Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 18

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  263  264  265   ..

 

 

Анализ финансового состояния предприятия банкрота

Анализ финансового состояния предприятия банкрота

Московский государственный университет

Показатели

Обозначение

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

Коэффициент текущей ликвидности

К1

0,16

0,21

Коэффициент обеспеченности собственными средствами

К2

- 5,31

-3,66

Коэффициент восстановления платежеспособности

К3

-

0,1175

Расчетный коэффициент текущей ликвидности

К1р

-

0,235

Направление анализа

Показатели

1. Оценка экономического потенциала субъекта хозяйствования.

1.1. Оценка имущественного положения

1. Величина основных средств и их доля в общей сумме активов.

1.2. Оценка финансового положения.

1. Величина собственных средств и их доля в общей сумме источников.

1.3. Наличие «больных» статей в отчетности.

1. Убытки.

2. Оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности.

2.1. Оценка прибыльности.

1. Прибыль.

2.2. Оценка динамичности.

1. Сравнительные темпы роста выручки, прибыли и авансированного капитала.

2.3. Оценка эффективности использования экономического потенциала.

1. Рентабельность авансированного капитала.

Группы статей актива

Код статьи

На начало периода

На конец периода

Прирост абсолютный

Рост в % к началу периода

Внеоборотные активы

120

1124423

1080670

-43753

96,11

Капиталы и резервы

410

84000

84000

0

100,0

Абсолютно

Соотношение активов и пассивов баланса ОАО «Х»

На начало года

На конец года

А1³П1;

А1>П1; 1124423 >238128

А1> П1; 1080670 >39806

Основная цель антикризисной инвестиционной стратегии на уровне государства – структурная перестройка промышленного производства, основанная на передовых технологиях и смешанных формах собственности. В настоящее время отраслевую систему экономики западные специалисты характеризуют как типичную для развивающейся (а не экономически зрелой) страны. Основным признаком отсталости считается высокий удельный вес тяжелой промышленности, особенно черной металлургии, тяжелого машиностроения, а также добывающих отраслей, строительства, сельского хозяйства и низкий удельный вес сферы услуг, современных отраслей машиностроения, приборостроения и др. характер технологий, техническое строение основных фондов и технологический уровень основных средств производства в России и развитых странах настолько различаются, что сравнения становятся бессмысленными, поскольку западные страны и США с начала 1970-х гг. осуществили технологические революции, масштабы и темпы влияния которых пошли дальше самых оптимистических прогнозов 70-х годов, а Россия даже не начинала их.

Структурной перестройке западных стран с развитой рыночной экономикой во многом способствовал кризис начала 70-х годов, так как во время кризиса погибают прежде всего нежизнеспособные, слабые предприятия. Кризисы как составная часть промышленных циклов во многом способствуют обновлению основного капитала, совершенствованию технологий. В этом же направлении действует и спад производства в России, начавшийся в конце 80-х – начале 90-х гг. Однако кризис в России имеет такие существенные особенности, которые необходимо учитывать при разработке государственной программы, направленной на принципиальные изменения социальных, технологических, межотраслевых, территориальных пропорций:

- структурная перестройка проводится в условиях общего кризиса, т.е. в условиях принципиальных изменений характера производственных отношений, изменений мотиваций к труду, и, самое главное, в условиях социально-экономической и политической нестабильности в обществе;

- рыночные отношения только начинают возникать, они крайне не развиты и соответствуют тому периоду первоначального накопления капитала, который западные страны прошли более трех веков назад;

- преобладание в России крупных предприятий, не способных к быстрому реагированию на потребности рынка.

Устаревшие производственные мощности (средний срок службы которых около 20 лет), огромные монополизированные государственные предприятия, неразвитая оптовая торговля и телекоммуникационная система, инфраструктура рынка – все это порождает серьезные трудности для осуществления структурной перестройки.

Успехов в этом направлении в России можно достичь только на уровне государственной антикризисной инвестиционной политике, поскольку предприятия не способны добиться таких изменений самостоятельно.

Решение проблемы структурной перестройки как основной цели антикризисной государственной инвестиционной стратегии непосредственно связано с программой поддержки малого предпринимательства, которые направлены на создание на федеральном уровне экономических, правовых и организационных условий для формирования в России инфраструктуры малого предпринимательства, обеспечивающий его эффективный рост. Программа предусматривает:

а) формирование нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства;

б) совершенствование системы финансовой поддержки;

в) создание системы информационного обеспечения;

г) содействие внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства;

д) подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;

е) производственно-техническую поддержку.

Мероприятия по поддержке малого предпринимательства создают условия для более быстрого и менее болезненного развития рынка в России, действия рыночных механизмов, в том числе конкуренции.

Структурная перестройка промышленного производства и развитие малого предпринимательства во многом взаимосвязаны, взаимообусловлены; успешное развитие одного из направлений государственной антикризисной политики, несомненно, будет способствовать успешной реализации и другого направления.

Рассматривая банкротство в качестве инструмента институциональных преобразований Правительство РФ предусматривает комплекс мер по совершенствованию действующей законодательной базы. Одновременно с усовершенствованием законодательства о несостоятельности (банкротстве) и выводом неэффективных предприятий из числа действующих с использованием механизмов законодательства, будет осуществляться санация предприятий.

Особое внимание со стороны государства уделяется активной подготовке и поддержке деятельности профессиональных антикризисных управляющих, в т.ч. конкурсных и арбитражных менеджеров.

Неплатежеспособным предприятиям может быть оказана государственная финансовая поддержка. Порядок предоставления такой поддержки определен соответствующим Положением (Приложение 2 к постановлению Правительства РФ от 20.05.94 г. №498). На основе этого Положения осуществляется государственное финансирование на безвозвратной или возвратной основе из бюджетов различных уровней, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов, направленное на:

· восстановление платежеспособности и поддержание эффективной хозяйственной деятельности предприятий;

· финансирование реорганизационных и ликвидационных мероприятий, в том числе мероприятий, направленных на предотвращение негативных социальных последствий банкротства.

