Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 17

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  735  736  737   ..

 

 

Бюджетирование 7

Бюджетирование 7

рГосударственное образовательное учреждение

Таблица 1

Общая классификация бюджетов

Классификационный признак Вид бюджета
По сферам деятельности
предприятия
Бюджет по операционной деятельности
Бюджет по инвестиционной деятельности
Бюджет по финансовой деятельности
По видам затрат Бюджет текущих затрат
Бюджет капитальных затрат
По широте номенклатуры
затрат
Функциональный бюджет
Комплексный бюджет
По методам разработки Фиксированный бюджет
Гибкий бюджет
По длительности
планируемого периода
Ежедневный, понедельный, месячный,
квартальный, годовой бюджет
По периоду составления Оперативный бюджет
Текущий бюджет
Перспективный бюджет
По непрерывности планирования Самостоятельный бюджет
Непрерывный (скользящий) бюджет
По степени содержания информации Укрупненный бюджет
Детализированный бюджет

В бюджете по операционной деятельности в рамках соответствующего временного периода детализируется содержание показателей, отражаемых в текущем плане доходов и расходов по операционной деятельности.

Бюджет по инвестиционной деятельности направлен на соответствующую детализацию показателей текущего плана доходов и расходов по этой деятельности.

Бюджет по финансовой деятельности призван соответствующим образом детализировать показатели текущего плана поступления и расходования денежных средств.

Бюджет текущих затрат состоит из двух разделов: текущие расходы, представляющие собой издержки производства (обращения) по рассматриваемому виду операционной деятельности, и доходы от текущей хозяйственной деятельности, сформированные в основном за счет реализации продукции (товаров, услуг).

Бюджет капитальных затрат представляет собой форму доведения до конкретных исполнителей результатов текущего плана капитальных вложений, разрабатываемого на основе нового строительства, реконструкции и модернизации основных фондов, приобретения оборудования и нематериальных активов и т.д.

Функциональный бюджет разрабатывается по одной (или двум) статье затрат, например бюджет оплаты труда персонала, комплексный - по широкой номенклатуре затрат, например бюджет производственного участка, бюджет административно-управленческих расходов и т.п.

Гибкий бюджет является, скорее, динамичным, чем статичным. Он разрабатывается с учетом изменений, которые будут внесены в него при колебаниях выпуска, объемов реализации и других параметров деятельности, влияющих на уровень доходов и расходов проекта.

Фиксированный (статичный) бюджет должен оставаться без изменений независимо от объемов выпуска и другого достигнутого уровня деятельности, т.е. это бюджет, основанный только на одном уровне активности (для одного объема производства или продаж). Он подходит для предприятий, уровень производства (реализации) которых предсказуем и достаточно стабилен или, наоборот, у которых изменение уровня деятельности в производстве не приводит к изменениям затрат или годового дохода.

Оперативный бюджет прямо связан с достижением целей проета, например план производства, план материально-технического снабжения.

Текущий бюджет является краткосрочным и направлен на планирование текущих целей проекта.

Перспективный бюджет - это бюджет генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры предприятия.

Самостоятельный бюджет не зависит от других бюджетов.

Непрерывный (скользящий) бюджет - по мере того, как заканчивается месяц или квартал, к бюджету добавляется новый.

В укрупненном бюджете основные статьи доходов и расходов указываются укрупненно.

В детализированном бюджете все статьи доходов и расходов расписываются полностью по всем составляющим.

Виды бюджетов и их структура.

Все основные бюджеты взаимосвязаны друг с другом и имеют ряд так называемых корреспондирующих статей. Это проявляется прежде всего в форматах БДиР и БДДС, имеющих ряд одинаковых статей, в которых отражаются текущие затраты и их финансирование. Но различия между БДиР и БДДС неизбежны, поскольку первый документ имеет сугубо абстрактный характер и предназначен для планирова­ния, а также распределения затрат с последующим выяснением финансовой эффективности (прибыльнос­ти) проекта, а второй – отражает фактическое движение денег в биз­несе вне какой бы то ни было связи с эффективностью их исполь­зования. Одно из назначений расчетного баланса в этой связи заклю­чается в том, что он фиксирует расхождения, возникающие между корреспондирующими статьями БДиР и БДДС.

Операционные и вспомогательные бюджетыпрежде всего необходимы для более точного составления основных бюджетов, определения наиболее важных пропорций, ограничений и допущений, которые сле­дует учитывать при составлении основных бюджетов. Если набор основных бюджетов является обязательным, то состав операционных и вспомогательных бюджетов может определяться руководителями предприятия или проекта, прежде всего исходя из характера стоящих перед организацией целей и задач, а также уровня квалификации работников финансовых и планово-экономических служб, степени методической, организаци­онной и технической готовности предприятия или компании.

