Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 17

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  708  709  710   ..

 

 

Анализ финансового состояния на примере ООО Альянс

Анализ финансового состояния на примере ООО Альянс

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 4
Глава 1 . Оценка финансового состояния предприятия как инструмент управления
1.1 Финансовое состояние: понятие, значение, источники информации……. 6
1.2 Показатели оценки финансового состояния предприятия и их характеристика. Методика проведения анализа финансового положения предприятия …………..……….…………………………………………………

14

Глава 2 . Анализ формирования и использования капитала, анализ финансовой устойчивости предприятия ООО «Альянс»
2.1 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия……………. 30
2.2 Оценка имущественного положения предприятия ………………..………. 32
2.3 Характеристика источников средств, анализ финансовой устойчивости… 38
2.4 Оценка ликвидности и платежеспособности, вероятности банкротства предприятия……………………………………………………………………….

42

2.5 Анализ деловой активности и рентабельности предприятия ООО «Альянс»……….………………………………………………………………….

49

Глава 3. Предложения и мероприятия по улучшению финансового состояния ООО «Альянс»
3.1 Специфика деятельности предприятия…………………………………….. 54
3.2 Анализ товарооборота ООО «Альянс»……………………………………… 57
3.3 Предложения по улучшению финансового состояния ООО «Альянс»….. 59
Заключение………………………………………………………………........... 63
Список литературы…………………………………………………………….. 65
Приложения
Степень ликвидности Усл. обозн. Состав Сумма, тыс.руб.
1 2 3
Наиболее ликвидные А1 · денежные средства
· краткосрочные финансовые вложения
Быстро реализуемые А2 · краткосрочная дебиторская задолженность
· прочие активы
Медленно реализуемые А3 · запасы (без РБП)
· налог на добавленную стоимость
· долгосрочные финансовые вложения
· долгосрочная дебиторская задолженность
Трудно реализуемые А4 · внеоборотные активы (без статей включенных в 3 гр.)
· расходы будущих периодов
Таблица №2.Динамика финансовых результатов предприятия ООО "Альянс"
Показатели 2000г. 2001г. отклонение 2001 и 2000гг
абс. %
1 2 3 4 5
1 Выручка от реализации товаров 41188 51757 10569 79,58
2 Себестоимость реализации товаров 38717 49946 11229 77,52
3 Коммерческие расходы 1326 1434 108 92,47
4 Управленческие расходы 0 0 0
5 Прибыль от реализации (1-2-3-4) 1145 377 -768 303,39
6 Проценты к получению 0 0 0
7 Проценты к уплате 0 0 0
8 Доходы от участия в др. организациях 0 0 0
9 Прочие операционные доходы 0 2 2 0,00
10 Прочие операционные расходы 0 0 0 0,00
11 Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности (5+6-7+8+9-10) 1145 379 -766 301,79
12 Прочие внереализационные доходы 0 0
13 Прочие внереализационные расходы 692 0 -692
14 Прибыль отчетного года (11+12-13) 453 379 -74 119,44
1 2 3 4 5
15 Налог на прибыль 118 99 -19 119,44
16 Отвлеченные средства 0 0
17 Чрезвычайные доходы 0 0
18 Чрезвычайные расходы 0 0
19 Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного года (14-15-16) 335 281 -55 119,44
Таблица №5. Динамика показателей оборачиваемости активов
Показатели 2000год 2001год отклонение 2001 и 2000
Выручка от реализации 41188 51757 10569
Средняя величина оборотных активов 22186,5 36638 14451,5
Оборачиваемость оборотных активов, количество раз 1,86 1,41 -0,44
Продолжительность оборота, дни 196,61 258,38 61,77
Показатель 2000год 2001год
Средние остатки готовой продукции, тыс. руб. 18987,5 29210,5
Себестоимость отгруженной продукции за анализируемый период, тыс. руб. 39062 49946
Коэффициент оборачиваемости готовой продукции 2,057 1,709
Продолжительность оборота средств в остатках готовой продукции, дни 177 213,5

Анализ финансовой устойчивости

Наиболее полно финансовая устойчивость предприятия может быть раскрыта на основе изучения равновесия между статьями актива и пассива баланса. При уравновешенности активов и пассивов по срокам использования и по циклам обеспечивается сбалансированность притока и оттока денежных средств, а, следовательно, платежеспособность предприятия и его финансовая устойчивость. Взаимосвязь активов и пассивов показывает, что основным источником финансирования внеоборотных активов является постоянный капитал (собственный и долгосрочный). Оборотные активы предприятия образуются как за счет собственного капитала, так и за счет краткосрочных заемных средств. Желательно, чтобы они наполовину были сформированы за счет собственного капитала, а наполовину - за счет краткосрочного заемного капитала. Тогда обеспечивается гарантия погашения внешнего долга и оптимальное значение коэффициента ликвидности, равное 2.

Группировка актива балансов приведена в таблице №8

Анализ таблицы №8 показывает, что на конец 2001 года внеоборотные активы предприятия на 100% сформированы за счет собственного капитала, оборотные активы на 63,66% сформированы за счет собственного капитала, и на 36,34%- за счет заемного, то есть данные анализа подтверждают сделанный ранее вывод о том, что предприятие на конец исследуемого периода находится в устойчивом финансовом состоянии.

