Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 17

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  898  899 

 

 

 

Иностранные инвестиции понятие и сущность

Иностранные инвестиции понятие и сущность

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ И БАНКОВСКОГО ДЕЛА

Кафедра: «Финансы и кредит»

Контрольная работа

По дисциплине «Инвестиции»

Выполнил: Проверил:

Студент группы к.э.н. проф.

Новосибирск 2007

ВВЕДЕНИЕ

Одна из важнейших проблем реформирования и модернизации российской экономики - привлечение иностранных инвестиций. Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые (для России) технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций. Опыт многих развивающихся стран показывает, что инвестиционный бум в экономике начинается с прихода иностранного капитала. Создание собственных передовых технологий в ряде стран начиналось с освоения технологий, принесенных иностранным капиталом.

Иностранные инвестиции

иностран­ные инвестиции — это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Рос­сийской Федерации в виде объектов гражданских прав, при­надлежащих иностранному инвестору, в том числе денег, цен­ных бумаг, иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интел­лектуальной деятельности, а также услуг и информации.

Отношение к иностранным инвестициям в стране зави­сит от тех целей, которые она при этом ставит. Например, Правительство России до последнего времени считало, что кредиты МВФ не только служат непосредственному назна­чению — финансированию бюджетного дефицита, но и ук­репляют престиж России как заемщика на мировых финан­совых рынках.

В последние годы актуальным стал вопрос привлечения внешне­го иностранного капитала в экономику России. Иностранные инве­стиции являются одним из важнейших условий стабилизации и роста экономики страны. Это связано в первую очередь с тем, что собствен­ные финансовые ресурсы фирм ограниченны, а в условиях российской действительности покрыть их недостаток путем привлечения допол­нительного национального капитала (различных кредитов, займов и т.д.) достаточно сложно по ряду объективных и субъективных при­чин, таких, как высокая норма прибыли на вкладываемый капитал, высокий уровень налогообложения и т.д.

Значение иностранных инвестиций для российской экономики пере­оценить сложно. По прогнозам специалистов-аналитиков, в 2004 г. износ, а соответственно и выбытие основных производственных фондов должен составить до 25% (в 2006 г. — до 50% производственных мощностей). Для обеспечения процессов простого воспроизводства основного капитала ежегодный объем инвестиций должен составлять, по разным оценкам, от 100 до 170 млрд дол. Экспорт нефти и газа, а также внутренние источники инвестиций не могут в полном объеме заменить требуемые размеры иностранных инвестиций. Активное же участие России в международ­ном инвестиционном сотрудничестве способствует ускорению темпов структурной перестройки отечественной экономики.

Прямые инвестиции иностранных фирм рассматриваются не только как дополнительный источник для внутренних ка­питаловложений, но и как способ получения доступа к новой, более совершенной технологии, к системе сбыта на внешних рынках, к новым источникам финансирования. Иностранные инвестиции могут содействовать ускорению создания новых производств. Вместе с тем здесь имеются и серьезные опасе­ния, что передача иностранным корпорациям контроля за рос­сийскими минеральными ресурсами может привести к их от­току за рубеж по необоснованно низким ценам, негативно ска­жется на потенциале собственного развития российской экономики. Реальная политика в отношении иностранных ин­вестиций должна строиться исходя из трезвой оценки полно­го баланса их плюсов и минусов.

Инвестиции можно разделить на три категории:

-прямые , при которых иностранный инвестор получает контроль над предприятием на территории или активно участвует в управлении им;

-портфельные , при которых иностранный инвестор не участвует активно в управлении предприятием, довольствуясь получением дивидендов (в большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг). К разряду портфельных относятся также вложения зарубежных инвесторов на рынке государственных и муниципальных ценных бумаг.

прочим инвестициям относятся вклады в банки, товарные кредиты и т.п. Их исключение из анализа вызвано прежде всего разнородностью группы, а также сложностью получения достоверной статистической информации о многих из них.

Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за счет владения акциями доходной компании. Однако при осуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов. Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило, крупная компания) стремится взять в свои руки руководство предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия - самое подходящее место для выпуска его продукции, которая будет реализовываться либо на российском потребительском рынке, либо на мировом рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в российскую авиационно-космическую промышленность). России необходимо прилагать все усилия к привлечению обоих видов инвестиций, ибо каждая из них способствует будущему увеличению производительной мощи экономики.

Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику должно способствовать решению следующих проблем социально-экономического развития:

— освоение невостребованного научно-технического по­тенциала России, особенно на конверсионных предпри­ятиях военно-промышленного комплекса;

— продвижение российских товаров и технологий на вне­шний рынок;

— содействие расширению и диверсификации экспортного потенциала и развитию импортозамещающих произ­водств в отдельных отраслях;

— содействие притоку капитала в трудоизбыточные реги­оны и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;

— создание новых рабочих мест и освоение передовых форм организации производства;

— освоение опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства;

— содействие развитию производственной инфраструктуры. Основные формы инвестиций иностранного капитала в оте­чественную экономику включают:

— инвестиции в форме государственных заимствований РФ, образующих государственный долг РФ;

— инвестиции в форме вклада в акционерный капитал рос­сийских предприятий;

— инвестиции в форме вложения в ценные бумаги;

— иностранные кредиты;

— лизинговые кредиты;

— финансовые кредиты российским предприятиям.

В табл. 1 приведены данные по объему и структуре инос­транных инвестиций за 1997—2004 гг.

Согласно отчету Федеральной службы государственной ста­тистики «Об иностранных инвестициях в экономику России в 2004 г.» накопленный иностранный капитал в экономике России по состоянию на 2004 г. составил 82 млрд дол., что на 43,8 % больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. В структуре накоплений значительных из­менений по сравнению с 2003 г. не произошло. По-прежнему наибольший удельный вес в накопленном иностранном капи­тале занимают прочие инвестиции — 54,0 % (на конец 2003 г. —

Таблица 1.Объем и структура иностранных инвестиций в российскую экономику за 1997—2004 гг.

Всего, Прямые Портфельные Прочие
Годы млн дол.
млн % млн % млн %
дол. к итогу дол. К итогу дол. к итогу
1997 12295 5333 43,38 681 5,54 6281 51,09
1998 11773 3361 28,55 191 1,62 8221 69,83
1999 9560 4260 44,56 31 0,32 5269 55,12
2000 10958 4429 40,4 145 1,3 6384 58,3
2001 14258 3980 27,9 451 3,2 9827 68,9
2002 19780 4002 20,2 472 2,4 15 306 77,4
2003 29699 6781 22,83 401 1,35 22 517 75,81
2004 40509 9420 23,25 333 0,82 30 756 75,92

51,7%), которые осуществляются на возвратной основе и фор­мируются за

счет торговых кредитов, кредитов иностранных государств под гарантии Правительства РФ, а также кредитов, полученных от международных финансовых организаций — Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и раз­вития (ЕБРР). Доля прямых инвестиций сократилась до 44,1 % (45,8 % — на конец 2003 г.), а портфельных — до 1,9 % (2,5 %). Совокупный объем инвестиций Всемирного банка в эко­номику России составляет 22,0 млрд дол. Россия пользует­ся кредитами Всемирного банка с 1992 г., портфель действу­ющих займов ВБ составляет 2,8 млрд дол. В настоящее вре­мя Всемирный банк вкладывает свои инвестиции в России в проекты в области ТЭК, сельского хозяйства, защиты ок­ружающей среды, а также кредиты федеральному правитель­ству. Инвестиции ЕБРР в 2004 г. значительно возросли по сравнению с предыдущим годом. Основными направлени­ями деятельности ЕБРР в России являются финансирование совместных предприятий, работа в регионах, поддержка раз­вития малого и среднего бизнеса, развитие инфраструктуры. ЕБРР тесно сотрудничает с Россией, начиная с 1994 г. Об­щая стоимость проектов с его участием — 18 млрд евро, из них 7,1 млрд евро — средства банка.

В отраслевой структуре привлеченных в 2004 г. в россий­скую экономику иностранных инвестиций основная часть по-прежнему приходится на промышленность. Объем ино­странных инвестиций, направленных в промышленность, составил 20,3 млрд дол., где чуть больше половины прихо­дится на обрабатывающие производства (10,2 млрд дол.), а 49,9 % (9,9 млрд дол.) — на отрасли добычи полезных иско­паемых и всего 0,5 % (93 млн дол.) — на производство и рас­пределение электроэнергии, газа и воды. В том числе в об­рабатывающей промышленности почти 50 % приходится на металлургию, 88 % инвестиций в добычу полезных ископа­емых направляется на топливно-энергетический комплекс.

В 2004 г. в экономику России поступили инвестиции из 117 стран мира. Основными странами-инвесторами, осуществляющими значительные инвестиционные вложения, являют­ся Кипр, Нидерланды, Люксембург, Германия, Великобри­тания, США, Франция. Доля данной группы стран в общем объеме накопленных иностранных инвестиций увеличилась по сравнению с 2003 г. до 80,7 % (68,2 % — на конец 2003 г.). В табл. 2 показана структура иностранных инвестиций по основным странам-инвесторам в 2001—2004 гг.

