Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 17

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  781  782  783   ..

 

 

Оценка вероятности наступления кризисной ситуации на предприятии

Оценка вероятности наступления кризисной ситуации на предприятии

Министерство образования и науки Российской Федерации

Южный институт менеджмента

факультет туризма, рекреации и гостиничного бизнеса

кафедра менеджмента организации

на тему:

Оценка вероятности наступления кризисной ситуации на предприятии

Выполнила

студентка курса,

группы 03-МТ1,

очного отделения

факультета ТР и ГБ

Фурсова А.Г.

Научный руководитель

Хашева З.М.

г. Краснодар

2007

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................ 3

1ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ кризисной СИТУАЦИИ.............. 5

1.1Понятие кризисной ситуации и причины ее возникновения... 5

1.2Этапы экспресс - диагностики и фундаментальной диагностики финансового кризиса......................................................................... 7

1.3Методы прогнозирования финансового состояния.............. 16

2ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «Аэрофлот»............................................................................ 26

2.1Организационно – правовая характеристика....................... 26

2.2Финансово – экономическая характеристика........................ 34

3ОЦЕНКА Вероятности наступления кризисной ситуации на ПРЕДПРЯТИи С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ............... 37

3.1Анализ показателей ликвидности и платежеспособности..... 37

3.2Анализ финансовых потоков.................................................. 42

3.3Анализ Z-моделей Альтмана.................................................. 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................... 48

Список использованных источников............................ 51

ПРИЛОЖЕНИЕ .................................................................................. 53


ВВЕДЕНИЕ

Экономика Российской Федерации продолжает находиться в состоянии неустойчивого равновесия. Существенным затруднением в активизации антикризисной деятельности является отсутствие оперативной информации обобщающего характера для того, чтобы предприниматели могли уверенно вести свою работу.

Финансовая деятельность предприятия является частью хозяйственной деятельности и включает в себя все денежные отношения, связанные с производством и реализацией продукции, воспроизводством основных и оборотных фондов, образованием и использованием доходов. В свою очередь финансовое состояние представляет собой совокупность показателей, отражающих наличие, движение и использование финансовых ресурсов предприятия. Обеспеченность финансовыми ресурсами, определяющая финансовое состояние, зависит от правильной организации материально технического снабжения, производства, реализации и прибыли. Имеется и обратная связь: отсутствие финансовых средств может привести к перебоям в снабжении и производстве и подорвать конкурентоспособность предприятия. Чтобы избежать банкротства необходимо уметь его прогнозировать, то есть своевременно отмечать отрицательную динамику результатов деятельности предприятия.

Актуальность и практическая значимость темы настоящей курсовой работы обусловлена рядом причин.

Во-первых, в настоящее время, в российской экономике ключевой проблемой является кризис неплатежей, и добрую половину российских предприятий следовало уже давно объявить банкротами, а полученные средства перераспределить в пользу эффективных производств, что, несомненно, способствовало бы оздоровлению российского рынка.

Во-вторых, в условиях массовой неплатежеспособности российских хозяйствующих субъектов особое значение приобретают меры по предотвращению кризисных ситуаций, а также мероприятия, направленные на восстановление платежеспособности предприятия и стабилизацию его финансового состояния. Данная деятельность объединяется понятием антикризисный менеджмент и на сегодняшний день весьма актуальна и перспективна.

Основной целью курсовой работы является освещение проблемы кризисных ситуаций в целом с учетом современных российских условий. В этом направлении рассматриваются следующие вопросы: понятие кризисной ситуации как неотъемлемого атрибута рыночной экономики; основные критерии несостоятельности и процедуры банкротства, установленные российским законодательством. Рассмотрены и проанализированы основные пути выхода из кризисных ситуаций. В заключение первой части изложена обобщенная методика анализа финансового состояния предприятия, являющаяся основным инструментом менеджера.

Во второй части изложена организационно-правовая и финансово-экономическая характеристика объекта исследования: ОАО «Аэрофлот».

В третьей главе на основе вышеуказанной методики проведена оценка вероятности наступления кризисной ситуации одного из реально действующих предприятий. Анализ финансовых коэффициентов позволил сформулировать направления по преодолению потенциального кризиса.

При написании работы было использовано множество различной литературы, включая гражданское законодательство, законодательство о банкротстве, а также методические материалы по анализу и статьи практикующих юристов и экономистов, рассматривающих проблемы банкротства и антикризисного менеджмента.

1.1 Понятие кризисной ситуации и причины ее возникновения

Переход к рыночной системе хозяйствования в России ориентирован на макроэкономические изменения, либерализацию экономики, приватизацию объектов государственной собственности, подавление инфляции, стабилизацию обменного курса рубля.

Недостаточное внимание к проблемам микроэкономического уровня в первые годы реформ привело к обострению кризисного процесса в реальном секторе экономики. На предприятиях остро ощущалось отсутствие установленных норм и правил государственного влияния на кризисное состояние.

Неизбежное в условиях формирования рыночной экономики реформирование предприятий предполагает создание в обществе законодательных предпосылок для развития эффективных взаимоотношений между предприятиями-заемщиками и заимодавцами, должниками и кредиторами. Одна из таких предпосылок - наличие законодательства о банкротстве, реализация которого должна способствовать предупреждению случаев банкротства, оздоровлению всей системы финансовых взаимоотношений между предпринимателями, а в случае признания должника банкротом - сведению к минимуму отрицательных последствий банкротства для обеих сторон, осуществлению всех необходимых процедур в цивилизованной форме.

Пятилетняя история применения старого закона, безусловно, позволила ученым и юристам-практикам сделать выводы о степени его эффективности, оценить положительные и отрицательные его качества.

С точки зрения кризисного управления (“crisis management”) кризис – это и прекращение нормального процесса, и непредвиденное событие, ставящее под угрозу стабильность предприятия, и внезапное серьезное происшествие, обладающее потенциалом повредить или даже разрушить репутацию кампании.

В развитии любой организации существует вероятность наступления кризиса. Характерной особенностью рыночной экономики является то, что кризисные ситуации могут возникать на всех стадиях жизненного цикла предприятия (становление, рост, зрелость, спад). Краткосрочные кризисные ситуации не меняют сущности предприятия как производителя прибыли, они могут быть устранены с помощью оперативных мероприятий. Если предприятие в целом неэффективно, экономический кризис приобретает затяжной характер, вплоть до банкротства. Остроту кризиса можно снизить, если учесть его особенности, вовремя распознать и увидеть его наступление. В этом отношении любое управление должно быть антикризисным, т. е. построенным на учете возможности и опасности кризиса. В антикризисном управлении решающее значение имеет стратегия управления. Когда становится явной неизбежность кризиса, невозможность его устранить или замедлить, в стратегии антикризисного управления главное внимание уделяется проблемам выхода из кризиса, все усилия сосредоточиваются на путях и средствах выхода из него.

Поиск путей выхода из экономического кризиса непосредственно связан с устранением причин, способствующих его возникновению. Проводится тщательный анализ внешней и внутренней среды бизнеса, выделяются те компоненты, которые действительно имеют значение для организации, проводится сбор и отслеживание информации по каждому компоненту и на основе оценки реального положения предприятия выясняются причины кризисного состояния. Точная, комплексная, своевременная диагностика финансового состояния предприятия — первый этап в разработке стратегии антикризисного управления деятельностью предприятия.

1.2 Этапы экспресс - диагностики и фундаментальной диагностики финансового кризиса

В настоящее время наиболее убедительные и достоверные результаты при анализе различных сфер деятельности предприятия дает диагностика финансового состояния предприятия. Следует отметить, что методы анализа финансовой отчетности и бухгалтерского баланса являются и самыми распространенными в практике бизнеса повсеместно, причем как для крупного бизнеса, так и для мелких и средних фирм. Как мы уже упоминали, формально финансы являются лишь одним аспектом деятельности предприятия, однако в то же время деньги являются высшим эквивалентом оценки всех процессов бизнеса. Любой аспект бизнеса отражается на финансовом положении организации, что определяет некоторый финансовый результат, выражен­ный и денежной форме.