Безвозвратные государственные ассигнования предоставляются исключительно на:

· финансирование непроизводственной деятельности, связанной с содержанием объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения;

· возмещение убытков конкретным предприятиям, если для них действующим законодательством установлены условия хозяйствования, при которых не обеспечивается возмещение затрат на производство товаров (работ, услуг), что повлечь их банкротство;

· финансирование издержек по восстановлению платежеспособности предприятий, принимаемых на полное бюджетное финансирование в статусе, установленном действующим законодательством;

· финансирование ликвидационных процедур при недостаточности средств от продажи имущества должников.

Во всех остальных случаях государственная финансовая поддержка оказывается исключительно на возвратной основе.

Безвозмездные государственные ассигнования отражаются в пассиве баланса предприятия как целевые финансовые поступления и не влекут за собой изменения доли государства, а также его посредников в уставном капитале предприятия.

Финансирование мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности или поддержание эффективной хозяйственной деятельности, а также финансирование реорганизационных или ликвидационных мероприятий, в том числе направленных на предотвращение негативных социальных последствий банкротства, производится в соответствии с договором, заключаемым между органом исполнительной власти, осуществляющим финансирование, и Федеральным управлением, обеспечивающим контроль за целевым использованием средств и их возвратностью (в случае финансирования на возвратной основе), с одной стороны, и уполномоченной организацией (агентом) Правительства РФ (субъекта РФ) – с другой.

Основанием для предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям являются:

· наличие плана финансового оздоровления (бизнес-плана), включающего мероприятия по восстановлению платежеспособности и (или) поддержанию эффективной хозяйственной деятельности, согласованного и утвержденного в установленном порядке;

· наличие поданных в установленном порядке документов на приватизацию для предприятий, подлежащих обязательной приватизации в соответствии с Государственной программой приватизации, утвержденной Указом Президента РФ от 24.02.1993 г. № 2284;

· безусловное соблюдение целевого характера использования ранее предоставленной государственной финансовой поддержки;

· наличие согласованного с Федеральным управлением плана-графика финансирования, необходимого для обеспечения запланированных санационных мероприятий;

· наличие средств соответствующих источников обеспечения санационных мероприятий.

Согласно постановлению Правительства РФ от 20.05.1994 г. № 498 государственная финансовая поддержка не предоставляется неплатежеспособным предприятиям также в случае, если в течение трех лет до момента обращения предприятия за поддержкой (за исключением предприятий, для которых в соответствии с законодательством установлены условия хозяйствования, при которых не возмещаются его затраты на производство товаров (работ, услуг)) ему предоставлялась такая поддержка.

Указанным выше постановлением Правительства РФ Федеральному управлению поручено выступать от имени государства как кредитора при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) предприятий вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности в случае неисполнения предприятиями обязательств по платежам в федеральный бюджет или внебюджетные фонды.

Органами, осуществляющими от имени государства финансирование санационных мероприятий, в зависимости от источников финансирования может выступать:

Министерство финансов РФ либо уполномоченный финансовый орган субъекта РФ, если источником финансирования санационных мероприятий выступает федеральный бюджет либо бюджет субъекта РФ;

федеральный орган исполнительной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления, уполномоченные распоряжаться средствами отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов, если источником финансирования являются указанные фонды.

Средства государственной финансовой поддержки подлежат перечислению в соответствии с согласованным планом-графиком и могут использоваться исключительно на финансирование мероприятий, предусмотренных утвержденным планом финансового оздоровления (бизнес- планом).

В случае если установлено не целевое или неэффективное использование государственных средств, выделенных на финансирование санационных мероприятий, невыполнение плана-графика поступлений средств, а также невозможность достижения поставленной цели, Федеральное управление обязано прекратить осуществление указанных мероприятий.

Если государственная финансовая поддержка оказывается неплатежеспособному предприятию в порядке применения реорганизационных процедур при решении вопроса о признании его несостоятельным (банкротом), предусмотренные планом-графиком финансирования суммы стартовых платежей должны быть перечислены не позднее 5 дней до истечения срока подачи ходатайства о применении реорганизационных процедур в арбитражный суд.

Важным моментом является влияние налоговой системы на финансовое состояние предприятия. Влияние налоговых ставок на состояние производства на всех этапах промышленного цикла (кризис, депрессия, оживление, подъем) столь велико, что необходимо обосновывать границы налогового бремени.

Известный русский экономист конца 19 – начала 20 века В. Твердохлебов утверждал, что налоги должны в первую очередь служить целым развития производства. «Развитие производительных сил, - писал он, - вот тот высший принцип обложения, который должен лечь в основу всей податной системы…»[2] Мысль В. Твердохлебова творчески развил отечественный специалист по теории налогов А. Соколов. Он писал, что «налоги должны содействовать или, по крайней мере, не противодействовать абсолютному и относительному росту чистого национального продукта».[3]

К сожалению, экономические реформы в России начали проводиться в условиях тяжелого системного кризиса. В этой связи политики, ученые и практические работники налоговой сферы, хорошо зная общие основы построения налоговой системы, сразу столкнулись с проблемой пополнения дефицитного бюджета. Отсутствие необходимых бюджетных резервов, невозможность переноса срока платежей из-за наличия непокрытых расходов вынудили строить налоговое законодательство с упором на фискальную функцию налогов. При этом виду крайне низкой доходности отечественного производства и невозможности опустить планку бюджетных расходов ниже необходимого минимального уровня, тяжесть налогового бремени для большинства российских предприятий оказалась непосильной. Взимаемые налоги, сборы, отчисления, другие обязательные платежи, включаемые в налоговую систему РФ, зачастую изымают у предприятия не только весь чистый доход, но и ресурсы простого воспроизводства. Это не только идет в ущерб налогоплательщику, но и подрывает материальную базу будущего поступления налоговых платежей.

Хорошо известно, что в России общая сумма обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды превышает по отношению к прибыли 100%, хотя ставка собственно налога на прибыль находится на достаточно умеренном уровне – 24%. Для сравнения следует сказать, что в отдельных развитых мира уровень ставки налога на прибыль выше, чем у нас, однако изменение этих ставок правительствами соответствующих стран имеют четкую тенденцию к снижению.