Таблица №8

Анализ финансовой устойчивости.

Таблица №7. Анализ структуры источников капитала предприятия
п/п показатель расчет 2000 год 2001 год измен. 2000 и 2001гг.
нач. г. кон. г. измен. нач. г. кон. г. измен.
1. Коэффициент финансовой автономии предприятия собственный капитал/валюта баланса 0,0232 0,6879 0,6647 0,6879 0,6968 0,0089 0,6736
2. Коэффициент финансовой зависомости заемный капитал/валюта баланса 0,9768 0,3121 -0,6647 0,3121 0,3032 -0,0089 -0,6736
3. Коэффициент текущей задолженности краткосрочные фин.вложения/ валюта баланса 0,9768 0,3121 -0,6647 0,3121 0,3032 -0,0089 -0,6736
4. Коэффициент долгосрочной финансовой независимости собственный+ долгосрочный капитал/ валюта баланса 0,0232 0,6879 0,6647 0,6879 0,6968 0,0089 0,6736
5. Коэффициент покрытия долгов собственным капиталом собственный капитал/ заемный капитал 0,0237 2,2040 2,1803 2,2040 2,2983 0,0943 2,2746
6. Коэффициент финансового левериджа заемный капитал/ собственный капитал 42,177 0,4537 -41,723 0,4537 0,4351 -0,0186 -41,7422

Баланс на 01.01.2000

актив сумма Источник финансирования (пассив) сумма Удельный вес источника финансирования
ОС 1844 Собств. Капитал 220 11,93%
Краткосрочная Кред. задолженность 1624 88,07%
Оборотные активы 7655 Краткосрочная. Кред. задолженность 7655 100%
Итого: 9499 9499
Баланс на 01.01.2001 ОС 7266 Собств. Капитал 7266 100%
Оборотные активы 36718 Собств. Капитал 22990 62,61%
Краткосрочная Кред. задолженность 13728 37,39%
Итого: 43984 43984
Баланс на 01.01.2002 ОС 7266 Собств. Капитал 7266 100%
Оборотные активы 36558 Собств. Капитал 23271 63,66%
Краткосрочная Кред. задолженность 13287 36,34%
Итого: 43824 43824

Устойчивость финансового состояния может быть повышена путем:

- Ускорения оборачиваемости капитала в текущих активах, в результате чего произойдет относительное его сокращение на рубль оборота;

- Обоснованного уменьшения запасов;

- Пополнение собственного оборотного капитала за счет внутренних источников.

Вывод: анализ финансовой устойчивости предприятия показал, что ООО «Альянс» находится в устойчивом финансовом состоянии: у предприятия на конец 2001 года достаточно наиболее ликвидных активов для покрытия краткосрочной кредиторской задолженности. Это связано с ростом доли достаточно ликвидной группы «готовая продукция и товары для перепродажи» в активе баланса предприятия, а также за счет снижения доли краткосрочной кредиторской задолженности в структуре пассива предприятия.

2.4 Оценка ликвидности и платежеспособности, вероятности банкротства предприятия

Ликвидность баланса - это возможность субъекта хозяйствования обратить свои активы в наличность и погасить свои платежные обязательства, а точнее - это степень покрытия долговых обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную наличность соответствует сроку погашения платежных обязательств. Ликвидность характеризует текущее состояние и перспективу расчетов предприятия.

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения.

Группировка активов баланса приводится в таблице №9, анализ их структуры и динамики – в таблице №10 .

К группе А1 относятся абсолютно ликвидные активы: денежная наличность и краткосрочные финансовые вложения. На начало 2000 года удельный вес этой группы в активе предприятия составил 0,105%, на конец 2000 года-0,298%, и в конце 2001года -0,005%, снизившись по сравнению с началом 2000 года на 0,101%.

К группе А2 относятся легко реализуемые активы: готовая продукция, товары отгруженные и т.д. Ликвидность этой группы зависит от своевременности отгрузки продукции, скорости платежного документооборота

Таблица №9.Группировка активов предприятия по степени ликвидности
Степень ликвидности услов. обозн. состав суммы 2000г. суммы 2001г.
нач. года кон. года нач. года кон. года
Наиболее ликвидные А1 денежные средства 10 131 131 2
краткосрочные финансовые вложения 0 0 0 0
Итого: 10 131 131 2
Быстро реализуемые А2 краткосрочная дебиторская задолженность 1081 2304 2304 880
товары на складе и готовая продукция 5939 32036 32036 35394
прочие активы 0 0 0 0
Итого: 7020 34340 34340 36274
Медленно реализуемые А3 запасы (без РБП) 494 2199 2199 253
налог на добавленную стоимость 31 48 48 29
0 0 0 0
долгосрочная дебиторская задолженность 100 0 0 0
Итого: 625 2247 2247 282
Трудно реализуемые А4 внеоборотные активы (без статей включенных в 3 гр.) 1844 7266 7266 7266
расходы будущих периодов 0 0 0 0
Итого: 1844 7266 7266 7266
Итого: 9499 43984 43984 43824

в банках, от спроса на продукцию, ее конкурентоспособности, платежеспособности покупателей и т.д. На начало 2000 года удельный вес этой группы в активе баланса составил 73,903%, на конец 2000 года 78,074%, и в

конце 2001года 82,77%, увеличившись по сравнению с началом 2000 года на 8,869%.

