Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 18

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  184  185  186   ..

 

 

Анализ кадрового потенциала предприятия и разработка мероприятия по повышению эффективности его

Анализ кадрового потенциала предприятия и разработка мероприятия по повышению эффективности его

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Качественные категории

Коэффициенты оборота и показатели стабильности кадров

Количественные категории

• Списочная численность

• Коэффициент общего оборота

2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ООО «ОБРАЗ» за 2007-2009 гг.

2.1. Краткая характеристика ООО «Образ»

Общество с ограниченной ответственностью «Образ» создано на основании учредительного договора, в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» и иными законодательными актами, регулирующими деятельность хозяйственных обществ.

Общество с ограниченной ответственностью ООО «Образ» образовано 3 июня 2005 года.

Полное фирменное наименование Общества: Общество с ограниченной ответственностью «Образ». Сокращенное наименование – ООО «Образ». Сокращенное наименование применяется наравне с полным.

Фактический адрес ООО «Образ» совпадает с юридическим, предприятие находится по адресу: 445020, Российская Федерация, Самарская область, город Тольятти, ул.Ленина, д.99.

Срок деятельности ООО «Образ» не ограничен.

Целью деятельности ООО «Образ» является удовлетворение общественных потребностей в производимых ООО «Образ» товарах и услугах и извлечение прибыли.

Основными видами деятельности ООО «Образ» являются:

· Сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества;

· торгово-закупочная деятельность;

· производство и реализация товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения;

· организация сети предприятий розничной, оптовой торговли, фирменных магазинов, предприятий общественного питания, кафе, баров;

· парикмахерские услуги;

· оказание сервисных услуг;

· осуществление посреднической, консалтинговой, агентской, консигнационной, маркетинговой, дилерской, брокерской, юридической деятельности;

· осуществление других проектов, которые возникнут в результате деятельности общества, не противоречащих законодательству.

Система управления ООО «Образ» включает в себя две подсистемы: управляющую и управляемую. В состав управляющей системы входят функциональные подразделения и специалисты, возглавляемые директором предприятия и его заместителем. В качестве управляемой системы выступают основные и вспомогательные подразделения, обеспечивающие процессы оказания услуг. Организационная структура ООО «Образ» представляет собой линейно-функциональную схему управления (Рис. 2.1.)

Рис. 2.1 Схема организационной структуры управления предприятием

Таблица 2.1

Должностной состав и функции управления

· Категории

Наименование должности

Функции управления

1

2

Директор

  • Общее руководство всеми видами деятельности предприятия
  • Организует работу структурных подразделений
  • Заключает необходимые для предприятия договора и финансовые сделки
  • Несет ответственность за финансовое состояние предприятия

Заместитель директора

  • Руководит деятельностью технической службы, учебных процессов механической группы
  • Несет ответственность за качественную подготовку производства, за оснащение рабочего места и ремонт оборудования
  • Организует внедрение новых технологий
  • Несет ответственность за технику безопасности

1

2

Главный бухгалтер

  • Осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия
  • Контролирует использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия
  • Организует учет поступления и расходования денежных средств
  • Несет ответственность за финансовую деятельность предприятия

Бухгалтер

  • Учет финансово-хозяйственной деятельности предприятия
  • Перечисление платежей в бюджет, взносов на социальное страхование, зарплаты рабочих и служащих, налогов
  • Обеспечивает своевременное поступление доходов, оплату счетов поставщиков, оформление в установленные сроки финансово-расчетных банковских операций
  • Обеспечивает своевременное составление и представление установленной финансовой отчетности

Специалист по производству

  • Осуществляет контроль за соблюдением режима работы, правил БОН, доведения всех инструкций и правил до парикмахерских
  • Осуществляет заключение договоров с другими организациями
  • Участвует в организации конкурсов и семинаров
  • Следит за соблюдением правил, техники безопасности

Специалист по кадрам

  • Осуществляет прием и увольнение
  • Создает кадровые и производственные приказы
  • Оформляет отпуска, пенсии, больничные листы
  • Осуществляет руководство участком

Ведущий специалист по экономике

  • Осуществляет учет затрат, связанных с производством
  • Планирует объем бытовых услуг
  • Следит за правильностью составления отчетов кассиров; отчетов в статистику
  • Осуществляет анализ работы предприятия, расчет показателей и расчет цен
  • Анализ рынка парикмахерских услуг

ООО «Образ» представляет собой единый производственно-хозяйственный комплекс взаимосвязанных структурных подразделений. Производственная структура предприятия представлена на рис. 2.2.

