Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 17

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  574  575  576   ..

 

 

Экономическая сущность инноваций

Экономическая сущность инноваций

Признак классификации

Виды инноваций

Схема классификации


1. Уровень

    1. радикальные (внедрение изобретений, открытий, патентов)

2. Стадия жизненного цикла товара (ЖЦТ), на которой внедряется инновация или разрабатывается новшество

2.1. Инновации, внедряемые на стадии стратегического маркетинга

3. Масштаб новизны инновации

3.1. Инновации, новые в мировом масштабе (открытия, изобретения, патенты)

4. Отрасль народного хозяйства, где внедряется инновация

4.1. Новшества и инновации, созданные в сфере науки

5. Сфера применения инновации

5.1. Инновация для внутреннего применения (внутри фирмы)

6. Частота применения инновации

6.1. Разовые

7. Форма новшества – основы инновации

7.1. Открытия, изобретения, патенты

8. Вид эффекта полученного в результате внедрения инновации

8.1. Научно-технический

9. Подсистема системы инновационного менеджмента, в которой внедряется инновация

9.1. Подсистема научного сопровождения

Места для цифр кода инновации

Признак классификации инновации

Схема кодирования инновации

Определение

Автор, источник

И

Санто Б. Инновация как средство …, 1990, с. 24.

П

Уткин Э.А.,

И

Бездудный Ф.Ф.,

И

Суворова А.Л.

И

Кокурин Д.И.

И

Авсянников Н.М.

П

Медынский В.Г.

И

Минниханов Р.Н.,

И

Морозов Ю.П.,

И

Завлин П.Н.

И

Кулагин А.С.

И

Степаненко Д.М.

С

Аврашков Л.Я.

И

Фатхутдинов Р.А.

И

Шайтан Б.И.

И

Волынкина Н.В.

В

Статистика науки…, 1996, с. 30-31.

И

Концепция инновационной…, 1998.

И

Райзберг Б.А.

И

Большой толковый…, 2003, с. 393.

И

Финансово-кредитный …, 2004, с. 367.

И

Румянцева Е.Е.

1. Уровень новизны инновации:

6. Область применения инновации:

Селекционно-генетические

Технико-технологические и производственные

Организационно-управленческие и экономические

Социально-экологические

Новые сорта и гибриды сельскохозяйственных растений

Использование новой техники

Развитие кооперации и формирование интегрированных структур в АПК

Формирование системы кадров научно-технического обеспечения АПК

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:«НОВОВВЕДЕНИЯ», «ИННОВАЦИИ»

Классификация инноваций

КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ И ИХ СУЩНОСТЬ

Понятие «нововведение» означает прогрессивное новшество, задействованное в динамике, которое является новым для органи­зационной системы, принимающей и использующей ее. Слово «ин­новация» (от англ. innovation) по смыслу идентично слову «нововве­дение»; оно рассматривается как развивающийся комплексный процесс создания, распространения, использования новшества, ко­торое способствует развитию и повышению эффективности инно­вационной деятельности.

Разнообразие специфических условий, в том числе экономических, организационных и других, в инновационной деятельности приводит к тому, что, несмотря на общность предмета инноваций, каждое ее внедрение обладает уникальностью. Вместе с тем существует множество классификаций инноваций и соответственно субъектов инновационной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.
Различия между радикальными и усовершенствующими, или модифицирующими, инновациями выражают качественные различия в уровне новизны соответствующих новшеств и указывают на зависимость вторых от первых: радикальные инновации служат базой для последующих усовершенствований. За этими различиями обнаруживаются два существенно разных типа субъектов инновационной деятельности. Их организационные структуры во многом противоположны, а их соотношение весьма диалектично. После внедрения радикальной инновации усовершенствующая служит дальнейшему ее развитию и продлевает эффект. Но на начальных стадиях радикальные инновации наталкиваются на сопротивление со стороны механизмов и структур усовершенствующей деятельности.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Признак классификации

Виды нововведений

По степени радикальности (новизны,
инновационному потенциалу, ориги-
нальности техничвского решения и т.д.)