К третьей группе А3 относятся медленно реализуемые активы предприятия – производственные запасы. На конец 2001 года удельный вес этой группы составил 0,343% на 5,936% снизившись по сравнению с показателями на начало 2000года.

К группе А4 относятся труднореализуемые активы: основные средства предприятия. Удельный вес ОС в структуре актива баланса на конец 2001 года составил 16,58%, что на 2,833% ниже, чем на начало 2000 года.

Группировка пассивов предприятия приводится в Таблице №11. Анализ структуры и динамики групп пассива баланса- в Таблице №12

К группе П1 относятся наиболее срочные обязательства- краткосрочная задолженность предприятия. Удельный вес этой группы составляет на начало 2000 года 53,86%, на конец 2001 года 26,92%, снизившись на 26,94%.

Ко второй группе П2 относятся кредиты банка, за исследуемый период предприятие не имело в составе своего капитала кредитов и займов.

К П3 относятся долгосрочные кредиты, исследуемое предприятие не имеет на балансе данную группу пассивов.

К группе П4 относится собственный капитал предприятия, его доля на начало 2000 года -1,277%, на конец 2000 года 59,344%, на конец 2001 года-

57,619%, доля собственного капитала в структуре пассивов увеличилась за анализируемый период на 56,341%.

Анализ соотношения групп активов и пассивов предприятия приводится в Таблице №13.

Данные анализа показывают, что ни на один из исследуемых периодов предприятие не было абсолютно ликвидным из-за нехватки абсолютно ликвидных активов (А1) для покрытия сопоставимых по срочности пассивов (П1). В соотношении остальных групп на конец 2000 года и на конец 2001года ликвидность баланса может считаться нормальной.

Таблица №11.Группировка пассивов предприятия по степени срочности погашения обязательств
Степень срочности услов. обозн. состав суммы 2000г. суммы 2001г.
нач. года кон. года нач. года кон. года
Наиболее срочные П1 кредиторская задолженность 9279 13728 13728 13287
кредиты банка, сроки возврата которых наступили 0 0 0 0
Итого: 9279 13728 13728 13287
Среднесрочные П2 краткосрочные кредиты банка 0 0 0
прочие краткосрочные обязательства 0 0 0 0
Итого: 0 0 0 0
Долгосрочные П3 долгосрочные кредиты банка 0 0 0 0
прочие долгосрочные обязательства 0 0 0 0
Итого: 0 0 0 0
Собственный капитал П4 9 10 10 10
0 29700 29700 29700
нераспределенная прибыль (убыток) 211 546 546 827
Итого: 220 30256 30256 30537
Итого: 9499 43984 43984 43824

Для оценки ликвидности и платежеспособности в краткосрочном периоде рассчитываются следующие показатели:

-коэффициент текущей ликвидности

- коэффициент промежуточной ликвидности

- коэффициент абсолютной ликвидности

Расчет данных коэффициентов приводится в таблице №14.

Таблица №14. Показатели ликвидности предприятия
показатель расчет 2000 2001 измен. 2000 и 2001гг.
нач. г. кон. г. измен. нач. г. кон. г. измен.
коэффициент абсолютной ликвидности А1/П1 0,0011 0,0095 0,0085 0,0095 0,0002 -0,0094 -0,0009
коэффициент быстрой ликвидности (А1+А2)/П1 0,7576 2,5110 1,7534 2,5110 2,7302 0,2192 1,9726
коэффициент текущей ликвидности (А1+А2+А3)/П1 0,8250 2,6747 1,8497 2,6747 2,7514 0,0767 1,9264

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть краткосрочных обязательств предприятия может быть погашена немедленно

(то есть за счет имеющейся денежной наличности). Показатель коэффициента абсолютной ликвидности на конец 2001года составил 0,0002% при нормативе данного коэффициента 0,2-0,3.

Норматив коэффициента промежуточной ликвидности 0,7-1. На исследуемом предприятии данный коэффициент составил:

-на начало 2000 года = 0,75

-на конец 2000 года =2,51

-на конец 2001 года =2,73

Это значит, что на конец 2001 года ООО «Альянс» обладает достаточной ликвидностью, чтобы погасить свои краткосрочные обязательства.

Коэффициент текущей ликвидности показывает степень, в которой оборотные активы покрывают краткосрочные пассивы. Норматив данного коэффициента - больше 2. На исследуемом предприятии коэффициент текущей ликвидности составил:

-на начало 2000 года = 0,82

-на конец 2000 года = 2,67

-на конец 2001 года = 2,75

То есть на конец 2000 года показатель текущей ликвидности близок к нормативу, а на конец 2001 года - превышает норматив.

Превышение оборотных активов предприятия над краткосрочными финансовыми обязательствами обеспечивает резервный запас для компенсации убытков, которые может понести предприятие при размещении и ликвидации всех оборотных активов, кроме наличности. Чем больше величина этого показателя, тем больше уверенность кредиторов, что долги будут погашены.

