Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 17

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  720  721  722   ..

 

 

Проблемы становления малого предпринимательства в России

Проблемы становления малого предпринимательства в России

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Институт государственного и международного права

Кафедра экономических теорий

Студенческое научное общество

Доклад на тему:

«Проблемы становления малого предпринимательства в России»

Исполнитель:

студент 2-го курса 231 группы

Петухова Ольга

Преподаватель:

К.э.н., доцент

Цыганов Сергей Иванович

Екатеринбург

2010

ПЛАН РАБОТЫ

Введение………………………………………………………………………………..3

1. Малое Предпринимательство: его роль, значение, особенности функционирования……………………………………………………………………………………….5

2. Влияние мирового финансового кризиса на развитие малого предпринимательства в РФ

2.1. Анализ развития малого предпринимательства в России………………………8

2.2 Меры государственной поддержки малого предпринимательства……………13

3. Проблемы малого предпринимательства и пути их решения…………………...18

Заключение…………………………………………………………………………….22

Список литературы……………………………………………………………………24

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важнейших условий становления рыночных отношений является развитие малого бизнеса. Его формирование определяется прежде всего общей экономической политикой, проводимой в стране. Малые предприятия стали неотъемлемой частью экономики большинства промышленно развитых стран. Они выполняют ряд важнейших социально-экономических функций, таких как обеспечение занятости, формирование конкурентной среды, поддержание инновационной активности, смягчение социального неравенства. Возможности малых предприятий велики, особенно в условиях перехода к рыночной экономике. Многолетний опыт развитых стран показал, что без широкой сети небольших предприятий невозможно функционирование товарного рынка – малые предприятия обладают высокой динамичностью, маневренностью. Наличие достаточно большого числа малых предприятий позволяет интенсивно перестроить структуру хозяйственного комплекса.

В малом бизнесе зарождаются принципиально новые технологии, которые затем развиваются в отдельные производства. Одно из главных преимуществ малых предприятий – это способность обеспечить конкурентный характер производства и его демократизацию.

Как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, а также некоторых восточно-европейских стран с переходной экономикой, развитие малого предпринимательства способствует расширению ряда важных для поступательного социально-экономического развития страны задач, таких, как демонополизация, формирование рыночной структуры экономики и конкурентной среды; насыщение рынка товарами и услугами, занятость и самозанятость населения; экономический рост и увеличение налоговых поступлений (при стабильной налоговой системе); формирование среднего класса; укрепление деловой этики, в том числе и налоговой дисциплины.

Именно такие конечные цели изначально ставились при выработке государственного подхода в отношении поддержки развития малого бизнеса в России. Однако, как показали результаты проведенного исследования, сектор малого предпринимательства пока значимой роли в России не играет. Задача развития данного сектора по-прежнему должна оставаться одним из приоритетов экономической политики государства. Однако ее решение невозможно в отрыве от других направлений реформирования экономики и без координации усилий федерального центра и региональных властей. Проводимая государственная политика в отношении субъектов малого предпринимательства влияет на становление и развитие малого бизнеса.

За последние годы малое предпринимательство зарекомендовало себя как одна из самых динамично развивающихся и жизнеспособных сфер экономики, которая вносит существенный вклад в стабилизацию социально-экономического состояния общества. Однако в настоящее время в развитии субъектов малого предпринимательства имеется значительное количество проблем, решение которых крайне актуально в современных условиях.

Таким образом, тема доклада на сегодняшний день является актуальной. Исходя из актуальности темы, целью работы является исследование развития малого предпринимательства в современных условиях.

Для решения поставленной цели в данной работе будут решены задачи:

1) рассмотрение роли, значения и особенности функционирования малого предпринимательства; 2) анализ развития малого предпринимательства в России;

3) выявление проблем развития малого предпринимательства и предложение путей их решений.

1. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ЕГО РОЛЬ, ЗНАЧЕНИЕ,

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Сущность предпринимательства как экономической категории обусловлена его природой и признаками как специфического вида хозяйственного поведения, способностью хозяйствующих субъектов реагировать на потенциальный источник выгоды. Экономическая природа предпринимательства характеризуется через его признаки: инициативу, коммерческий риск, ответственность, комбинированность факторов производства. Эти признаки обуславливаются не только личностными чертами предпринимателя, но и теми отношениями, в которые он вступает в процессе движения к своей цели. Эти отношения охватывают как сферу взаимодействия с другими предпринимателями, так и сферу взаимодействия внутри собственной организационной структуры, которые по мере усложнения предпринимательской функции играют все возрастающую роль в обеспечении успеха предпринимательских начинаний[1]

При определении сущности предпринимательской деятельности необходимо учитывать следующие особенности.

Первая особенность основана на способности личности за счет инициативы, принятия нестандартных решений, ответственности за их последствия и сопутствующего риска достичь поставленных целей. Предпринимательство рассматривается как специфический вид деятельности, основанный на инновациях и связанный с риском, а предприниматель рассматривается как деловой инициативный человек, организующий и осуществляющий свою деятельность в сфере экономики.

