., затем изделие В 250 000 тыс. руб. и изделие А 200 000 тыс. руб., наименее выгодное с этой точки зрения для предприятия изделие Е 22 000 тыс. руб.
Исходя из разброса значений рентабельности отдельных видов продукции в анализируемой организации, при включении показателей в одну из указанных групп используем следующую градацию: группа 1 – продукция с рентабельностью 25% и выше, группа 2 – от 10 до 25%, группа 3 – ниже 10%.
По показателю рентабельности наиболее рентабельное изделие Е 11,22%, затем изделие В 10,87 % и изделие С 8,14 %. Наименьшую рентабельность имеет изделие А 7,69%.
В общем по всем показателям можно сказать, что организации наиболее выгодно выпускать изделие В, т.к. у него большой показатель прибыли от продаж и высока рентабельность. Наименьшую выгоду для организации приносит изделие А, так как имеет наименьшую рентабельность. Руководству необходимо обратить внимание на это изделие по затратам, качеству и другим характеристикам данной продукции, чтобы улучшить его затраты на производство.
Поскольку предприятие не имеет соответствующих условий для выпуска изделия D, то рассчитать его рентабельность не представляется возможным. В связи с тем, что спрос на данную продукцию имеется, можно посоветовать компании найти возможность для выпуска изделия D, так как она недополучит выручку в размере 4 838 000 тыс.руб.
Задание 8
Таблица 8
Критический объем продаж за отчетный год
и на планируемый объем продаж, обеспеченный спросом
(на основе данных формы №2, справки №2 «Переменные и постоянные расходы в составе затрат на продукцию)
№ п\п
|
Показатель
|
За отчетный год
|
На планируемый период, обеспеченный спросом
|
Изменение
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1
|
Выручка от продаж, тыс.руб.
|
6 240 000
|
8 321 000
|
2081000
|
2
|
Переменные затраты, тыс.руб.
|
3 831 360
|
4 855 360
|
1024000
|
3
|
Постоянные затраты, тыс.руб.
|
1 847 040
|
2 731 140
|
884100
|
4
|
Прибыль от продаж, тыс.руб. (стр.1 - стр.2 - стр.3)
|
561 600
|
734 500
|
172900
|
5
|
Маржинальный доход в составе выручки от продаж, тыс.руб. (стр.1 - стр.2)
|
2 408 640
|
3 465 640
|
1057000
|
6
|
Доля маржинального дохода в выручке от продаж, (стр.5: стр.1)
|
0,3860
|
0,4165
|
0,0305
|
7
|
"Критическая точка" объема продаж, тыс.руб. (стр.3:стр.6)
|
4 785 078
|
6 557 4656
|
1772388
|
8
|
Запас финансовой прочности, тыс. руб. (стр.1 - стр.7)
|
1 454 922
|
1 763 534
|
308612
|
9
|
Уровень запаса финансовой прочности в объеме продаж, % (стр.8 : стр.1) · 100%
|
23,316
|
21,194
|
-2,122
|
Вывод:
Маржинальный анализ показал, что точка безубыточности по сравнению с прошлым годом выросла на 1 772 388 тыс.руб., что обеспечило увеличение запаса финансовой прочности на 308 612 тыс.руб., но уменьшило на 2,12% уровень запаса прочности, то есть количество продукции, приносящей прибыль.
Доля маржинального дохода увеличилась. При этом увеличился запас финансовой прочности, т.е. количество продукции, приносящей прибыль. Запас финансовой прочности следует поддерживать на нормативном уровне (60–70%) на случай хозяйственных затруднений и ухудшения конъюнктуры рынка. У данного предприятия запас финансовой прочности в 3 раза ниже нормы: 23,32% или 1 454 922 тыс. руб. в отчетном году и 21,19% или 1 763 534 тыс. руб. в плановом году, что означает, что реализовав 76,68% и 78,81% продукции, предприятие сможет покрыть свои издержки и только 23,32% и 21,19 % реализованной продукции приносят предприятию прибыль, а нормативное значение запаса финансовой прочности составляет 60-70% от объема продаж. Необходимо наиболее полно использовать резервы роста объема продаж и снижения себестоимости продукции.
Рост прибыли недостаточен, поскольку у предприятия выросли постоянные расходы. В целом рентабельность продукции в данном случае будет составлять 21,2% и как показал факторный анализ, есть резервы ее наращивания за счет мобилизации внутренних резервов роста выручки по продукции В. Предприятию следует принять меры по снижению критической точки, за счет повышения уровня спроса и продаж продукции, обладающей наибольшей рентабельностью.