Дополнительные (специальные) и вспомогательные бюджеты необходимы для более точного определения целевых показателей и нормативов финансового планирования, более точного учета особенностей отраслевого или мест­ного (регионального) налогообложения. Дополнительные (специальные) бюджеты могут быть составлены только после того, как составлены все три основных бюджета. Бессмыслен­но распределять прибыль или планировать налоги, если величина прибыли не известна. В этом случае невозможно определить и налоговые выплаты. Набор специальных бюджетов, как и операционных, может определяться самостоятельно руководителями предприятия или компании в зависимости от специфики хозяйственной деятельности.

Бюджетирование как управленческая технология включает три составные части:

1. технологию бюджетирования, включающую виды и форму бюджетов, целевые показатели (систему финансово-экономических показателей, на основе которых строятся бюджеты), порядок кон­солидации бюджетов в сводный бюджет организации;

2. организацию процесса бюджетирования,предусматривающую формирование финансовой структуры организа­ции (определяются центры финансовой ответственности — объ­екты бюджетирования), бюджетного регламента, этапов бюджет­ного процесса, графика документооборота, системы внутренних нормативных документов (положений, должностных инструкций и пр.);

3. использование информационных технологий, позволяющих не только разработать различные сценарии будущего финансового состояния организации (или отдельного бизнеса), но иосуществлять оперативный сбор, обработку и консолидацию фактических данных, необходимых для бюджетного контроля. Применение информационных технологий в области бюджетиро­вания возможно лишь при наличии сплошного управленческого учета.

Система бюджетированияпредставляет собой совокупность таких элементов, как структура бюджетов, процедура формирова­ния, согласования и утверждения бюджетов и контроль за их фак­тическим исполнением, нормативная база (нормы, нормативы, лимиты), типовые процедуры и механизмы принятия управленче­ских решений. В общем случае можно выделить пять этапов по­становки системы бюджетирования в организации.

Цель первого этапа (формирование финансовой структу­ры) — разработать модель структуры, позволяющей установить от­ветственность за исполнение бюджетов и контролировать источни­ки возникновения доходов и расходов.

На втором этапе (создание структуры бюджетов)определяется общая схема формирования сводного бюджета орга­низации.

В результате проведения третьего этапа формируется учетно-финансовая политика организации,т.е. правила ве­дения и консолидации бухгалтерского, производственного и опера­тивного учета в соответствии с ограничениями, принятыми при со­ставлении и контроле (мониторинге) выполнения бюджетов.

Цель четвертого этапа — разработка регламента планирования, определяющего процедуры планирования, мониторинга и анализа причин невыполнения бюджетов, а также текущей корректировки бюджетов.

Пятый этап (внедрение системы бюджетирования)включает ра­боты по составлению операционного и финансового бюджетов на планируемый период, проведению сценарного анализа, корректи­ровке системы бюджетирования по результатам анализа ее соответ­ствия потребностям организации.

Цели использования бюджетирования.

- Определение потребности в капитале - собственный капитал и задолженность. Если возникнет необходимость в дополнительном финансировании, то чем раньше это станет известно, тем скорее можно провести переговоры с финансистами, чтобы определить лучший вариант привлечения средств. Для любых активов в организации необходимы соответствующие источники. При этом необходимо знать, сколько понадобится средств, на какое время и в каком объеме будет образована прибыль.

- Управление ожиданиями инвесторов. Главное ожидание инвесторов заключается в том, чтобы инвестированные ими деньги управлялись профессионально и эффективно. Руководство должно использовать инструменты, необходимые для эффективного управления хозяйственной деятельностью, позволяющей обеспечить выручку и ликвидность и сохранить доверие инвесторов.

- Подготовка отчетности для внешних сторон. В частном секторе бюджеты обычно не раскрываются, так как содержат информацию, представляющую интерес для конкурентов. Наиболее публикуемые бюджеты - это бюджеты государственного сектора, а также тех компаний, которые стремятся привлечь капитал, т.е. убедить потенциальных инвесторов вкладывать свои средства. В обоих случаях цель раскрытия бюджетов - поделиться планами организаций с общественностью в обмен на ее поддержку.

- Информирование. Решение о том, чем будет заниматься компания в будущем, даже если она продолжит свою деятельность без изменений, должно быть надлежащим образом оформлено и доведено до сведения заинтересованных лиц, в частности персонала. Процесс планирования предполагает глубокое изучение возможностей и проблем, которые могут возникнуть у компании.