Рис 2.2. Схема производственной структуры

Основное производство занимается непосредственным оказанием услуг населению, то есть осуществляет стрижку клиентов, маникюрные и педикюрные услуги.

Вспомогательное производство производит снабжение парикмахерских красками, шампунями, лаками, машинками для стрижки, фенами и другими необходимыми средствами производства.

К обслуживающим хозяйствам относятся транспортное хозяйство , занимающееся поставкой необходимого инвентаря, и складское хозяйство , осуществляющее хранение красок, шампуней, лаков, машинок для стрижки, фенов и т.д.

2.2. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности

ООО «Образ» за 2007-2009 гг.

Для обеспечения сопоставимости всех стоимостных показателей на основе индексов инфляции рассчитывается коэффициент пересчета.

Таблица 2.2

Показатель

Год

2007

2008

2009

Индекс инфляции

1,166

1,223

1,123

Коэффициент пересчета к уровню 2009 года

1,373

1,223

1

Для наиболее полного исследования деятельности предприятия анализируются результаты его финансово-хозяйственной деятельности за 2007-2009 гг.

Таблица 2.3

Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия

за 2007-2009 гг.

Показатели

Ед. изм.

2007

2008

2009

Изменение

Абсолютное, +/-

Относительное, %

2007/

2008

2008/

2009

2007/

2008

2008/

2009

1

Объём реализации: - в натуральном выражении

Тыс.

шт.

93

93,5

75,5

0,5

-18

0,54

-19,3

- в стоимостном выражении

Тыс.

руб.

8512

9358

8375

846

-983

9,94

-10,5

2

Численность работающих, всего:

Чел.

91

83

78

-8

-5

-8,79

-6,02

- в т.ч. рабочих

Чел.

81

73

68

-8

-5

-9,87

-6,84

3

Выработка в натуральном выражении:

- на 1 работающего;

Тыс.

шт.

1,02

1,13

0,97

0,11

-0,16

10,78

-14,16

- на 1 рабочего

Тыс.

шт.

1,15

1,28

1,11

0,13

-0,17

11,3

-13,28

4

Выработка в стоимостном выражении:

- на 1 работающего;

Тыс.

руб.

93,5

112,7

107,4

+19,2

-5,3

20,5

-4,7

- на 1 рабочего

Тыс.

руб.

105,1

128,2

125

+23,1

-3,2

22

-2,5

5

Годовой фонд оплаты труда работающих

Тыс.

руб.

5114,2

5453,1

5327,4

+338,9

-125,7

6,6

-2,3

6

Среднегодовая заработная плата 1 работающего

Тыс.

руб.

56,2

65,7

68,3

+9,5

+2,6

16,9

3,9

7

Средняя цена единицы

Руб.

91,53

100,09

110,93

8,56

10,84

9,35

10,83

8

Себестоимость услуг

Тыс.

руб.

8886

9309

8435

+423

-874

4,8

-9,4

9

Затраты на 1руб. реализации услуг

Руб.

1,04

0,99

1,00

-0,05

+0,01

-4,8

1

10

Прибыль (убыток) от реализации услуг

Тыс.

руб.

-374

49

-60

423

-109

86,9

-222,4

10

Рентабельность услуг

%

-

0,53

-

0,53

-

-

-

По данным, представленным в таблице 2.1, можно сделать вывод, что за 3 года наибольший объем реализации парикмахерских услуг был зафиксирован в 2008 году, и составил 9358 тыс. руб., это почти на 1000 тыс. руб. больше, чем в 2007 г. и 2009 г. То есть в 2008 году объём оказанных услуг по сравнению с 2007 годом увеличился на 9,9%, а в 2009 году в связи с мировым кризисом и тяжелой экономической ситуацией в городе Тольятти объём парикмахерских услуг значительно уменьшился – на 7,8% по сравнению с 2008 годом.

Темпы прироста объема реализации составили в 2008 году 9,9 %, в 2009 году -10,5 %, что неблагоприятно отражается на результатах деятельности предприятия.

Выработка на одного работающего в 2008 г. 112,7 тыс. руб., это на 20,5% больше, чем в 2007 г., а в 2009 г. выработка уменьшилась на 4,7% по сравнению с 2008 г. и составила 107,4 тыс. руб. в год.

