Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 17

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  642  643  644   ..

 

 

Макроэкономика. Ответы на билеты

Макроэкономика. Ответы на билеты

1. Особенности макроэкономического анализа. Основные понятия макроэконом. Агрегирование .

Макроэкономика - это раздел экономической науки, в котором экономические процессы рассматриваются на уровне национального хозяйства, а не в рамках домохозяйств и фирм. Это наука об агрегированном поведении в экономике, когда изучается вся совокупность факторов, экономических агентов, совокупныйспрос и предложение, уровень цен на всех рынках, национальный объем производства, национальные инвестиции и т.д. Техника агрегирования особенно важна в макроэкономике: обработка массивов информации, выявление средних значений, построение рядов экономической динамики, использование индексных величин.

Важное значение в макроэкономике имеют обобщающиепоказатели экономического развития - национальный продукт, валовые инвестиции, национальное потребление, чистый экспорт

Большое влияние традиционно отводится долгосрочным и краткосрочным экономическим колебаниям изменениям объемов производства, цен, занятости, инвестиций.

Макроэкономика обстоятельно изучает теоретические основы экономической политики государства (кредитно-денежной, фискальной, социальной) и формулирует конкретные предложения в этом направлении.

Постоянно растет значение фактора открытой экономики, а в макроэкономике все более значимым становится глобальный подход с позиций не только национальной экономики, а с позиций планетарной экономики, мирового сообщества государств.

2. Система национальных счетов: теор. основы, важнейшие показатели, тождества национальных счетов.

В макроэкономической теории и практике используется особое счетоводство, основанное на определенных принципах и показателях. Это счетоводство и его методологию ООН использует как обязательные, их применяют в стандартной форме системы национальных счетов(СНС) большинство стран. Национальные счета включают систему счетов производства, распределения, капитала в виде особых финансовых балансов, отражающих годовое движение реально созданных благ и услуг, с одной стороны, и денежных доходов — с другой. СНС охватывает деятельность всех основных экономических агентов: нефинансовые и финансовые предприятия, государственные и частные учреждения, домохозяйства, иностранные фирмы. Теоретические основы СНС:

1) Идея Смитта: конечный результат деятельности национальной экономики оценивается суммированием добавленных стоимостей по всем экономическим агентам. Добавленная стоимость — это разность между стоимостью продукции фирмы, ее объемом продаж и суммой, уплаченной другим фирмам за приобретенное сырье, материалы и услуги(т.е. за промежуточную продукцию). Добавленная стоимость позволяет устранить двойной счет промежуточной продукции.

2) В СНС используются три направления счетоводства: классическое, "затрат - выпуска", счетов потоков фондов:

а)классические национальные счета с расчетом национального продукта (У) по сумме расходов на потребление ( С ), на валовые инвестиции (J), на правительственные расходы (G) и на чистый экспорт ( Е - Х ), т.е. Y = C + J + G +( E - X )- методика Д. Кейнса и по сумме доходов -методика Д. Кларка.

б) с помощью таблиц "затрат - выпуска" - (input - output) В. Леонтьева устанавливаются межотраслевые производственные связи, подсчитываются совокупные затраты, промежуточный и конечный продукт;

в) счета потоков фондов описывают экономический оборот ресурсов и продукции, отраженный через движение финансовых активов и денежных

потоков.

3) По методике Р. Стоуна в СНС широко используются принципы

бухгалтерского учета: а) двойная запись каждой экономической операции с позиций использования ресурсов, доходов и расходов, дебета и кредита; б) бухгалтерский баланс доходов и расходов.

Цель системы национальных счетов дать качественные в соответствии с международными стандартами, информацию о национальном продукте, доходах, их распределителе и использовании, информацию об операциях с капиталами и др. финансовыми операциями.

Система национальных счетов включает ряд счетов, связанных друг другом, связанных с бюджетом страны и платёжным балансом. Счета строятся через обобщение статистических данных предприятий, отраслей, межотраслевой баланс.

Сфера производства стала охватывать все виды деятельности по производству товаров и услуг за исключением деятельности домохозяйств по оказанию услуг для собственного потребления (приготовление пищи, поддержание жилища...). В сферу производства включена и теневая экономика (подпольное производство, уводящее доходы от налогов) и юридически запрещенная деятельность. Основным показателем национальной экономики стал валовой внутренний продукт, раньше таким показателем был валовой национальный продукт.

Тождества национальных счетов:

Введем еще несколько важных макроэкономических характеристик:

-валовые сбережения (S) - это валовой доход за вычетом потребления ( S = Y – ( C + G ) ) , они включают личные сбережения населения и сбережения бизнеса;

- бюджетный дефицит - это разница между расходами государства (G) и

доходами (налогами Т), т.е. равен( G — Т ).

Для закрытой экономики (чистый экспорт) существуют следующиетождества национальных счетов:

1) основное тождество: У = С +J +G (модель Кейнса)

2) тождество инвестиций и сбережений: S = J . Действительно из основного тождества:J =Y- C - G , и S = Y — (С + G);

3) тождество на рынке капитала: S вал = J + (G — Т ),

Все совокупные сбережения проходят через рынок капитала (банковская сфера) для финансирования частных инвестиций за счет личных сбережений и финансирования бюджетного дефицита за счет сбережений бизнеса.

4) тождество госбюджета: G T = S вал - J = - Sg , гдеSg - сбережения государства.

Дефицит бюджета может быть профинансирован либо увеличением денежной массы (ΔМ), либо выпуском государственных облигаций(ΔВ), т.е. G -Т= Δ М+ Δ В.

На основании ВВП определяются и другие важные показатели национальной экоомики и национальных счетов:

ВВП - амортизация основного капитала = чистый национальный продукт (ЧНП).

ЧНП – косвенные налоги на бизнес = национальный доход (НД).

НД – (взносы на социальное страхование + налог на прибыль корпораций + нераспределённые доходы фирм ) + трансфертные платежи населению = личный доход (ЛД).

ЛД – индивидуальный подоходный налог = располагаемый доход (РД) населения

З. ВВП и ВНП. Методика расчёта ВВП. ВВП в межстрановых сопоставлениях (в дол по обменному курсу и по паритету покупательской способности).

Валовой внутренний продукт (ВВП - GDP) - это стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны (граждане страны, постоянно проживающие в стране; национальные и иностранные предприятия) на ее территории за год. В ВВП включается продукция иностранных предприятий на территории страны и не входит продукция национальных предприятий за границей.

Валовой национальный продукт (ВНП - GNP) - это созданная наци­ональными производителями рыночная стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг в экономике за год. В ВНП включается продукция, доходы национальных производителей за рубежом и исключается продукция, доходы иностранцев внутри страны.

В ВВП и ВНП включается только конечная продукция, добавленные стоимости и исключается промежуточный продукт. Не включаются непроизводственные сделки: а) чисто финансовые операции, связанные с государственными и частными трансфертами (выплаты пенсий, пособий..), со сделками с акциями и другими ценными бумагами; а также доходы от их реализации. б) доходы от реализации подержанных вещей.

Количественно ВВП и ВНП очень близки, в большинстве стран их величины разнятся друг от друга не более чем на 1%.

Расчет ВВП и ВНП производится 3 способами:

- по суммированию расходов всех экономических агентов.

- суммирование добавленных стоимостей предприятий и отраслей.

- cуммирование первичных доходов экономических агентов.

Причем поток годовых расходов (национальные затраты) должен равняться потоку доходов (платежам факторам) Стандартная схема расчета ВВП (ВНП):

Компоненты ВВП по потоку расходов Источники ВВП по потоку доходов

1. Потребительские расходы населения, домохозяйств (С).

2. Инвестиционные расходы частного бизнеса (J).

3. Гос. Закупки товаров и услуг (G).

4. Чистый экспорт (расходы иностранцев) (E-X).

Y = C + J + G + NX

ВВПдох =

1. Платежи, не связанные с выплатами доходов (амортизация, косвенные налоги на бизнес-аксцизы, НДС…).

2. З/п наёмных работников.

3. Процент рента, доходы от собственности (иущества).

4. Прибыль (дивиденды, нераспределённая прибыль, налог на прибыль ).

=ВВПрас

Замечание:

1. Не включать в ВВП те статьи, которые связаны с непроизводственными сделками, т.е. с чисто финансовыми трансфертами и с подержанными вещами.

2. Амортизация будет присутствовать и по расходам, как часть валовых инвестиций бизнеса, и по доходам.

3. Внимательно отслеживается всё, что связано с прибылью (или в полном объеме или суммированием её элементов).

4. Платежи, не связанные с выплатами доходов, включаются в цену конечного продукта и при подсчёте ВВП по доходам обязательно должны быть учтены.

На основании ВВП определяются и другие важные показатели национальной экономики и национальных счетов:

ВВП - амортизация основного капитала = чистый национальный продукт (ЧНП).

ЧНП – косвенные налоги на бизнес = национальный доход (НД).

НД – (взносы на социальное страхование + налог на прибыль корпораций + нераспределённые доходы фирм ) + трансфертные платежи населению = личный доход (ЛД).

ЛД – индивидуальный подоходный налог = располагаемый доход (РД) населения.

Национальные счета, ВВП позволяют сопоставить уровни развития разных государств, прослеживать динамику их развития. Для этих целей применяют показатели ВВП в американских долларах по официальным обменным курсам и по паритетам покупательной способности (ППС), когда используются не внутренние цены, а единые базовые цены США:

Страна

ВВП в мчрд. дол ВВП на душу населения дол
по обменному курсу по ППС по обменному курсу по ППС
Германия 2050 2051 25010 25050
Китай 1065 4966 820 4960
Россия 251 1168 1660 8000
США 10100 10100 35900 35900
Япония 4350 3400 35700 26400
Швейцария 280 220 38000 30000

Важную роль имеет сопоставление стран по индексу человеческого развития : он суммирует относительный показатель ВВП на душу населения: Sотн =ВВП/насел. + отн. показатель продолжительности жизни + отн. показатель уровня образования.