Не стоит полагать, что финансовое состояние предприятия — это состояние его финансов — денежных средств и фондов. Финансовое состояние — это широкое понятие, обобщающее итог деятельности всех функциональных подразделений предприятия и комплексе. Банкротство (несостоятельность) — это показатель финансового состояния предприятия, свидетельствующий не только о потере платежеспособности предприятия, но и о не­удовлетворительном итоге работы всех организационных блоков совместно. Финансовое состояние в целом — это многомерная ха­рактеристика всех внутрифирменных процессов и результатов в денежной форме. Этим объясняется и тот факт, что обычно не говорят о «производственном состоянии» или о «маркетинговом состоянии предприятия», так как любому организационному процессу можно сопоставить более или менее адекватный показатель, который пусть и не слишком полно, зато количественно определенно отражает его характер. Совокупность этих показателей может дать информацию о финансовом состоянии предприятия.

К простейшим методам оценки финансового состояния относят так называемую экспресс-диагностику состояния — грубый, поверхностный, однако быстрый, несложный и дешевый способ оценки состояния предприятия. Н.В. Родионова дает определе­ние экспресс-диагностике: «Экспресс-диагностика (термометр) — формальная оценка близости состояния предприятия к банкротству на основе регулярного вычисления соответствующих коэффициентов и данных баланса (здесь преследуются следующие цели: выявить тенденции изменения состояния предприятия, дать оценку глубины его несостоятельности и провести анализ финансового оборота, обеспечивающего хозяйственную деятельность)».

Процесс экспресс-диагностики включает анализ платежеспо­собности, финансовой устойчивости, рентабельности и деловой активности,

Анализ платежеспособности . Коэффициент текущей лик­видности ((покрытия) К лик ) — универсальный коэффициент, показывающий соотношение активов и пассивов (его значение должно пре­вышать 2):

К лик = Текущие активы - Расходы будущих периодов = Оборотные средства . (1)
Текущие пассивы - Расходы будущих периодов - Резервы предстоящих расходов Краткосрочная задолженность

Коэффициент обеспеченности Коб показывает, как обеспечено предприятие собственными активами (Коб должен быть >0,1):

К об = Текущие активы - Текущие пассивы . (2)
Текущие активы

В случае если одновременно соблюдаются неравенства К об > 0,1 и К лик > 2, то структура баланса считается положительной. Если хотя бы одно из этих неравенств оказывается нарушенным, то структура баланса признается отрицательной и анализ нуждается в дальнейшей детализации.

Если структура баланса отрицательна, но существует тенденция повышения К об и К лик , то рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности К в.п . Нормативный период восстановления платежеспособности равен 6 месяцам (отсюда число 6 в формуле):

К в.п = К лик1 + 6/Т(К лик1 - К лик0 ) , (3)
К лик(норм)

где К лик(норм) — нормативное значение коэффициента текущей ликвидности;

К лик0 — фактическое значение Клик в начале отчетного периода;

К лик1 — фактическое значение Клик в конце отчетного периода;

Т — длительность отчетного периода (в месяцах).

Если К вп > 1, то это значит, что предприятие способно восстановить свою платежеспособность в течение полугода, если К вп < 1, то восстановление платежеспособности в течение полугода невозможно.

В случае, если структура баланса положительна, т.е. К лик > 2 и К об >0,1 , однако с течением времени их значения понижаются, то рассчитывается коэффициент утраты платежеспособности (К ут.п )за 3 месяца:

К ут.п = К лик1 +3/Т (К лик1 - К лик0 ) . (4)
К лик(норм)

Если К ут.п > 1, то предприятие имеет возможность сохранения платежеспособности в течение 3-х месяцев, в противном случае оно утратит свою платежеспособность в данный период.

По закону, если при отрицательной структуре баланса предприятие имеет шанс восстановить свою платежеспособность, то несостоятельность предприятия считается неподтвержденной в течение полугода. Если предприятие за полгода не имеет возможности восстановить платежеспособность при отрицательной структуре баланса, то структура его баланса считается неудовлетворительной. При положительной структуре баланса она в любом случае признается удовлетворительной, однако при К ут.п < 1 существует реальная угроза для платежеспособности предприятия.

Анализ финансовой устойчивости и текущей платежеспособности . На следующем этапе производится анализ финансовой устойчивости и текущей платежеспособности. Для оценки финансового состояния может быть взят целый ряд показателей. Степень близости к потере платежеспособности и дальнейшему банкротству хорошо отражает коэффициент автономии (К авт ):

К авт = Собственные средства . (5)
Сумма всех активов

Коэффициент К авт обязан быть больше 0,5. Он может отражать инвестиционную привлекательность предприятия.

Коэффициент маневренности К м отражает мобильность собственных средств. Чем он выше, тем выше и финансовая устойчивость (он должен быть выше 0,3 и желательно выше 0,5):

К м = Собственные оборотные средства . (6)
Собственные средства

Оба коэффициента К авт и К м отражают платежеспособность предприятия в долгосрочном периоде.

Финансовая устойчивость пассивов в долгосрочном периоде характеризуется коэффициентом финансовой устойчивости К ф.уст (значение К ф.уст не должно превышать 1):

К ф.уст = Прочие пассивы + Долгосрочные заемные средства . (7)
Собственные средства

Коэффициент финансирования К фин показывает, какая часть деятельности предприятия финансируется за счет собственных средств. Плохим признаком является финансирование предприятия большей частью из заемных источников. Поэтому значение К фин (как отношение собственных средств к заемным) не должно быть менее 1:

К фин = Собственные средства . (8)
Заемные средства

Коэффициент абсолютной ликвидности (коэффициент срочности) К аб.лик показывает, какая часть текущей задолженности может быть погашена на текущую дату. Значение К аб.лик должно быть не менее 0,2—0,3:

К аб.лик = Денежные средства + КФВ . (9)
Краткосрочная задолженность

Следует заметить, что такой часто встречающийся показа­тель, как оборотные средства (оборотный капитал), представляет собой разность текущих активов и краткосрочных обязательств (т.е. расходов будущих периодов). Поэтому оборотный капитал имеется в наличии у предприятия только, если текущие активы больше текущих обязательств. Коэффициент текущей ликвидности показывает, во сколько раз оборотные средства покрывают краткосрочные текущие обязательства (задолженность). Собст­венные оборотные средства (чистый оборотный капитал) определяются как разница между оборотными средствами и краткосрочной задолженностью.

Для более детального анализа ликвидности используется еще и общий коэффициент ликвидности ОК лик , отличающийся от те­кущего коэффициента К лик числителем: из показателей текущих активов не вычитается краткосрочная задолженность (расходы будущих периодов; коэффициент ОК лик должен быть более 2—3):

ОК лик = Текущие активы . (10)
Краткосрочные обязательства

Различные коэффициенты покрытия отражают способность предприятия погасить кредиторскую задолженность, достаточность всех видов средств предприятия для ее устранения.

Коэффициент покрытия инвестиций К п.ин рассчитывается так:

К п.ин. = Собственные средства + Долгосрочные заемные средства . (11)
Сумма активов

Коэффициент покрытия инвестиций К п.ин должен быть выше 0,75-0,90.

Коэффициент покрытия текущих активов К п.т.ак рассчитывается как

К п.т.ак = Собственные оборотные средства , (12)
Запасы и затраты

где сумма запасов и затрат — это статья 2 активного счета баланса.

К п.т.ак должен превышать 0,1, желательно, чтобы он еще и был выше 0,5.