Среднесписочная численность работников ООО «Образ» постоянно уменьшается. В 2009г. количество рабочих уменьшилось на 5 человек. Это обусловлено сокращением общей площади парикмахерских ООО «Образ» и уменьшением количества парикмахерских в целом. В связи с этим, уменьшился и объем реализации услуг в натуральном выражении на 18 тыс. шт. и составил 75,5 тыс. шт.

Практически по всем показателям наиболее успешным годом для ООО «Образ» стал 2008г. Рентабельность продукции в этот год составила 0,53%, предприятие получило прибыль от реализации продукции в размере 49 тыс. руб.

Основные виды услуг, предоставляемых ООО «Образ», представлены в таблице 2.4.

Таблица 2.4

Основные виды оказываемых услуг

Виды услуг

2007 год

2008 год

2009 год

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Парикмахерские услуги (80 видов, в т.ч. стрижки, укладки, хим.завивка, окраска, маникюр, педикюр и т.д.)

8197

96,3

8897

95

8199

98

Прочие услуги

(сдача помещения в аренду, образование)

315

3,7

461

5

176

2

Итого

8512

100

9358

100

8375

100

Проанализировав таблицу 2.4, мы видим, что основным видом оказываемых услуг являются парикмахерские услуги (стрижки, укладки, завивка, окраска, маникюр, педикюр и др.), которые в 2009 году составили 98%, что несколько больше, чем в предыдущих годах (96,3% и 95%).

Гораздо меньшую долю в структуре оказываемых услуг занимают прочие услуги (сдача помещения в аренду, образование), которые ежегодно составляют не более 5%, а в 2009 году составили всего 2%.

Таблица 2.5

Динамика объема реализации услуг предприятия за 2007-2009 гг.

Год

Объём реализа-ции, тыс. руб.

Абсолютный прирост объёма реализации, тыс. руб.

Темп роста объёма реализации, %

Темп прироста объёма реализации, %

Значение 1% прироста объёма реализации, тыс. руб.

Предыд. год

Базис. год

Предыд. год

Базис. год

Предыд. год

Базис. год

Предыд. год

Базис. год

2007

8375

-

-

-

-

-

-

-

-

2008

9358

983

983

111,74

111,74

11,74

11,74

83,73

83,73

2009

8512

-846

137

90,96

101,64

-9,04

1,64

83,58

83,54

Из таблицы 2.5 мы видим, что объем реализации парикмахерских услуг, оказываемых ООО «Образ», в 2007 г. составил 8375 тыс. руб., в 2008 г. – 9358 тыс. руб., в 2009 г. – 8512 тыс. руб. Абсолютный прирост объема реализации в 2009 г. составил -846 тыс. руб. по сравнению с 2008 г. и 137 тыс. руб. по сравнению с 2007 г.

Темпы прироста объема реализации составили в 2009 г. -9,04% по сравнению с 2008 г. и 1,64% по сравнению с 2007 г.

Значение 1% прироста объема реализации в 2009 г. по сравнению с 2007 г. и 2008 г. осталось практически неизменным.

Таблица 2.6

Изменение объема реализации за счёт изменения количества оказанных услуг и средней цены

Показатель

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Отклонение

2008 г. от 2007 г.

2009 г. от 2008 г.

1. Объем реализации услуг, тыс. руб.

8512

9358

8375

846

-983

2. Количество оказанных услуг, тыс. шт.

93

93,5

75,5

0,5

-18

3. Средняя цена одного заказа, руб.

91,53

100,09

110,93

8,56

10,84

Таблица 2.6 показывает, что при изменении количества оказанных услуг объем реализации услуг так же изменяется. Количество оказанных услуг в 2007 году составило 93 тыс. шт., в 2008 г. – 93,5 тыс. шт., в 2009 г. – 75,5 тыс. шт., сумма же, полученная от реализации услуг, равна 8512 тыс. руб., 9358 тыс. руб. и 8375 тыс. руб. соответственно.

При этом показатель средней цены одного заказа не зависимо от них динамично растет, в период с 2007 г. по 2008 г. он увеличился на 8,56 руб., а в период с 2008 г. по 2009 г. на 10,84 руб.

Таблица 2.7

Исходные данные для анализа коэффициентов равномерности и сезонности реализации услуг за 2007-2009 гг.