4.Номинальный и реальный ВВП. Дефлятор ВВП .

Величина ВВП и ВНП подсчитывается, прежде всего, в текущих ценах. Это номинальные их величины Yном. Реальная величина ВВП(Yреал. ) должна отражать физический объем созданных в стране благ и услуг и не зависеть от изменения цен. Реальный ВВП используется для сопоставлений по годам, для анализа роста динамики. Поэтому он рассчитывается в неизменяемых ценах базового года. Если цены растут, то для получения реального ВВП проводят дефлирование номинального ВВП, т.е. понижают величину последнего. Если цены понижаются, то осуществляют процедуру инфлирования , т.е. увеличение номинального ВВП

ДефляторВВП ( DY ) - это коэффициент необходимой коррекции номинального ВВП в текущих ценах для приведения его к реальной величине внеизменных ценах: DY = Y ном / Y реал , отсюда: Y реал = Y ном / DY

Дефлятор ВВП характеризует изменение уровня цен в национальной экономике, т.е. он равен изменению индекса цен - средневзвешенная величина цен определенного набора благ. Расчет индекса цен является сложной статистической проблемой. Поэтому часто для простоты дефлятор ВВП сводят к индексу потребительских цен (ИПЦ), который равен отношению суммы текущих цен потребительской корзины (данного года) и к сумме цен такой же потребительской корзины базисного года. Это индекс постоянного состава (индекс Ласперайса Iл):

I л = S PtQo / S PoQo , гдеPt - цены периода t; Ро - цены базисного года; Qo - продукция базисного года.

Конечно, более правильнее при расчете дефлятора не ограничиваться только потребительскими товарами и ИПЦ, а также учитывать изменение производства продукции. Последнее приводит к индексу переменного состава (индекс Пааше):

I п = S PtQt / S PoQt

Индекс Ласперайса недооценивает структурные изменения в экономике, а индекс Пааше их переоценивает. Устранить их недостатки призван индекс Фишера: Iф = √IлIп (корень) .

Дефлятор упрощённо сводится к коэффициенту инфляции, который показывает годовое изменение цен.

5. Особенности и основные черты макроэкономической теории Кейнса: система понятий, идея мультипликатора, принцип эффективного спроса и график креста Кйнса.

Кейнс показал, что существуют качественные различия между экономическими процессами на микроуровне(индивиды, фирмы) и на уровне всей экономики. В частности, общее рыночное равновесие не является устойчивым в краткосрочных периодах, оно случайно. Характерны рыночные колебания объема производства, занятости, инвестиций. Рыночный механизм не способен обеспечить автоматическое равенство совокупного спроса и предложения и требуются меры государственного регулирования через особую экономическую политику.

Основные макроэкономическими показатели в теории Кейнса:

1. Совокупный спрос ( AD ) и совокупное предложение(А S ).

AD - это суммарный агрегированный cпpoc всех домохозяйств, фирм, правительства.

AS - это реальный объем национального производства.

AD и AS зависят от уровня цен Р, от объема производства(дохода), от неценовых факторов(уровень процента, валютный курс, налоги, ожидания). Если неценовые факторы не учитываются, тогда AD и AS изображаются графически как функцииуровня цен и дохода:

Р AS

С помощью модели AD - AS может иллюстрировать классическую экономику, описываемую классической и неоклассической теорией, и кейнсианскую экономику.

1) Классическая экономика предполагает полную занятость (существует лишь "добровольная" безработица), полную загрузку производственных мощностей. Следовательно, AS соответствует максимальному объему производства и зависит от изменений цен(вертикальная AS):

P AS

Y

Y *(равновесный уровеньпроизводства)

2) Кейнсианская экономика, предполагает существование незагруженных мощностей и внутренней безработицы. Уровень цен в краткосрочном периоде не измеряется (горизонтальная AS ). [Если цены будут изменяться, то AS будет иметь положительный наклон].


P

Р* AS

Y

3) Промежуточная экономика имеет следующий вид:


классич

кейнс.

Y = Yo + αΔP – уравнение для долгосрочного периода.

Существует несколько теорий, объясняющих такой вид AS, то, что объем производства пропорционален объёму цен. Это теория несовершенной информации, теория неверных представлений о динамике цен, на основе которых принимаются решения по увеличению или уменьшению объёма выпуска.

Резкие изменения совокупного спроса и предложенияшоки приводят к отклонению объема выпуска и занятости. Шоки со стороны спроса возникают при изменении денежной массы или инвестиций. Шоки предложения вызываются резкими скачками цен, природными катаклизмами, изменениями в законодательстве.

Допустим, происходит шоковый рост цен. Это поднимает краткосрочную кейнсианскую линию предложения с AS1 до AS2 . Объем производства при этом упадает с уровняY * до Yв . В долгосрочном периоде цены постепенно упадут, а величины выпуска и занятости восстановятся. Чтобы нейтрализовать спад, необходимо резко увеличить спрос (например, посредством увеличения денежной массы), но при этом цены останутся на высоком уровне Рс:

P

2)Валовой продукт (доход) Y-национальный объем производства Y = C = J + G +( E - X ).

3)Потребление С ( это товары и услуги, покупаемые домохозяйствами, исключая строительство домов), которое описывается потребительской функциейС=Со +с'( Y -Т), где

Со - автономное потребление, не зависящее от дохода, с' - склонность к потреблению;

( Y - Т) - располагаемый доход(за вычетом налогов Т).

С=Со +c'(Y-T)

Y(Y-T) (располагаемый доход)

Наклон потребительской функции определяется склонностью к потреблению с ', которая показывает какую часть дохода расходуют на потребление.

Предельная склонность к потреблению(МРС):

ΔМРС=Δ C Y = dC/ dY

4)Сбережения S - часть дохода (располагаемого дохода), которая не потребляется, а накапливается:

S = Y - С = Y - С( Y ). При росте дохода растёт потребление, но не в той степени, в которой растут доходы, а несколько меньше, что объясняется склонностью к сбережению (показывает какая часть дохода сберегается).

S < 0 - жизнь в долг. АО - пороговый доход,

долг
сбережение

По Кейнсу экономическим агентам свойственна склонность к сбережению s ' - основной психологический закон . Склонность к сбережению показывает, какая часть дохода сберегается. Предельная склонность к сбережению (MPS): MPS = Δ S/ Δ Y=dS/dY.

с' + s' = 1 и MPS + MPC = 1 .

5) Инвестиции (I)- часть национального продукта (дохода), которая расходуется на увеличение основного капитала, на строительство и приобретениедомов, на увеличение запасов сырья и материалов. Очень важны инвестиции в нововведения - инновации.

На практике выделяют: 1) новые или чистые инвестиции, связанные с увеличением основного капитала; 2) инвестиции на восстановление и модернизацию, связанные с амортизацией основного капитала, 3) валовые инвестиции равные чистым плюс амортизация.

Поскольку Y = С + J(Валовые) , то J = Y - C(Y) = S, откуда J = S -сбережения населения являются финансовым источником инвестиций частного бизнеса (фирм).

1. Кейнс показал также, что инвестиции зависят от ставки процентаr : J = J(r) Причем эта зависимость- обратная: чем выше процент, тем меньше инвестиции:


Y

J=J(r)

J

2. Кейнс потребление целиком определял только текущим доходом. Он считал также, что склонность к потреблению уменьшается по мере роста дохода. Это подтверждалось анализом экономики 30-х годов в краткосрочных периодах. Но после II мировой войны статистическая проверка уже не подтверждала выводы Кейнса. Появились новые очень привлекательные гипотезы о потреблении.

Важной составляющей макроэкономической теории Кейнса является мультипликатор инвестиций (дохода). В экономике действует мультипликативный эффект, когда первоначальный доход , вызванный инвестициями, депозитами, экспортом, вновь вовлекается в экономический оборот через потребление (поток дохода) и происходит приращение, умножение дохода. Но это не бесконечный процесс, не вечный двигатель - какая-то часть дохода сберегается и выводится из дальнейшего оборота и не приносит новой порции дохода.

Допустим, потребительская функция имеет вид;

С = 0,8Y, т.е. 80% дохода потребляется, а 20% сберегается. Пусть первоначальные инвестиции в экономику составили 100 млрд. долл. и они привели к росту дохода на 100 млрд. долл.( 80 млрд. долл. - потребление; 20 млрд. долл. - сбережения). Дальше инвестиций не делается, но процесс увеличения дохода идет: 80 млрд. долл. потребления увеличивают доход на 80 х 0,8 = 64 млрд., эти 64 млрд. долл. обеспечивают 64 х 0,8 = 51,2 млрд. долл. и т.д. по закону убывающей геометрической прогрессии. Совокупный доход от первоначальных инвестиций в 100 млрд. долл. составит: 100 + 80 + 64 + ... = =100(1+ 0,8 +0,82 + ...) = 100 х (1/(1-0,8))=500 млрд. долл

Коэффициент, показывающий во сколько раз суммарное увеличение дохода превосходит первоначальные инвестиции, называется мультипликатором инвестиций ( дохода) :

=(∑ ΔY ) / ΔJ = 1/ MPS = 1/ (1- MPC ).

В нашем примере Kμ = 500/100=1/0,2=1/(1-0,8)

Обратим внимание на следующее:

- сбережения приводят к затуханию мультипликативного эффекта. Чем ниже склонность к сбережениям, тем выше мультипликатор. Это так называемый парадокс бережливости - наращивание сбережений сокращает прирост дохода и сокращает возможности сбережений в будущем;

- отрицательный мультипликатор, - когда инвестиции уменьшают. Это приведет к резкому уменьшению дохода и объема производства;

- мультипликативный процесс роста дохода может обеспечиваться государственными расходами и сокращением налогов (соответственно мультипликатор госрасходов и налоговый мультипликатор).