- Контроль. На основании бюджетов формируется система базовых показателей, по которым оцениваются результаты деятельности. Признание и определение количественных параметров незапланированных отклонений позволяют руководству предпринять адекватные действия по корректировке. У менеджеров есть утвержденный высшим руководством план, на который они и опираются в своей деятельности. В нем определяются конкретные показатели ожидаемой от них выручки и устанавливаются ограничения по допустимым расходам.

- Совершенствование. Большинство сотрудников желает повысить свой доход без перемены места работы, а для этого компания должна наращивать прибыль либо путем увеличения выручки, либо с помощью сокращения затрат, либо с использованием и того, и другого. С целью достижения этого необходимо осуществлять изменения и продумывать систему мер по совершенствованию хозяйственной деятельности. Для обеспечения непрерывного и постоянного усовершенствования необходима полностью отлаженная координация усилий различных сотрудников и департаментов. Планирование, нацеленное на достижение лучших результатов с определением количественных параметров ожидаемых показателей, а также их разъяснения исполнителям, которых предполагается задействовать в достижении таких показателей, и является залогом успеха.

- Проведение разграничения между бюджетированием и управлением. Бюджетирование представляет собой процесс планирования и предшествует управлению. Управление представляет собой достижение запланированного результата и по возможности более высоких результатов.

- Внешние перспективы. Ни одна организация не работает в изоляции. Необходимо постоянно анализировать влияние, которое оказывает внешняя среда на ее проекты. Если экономика на подъеме, то надо стремиться обеспечить свой рост, если же в состоянии спада, то надо выстраивать свою деятельность так, чтобы избежать сокращения объема оказания услуг. Компании необходимо знать тенденции, которые повлияют на ее продажи.

- Оценка риска. Деятельность организации всегда связана с угрозами, и при подготовке бюджета проекта их необходимо предвидеть. Экономический спад может привести к сокращению емкости рынка, на который ориентирована продукция организации, ее могут потеснить конкуренты. Действия государства могут воспрепятствовать в полной мере реализовать возможности компании и даже поставить под угрозу само ее существование.

Таким образом, бюджетирование помогает компании избежать негативных последствий в результате изменения экономической ситуации, извлечь максимальные выгоды или минимизировать убытки, т.е. бюджет предполагает действия, позволяющие организации адаптироваться к ожидаемым событиям.

Существует ряд контрольных показателей бюджетирования:

1. Объем продаж, величина (сумма) дебиторской задолженности, доля дебиторской задолженности в объеме продаж, норматив запасов готовой продукции в сбытовой сети или на складе, процент превышения текущих запасов над нормативом, норма и масса маржинальной, операционной, балансовой и чистой прибыли, раз­мер неснижаемого конечного сальдо и т.п. создают системы координат для проекта, базы исходных данных для финансового анализа и финансового менеджмента; перевод системы планирования с натуральных и физических единиц измерения на финансовые показатели; повышение финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений на всех уровнях управления.

2.Доходность активов, оборачива­емость активов, нормы затрат наиболее важных видов ресурсов, лимиты условно-постоянных затрат, прирост активов, размер кредиторской за­долженности и т.п. отражают повышение эффективности использования имеющихся в распоряжении компании и ее отдельных структурных подразделений ресурсов, активов (материальных и нематериальных) и ответственности руководителей различного уровня управления за предоставленные в их распоряжение ресурсы и активы, за превышение лимитов товарных запасов, за просрочку оплаты товарных кредитов.

3. Такие показатели как доход на вложенный капитал создают возможности для оценки инвестиционной привлекательности проектов, которые реализует предприятие.

4. Размеры и условия внешнего финансирования повышают обоснованности выделения финансовых (прежде всего инвестиций и кредитов) и нефинансовых ресурсов (товарных кредитов) по отдельным направлениям хозяйственной деятельности; более точное определение направлений инвестиционной по­литики.

5. Превращение проекта в «финансово прозрачный», понятный в финансовом отношении для тех, кто вложил в данный бизнес свои деньги.

6. Укрепление финансовой дисциплины и сочетание стимулирования
более эффективной работы структурных подразделений в интересах
проекта.

7. Проведение постоянного мониторинга финансовой эффективности проекта.

8. Контроль за изменением финансовой ситуации в компании; повышение финансовой устойчивости и улучшение финансового состояния компании в целом, отдельных структурных подразделений и видов бизнеса.