Месяц года

Объем реализации продукции, тыс. руб.

2007

2008

2009

Январь

508

475

603

Февраль

552

627

655

Март

808

807

736

Апрель

776

767

824

Май

776

762

771

Июнь

776

829

767

Июль

712

850

744

Август

715

837

697

Сентябрь

683

840

672

Октябрь

753

825

663

Ноябрь

603

747

558

Декабрь

850

992

685

Итого

8512

9358

8375

Среднемесячный объем реализации продукции, тыс. руб.

709,3

779,8

697,9

Одним из независящих от предприятия факторов, влияющих на результаты деятельности, являются сезонные колебания. Они влияют на объем парикмахерских услуг и затраты, связанные с производством. В осенне-зимний период происходит спад объема бытовых услуг, в то время как себестоимость производства услуги увеличивается (дополнительные затраты на обогревательные приборы, увеличение расходов на электроэнергию, отопление, санитарно-профилактические мероприятия), что влечет за собой несвоевременные платежи за эти услуги и, следовательно, начисление пени и штрафов.

Из таблицы 2.7 видно, что наименьшая выручка за все 3 года в январе, но именно в первые месяцы года повышаются, как правило, цены на коммунальные услуги, заключаются договора и требуются дополнительные средства. Всё это неблагоприятно сказывается на результатах деятельности предприятия и его прибыли.

Таблица 2.8

Анализ равномерности работы предприятия за 2007-2009 гг.

Месяц года

Недодано услуг

Коэффициент равномерности

В 2008 г. по сравнению с 2007 г.

В 2009 г. по сравнению с 2008 г.

2008 г.

2009 г.

Январь

-33

128

1,47

2,56

Февраль

75

28

-0,06

1,34

Март

-1

-71

1,01

0,13

Апрель

-9

57

1,13

1,7

Май

-14

9

1,2

-0,1

Июнь

53

-62

0,25

0,24

Июль

138

-106

-0,96

-0,3

Август

122

-140

-0,73

-0,71

Сентябрь

157

-168

-1,23

-1,05

Октябрь

72

-162

-0,02

-0,98

Ноябрь

144

-189

-1,04

-1,3

Декабрь

142

-307

-1,01

-2,7

Всего за год

846

-983

-11

-11

Анализ равномерности работы ООО «Образ» показал, что предприятие работает неравномерно, что связано с сезонностью спроса на услуги. Большое количество недоданных услуг свидетельствует о том, что предприятие не справляется с выполнением плана и поставленной задачей по реализации услуг.

Таблица 2.9

Расчетно-аналитические показатели для исследования сезонности реализации услуг предприятия за 2007-2009 гг.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  184  185  186   ..

 

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Месяц года

Ксез

| 1-Ксез |

| 1-Ксез | 2

Ксез

| 1-Ксез |

| 1-Ксез | 2

Ксез

| 1-Ксез |

| 1-Ксез | 2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Январь

0,72

0,28

0,0784

0,61

0,39

0,1521

0,86

0,14

0,0196

Февраль

0,78

0,22

0,0484

0,80

0,20

0,04

0,94

0,06

0,0036

Март

1,34

0,34

0,1156

1,03

0,03

0,0009

1,06

0,06

0,0036

Апрель

1,09

0,09

0,0081

0,98

0,02

0,0004

1,18

0,18

0,0324

Май

1,09

0,09

0,0081

0,98

0,02

0,0004

1,11

0,11

0,0121

Июнь

1,09

0,09

0,0081

1,06

0,06

0,0036

1,10

0,10

0,01

Июль

1,00

0

0

1,09

0,09

0,0081

1,07

0,07

0,0049

Август

1,01

0,01

0,0001

1,07

0,07

0,0049

1,00

0

0

Сентябрь

0,96

0,04

0,0016

1,08

0,08

0,0064

0,96

0,04

0,0016

Октябрь

1,06

0,06

0,0036

1,06

0,06

0,0036

0,95

0,05

0,0025

Ноябрь

0,85

0,15

0,0225

0,96

0,04

0,0016

0,80

0,20

0,04

Декабрь

1,20

0,20

0,04

1,27

0,27

0,0729

0,98

0,02

0,0004

Всего за год

12,19

1,57

0,3345

11,99

1,33

0,2949

12,01

1,03

0,1307