Федеральное агентство по образованию РФ.
ГОУВПО «Сибирский государственный индустриальный университет»
Кафедра «экономика и менеджмент»
по дисциплине:
«экономика отрасли»
На тему:
«Разработка годового плана автотранспортного предприятия»
Выполнил:
Проверил:
г.Новокузнецк, 2010 г.
Содержание.
1.Исходные данные 3
2. Производственная программа АТП. 3
3. Производственные мощности и стоимость основных фондов. 4
4. План по труду и заработной плате для перевозок по заданной схеме. 8
5. Эксплуатационные расходы и калькуляция себестоимости перевозок. 9
6. Сводные данные производственного плана АТП. 14
7. План по повышению производительности труда
и эффективность внедряемых мероприятий. 14
8. Новая производственная программа АТП. 5
9. Измененные производственные мощности
и стоимость основных фондов. 15
10. Новый план по труду и заработной плате. 17
11. Пересчет эксплуатационных расходов и
калькуляция себестоимости перевозок. 18
12. Сводные данные нового производственного плана АТП. 23
13.Вывод. 23
1.Исходные данные.
АТП производит перевозки для двух строящихся объектов: металлургического и химического предприятий. Объем строительно-монтажных работ для предприятия химической промышленности – 66 млн.руб./год, а для металлургического завода – 90 млн.руб./год. Используются бортовые, самосвалы и прочие автомобили.
Таблица 1. Годовые объемы перевозок.
отрасль
|
Объем перевозок Q, т.т./млн.руб.
|
Объем перевозок по типу ПС
|
бортовые
|
самосвалы
|
прочие
|
Химическая
|
5,05
|
0,49
|
3,93
|
0,63
|
Металлургическая
|
4,96
|
0,43
|
3,88
|
0,65
|
Итого
|
10,01
|
0,92
|
7,81
|
1,28
|
Таблица2. Расстояния перевозок.
отрасль
|
Расстояния перевозок, км.
|
бортовые
|
самосвалы
|
прочие
|
Химическая
|
54
|
36
|
32
|
Металлургическая
|
31
|
38
|
40
|
Стоимость подвижного состава принимаем:
Бортовых автомобилей – 900 000 руб.
Самосвалов – 1 200 000 руб.
Прочих – 700 000 руб.
2.Производственная программа АТП.
Исходя из годового объема строительно-монтажных работ (по химкомбината – 66 млн.руб/год, для металлургического завода – 90 млн.руб./год) рассчитываем объем перевозок. При этом используем данные по объему перевозок, соответствующие 1 млн.рублей строительно-монтажных работ при обслуживании различными типами подвижного состава. Выполним расчет годовых объемов перевозок по каждому типу подвижного состава, а также суммарные объемы перевозок по каждому строящемуся объекту. Для этого умножаем годовую стоимость строительно-монтажных работ на значения объемов перевозок для соответствующего строящегося предприятия. Сводим результаты расчетов в таблицу:
Табл.3. Годовые объемы перевозок.
отрасль
|
Объем перевозок Q, т.т./год
|
Объем перевозок по типу ПС
|
бортовые
|
самосвалы
|
прочие
|
Химическая
|
333,3
|
32,34
|
259,38
|
41,58
|
Металлургическая
|
446,4
|
38,70
|
349,2
|
58,50
|
Итого
|
779,7
|
71,04
|
608,58
|
100,08
|
3. Производственные мощности и стоимость основных фондов.
Производственные мощности АТП выражаются в количестве автомобилей, требующихся для выполнения заданных объемов работ. Расчет количества автомобилей производим по следующей формуле:
, где
А – искомое количество автомобилей определенного типа, необходимое для обслуживания строительства определенного предприятия, авт.
- длина груженой езки автомобиля, км. Значения определяем по таблице исходных данных.
Q – годовой объем перевозок, тыс.т./год
- техническая скорость движения автомобиля, км/ч. Принимаем равную 30 км/ч.
- время погрузки и разгрузки, час. Принимаем:
Для бортовых автомобилей – 0,9ч.
Для самосвалов – 0,4ч.
Для прочих – 0,5ч.
q – грузоподъемность автомобиля, т.
Бортовой – 11т.
Самосвал – 13т.
Прочие – 5т.
- коэффициент использования грузоподъемности. Принимаем равным 0,85.
- коэффициент выпуска автомобилей на линию. Принимаем равным 0,8
Dк
– число календарных дней в анализируемом периоде, 365дн.
Тм
– время работы автомобиля в смену, 8ч.
На основе полученных данных рассчитываем количество автомобилей.
Пример расчета:
На основе рассчитанного количество автомобилей строим сводную табилцу:
Табл.4. Требуемое количество автомобилей.