Неплатежеспособность большинства российских предприятий, конечно, вызвана не налоговой системой. В основе их тяжелого финансового положения лежит обвальная утрата собственных оборотных средств в период либерализации цен. Но действующий в России порядок налогообложения предприятий тем и не совершенен, что он не учитывает реальную способность налогоплательщика вносить в бюджет суммы, предусмотренные законодательством. Например, начисления на фонд заработной платы до последнего времени (до введения в действие единого социального налога) в совокупности могли превышать 40% его величины, что совершенно неприемлемо с точки зрения уровня затрат. В данном случае обязательные платежи в государственные внебюджетные фонды делают продукцию российских предприятий неконкурентоспособной.

На первый взгляд, в условиях рыночного хозяйства государство не должно делать налоговых скидок для компаний и фирм, которые не сумели правильно организовать свой бизнес и в результате этого оказались неплатежеспособными, однако, учитывая массовый характер неплатежей в российской экономике, а главное причины происхождения этого явления, следует с особенной осторожностью применять общие нормы налогового законодательства к конкретным предприятиям. Не случайно Указом Президента РФ от 19.01.1996 г. № 65 «О предоставлении предприятиям и организациям отсрочки по уплате задолженности по налогам, пеням и штрафам за нарушение налогового законодательства, образовавшейся до 1 января 1996 г.» разрешено предоставлять отсрочку уплаты задолженности по налогам, штрафам и пеням, образовавшейся до 1 января 1996 г., предприятиям и организациям, полностью и своевременно выплачивающим текущие платежи.

В 2000 году Администрацией Ростовской области и некоторыми предприятиями промышленного сектора было заключено соглашение по льготному налогообложению предприятий, находящихся в трудном финансовом положении. ОАО «Х» входит в число этих предприятий.

В 2000 году Администрацией Ростовской области также было разрешено погашать долги прошлых лет по отчислениям во внебюджетные фонды в счет зачета изготовленной товарной продукции для бюджетных организаций области. Изготовление мягкого инвентаря для социальных приютов, домов престарелых и больниц позволило ОАО «Х» в 2000 году сократить долг пенсионному фонду на 300 тыс. руб.

Такой подход свидетельствует о приближении государственной налоговой политики к интересам и реальным возможностям предприятий-налогоплательщиков.

Вместе с тем, данные изменения практически не коснулись собственно налогового законодательства. На сегодняшний день в налоговых законах имеются лишь некоторые косвенные положения, трактовка которых позволяет рассматривать их в качестве определенных скидок предприятиям, несущим убытки и испытывающим финансовые трудности. К таким положениям относятся:

· разрешение исчислять сумму причитающихся к уплате налога на добавленную стоимость и налога на прибыль исходя из фактических цен реализации в случае невозможности реализовывать продукцию, работы, услуги по ценам выше себестоимости. Это положение при соблюдении установленных законом правил позволяет предприятиям, продукция которых не приносит им достаточной выручки, не вносить в бюджет налог на прибыль, а по налогу на добавленную стоимость выводить отрицательную разницу во взаимоотношениях с бюджетом;

· разрешение направлять на покрытие убытка (в течении 5 лет с момента его возникновения) прибыль текущего года при условии, чтобы направляемые на эти цели суммы не уменьшали величину налогооблагаемой прибыли более, чем на 50%. Кроме того, предварительным условием для применения этой льготы является полное использование на покрытие убытков прошлых лет суммы имеющихся у предприятия резервов;

· освобождение от уплаты налога на прибыль и НДС денежных средств и других активов, полученных в результате аукционов, инвестиционных торгов и инвестиционных конкурсов.

Последняя льгота имеет отношение к неплатежеспособным предприятиям в связи с тем, что они, как правило, остро нуждаются в инвестициях. Подавляющее большинство предприятий, находящихся в тяжелом финансовом положении, пришло к такому состоянию из-за невозможности обновлять производственный аппарат, результатом чего явились высокая себестоимость и низкое качество выпускаемой продукции. Для выхода из финансового кризиса этим предприятиям так или иначе нужно менять организацию производства, осуществлять инвестиции в свою компанию это совершенно не зависит от того, какая форма антикризисного воздействия будет применена к той или иной компании. Ведь даже ликвидация предприятия далеко не всегда предполагает его полное физическое уничтожение и чаще всего сводится к перемене собственника с последующим организационно-техническим преобразованием. Следовательно, новый владелец так же, как и прежний, встает перед проблемой инвестирования.

Одним из действенных инструментов, способных продвинуть решение проблемы кризиса инвестирования, является система налоговых льгот.

Сегодняшние льготы, предоставляемые инвесторам, включают в себя:

а) освобождение от уплаты НДС предприятий, учреждений и организаций, ввозящих на территорию РФ оборудование, машины и механизмы, предназначенные для производственного развития предприятий, учреждений и организаций по заключенным контрактам, и прошедших регистрацию в установленном порядке;

б) освобождение от всех видов налогов:

1) средств, полученных приватизированными предприятиями в качестве инвестиций в результате проведения инвестиционных торгов;

2) средств, выделяемых органами власти субъектов РФ для кредитования процесса приватизации;

в) освобождение специализированных инвестиционных фондов приватизации от авансовых платежей по налогу на прибыль, от налога на дивиденды по принадлежащим им акциям, налога, выплачиваемого при регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг.

При всей важности вышеперечисленных налоговых льгот их влияние на расширение инвестиционной активности не может быть значительным.

Прежде всего, эти льготы не столько усиливают заинтересованность лиц, осуществляющих инвестирование, сколько освобождают от уплаты налогов получателей средств. Учитывая, что инвестор вкладывает реальные деньги, а получает акции компаний с неизвестными перспективами, трудно рассматривать полученные инвестором налоговые льготы по этим акциям как льготы по инвестициям. Реальных выгод не получает и объект инвестирования. Ведь по существу льготы по средствам, переданным ему в результате инвестиционного конкурса, есть ни что иное, как исправление глубокой деформации самого налогового законодательства. Последнее рассматривает безвозмездно получаемые средства как прибыль и добавленную стоимость а, следовательно, как объект обложения соответствующими налогами.

По мнению профессора С.В. Беляева, реальная налоговая льгота для инвесторов могла бы заключаться в полном освобождении от налогов всех их инвестиций, осуществляемых в приватизированные предприятия.[4]

III.2. Внутрихозяйственные резервы предотвращения банкротства на предприятии ОАО «Х».