Вторая особенность основана на том, что предпринимательство – это экономически социальный феномен западной цивилизации, главной характеристикой которого выступает органическое сочетание функций осуществления нововведения и получения дохода.

Третья особенность использует понятие предпринимателя как субъекта хозяйствования, действующего с целью максимизации прибыли.

Поэтому предпринимательство, с одной стороны - это тип экономической деятельности, равнозначный понятию «бизнес», а с другой, его можно рассматривать как элемент структуры общества, осуществляющий именно экономическую деятельность.

Малое предпринимательство охватывает многочисленную группу мелких собственников, в значительной мере определяющих социально-экономический и политический уровень развития цивилизованных стран. Малые предприниматели выступают одновременно в роли производителей и потребителей различного вида товаров и услуг. В системе воспроизводства сектор малого предпринимательства формирует широкую и разветвленную сеть небольших предприятий, действующих, как правило, на местных рынках и напрямую связанных с потребителями их товаров и услуг.

Общественной формой малого производственного субъекта в условиях развития рыночных отношений становится малое предприятие, хозяйствующее на свой страх и риск и в большинстве случае имеющее узкую специализацию. Результирующей характеристикой деятельности малого предприятия является необходимость получения экономической выгоды, т.е. дохода или прибыли.

Сектор малого предпринимательства (МП) в России - ровесник экономических реформ и специфика его функционирования на современном этапе, его проблемы и успехи обусловлены процессами, происходившими в российской экономике ранее. В экономической литературе «новейшая история» развития российского МП делится на пять этапов [2] ;[3] :

Первый этап развития МП (1987-1989 гг.). Кооперативы были прообразом современных малых предприятий.Большие льготы всех видов, экономическая стабильность, наличие поддержки госаппара­та, возможность быстрого первоначаль­ного накопления капитала позволяют назвать этот период «золотым веком»малого предпринимательства. Негативная сторона этого этапа: перекачка ресурсов госсектора в сферу малого бизнеса, в теневую экономику и в полукриминальные предприятия псевдорыночного типа заложила основы «второй экономики».

Второй этап (1990-1991 гг.) приходится на начало экономических реформ и характеризуется резким скачком в развитии МП. Этот этап - начало бума «учредительства», когда создавались разнообразные карманные торго­вые структуры, банки, совместные предприятия. Оборот ка­питала в МП увеличился на 1-2 порядка.

Третий этап (1992-1993 гг.). Связан с введением в русло экономических реформ политики шоковой терапии и массовой приватизации. Этот этап может быть назван парадоксальным в развитии МП. С одной стороны, либерализация цен, налоговый пресс и галопирующая инфляция привели к обесцениванию сбережений населения и резкому скачку процентных ставок за кредитные ресурсы, что подорвало финансовую базу МП и привело к дефициту инвестиций. С другой стороны, именно в эти годы наиболее высокими темпами росло число МП (более чем в 2 раза).

Четвертый этап (1994-1997 гг.) - постприватизационныйпериод развития МП, характеризуется уменьшением темпов роста новых МП. Основные причины: снижение доходности ряда традиционных для МП сфер деятельности, спад производ­ства, кризис неплатежей, инфляция, перерегистрация МП по нормам нового Гражданского кодекса РФ. В то же время это - этап санации и насыщенияполукриминаль­ными МП, а также появления элементов цивилизованных отно­шений.

Пятый этап (1997 г. - до настоящего времени) - это период более высокого уровня хозяйственной зрелости малых предпри­ятий, их способности к самоорганизации и созданию новых форм. В это время происходит медленный рост их численности. Финансовый кризис 1998 г. существенно трансформировал условия функциониро­вания МП и переориентировал их на импортозамещение. Возник ощутимый импульс для развития малых предприятий реального сектора.

2. ВЛИЯНИЕ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА НА РАЗВИТИЕ

МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Анализ развития малого предпринимательства в России

Общемировой финансово-экономический кризис не мог не отразиться на деятельности малых предприятий в Российской Федерации: в условиях кризиса многие малые предприятия были вынуждены значительно сокращать масштабы своей деятельности. При этом можно констатировать, что усилий и средств, направляемых государством на преодоление негативных последствий кризиса для предпринимательского сектора, недостаточно для исправления сложившейся ситуации. Сравнительный анализ состояния малых предприятий показывает, что с IV квартала 2008 г. фиксируется абсолютное уменьшение объемов оборота, численности занятых и инвестиций в основной капитал у этих субъектов предпринимательской деятельности. Принятые и реализуемые во II квартале 2009 г. меры поддержки малого и среднего предпринимательства были преимущественно ориентированы на стимулирование роста числа субъектов хозяйствования в российской экономике и повышение доступности для них финансовых ресурсов. В то же время практически отсутствовали меры по содействию модернизации производственных мощностей действующих малых и средних предприятий, что идет вразрез с решением задачи по формированию современной инновационно-производственной структуры российской экономики. В таблице 1 представлено число предприятий и численность занятых на малых предприятиях в I квартале 2009 г.