E = Co+c’Y – реальный спрос
В теории Кейнса особое место принадлежит «принципу спроса». Кейнс объясняет отклонения экономики от равновесия и экономические колебания неэффективным спросом. Недостаточный спрос негативно воздействует на производство, увеличение спроса ведет к росту производства и занятости. Обычно «принцип спроса» иллюстрируется на графике «креста Кейнса» . Y (доход, реальные расходы)

Точка А означает равенство AS = AD - эффективный спрос . Отклонение от равновесия, неэффективный спрос объясняется тем, что реальные расходы фирм и домохозяйств отличаются от ранее планируемых, так как фирмы, например, увеличивают запасы. Далее, наблюдается несоответствие планов инвестиций фирм и сбережений. Как отмечалось, необходимо равенство инвестиций и сбережений J =S, но в реальной экономике оно затруднено, так как инвестиций зависят, прежде всего, от процентной ставки J = J(r), а сбережения зависят от дохода S = S(Y). На линии Y = Е соблюдается равенство фактических инвестиций и сбережений, а в точке А достигается равенство планируемых и фактических инвестиций и сбережений. Если фактический объем производства Y1 > Yo, то спрос будет неэффективным и будет накапливаться нереализованная продукция. ПриY 2 < Yo спрос будет превышать предложение, и стимулировать производство.

Отсюда возникает возможность колебаний (отклонений) фактического объема производства вокруг потенциального уровня полного использования ресурсов экономики.

Yреал.доход, Nзанятость

AD п o т = Со +c ' Y + J + G + (Е-Х )

А D факт = Со + c'Y

Линия AS соответствует предложению, равному реальному доходу. АDфакт - это фактический спрос; АDпот -потенциальный спрос, обеспечивающий полную занятость и полное использование производственных мощностей. Равновесие экономики в точке А означает безработицу (Nпот -Nфакт ) и падение производства (дохода) (Yпот -Yфакт ). Чтобы поднять эффективный спрос до более высокого уровня В, необходимо увеличить спрос c АDфакт до АDпот за счет роста инвестиций, госрасходов и чистого экспорта, т.е. необходимо прибавить J +G + (Е - X).

Отрезок ВС составляет разрыв безработицы или рецессионный разрыв. Его величина равна Δy/kμ=ΔY*MPS. Превышение фактического спроса выше потенциального возможно в результате инфляционного бума - цены будут расти, но расширить производство будет невозможно, т.е. все ресурсы полностью задействованы. Возникает ситуация инфляционного разрыва, преодоление которого предполагает сдерживание совокупного спроса.

Если инвестиции и чистый экспорт не изменяются, то ключевое значение для повышения совокупного спроса и решения проблемы безработицы имеют госрасходы (С) и налоговые отчисления (Т).

Когда госрасходы увеличиваются на ΔG, то линияAD сдвигается на ΔG, а равновесный объем производства увеличивается на Δ Y = ΔG * Кμ = ΔG * 1/ MPS .

При сокращении налогов на ΔT, располагаемый доход увеличится на ΔТ, а потребительские расходы и спрос увеличатся на ΔTxMPC. Следовательно, линия AD поднимется на эту величину, что приведет к росту дохода ΔY на (Δ T x MPC x 1/ MPS ). ( MPC x 1/MPS) налоговый мультипликатор Кμ T . Обратим внимание на то, что величина налогового мультипликатора меньше мульти­пликатора госрасходов Кμ g так как ( MPC x 1/ MPS ) <(1/ MPS ) , так как МРС< 1 и MPS < 1. ( 1/ MPS) * МРС = ( 1/ MPS) * (l-MPS)=(1/MPS)-1 и Кμ T = Кμ g – 1.

Следовательно, политика госрасходов сильнее налоговой политики. При ΔG = ΔT , будет наблюдаться равенствоΔG = ΔY - ситуация мультипликатора сбалансированного бюджета, равного единице.

6. Гипотезы потребления Кейнса, Кузнецова, Модильяни, Фишера, Фридмана.

а) Кейнс потребление целиком определял только текущим доходом. Он считал также, что склонность к потреблению уменьшается по мере роста дохода. Это подтверждалось анализом экономики 30-х годов в краткосрочных периодах. Но после II мировой войны статистическая проверка уже не подтверждала выводы Кейнса. Появились новые очень привлекательные гипотезы о потреблении:

б)Гипотеза С. Кузнеца о стабильности склонности к потреблению в долгосрочном периоде;

в) Модель И. Фишера которая показывала, что потребление зависит не только от текущего дохода, но и от ожидаемого в течение жизни дохода - дисконтированной стоимости будущего дохода;

г) Идею Фишера развил Ф. Модильяни, выдвинувший гипотезу жизненного цикла: текущее потребление домохозяйств зависит как от текущего дохода Y, так и от накопленного богатства W . При этом человек стремится стабилизировать свое потребление до конца жизни. Отсюда: C=(W+RY)/T илиC = (1/ T )* W + ( R / T )* Y , где R - годы до пенсии; Т - ожидаемая продолжительность жизни.

Допустим, если ожидаемая продолжительность жизни 50 лет, а до выхода на пенсию осталось 30 лет, то С= 0,02W + 0,6Y. Это означает, что каждый дополнительный доллар годового дохода увеличивает потребление на 60 центов, а каждый дополнительный доллар богатства увеличивает потребление только на 2 цента. Следовательно, потребительская функция по Модильяни меняется: С =αW +β Y, где α и β- предельные склонности к потреблению по богатству и доходу.

Потребление вполне предсказуемо.

д) Фридмен в своей гипотезе постоянного дохода , наоборот, доказывает, что потребление непредсказуемо и случайно. Доход разделяется на постоянный Yp и временный, случайный Yt, так чтоY = Yp + Y t .

Потребление, по Фридмену, зависит только от постоянного дохода, а временный доход, как правило, сберегается: С = а Yp - потребление пропорционально постоянному доходу.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

7. Модель IS / LM : сущность, графики кривых IS , LM и креста Хикса, использование. Модель Хикса-ХансенаМодильяни.

4. От модели(креста) Кейнса, введя в нее функцию инвестиций J=J(r) и денежный рынок, можно перейти и к другой важной макроэкономической модели JS/LM(Kpecr Хикса).Кривая ./.^(инвестиции - сбережения) показывает взаимосвязь г и Yна товарном рынке:

Крест Кейнса

Е

Функция инвестиций J = J ( r )

I(r2 ) ΔII(r1 ) I Y

КриваяIS - это геометрическое место точек, представляющих комбинацию значений г и Y, обеспечивающую равновесие товарного рынка.

Пологая IS означает высокую чувствительность, эластичность инвестиций к изменениям процентной ставки. С помощью кривой JS иллюстрируют бюджетно-налоговую (фискальную) политику: увеличение государственных расходов ΔG сдвигает JS вправо(увеличиваются Y и г), сокращение налогов (-ΔT) сдвигает JS вправо, увеличение налогов(+ΔТ) перемещает ее влево (сокращаются г и Y).

Кривая L М (ликвидность-деньги) характеризует денежный рынок - соотношение между процентной ставкой г и уровнем дохода Y на рынке денежных средств. Кейнс сформулировал принцип предпочтения ликвидности: люди стремятся хранить свои активы в наиболее ликвидной фирме, что объясняется трансакционным мотивом (чтобы быстро осуществлять текущие сделки купли - продажи), мотивом предосторожности(что6ы можно было воспользоваться ими в случае непредвиденных обстоятельств) и спекулятивным мотивом (возможность получения дохода). Наибольшей ликвидностью обладают наличные деньги. Из предпочтения ликвидности вытекает, что спрос на реальные деньги(скорректированные на уровень цен, на инфляцию) - (М/Р)D зависит от процентной ставки г. Если г растет, то люди стремятся меньше держать деньги в фор­ме наличности, так как более выгодно помещение в банк или покупка акции и облигаций. Это графически можно изобразить так:

r

L(r)
M/P

Кейнс указывал, что г > 0 и существует некий небольшой уровень процентной ставки rо , когда все деньги переводятся L ( r ) в наличные. Есть подсчеты, что rо =2% годовых (реальная ставка). Это ситуация так называемой «ловушки ликвидности».

(M/P)D =L(r) ,

Предложение денег в коротком промежутке будет фиксировано — оно задано Центральным банком, т.е. ( M / P ) s =const. График предложения денег

r


M/PM/P

Отсюда равновесие денежного рынка (М/Р)D = (М/Р)s, при разных величинах денежного предложения и спроса на деньги будет выглядеть так:

(М/Р)1 (М/Р)2 М/Р

Точки равновесия денежного рынка А и В. Кроме г на денежное предложение и спрос влияет уровень дохода Y. При высоком доходе будут высокие расходы, увеличивается количество сделок, что требует большего количества денег, т.е. растет спрос на деньги. Отсюда (М/Р)D = L ( r , Y ), причем денежное предложение пропорционально доходу и обратно пропорционально процентной ставке

Кривая LM - это геометрическое место точек, где спрос на ликвидные активы(L) равен предложению денег М:

С помощью кривой LM иллюстрируются кредитно-денежная (монетарная) политика. Если (M/P)s изменяется (Центральный банк изменяет денежную массу), то LM сдвигается. При постоянном Y и неизменном спросе на деньги(М/Р)D сокращение денежного предложения (М/Р), увеличивает r и LM сдвигается влево (уменьшается). Увеличение денежного предложения (M/S) сдвигает LM вправо. Пологая LM означает высокую чувствительность, эластичность спроса на деньги к изменению процента г.