Основная задача производственного менеджмента в кризисной ситуации заключается в определении условий и средств, обеспечивающих поддержку промышленного производства, стимулирующих развитие рыночных отношений, устраняющих тенденции деиндустрилизации России, сохраняющих научно-производственный и кадровый потенциал сферы производства, обеспечивающий вывод предприятия из кризисного состояния.

Оперативное управление предприятием в период преодоления кризиса основано на положении, что функция производителя продукции, заложенная в производственный процесс, - это обеспечение потребностей рынка в определенном виде продукции. Для выполнения данной функции в процессе организации производства продукции необходимо учитывать целый ряд факторов, в том числе:

· экологические (влияние производственного процесса на окружающую среду);

· территориальные;

· социально-экономические;

· актуальную и перспективную ресурсообеспеченность и др.

Анализ бухгалтерской отчетности показал, что финансовое состояние предприятия ОАО «Х» является неудовлетворительным. Данные анализа финансового состояния предприятия выявили ряд проблем, влияющих на неплатежеспособность и низкую ликвидность предприятия, основными из них являются:

- продукция предприятия является нерентабельной;

- нецелесообразное использование производственных площадей;

- низкая обеспеченность собственными средствами;

- наличие кредиторской задолженности, превышающей величину оборотного капитала;

- неэффективное использование финансовых ресурсов на производство продукции;

- плохо налаженный рынок сбыта продукции, и как следствие, низкий уровень выручки от реализации продукции;

- отсутствие ценовой политики;

- отсутствие дополнительных источников финансирования основной деятельности предприятия и др.

Не смотря на то, что по данным предварительного анализа бухгалтерской отчетности предприятия, предприятие является потенциальным банкротом, его платежеспособность не подлежит восстановлению в ближайшее время, некоторые предпринятые шаги в области финансового оздоровления смогли бы облегчить его состояние.

На балансе предприятия имеются значительные основные средства, которые не задействованы в производственном процессе, однако требуют значительных расходов на их содержание. Продажа части основных средств или сдача их в аренду явилась бы источником пополнения мобильных собственных средств предприятия, часть которых можно выделить на погашение кредиторской задолженности перед бюджетом и персоналом предприятия.

Реальными производственными причинами неплатежеспособности являются следующие. Ситуация, при которой изготовленная продукция, а иногда и предприятие-изготовитель могут остаться невостребованными. Подобная ситуация в последнее время часто возникает в связи с узким профилем предприятия, а также неконкурентоспособной продукцией.

По некоторым макроэкономическим оценкам обстановка в промышленном производстве в ближайшее время будет определяться действиями двух факторов, таких как: низкий спрос на отечественные товары народного потребления и относительной конкурентоспособностью сырьевых отраслей на внешнем рынке. Эти факторы и составляют производствен-ные причины неплатежеспособности промышленных предприятий в рамках общего кризиса промышленного производства. Непосредственная экономическая причина спада промышлен-ного производства состоит в том, что оно пришло в реальное противоречие с сокращением платежеспособного спроса, в том числе из-за резкого роста доли прочих затрат в себестоимости промышленной продукции. Более одной трети этих затрат стали занимать отчисления во внебюджетные фонды. Отмечается большой удельный вес платежей процентов по кредитам банков, налогов, включаемых в себестоимость; оплаты нематериальных услуг и других затрат. Данная тенденция характерна для всех отраслей промышленности и для предприятий легкой в частности. Решение данной проблемы заключается в максимальном снижении себестоимости продукции за счет более экономичного расходования сырья и комплектующих изделий, уменьшении издержек производства.

С начала экономической реформы, системных преобразований в производственной сфере уровень технологической оснащенности промышленного производства не вырос, технологическое отставание усилилось, производительность труда упала.

Сокращение масштабов производства и рост условно-постоянных затрат привели к простаиванию оборудования, сокращению персонала и, в конечном итоге, к утрате целых направлений деятельности, следствием чего явился рост неплатежей, несостоятельности и социальной напряженности.

В связи с резким спадом производства промышленной продукции встает вопрос о пересмотре подходов к производственному планированию, другим этапам производственного цикла.

Представленное современное состояние производства является первопричиной несостоятельности (банкротства) промышленного предприятия, основанием для принятия практических мер по изменению структуры и менеджмента. Однако такие действия могут осуществляться лишь при наличии реальной возможности восстановить платежеспособность с целью продолжения деятельности предприятия путем осуществления организационных, технических и экономических мероприятий.

Одним из методов оздоровления производства может быть предлагаемая Законом о банкротстве процедура санации, т. е. продолжение деятельности предприятия путем оказания ему помощи со стороны собственника и иных лиц.

Типовой план финансового оздоровления неплатежеспособных предприятий, утвержденный Распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 5 декабря 1994 г. № 98-р5 , построен по структуре обычной производственной программы предприятия, предусматривающей выпуск продукции по номенклатуре и по времени, объем ее перспективной реализации, потребность воспроизводства основных фондов (включая здания, сооружения производственного назначения, рабочие машины и оборудование, транспортные средства и др.), потребность в ресурсах на производственную программу (включая сырье и материалы, покупные и комплектующие изделия, топливо, энергию и др.), потребность в кадрах и фонде заработной платы. Расчет потребности в основных фондах осуществляется по каждому виду основных фондов, исходя из нормативов производительности. Размер переходящего запаса ставится в зависимость от величины потребности в различных видах материалов и сезонности их поставок. При определении сметы расходов и калькуляции себестоимости выпускаемой продукции используются показатели объема продаж, себестоимости, внереализационных операций, балансовой и чистой прибыли.

Потребность в дополнительных инвестициях сводится в типовом плане финансового оздоровления к обеспечению предприятия основными и оборотными средствами, причем утверждается, что это инвестиции на величину которых не влияют итоги производственно - хозяйственной деятельности предприятия, которые могут быть получены в результате выполнения производственной программы, т.е. прирост основного и оборотного капитала рассчитывается без учета прибыли.