Таблица 1 – Динамика числа предприятий и численности занятых на малых предприятиях в I квартале 2009 г

Число предприятий, тыс. единиц Численность работников (без совместителей), тыс. человек
Российская Федерация 282,7 227,6 6217,1 5741,7
Центральный ФО 82,1 73,1 1678,4 1674,5
Северо-Западный ФО 31,4 31,1 812,7 668,8
Южный ФО 39,9 27,4 872,5 707,7
Приволжский ФО 58,8 47,1 1406,5 1295,3
Уральский ФО 11,2 13,8 360,8 402,1
Сибирский ФО 45,4 25,6 842,4 736,3
Дальневосточный ФО 13,9 9,5 243,8 256,9

Данные таблицы 1 .[4] свидетельствуют, что на фоне резкого изменения условий функционирования российской экономики под влиянием мирового финансового кризиса и его распространения на реальный сектор экономики с IV квартала 2008 г. фиксируется постепенное сокращение числа рабочих мест на МП. Численность занятых с начала года уменьшилась на 475,4 тыс. человек и на 1 апреля 2009 г. составила 5,7 млн. человек. Уровень занятости в малом бизнесе существенно дифференцирован по территории России и оказывает серьезное влияние на ситуацию на региональных рынках труда. Наиболее значительное сокращение занятости на малых предприятиях по итогам I квартала 2009 г. зафиксировано в Южном (164,4 тыс. человек), Северо-Западном (143,9 тыс. человек), Приволжском (111,2 тыс. человек) и Сибирском (106,1 тыс. человек) федеральных округах. В Уральском и Дальневосточном федеральных округах, для которых характерны более высокие показатели уровня занятости в малом бизнесе, численность занятых увеличилась, соответственно, на 41,3 и 13,1 тыс. человек.

Анализ распределения числа зарегистрированных малых предприятий по видам экономической деятельности показывает, что в промышленности в I квартале 2009 г. число зарегистрированных МП составило 40,2 тыс., т.е. сократилось с начала года почти на 6 тыс. А это привело в результате к сокращению числа рабочих мест на 55,9 тыс. человек. При снижении деловой активности в экономике, усилении спада инвестиций в основной капитал и уменьшении объемов работ в строительстве в I квартале 2009 г. число занятых на МП в строительстве сократилось на 141,0 тыс. человек.

Очевидно, что снижение в I квартале 2009 г. относительно I квартала 2008 г. в российской экономике объемов строительства на 19,3% , оборота розничной торговли на 1,1% и оптовой торговли на 4,7% оказало негативное воздействие на характер функционирования малых предприятий. Как видно из таблицы 2, в целом по итогам I квартала 2009 г. оборот МП составил 1832,5 млрд. руб., или 12,4% от оборота по всем видам деятельности в российской экономике, при этом доля оборота МП по виду деятельности «строительство» составила 31,8%, в рыболовстве и рыбоводстве – 21,1%, в сельском хозяйстве – 17,4%, в торговле – 16,4% и в промышленности – ,1%. Таблица 2- Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности в действующих ценах, в млрд. руб. [5]

2008 г. В том числе по кварталам

2009 г.

I кв.

I II35,2 III IV
Всего: 10093,5 2072,9 2550,1 2751,9 2718,6 1832,5
Сельское хозяйство и лесное хозяйство 170,7 32,8 35,2 50,7 52 37,7
Рыболовство, рыбоводство 23,1 4,8 6,1 6,5 5,7 5,1
Промышленность 1418,7 280,6 365,8 403 369,3 242,2
Добыча полезных ископаемых 59,8 10,5 13,9 19,7 15,7 7,9
Обрабатывающие производства 1311,3 258,7 340,9 372,1 339,6 219,1
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 47,6 11,4 11 11,2 14 15,4
Строительство 1228,4 183 300,1 353,6 391,7 161,7
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 6095,5 1332,5 1551,3 1615,8 1595,9 1120,6
Гостиницы и рестораны 106,7 23,1 28,4 27,9 27,3 32,0
Транспорт и связь 306,7 61,7 75,1 94,4 75,5 61,9
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 627,4 131 157,9 168,3 170,2 142,8

В российской экономике структура оборота малых предприятий почти на 55% формировалась предприятиями оптовой и розничной торговли, и изменение ситуации на внутреннем потребительском и оптовом рынках оказывало доминирующее влияние на позиции малого бизнеса. Наиболее острой форме сокращение масштабов деятельности предприятий малого бизнеса отмечается в Центральном, Северо-Западном, федеральных округах, на которые приходится почти половина абсолютного уменьшения объемов оборота малых предприятий в целом по России.

Свертывание масштабов экономической деятельности изменило ситуацию в инвестиционном секторе. Как видно из таблицы 3, по итогам I квартала 2009 г. объем инвестиций в основной капитал в целом по экономике сократился на 15,6%, в том числе по крупным и средним предприятиям – на 5%. Наиболее существенное снижение инвестиций в основной капитал – более чем на 40% – зафиксировано в сегменте малых предприятий.