Важнейшее значение для анализа предприятий, находящихся на стадии спада, кроме показателей платежеспособности и ликвидности, являются показатели рентабельности.

Анализ рентабельности и деловой активности , измеряемой показателями оборачиваемости, — это более углубленное исследование, проводимое в рамках экспресс-диагностики. По­казатели рентабельности делятся на показатели рентабельности по продажам и по капиталу. Рентабельность играет важную роль при рассмотрении возможности санации предприятия, приостановке процедуры ликвидации. Рентабельность соизмеряет затраты с результатами, определяя таким образом финансовую эффективность предприятия. При исследовании рентабельности используются понятия чистой и балансовой прибыли.

По форме № 2 балансовая прибыль представляет собой выручку от реализации продукции за вычетом НДС и плюс сальдо нереализованных операций.

Чистая прибыль — это разница между балансовой прибылью и платежами в бюджет. Критическим значением для коэффициентов рентабельности активов и рентабельности собственного капитала является стоимость капитала q . «Стоимость капитала (норма финансирования) — это ожидаемая инвестором отдача на каждый рубль средств, вкладываемых в инвестиционный проект, в частности в финансирование активов предприятия».

«Бизнес считается эффективным, если отдача на вложенный капитал не ниже "стоимости капитала" для данного вида бизнеса».

Рентабельность активов рассчитывается так:

R ак = Балансовая прибыль ., (13)
Сумма всех активов

Рентабельность собственных средств (финансовая рентабель­ность) R c.с :

R с.с = Чистая прибыль . (14)
Собственные средства

Общая рентабельность авансированных фондов R общ :

R общ = Балансовая прибыль . (15)
Основные средства+Запасы и затраты

При этом должны выполняться условия: R ак <q ; R c.с <q ; R общ <q.

Рентабельность продаж можно считать по чистой, что точнее, и по балансовой прибыли:

R п = Чистая прибыль , (16)
Выручка
Rп = Балансовая прибыль . (17)
Выручка

Рассчитывается также рентабельность инвестиций:

R ин = Доходы по ценным бумагам +

Доходы от долевого участия в

смешанном предприятии

., (18)
Среднее значение доходов от долгосрочных и краткосрочных инвестиций

Рентабельность инвестиций R ин определяет успех инвестиционной деятельности предприятия. При этом должно выполняться условие:R ин <q .

Степень использования ресурсов за определенный промежуток времени показывают коэффициенты оборачиваемости.

Коэффициент оборачиваемости активов К об.ак показывает скорость формирования денежных потоков:

К об.ак = Выручка . (19)
Сумма всех активов

Коэффициенты оборачиваемости показывают отношение объема выручки (валового дохода) к объему, относительно которого рассчитывается оборачиваемость: основных средств, оборотных средств, собственного капитала и др., т.е. в числителе любого коэффициента оборачиваемости — всегда выручка, в знаме­нателе — то, для чего нужно вычислить оборачиваемость.

Авторы учебного пособия по антикризисному управлению под ред. А.П. Градова выявили закономерность между показателями финансового состояния предприятия и этапами жизненного цикла. Они условно разделили показатели на пять категорий:

- показатели ликвидности (коэффициенты абсолютной ликвидности, общей ликвидности, текущей ликвидности, маневренности и платежеспособности);

- показатели финансового состояния (коэффициенты финансовой устойчивости, финансирования, обеспеченности, покрытия текущих активов и покрытия инвестиций);

- коэффициенты оборачиваемости;

- показатели рентабельности капитала;

- показатели рентабельности продаж.

Таблица 2.2

Показатели деловой и экономической активности, требующие особого внимания по этапам ЖЦКПФ[1]

Этапы ЖЦКПФ

Пока­затели ликвид­ности

Показа­тели финансо­вого со­стояния

Пока­затели обора­чивае­мости

Показатели рента­бельности
Рента­бельность капитала Рента­бельность продаж
Зарождение * *
Ускорение роста *
Замедление роста (стаби­лизация) * *
Зрелость * * *
Спад * * *

Источник: Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой / Под ред. А.П. Градова. - СПб., 1996.

Авторы учебного пособия разделили их по степени важности и значимости в зависимости от различных стадий жизненного цикла предприятия и построили таблицу, где выделены прямоугольники, соответствующие наиболее важным на данном этапе развития показателям (табл. 2.2). Авторы отмечают, что приоритет одного показателя перед другим не означает, что хотя бы какой-либо из них не нуждается в обследовании. Скорее с ростом предприятия меняются цели руководства, растут требования к эффективности бизнеса, поэтому на стадии расцвета приоритет имеют показатели хорошей оборачиваемости, высокой эффективности. Напротив, для еще неразвитого бизнеса или бизнеса на стадии спада важнее будут показатели ликвидности — как, главные признаки выживания или ликвидации дела. Не следует забывать, что все эти показатели тесно взаимосвязаны и изменение хотя бы одного из них в одну сторону ведет к изменению в сторону той же тенденции и остальных. Поэтому все они должны рассчитываться в комплексе. На стадии спада происходит дестабилизация всех показателей, однако первые сигналы об опасности дают показатели рентабельности. При на­растании опасности вслед за ними дают сильные сигналы о возможном банкротстве показатели ликвидности.

Достоинство методики экспресс-диагностики состоит в том, что ее результаты имеют наглядную экономическую интерпрета­цию и приносят большую пользу в качестве ориентиров для фи­нансового планирования деятельности предприятия. Данные экспресс-диагностики могут служить материалом для более углубленного анализа состояния предприятия. Так, некоторые коэффициенты, отражающие финансовое состояние предприятия, фигурируют в качестве признаков деятельности предприятия, по ансамблю которых распознающая система производит диагностику состояния. Поэтому экспресс-диагностика, имея свою аналитическую ценность, может служить материалом для оценки состояния предприятия. Важно помнить, что экспресс-диагностика должна производиться непрерывно, а ее результаты — оказывать влияние на принятие управленческих решений. В этом состоит сущность финансового контроля. Некоторые показатели финансового состояния, в особенности важный для практики коэффициент финансовой устойчивости, показывают тенден­цию развития именно в динамике. Отклонения могут носить сезонный характер (например, для К ф.уст — 15%), а основная тенденция прослеживается лишь на длительном промежутке време­ни (для К ф.уст — около 2—3 месяцев). Мониторинг финансового состояния является неотъемлемой частью финансового контроля. Его данные повышают достоверность принятых решений на основе анализа тенденций финансового развития, делают конкретнее и точнее интерпретацию экономических процессов.

1.3 Методы прогнозирования финансового состояния

Как правило, кризисному состоянию предшествует полоса финансовых затруднений и последующее ухудшение финансового состояния предприятия.

Учредители (участники) должника - юридического лица, собственник имущества должника - унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций. C этой целью необходимо проводить анализ финансового состояния предприятия.

Финансовое состояние предприятия выражается в соотношении структур его активов и пассивов, т.е. средств предприятия и их источников. Основные задачи анализа финансового состояния – определение качества финансового состояния, изучение причин его улучшения или ухудшения за период, подготовка рекомендаций по повышению финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия. Эти задачи решаются на основе исследования динамики абсолютных и относительных финансовых показателей и разбиваются на следующие аналитические блоки:

· структурный анализ активов и пассивов;

· анализ финансовой устойчивости;

· анализ платежеспособности (ликвидности);

· анализ необходимого прироста собственного капитала.

Информационными источниками для расчета показателей и проведения анализа служат годовая и квартальная бухгалтерская отчетность:

· форма №1 "Бухгалтерский баланс";

· форма №2 "Отчет о прибылях и убытках";

· форма №3 "Отчет о движении капитала";

· форма №4 "Отчет о движении денежных средств";

· форма №5 "Приложение к бухгалтерскому балансу,

а также данные бухгалтерского учета и необходимые аналитические расшифровки движения и остатков по синтетическим счетам.