Ориентироваться при составлении планов финансового оздоровления на «существующие» по балансу основные производственные фонды как в дальнейшем производстве, таки в их реализации в случае конкурсного производства следует с осторожностью. Это обстоятельство должно учитываться при формировании производственной программы предприятия, которая рассчитывается на основании имеющихся производственных мощностей с учетом номенклатуры выпускаемой продукции, пользующейся спросом в соответствующем сегменте рынка, так как только потребности рынка должны определять необходимый производственный потенциал предприятия.

Вывод предприятия из кризисного состояния путем реконструкции подразумевает полную или частичную реструктуризация и переоснащение производства (без создания новых производственных площадей, но с развитием вспомогательных и обслуживающих направлений). К реконструкции относится также строительства новых цехов и объектов той же мощности (производительности, вместимости), что и ликвидируемых цехов объектов того же предприятия, дальнейшая эксплуатация признана нецелесообразной. О расширении предприятий, предусматривающем строительство основных производственных цехов, зданий, сооружений, осуществляемых на новых площадях по разработанному проекту, в случае неплатежеспособных предприятий речь, по крайней мере, на первом этапе оздоровления бизнеса, не идет.

Реконструкция и обновление производственных мощностей должны осуществляться только в результате проведения мероприятий по техническому и технологическому оснащению, за счет реконструкции действующих объектов предприятия на основании плана технического развития и организации производства.

Процесс оздоровления производства предприятия, находящегося в состоянии неплатежеспособности, напрямую связан с кадровым потенциалом предприятия, в том числе состоянием его управленческого и производственного персонала. Спад промышленного производства крайне негативно отразился на этих категориях кадров промышленных предприятий, так что восстановление производственных функций обеспечивается за счет не только реструктуризации производства и изменения технологической базы, но и подготовке, переподготовке и воспроизводства кадрового потенциала. В конечном итоге реструктуризация производства - это изменение кадровой структуры предприятия.

Понятия численности работников основной деятельности (работники производственной сферы) и вспомогательной (работники, обслуживающие и обеспечивающие основное производство) в рыночной экономике претерпевают существенные изменения. Численность работников не может рассчитываться только исходя из уровня выработки и производственной программы, на данный период и должна постоянно корректироваться условиями рынка, т.е. спросом на производимую продукцию (услуги).

Для поддержания жизнеспособности предприятия необходимо постоянное обновление ассортимента продукции, предлагаемой потребителям.

Широта и глубина ассортиментной политики, проводимой на предприятии, зависит от нескольких основных факторов.

· Тип производства.

При разработке плана финансового оздоровления следует четко определить и учитывать профиль производства, технологические и кадровые возможности, глубину маркетинговых исследований.

· Размеры производства.

Чем крупнее и оснащеннее предприятие, тем больше возможностей диверсификации производства, выпуска продукции дополнительного ассортимента. Поскольку в состоянии неплатежеспособности и банкротства в большинстве случаев находятся крупные предприятия, то имеется возможность большего производственного маневра и скорейшего выхода из кризисного состояния.

· Размеры инвестиций.

Ассортимент и качество выпускаемой продукции определяют размеры привлекаемых в производство инвестиций. При недостаточно широком ассортименте инвестиции могут сокращаться.

С учетом кризисного состояния, в котором находится промышленное предприятие, представляется совершенно необходимым существенное изменение ассортиментной политики предприятия, расширение ассортимента, т.е. предложение продукции, отсутствующей в производстве у конкурентов, в частности, зарубежных.

Кроме того, на предприятии необходимо провести маркетинговые исследования, с целью выявления продукции, пользующейся наибольшим спросом у населения. Предприятию следует прекратить выпуск нерентабельной продукции, которая не пользуется покупательским спросом.

Сбыт продукции в рыночных условиях превратился в одну из основных производственных проблем. Эта деятельность является одной из самых приоритетных во всем производственном цикле: от производителя до потребителя продукции (включая посредников, финансовые, банковские, страховые и другие составляющие инфраструктуры рынка) и особенно в условиях взаимной задолженности и неплатежеспособности предприятий. При спаде производства, финансовой несостоятельности, нарушении хозяйственных связей, неплатежах, не конкурентоспособности выпускаемой продукции и иных кризисных явлениях отечественной экономики проблема сбыта продукции стала особенно актуальной.

В новых, непривычных отношениях, складывающихся в условиях рынка, производителю трудно определить в количественно-качественном и временном отношениях как поставщика необходимой ему продукции, так и потребителя собственной. Поэтому с обострением проблемы реализации продукции и при отсутствии привычных товаропроводящих путей роль посредника как элемента товаропроводящей среды возрастает.

Становится актуальной организация выездных торгов на ярмарках, на предприятиях и организациях, а также по заказам потребителей (долгосрочным, краткосрочным и срочным). Форма реализации продукции по заказам может быть одним из методов маркетинговой деятельности по изучению спроса и учета индивидуальных потребностей. Отдаленность потребителей от предприятий-изготовителей и посредников приводит к организации поставок продукции по рекламным проектам и каталогам.

Деятельность предприятия в области оказания услуг не только физическим лицам, а и торговым компаниям по производству товаров народного потребления на данный момент является приоритетной, с связи с тем что у предприятия существуют большие проблемы со сбытом продукции. Размещение крупных заказов по переработке давальческого сырья может значительно улучшить финансовое положение предприятия. Примером данного вида д еятельности является опыт работы посреднической фирмы «Х - инженеринг» города Новочеркасска, которая посредством участия в оптовых ярмарках формирует заказы на перопуховые изделия и размещает их на обслуживаемых предприятиях, берет на себя заботу по реализации продукции. На ряду с выполнением коммерческих операций она участвует в организации производственного процесса по переработке перо-пухового сырья, разработке технической документации на изделия, патентование промышленных образцов и полезных моделей. В 2001 году ОАО «Х» заключило с этой фирмой контракт на изготовление предметов верхней одежды, что позволило загрузить производственные мощности и предоставить работу персоналу предприятия.

Министерство промышленности и связи и Администрация Ростовской области ежегодно устраивают конкурс на участие в инвестиционной программе по изготовлению мягкого инвентаря и предметов одежды для бюджетных организаций. Участие в таких торгах может улучшить финансовое положение предприятия, к тому же закупку сырья и необходимых комплектующих можно осуществлять за счет выданных инвестиций.