Таблица 3 – Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий в 2008-2009 гг., в млрд. руб., в действующих ценах[6]

2008 г.
всего I квартал II квартал III квартал IV квартал

2009 г.

I квартал

Российская Федерация 317,4 47,9 73,0 91,5 105,0 41,4
Центральный ФО 55,2 11,8 11,1 14,9 17,3 11,6
Северо-Западный ФО 20,9 4,2 5,4 6,4 4,9 2,6
Южный ФО 67,2 7.0 14,4 23,6 22,2 8,3
Приволжский ФО 84,9 12,9 17,0 24,8 30,2 8,9
Уральский ФО 23,3 2,7 6,3 7,2 7,2 3,4
Сибирский ФО 60,1 8,2 17,2 12,8 22,0 5,7
Дальневосточный ФО 5,8 1,2 1,6 1,8 1,2 0.9

Изменение структуры инвестиций в основной капитал малых предприятий в территориальном разрезе в I квартале 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года определялось повышением доли Центрального, Южного и Уральского федеральных округов при значительном сокращении инвестиционной поддержки малого бизнеса в Приволжском и Сибирском федеральных округах.

В таблице 4 представлены данные по инвестициям в основной капитал МП по видами экономической деятельности.

Таблица 4 – Инвестиции в основной капитал малых предприятий по видам экономической деятельности, в млрд. руб., в действующих ценах[7]

2008 г. В том числе по кварталам
I II III IV
Всего: 10093,5 2072,9 2550,1 2751,9 2718,6
Сельское хозяйство и лесное хозяйство 170,7 32,8 35,2 50,7 52
Рыболовство, рыбоводство 23,1 4,8 6,1 6,5 5,7
Промышленность 1418.7 280,6 365,8 403 369,3
Добыча полезных ископаемых 59,8 10,5 13,9 19,7 15,7
Обрабатывающие производства 1311,3 258,7 340,9 372,1 339,6
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 47,6 11,4 11 11,2 14
Строительство 1228,4 183 300,1 353,6 391,7
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 6095,5 1332,5 1551,3 1615,8 1595,9
Гостиницы и рестораны 106,7 23,1 28,4 27,9 27,3
Транспорт и связь 306,7 61,7 75,1 94,4 75,5
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 627,4 131 157,9 168,3 170,2

Как видно из таблицы 4, в структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в январе–марте 2009 г. более 3/5 приходилось на строительство, операции с недвижимым имуществом и оптовую и розничную торговлю. Инвестиции в основной капитал МП в промышленности составляли 18,0%, а сельского хозяйства – 8,2%.

Таким образом, динамика основных показателей развития малого предпринимательства сложилась следующим образом:

- по итогам первого квартала 2009 г. в целом по РФ по всем используемым в мониторинге показателям развития малого предпринимательства отмечается негативная динамика;

- в январе-марте 2009 г. относительно аналогичного периода предыдущего года зафиксировано снижение количества зарегистрированных малых предприятий в целом по России. Снижение количества зарегистрированных МП сопровождалось снижением среднесписочной численности занятых на МП. На фоне сокращения среднесписочной численности занятых по всему кругу предприятий доля МП в этом показателе также сократилась и составила 12,0%. По итогам января-марта 2009 г. было зафиксировано сокращение объема оборота МП: за указанный период по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. данный показатель в целом по стране сократился на 22,4%. Кроме того, по итогам января-марта 2009 г. на 24,1% сократился объем инвестиций в основной капитал на МП;

- итоги деятельности малых предприятий в январе-марте 2009 г. относительно января-марта 2008 г. в региональном разрезе можно рассматривать как негативные. Только в 43 регионах увеличилось количество зарегистрированных МП; увеличение среднесписочной численности занятых на МП было отмечено в 34 регионах; объемов оборота МП – в 25; инвестиций в основной капитал на МП – также в 25.

- вклад малого бизнеса в валовой внутренний продукт по сравнению с европейскими странами и США низок - не более 15%.

- отраслевая структура сектора малых и средних компаний не может нас удовлетворять.

- торговля и сфера услуг являются наиболее распространенными отраслями в сфере малого бизнеса;

- предельно низкое количество малых предприятий в ЖКХ, образовании, здравоохранении.

2.2 Меры государственной поддержки малого предпринимательства

Малое и среднее предпринимательство в России развивается при активной поддержке со стороны руководителей государства, органов исполнительной и законодательной власти на федеральном и региональном уровнях. В 2009 году была принята Программа антикризисных мер Правительства РФ.