Цель структурного анализа - изучение структуры и динамики средств предприятия и источников их формирования для ознакомления с общей картиной финансового состояния. Структурный анализ носит предварительный характер, поскольку в результате его проведения еще нельзя дать окончательной оценки качества финансового состояния, для получения которой необходим расчет специальных показателей.

Методы прогнозирования финансового состояния предприятия с позиции его потенциального банкротства

1-ый метод . Финансовый анализ конкретных параметров деятельности предприятия, отражающих реальное финансовое состояние и в «концентрированном виде» угрозу банкротства в будущем.

Основу анализа составляет сравнение фактических показателей с плановыми или нормативными за определенный период времени и расчет возможных отклонений в динамике. Если в процессе анализа выявляется увеличение размера негативных отклонений, это сигнализирует об опасности банкротства.

Достоинство данного метода - это возможность определения угрозы банкротства предприятия уже на ранней стадии ее возникновения и принятие своевременных мер по нейтрализации негативных явлений. Таким образом, метод имеет предупредительный характер.

Система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособного предприятия [2] :

1. Оценка структуры баланса.

Структура баланса предприятия признается неудовлетворительной, а предприятие неплатежеспособным, если выполняется одно из следующих условий:

1) коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода меньше 2;

2) коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами меньше 0,1.

2. Оценка перспектив в финансовом состоянии при неудовлетворительной структуре баланса.

Рассчитывается коэффициент восстановления его платежеспособности (К восст ), определяемый как соотношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к нормативному коэффициенту текущей ликвидности:

К восст = К т.л.расч. (20)
К т.л.норм

Этот показатель является условно-расчетным и показывает возможности предприятия восстановить свою платежеспособность в течение шести месяцев. Алгоритм его расчета приводится в нормативных документах и заключается в формуле №3.

Если значение коэффициента восстановления меньше 1, то предприятие в ближайшие шесть месяцев не в состоянии восстановить платежеспособность.

Если значение коэффициента восстановления больше 1, то для предприятия существует реальная возможность восстановить свою платежеспособность. В этом случае принятие решения о признании структуры баланса неудовлетворительной, а самого предприятия неплатежеспособным откладывается на срок до шести месяцев.

Если структура баланса является удовлетворительной, для проверки финансовой устойчивости предприятия может применяться коэффициент утраты платежеспособности (К утр ) на срок три месяца, который рассчитывается по формуле №4.

Если коэффициент утраты платежеспособности больше 1, то в ближайшие три месяца предприятие имеет реальную возможность сохранить свою платежеспособность, если меньше 1, то предприятию угрожает потеря платежеспособности.

По итогам проведенных расчетов может быть принято одно из следующих решений:

1) о признании структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным;

2) о реальной возможности предприятия-должника восстановить свою платежеспособность;

3) о реальной возможности утраты предприятием своей платежеспособности.

Некоторые предприятия оказываются неплатежеспособными по причине задолженности государства перед ними. Под задолженностью государства понимаются не исполненные в срок обязательства полномочного органа государственной власти или субъекта Российской Федерации по оплате заказа, размещенного на данном предприятии и являющегося для него обязательным к исполнению.

В этом случае оценка текущей ликвидности предприятия основывается на предположении о своевременном погашении государством задолженности предприятию и рассчитывается по следующей формуле:

К т.л = ТА – ГЗ , где (21)
ТО – ГЗ - Z

ТА — текущие активы;

ТО — текущие обязательства;

ГЗ — сумма государственной задолженности;

Z — сумма платежей по обслуживанию задолженности государства перед предприятием.

Сумма платежей по обслуживанию задолженности государства перед предприятием определяется по формуле:

Z = n , где (22)
p i * t i * S i / 100/360
i=1

p i - объем государственной задолженности по 1-му
неисполненному обязательству государства;

t i — период задолженности по i-му непогашенному обязательству;

S i — годовая учетная ставка Банка России;

n — количество обязательств государства перед предприятием.

Таким образом, платежеспособность предприятия определяется по скорректированному коэффициенту текущей ликвидности.

Неплатежеспособность предприятия будет зависеть от государственной
задолженности, если значение скорректированного коэффициента текущей
ликвидности не меньше 2.

Неплатежеспособность предприятия не признается зависящей 01 государственной задолженности, если значение скорректированного коэффициента текущей ликвидности меньше 2.

По мнению многих аналитиков, установление критерия коэффициента текущей ликвидности, равным 2, является существенно завышенным, так как не учитывает реальной экономической ситуации в России и отраслевых особенностей деятельности предприятия.

2-ой метод , позволяющий заблаговременно предотвратить ситуацию банкротства. Анализ финансовых потоков .

В процессе анализа рассматриваются четыре группы показателей:

1) поступление средств:

2) величина расходов;

3) сальдо поступлений и расходов;

4) наличие средств на счете.

При анализе финансовых потоков выделяют следующие признаки банкротства:

1. Если наличие средств на счете в каком-либо периоде является отрицательным (по прогнозу), это сигнализирует о возможном появлении долгов, что может привести к банкротству.

2. Нерациональное использование заемных средств. Если их размер равен или меньше суммы возвращенных заемных средств, то они фактически не используются в обороте предприятия для производственно-хозяйственной деятельности. При этом штата за кредит уменьшает размер собственных средств, что приводит к убыткам и банкротству,

3. Наличие отрицательного сальдо полученных и исходящих выплат.

Достоинством метода является простота и наглядность расчетов. Однако предприятию сложно запланировать с определенной точностью объемы и сроки предстоящих поступлений и выплат на длительную перспективу, особенно в случае непредвиденных отклонений от показателей финансовых планов и прогнозов.

3-ий метод . Он построен на системе критериев , по которым можно распознать признаки надвигающегося банкротства и принять решения, позволяющие его избежать.

В каждой стране существуют специально разработанные рекомендации, содержащие перечень таких показателей. Эти индикаторы можно разделить на две группы:

1 группа критериев - это показатели, свидетельствующие о реальных финансовых затруднениях, которые могут трансформироваться в банкротство предприятия в будущем, если не принять кардинальные меры. К ним относятся:

- увеличивающиеся потери и убытки в производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

- рост сверхнормативных и ненужных товарно-материальных ценностей и производственных запасов;

- значительный удельный вес физически и морально устаревшего производственного оборудования;

- рост просроченной кредиторской и дебиторской задолженности:

- постоянные нарушения договорных обязательств и платежной дисциплины;

- недостаток оборотных средств;

- хроническая нехватка финансовых ресурсов для обеспечения хозяйственной деятельности, уменьшение поступлений денежных средств от хозяйственных операций, что ведет к увеличению доли займов в структуре капитала предприятия;

- неправильная реинвестиционная политика;

- неблагоприятные изменения в портфеле заказов;

- затруднения в получении кредитов банка;

- падение рыночной стоимости ценных бумаг, выпускаемых предприятием.

2 группа критериев - это показатели, неудовлетворительные значения и динамика которых не всегда приводят к значительному ухудшению финансового состояния предприятия, а тем более к банкротству. Однако в случае их игнорирования или при неблагоприятных дта предприятия условиях угроза банкротства может стать реальной. Основными негативными показателями являются:

- неэффективные инвестиции;

- недостаточная диверсификация деятельности предприятия;

- нарушение ритмичности производственного процесса;

- недостаток научно-технических достижений в производстве, низкий уровень технической оснащенности;

- нестабильные доходы предприятия;

- авантюристическая финансовая политика руководства;

- уменьшение дивидендных выплат и др.

Достоинством этого метода является системный подход, простота и доступность для предприятий любых отраслей.