Таблица 2. Иностранные инвестиции в экономику России по странам-инвесторам в 2001—2004 гг.

Структура Годы Поступило В том числе
инвестиций инвестиции
всего % прямые портфель- прочие
ные
Всего 2001 14 258 100' 3980 451 9827
2002 19 780 100 4002 472 15 306
2003 29699 100 6781 401 22 517
2004 40 509 100 9420 333 30 756
Кипр 2001 2331 16,3 512 153 1666
2002 2327 11,8 571 115 1641
2003 4203 14,15 Н.д. Н.д. Н.д.
2004 5473 13,51 Н.д. Н.д. Н.д.
США 2001 1604 11,2 1084 4 516
2002 1133 5,7 603 4 526
2003 1125 3,8 Н.д. Н.д. Н.д.
2004 1850 4,57 Н.д. Нд. Н.д.
Велико- 2001 1553 10,9 273 92 1188
британия 2002 2271 11,5 371 4 1940
2003 4620 15,55 Н.д. Н.д. Н.д.
2004 6988 17,25 Н.д. Н.д. Н.д.
Швейцария 2001 1341 9,4 51 1 1289
2002 1349 6,8 67 1 1281
2003 1068 3,6 Нд. Н.д. Н.д.
2004 Н.д. Н.д. Н.д. Н.д. Н.д.
Нидерланды 2001 1249 8,8 575 4 670
2002 1168 5,9 504 0,0 664
2003 1743 5,9 Н.д. Н.д. Н.д.
2004 5107 12,6 Н.д. Н.д. Н.д.
Германия 2001 1237 8,7 495 0,2 742
2002 4001 20,2 410 1 3590
2003 4305 14,5 Н.д. Н.д. Н.д.
2004 1733 4,28 Н.д. Н.д. Н.д.
Франция 2001 1201 8,4 50 0,0 1151
2002 1184 6,0 49 0,0 1135
2003 3712 12,5 Н.д. Н.д. Нд.
2004 2332 5,76 Нд. Н.д. Н.д.
Виргинские 2001 604 4,2 63 71 470
о-ва 2002 1307 6,6 137 247 923
2003 1452 4,9 Нд. Н.д. Н.д.
2004 805 2,0 Н.д. Нд. Нд.
Австрия 2001 423 3,0 36 0,3 387
2002 376 1,9 Н.д. Н.д. Нд.
2003 394 0,9 Н.д. Н.д. Н.д.
2004 811 2,0 Н.д. Нд. Нд.
Япония 2001 408 2,9 184 0,0 224
2002 441 2,2 260 0,0 181
2003 1005 3,4 Н.д. Нд. Нд.
2004 Н.д. Н.д. Н.д. Нд. Нд.

В практике стимулирования иностранных инвести­ций промышленно развитых стран преобладают финансовыесредства, а для развивающихся государств и стран с пере­ходной экономикой — фискальные и налоговые средства стимулирования; чаще всего используются льготные таможен­ные пошлины на импортируемое производственное оборудо­вание, умень­шение ставок корпоративного налога на прибыль, предостав­ление налоговых каникул.

Развивающиеся страны и страны с переходной экономи­кой при реализации государственной политики стимулиро­вания привлечения иностранных инвестиций исходят из на­логовых стимулов. Цель таких мер состоит в том, что эти стра­ны хотят содействовать экономической реструктуризации, экономическому росту, используя приток внешних ресурсов.

Наиболее часто встречающиеся формы используемых на­логовых льгот:

— налоговые каникулы;

— инвестиционные скидки;

— налоговый кредит;

— ускоренная амортизация;

— инвестиционные субсидии;

— льготы косвенного налогообложения, в частности, сни­женные ставки таможенных пошлин.

Особое место среди средств стимулирования иностранных инвестиций занимают свободные экономические зоны (СЭЗ), ко­торые представляют собой зоны с особым юридическим и эко­номическим статусом, создающим благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций на основе ряда льгот.