В числе основных 7-ми приоритетов антикризисной программы 5-ый пункт отведен мерам по поддержке малого предпринимательства: «Бизнес должен быть освобожден от давления чиновников. Правительство продолжит снижать административные барьеры для бизнеса, являющиеся одной из причин коррупции. Будет также предложен новый комплекс мер, позволяющий малому бизнесу успешно развиваться в условиях кризиса». Так, в 2009 г. утверждены и уже вступили в силу ряд мер по снижению административного давления на сектор малого предпринимательства. Однако их эффект станет заметен с некоторым временным лагом. Так, к мерам ослабления административного давления на предприятия малого бизнеса можно отнести следующие:

- принят новый порядок открытия малого и среднего бизнеса. Так, с 01.05.2009 г. вступил в силу Федеральный закон № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в соответствии с которым предприниматель более не обязан получать разрешение на организацию собственного дела в надзорных инстанциях – достаточно лишь уведомить их о начале работы предприятия. Однако данное положение касается только ограниченного круга деятельности, а именно: гостиничные и бытовые услуги, текстильное и швейное производство, обработка древесины, коммерческие перевозки, издательская и ряд других видов деятельности.. Более того, данный закон регламентирует количество проверок и их продолжительность: максимально допустимое время проведения проверок для микропредприятий не может превышать 15 часов в год, для малых – 50. По моему мнению, данная мера имеет принципиальное значение среди мер поддержки сектора малого предпринимательства. Предполагается, что будет осуществляться преимущественно документарная проверка, которая не столь обременительна для предпринимателей и не отвлекает их от финансово-хозяйственной деятельности;

- в целях пресечения случаев необоснованного вмешательства в деятельность предприятий малого и среднего бизнеса во всех субъектах РФ созданы подразделения, призванные обеспечить надлежащий надзор в данной сфере. В Генпрокуратуре РФ создано новое подразделение – отдел по надзору за исполнением законодательства о государственном контроле, в функции которого входит обеспечение гарантий недопущения правонарушений при осуществлении контрольных мероприятий в сфере предпринимательства, в частности, при формировании Сводного плана проведения плановых проверок и согласовании выездных внеплановых проверок.

В Программе предусмотрены также меры по созданию новых рабочих мест за счет открытия новых малых предприятий; создание благоприятных условий для деятельности магазинов «шаговой доступности», сельскохозяйственных рынков, сферы торговли; поддержка факторинга в рамках программы Внешэкономбанка по финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства. В целях поддержки создания малого инновационного бизнеса будут проводиться специальные мероприятия с участием Российской венчурной компании.

В части мер налогового стимулирования для субъектов малого и среднего бизнеса можно выделить следующие:

- внесены Госдумой РФ изменения в ст. 346.12 и 346.13 части второй Налогового кодекса РФ, направленные на повышение доступности применения упрощенной системы налогообложения (УСН) для малого бизнеса. Это реализовано за счет увеличения предельного размера доходов, ограничивающего право перехода на упрощенную систему налогообложения, до 45 млн. рублей, а также увеличения предельного размера доходов налогоплательщика до 60 млн. рублей в части утраты права применения УСН. Данная мера позволит, по предварительным оценкам, вдвое увеличить число малых предприятий, а значит, существенно снизить налоговую нагрузку для плательщиков, применяющих в настоящее время общую схему налогообложения. Кроме того, реализация данной меры может способствовать легализации некоторой части «теневых» доходов малых предприятий;

- принят Федеральный закон «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Согласно закону, у предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход (ЕНВД), появилась возможность добровольного применения контрольно-кассовой техники (ККТ) в своей деятельности при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего факт покупки (товарный чек, квитанцию и др.). Данная мера существенно сократит расходы предпринимателей на покупку и дальнейшее ежемесячное обслуживание ККТ.

Следует отметить, что действующая с начала 2009 г. мера по предоставлению субъектам РФ права устанавливать пониженную ставку налога по упрощенной системе налогообложения в диапазоне от 5% до 15% в зависимости от вида деятельности пока не получила широкого распространения.

В 2009 г. расходы федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства увеличены до 10,5 млрд. руб., т.е. в дополнение к ранее запланированным средствам будет выделено 6,2 млрд. руб. До 30 млрд. руб. расширена программа финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, реализуемая Внешнэкономбанком.

Распределение субсидий федерального бюджета на развитие малого предпринимательства осуществляется на конкурсной основе. В связи с этим возникает задача адекватной оценки роли малого предпринимательства в экономике региона, для чего разработаны и внедрены специализированные механизмы информационного обеспечения. Для 78 субъектов Российской Федерации за счет федерального бюджета профинансировано не менее 80% расходов на поддержку малого предпринимательства. В 2009 г. Правительство России впервые предоставило возможность авансового перечисления регионам субсидий из федерального бюджета на развитие малого предпринимательства - до 60% в течение первого - третьего квартала текущего года.

Согласно закону № 209 ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» система государственной поддержки включает в себя центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды, фонды содействия микрокредитованию, акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, лизинговые компании, консультационные центры и другие организации.

В регионах для оказания государственной поддержки малым предприятиям органы государственной власти используют предоставленные на федеральном уровне налоговые возможности. Кроме того, большинство субъектов Российской Федерации заявили об участии в федеральной программе Минэкономразвития по оказанию государственной поддержки малому предпринимательству.