Правильно поставленное, полноценное бюджетирование позволит решить проблемы оптимизации финансовых потоков, сбалан­сированности источников поступления денежных средств и их использования, определить объемы и формы, условия и сроки внешнего фи­нансирования и многие другие управленческие задачи.

Существуют три обязательных условия использования бюджетирования: технология бюджетирования; организация бюджетирования; методика проведения финансовых расчетов.

Технология бюджетирования включает инструментарий финансового планирования (виды и форматы бюджетов, система целе­вых показателейи нормативов), порядок консолидации бюджетов различных уровней управления и функционального назначения и т.п.

Организация бюджетирования включает финансовую структуру компании (состав центров учета – структурных подразделений либо бизнесов предприятия или компании, являющихся объектами бюджетирования), бюджетный регламент и механизмы бюджетного контроля (процедуры составления бюджетов, их представления, согласования и утверждения, порядок последующей корректировки, сбора и обработки данных об исполнении бюджетов), распределение функций в аппарате управления (между функциональными службами и структурными подразделениями различного уровня) в процессе бюд­жетирования, систему внутренних нормативных документов (положений, должностных инструкций и т.п.).

Методика проведения финансовых расчетов предусматривает постановку сплошного управленческого учета, в рамках которого в любое время (хоть по минутам) можно получать оперативную информацию о ходе исполнения ранее принятых (утвержденных) бюджетов (о движении денежных средств, уровне издержек, структуре себестоимости, норме и массе прибыли и т.п.). Если из схемы выпадает хотя бы один составной элемент, то вряд ли можно рассчитывать на успех постановки бюджетирования и на то, что оно поможет решить проблемы в области управления финансами.

Для эффективного использования бюджетирования необходимы не только грамотное решение методологических проблем, вдумчивое осмысление нужного инструментария финансового планирования, но и разработка соответствующих организационных процедур, регламентирующих все вопросы взаимоотношений отдельных структурных подразделений с руководством предприятия или фирмы. Графики и процедуры составления, согласования, консолидации и утверждения бюджетов в компании, графики и процедуры составления отчетов об исполнении бюджетов, их анализ и корректировки, а также соответствующие им графики документооборота превращают бюджетирование и финансовое планирование в управленческую технологию, в инструмент финансового контроля.

Бюджетный регламент – это установленный порядок составления (разработки), представления (передачи), согласования (визирования), консолидации (обработки), оперативного контроля и оценки исполнения (проведения план-факт анализа) бюджетов различных видов и уровней.Его составными элементами являются:

• принятые бюджетный период и минимальный бюджетный период (разбивка отдельных бюджетных периодов на подпериоды);

• продолжительность бюджетного цикла,или шаг финансового планирования, - период, по истечении которого (а это может быть один
или несколько минимальных бюджетных периодов) составляются
отчеты об исполнении ранее разработанных и утвержденных бюджетов и пересматриваются (корректируются) бюджеты на оставшу­юся часть бюджетного периода;

• стадии бюджетного цикла,или периодизация бюджетного контролл­инга (определение регламента проведения план-факт анализа), т.е. выделение наряду со стадиями разработки и корректировки бюдже­тов системы внутреннего оперативного (текущего) контроля и оцен­ки исполнения бюджета,включающей всю структуру формальных или неформальных процедур, предназначенных для анализа и оцен­ки эффективности управления ресурсами, затратами, обязательства­ми в течение бюд­жетного периода; периодический мониторинг текущей деятельнос­ти, т.е. сравнение плановых (целевых) показателей (объемов производства и реализации, структуры и размера затрат) с бюджет­ными наметками; сроки (график) и порядок составления отчетов об исполнении, проведения план-факт анализа, составления скорректи­рованных бюджетов, их последующего согласования, представле­ния, консолидации и утверждения;

• набор функций и задач,которые предстоит выполнять в процессе бюджетирования (по составлению, согласованию, консолидации и т.д.);

• сроки (график) и порядоквыполнения отдельных функций и задач
при разработке, согласовании, представлении, консолидации и ут­верждении бюджетов различных уровней;

• состав и соподчиненность(организационная структура управления)
ответственных исполнителей за конкретные функции и задачи по стадиям бюджетного цикла;

• механизм санкций, применяемых в ком­пании для обеспечения соблюдения бюджетного регламента, поощрения и принуждения ответственных исполнителей выполнять функции и задачи, за которые на них возложена ответственность.

Продолжительность бюджетного цикла увязана с шагом финансового планирования. Заключительная стадия текущего бюджетного цикла (корректировка бюджета) одновременно является первой стадией (разработка бюд­жета) для следующего бюджетного цикла.

Главная задача бюджетного регламента- обеспечение возможно­сти контролировать ход исполнения бюджетов различных видов и уровней управления.