Пересечение LM и JS дает точку равновесиятоварного и денежного рынков. Координаты этого равновесия re и Ye .Этот график получил название креста Хикса

МодельJS / LM , ее график очень удобны для анализа фискальной и монетарной политики:

1) Если Центральный банк увеличивает денежную массу, то при неизменных целях растет денежное предложение(М/Р) , Кривая LM передвигается вправо(до LM:) и равновесие устанавливается при более

низком уровне процентаr , и более высоком уровне y |:

YY,

Минфин стремиться уменьшить бюджетный дефицит и увеличивает налоги(+ΔТ). Это повлияет на экономику двояко:

- если Центробанк будет поддерживать неизменное денежное предложение, рост налогов сместит JS влево – сократится Y и снизится r:

-

- если Центробанк будет поддерживать неизменной процентную ставку г, то в ответ на рост налогов и сдвиг JS ( до уровня JS2 ). он должен уменьшить денежное предложение и это сдвигаетLM влево(до уровня LM2 )

Если в модель JS/LM ввести рынок труда и производственную (функцию. то получим модель Хикса - Хансена - Модильяни:

1. Функция дохода: Y= C(Y,r) +J ( Y , r ).

2. Производственная функция:Yf ( N ).

3. Спрос на реальные денежные остатки: (М/Р)D =L(Y,r).

4. Спрос на труд : f '(N) =F ( W / P ).

5. Предложение труда N = N(W/P)

Здесь N - занятость, количество работающих по найму, W/P - реальная заработная плата.

Графически эту модель можно изобразить так:

I - товарный и денежный рынок
LM

N ( W / P )

III рынок труда

Общее рыночное равновесие достигается при г , Y , N, (W/P)'.

8. Денежные теории. Особенности количественной и монетаризма.

9. Уравнение количественной теории денег: кембриджское и Фишера.

10. Монетарная теории Фридмана: сущность, основные понятия, методы, монетарное правило, практическое значение.

Для анализа денежного рынка необходимо обратиться к классической и количественной теории, идеям Кейнса и монетаризма.

Известны два уравнения количественной теории:

1) кембриджское М =k*p*Y, где k - коэффициент пропорциональности, обратный скорости обращения, р - уровень цен, Y – объем производства.

2) И. ФишераMV = PY , где V- скорость обращения денег. Заметим, что PY – номинальный ВВП.

Из этих уравнений вытекают два важных вывода:

а) спрос на реальные деньги (реальные кассовые остатки - наличность + остатки текущих счетов) пропорционален доходу: ( M / P ) D = kY –кембриджское уравнение.

б) если V –const, постоянен рост ВВП, то Центральный банк полностью контролирует темп инфляции. Это следует из записи уравнения Фишера в дифференциальной форме: ΔМ (в %) + ΔY(в %) =ΔP(в %) + ΔY(в %), где ΔM - изменение денежной массы Центробанком; ΔV =0, так как V - const ; ΔР - темп инфляции; ΔY - постоянен, так как задан техническим прогрессом и внешними факторами.

Следовательно, ΔМ ≈ ΔР и Центральный Банк регулирует инфляцию: если Мs увеличивается, то растут цены, если Центробанк держит денежную массуна стабильном уровне, то уровень цен не будет меняться.

Д Кейнс показал, что реальный денежный спрос (М/Р)D <1 зависит не только от дохода, но и от ставки процента: ( M / P ) D = L ( r , Y ) или M D = kpY + L 2 ( r ).

kpY -это трансакционный спрос на деньги, спрос на деньги для сделок. L 2 ( r ) - спекулятивный спрос на деньги с целью получения большего дохода.

Монетарная теория, связанная с М. Фридменом и другими экономистами чикагской школы, подчеркивает особое значение денег в экономике -практически любое экономическое явление в решающей степени зависит и определяется денежным фактором. Девиз монетаристов: "Мопеу matters" -деньги имеют значение (все остальное еще должно подтверждать свою значимость). Денежный спрос на реальные кассовые остатки по М Фридману зависит от целого ряда показателей (независимых переменных):

(М/Р)D =F(Y, rобл , rакц , π, h ), где Y – доход, rобл -доход на облигации, rобл – доход на акции, π – темп

Но определяющим фактором М.Фридмен считает постоянный доход. Отсюда более простая формула:

(М/Р)D = f(Yp ).

Все остальные факторы не оказывают систематического влияния на денежный спрос по Фридмену.

Монетаристы сформулировали гипотезу о стабильностискоростиобращения денег в долгосрочном периоде и о ее колебаниях в краткосрочных периодах вокруг долгосрочного тренда. Эти колебания определяются темпами инфляции и изменениями процентной ставки. Для доказательства стабильности скорости обращения денег М.Фридмен использует метод статистической проверки гипотез и рассматривает монетарную историюСША с 1859 года (динамика денежной массы, скорость обращения, вычисление реального и антиципированного, ожидаемого дохода и т.д.).

В рамках монетарной теории сформулировано монетарное (денежное) правило , по которому в условиях стабильной, нормально развивающейся экономики годовой прирост денежной массы должен соответствовать приросту ВВП и не превышать 3-5%. Это вытекает из дифференциальной формы уравнения Фишера:

ΔМ + Δ V = Δ р + ΔY .

Поскольку Δ V = 0 и Δ р = 0, то Δ М = ΔY .

Это правило монетаристы предлагают применять для финансовой стабилизации государств - жесткая монетарная политика борьбы с инфляцией. (не западе имела успех, а в России из-за неумения экономистов не прошла).

11. Спрос на наличные деньги. Модель Баумоля-Тобина.

Обобщая уравнения количественной теории, положения монетаризма, можно сделать вывод о том, что спросна деньги в краткосрочном периоде в первую очередь зависит от уровня дохода Y, скорости обращения денег V и процентной ставки г. Из уравнения Фишера вытекает, что денежный спрос обратнопропорционален скорости обращения денег: (М/Р) D =(1/V)*Y.

Скорость обращения измеряется отношением денежных расходов за период к денежной массе.

Скорость обращения растет по мере роста инфляции. Чем выше инфляция, тем быстрее люди хотят потратить полученные деньги.

На денежный спрос влияет номинальная процентная ставка: при любом данном уровне дохода спрос на деньги падает с ростом ставки процента (номинального), так как растут издержки хранения денег в виде наличности.

Интересной является модель спроса на наличные деньги (модель управления наличностью) Баумоля - Тобина, по которой можно рассчитать оптимальную величину наличности на руках и оптимальное число посещений банка вкладчиком.

Если вкладчик имеет счет в банке на начало периода (года) величиной Y и посещает банк только один раз в году(в начале года), то графически спрос на наличность можно изобразить так:

средняя сумма на руках Y/2
Деньги на руках
время

1/2 1 год

При двух посещениях в год:

деньги на руках

средняя сумма на руках Y /4

время

При N посещений

средняя сумма на руках y/2N

Y / N


1/ N время

Чем больше посещений банка N, тем меньше средняя величина наличности будет на руках, и наименьшими будут потери в виде недополученного процента ( rY /2 N ). Но при этом возрастают издержки, связанные с посещениями банка ( F • N) , где г - процентная ставка ; F —издержки посещения банка. Графически ситуация выглядит так:

Затраты на посещения F*N

издержки
Недополученный процент rY/2N

Оптимальное число посещений банка Nопт = rY/2F

Оптимальная средняя сумма наличности на руках: y/2N = YF/2r

12. Денежное предложение. Механизм эмиссиии, заимствований у Центробанка, банковской мультипликации.

13. Эмиссия и инфляция. Инфляционный налог. Эффект Танзи-Оливера. Гиперинфляция.

14. Банковский мультипликатор: сущность, величина, формула расчёта.

Денежное предложение реализуется через различные элементы денежной массы - денежные агрегаты:

Мо - наличные деньги (бумажные кредитные деньги и монеты);

M1 - Мо + банковские счета до востребования, дорожные чеки, Now -счета;

М2 – M1 + срочные банковские счета, сберегательные депозиты;

Мз – M1 + крупные срочные депозиты, взаимные институциональные фонды денежного рынка;

L — Мз + сберегательные облигации, краткосрочные облигации

Казначейства, другие коммерческие бумаги.

Агрегаты Мо M1, M2, Мз, L применяются в США, в России используют mо,m1|, М2.

m1 - это" деньги высокой силы ", трансакционные деньги (деньги для сделок), М2- m1 - квазиденьги.

Механизм денежного предложения включает денежную эмиссию, заимствования правительства у Центрального банка и кредитную мультипликацию.

а) Денежная эмиссия осуществляется государством через Центральный банк простым увеличением денежной массы для финансирования своих расходов. Эмиссия составляет доход государств – сеньораж ( по аналогии с исключительным правом средневекового сеньора). Но эмиссия ведет к инфляционному налогу, который налагается на все население и выражается в обесценивании наличных денег и сбережений в банках:

Инфляционный налог = π* В = дефициту бюджета ( G - T ) , где В - базовые деньги (наличность + депозиты населения в банках (B=H+R)); π - уровень инфляции.

Уровень инфляции π равен темпу роста денежной базы в долгосрочном периоде: π =ΔB/B , где ΔВ — изменение денежной базы за один интервал В.

Если правительство не собирает налоги и не увеличивает их, не сокращает расходы, тогда у него остается единственный путь покрытия бюджетного дефицита - эмиссия и инфляционный налог, т.е. финансирование бюджетного дефицита осуществляется выпуском (напечатанием) Центральным банком дополнительных денег. Таким образом действовало российское правительство в 1992-1995 г г.

Эмиссия и инфляция хорошо изучены эконом. наукой:

1) Дефицит бюджета ведет к инфляции, а рост инфляции в свою очередь усиливает дефицит бюджета — это ситуация эффекта Танзи — Оливера.

2) Теоретическое изучение гиперинфляции (Фридман и Кейган). По Кейгану гиперинфляция наступает если месячный рост цен превышает 50%. Спрос на деньги при гиперинфляции зависит от реальной процентной ставки и от ожидаемой инфляции (ожидаемого роста цен).

Выход из гиперинфляции – денежная реформа, введение новой денежной единицы и проведение жёсткой монетарной политики, запрет эмиссии и недопущение кредитов центральному правительству.