Одним из недостатков — субъективность, так как финансовый менеджер должен, основываясь на интуиции и знаниях, оценить сложившуюся ситуацию и принять соответствующее решение.

4-ый метод . Для оценки вероятности банкротства в зарубежной практике широко используются количественные методы, такие, как Z-модели , разработанные Альтманом в 1968г.

Модель Альтмана представляет дискриминантную линейную функцию с различным числом переменных. В зависимости от этого различают двух-. пятифакторные и семифакторные модели. Параметры дискриминантной функции рассчитываются путем статистической выборки по обанкротившимся или избежавшим банкротства предприятиям.

В качестве переменных используют финансовые коэффициенты, характеризующие деятельность предприятия.

Двухфакторная модель Альтмана представляет расчет количественного индикатора Z :

Z = -0,3877 – 1,0736 К 1 + 0,0579 * К2 , где (23)

К 1 — коэффициент текущей ликвидности:

К 2 — коэффициент концентрации заемных средств.

Чем выше значение Z , тем больше вероятность банкротства.

При Z =0 вероятность банкротства в течение ближайших двух лет гипотетически равна 50%.При Z < 0 вероятность наступления банкротства меньше 50%. При Z > 0 вероятность банкротства увеличивается и начинает превышать 50%.

Достоинством данной модели является простота, а недостатком — невысокая точность прогноза, так как здесь не учитывается влияние множества других важных факторов на финансовое состояние предприятия.

К сожалению, эта модель не подходит для российской практики, так как значения параметров данной функции рассчитаны на основе статистической отчетности зарубежных стран. Для адаптации этой модели необходимо провести пересчет указанных параметров на базе, статистики обанкротившихся предприятий в России.

С целью устранения недостатков двухфакторной модели Альтманом была разработана пятифакторная модель прогнозирования банкротства, которая в настоящее время широко применяется на практике и имеет следующий вид:

Z = 1,2K 1 + 1,4K 2 + 3,3K 3 + 0,6K 4 + 1K 5 , где (24)

K 1 - отношение собственных оборотных средств к сумме активов;

К 2 - отношение нераспределенной прибыли к сумме активов;

К 3 - отношение прибыли до уплаты налогов и процентов к сумме активов;

К 4 - отношение рыночной стоимости обыкновенных и привилегированных акций к балансовой оценке заемного капитала (долгосрочного и краткосрочного);

К 5 - отношение выручки от реализации к сумме активов.

Согласно этой модели, чем больше значение Z . тем меньше вероятность банкротства. Если Z < 1.8. вероятность банкротства очень высока. При значениях Z в интервале от 1.81 до 2.7 — вероятность высокая, от 2.8 до 2.9 — возможная, при Z ≥ 3 — маловероятная.

Главным достоинством этой модели является высокая точность прогноза: она достигает 95% на период до одного года и 83% — на период до двух лет.

Основной недостаток модели заключается в том, что ее можно применять главным образом для крупных компаний, котирующих свои акции на бирже. В России, например, рассчитать показатель К 4 вообще не представляется возможным.

Некоторые экономисты считают, что можно заменить рыночную стоимость акционерного капитала стоимостью уставного и добавочного капиталов.

В 1977 г. Альтман разработал семифакторную модель прогнозирования банкротства, которая позволяет предвидеть банкротство на период до 5 лет с точностью до 70%. В качестве переменных величин она включает следующие показатели:

- рентабельность активов;

- динамику прибыли;

- коэффициент покрытия процентов по кредитам;

- кумулятивную прибыльность;

- коэффициент покрытия (текущей ликвидности);

- коэффициент автономии;

- совокупные активы.

Однако применение этой модели затруднено из-за сложности получения информации внешними пользователями.

Просчитав с достаточной точностью финансовый кризис предприятия, необходимо предпринять корректирующие действия и предотвратить банкротство.

Существует много способов снижения угрозы кризисной ситуации . Их можно объединить в две группы: финансовые и производственные.

К финансовым можно отнести следующие мероприятия:

- отказ от убыточных производств;

- снижение дивидендных выплат;

- снижение расходов, особенно непроизводительных;

- продажа части основных фондов с целью снижения кредиторской задолженности;

- увеличение' уставного капитала путем дополнительной эмиссии акций;

- получение долгосрочной ссуды;

- получение государственной финансовой поддержки на безвозмездной или возвратной основе.

Производственные факторы, снижающие вероятность банкротства, включают:

- расширение маркетинговой работы:

- повышение эффективности использования всех ресурсов предприятия:

- диверсификацию производства:

- совершенствование технической базы;

- привлечение антикризисного управляющего.

2.1 Организационно – правовая характеристика

Открытое акционерное общество "Аэрофлот - российские международные авиалинии" создано согласно постановлениям правительства от 28 июля 1992 года "О мерах по организации международных воздушных сообщений Российской Федерации" № 527, от 1 апреля 1993 года "Об акционерном обществе "Аэрофлот - российские международные авиалинии" № 267 и от 12 апреля 1994 года "Об утверждении устава акционерного общества "Аэрофлот - российские международные авиалинии" № 314.

Общество является правопреемником реорганизованных предприятий: Производственно-коммерческого объединения "Аэрофлот - советские авиалинии", управления международных воздушных сообщений гражданской авиации, Международного коммерческого управления гражданской авиации, Шереметьевского авиационно-технического предприятия, Центра международных расчетов гражданской авиации, Межрегионального агентства международных авиауслуг "Россия" в пределах, определенных при реорганизации, в том числе по правам и обязательствам, предусмотренным действующими межправительственными соглашениями о воздушном сообщении с зарубежными странами, заключенными Российской Федерацией и бывшим СССР, а также договорами и соглашениями "Аэрофлота" с иностранными авиакомпаниями, фирмами и организациями в области гражданской авиации. Учредитель ОАО "Аэрофлот" - Правительство Российской Федерации.

Полное фирменное наименование.

Открытоеакционерное общество "Аэрофлот - российские авиалинии"

Joint Stock Company «Aeroflot – Russian Airlines»

Сокращенное наименование.

ОАО "Аэрофлот", JSC "Aeroflot"

Место нахождения: Российская Федерация
Почтовый адрес: 125167, Москва, Ленинградский проспект, д.37, корпус 9

Номера контактных телефонов : тел.: (095)258-06-84;

факс: (095)258-06-84

Адрес электронной почты : ELEZHNINA@AEROFLOT.RU

Адрес страницы (страниц) в сети "Интернет": WWW.SKRIN.RU; WWW.AEROFLOT.RU

Миссия компании

Миссия Аэрофлота заключается в наиболее полном и безопасном обеспечении одной из фундаментальных свобод человека – свободы передвижения.

Стратегические цели

Наша главная стратегическая цель – построить компанию международного класса, основываясь на лучших традициях гражданской авиации России. Для достижения этой цели Аэрофлот стремится:

- Укреплять свое лидирующее положение в гражданской авиации России

- Обеспечить доставку пассажиров в большинство крупных городов мира, создавая удобную для пассажиров и экономически оправданную собственную сеть маршрутов и сотрудничая с авиакомпаниями-партнерами

- Предоставлять пассажирам стабильное качество сервиса на уровне или выше уровня конкурентов

- Достичь уровня производственных и экономических показателей авиакомпаний, входящих в Ассоциацию Европейских Авиакомпаний

- Создать эффективную систему отношений внутри компании

Основные виды деятельности

Основными видами деятельности компании являются:

· Авиационные перевозки по международным и внутренним авиалиниям на регулярной и чартерной основе в соответствии с действующими международными договорами и лицензиями на эксплуатацию авиалиний, выдаваемыми в установленном порядке;

· Обслуживание пассажиров, предоставление им различного рода услуг;

· Обслуживание грузов отправителей и получателей;

· Техническое обслуживание и ремонт воздушных судов;

· Продажа пассажирских и грузовых перевозочных документов;

· Издание, оформление и продажа пассажирских и грузовых перевозочных документов

Основные направления развития

1. Позиции на рынке

Аэрофлот намерен укреплять свое лидирующее положение в гражданской авиации России, прежде всего, за счет расширения присутствия на внутреннем рынке и рынке перевозок между Россией и странами СНГ. Это предполагает как увеличение частот на имеющихся маршрутах, так и выход на новые направления. Стратегическая цель – увеличение доли на внутреннем рынке не менее чем до 20%.