Заключение

В дипломной работе был проведен анализ причин возникновения несостоятельности (банкротства) российских предприятий, основными из которых являются следующие:

- снижение или недостаточный рост выручки от реализации продукции (товаров, услуг)

- опережающий прирост обязательств.

В общем и целом причины неплатежеспособности могут быть сведены к двум основным:

- отставанию от запросов рынка (по предлагаемому ассортименту, по качеству, по цене и т.д.)

- неудовлетворительному финансовому руководству предприятия, когда оно избыточно отягощается обязательствами.

В этих случаях можно говорить о болезни бизнеса и финансового менеджмента.

В дипломной работе был проведен анализ финансового состояния предприятия ОАО «Х», работающего в легкой промышленности. Для этого предприятия характерен весь спектр проблем, присущих большинству организаций данной отрасли в Ростовской области, а именно: спад объемов производства, связанный с невостребованностью выпускаемой продукции, ее неконкурентоспособностью в сравнении с зарубежными аналогами, отсутствием налаженных рынков сбыта; низкое использование производственных мощностей обуславливает рост цен на выпускаемую продукцию, так как необходимо компенсировать затраты на обслуживание всего производственного аппарата.

Предварительный анализ бухгалтерской отчетности предприятия показал, что предприятие является неплатежеспособным, а структура его баланса неудовлетворительной. Коэффициент восстановления платежеспособности свидетельствует об отсутствии на предприятии реальной возможности восстановить свою платежеспособность в ближайшее время. В работе был проведен детальный анализ бухгалтерской отчетности. Сравнительный анализ отдельных статей баланса выявил характерные несбалансированности в работе предприятия.

Внеоборотные активы имеют значительный удельный вес в составе имущества предприятия, однако используются крайне неэффективно (фондоотдача –15%). Рациональный подход к использованию основных средств мог бы привести к формированию более мобильной структуры активов, а также стать дополнительным источником пополнения собственных средств, требующихся на погашение кредиторской задолженности перед бюджетом и персоналом организации.

Кредиторская задолженность предприятия выросла на 161,7 тыс. руб. за счет увеличения долга перед персоналом организации, прочими кредиторами а также перед участниками по выплате доходов.

Положительным моментом является сокращение кредиторской задолженности перед государственными внебюджетными фондами (308,4 тыс. руб.). Это произошло за счет предоставления льгот для погашения задолженности.

О крайне неудовлетворительной работе предприятия в отчетном году свидетельствует статья баланса «Непокрытый убыток отчетного года», составляющий 176,5 тыс. руб. Непокрытый убыток прошлых лет составляет 588 тыс. руб., т.е. предприятие не только не имеет прибыли, а ежегодно несет убытки от своей деятельности.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами на предприятии на начало отчетного периода составлял 18,4%, на конец отчетного периода – менее 3%. На предприятии имеется устойчивая тенденция к снижению обеспеченности источниками собственных средств. Предприятие находится в опасной зоне. Система финансирования вызывает значительные финансовые затраты и сокращает рентабельность. Создается тяжелое финансовое положение и зависимость предприятия от кредиторов. Возможность выхода из этой зоны сводится к привлечению акционерного капитала, увеличение добавленного и резервного капитала. Следует отметить, что в связи с отсутствием нераспределенной прибыли прошлых лет, возможность пополнить оборотные средства и снизить кредиторскую задолженность за счет этого источника отсутствует. Анализируя ликвидность баланса, следует отметить, что в отчетном периоде платежный недостаток наиболее ликвидных активов (денежных средств) для покрытия наиболее срочных обязательств составлял: на начало периода 163 руб., или 0,09%, и на конец отчетного года 1111 руб., или 0,39%. Эти цифры говорят о том, что только 0,13% срочных обязательств предприятия на конец отчетного периода покрывались наиболее ликвидными активами.

Медленно реализуемые активы превышали долгосрочные пассивы на конец отчетного периода на 278,5 тыс. руб., но данный платежный излишек по причине его низкой ликвидности не может быть направлен на покрытие краткосрочных обязательств. Таким образом, недостаточная ликвидность баланса подтверждает ранее сделанное заключение о кризисном финансовом состоянии предприятия.

По данным баланса предприятия текущая платежеспособность на конец отчетного периода составляла 0,0013, что свидетельствует о неудовлетворительной платежеспособности предприятия, то есть на конец отчетного периода предприятие не сможет оплатить и 1% своих обязательств денежными средствами, находящимися в его распоряжении.

Рассмотренная система показателей позволяет характеризовать финансовое состояние предприятия как неплатежеспособное. В результате предварительного анализа бухгалтерской отчетности и расчета коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами структура баланса является неудовлетворительной, отсюда следует, что предприятие по всем признакам является потенциальным банкротом.

В работе приведены возможные пути выхода из трудного финансового состояния. Основными из которых является: санация предприятия в рамках предусмотренных в Федеральном законе о банкротстве, привлечение инвесторов, реструктуризация основных средств с целью повышения рациональности их использования, поиск дополнительных рынков сбыта продукции, расширение ассортимента выпускаемой продукции, снижение себестоимости товаров.

Одним из выходов из трудного финансового состояния может явиться ориентация предприятия на переработку давальческого сырья, то есть оказание услуг организациям-заказчикам. Этот способ деятельности гарантирует оплату за выполненные услуги, не нужно искать рынки сбыта продукции. На данном этапе это наиболее выгодный вариант, тем более, что спрос на данный вид услуг в последнее время значительно возрос.

Как отмечалось выше, предприятие является потенциальным претендентом на банкротство. Однако среди экономистов существует много мнений, необходимо ли активизировать банкротство среди российских предприятий.

По мнению некоторых экономистов, для преодоления кризиса экономики следует шире применять процедуру банкротства российских предприятий. На их взгляд, банкротство всех нерентабельных отечественных предприятий позволило бы:

- ликвидировать неэффективные производства и ускорить структурную перестройку экономики;

- передать имущество от неэффективных собственников более эффективным;

- преодолеть всеобщий кризис неплатежей;

- увеличить собираемость налогов и улучшить фискальную дисциплину;

- демонополизировать доставшуюся в наследство от плановой экономики промышленность и развить конкурентную среду;

- стимулировать развитие малого бизнеса за счет расчленения предприятий и создания на их базе множества мелких фирм.