Анализ показателей финансовой устойчивости и ликвидности предприятия показал, что за анализируемый период предприятие улучшило свое финансовое положение. Но для абсолютной ликвидности баланса предприятию необходимо в активе увеличить наличные денежные средства.

2.5 Анализ деловой активности и рентабельности предприятия ООО «Альянс»

Как известно, капитал находится в постоянном движении, переходя из одной стадии кругооборота в другую:

Д-Т....Т-Д

На первой стадии предприятия приобретает необходимые ему основные фонды, запасы товарной продукции, на второй- данные средства используются на оплату труда работников, оплату налогов, платежей по социальному страхованию и других расходов. Заканчивается эта стадия реализацией продукции покупателям и поступлением на счет предприятия денежных средств за отгруженную продукцию. Чем быстрее капитал сделает кругооборот, тем больше продукции закупит и реализует при одной и той же сумме капитала. Задержка движения средств на любой стадии ведет к замедлению оборачиваемости, требует дополнительного вложения средств и может вызвать значительное ухудшение финансового состояния предприятия.

Достигнутый в результате ускорения оборачиваемости эффект выражается в первую очередь в увеличении выручки от реализации без дополнительного привлечения финансовых ресурсов. Кроме того, за счет ускорения оборачиваемости капитала происходит увеличение суммы прибыли, так как обычно к исходной денежной форме он возвращается с приращением. Если реализации продукции является убыточной, то ускорение оборачиваемости средств ведет к ухудшению финансовых результатов. Из сказанного следует, что нужно стремиться не только к ускорению движения капитала на всех стадиях кругооборота, но и к максимальной его отдаче, которая выражается в увеличении суммы прибыли на один рубль капитала. Это достигается рациональным и экономным использованием всех ресурсов, недопущением их перерасходов, потерь на всех стадиях кругооборота. В результате капитал вернется к своему исходному состоянию в большей сумме, то есть с прибылью.

Анализ эффективности использования капитала характеризуется его доходностью (рентабельностью)- отношением сумма прибыли к стоимости имущества.

Анализ рентабельности предприятия

Расчет коэффициентов рентабельности предприятия приводится в таблице №15 .

Таблица №15. Коэффициенты рентабельности предприятия
п/п Наименование коэффициента расчет

значение

отклонение 2001 и 2000гг
2000 2001
1 Рентабельность основной деятельности чистая прибыль/сумма затрат 0,84%

0,55%

-0,29%
2 Рентабельность оборота чистая прибыль/сумма выручки 0,81%

0,54%

-0,26%
3 Рентабельность совокупного капитала чистая прибыль/среднегодовая стоимость имущества 0,31%

0,16%

-0,15%
4 Рентабельность собственного капитала чистая прибыль/среднегодовая стоимость собственного капитала 0,55%

0,23%

-0,32%

Рентабельность основной деятельности предприятия показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Коэффициенты рентабельности предприятия в динамике показывают, что за 2001 год рентабельность снизилась на 29%, составив 55% . Это отрицательная тенденция в развитии предприятия, так как рентабельность основной деятельности в 2000г. составляла 84%.

Рентабельность оборота характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с каждого рубля продаж. В сравнении с 2000г. и 2001г. этот показатель эффективности предприятия так же ухудшился на 26%, снизившись с 81% до 54%.

Рентабельность совокупного капитала понизилась на 15%, составив 16%.

Рентабельность собственного капитала в 2001 году равна 23%, понизившись на 32% по сравнению с 2000 годом.

Снижение показателей рентабельности предприятия связано со снижением цен на продукцию предприятия. Подобное снижение цены преследовало две цели: привлечение клиентов и стимулирование роста объема продаж за счет увеличения количества продаваемых товаров, а также укрепление имиджа предприятия как поставщика недорогого и качественного товара.

Анализ оборачиваемости капитала.

Поскольку оборачиваемость капитала тесно связана с его рентабельностью, в процессе анализа необходимо более детально изучить показатели оборачиваемости капитала и установить, на каких стадиях кругооборота капитала прошло замедление или ускорение движения средств.

Выделяется оборачиваемость всего совокупного капитала предприятия, а также оборачиваемость основного капитала, и оборачиваемость оборотного капитала.

Анализ оборачиваемости капитала приведен в Таблице №16.

Таблица №16. Анализ продолжительности оборота капитала

Показатель 2000 год 2001год Изменение
Выручка от реализации продукции 41188 51757 10569
Среднегодовая стоимость капитала 26741,5 43904 17162,5
В т.ч. оборотного капитала 22186,5 36638 14451,5
Коэффициент оборачиваемости всего капитала 1,54 1,78 0,24
В т.ч. оборотного капитала 1,856 1,576 -0,279
Продолжительность оборота всего капитала 237 205 -32
В т.ч. оборотного капитала 196 231 35

Таким образом, по сравнению с 2000 годом, оборачиваемость совокупного капитала снизилась на 32 дня, а оборачиваемость оборотного капитала замедлилась на 35 дней.

Ускорить оборачиваемость капитала можно путем интенсификации торговой деятельности, более полного использования трудовых и материальных ресурсов, недопущения сверхнормативных товаро- материальных ценностей и отвлечения средств в дебиторскую задолженность, ускорение процесса отгрузки и оформления расчетных документов.