На рынке международных пассажирских перевозок развитие компании связано со вступлением в один из международных альянсов авиаперевозчиков, привлечением транзитных потоков пассажиров, следующих из российских регионов за рубеж, а также из Азии в Европу или Америку и обратно, увеличением доли Аэрофлота в перевозке пассажиров высоких классов по сравнению с иностранными конкурентами.

2. Сеть маршрутов

Аэрофлот строит свою сеть маршрутов с ориентацией на бизнес-пассажиров. Это предполагает прямые маршруты, высокую частоту рейсов (не менее 5-7 раз в неделю на маршрут), удобное для бизнесменов расписание.

Основные принципы развития сети маршрутов - концентрация на наиболее доходных сегментах рынка, повышение стыкуемости сети, расширение сотрудничества с российскими и иностранными авиакомпаниями (код-шеринг, интерлайн) для увеличения количества направлений и частот, предлагаемых пассажирам.

3. Парк воздушных судов

Стратегия Аэрофлота в области развития флота предусматривает оптимизацию типо-размерного ряда в соответствии с сетью маршрутов, сокращение количества типов используемых семейств пассажирских самолетов с 10 до 4 с целью сокращения расходов, переход на современные топливо-эффективные и более комфортабельные типы воздушных судов.

В рамках этой стратегии Аэрофлот осуществляет реструктуризацию парка воздушных судов иностранного производства: самолеты Б737, А310 и Б777 меняются на самолеты семейства А320 и Б767. После завершения проекта парк иностранных самолетов Аэрофлота будет состоять из 18 самолетов семейства А320 и 9 самолетов Б767.

Провозные емкости, необходимые Аэрофлоту для удовлетворения растущего спроса на авиаперевозки, будут обеспечены путем поддержания высокого уровня исправности существующего парка, приобретения новых самолетов и развития партнерских отношений с другими авиакомпаниями.

За последние 2 года компания значительно повысила исправность своего парка. Все имеющиеся самолеты поставлены на крыло. Задача – поддержание исправности на уровне не менее 80% по российским воздушным судам и не менее 90% по иностранным воздушным судам.

За два последних года в парк авиакомпании поступят дополнительно 6 дальнемагистральных самолета Ил-96. Аэрофлот также планирует наращивать парк ближнемагистральных судов, ориентируясь, в первую очередь, на перспективные отечественные разработки – Ан-148, Ту-334, RRJ.

4. Аэропорт

Необходимым условием сохранения и усиления рыночных позиций Аэрофлота является создание в аэропорту "Шереметьево" хабового узла международного уровня, обеспечивающего возможность формирования «стыковочных» волн, удобные пересадки и высокое качество обслуживания пассажиров. Аэрофлот ставит перед собой задачу обеспечить ввод в строй нового терминала Шереметьево-3 к 2007 г.

5. Продукт

Наиболее приоритетной задачей Аэрофлот считает обеспечение безопасности и надежности авиакомпании на уровне международных стандартов. Компания намерена предпринимать все усилия для поддержания рейтинга безопасности на самом высоком уровне в отрасли, достижения показателей ведущих мировых авиакомпаний по пунктуальности, регулярности выполнения рейсов, сохранности багажа.

В ближайшие 2-3 года Аэрофлот намерен коренным образом повысить качество обслуживания пассажиров. Планирует перейти на двухклассную компоновку воздушных судов с улучшенным бизнес классом. Новая концепция сервиса, опробованная на ряде пилотных направлений, будет распространена на все рейсы. Предполагается провести специальные тренинги бортпроводников и другого персонала, контактирующего с клиентами, внести значительные изменения в меню, расширить ассортимент развлекательных программ на борту.

Стратегическую важность имеет развитие брэнда компании. Программа ребрэндинга, разработанная в 2002 году, призвана визуально закрепить положительные перемены, происходящие в компании, придать внешнему облику Аэрофлота новые, более современные и привлекательные черты. Новый имидж компании будет базироваться на ключевых ценностях, таких как внимание к людям, надежность и российский характер Аэрофлота.

Компания планирует развивать программу поощрения постоянных клиентов «Аэрофлот-Бонус», интегрируя ее с аналогичными программами других авиаперевозчиков, а также компаний, работающих в банковском, гостиничном и туристическом бизнесах.

6. Грузовые перевозки

Стратегия развития грузового бизнеса предусматривает расширение регулярных перевозок на грузовых самолетах между Азией и Европой. Активизацию деятельности на российском рынке с ориентацией на перевозку импортных и экспортных грузов на пассажирских воздушных судах. Развитие комплексных услуг по доставке грузов «от двери до двери» за счет расширения партнерства с экспедиторами, а также увеличивать перевозки экспресс-грузов.

Аэрофлот полностью отказался от использования устаревших самолетов Ил-76. Для увеличения объемов перевозок компания постепенно замент самолеты ДС-10 на самолеты большей вместимости с последующим расширением парка грузовых воздушных судов до 6 единиц.

7. Повышение экономической эффективности

Стратегическая цель Аэрофлота в области экономической эффективности – увеличение доходной ставки пассажирских перевозок и доведение ее до среднего уровня Ассоциации европейских авиаперевозчиков за счет оптимизации сети маршрутов, привлечения высокодоходных пассажиров и повышения качества продукта. Аэрофлот также намерен увеличивать доходы от прочих видов деятельности, расширяя спектор услуг другим авиакомпаниям, в частности, по обучению авиационного персонала, техническому и наземному обслуживанию воздушных судов.

Основными рычагами снижения затрат являются оптимизация парка воздушных судов – использование топливо-эффективных самолетов и минимизация количества типов эксплуатируемых судов, повышение производительности труда до среднего уровня Ассоциации европейских авиаперевозчиков, внедрение эффективных механизмов контроля затрат и системы мотивации персонала, направленной на оптимизацию операционной деятельности и экономию расходов.

8. Развитие персонала

Персонал – ключевой актив компании. Главные задачи Аэрофлота в области управления персоналом - предоставление сотрудникам привлекательных возможностей профессионального развития и конкурентоспособной оплаты труда, обеспечение социальной защиты сотрудников, привлечение в компанию наиболее квалифицированных сотрудников с потенциалом профессионального роста. Не менее важным является выстраивание системы показателей эффективности, позволяющей измерить вклад каждого подразделения и отдельных сотрудников в достижение стратегических целей компании и увязывание системы оплаты труда с реализацией стратегии.

Пассажирские перевозки

Аэрофлот располагает крупнейшим в Восточной Европе Центром управления полетами (ЦУП). Весь процесс управления полетами воздушных судов автоматизирован в масштабе реального времени, что позволяет обеспечивать высокую безопасность полетов (99,95%) и соответствовать уровню наиболее надежных авиакомпаний мира.

Как единственный в России сетевой авиаперевозчик Аэрофлот предлагает своим пассажирам уникальные возможности по транзиту в Европу, Америку, Азию и Африку через Москву.