б) Заимствование (кредит) правительства у Центрального банка так­же приводит к инфляции, так как мало чем отличается от эмиссии, потому что под этот кредит ЦБ вынужден печатать доп. наличность, чтобы государство рассчиталось с бюджетниками и выплатило з/п. Поэтому, во многих странах, в т.ч. в России, по закону запрещены такие кредиты.

в) Кредитная мультипликация - это увеличение денежной массы через механизм межбанковского кредитования и частичного резервирования депозитов в Центральном банке.

Депозиты ( вклады) физических и юридических лиц составляют пассивы коммерческого банка. Активы - это выданные кредиты и обязательные резервы, передаваемые по закону Центральному банку. Для баланса Центрального банка активы - это его кредиты коммерческим банкам, а пассивы - наличность и резервы, в т.ч. поступающие обязательные резервы коммерческих банков (заметим, что сумма наличности и резервов коммерческих банков оставляют денежную базу В). Рассмотрим механизм денежной мультипликации с помощью корреспонденции Т - счетов (упрощенный баланс) Центрального и коммерческих банков. Допустим норматив обязательного резервирования – R’ = 1/3. Центральный банк увеличивает денежную базу на 1 млрд.руб. и через правительство кредитует коммерческий банк "Росбанк". На Т-счетах эта операция выглядит так:

изменение баланса ЦБ Изменение баланса "Росбанка"


Активы Пассивы Активы Пассивы


Кредиты 1. Наличность Резервы +1 Депозиты предприятий +1

+1 2. Резервы +1


Допустим, до поступления кредита баланс "Росбанка" был:

Актив Пассив

Резервы 100 Депозит 300

Кредит 200

После поступления кредита он стал таким:

Актив Пассив

Резервы 101 Депозит 301

Кредит 200

У "Росбанка" возникает возможность предоставить межбанковский кредит "Балтбанку", выделив на это 2/3млрд.( 1/3 “Росбанк" обязан зарезервировать на счете ЦБ как обязательный резерв - 1 млрд. • R' = 1/3 млрд.).

Баланс "Балтбанка"

До кредита После кредита

Актив Пассив Актив Пассив

Резервы 50 Депозиты 200 Резервы 50+ 2/3 Депозиты 200 + 2/3

Кредит 150 Кредит 150

"Балтбанк" может предоставить дополнительный кредит "Волгобанку" объемом 2/3 млрд. х 2/3, так как 2/3 млрд. х 1/3 он должен перевести в обязательный резерв Центробанка. "Волгобанк" кредитует следующий банк по такой же схеме и т.д. В результате первоначальное увеличение денежной базы на 1 млрд. долл. создает денежную массу в размере: 1 + 2/3+2/3 *2/3+2/3* 2/3*2/3*2/3+…(2/3)к +…

Это сумма членов убывающей геометрической прогрессии. Она равна : 1/(1-2/3) = 1/(1/3) = 3. В данном примере денежная масса выросла в 3 раза — это есть величина денежного (банковского) мультипликатора. Его величина (Mg) равна: Mg = 1/R’ или Mg = M/B, где М — общая денежная масса; В — денежная база.

Итак: базовые деньги создаются ЦБ, а корреспондентские счета по межбанковским кредитам и норма обязательного резервирования определяют величину созданной кредитной мультипликацией денежной массы. Кстати, если нет депозитов в банках, то единственная форма денег - наличные, т.е.денежная масса и денежная база - наличные и Mg= M/B=1.

Чем меньше R', тем больше величина Mg. Наличность уменьшает величину денежного мультипликатора, он будет между 1/R’ и 1; 1/R’<Mg<1.

Другая формула денежного мультипликатора: M / B =( D + H )/( R + H ), где (D+H) - депозиты + наличные;

(R + Н) - резервы + наличность. Разделим на D и получим тогда: M / B =(1+ H / D )/( R / D + H / D )=(1+ C )/( R ’+ C ), где R/D=R’ и H/D=C.

В России 90-х годов величина денежного мультипликатора составляла в 1991г. - 3,3; в 1993 г. = 1,68, в 1996 = 2,14.

Предложение денег прямо зависит от величины денежного мультипликатора. Центральный банк контролирует денежное предложение, воздействуя на денежную базу. Изменение денежной базы в свою очередь оказывает мультипликативный эффект на денежное предложение. Денежный мультипликатор характеризует способность всей денежной системы создавать деньги без эмиссии.

15. Кредитно – денежная система и её элементы. Функции Центробанка. Операции коммерческих банков.

Кредитно-денежная система страны включает Центральный банк, коммерческие банки, фондовые и валютные биржи, некоторые специализированные финансовые институты.

Ключевое место в этой системе занимает Центральный банк (Национальный банк. Государственный банк, в США - Федеральная резервная система из 12 федеральных банков). Как правило, в условиях рыночной экономики Центральный банк весьма самостоятелен в своих решениях, но в той или иной степени контролируется государством (контроль и отчетность, назначение руководства, согласование решений с правительством...).

Функции Центрального банка: а) эмиссия денег.

б) контроль за денежным обращением в стране и поддержание стабильности национальной денежной единицы;

в) проведение операций на открытом фондовом рынке - купля и продажа государственных ценных бумаг;

г) установление учетной ставки банковского процента(ставки рефинансирования), под которую выдаются кредиты коммерческим банкам;

д) определение резервных требований, т.е. нормы обязательных резервов для коммерческих банков;

е) выдача лицензий на банковскую деятельность или лишение ее;

ж) межбанковский расчетный центр.

Центробанк является также для коммерческих банков кредитором последней инстанции. Он — финансовый агент правительства. Контролирует зарубежную деятельность частных банков.

Коммерческие банки - это специализированные финансовые учреждения, организующие кредитные операции. Они предоставляют денежные ссуды на условиях возвратности к определенному сроку и платности (взимание процента). Это активные операции. Банки мобилизуют денежные средства населения и предприятий - это их пассивные операции, по которым выплачивают проценты. Процентные ставки по активным операциям более высокие, чем по пассивным. Разница величин этих процентных ставок спрэд или маржа обеспечивает основу прибыли банка.

Ресурсы банка формируются за счет собственных, привлеченных и эмитированных средств. Собственные средства - акционерный и резервный капитал, нераспределенная прибыль. Привлеченные средства составляют депозиты (срочные вклады и вклады до востребования)и кредиты других банков и финансовых организаций. Эмитированные средства связаны с выпуском и размещением облигаций, депозитных сертификатов и других ценных бумаг. Современный коммерческий банк выполняет многие операции :

1) прием вкладов и выдача ссуд; 2) предоставление межбанковских кредитов; 3) платежные операции по поручению клиентов; 4) операции с ценными бумагами на финансовых рынках; 5) форексные операции на валютном рынке... Сфера банковских операций в последние годы значительно расширилась за счет новых операций: финансовый лизинг , связанный с финансовым обеспечением долгосрочной аренды сложного и дорогостоящего оборудования; факторинг и форфетинг - посреднические операции с платежными векселями и т.д.; доверительные,трастовские операции по управлению имуществом; введение новых форм счетов , позволяющих осуществлять текущие платежи со срочных и специальных депозитов (NOW - счета, например).

В России к концу XX века банковская система находится в стадии становления. 70 - 80% всего банковского капитала сконцентрировано в Москве. Периферийная сеть банков маломощна. Слабость реального сектора объясняет слабость и уязвимость всей банковской системы, это проявилось в банковском кризисе 1998 г., когда многие банки прекратили выплаты по депозитам и остановили платежи предприятиям. Финансовые портфели многих крупных банков были переполнены потерявшими ликвидность государственными краткосрочными обязательствами (ГКО). Начался процесс ликвидации банков - банкротов. Определенные надежды связываются с привлечением на российский финансовый рынок солидных иностранных банков и финансовых институтов, но главное - это возрождение, упрочнение реального сектора - промышленности, сельского хозяйства, транспорта и т.д.

16. Кредитно – денежная система (монетарная политика): сущность и инструменты.

17. Политика дорогих и дешёвых денег.

Кредитно-денежная (монетарная) политика - это определенные действия правительства (министерства финансов) и Центрального банка по осуществлению косвенного регулирования кредитно-денежной сферы. Можно выделить три основных инструмента кредитно-денежной политики : а) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования); б) изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков, поступающих в Центробанк; в) операции на открытом рынкес ценными бумагами.

Сущность кредитно-денежной политики заключается в изменении денежного предложения путем воздействия на денежную базу через денежный мультипликатор.

Различают два вида монетарной политики : а) политикадешевых денег(дестриктная политика) и б) политикадорогих денег (рестриктная политика).

Политика дешевых денег связанна с удешевлением кредита и увеличением денежного предложения. В конечном итоге это должно увеличивать инвестиции, объем производства и занятость в стране. Осуществляя политику дешевых денег, Центральный банк:

1) покупает государственные ценные бумаги (облигации, краткосрочные и долгосрочные обязательства) на открытом рынке. В результате деньги из пассива Центробанка переводятся в активы коммерческих банков и используются для кредитных операций;

2)понижает норму обязательных резервов , что автоматически переводит часть резервов коммерческих банков в их активы и увеличивает денежную массу (при этом действует эффект денежного мультипликатора). Это наиболее сильное средство по увеличению денежного предложения, но как сильнодействующим лекарством, им не следует злоупотреблять (так немецкий "Бундесбанк" за 50 лет с 1948 г. менял норматив обязательных резервов всего 4 раза, а учетную ставку более 80 раз);

3)снижение учетной ставки Центрального банка , что делает более выгодным для коммерческих банков получения кредитов у Центробанка и их последующее размещение в экономике. Сокращение ставки рефинансирования ведет к снижению процентов по кредитным операциям коммерческих банков, что стимулирует инвестиции и через денежный мультипликатор увеличивает объем производства и занятость в стране.