Экономический эффект ускорения оборачиваемости капитала выражается в относительном высвобождении средств из оборота, а также увеличения суммы выручки и суммы прибыли.

Вывод: анализ эффективности использования капитала показал, что у предприятия ООО «Альянс» суммовая прибыль за исследуемый период составила 616 тыс. рублей; рентабельность основной деятельности на конец 2001года составила 55%, причем показатель рентабельности снизился на 29%по сравнению с прошлым периодом. Оборачиваемость совокупного капитала составила 205 дней. То есть за исследуемый период предприятие улучшило показатели эффективности использования капитала по сравнению с 1999 годом, снижение показателей рентабельности работы предприятия обусловлено экономической политикой предприятия на данном этапе. Замедление оборачиваемости капитала связано с увеличением в балансе предприятия суммы основных средств (появлением собственного помещения для офиса и склада), а также увеличением группы запасов.

Характеристика предприятия. Анализ товарооборота.

Полное название анализируемого предприятия - Общество с ограниченной ответственностью «Альянс».

ООО «Альянс» было создано в 1995 году, зарегистрировано по следующему юридическому адресу: г. Красноярск, ул.Красной гвардии, 27 .

Анализируемое предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

- розничная и оптовая торговля;

- посредническая деятельность;

Уставный капитал общества на сегодняшний день составляет 10 000 (Десять тысяч) рублей. Уставный капитал создан за счет вкладов учредителей.

Высшим органом общества является общее собрание участников общества, руководство текущей деятельностью общества осуществляется директором.

Направлений торговой деятельности несколько:

1. торговля компьютерами

2. торговля оргтехникой

3. торговля расходными материалами

4. торговля кондиционерами и вентиляцией

5. торговля теплотехникой

6. торговля радиостанциями

7. торговля прочими сопутствующими товарами.

Первая группа товаров подразумевает под собой торговлю конкретно системными блоками и различного сетевого оборудования. Вторая группа включает в себя следующие виды товаров: мониторы, принтеры, сканеры, копировальную технику, модемы, системы мультимедиа и т.п. Третья группа товаров- это товары повседневного спроса, или «Товары поддержки взаимоотношений» – бумага, различного рода картриджи и тонеры, дискеты, диски, шнуры и тому подобная мелочь, потребность в которой возникает в процессе эксплуатации оргтехники. Четвертая группа товаров – кондиционеры и вентиляция – довольно новое направление деятельности фирмы. Продажа кондиционеров предполагает и их монтаж, что привело к созданию на предприятии целого отдела «кондиционерщиков» – технического директора, менеджеров, проектировщика и монтажников систем вентиляции. Седьмая группа товаров включает в себя различные товары – офисную мебель (шкафы, столы, кресла и стулья), оборудование для уборки офисов (поломойки, промышленные пылесосы, сопутствующие материалы- специальные шампуни, порошки, чистящие средства), оборудование для кафе и столовых (промышленные холодильники, мясорубки, печи и т.д.).

По объему реализации лидирующими группами являются компьютеры и оргтехника, а также кондиционеры и вентиляция.

Анализ внешней среды предприятия

Принятие и реализация управленческих решений связаны с внутренней средой, в которой функционирует предприятие.

Однако все эти решения принимаются под влиянием внешних по отношению к предприятию сил.

Внешняя среда предприятия включает: потребителей, поставщиков, конкурентов, торговых посредников, инвесторов, рабочую силу, банки и налоговые службы, органы краевого и местного самоуправления, структуру федерального уровня.

Наиболее значимыми компонентами внешней среды предприятия (на микроуровне) являются поставщики, потребители, конкуренты.

Потребители

Каждому предприятию очень важно тщательно изучать своих клиентов. Предприятие «Альянс» может выступать на следующих рынках:

-потребительский рынок - отдельные лица, приобретающие товары и услуги для личного потребления;

-рынок промежуточных продавцов – организации приобретающие товары и услуги для последующей перепродажи их с выгодой для себя (ООО «Искра», ООО «Светар», ЗАО «Компьютергейм» и т.д.);

-рынок конечных потребителей – организации, приобретающие оргтехнику и компьютеры для использования в своей деятельности (бюджетные и коммерческий организации, т.е. юридические лица).

Потребители рассчитывают на приобретение товаров и услуг в соответствии с их потребностями по качеству, ценам, сервису.

На поведение потребителей влияют различные факторы, прежде всего факторы внешней среды (повышение цен, предъявление требований к качеству продукции и др.). Важное значение для розничной торговли приобретают факторы индивидуальных различий потребителей: доходы, мотивация, уровень количественных потребностей в товаре и др.

Поставщики

Поставщики участвуют в процессе материально-технического обеспечения деятельности предприятия. Серьезными аспектами конкуренции со стороны поставщиков могут быть цены на материальные ресурсы, качество материально-сырьевых ресурсов, договорные условия.

Основными поставщиками ООО «Альянс» являются:

· ТД Деникин (кондиционеры и теплотехника);

· Супермаркет «Никс» (компьютеры и оргтехника);

· ТД Терра (компьютеры и расходные материалы);

· ЗАО Компак (фирменное оборудование «Компак»);

Фирмой не используются прямые каналы товародвижения, связанные с перемещением товаров от производителя к потребителю без привлечения независимых посредников. Практически все поставщики ООО «Альянс» являются посредниками-импортерами. Использование прямых каналов товародвижения для ООО «Альянс» на данный момент затруднительно, так как:

- требует значительных финансовых вложений,

-предполагает наличие отлаженного механизма работы с таможней;

Предприятием «Альянс» используются в основном крупнооптовые закупки.