В летний период 2006 года Аэрофлот будет выполнять полеты в 87 городов 47 стран мира, в том числе в 36 пунктов в Европе, 5 - в США, Канаде и Кубе, 2 - в Африке, 4 - на Ближнем и Среднем Востоке, 10 - в Азии, 8 – в странах СНГ и 24 – в России. Открываются новые зарубежные рейсы в Карловы Вары и Братиславу. С лета Аэрофлот планирует начать полеты в Красноярск и Южно-Сахалинск. Эксплуатация маршрутов Москва - Мурманск, Москва - Нижний Новогород и Москва - Челябинск передана дочерним авиакомпаниям.

Полеты в 31 зарубежный пункт будут выполняться в соответствии с код-шеринговыми соглашениями с 24 иностранными авиакомпаниями – партнерами Аэрофлота как рейсы совместной эксплуатации. На ряде направлений в России и за рубеж полеты будут выполняться на самолетах дочерних компаний – «Аэрофлот – Дон» и «Аэрофлот – Норд». На авиалинии Москва - Хабаровск - Москва будет действовать соглашение о совместной эксплуатации рейса с авиакомпанией «Дальавиа».

Дальнейшее развитие в летнем сезоне получит социальный проект Аэрофлота «Калининград - Шаттл». В целях максимального удовлетворения спроса на пассажирские перевозки в период летних отпусков планируется выполнение 4 ежедневных рейсов.

Летнее расписание будет обеспечиваться 75 воздушными судами Аэрофлота при наличии резерва.

Вступление Аэрофлота в 2006 году в международный альянс «Скай Тим» позволит пассажирам уже во время действия нового летнего расписания воспользоваться разветвленной сетью маршрутов и удобными стыковками авиакомпаний-партнеров. Согласно опросу читателей влиятельного журнала «Global Traveler», в 2005 году глобальный альянс «Скай Тим» признан «Лучшим авиационным альянсом».

Добро пожаловать c нами в полет!

Самолетный парк

Парк Аэрофлота состоит из 88 самолетов. Базируется в Москве, аэропорт Шереметьево. Авиакомпания планирует к 2007 году построить собственный терминал "Шереметьево-3".

По летнему расписанию пассажирских перевозок авиакомпания выполняет 302 рейса в день, в расписании грузовых перевозок на регулярной основе задействованы четыре грузовых самолета DC-10-40F.

Флот авиакомпании постоянно обновляется и пополняется новой отечественной и зарубежной техникой, которая соответствует уровню международных стандартов.

На семи самолетах Б767, выполняющих дальнемагистральные рейсы, установлены раскладывающиеся кресла-коконы, которые обеспечивают пассажирам бизнес класса более комфортный перелет. Еще два самолета Б767 будут дооборудованы такими креслами в ближайшее время.

2.2 Финансово – экономическая характеристика

Таблица 1. Основные финансово – экономические показатели деятельности предприятия за 3 года

Показатели 2003г. 2004г. 2005г. Абсолютное отклонение 2005г. от 2003г. Темп роста 2005г. к 2003г.%
(+, -)
1 Выручка от реализации продукции (работ, услуг), тыс. руб. 48527418 56377181 62849278 14321860 129,5%
2 Себестоимость реализованных товаров, тыс. руб. -39783011 -46495617 -53737902 -13954891 135,1%
3 Валовая прибыль, тыс. руб. 8744407 9881564 9111376 366969 104,2%
4 Коммерческие и управленческие расходы, тыс. руб. -5442477 -5567529 -5820554 -378077 106,9%
5 Прибыль от продаж, тыс. руб. 3301930 4314035 3290822 -11108 99,7%
6 Сальдо прочих доходов и расходов, тыс. руб. 2033326 3951729 5 074 363 3041037 249,6%
7 Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 5496787 8266483 8365934 2869147 152,2%
8 Налог на прибыль и иные обязательные платежи, тыс. руб. -1478729 -1977379 -1667588 -188859 112,8%
9 Чистая прибыль, тыс. руб. 3978006 6330143 6032405 2054399 151,6%
10 Стоимость имущества, тыс. руб., в том числе: 20354861 24295701 32755262

12400401

160,9%
- внеоборотного 6945363 7387075 7 642 846 697483 110,0%
- оборотного 13409498 16908626 25 112 416 11702918 187,3%
11 Стоимость источников имущества, тыс. руб., в том числе:
- собственных 11147965 16331005 20734437 9586472 186,0%
- заемных 9206896 7964696 12020825 2813929 130,6%
12 Численность персонала, чел. 14715 14737 14871 156 101,1%
13 Производительность труда, р. 3298 3826 4226 928 128,1%
14 Затраты на 1р. выручки, р. -8,9 -10,1 -10,8 -1,9 121,1%
15 Рентабельность продаж, % 6,8 7,7 5,2 -1,6 77,0%
16 Рентабельность активов, % 19,5 26,1 18,4 -1,1 94,2%

Таблица 2 . Исходные данные для расчета и основные финансовые коэффициенты предприятия

Показатели 2003г. 2004г. 2005г. Абсолютное изменение 2005-2003 гг.
Исходные данные для расчета:
1. Сумма активов предприятия 20354861 24295701 32755262 12400401
2. Прибыль до налогообложения 5496787 8266483 8365934 2869147
3. Собственные средства 11147965 16331005 20734437 9586472
4. Заемные средства 9206896 7964696 12020825 2813929
5. Оборотные средства 13409498 16908626 25112416 11702918
6. Чистая прибыль 3978006 6330143 6032405 2054399
7. Выручка от реализации 48527418 56377181 62849278 14321860
8. Прибыль от продаж 3301930 4314035 3290822 -11108
9. Денежные средства 1401250 1435166 1647535 246285
10. Краткосрочные фин. вложения 7222 302120 1539207 1531985
11. Дебиторская задолженность 9028147 11771184 18479142 9450995
12. Краткосрочные обязательства 9166844 7501565 9254008 87164
Расчетные коэффициенты:
1. Коэффициент рентабельности активов 0,20 0,26 0,18 -0,02
2. Коэффициент рентабельности собственных средств 0,36 0,39 0,29 -0,07
3. Коэффициент рентабельности продукции 0,08 0,11 0,10 0,02
4. Коэффициент соотношения собственных и заемных средств (финансирования) 1,21 2,05 1,72 0,51
5. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств 3,62 3,33 2,50 -1,12
6. Коэффициент абсолютной ликвидности (срочности) 0,15 0,23 0,34 0,19
7. Коэффициент промежуточной (быстрой) ликвидности 1,14 1,80 2,34 1,21
8. Коэффициент текущей ликвидности (покрытия) 1,46 2,25 2,71 1,25
9. Коэффициент автономии 0,55 0,67 0,63 0,08

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств показывает, сколько денежных средств реализованной продукции принесла каждая единица активов. Из этого следует, что за три года отмечена тенденция снижения оборачиваемости оборотных активов.

Таблица расчетов

Наименование показателя Порядок расчета
1 Выручка, тыс.руб. Общая сумма выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг
2 Валовая прибыль, тыс. руб. Выручка (выручка от продаж) - себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (кроме коммерческих и управленческих расходов)
3 Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), тыс. руб. Прибыль (убыток) от обычной деятельности + чрезвычайные доходы - чрезвычайные расходы
4 Производительность труда, тыс. руб./ чел. Выручка (выручка от продаж) / среднесписочная численность сотрудников (работников)
5 Затраты на 1 руб. выручки, р. Выручка(выручка от продаж)/Коммерческие и управленческие расходы

3.1 Анализ показателей ликвидности и платежеспособности

Согласно изложенной методике, данной курсовой работы, проведем анализ финансового состояния ОАО «Аэрофлот» с целью оценки удовлетворительности структуры баланса, возможности отнесения предприятия к категории банкротов, а также возможности восстановления платежеспособности за определенный период. Анализ будем проводить на основании «Бухгалтерского баланса» за 2003, 2004 и 2005 гг. и «Отчета о прибылях и убытках» за те же годы.

Анализ платежеспособности.