В зависимости от вида деятельности различают пять типов зон:

— пределы национальной таможенной территории, в рам­ках которых осуществляются операции по складирова­нию и адаптации товаров к условиям рынков сбыта;

— промышленно-производственные зоны — со специаль­ным таможенным режимом, в которых промышленные компании производят экспортную и импортозамеща­ющую продукцию, используя систему стимулов;

— технико-внедренческие зоны — в которых находят­ся национальные и зарубежные исследовательские, проектные и научно-производственные компании, пользующиеся действующей системой льгот;

— сервисные зоны — территории с льготным режимом для предпринимательской деятельности фирм и институтов, ока­зывающих разные виды финансовых и нефинансовых услуг;

— комплексные зоны — с льготным режимом хозяйствен­ной деятельности на территории одного административ­ного района.

Каждая СЭЗ имеет особые льготы в отношении инфра­структуры, банковских услуг, малого и среднего бизнеса. Но базовые льготы одинаковы для всех видов зон:

— внешнеторговые льготы — беспошлинный ввоз и вывоз товаров на территорию СЭЗ;

— налоговые льготы — налоговые каникулы на срок 5—20 лет, полное или частичное освобождение от налогов реин­вестируемых прибылей на срок до 5 лет, скидки с налога на прибыль. Иностранные инвесторы освобождаются от уплаты налогов на собственность, налога с оборота;

— финансовые льготы — инвестиционные субсидии новым вкладчикам капитала, льготные государственные кредиты и т.д.;

— административные льготы — упрощенный порядок регистрации компаний, упрощенный порядок въез­да—выезда иностранных граждан и т.д.

В целом наличие только одних льгот не является доста­точным стимулом для привлечения капитала в СЭЗ. Необ­ходимы также и иные факторы, составляющие понятие ин­вестиционного климата: политическая и экономическая стабильность, уровень развития инфраструктуры, сто­имость и квалификация рабочей силы и т.д.

Прямые иностранные инвестиции в России

Значение иностранных инвестиций для российской экономики обусловлено целым рядом факторов, среди которых особо выделяют: (а) возможность дополнительного финансирования крупных инве­стиционных проектов; (б) получение доступа к новейшим технологи­ям и технике, передовым методам организации производства путем вложения иностранного капитала в инновационные проекты.

В отношении первого из указанных факторов ведется дискуссия среди российских предпринимателей, политиков и общественных деятелей. Противники привлечения иностранного капитала исходят чаще всего из специфического понимания национальных интересов либо из жестких монетарных постулатов, обосновывающих необходи­мость ограничения денежной массы и изыскания внутренних резер­вов. Утверждается, что прежде всего должны быть созданы благо­приятные политические и экономические условия для российских инвесторов, что не лишено основания.

Вместе с тем часто преследуется просто стремление оградить рос­сийские предприятия от более сильных в техническом и финансовом отношении конкурентов. Например, за счет введения больших им­портных пошлин на ввозимые импортные товары российским пред­приятиям предоставляется благоприятная возможность и далее сбы­вать на российском рынке свою устаревшую продукцию по завышен­ным ценам.

Еще один аргумент противников иностранных инвестиций в Рос­сии заключается в утверждении, что иностранные инвесторы в ос­новном преследуют чисто спекулятивные цели, т. е. стремятся полу­чить значительную курсовую прибыль от покупки и перепродажи российских ценных бумаг с последующим ее трансфертом за грани­цу. В определенной мере этот аргумент, действительно, обоснован, но в то же время надо иметь в виду, что в значительной степени не­желание солидных и надежных инвесторов вкладывать капитал в России связано именно с неблагоприятным инвестиционным кли­матом. Кроме того, реально доля портфельных инвестиций в Россииневелика. Так, в 1999 г. на прямые инвестиции пришлось, по дан­ным Госкомстата России, 44,6% всех иностранных инвестиций, на прочие формы (торговые кредиты, кредиты международных финан­совых организаций, банковские вклады и др.) — 55,1%, а на порт­фельные инвестиции — только 0,3% (Россия в цифрах...). Максималь­ную долю портфельные инвестиции составляли в 1997 г. (5,5%), по­сле того как иностранные инвесторы были допущены на рынки государственных ценных бумаг России (ГКО). Однако после финан­сового кризиса августа 1998 г. присутствие портфельных инвесторов в России стало минимальным.

Иностранные инвестиции в России регулируются рядом законов, среди которых ключевую роль играет Закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федера­ции». В нем установлены основные гарантии прав иностранных ин­весторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль. Однако он не распространяется на отношения, связанные с вложе­ниями иностранного капитала в кредитные и страховые организации, а также в некоммерческие организации.