Конкуренты

В рыночной экономике фирмы действуют в условиях конкуренции. Цель конкурентов на рынке – чтобы покупатель купил их товар или услугу.

Факторами успеха ООО «Альянс» являются:

1) Жесткий контроль за качеством продукции;

2) Осуществление предприятием доставки товара до склада покупателя;

3) Ценовая конкурентоспособность;

В течение последних четырех лет работы исследуемое предприятие постоянно вкладывало денежные средства в изучение потребительского спроса, финансировало проведение рекламной компании по продвижению предприятия на рынке.

Так как последние несколько лет на рынке компьютерной техники идет жесткая конкуренция и посреднические компании снижают цены на продукцию, а также выросли цены на транспортные перевозки, доходность данного рынка значительно снизилась.

Для анализа товарооборота и приведение стоимости товаров к сопоставимым ценам используется индекс цен, равный 1,06. Данный показатель взят из данных статистических наблюдений Госкомстата РФ, опубликованных в периодической печати.

Анализ динамики объема товарооборота ООО «Альянс» приводится в таблице №17.

Рассматривая данные таблицы №16, можно заметить, что в 2001 году, по сравнению с 2000 годом, произошли следующие изменения: снизилась доля продаж компьютеров и оргтехники- в общем на 2,35%, как в действующих, так

Таблица 17. Анализ динамики объема товарооборота по структуре за 2000-2001 годы.
товарные группы 2000 год 2001 год отклонения Темп роста
сумма уд. Вес сумма в действ. ценах индекс цен сумма в сопост. ценах Уд. Вес. сумма уд. Вес В действ. ценах В сопост. ценах
сумма в действ. ценах сумма в сопост.ценах
компьютеры 9592,69 23,3 11593,6 1,06 10937,3 22,4 2000,89 1344,65 -0,89 120,86 114,02
оргтехника 10527,65 25,6 12483,8 1,06 11777,2 24,1 1956,15 1249,52 -1,44 118,58 111,87
расходные материалы 1779,32 4,32 2184,15 1,06 2060,52 4,22 404,83 281,19 -0,1 122,75 115,80
кондиционеры 12541,75 30,5 14952,6 1,06 14106,2 28,9 2410,86 1564,49 -1,56 119,22 112,47
теплотехника 4843,71 11,8 3824,85 1,06 3608,34 7,39 -1018,86 -1235,36 -4,37 78,97 74,50
радиостанции 1470,41 3,57 1107,6 1,06 1044,91 2,14 -362,81 -425,51 -1,43 75,33 71,06
другое 432,47 1,05 5610,46 1,06 5292,89 10,8 5177,99 4860,42 9,79 1297,3 1223,86
Итого: 41188 100 51757 1,06 48827,4 100 10569,00 7639,36 0 125,66 118,55

и в сопоставимых ценах, на 4,37% снизилась доля объема продаж теплотехники. Последнее может быть объяснено тем, что ноябрь, декабрь 2001 года (основной период продаж оборудования данного направления) был теплым, что снизило потребность в данной технике. В отношении снижения объема продаж радиостанций (на 28,94%) можно заметить, что это достаточно специфическое оборудование, покупку которого могут себе позволить только те предприятия, у которых есть специальное разрешение Федеральной Службы Безопасности. Такие организации в основном финансируются их бюджета – дефицит которого и снизил спрос на данное оборудование. Вместе с тем увеличилась доля реализации группы «другое» (на 1123,86%) – в данную группу вошли товары, не характерные для продаж в исследуемом предприятии; это- мебель, оборудование для пищеблоков пунктов общественного питания, профессиональные пылесосы и т.п. Можно предположить, что в связи с перенасыщением рынка оргтехники и кондиционеров, предприятие пытается найти новое направление деятельности, отвечая на потребности покупателей.

Используя данные таблицы №17, рассчитаем равномерность развития товарооборота в 2001 году. Расчет приводится в таблице №18.

Таблица 18. Расчет равномерности развития товарооборота в 2001 году.

Товарные группы Темп изменения к 2000 году, % (Х)

(Х-Х)

(Х-Х)2

компьютеры 114,02 -4,53 20,54
оргтехника 111,87 -6,68 44,64
расходные материалы 115,80 -2,75 7,54
кондиционеры 112,47 -6,08 36,91
теплотехника 74,50 -44,05 1940,80
радиостанции 71,06 -47,49 2255,09
другое 1223,86 1105,31 1221717,28
Итого: 118,55 993,73 1226022,82

По данным таблицы №18 найдем коэффициент равномерности развития товарооборота:

1226022,82/7= 418,50

(418,5*100)/118,55 =353

Коэффициент равномерности равен 353,0. Следует заметить, что основное влияние на коэффициент оказало резкое, на 1223,86%,изменение товарной позиции «другое». Если не брать в расчет данную группу, то результаты расчета будут диаметрально противоположными - коэффициент равномерности развития товарооборота будет равен 77,04.