Основной принцип бюджетного регламента - скользящий график разработки, предполагающий постоянную корректировку (в ранее установленных границах) бюджетных наметок по мере окончания каждого бюджетного цикла (месяца, квартала).

Чтобы система бюджетирования была эффективной, необходи­мо наличие ряда условий:

· методологической и методической основы для разработки, контроля и анализа бюджета;

· целостности и достоверности данных при их передаче «снизу вверх»;

· доступа к оперативным данным о состоянии бизнеса для принятия обоснованных управленческих решений.

В конечном счете, эффективностью процесса бюджетирования определяется эффективность работы предприятия. При этом внедрение и использование процедуры бюдже­тирования хорошо помогает выявить и классифицировать многие проблемы на предприятии, которые до этого могли ос­таваться незамеченными

Заключение

Для современного предприятия бюджетирование - это система согласованного управления отдельными его подразделениями и проектами на основе систематической обработки экономической информации. При этом основная задача бюджетирования заключается в повышении эффективности работы хозяйствующего субъекта на основании целевой ориентации и координации всех событий, охватывающих изменение хозяйственных средств предприятия и их источников, выявления рисков и снижения их уровня, а также повышения гибкости в функционировании экономического субъекта.

К числу основных функций бюджетирования относятся прогнозирование и про­ведение сценарного анализа, т.е. оценки различных вариантов финан­сового положения в будущем. Роль бюджетирования заключается в том, чтобы представить всю финансовую информацию, показать движение денежных средств, финансовых ресурсов.

Как управленческая технология бюджетирование является не толькоинструментом планирования, но и сред­ством контроля за состоянием и изменением положения дел с финанса­ми проекта. Поэтому наряду с бюджетами на предстоящий период составляются отчеты об исполнении бюджетов за истекшее время, а также сопоставляются пла­новые и фактические показатели. По результатам сопоставления про­водится план-факт анализ отклонений, т.е. оценка уровня отклонений фактических показателей от плановых и причин их возникнове­ния. На основе проведенного план-факт анализа производится планирование и корректировка бюджетов на будущий период с учетом причин возникновения отклонений в прошлом.

Одной из основных особенностей процесса бюджетирования является то, что на предприятии бюджетирование представлено в форме планирования двух основных бюджетов, а именно: бюджет доходов и расходов и бюджет движения денежных средств. Некоторые формы других бюджетов в той или иной степени включены в эти два основных бюджета.

Одним из основных недостатков действующей системы бюджетирования на предприятии является отсутствие автоматизации, что в значительной степени усложняет процесс планирования на предприятии.

Также необходимо не превышать суммы авансов, которые предоставляет государственный заказчик на производство тех или иных видов научно-исследовательской продукции. В случае если предприятию необходимы дополнительные средства на производство продукции и выполнение государственных заказов, необходимо предоставлять обоснование, чтобы государственный заказчик выделил дополнительные средства.

Основная цель бюджетирования - финансовое планирование, учет и контроль доходов и расходов, получаемых от производства продукции, позволяющее сопоставлять и анализировать прогнозируемые и фактические финансовые показатели и управлять с их помощью ресурсами при помощи выявления причин возникновения отклонений показателей и предложения возможных рекомендаций по наиболее эффективному использованию финансовых ресурсов и достижению точных сроков, требуемых государственным заказчиком.

Таким образом, одним из основных способов повышения эффективности бюджетирования является внедрение автоматизированной системы бюджетирования, которая способна значительно повысить качество финансового планирования на предприятии в целом.

Список литературы

1. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: учебный курс. - К.: Ника-Центр, 2007.

2. Добровольский Е., Карабанов Б., Боровков П., Глухов Е., Бреслав Е. Бюджетирование: шаг за шагом. – СПб., 2006

3. Адамов Н., Тилов А. Сущность, функции и методы бюджетирования // Финансовая газета, № 8, 2007

4. Колесниченко В. Построение системы бюджетирования // Финансовая газета, № 34, 2007.

5. Иванов Р. Бюджетирование. Практические аспекты постановки задачи // Проблемы теории и практики управления, № 1, 2006.

6. Сапожников Е.И. Особенности бюджетирования в российских организациях // Финансовый менеджмент, № 6, 2006.

7. Солнцев И.В. Общая схема постановки бюджетирования на предприятии // Финансовый менеджмент, № 6, 2006.

8. Хруцкий В.Е. Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование. - М.: Финансы и статистика, 2008

9. http://www.rarus.ru/company/press/rsc108.asp

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  735  736  737   ..