Судя по данным будущего периода, можно сказать, что организация движется в том же направлении. Если провести тот же анализ, но при этом увеличив объем выпуска изделия E до 3000 шт, то положение организации значительно улучшится. Этот факт еще раз подтверждает важность выпуска данного изделия соответственно спросу и в свою очередь, к поиску возможности для его производства.
1.3.Анализ затрат и себестоимости продукции
Задание 9
Таблица 9
Расходы
по обычным видам деятельности (поэлементно) за прошлый и отчетный годы
(по данным формы №5)
№ п\п
|
Элементы затрат по обычным видам деятельности
|
Прошлый год
|
Отчетный год
|
Изменение (+,-)
|
Затраты на 1 руб. реализации, (коп.)
стр.1,2,3,4,5,6/Вр*100
|
тыс.руб.
|
доля %
|
тыс.руб.
|
доля %
|
тыс.руб.
|
доля %
|
Прошлый
год
|
Отчетный
год
|
Изменение
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
1
|
Материальные затраты
|
2 878 150
|
60,162
|
3 566 212
|
62,803
|
+688 062
|
+2,641
|
55,35
|
57,15
|
1,80
|
2
|
Затраты на оплату труда
|
1 027 800
|
21,484
|
1 135 680
|
20
|
+107 880
|
-1,484
|
19,77
|
18,2
|
-1,57
|
3
|
Отчисления на социальные нужды
|
259 048
|
5,415
|
295 277
|
5,200
|
+36 229
|
-0,215
|
4,98
|
4,73
|
-0,25
|
4
|
Амортизация
|
445 292
|
9,308
|
506 003
|
8,911
|
+60 711
|
-0,397
|
8,56
|
8,11
|
-0,45
|
5
|
Прочие затраты
|
173 710
|
3,631
|
175 228
|
3,086
|
+1 518
|
-0,546
|
3,34
|
2,81
|
-0,53
|
6
|
Итого
|
4 784 000
|
100
|
5 678 400
|
100
|
+894 400
|
-
|
92
|
91
|
-1
|
7
|
Выручка от продаж
|
5 200 000
|
Х
|
6 240 000
|
Х
|
1 040 000
|
Х
|
Х
|
Х
|
Х
|
Вывод:
В отчетном году по сравнению с прошлым наблюдается общий рост затрат на 894 400 тыс.руб.
Данное производство является материалоемким, т.к. доля материальных затрат в прошлом году составляла 55,35%, а в отчетном 57,15%. Материальные затраты увеличились на 688 062 тыс. руб. (2,6%) – это наибольший рост в структуре всех затрат, что может говорить как о повышении себестоимости материалов, так и о нерациональном их использовании. Соответственно, именно в данном факторе следует искать основные возможности снижения расходов по выпуску продукции.
Также велика доля затрат на труд (с отчислениями на социальные нужды их доля составляет 25%), при этом доля затрат на труд в отчетном году по сравнению с прошлым годом снизилась на 1,7%. По остальным элементам затрат в отчетном году произошло снижение удельного веса в общем объеме затрат.
Задание 10
Таблица 10
(Приложение 2)
Вспомогательные расчеты для построения алгоритмов для анализа затрат на 1 руб. продаж
№п/п
|
Показатель
|
Изделие А
|
Изделие В
|
Изделие С
|
Итого
|
Прошлый год
|
Отчетный год
|
Прошлый год
|
Отчетный год
|
Прошлый год
|
Отчетный год
|
Прошлый год
|
Отчетный год
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
1
|
Количество (Q), шт.
|
8000
|
9000
|
4000
|
4000
|
6000
|
6800
|
18 000
|
19 800
|
2
|
Цена (Z), тыс. руб.
|
200,00
|
210,00
|
300,00
|
407,50
|
400,00
|
400,00
|
х
|
х
|
3
|
Стоимость(QZ), тыс. руб.
|
1 600 000
|
1 890 000
|
1 200 000
|
1 630 000
|
2 400 000
|
2 720 000
|
5 200 000
|
6 240 000
|
4
|
Себестоимость единицы продукции (Р), тыс. руб.