Платежеспособность предприятия выступает в качестве внешнего проявления финансовой устойчивости, сущностью которой является обеспеченность оборотных активов долгосрочными источниками формирования.

«Методическими положениями по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса» в качестве критерия установлены три коэффициента: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами и коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.

Коэффициент текущей ликвидности соответствует коэффициенту покрытия, рассчитанному в табл.3. В качестве величины собственных оборотных средств будем использовать показатель наличия собственных оборотных средств (стр.5 табл. 2).

Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости.

Таблица 3.

Показатели Нормальные ограничения 2003 2004 2005 Изменения
1 2 3 4 5 6 7
- Коэффициент текущей ликвидности ≥2 1,46 2,25 2,72 1,26
- Коэффициент обеспеченности собственными активами >0,1 0,31 0,53 0,52 0,21

Если К об > 0,1 и К лик > 2, то структура баланса считается положитель­ной, однако в отличие от 2004 и 2005 гг. в 2003 г. структура баланса была отрицательной. Если структура баланса отрицательна, но существует тенден­ция повышения К об и К лик , то рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности К в.п .

К в.п = 2,25 + 6/12(2,25-1,46) = 1,32
2

Это значит, что предприятие способно восстановить свою платежеспособность в течение полугода, что и наблюдается в период 2003-2004 гг.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами составил на конец 2004 и 2005 годов 0,53 и 0,52 соответственно, что лучше установленного нормативного значения (0,1) и говорит о положительной структуре баланса.

Т.к. структура баланса положительна, т.е. К лик > 2 и К об >0,1 , однако с течением времени их значения понижаются, то рассчитывается коэффициент утраты платежеспособности (К ут.п )за 3 месяца.

К ут.п = 2,72 + 3/12(2,72-2,25) = 1,42
2

Из этого следует, что организация имеет возможность сохранения платежеспособности в течение 3 месяцев.

Анализ финансовой устойчивости и текущей платежеспособности.

Степень близости к потере платежеспособности и дальнейшему банкротству хорошо отражает коэффициент автономии (К авт ), который согласно расчетам в табл.2 на протяжении 3 лет был более 0,5 и отражал положительную инвестиционную привлекательность предприятия.

Коэффициент маневренности К м отражает мобильность собственных средств. В качестве величины собственных оборотных средств будем использовать показатель наличия собственных оборотных средств (стр.5 табл. 2), а собственные средства отражены в табл.2 стр.3.

Чем он выше, тем выше и финансовая устойчивость, а значит в 2003-2005 гг. ОАО «Аэрофлот» имело высокую финансовую устойчивость.

К м2003 = 13409498 = 1,20
11147965
К м2004 = 16908626 = 1,03
16331005
К м2005 = 25112416 = 1,21
20734437

Оба коэффициента К авт и К м отразили, что предприятие является платежеспособным в долгосрочном периоде.

Коэффициент финансовой устойчивости.

К ф.уст2003 = 40052 = 0,002
20354861
К ф.уст2004 = 463131 = 0,019
24295701
К ф.уст2005 = 2766817 = 0,084
32755262

Данный коэффициент характеризует финансовую устойчивость пассивов в долгосрочном периоде (значение К ф.уст не должно превышать 1). Несмотря на то, что за все три года коэффициент находился в границах нормы, заметна тенденция его увеличения. Дальнейшее увеличение долгосрочных займов может привести к неустойчивому финансовому положению предприятия.

Коэффициент финансирования.

К фин2003 = 11147965 = 1,21
9206896
К фин2004 = 16331005 = 2,05
7964696
К фин2005 = 20734437 = 1,72
12020825

К фин показывает, какая часть деятельности предприятия финансируется за счет собственных средств. Значение этого коэффициента более 1, что является хорошим признаком того, что финансирование предприятия осуществляется большей частью из собственных источников.

Коэффициент абсолютной ликвидности (коэффициент сроч­ности).

К аб.лик2003 = 1401250+7222 = 0,15
9166844
К аб.лик2004 = 1435466+302120 = 0,23
7501565
К аб.лик2005 = 1647535+1539207 = 0,34
9254008

К аб.лик показывает, какая часть текущей задолженности может быть погашена на текущую дату. Значения данного коэффициента находятся в пределах нормы (0,2-0,4).

Коэффициент покрытия инвестиций К п.ин.

К п.ин.2003 = 11147965 +40052 = 0,55
20354861
К п.ин.2004 = 16331005 +463131 = 0,69
24295701
К п.ин.2005 = 20734437 +2766817 = 0,72
32755262

Рассматриваемый коэффициент ниже рекомендуемого значения (0,75-0,90), однако есть динамика повышения.

Коэффициент покрытия текущих активов К п.т.ак рассчитывается как

К п.т.ак.2003 = 13409498 = 6,9
1934872
К п.т.ак.2004 = 16908626 = 6,1
2774188
К п.т.ак.2005 = 25112416 = 8,5
2939607

К п.т.ак должен превышать 0,1, желательно, чтобы он еще и был выше 0,5. Как видно из расчетов этот показатель значительно выше рекомендуемого значения.

Важнейшее значение для анализа предприятий, находящихся на стадии спада, кроме показателей платежеспособности и лик­видности, являются показатели рентабельности.

Анализ рентабельности и деловой активности

По­казатели рентабельности делятся на показатели рентабельности по продажам и по капиталу.

Рентабельность активов согласно расчетам в таблице №1 составляет в 2003,2004 и 2005 гг. 19,5, 26,1 и 18,4 соответственно. Этот показатель отражает количество денежных единиц, которые потребовались предприятию для получения одной денежной единицы прибыли. Т.к. данный показатель за все три года был более 1, то деятельность предприятия является рентабельной.

Рентабельность собственных средств (финансовая рентабель­ность) R c.с рассчитаем по формуле №14:

R с.с.2003 = 3978006 = 0,36
11147965
R с.с.2004 6330143 = 0,39
16331005
R с.с.2005 6032405 = 0,29
20734437

Общая рентабельность авансированных фондов R общ рассчитывается по формуле №15:

R общ 48527418 = 8,01
3433666 + 2626106
R общ 56377181 = 8,37
373 614 + 2998698
R общ = 62849278 = 9,14
3936956 + 2939607

При этом должны выполняться условия: R ак <q ; R c.с <q ; R общ <q.

Рентабельность продаж представлен в таблице №2 (расчет производился по формуле №16). Данный коэффициент отражает, что в 2003, 2004 и 2005 гг. каждая денежная единица реализованной продукции принесла 0,08, 0,11 и 0,10 соответственно.

Коэффициент оборачиваемости активов К об.ак рассчитывается по формуле №19:

К об.ак2003 = 48527418 = 2,38
20354861
К об.ак2004 = 56377181 = 2,32
24295701
К об.ак2005 = 62849278 = 1,92
32755262

Данный показатель дает информацию о ско­рости формирования денежных потоков и степени использования ресурсов в течение трех лет.

3.2 Анализ финансовых потоков

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  781  782  783   ..

 

Исходные данные

для расчета денежного потока косвенным методом за 2003 год

Статьи Сумма на начало периода Сумма на конец периода Отклонение (тыс.руб.)
Актив
I. Внеоборотные активы
Нематериальные активы 69026 61565 -7461
Основные средства 3475841 3433666 -42175
Незавершенное строительство 860361 1128691 268330
Отложенные налоговые активы 0 0 0
II. Оборотные активы
Запасы 1939417 2626106 686689
НДС 394106 346773 -47333
Дебиторская задолженность 9524157 9028147 -496010
КФВ 11123 7222 -3901
Прочие ОА 0 0 0
Пассив
III. Капиталы и резервы
Уставный капитал 1110616 1110616 0
Добавочный капитал 3922433 3704937 -217496
IV.Долгосрочные обязательства