Политика дорогих денег нацелена на ограничение денежного предложения, чтобы препятствовать развитию инфляционного процесса. При этом Центральный банк: а) продает государственные ценные бумаги коммерческим банкам на открытом рынке, чтобы сократить активы последних;

б) увеличивает норму обязательных резервов коммерческих банков; в) увеличивает учетную ставку , что удорожает кредиты и ведет к сокращению инвестиций, объема национального производства и темпа инфляции.

Для анализа монетарной политики можно использовать аппарат кривых JS и LM. Если денежное предложение сокращается, то LM сдвигается влево, при росте его - LM сдвигается вправо.

Монетарная политика эффективна при относительно крутой LM и пологой JS:

lm1

ΔY Y

Небольшие изменения процента в экономике приводят к значительным изменениям объема национального производства. Если JS пологая, то это означает высокую чувствительность инвестиций к динамике процентных ставок. Пологая JS будет также при высокой склонности к потреблению и относительно низких ставках налогообложения.

Если же LM будет пологой, JS крутой, то монетарная политика неэффективна - значительные изменения процентных ставок слабо изменяют объем производства:

LM1

ΔY Y

Именно такое соотношение LM и JS характерно для современной российской экономики. Не случайна, поэтому, слабая результативность у нас кредитно-денежной политики.

18. Бюджетно-налоговая (фискальная политика): сущность, инструменты.

Финансы государства связаны преждевсего с бюджетом. Бюджет- это ядро государственных финансов, основа экономической деятельности государства. Бюджет - это финансовый план государства, баланс егодоходов и расходов.

Структура государственных финансов России включает: 1) федеральный бюджет; 2) местные бюджеты; 3) консолидированный бюджет (федеральный + местные); 4) внебюджетные фонды (пенсионный, занятости, социального и обязательного медицинского страхования); 5) бюджет расширенного правительства (консолидированный + внебюджетные фонды).

Схема федерального бюджета РФ по доходам и расходам:

Доход Расход

1. Налог :

- НДС

- на прибыль

- акцизы

- подоходный

- таможенные пошлины

2. Доход от внешнеэкономической

деятельности:

- от внешней торговли

- от внешних заимствований

1.Поддержание народного хозяйства(субсидии угольной промышленности, сельскому хозяйству и т.д.)

2. Госаппарат

3. Правоохранительные органы

4.Оборона

5. Культура, образование, здравоохранение

6. Обслуживание госдолга

7. Внешнеэкономическая деятельность

8. Инвестиции(бюджет развития)

Инструментами фискальной (бюджетно-налоговой) политики государства являются налоги и расходы бюджета.

Различаются дискреционная фискальная политика инедискреционная .

Дискреционная политика осуществляется через сочетание изменений госрасходов, налогов, сальдо госбюджета в конкретных (дискретных) мероприятиях правительства для изменения уровня занятости, объема производства, инвестиций, темпа инфляции.

Недискреционная политика не связана с какими-то конкретными мероприятиями, а использует механизм "встроенных бюджетных стабилизаторов". Такими являются налоговые и трансфертные стабилизаторы, автоматически воздействующие на макроэкономические изменения. Так, налоговый стабилизатор связан с системой прогрессивного налогообложения , с несколькими ставками: при низких ставках создаются стимулы роста доходов и экономического роста. При высоком экономическом росте "включаются" высокие налоги, которые замедляют рост, сокращают доходы и препятствуют перепроизводству.

19. Расходы госбюджета: направления, воздействие на экономику, закон Вагнера, современные проблемы.

Государственные расходы можно разделить на четыре категории:

1) потребление в госсекторе(G), включая зарплату работников госсектора и платежи по госзакупкам для текущего госпотребления;

2) государственные инвестиции (Jg) - расходы на увеличение основного капитала в госсекторе;

3) трансферты частному сектору (пенсии, страхование по безработице, льготы ветеранам...);

4) проценты по госдолгу.

Существует ряд важных теоретических положений , связанных с государственными расходами .

1) ЗаконАдольфа Baгнepa (1877г.):рост доли государственных расходов (в долгосрочном периоде) к ВВП страны, что объясняется эластичным спросом со стороны домохозяйств на более качественные государственные услуги.

2) Увеличение госрасходов приводит к эффекту фискального вытеснения частных инвестиций: рост государственных расходов наращивает дефицит бюджета, который финансируется сбережениями бизнеса и заимствованиями с помощью домохозяйств. В результате поднимается ставка процента и частные инвестиции сокращаются - они как бы вытесняются.

3) Чрезмерные государственные расходы во многом объясняются политической обстановкой в стране. В тех странах, где политическая власть часто переходит от одной партии к другой , госрасходы и госдолг, как правило, больше. Если в правительственную коалицию входят несколько партий, то это также приводит к росту госрасходов. Однопартийные правительства более эффективно держат под контролем дефицит бюджета.

Проблемы государственного бюджета РФ:

1) Проблема соотношения федеральных и местных бюджетов: до 2000 года сокращалось значение федерального бюджета, возникала масса проблем финансирования бюджетных расходов федерального значения, а с 2000 года, наоборот, обостряется нехватка средств местных бюджетов;

2) Проблема дефицита федерального бюджета. Она была актуальна до 2001 года, сейчас наблюдается первичный профицит, т.е. доходы бюджета превышают расходы, за исключение выплат по внешнему долгу.

3) Закон о бюджете обычно принимался к середине года, поэтому он не выполнялся, и приходилось производить секвестр , т.е. сокращение расходных статей. Правда, на 2000г. закон о бюджете принят впервые в декабре 1999г.

4) Налоговые и таможенные проблемы, которые усиливали бюджетную напряжённость. Усиливается парламентский контроль над бюджетом, но при этом приходится учитывать интересы многих вабирующих структур.

5) Небольшие размеры гос. бюджета РФ, но это связано прежде всего с ВВП страны.

20. Налоги: сущность и необходимость, налоговые теории.

Доходную часть госбюджета составляют, прежде всего, налоговые поступления. Налоги это обязательные финансовые платежи экономических агентов (физических и юридических лиц) в бюджет. Необходимость налогов в рыночной экономике связана с оплатой гражданами и фирмами полученных от государства услуг, предоставляемых в виде общественных товаров и благ (оборона, правопорядок, бесплатное и частично бесплатное образование, здравоохранение, общественный транспорт), и перераспределение доходов в целях обеспечения социальной справедливости в обществе и повышения эффективности деятельности государства.

Налоги подразделяются на три большие категории:

1) налоги надоходычастных лиц и корпораций, в том числе отчисления из заработной платы на социальное страхование;

2) налоги на расходы, в том числе налоги с продаж, акцизы и импортные тарифы;

3) налоги на собственность, включая разнообразные налоги на дома (жилище) и строения, сельскохозяйственные угодья и земли под постройки, а также на наследство.

Выделяются также прямые (на доходы и собственность) и косвенные (на товары и услуги (с продаж, аксцизы и тарифы, НДС)) налоги.

В развитых странах преобладают прямые налоги. Так, в США они составляют 85% всех доходов государства, причем 90% прямых налогов составляет подоходный налог. Развивающиеся страны широко используют косвенные налоги, которые легче собирать.

Вопросы налогообложения традиционны в экономической теории (налоговые теории).

1) А.Смит в последнем разделе "Богатства народов" (1776), посвященном финансам государства, обосновывает необходимость податной системы и рассматривает три ее организационных принципа налогообложения :

- простота и понятность налогообложения;

- удобство сбора налогов для их плательщика;

- дешевое для страны налогообложение (низкие затраты на налоговые органы).

2) Д. Рикардо указывает на предпочтительность налогообложения перед заимствованиями (внутренними и внешними) при финансировании расходов государства. Заимствования по Рикардо, увеличивают государственный долг, что ведет к бегству капитала из страны и сокращению частных сбережений. Рикардо сформулировал знаменитый принцип эквивалентности , по которому изменение в налоговой системе с течением времени не влияет на расходы частного сектора, на сбережения и инвестиции. Домашние хозяйства будут сберегать доход, получаемый от уменьшения налогов. Текущее же их потребление не будет увеличиваться. Из эквивалентности Рикардо вытекает, что временные уменьшения налогов при неизменных госрасходах не оказывает влияния на национальное потребление и сбережения. Однако в последующем эта закономерность не была подтверждена статистической проверкой, а теоретический анализ показал слишком большие упрощения у Рикардо (не учитывал неопределенность и ограниченность в ликвидных средствах домохозяйств, игнорировал прогрессивное налогообложение).

3) Д.Ст.Миль критиковал прогрессивные налоги и высокие налоговые ставки на большие доходы. Был сторонником обложения налогом не доходов, а расходов.

4) А. Вагнер ввел в теорию налогообложения предельный анализ - обосновал предельные налоговые ставки. Сформулировал принципы налогообложения:

- принцип достаточности и эластичности,

- выбор источника налогообложения,

- комбинация налогов в систему,

- всеобщность и равномерность.

5) В современной налоговой теории актуальными являются следующие вопросы:

- обложение налогом дохода фирмы или ее расходов;

- связь налоговых поступлений и информации о доходах;

- проблема дифференциации налоговых ставок;

- оптимальные размеры налоговой ставки.

В XX веке налоговая теория развивается:

1) широко применяется принцип прогрессивных налогов и налогообложения,

2) определённую популярность имела концепция Рамсейя,1927, который доказывал, что необходимо облагать потоварным налогом неэластичные товары и услуги, т.е. то, что обязательно покупают все слои населения, но этот налог хотя и удобен правительству, неудобен для бедняков.

3) В 30-е гг. Кейнс включил налоги в систему инструментов правительства по регулированию экономики: налоговый мультипликатор, изменение налогов влияет на эконом. рост и т.д.