Антикризисные меры Правительства Российской Федерации направлены на сохранение и развитие потенциала малого и среднего предпринимательства. Сохранение этого потенциала требует реализации эффективной государственной поддержки малого предпринимательства как системы государственных институтов, функционирование которой обеспечивает наилучшие социальные, ресурсные, экономические и технологические условия развития бизнеса.

Таким образом, рoль мaлoгo бизнeca в экoнoмикe любoгo paзвитoгo oбщecтвa нeвoзмoжнo пepeoцeнить. Mиpoвaя пpaктикa yбeждaeт: пpopыв к pынкy мoжeт быть ocyщecтвлeн, пpeждe вceгo, чepeз aктивнoe paзвитиe мaлoгo бизнeca. Вo вceм миpe пpoцeнт мaлoгo бизнeca в экoнoмикe дocтигaeт oднoй тpeтьeй oт вceгo дoxoдa гocyдapcтвa, в нaшeй cтpaнe этoт пoкaзaтeль пoкa зaмep нa ypoвнe 15 пpoцeнтoв. Государство мнoгo дeлaeт и yжe cдeлaлo для тoгo, чтoбы мaлыe пpeдпpиятия имeли вoзмoжнocти для вeдeния бизнeca. Но сделано далеко не все: зaoблaчныe нaлoги и тaмoжeнныe пoшлины, бecкoнeчныe пpoвepки и peвизии, бeccмыcлeннoe, зaчacтyю никoмy нe нyжнoe лицeнзиpoвaниe, гpoмoздкиe бюpoкpaтичecкиe бapьepы и, бeзycлoвнo, чинoвничьи пoбopы – вce этo никaк нeльзя нaзвaть нopмaльными ycлoвиями для cтaнoвлeния пpeдпpинимaтeльcтвa.

3. ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПУТИ

ИХ РЕШЕНИЯ

Специфика функционирования МП в современной России проявляется в том, что им постоянно приходится сталкиваться с проблемностью существующей законодательной базы: недостаточной проработкой принятых законов, постоянным внесением изменений и дополнений, противоречием федеральных и региональных законодательных актов.

Решающее влияние на эффективность функционирования МП в российской экономике оказывают следующие проблемы: административные барьеры , которые возникают при получении доступа к ресурсам и правам собственности на них. Подобный «барьерный» характер отношений МП и госструктур РФ ведет к экономическим потерям общества и создает почву для получения противоправных доходов. У российских МП на преодоление проблемы административных барьеров уходит до 10% оборота, а должно быть не больше 3%, как в Западной Европе[8] .Это подавляет предпринимательскую инициативу, дестимулирует капиталовложения и принуждает уводить МП «в тень». Для упрощения взаимодействия МП с органами власти и снижения административных барьеров необходимо ограничить круг субъектов, в отношения с которыми вступают малые предприниматели, а также ограничить число проверок субъектов МП.

Перечень проблем дополняет нехватка производственных площадей, существовавший дефицит специализированного оборудования для малых предприятий, дефицит квалифицированных кадров, сложность кредитных отношений с банками. Проблему доступности кредитов, необходимо решать на основе развития трех существующих сейчас форм лизинговых отношений. Считаем, что в нынешних условиях лизинг для МП выглядит предпочтительнее банковского кредитования. Существующая в 2008г. правительственная программа финансирования МП небольшая – всего 10,5 млрд. рублей, при оценке потребности - в 1 трлн. рублей, при этом в 2008 г. МП воспользовались только 250 млрд. рублей кредитных ресурсов[9] .

Еще одной традиционной проблемой для МП всегда являлись налоговые отношения. После внесения изменений в Налоговый кодекс РФ, в зависимости от применяемой системы налогообложения, малые предприятия разделены на три категории: 1) МП, ведущие учет по традиционной системе налогообложения; 2) МП, выбравшие упрощенную систему налогообложения и бухгалтерского учета. 3) МП, ведущие расчеты с бюджетом по единому налогу на вмененный доход.

Несмотря на достоинства принятой для МП упрощенной системы налогообложения, ее минусом является то, что не всегда у малого предприятия есть право выбора системы налогообложения. Нужно предоставить малым предприятиям возможность добровольного перехода на уплату единого налога на вмененный доход; решить вопрос применения НДС при упрощенной системе налогообложения; упростить учет и отчетность; свести до минимума количество уплачиваемых налогов; зафиксировать на федеральном уровне предельные ставки налогов для защиты МП от излишнего давления в регионах; снизить налоговую нагрузку для начинающих предпринимателей: ввести налоговые каникулы для них на первые годы работы и, предложить на законодательном уровне налогоплательщикам - субъектам малого предпринимательства альтернативные системы налогообложения.

Наряду с предложенными выше решениями названных проблем, инструментом содействия эффективному развитию МП в зарубежных странах является комплекс мер государственной поддержки МП, особенно актуальной сегодня, в ситуации наличия мирового экономического кризиса. По результатам проведенного анализа была решена задача выявления элементов зарубежного опыта, пригодных для использования в России в современной сложившейся экономической ситуации.