Радикальные (пионерные, базовые, научные и тп.), ординарные (изобретения, новые технические решения)

По характеру применения:
• продуктовые;
• технологические;
• социальные;
• комплексные;
• рыночные

Ориентированные на производство и использование новых продуктов. Нацеленные на создание и применение новой технологии. Ориентиро- ванные на построение и функциони- рование новых структур

По стимулу появления (источнику)

Нововведения, вызванные развитием науки и техники, потребностями производства и рынка

По роли в воспроизводственном процессе

Потребительские и инвестиционные

По масштабу (комплексности)

Сложные (синтетические) и простые

для кого являются нововведениями

для производителя и потребителя; для общества в целом; для рынка

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  574  575  576   ..

 

Инновационный процесс можно определить как процесс по­следовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных, прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, наконец, сбыта, — процесс коммерциализации технологий.

Инновационный процесс может быть рассмотрен с различных позиций и с разной степенью детализации.

Во-первых, как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, инновационной, производственной деятельности и маркетинга.

Во-вторых, как временные этапы жизненного цикла нововведе­ния от возникновения идеи до ее разработки и распространения.

В-третьих, как процесс финансирования и инвестирования раз­работки и распространения нового вида продукта или услуги. В этом случае он выступает в качестве частного случая широко распрост­раненного в хозяйственной практике инвестиционного проекта.

В общем виде инновационный процесс состоит в получении и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продук­тов и услуг, решений производственного, финансового, админист­ративного или иного характера и других результатов интеллектуаль­ной деятельности.

Рой Росвелл, автор статьи «Изменение характера инновацион­ного процесса», выявляет несколько поколений моделей инноваци­онного процесса [32].

Линейный подход к определению инновационного процесса он относит к 1950-м — середине 1960-х гг., т.е. к первому поколению инновационного процесса, который подталкивается технологиями. Простой линейно-последовательный процесс с упором на роль НИОКР и отношением к рынку лишь как к потребителю результа­тов технической активности производства представлен на рис. 1.2.

Второе поколение инновационного процесса, по Росвеллу, от­носится к концу 1960-х — началу 1970-х гг. Та же линейно-последо­вательная модель, но с упором на важность рынка, на потребности которого реагируют НИОКР (рис. 1.3).

Третье поколение: начало 1970-х — середина 1980-х гг. Сопря­женная модель. В значительной степени комбинация первого и вто­рого поколений с акцентом на связи технологических способно­стей и возможностей с потребностями рынка

Четвертое поколение: середина 1980-х гг. — настоящее время. Это японская модель передового опыта. Отличается тем, что акцен­тирует внимание на параллельную деятельность интегрированных групп и внешние горизонтальные и вертикальные связи. Главное здесь в параллельной деятельности. Одновременная работа над иде­ей нескольких групп специалистов, действующих в нескольких на­правлениях. Это ускоряет решение задачи, ибо время реализации технической идеи и превращения ее в готовую продукцию в совре­менном мире — это очень важный аспект.

Пятое поколение: настоящее время — будущее. Это модель стратегических сетей, стратегическая интеграция и установление связей. Ее отличие состоит в том, что к параллельному процессу добавля­ются новые функции. Это процесс ведения НИОКР с использова­нием систем вычислительной техники и информатики, с помощью которых устанавливаются стратегические связи.

Зарождение инновационной идеи и возможность использова­ния новых научных результатов происходят на этапе фундаменталь­ных и поисковых исследований и прикладных исследований и раз­работок (рис. 1.5).

Процесс создания и освоения новой техники начинается с фундаментальных исследований (ФИ), направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных зако­номерностей. Цель ФИ — раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества относитель­но к их конкретному использованию. ФИ делятся на теоретические и поисковые.

Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий. К поисковым относятся исследования, задачей ко­торых является открытие новых принципов создания идеи и техно­логий. Завершаются поисковые ФИ обоснованием и эксперимен­тальной проверкой новых методов удовлетворения общественных потребностей. Все поисковые ФИ проводятся как в академических учреждениях и вузах, так и в крупных научно-технических органи­зациях промышленности только персоналом высокой научной ква­лификации. Приоритетное значение фундаментальной науки в раз­витии инновационных процессов определяется тем, что она высту­пает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области знания.

Следующий этап инновационного процесса — прикладные на­учно-исследовательские работы (ПИ). Их выполнение связано с вы­сокой вероятностью получения отрицательных результатов. Возни­кает риск потерь при вложении средств в проведение прикладных НИР. Когда инвестиции в инновации имеют рисковый характер, они называются рискоинвестициями.

Этап опытно-конструкторских и проектно-конструкторских работ связан с разработкой нового вида продукции. Он включа­ет: эскизно-техническое проектирование, выпуск рабочей конст­рукторской документации, изготовление и испытание опытных образцов.

Под опытно-конструкторскими работами (ОКР) понимается применение результатов ПИ для создания (или модернизации, усо­вершенствования) образцов новой техники, материала, технологии. ОКР — это завершающая стадия научных исследований, своеобраз­ный переход от лабораторных условий и экспериментального про­изводства к промышленному производству. К ОКР относятся: раз­работка определенной конструкции инженерного объекта или тех­нической системы (конструкторские работы); разработка идей и ва­риантов нового объекта; разработка технологических процессов, т.е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему.

В зависимости от сложности инновационного проекта (разра­ботки и освоения нового вида продукции) задачи, решаемые на предварительном этапе инновационной деятельности, могут быть достаточно разнообразны. В частности, при разработке и освоении крупных инновационных проектов осуществляется системная ин­теграция результатов НИР, проводимых в разное время другими коллективами, отладка и доработка как отдельных подсистем, так и технологий в целом.

Исполнителями работ на предварительном этапе являются твор­ческие коллективы ученых и инженерно-технических работников вузов, университетов, институтов РАН, государственных и научно-технических центров (НТЦ).

Практическая реализация результатов инновационной деятель­ности осуществляется на рыночном этапе, который включает: вне­дрение на рынок, расширение рынка, зрелость продукта и спад.

На стадии предсерийного производства выполняются опытные, экспериментальные работы. Экспериментальные работы направле­ны на изготовление, ремонт и обслуживание специального обору­дования, необходимого для проведения научных исследований и разработок.

Стадии промышленного производства включают два этапа: соб­ственно производство новой продукции и ее реализация потребите­лям. Первый — это непосредственное общественное производство материализованных достижений научно-технических разработок в масштабах, определяемых запросами потребителей. Второй — до­ведение новой продукции до потребителя.

За производством инноваций следует их использование конечным потребителем с параллельным предоставлением услуг, обеспечение бе­заварийной экономической работы, а также необходимая ликвидация устаревшего и создание вместо него нового производства.

Уже на начальной стадии процесса руководство предприятия принимает в расчёт кривую жизненного цикла изделия, т.е периоды её подъёма и снижения, обусловленные воздействием рыночной конкуренции(рис.1.6.[24]).

В отличие от НТП инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением, т.е. первым появлением на рынке но­вого продукта, услуги или доведением до проектной мощности но­вой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения (диффузии) новшество совершенству­ется, делается более эффективным, приобретает ранее не известные потребительские свойства. Это открывает для него новые области применения и рынки, а следовательно, и новых потребителей.

Таким образом, этот процесс направлен на создание требуемых рынком продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тес­ном единстве со средою: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается.

Сущность диффузных процессов на разных уровнях возникно­вения инновационной среды определяется равновесным распрост­ранением новшеств и нововведений в деловых циклах научно-тех­нической, производственной и организационно-экономической деятельности, включая и сферу оказания услуг. В конечном счете диффузные процессы дают возможность занять доминирующее по­ложение новому технологическому укладу в общественном производ­стве. При этом происходит структурная перестройка экономики. Когда большинство технологических цепей производства продукции и оказания услуг обновляются, деловые циклы развиваются в новом направлении под влиянием изменений в системе ценностей.