|
160,00
|
205,00
|
283,50
|
400,75
|
395,00
|
328,00
|
х
|
х
|
5
|
Себестоимость продукции (QP), тыс. руб.
|
1 280 000
|
1 845 000
|
1 134 000
|
1 603 000
|
2 370 000
|
2 230 400
|
4 784 000
|
5 678 400
|
6
|
Себестоимость объема продаж отчетного года при себестоимости единицы продукции прошлого года (Q1P0), тыс. руб.
|
х
|
1 440 000
|
х
|
1 134 000
|
х
|
2 686 000
|
х
|
5 260 000
|
7
|
Стоимость продаж отчетного года по ценам прошлого года (Q1Z0) , тыс. руб.
|
х
|
1 800 000
|
х
|
1 200 000
|
х
|
2 720 000
|
х
|
5 720 000
|
8
|
Затраты на 1 рубль
|
х
|
х
|
х
|
х
|
х
|
х
|
0,92
|
0,91
|
Наиболее важным показателем себестоимости продукции считается уровень затрат на один руб. реализованной продукции. Основными факторами, влияющими на уровень затрат на один руб. продукции, являются: изменение структуры продукции, изменение цен на продукцию, изменение себестоимости продукции.
Этот показатель характеризует размер себестоимости в 1 руб. цены реализации.
Для расчета влияния факторов на изменение затрат на 1 руб. продаж формируется система относительных показателей затрат на 1 руб. продаж.
Используем способ цепной подстановки для факторного анализа, затраты на 1 рубль реализованной продукции определяем по формуле:
1.
Затраты на 1 рубль реализованной продукции в прошлом году:
2.
Затраты на 1 рубль реализованной продукции в отчетном году:
3.
Затраты на 1 рубль реализованной продукции отчетного года при себестоимости единицы продукции и ценах прошлого года:
4.
Затраты на 1 рубль реализованной продукции отчетного года при себестоимости единицы продукции отчетного года и ценах прошлого года:
5.
Влияние на затраты на 1 рубль реализованной продукции различных факторов:
1ф.:
Влияние структуры реализованной продукции на ∆З1руб.:
∆З1руб
(Q)=У1
З1 руб.–
З1 руб.
0
=0,9196–0,92=-0,0004 руб.
2ф.:
Влияние себестоимости реализованной продукции на ∆З1руб.:
∆ З1руб
(Р) = У2
З1 руб
. – У1
З1 руб.
= 0,9927 – 0,9196 = 0,0731 руб.
3 ф.:
Влияние изменения цен реализованной продукции на ∆З1руб.:
∆ З1руб
(Z) = З1
руб.
1
– У2
З1
руб
. = 0,91 – 0,9927 = - 0,0827 руб.
Общее влияние всех факторов:
∆З1руб.
=∆З1руб
(Q)+∆З1руб
(Р)+∆З1руб
(Z)=-0,0004+0,0731–0,0827= -0,01 руб.
Вывод:
Затраты на 1 рубль продукции высоки. На 1 руб. продаж в отчетном периоде по сравнению с прошлым годом они снизились на 0,01 руб., с каждого рубля проданной продукции в том числе:
1)в связи с изменением структуры реализованной продукции затраты на 1 руб. продаж снизились на 0,0004 руб.
2)в связи с изменением себестоимости затраты на 1 руб. продаж увеличились на 0,0731 руб. что вызвано увеличением себестоимости отдельных видов изделий.
3)изменение цен на реализованную продукцию снизили затраты на 1 руб. продаж на 0,0827 руб. что вызвано увеличением цен на продукцию А и В и неизменной ценой на изделие С
Резервом снижения затрат будет являться изменение себестоимости за счет снижения затрат материальных ресурсов, использования более прогрессивной техники и технологии, роста производительности труда.
Задание 11
Таблица 11
(Приложение 3)
Исходные данные для анализа влияния факторов на уровень материальных затрат
№п/п
|
Наименование материала
|
Количество, т q
|
Цена, тыс. руб.s
|
Стоимость материалов, тыс. руб. Ms
|
Прошлый год
|
Отчетный год
|
Прошлый год
|
Отчетный год
|
Прошлый год
|
Отчетный год
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
1
|
Материал вида X
|
1510
|
2230
|
480
|
510
|
724 800
|
1 137 300
|
2
|
Материал вида Y
|
1610
|
1360
|
195
|
270
|
313 950
|
367 200
содержание ..
280
281
282 ..
|
|
|
|