Комплекс мер господдержки в зарубежных странах, включает в себя: специальное законодательство для МП; особую систему государственных программ финансового, технологического, внешнеэкономического, информационного, консультационного, кадрового содействия МП, с использованием централизованных источников и особых схем финансирования; протекционистскую государственную политику; компенсации (в том числе за счет государства) неблагоприятных условий выхода на монополизированные рынки и доступа к финансово-кредитным ресурсам; участие в госзаказах; устранение административных ограничений для деятельности МП.В итоге изучения зарубежного опыта государственной и децентрализованной поддержки малых предприятий в США, Великобритании, ФРГ, Японии, Европейском Союзе отмечено: что, децентрализованная поддержка является более мощным фактором развития МП в сравнение с государственной и определяется объективно ограниченными финансовыми ресурсами государства. Государство содействует активизации этого направления поддержки, используя для этого различные законодательные и экономические инструменты: налоговые льготы крупному бизнесу, участвующему в соответствующих программах; условия распределения государственного заказа, предполагающие обязательное привлечение крупными компаниями МП в качестве субподрядчиков; механизм финансовых гарантий банкам и страховым компаниям; паевое участие в венчурной деятельности с участием МП.

Изучение российской практики господдержки позволило выявить наличие противоречивой ситуации. С одной стороны, уже к середине 90-х годов в России было завершено формирование системы государственных органов по поддержке МП и ее законодательной базы. По своим внешним признакам они в целом соответствовали зарубежным аналогам. С другой стороны, проведенное исследование доказало, что эффективность этой поддержки не удовлетворяет ее получателей. Это свидетельствует о необходимости изменения принципиальных подходов к самой концепции государственной поддержки малого предпринимательства.

В первую очередь государству необходимо признать, что оно не способно в полной мере использовать зарубежный опыт прямой финансовой поддержки МП, - необходимость капиталоемких централизованных ассигнований и убыточных (для местных бюджетов) налоговых льгот. Это определяет три главных требования к новой концепциицентрализованной поддержки малого предпринимательства:

1) фискальные и контрольно - разрешительные функции местных органов государственной власти в отношении МП должны быть резко ограничены федеральным законодательством;

2) приоритеты государственной поддержки должны быть перенесены на те ее формы, которые не требуют прямого бюджетного финансирования или сокращения доходных статей бюджетов;

3) прямая финансовая поддержка должна распространяться на ограниченные группы МП, в ускоренном развитии которых заинтересовано общество и государство. Более двадцати возможных форм господдержки для МП определены в статьях Закона о государственной поддержке МП.

Для России, необходимо пересмотреть существующий программный метод поддержки МП, который сегодня является основным инструментом реализации государственной политики в области развития МП.

Необходимо основные мероприятия принимаемых федеральных, региональных, городских комплексных и целевых Программ поддержки МП, направить на разрешение проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства, таких, как:

несовершенство системы налогообложения; нестабильность бюджетного финансирования федеральной и региональных программ; неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков МП; отсутствие государственных гарантий погашения банковских ссуд; отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.); облегчение доступа МП к аренде производственных мощностей и помещений; отсутствие социальной защищенности и безопасности предпринимателей; административные барьеры на пути развития МП; обеспечение создания и эффективной работы бизес-инкубаторов, развитие экономических «зон», технопарков, инновационных центров, промышленных кластеров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Малое предпринимательство занимает особое место в экономической системе любой страны, не только обеспечивает рост занятости и снижение социальной напряженности, но и является важнейшим фактором обеспечения устойчивости и инновационного характера экономического роста. Развитие малого бизнеса повышает гибкость и адаптивность экономики, обеспечивает основу для формирования массового среднего класса. Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса. Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение.

Малое предпринимательство как субъект экономики существует в России почти двадцать лет. На эти годы пришелся самый трудный для него период - период становления. Создавалась нормативно-правовая база, регулирующая деятельность малого предпринимательства, уточнялись отдельные положения политики государства по его поддержке, разрабатывались механизмы государственной поддержки, формировались структуры для их реализации.

Проведенное исследование процесса развития малого предпринимательства в российской экономике выявило наличие противоречивой ситуации. С одной стороны, в России имеются все формальные предпосылки для успешного развития малых предприятий. С другой стороны, фактическое состояние малого предпринимательства в России можно назвать сложным из-за высоких налогов, недостаточности мер государственной поддержки, наличия административных барьеров, недостаточной проработки законодательства, сложившейся экономической ситуации. Мировой финансовый кризис также отразился в той или иной степени на всех сферах экономики, у людей снизились доходы и, как следствие, уменьшился спрос на товары и предлагаемые услуги. Малым предприятиям приходится прилагать большие усилия, чтобы «остаться на плаву» и получать доходы от своей деятельности.

Правительство Российской Федерации всячески поддерживает малый бизнес с помощью новых законов, кредитных программ, субсидий и льгот.