Глава 3. Мероприятия и предложения по улучшению финансового состояния ООО «Альянс»

Проведенный анализ ООО «Альянс» показал, что предприятие находится в устойчивом финансовом положении, но имеет недостаточную ликвидность активов. Несмотря на снижение прибыли в 2001 году, у предприятия наблюдаются положительные тенденции развития:

1) Рост валюты баланса, то есть увеличение суммы активов на 463%

2) улучшились показатели финансовой устойчивости

Наблюдаются также и отрицательные тенденции:

1) рост кредиторской задолженности на 49%

2) Увеличение периода оборачиваемости активов

3) Снижение показателей рентабельности

Основными «слабыми» местами в финансовом положения предприятия являются:

- низкая рентабельность продаж (или высокий уровень расходов),

- неудовлетворительный показатель абсолютной ликвидности активов.

Основная цель работы любого предприятия - получение прибыли от осуществляемой деятельности. Так как изучаемое предприятие в 2001 году получило прибыли на 16% меньше, чем в 2000 году, то перед руководством ООО «Альянс» стоят следующие задачи:

1) Увеличить прибыльность продаж до уровня 2000 года,

2) Стабилизировать поток денежной наличности, и, как следствие, улучшить показатели абсолютной ликвидности баланса.

Пути увеличения прибыли предприятия:

- Рост доходов от реализации (выручки) продукции,

- Оптимизация затрат

- Повышение уровня рентабельности продукции

Рост доходов от реализации зависит от цен на продукцию, ее ассортимента и качества, от маркетинговых действий по увеличению спроса, кредитной политики предприятия и т.п. Специфика отрасли, в которой осуществляет свою деятельность ООО «Альянс», заключается в том, что цены на продукцию снижаются в следствии технического прогресса и появление на рынке товаров более прогрессивной технологии, поэтому уровень цен на товары обычно постоянно падает (к примеру, мониторы с жидкокристалическим дисплеем в 2000 году стоили около 30 тыс. рублей, в 2001 году их стоимость упала до 22 тыс. рублей, за 2002 год предполагается падение до 17-18 тыс. рублей).

Кроме того, на увеличение спроса влияет не только потребность в приобретении оргтехники и кондиционеров, но и соотношение цены и качества товара, активность рекламы; возможность приобретения товаров в рассрочку, предоставление коммерческих кредитов (в разумных пределах на небольшие сроки), скидки за увеличение объема проданных товаров- внедрение подобных мероприятий даст возможность предприятию увеличить поступление выручки от реализации продукции.

За исследуемый период фактический рост объема выручки на предприятии составил в 2001 году по сравнению с 2000 годом -25,66%.

Анализ динамики роста выручки от реализации и выявление тенденций его развития дает возможность предположить, что в 2002 году предприятие может увеличить объем реализации товара до 65 млн. рублей.

Второй задачей, стоящей перед предприятием, является снижение расходов предприятия. Оптимизация затрат проводится посредством сокращения излишних затрат, запасов ценностей, совершенствование их структуры. Основными источниками резерва снижения себестоимости продукции являются:

1. повышение уровня производительности труда офис- менеджеров,

2. повышение производительности труда, улучшение организации труда бригад по монтажу кондиционеров и систем вентиляции,

3. сокращение коммерческих расходов.

4. поиск поставщиков с более низкими ценами на товары, оптимизации денежных потоков от предприятия к поставщикам с целью достижения определенного объема закупок для получения скидок по товару, получения товарных кредитов и т.п.

Резервы сокращения затрат устанавливаются по каждой статье расходов за счет конкретных мероприятий (улучшения организации труда, усиление контроля за состоянием складского хозяйства, систематическое проведение инвентаризаций, контроль обоснованностью списания расходных материалов при осуществлении монтажа кондиционеров, сравнение прайс-листов поставщиков, проведение переговоров по поводу снижения расценок на товары, заключение договоров поставки с более выгодными для предприятия условиями и т.п.).

Проведение подобных мероприятий позволит сократить расходы предприятия, и, как следствие, увеличить показатели прибыли и рентабельности.

Снижение уровня затрат предприятия до уровня 2000 года (то есть себестоимости продаж до 94% от объема выручки, а уровень коммерческих расходов на уровне 3%) даст предприятию объем валовой прибыли 2070 тыс. рублей, что на 1691 тыс. рублей выше, чем прибыль до налогообложения 2001 года.

Чистая прибыль предприятия после уплаты налога на прибыль составит 1292 тыс. рублей.

Увеличение выручки, и, соответственно, прибыли предприятия, позволит ООО «Альянс» погасить свою кредиторскую задолженность.

Еще одна задача, стоящая перед руководством предприятия ООО «Альянс» - улучшение показателей ликвидности баланса. Основной путь для этого- стабилизация денежных потоков для увеличения денежных средств на расчетном счете предприятия и в кассе. Оптимизация денежных потоков предприятия и увеличение денежных средств на балансе предприятия позволит увеличить показатели абсолютной ликвидности баланса. Основной путь для оптимизации денежных потоков – сокращение разрыва времени между отгрузкой товара и получением оплаты за него, проведение систематической инвентаризации дебиторской задолженности. Кроме того, предприятию необходимо периодически проводить инвентаризацию кредиторской задолженности, и вовремя погашать свои долги перед поставщиками и покупателями, работниками по заработной плате, задолженность перед бюджетом по налогам и сборам; что приведет к сокращению объема кредиторской задолженности, и также улучшит показатели абсолютной ликвидности баланса ООО «Альянс».