4) После 2 Мировой войны начинаются исследования по нахождению оптимальной налоговой ставки, которая обеспечила бы и высокие доходы государству и одновременно не подрывала бы благосостояния граждан, их стимул к увеличению дохода. Такую ставку нужно рассчитать для корпораций и для граждан. Оптимальная ставка должна удовлетворять принципам эффективности, т.е. стимулировать эконом. деятельность, и принципу справедливости, т.е. равномерно распределять налоговую нагрузку.

21. Налоговая ставка и её оптимизация (кривая Лаффера, теория Миррлиза).

После 2 Мировой войны начинаются исследования по нахождению оптимальной налоговой ставки, которая обеспечила бы и высокие доходы государству и одновременно не подрывала бы благосостояния граждан, их стимул к увеличению дохода. Такую ставку нужно рассчитать для корпораций и для граждан. Оптимальная ставка должна удовлетворять принципам эффективности, т.е. стимулировать эконом. деятельность, и принципу справедливости, т.е. равномерно распределять налоговую нагрузку.

Исходя из этого, существует две концепции:

1) Д. Миррлис в работах 70-х годов разработал модель оптимальной налоговой ставки , имеющую весьма сложную математическую структуру, но практические выводы из нее просты: оптимальная налоговая структура является приблизительно линейной, т.е. оптимальные предельные налоговые ставки постоянны, одного уровня; предельные оптимальные ставки подоходного налога низки в пределах 17-21 % от дохода;

подоходный налог является гораздо менее эффективным способом уменьшения неравенства, чем обычно полагают. Более эффективны в этом отношении другие механизмы (трансферты и льготы, например).

2) Теория А. Лаффера, устанавливающая связь между налоговой базой (облагаемый доход), налоговой ставкой и налоговыми сборами. Это связь характеризуется кривой Лаффера:

t - налоговая ставка (% к доходу), topt , - оптимальная ставка ;

Т и Т max - налоговые сборы, максимальный сбор

t

Одинаковые поступления Т1 могут быть обеспечены высокой налоговой ставкой t2 и низкой t2 . Выгодны низкие ставки. Существует оптимальная ставка topt , которая обеспечивает наибольшие сборы налогов Т max .

Однако на практике (80-е годы, США) оказалось, что низкие по теории Лаффера ставки в 30-35% не обеспечили максимальные налоговые поступления. Другие расчеты показали, что topt должно находиться в пределах 70-80%. Но такие ставки не соответствуют принципам эффективности и справедливости.

Эффективность налогообложения зависит от информации о доходах. Однако, и в случае асимметричной (противоречивой и неполной) информации существуют достаточно надежные методы налогообложения, использующие систему стимулов внесения налогов и санкций к нарушителям налоговой дисциплины ("еретикам").

22. Сравнительный анализ эффективности монетарной и фискальной политики: сент-луисская модель.

Считается, что фискальная политика эффективна при пологой LM и крутой js, когда слаба реакция инвестиций в стране на изменения процентной ставки, относительно слаба склонность к потреблению и высоки ставки налогообложения. Весь этот набор сейчас существует в России.

Мероприятия фискальной политики широко используются в кризисные периоды, во время социально-экономических преобразований и реформ. В периоды стабильного экономического развития более эффективна монетарная политика, т.е. фискальные мероприятия неизбежно приводят к эффекту вытеснения, по которому рост госрасходов и налогов приводит к увеличению ставки процента и дефицита бюджета, который финансируется сбережениями бизнеса. Частные внутренние инвестиции сокращаются, и это ослабляет эффективность фискальной политики.

Существует известная Сент-Луисская модель (1968г.) с помощью которой сравнивалась эффективность фискальной и монетарной политики в США по 17 месячным периодам. Согласно выводам этой модели, в США монетарная политика в 60-70-е годы была более эффективна по сравнению с фискальной, т.е. кредитно-денежные мероприятия оказывали более "систематическое воздействие" на экономику. Упрощенно это можно представить так:

ΔY = А + b Δ М + с ΔF , где ΔY - прирост ВВП; ΔМ - изменения монетарной политики; ΔF - изменения фискальной политики; A, b, c - коэффициенты.

Главный вывод Сент-Луисской модели в том, что b>0 , а с≈0 , т.е. изменения монетарной политики существенно влияют на экономический рост, а изменения фискальной политики мало эффективны.

Однако в 70-х годах Ф.Модильяни, рассматривая изменения фискальной и монетарной политики и их влияние на ВВП в 3-4 летних периодах, показал, что коэффициент с также отличается от нуля и что воздействие фискальной политики более сильное по сравнению с выводами Сент-Луисской модели.

23. Социальная политика в системе экономической политики: сущность и значение, цели, инструменты.

В 50-е годы появилась базовая теория экономической политики Я. Тинбергена, в которой описываются основные шаги выработки оптимальной политики..

Особенности теории Тинбергера:

1) Правительственные органы должны выбрать конечные цели экономической политики, которые обязательно связаны (прямо или опосредованно) с максимизацией функции общественного благосостояния. На основе этой функции благосостояния определяются целевые показатели экономической политики.

2) Правительственные органы должны оценить, какими политическими инструментами располагают.

3) Необходимо иметь модель экономики, связывающую целевые показатели и инструменты их достижения, что позволит выбрать оптимальный масштаб применяемых политических мер.

К числу целевых макроэкономических показателей обычно относят, прежде всего, достижение полной занятости и нулевую инфляцию. Иногда эти цели дополняются другими целями - достижение желательного уровня распределения дохода; определенного соотношения выпуска продукции между государственным и частным секторами; обеспечения сбалансированности платежного баланса страны.

В общем, существует два вида инструментов , с помощью которых можно достигнуть этих целей: фискальная и монетарная политика . Конкретный набор инструментов в рамках этих двух видов политики зависит от институциональной среды. По Тинбергену, два целевых показателя, два инструмента политики могут достичь желаемых значений целевых переменных только в том случае, когда эффекты влияния инструментов на цели линейно независимы. Если есть N целевых показателей , то их можно достичь, когда есть как минимум N линейно независимых инструментов.

Разные политические инструменты на практике находятся под контролем разных государственных органов. Так, денежная политика регулируется Центробанком, а фискальная — законодательной и исполнительной властями. Если эти госорганы не координируют свои действия, то оптимальный набор политических мер можно обеспечить и децентрализованным способом.

Для этого нужно каждую цель предписать определенному инструменту и осоргану, который оказывает на эту цель наибольшее влияние. Такой подход предложен в 60-е годы Р. Манделлом, нобелевским лауреатом по экономике 1999 г.

26. Инфляция и безработица: кривая Филлипса, модифицированная кривая Филлипса, вертикальная кривая Филлипса.

Как уже отмечалось, полная занятость и низкая инфляция являются особо значимыми целями экономической политики. Эти цели взаимосвязаны и специально рассматриваются в концепции кривой Филлипса . В конце 50-х годов английский экономист А. Филлипс на основании обработки статистических данных по зарплате и занятости в Англии за столетие с 1850 по 1950 гг. построил

кривую зависимости темпа роста номинальной зарплаты W/W-1 , где W-1 - зарплата в предыдущем периоде; от безработицы в экономике W/W-1 = φ(u), где u - безработица.

W / W -1


W/W-1 = φ(u),

u

Филлипс вывел обратную зависимость между изменением зарплаты и безработицей : чем больше темп роста номинальной зарплаты, тем меньше безработица и наоборот.

В дальнейшем Р. Солоу и П. Самуэльсон модифицировали эту кривую и заменили инфляцию зарплаты инфляцией цен, вместо безработицы поставили уровень занятости L. Отсюда получили модифицированную кривую Филлипса: π – π-1 = g(L) :

π – π-1 - изменение цен за период инфляции ; L - занятость ; L* - занятость, соответствующая нулевой инфляции, L** - полная занятость.

π – π-1


π – π-1 = g ( L )


L * L** L

Обратим внимание на следующее:

1) уравнение модифицированной кривой Филлнпса указывает на прямую зависимость между занятостью и инфляцией - чем выше занятость, тем выше инфляция;

2) кривая Филлипса реальна, так как построена на обобщенном статистическом материале конкретных стран (статистическая проверка гипотез);

3) уход от инфляции в краткосрочном периоде ведет к нарастанию безработицы;

4) инфляция в предшествующем периоде π –1 - основа ожидаемой инфляции πe , т.е. π –1 = πe.

5) L** - полная занятость достигается при π →∞, а L*- естественная норма безработицы, при π = 0.

Часто модифицированную кривую Филлипса записывают в виде:

π = π–1 - β( U -Un) + ε, где π –1 = πe - ожидаемая инфляция; U -Un -безработица выше естественного уровня; ε - шоковые изменения предложения; β > 0 - коэффициент эластичности инфляции к безработице.

Следовательно, инфляция зависит от прошлой и ожидаемой инфляции, от безработицы, превышающей естественный уровень, от шоковых изменений предложения ( производства).

Зависимость фактической инфляции от ее уровня в предшествующем периоде, от ожидаемой тогда инфляции (π от π–1 ) означает инерционность инфляции . Если нет безработицы (она на естественном уровне) и нет резких (шоковых) колебаний в экономике, то цены растут постоянным небольшим темпом. Инфляционные ожидания влияют на рост зарплаты и "толкают" цены. Эта инерционность сохраняется до резких изменений предложения (производства), что резко изменяет ожидания. Такие воздействия изменяют безработицу.

Отклонение безработицы от естественного уровня (U-Un) оказывает сдерживающее или стимулирующее воздействие на инфляцию. Низкая безработица подталкивает уровень цен вверх - это так называемая инфляция спроса, так как этой ситуации обычно характерен высокий спрос в экономике. Высокий уровень безработицы ведет к снижению уровня инфляции.

Инфляция увеличивается или снижается вследствие шоковых изменений предложения. Так, резкое сокращение на мировом рынке в 70-е годы предложения нефти привело к значительному росту цен на нефть (почти в 20 раз) и увеличению инфляции во многих странах. Это так называемая инфляция издержек, так как она связана с резким увеличением издержек производства. Перепроизводство нефти в 80-е годы обусловило резкий шок предложения и снижение цен на нефть, что привело к замедлению инфляции.