Размер федеральной поддержки для большинства регионов составил 70%, а для некоторых регионов – 80%.. Правительство уделяет большое внимание программам микрофинансирования, выдаче грантов.

Программа кредитования малого и среднего бизнеса Внешэкономбанком вызвала большой интерес у других кредитных организаций. Сейчас уже 75 банков подали заявки на участие в этой программе, а общий объём заявок составил более 12 млрд. руб. Банки получают средства на кредитование малого бизнеса под 10,5-10,7 %, а предприниматели будут платят за пользование кредитными ресурсами несколько больше (предполагается, что 13-14%).

В 2009 году вступил в силу новый Федеральный Закон, отменяющий использование контрольно-кассовых аппаратов для представителей малого бизнеса, уплачивающих единый налог на вменённый доход, что будет способствовать снижению издержек для предпринимателей.

Были подписаны и иные законодательные, и нормативные акты, касающиеся аренды, госзаказов, проверок малого бизнеса, и другие.

Все эти действия со стороны государства показывают, что Программа поддержки малого предпринимательства действует, и государство прилагает достаточно сил для того, чтобы оказать максимальную помощь малому бизнесу.

Кризис не может продолжаться бесконечно, а признание значения малого предпринимательства в экономике России, поддержка государства (при активном участии самих предпринимателей) помогут многим успешно развивать своё дело, и перспективы малого бизнеса в России, действительно, можно назвать оптимистичными.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданский кодекс РФ часть 1 от 30.11.1994 № 51 - ФЗ, часть 2 от 26.01.1996 № 14 – ФЗ.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2. М.: Юрайт., 2004

3. Федеральный Закон РФ от 14.06.95 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»

4. Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 155-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

5. Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. № 208-ФЗ «О внесении изменения в статью 346.14 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

6. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

7. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой и второй с постатейными материалами официальных органов/Под ред. А.В. Брызгалина и А.Н. Головкина. Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: «Аналитика-Пресс», 2007

8. Авдеев СВ., Замедлина Е.А. А18 Основы бизнеса: Учебное пособие. — М.: Юрайт- Издат, 2006

9. Автономов В. Практики глазами теоретиков (феномен предпринимательства в экономической теории)// Предпринимательство в России. 2007. - № 4 (11). – С. 18-19

10. Государственное регулирование рыночной экономики. Под ред.В.И.Кушлина, А.А. Фоломеевой М.: – Издательство РАГС, 2008

11. Изряднова О., Фомина Е., Казанцев Д. Малое предпринимательство в России: состояние и проблемы// Российская экономика: тенденции и перспективы. – 2009. - № 7. – С. 37-39

12. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-марте 2009 г. / Статистический сборник. М.: Национальный институт исследования проблем предпринимательства, 2008

13. Крупанин А.А. Основы предпринимательства. - СПб: СПбГИЭА, 2009

14. Лапуста М.Г., Портнев А.Г., Старостин Ю.Л., Скамай Л.П. Предпринимательство: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2007

15. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее/ Под ред. Б.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. — М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003

16. Медведев Д.А., Набиуллина Э.С. Выступления на Президиуме Госсовета // Президент. - 2008. - №1. – С. 1-2

17. Михеев И.Е. О критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства// Деловая пресса. – 2008. - № 3-4. – С. 12-14

18. Пайл У., Пантюшин В. Администрация малого бизнеса США (опыт разных стран)// Предпринимательство в России. 2007. - № 2 (13). – С. 37-41

19. Поддержка малого бизнеса в условиях кризиса// Бухгалтерия ИП. – 2009. - № 1. – С. 24-26

20. Смирнов Н.В. Анализ общей динамики развития малого предпринимательства России в начале ХХI века. М.: Национальный институт исследования проблем предпринимательства, 2008

21. Уйменова Е. Перспективы развития малого бизнеса// www.audit-it.ru

22. Чувахина М.В. Стимулирование развития малого бизнеса в Восточной Германии// Вестник Московского Университета. Экономика. 2004. - № 6. – С. 34-36

23. www.gks.ru


[1] Лапуста М.Г.Предпринимательство: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2007 С.367

[2] Крупанин А.А. Основы предпринимательства. - СПб: СПбГИЭА, 2009

[3] Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее/ Под ред. Б.Г. Ясина,— М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003

[4] Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-марте 2009 г. / Статистический сборник. М., 2009 С.8

[5] Изряднова О., Фомина Е., Казанцев Д. Малое предпринимательство в России: состояние и проблемы//. – 2009. - № 7. – С. 37

[6] Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-марте 2009 г. / Статистический сборник. М., 2008 С.9

[7] Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi?pl=1106016 (Дата обращения: 19.12.2010)

[8] Медведев Д.А., Набиуллина Э.С. Выступления на Президиуме Госсовета // Президент. - 2008. - №1. – С. 1

1. [9] Медведев Д.А., Набиуллина Э.С. Выступления на Президиуме Госсовета // Президент. - 2008. - №1. – С. 1-2

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  720  721  722   ..