При осуществлении плана увеличения прибыли и сокращения затрат, исследуемое предприятие будет иметь свободные денежные средства (в объеме 1573 тыс. рублей прибыли), и вкладывать их в ликвидные запасы. Прогноз финансовых результатов предприятия приведен в таблице №19.

Таблица №19. Анализ плановых финансовых результатов

Показатели 2001 доля в выручке план доля в выручке отклонение плана от 2001г.
абс. %
1 Выручка от реализации товаров 51757 100,00 69000 100,00 17243 0,00
2 Себестоимость реализации товаров 49946 96,50 64860 94,00 14914 -2,50
3 Коммерческие расходы 1434 2,77 2070 3,00 636 0,23
4 Управленческие расходы 0 0,00 0 0,00 0 0,00
5 Прибыль от реализации (1-2-3-4) 377 0,73 2070 3,00 1693 2,27
6 Проценты к получению 0 0,00 0 0,00 0 0,00
7 Проценты к уплате 0 0,00 0 0,00 0 0,00
8 Доходы от участия в др. организациях 0 0,00 0 0,00 0 0,00
9 Прочие операционные доходы 2 0,00 0 0,00 -2 -0,00
10 Прочие операционные расходы 0 0,00 0 0,00 0 0,00
11 Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности (5+6-7+8+9-10) 379 0,73 2070 3,00 1691 2,27
12 Прочие внереализационные доходы 0,00 0,00 0 0,00
13 Прочие внереализационные расходы 0,00 0,00 0 0,00
14 Прибыль отчетного года (11+12-13) 379 0,73 2070 3,00 1691 2,27
15 Налог на прибыль 99 0,19 497 0,72 398 0,53
Продолжение таблицы №19
16 Отвлеченные средства 0,00 0,00 0 0,00
17 Чрезвычайные доходы 0,00 0,00 0 0,00
18 Чрезвычайные расходы 0,00 0,00 0 0,00
19 Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного года (14-15-16) 281 0,54 1573 2,28 1292 1,74

Анализ данных таблицы №19 показал, что прибыль, которую предприятие может получить при осуществлении рекомендуемых мероприятий, на 1292 тыс. рублей превышает прибыль 2001 г. Доля чистой прибыли в структуре выручки увеличится на 1,74%, и составит 2,28% от общего объема выручки

Прогноз денежных потоков предприятия приведен в таблице №20

Таблица №20. Прогноз денежных потоков ООО «Альянс»

показатель план
Сальдо денежных счетов на начало периода: 2
выручка от реализации 69000
Погашение дебиторской задолженности 880
Приобретение товаров: 57860
Коммерческие расходы 2070
Налог на прибыль 497
Погашение кредиторской задолженности 8000
Сальдо денежных счетов на конец периода: 1455

Прогноз денежных потоков предприятия в плановом периоде предполагает наличие денежных средств на расчетном счете предприятия и в кассе на конец планового периода в размере 1455 тыс. рублей.

При составлении прогнозных денежных потоков приняты следующие допущения:

1. Так как на складе излишнее количество запасов, то в плановом периоде предприятие приобретет товаров меньше, чем необходимо для поддержания уровня запасов на уровне 2001 года.

2. В плановом периоде предприятие добьется погашения дебиторской задолженности

3. Высвободившиеся денежные средства будут направлены на погашение кредиторской задолженности.

При составлении прогнозных данных было учтено влияние хозяйственных операций на следующие группы баланса:

-движение группы дебиторской задолженности;

-движение группы запасов;

-движение группы денежных средств;

-движение группы прибыли предприятия;

-движение группы кредиторской задолженности.

Таблица №21. Влияние прогнозных хозяйственных операций на показатели планового баланса.

2001 приход расход план
1.Внеоборотные активы
Основные средства 7266 0 0 7266
Незавершенное строит. 0 0
Долгоср. фин. вложения 0 0
Итого: 7266 0 0 7266
2.Оборотные активы 0
Запасы (включая НДС) 35676 57860 64860 28676
Дебиторская задолженность 880 0 880 0
Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения 2 69880 68427 1455
прочие активы 0 0
Итого по разделу 2 36558 127740 134167 30131
Всего активов 43824 127740 134167 37397
Пассив 0
1. Собственный капитал 0
Уставный капитал 10 10
Добавочный капитал 29700 29700
Фонд накопления 0 0
Резервный капитал 0 0
Фонд соц. Сферы 0 0
Нераспределенная прибыль прошлых лет 287 1573 1860
Непокрытый убыток прошлых лет 0 0
Нераспределенная прибыль отчетного года 0
Итого по разделу 1 29997 1573 0 31570
2. Привлеченный капитал 0
Долгосрочные пассивы 0 0
Краткосрочные пассивы 13827 0 8000 5827
Итого по разделу 2 13827 0 8000 5827
Всего пассивов 43824

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  708  709  710   ..