В рамках монетарной концепции М. Фридменом был проведен интересный анализ кривой Филлипса, который привел к следующим выводам :

1) кривая Филлипса в ее классической форме характерна для экономики в краткосрочном периоде,

2)вдолгосрочном периоде характерна вертикальная кривая Филлипса, которая показывает отсутствие четкой связи между безработицей и инфляцией, так как безработица устанавливается на ее естественном уровне:

π – π-1

Шоки приводят к сдвигу кривой Филлипса. Пусть первоначально экономика находится в точке L* , в которой нет инфляции и характерен естественный уровень безработицы (занятость соответствует потенциальному объему производства ВВП; силы, повышающие и понижающие темпы инфляции и занятости, уравновешены: уровень долговременной низкой инфляции). Быстрый рост производства ведет к сокращению безработицы, растет зарплата и начинается инфляция издержек экономика переводится в точку А . Затем инфляционные ожидания вызывают шок - инфляция резко увеличивается и это поднимает кривую Филлипса с уровня 1 на уровень 2 (точки В и С ), а затем на уровень 3 , При этом темпы экономического роста замедляются и занятость уменьшается. Экономика с точки D переходит в равновесное состояние в точку Е , где опять таки естественный уровень безработицы, но инфляция уже более высока. Линия L * E - вертикальная кривая Фиплипса в долгосрочном периоде.

Естественная норма безработицы фактически заменяет понятие полной занятости, а в национальной экономике существует автоматическая тенденция в долгосрочном периоде возвращаться в это состояние. Правительство не в состоянии по своему выбору с помощью фискальной или монетарной политики достигнуть определенного уровня занятости и инфляции, если этот желаемый уровень не совпадает с естественным уровнем безработицы (занятости).

Политика стимулирования экономической активности, вызывающая рост инфляции, дает временное улучшение ситуации с занятостью. Впоследствии работники обнаруживают в своей повышенной зарплате инфляционную составляющую и начнут требовать повышения зарплаты, чтобы компенсировать снижение ее покупательской способности. Предприятия также сознают, что повышение спроса - это инфляция, а не реальный спрос, и станут сокращать производство и спрос на рабочую силу. Следовательно, политика экспансии активизирует самовозрастание инфляции вследствие ожидания инфляции и постоянного возрастания безработицы. Стимулирование спроса для активизации экономики (обеспечение эффективного спроса по Кейнсу) не позволяет уменьшать безработицу в длительном периоде. Достигается лишь кратковременный эффект, но при этом нарастает инфляция. Поэтому монетаристы предлагают бороться с инфляцией через сдерживаниеэкономической активности: сокращение госрасходов уменьшает бюджетный дефицит и ограничивает прирост денежной массы. Но при этом растет безработица. Рост безработицы понижает инфляционные ожидания и приводит к затуханию инфляции. При этом и безработица вернется на свой естественный уровень (1-L*):

0 1 - L* U безработица

Обратим внимание на то, что здесь дан другой вид кривой Филлипса - обратная зависимость между инфляцией и безработицей (1 - L*). И в реальной политике правительствам приходится выбирать между инфляцией и безработицей и, как правило, антиинфляционные действия приводят к росту безработицы.

Последние теоретические выводы о кривой Филлипса :

1) на инфляцию воздействуют не только уровень занятости в стране, но и изменения в занятости, т.е. уравнение кривой Филлипса приобретает такой вид π – π-1 = g ( L , ΔL ). У нас в России хотя уровень занятости в 1992-1995 гг. был высок ( ≈ 94-96% , т.е. только 4-б% -безработица), но инфляция не росла до бесконечности и затухала, потому что безработица увеличивалась.

2) не следует воспринимать кривую Филлипса, как некий рок и не видеть перспектив в борьбе с безработицей при низкой инфляции. Безработица будет тем ниже, чем:

- ниже пособия по безработице;

- больший будет объем программ переквалификации работников по линии госслужбы занятости;

- слабее будут профсоюзы;

- лучше предприниматели разных отраслей координируют зарплату персонала.

25. Проблемы неравенства в доходах и бедности: методы изучения неравенства, индекс бедности Сена, проблема перераспределения доходов (прогрессивные налоги и всепомоществование – walfare .)

Неравенство в доходах и бедность значительных слоев населения являются важной и острой социальной проблемой современных государств. Это явление объясняется целой группой факторов: общее состояние экономики и ее эффективностью (объем ВВП и темпы его роста), различия в зарплате, доступ и собственности, уровень образования, квалификация труда и т.д. Рынок и конкуренция усиливают неравенство, дифференциацию между богатством и бедностью. Но одновременно в обществе усиливается негативное отношение к такой дифференциации и государство стремится перераспределить доходы, чтобы сделать их более справедливыми.

Для обоснованного измерения бедности и распределения богатства используются следующие методы :

а) определение минимальной потребительской корзины и величины среднего (медианного) дохода в обществе;

б) построение кривой Лоренца, вычисление децильного и квинтильного коэффициентов и коэффициента Джини.

В соответствии с релятивистской концепцией , популярной в 70-80-х годах бедными считаются те люди и семьи, которые не имеют средств, чтобы вести образ жизни, преобладающий в данном обществе. В соответствии с этой концепцией определялась черта бедности как некоторая доля от величины среднего дохода. В 90-е годы получает распространение концепции А. Сена , который получил за нее Нобелевскую премию в 1998 г. А. Сен предлагает при измерении бедности учитывать ее масштабы ( низкие денежные доходы и возможность их реализации), глубину ( размеры недостающих для преодоления бедности ресурсов) и интенсивность( где наблюдается концентрация бедных - около черты бедности или на значительном от нее удалении). Изменения всех этих параметров учитывает индекс бедности ( суммирует показатели) , который сейчас стал распространенным инструментом сравнительного анализа бедности.

Кривая Лоренца показывает, как распределяются доходы по группам населения, долю группы в общем доходе:

Доля общего дохода (%) В

Уменьш.дохода

Богатство увеличивается

0 20 40 60 80 100 А Доля числа семей (%)

Биссектриса означает равенство доходов у всех групп населения. Чем больше отклонение от биссектрисы, тем больше неравенство в обществе. Кривую Лоренца при неравномерном распределении дохода приблизить к биссектрисе можно введением прогрессивного налогообложения доходов населения.

Децильный коэффициент показывает соотношение между доходом 10% наиболее богатого населения и доходом 10% наиболее бедного населения.

Квинтильный коэффициент показывает соотношение между доходом 20% наиболее богатого населения и доходом 20% наиболее бедного населения.

Коэффициент Джини показывает концентрацию богатства . Он равен отношению площади фигуры S к площади ΔОАВ (на графике кривой Лоренца). Коэффициент Джини находится между 0 (полное равенство богатства) и 1 (ΔS=ΔOAB) (все богатство у одного человека).

Перераспределение богатства лишь частично решает вопросы неравенства и бедности, так как упирается в проблему эффективности:

- снижается стимул к труду и более результативной экономической деятельности (при прогрессивном налогообложении);

- перераспределение дорого и сопровождается большими финансовыми потерями (большой аппарат чиновников, коррупция);

- усиливается иждивенчество, когда значительные слои населения сознательно выбирают бедность и получение трансфертов от государства и благотворительных организаций (системы вспомоществования; welfare в США, из 10 млн. жителей Нью-Йорка на welfare находятся почти 1,2 млн. человек, Медикейд;

продовольственные талоны, пособия матерям-одиночкам). Решение проблемы бедности в значительной мере связано также с поведением самих бедняков, их ответственности за собственную судьбу и стремления улучшить свое положение. Государство в этой связи должно стимулировать такое поведение, оптимизируя систему получения трансфертов, шире практикуя общественные работы, делая доступными программы по переквалификации безработных и т.д. В США в 1996 г. был принят закон о передаче welfare из федерального бюджета в штаты, ограничении срока получения пособия 5 годами (в т.ч. не более 2-х лет подряд). Уже в 1997 г. число получаемых социальные трансферты сократилось на 25%.

24. Теория общественного выбора: механизм принятия решений, теория невозможности Эрроу, эффективность.

Важнейшей проблемой принятия решений по крупным социальным вопросам по общественным благам (здравоохранение, образование…) является привлечение больших слоёв населения. Это проблема общественного выбора – решения принимаются обществом путём голосования, непосредственно или через дилидирование голосов политика.

Основные положения теории общественно выбора (Эрроу, Бьюкенен):

1) Важнейшую роль играют политики, которые руководствуются прежде всего собственными экономическими материальными интересами.

2) Деятельность политика очень напоминает рыночные механизмы: спрос и предложение, дефицит …

3) Действует правило большинства.

4) При общественном выборе необходимо учитывать теорему невозможности Эрроу: в достаточно общем случае не существует последовательного способа реализации функции общественного выбора на основе индивидуальных предпочтений, который бы не был либо диктаторским (отражает предпочтения одного лица - диктатора) либо не был бы предписанным (не учитывал все индивидуальные предпочтения).

5) Необходимо учитывать парадокс голосования Эрроу и Крндорсе: результат общего голосования определяется условиями. Изменение условий приведёт к разному результату голосования. Но общественный выбор путём голосования всё – таки эффективен:

-если обеспечена надёжная информация для голосующих,

если соблюдена защита меньшинства путём вета, квалифицированное большинство.

27. Экономические колебания и циклы. Длинные волны (большие циклы) Кондратьева – Шумпетера.

Экономическое развитие связано с колебаниями (изменениями) ВВП, занятости, процентных ставок, деловой активности. Если колебания носят упорядоченный характер с определенной периодичностью, то говорят о циклических колебаниях, к которым принято относить:

- кратковременные циклы

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  642  643  644   ..