Но в российских условиях массовой безработицы, большого количества свободных неиспользуемых производственных мощностей уволенные работники станут хроническими безработными, а освобожденные мощности будут исключены из производственного процесса. Поэтому утверждение об общем повышении производительности экономики в результате такого перемещения ресурсов является неправильным.

Для использования механизма банкротства с целью оптимального перераспределения ресурсов необходимо, чтобы в экономике имелись потенциальные инвесторы, готовые и способные приобрести неэффективно используемые активы предприятий-должников, а фирмы, приблизившиеся к границе неплатежеспособности, могли уйти с убыточных для них рынков и отраслей. Прекратить выпуск ненужной и неконкурентоспособной продукции можно не только путем ликвидации предприятия, но и путем его перепрофилирования (перехода на выпуск пользующейся спросом продукции), что с точки зрения полного удовлетворения спроса является более предпочтительным.

В условиях имеющихся дефектов в корпоративном управлении роль собственника в российской экономике является номинальной.[5] Поэтому не имеет большого значения, кто является собственником предприятия – государство, трудовой коллектив или внешний инвестор.

В развитых рыночных экономиках преобладающим инструментом перераспределения собственности от менее эффективных собственников к более эффективным является фондовый рынок, а не институт банкротства.

В условиях кризисного состояния банковской системы, отсутствия накопительной системы пенсионного обеспечения, незначительной роли страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов в экономике России отсутствуют субъекты, которые могли бы выступить в роли стратегических инвесторов. Внутренняя политическая и экономическая нестабильность препятствует привлечению иностранных инвесторов.

Поэтому в результате применения действующего механизма банкротства имущество предприятий переходит от одних неэффективных собственников-акционеров к другим таким же неэффективным.

В будущем, после окончательного формирования в России высокоразвитой рыночной экономики, возможно использование института несостоятельности в качестве инструмента передачи права собственности на отечественные предприятия от случайных «хозяев», получивших почти бесплатно в результате первого этапа приватизации государственное имущество, к стратегическим инвесторам, заинтересованным в долгосрочном развитии.

Финансовое состояние предприятия может быть улучшено только тогда, когда изменение формы собственности становится базисом для качественного совершенствования системы управления.

Разрешение всеобщего кризиса неплатежей является одним из необходимых условий преодоления несостоятельности российских предприятий, а не наоборот. Ошибочно мнение, что путем массового применения процедур банкротства ко всем несостоятельным предприятиям можно устранить проблему неплатежей отечественной экономики.

В случае массовой распродажи активов предприятия в кратчайшие сроки по отдельным частям общая сумма, полученная от реализации всех активов, будет меньше, чем рыночная стоимость предприятия как единого производственно - технологического комплекса.

Даже если ликвидационные процедуры банкротства в виде распродажи имущества и будут осуществляться в цивилизованных рамках, в любом случае не избежать целого спектра сопутствующих проблем:

- распада трудового коллектива, как единой социальной общности работников;

- безвозвратной потери предприятия как уникального производственно - технологического комплекса в случае распродажи имущества по частям;

- появления безработицы и увеличения вероятности социальных конфликтов.

Локальный характер российского рынка труда, который обусловлен сложившимися историческими и экономическими обстоятельствами – нынешней системы регистрации, заменившей прежнюю прописку, психологической неподготовленностью многих работников к перемене места жительства, узкой специализацией работников, проработавших на данном предприятии в течение десятилетий и не имеющих иного опыта работы, неразвитостью рынка жилья и его недоступностью для большинства работников – создает значительные препятствия свободному перемещению рабочей силы.

Государство должно осознать, что народнохозяйственный комплекс России представлен не атомарными хозяйственными единицами, состоящими из отдельно стоящих зданий, сооружений, заводских корпусов, перетасовкой которых от одного субъекта экономической деятельности к другому можно обеспечить экономически эффективное и социально справедливое развитие, а представляет собой сложную экономическую систему.

С точки зрения общей теории систем народнохозяйственный комплекс России только тогда будет функционировать устойчиво, будет представлять единую целостность и сохранит способность к саморазвитию, когда цели предприятий будут свободны, но при возникновении противоречия между целями отдельных предприятий и целями развития народнохозяйственного комплекса приоритет будет отдаваться последним.

Список использованной литературы

1. Авилова В. Холдинг как реальность нашей экономики // Российский экономический журнал. – 2001 г. - № 4.

2. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2000 г. – 209 с.

3. Акционек С.П. Теория переходного периода к рынку. – 2000 г. – 151 с.

4. Алов А.Н. и др. Хозяйственные связи. – М.: Экономика, 2001 г. – 282 с.

5. Андрющенко С.А. Прогноз сбалансированного развития регионального АПК (программный аспект) – М.: Наука, 2002 г. – 160 с.

6. Антикризисное управление от банкротства – к финансовому оздоровлению / под.ред. Г.П. Иванова. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2000 г. – 317 с. I том.

7. Антикризисное управление от банкротства – к финансовому оздоровлению / под.ред. Г.П. Иванова. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2000 г. – 405 с. II том.

8. Антология экономической классики./ А.Смит, У.Петти, Рикардо. – М.: «ЭКОНОВ», 2001 г. – Т.1. – 473 с.

9. Архангельский Ю.С., Коваленко И.И. Межотраслевой баланс. - 2002 г. – 210 с.

10. Байков Н.Д. Русинов Ф.М. Организация и эффективность управления производством. – М.: Мысль, 2001 г. – 116 с.

11. Балабанова Л.В. Оптовая торговля: маркетинг и коммерция. – М.: Экономика, 2002 г. – 248 с.

12. Беркович Л.А. Холдинговая приватизация: плюсы и минусы // ЭКО. – 2001 г. – 206 с.

13. Винокуров Н.В. Хозяйственные связи. – М.: Экономика, 2002 г. – 190 с.

14. Ворст И., Экономика фирмы: учебник. – М.: Высшая школа, 2000 г. – 160 с.

15. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000 г. – 271с.

16. Грузинов В.П. Экономика предприятий и предпринимательства. – М.: СОФИТ, 2001 г. – 478 с.

17. Гражданский кодекс РФ (часть I ФЗ от 30.11.1994 № 51-ФЗ; часть II ФЗ от 26.01.1996 № 14 ФЗ)

18. Котляр Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 2002 г. – 731с.

19. Коментарий к Федеральному Закону № 127 ФЗ «О несостоятельности»

20. Мекон, Основы менеджмента /Учебное пособие, 2002 г. – 702 с.

21. Осипов Ю. Основы теории хозяйственного механизма. – М.: Московский университет, 2001 г. - 367 с.

22. Постановление Правительства РФ «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 20.05.1994 г. № 498

23. Экономическая стратегия фирмы: Учебное пособие / - М.: Специальная литература, 2002 г. – 411 с.

24. Федеральный Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 2000 г. № 6-ФЗ, Российская газета, 20-21 января 2000 г.

25. Федеральный Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10. 2002 г. № 127-ФЗ.

26. Распоряжение Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению от 31 марта 1999 г. № 13-р «О введении мониторинга финансового состояния организаций и учета их платежеспособности» // Экономика и жизнь, 2001, 22 мая, с.11.

27. Банкротство.; сборник нормативных актов. М.: Приор., 2001. –240 с.

28. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента, в 2-х томах, Т.1. -К.: Ника-Центр, 2002.-592 с.

29. Бородин И.А. Теоретические основы финансов предприятий. – РГЭА : Р-н/Д., 2000.-112 с.

30. Бранбейм П.Д. Правовые основы банкротства. Учебное пособие. Сб. – М: ТОО «Тейс»; 2001 г.

31. Быков А.Г. Банкротство еще не приговор. // Экономика и жизнь. 2000. № 31, с. 27.

32. Витрянский В.В., Новоселова Л.А. Постатейный комментарий к Зако-ну «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». Вестник Высшего арбитражного суда РФ, 2002, № 11.

33. Волков Л.В. дефекты в системе корпоративного управления как одна из причин несостоятельности российского производства// ЭКО. 2000.№ 10

34. Волков Л.В. Нужно ли активизировать банкротство российских предприятий. // ЭКО.-2000 г. № 12 с. 40-54.

35. Высоков В.В., Высокова Т.Н. Не-пла-те-жи. Управление предприяти-ем в условиях неплатежей. РГЭА.- Р-н/Д., 2000 г. - 120 с.

36. Гришаев С.П., Аленичева Т.Д. Банкротство: законодательство и практика применения в России и за рубежом, ЮКИС, 2000 г.

37. Дерлугьян Г. Крушение советской системы и его потенциальное следствие: банкротство, сегментация, вырождение.// Социс-2000. –№ 2 – с. 19-29.

38. Елизарова Е.Ю. Лицеи банкротства.// ЭКО. – 2000. - № 9. – с. 61-75.

39. Концепция экономической политики Ростовской области, под рук. Аверченко В.А., Ростов-на-Дону: Гефест, 2002. – 188 с., с. 95.

40. Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности. – М.: Ф и С, 2000 г., с.-85.

41. Ковалев А.П. Диагностика банкротства. – М.: АО «Финстатинформ», 2001 г. - с.5.

42. Лебедев К. Понятие, состав и правовой режим кредиторской задолженности. Э и Ж № 8. 2002 г. с.-7.

43. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П. Финансовый анализ. Учебное пособие Ростов-на-Дону: Издательство РГЭА, 2000 г.

44. Мещерякова О.В. Налоговые системы развитых стран мира (справочник). – М.: Фонд «Правовая культура».-2001 г .

45. Соколов А. Теории налогов. – М., 2000 г. – с. 65.

46. Справочник директора предприятия. / Под ред. М.Т. Лапусты. Изд. 3-е, исправленное и дополненное – М.: ИНФРА – М, 2000 г.- 784 с.

47. Стрельцов К.М. Дискуссия вокруг банкротства. Э и Ж № 4. 2002 г. с. 44.

48. Тарутин А. Банкротство предприятий не может быть способом их реструктуризировать.// Экономист. 2000 г. - № 8. С. 51.

49. Твердохлебов В. Финансовые очерки. М., 2000 г. –с. 49.

50. Теория и практика антикризисного управления: Учебник для ВУЗов/ Г.З. Базаров, С.Г. Беляев, Л.П. Белых и др. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2000 г. – 469 с.

51. Финансовый менеджмент. Под ред. В.С. Золотарева / 2-ое изд., перераб. и доп. Ростов на Дону: «Феникс», 2000. – 224с.

52. Финансы и управление предприятием./ Под ред. А.М. Ковалевой. М.: Финансы и статистика, 2001 г.

53. Шипицина О. Государственное регулирование внешнего управления как процедура банкротства. // Юрист. – 2000. - № 11. С. 46-53.

54. Чернышева Ю.Г. Анализ эффективности производства и финансового состояния предприятия: Учеб. Пособие / РГЭА. – Ростов н/Д., 2000 г.-110с.


[1] Ковалев В.В Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности. – М.: ФиС, 1999. С.-85.

[2] Твердохлебов В. Финансовые очерки. М., 1916. – С. – 49.

[3] Соколов А. Теории налогов. – М., 1928. – С. 65.

[4] Беляев С.Г. Теория и практика антикризисного управления. – М.; Закон и право, ЮНИТИ, 2000 г.-469 с.

5 Федеральный Закон РФ «О несостоятельности» от 26.10.2002 г. № 127 - ФЗ

Волков Л.В. Дефекты в системе корпоративного управления как одна из причин несостоятельности

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  263  264  265   ..

 

Наименование показателя

Расчетная формула

Нормативное значение

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

Коэффициент покрытия

Кпокр=(МПз+ДС+ДЗ+ПА)/Тоб

1,5-2

0,16

0,33

Коэффициент ликвидности

Кл=(ДС+ДЗ+ПА)/Тоб

0,7-1,0

0,00016

0,0013

Коэффициент абсолютной ликвидности

Каб=ДС/Тоб

0,2

0,00016

0,0013