Субъектами прямого иностранного инвестирования являются иностранный инвестор и коммерческая организация с иностранными инвестициями, созданная на территории Российской Федерации, в которой иностранный инвестор (или инвесторы) владеют не менее чем 10% долей в уставном (складочном) капитале. Выбранный кри­терий для отнесения иностранной инвестиции к прямой — 10% доли в уставном капитале — является в значительной мере условным, хотя он и соответствует аналогичным показателям в законодательствах других стран, в частности США. Для России владение пакетом акций в 10% является, как правило, недостаточным для обеспечения существенного влияния на принимаемые решения, так как отсутству­ет сильная распыленность капитала.

Росту спроса российских компаний на ПИИ способствует ряд факторов: дефицит внутренних инвестиций, повышение спроса на им­портное сырье и комплектующие, доступ к новым технологиям, повы­шение конкурентоспособности продукции. Но имеется ряд факторов, которые действуют в обратном направлении, в частности высокая стоимость иностранного капитала, существенные различия между сис­темами корпоративного управления в России и развитых странах, преимущественная ориентация на государственную поддержку и др.

Проведенные исследования показали, что зарубежные инвесторы готовы принимать риск инвестирования в Россию при дополнитель­ной доходности в 10—30% годовых и общей доходности в 35—48% в зависимости от типа инвестиционных проектов. Факторы которые в целом влияют на привлечение прямых иностранных инвестиций. Для России особую значимость имеют следующие факторы: величина рынка сбыта ; на­личие квалифицированной рабочей силы ; низкие издержки на опла­ту труда по сравнению с развитыми странами .

На величину рынка сбыта влияет платежеспособный спрос потреби­телей. Поскольку иностранные инвесторы в России ориентированы в основном на сбыт продукции здесь, а не на вывоз ее, то для них ве­личина рынка является одной из определяющих величин. Во многих странах, лидирующих по объемам привлечения ПИИ, напротив, пред­приятия с иностранным капиталом создаются зачастую для экспорта.

В структуре организационных форм деятельности прямых ино­странных инвесторов в России преобладают совместные и иностран­ные предприятия. Филиалы иностранных юридических лиц не рас­пространены. Следует принять также во внимание, что количество реально функционирующих в российской экономике предприятий с участием иностранного капитала не превышало по разным оценкам 40—50% от числа зарегистрированных.

Иностранные инвесторы в 1990-х гг. предпочитали инвестиции в некапиталоемкие отрасли с быстрой окупаемостью инвестицион­ных проектов, в частности в торговлю, общественное питание, отрас­ли перерабатывающей промышленности. В то же время инвестиции в капиталоемкие отрасли, а также отрасли, определяющие развитие научно-технического прогресса, были незначительны. Существенный объем ПИИ приходится в России на топливную промышленность, поскольку она ориентирована на экспорт продукции в развитые и другие страны. В этом случае иностранные инвесторы фактически решают проблему сырьевого обеспечения своих стран. Однако для России эта тенденция в стратегическом плане вряд ли может бытьоценена позитивно, поскольку она ведет к усилению зависимости страны от экспорта ряда сырьевых товаров, особенно нефти и газа.

Крайне неравномерным является и распределение ПИИ по регио­нам. В целом объем привлеченных иностранных инвестиций в раз­личные регионы России зависит от инвестиционного климата в них, определяемого такими факторами, как уровень развития экономиче­ского потенциала (производственной и финансовой сферы, инфра­структуры, наличия ресурсов), емкости потребительского рынка, на­логовых и других льгот, географико-климатических и социально-по­литических условий в субъекте РФ.

Можно выделить три основных уровня регионального привлече­ния ПИИ в России: Москва, сырьевые регионы и крупные индуст­риальные центры и регионы, находящиеся в непосредственной бли­зости от них. Доля Москвы изменяется, но в среднем она составляет около 40% всех ПИИ в Россию. Среди сырьевых регионов лидируют Татарстан, Тюменская, Омская области, Красноярский край. Доста­точно существенные объемы ПИИ приходятся на Санкт-Петербург, Нижегородскую и Московскую области. Таким образом, иностран­ные инвестиции в Россию в период 1990—2001 гг. усилили экономи­ческую дифференциацию внутри России.

Главной причиной такого неравномерного распределения ПИИ в России является то, что в регионах, привлекательных для ино­странных инвесторов, имеется больший ресурсный потенциал, выше платежеспособный спрос, лучше развита инфраструктура (транспорт­ные сети, современные средства связи, гостиницы и др.).

Наибольшее количество предприятий в России с участием ино­странного капитала приходится на США и Германию. Велика также доля таких развивающихся стран, как Китай, Кипр и Тайвань.

Основными конкурентами России в привлечении прямых ино­странных инвестиций являются некоторые бывшие социалистические страны Европы, особенно Польша, Чехия и Венгрия, а также такие развивающиеся страны с достаточно емким внутренним рынком, как Бразилия, Мексика и Аргентина. Вместе с тем во многих развиваю­щихся странах, как и в России, риск инвестирования высок.

Портфельные инвестиции

При портфельном инвестировании необязательны создание новых мощностей и контроль за их использованием, инвестор в данном слу­чае полагается в управлении реальными активами на других. Как пра­вило, он просто покупает существующие ценные бумаги, приобретая права на будущий доход. В большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг.

Основные способы портфельного инвестирования включают:

■ покупку ценных бумаг на рынках других стран;

■ покупку ценных бумаг иностранных компаний в своей стране;

■ вложение капитала в международные инвестиционные (паевые) фонды.

Привлечение иностранных портфельных инвестиций также явля­ется для российской экономики достаточно важной задачей. С помо­щью средств зарубежных портфельных инвесторов возможно реше­ние следующих экономических задач:

■ пополнение собственного капитала российских предприятий путем размещения акций российских акционерных обществ среди зару­бежных портфельных инвесторов;

■ аккумулирование заемных средств российскими предприятиями для реализации конкретных проектов путем размещения среди порт­фельных инвесторов долговых ценных бумаг российских эмитентов;

■ пополнение федерального бюджета и бюджетов субъектов Рос­сийской Федерации путем размещения среди иностранных инвесто­ров долговых ценных бумаг, эмитированных соответствующими орга­нами власти:

■ эффективная реструктуризация внешнего долга Российской Федерации путем его конвертации в государственные облигации с последующим размещением их среди зарубежных инвесторов.

Прямые инвестиции

Прямые инвестиции имеют приоритетное значение, поскольку они оказывают существенное воздействие на национальную экономику и международный бизнес в целом. Роль прямых иностранных инве­стиций заключается:

■ в способности активизировать инвестиционные процессы в силу присущего инвестициям мультипликативного эффекта;

■ в содействии общей социально-экономической стабильности, стимулировании производственных вложений в материальную базу;

■ в сочетании переноса практических навыков и квалифицирован­ного менеджмента с взаимовыгодным обменом ноу-хау, облегчающим выход на международные рынки;

■ в активизации конкуренции и стимулировании развития сред­него и малого бизнеса;

■ в способности при правильной организации, стимулировании, размещении ускорить развитие отраслей и регионов;

■ в содействии росту занятости и повышению уровня доходов населения, расширению налоговойбазы.

Заключение

Несмотря на огромное отставание в экономическом развитии от западноевропейских стран, Россия может сравнительно быстро вырваться вперед при правильном использовании ее возможностей.

Учитывая мировой опыт и специфику нашей страны, можно назвать следующие основные задачи связанные с привлечением иностранного капитала:

· Стабилизация финансового положения как необходимого условия возрождения российской экономики и сокращение дефицита бюджета;

· Подъем отраслей и секретов, важных для жизнеобеспечения страны;

· Ускорение структурной перестройки, развитие новых технически передовых отраслей и производства;

· Становление эффективно действующих хозяйственных единиц;

· Формирование конкурентной рыночной среды, эффективная борьба с монополизмом и создание ликвидной хозяйственной структуры без огромного числа посредников;

· Разработка действенного механизма разграничения собственности между хозяйствующими субъектами, а также между федеральными и местными структурами власти;

· Создание стабильного экономического и внешнеторгового законодательства, включая нормативную базу по концессиям и разделу продукции;

· Упрощение структуры налогов и снижение налогового бремени для иностранных инвесторов;

· Создание адекватных механизмов страхования иностранных инвестиций.

Список литературы

1. Инвестиционная деятельность: учебное пособие / Н.В. Киселева, Т. В. Боровикова, Г.В. Захарова и др.; под ред. Г.П. Подшиваленко и Н.В. Киселевой.- М.: Кнорус, 2005.-432с.

2. Инвестиции: Учебник / Под ред. В.В. Ковалева, В.В. Иванова, В.А. Лялина – М.: ООО «ТК Велби», 2003.-440с.

3. Инвестиции: курс лекций/ Е.Р. Орлова. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Омега- Л, 2006. – 207 с.

4. Мелкумов Я.С. Организация и финансирование инвестиций: Учебное пособие. М.: ИНФАРМ- М, 2001.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  898  899