Наименование предприятия
|
Тип ПС
|
tп-р,
ч.
|
q, т.
|
Q,т.т.
|
Расст, км.
|
Количество автомобилей.
|
Химический комбинат
|
Борт.
|
0,9
|
11
|
32,34
|
54
|
7
|
Самосвал.
|
0,4
|
13
|
259,38
|
36
|
28
|
Прочие
|
0,5
|
5
|
41,58
|
32
|
11
|
Металлургический завод
|
Борт.
|
0,9
|
11
|
38,70
|
31
|
12
|
Самосвал
|
0,4
|
13
|
349,2
|
38
|
40
|
Прочие
|
0,5
|
5
|
58,50
|
40
|
19
|
Итого
|
117
|
Определяем производительность одного автомобиля по следующей формуле:
где
П – производительность одного автомобиля в среднем для предприятия, т.т./авт.;
Q – суммарный объем перевозок, т.
Определяем стоимость основных фондов. Для этого воспользуемся следующей вспомогательной таблицей, характеризующей структуру основных фондов АТП.
Табл.5. Доля основных фондов АТП.
Наименование основных фондов
|
Доля в %.
|
Здания
|
13,2
|
Сооружения
|
5,4
|
Передаточные устройства
|
3,6
|
Транспортные средства
|
62,8
|
Прочие
|
15
|
Итого
|
100
|
Определяем стоимость транспортных средств исходя из сведений о стоимости автомобилей и рассчитанного количества автомобилей. Определяем полную стоимость всех транспортных средств.
Табл.6. Стоимость транспортных средств.
Наименовании ПС
|
Количество автомобилей
|
Цена 1го авт., тыс.р
|
Стоимость всех авт., тыс.р.
|
Химич.
|
Металл.
|
Всего
|
Бортовые
|
7
|
12
|
19
|
900
|
17100
|
Самосвалы
|
28
|
40
|
68
|
1200
|
81600
|
Прочие
|
11
|
19
|
30
|
700
|
21000
|
итого
|
119700
|
Определяем суммарную стоимость основных фондов АТП, зная стоимость автомобилей. Данная сумма составляем 62,8% от суммарной стоимости основных фондов.
Далее произведем расчет стоимости других элементов основных фондов и сведем данные в таблицу.
Табл.7. Стоимость основных фондов
Наименование ОФ
|
Доли ОФ
|
Стоимость ОФ, тыс.р.
|
Здания
|
13,2
|
24778,66
|
Сооружения
|
5,4
|
10292,68
|
Перед. устройства
|
3,6
|
6861,78
|
Траснп. средства
|
62,8
|
119700
|
Прочие
|
15
|
28590,77
|
Итого
|
100
|
190605,1
|
Определим эффективность использования основных фондов:
т/руб; где
Фосн
– эффективность использования основных фондов;
Фо
– средняя годовая стоимость основных фондов;
Q – суммарный годовой объем перевозок.
Определим среднюю годовую производительность одного автомобиля:
где
Па
– средняя производительность автомобиля
4. План по труду и заработной плате для перевозок по заданной схеме.
Примем размер заработной платы для водителей 18000 руб., для ремонтного персонала – 17000 руб. Определим количество водителей и ремонтников, необходимое для обслуживания расчетного парка ПС.
где
Nвод
– количество водителей, чел;
- суммарное количество автомобилей по АТП, авт.;
1,3 – коэффициент перевода явочного состава в списочный.
Количество ремонтников определяется по формуле:
где
0,3 – коэффициент отношения числа ремонтников к числу водителей.
Общая численность работников определяется по формуле:
N=Nвод
+Nрем.
, чел;
N=152+46=198 чел.
Определяем среднюю производительность одного работника АТП:
Произведем расчет величины годового фонда заработной платы работников АТП. Расчеты сводим в таблицу.
Табл.8. Годовой фонд заработной платы.
Категория работников
|
Кол-во раб-ов, чел.
|
Месячная з/п, руб.
|
Годовая з/п, тыс.руб.
|
Общий фонд з/п за год, т.р.
|
водители
|
152
|
18000
|
216
|
32832
|
ремонтники
|
46
|
17000
|
204
|
9384
|
Итого
|
42216
|
5.Эксплуатационные расходы и калькуляция себестоимости перевозок.
Определим годовой пробег всех автомобилей каждого типа, обслуживающих строительство одного из предприятий.
где
- годовой пробег автомобилей одного типа, обслуживающих строительство одного из предприятий, км.
Z – количество оборотов, совершаемое одним автомобилем за одну рабочую смену.
где
- время одного оборота автомобиля, ч.
- продолжительность смены;
Произведем расчет суммарного пробега бортовых автомобилей, обслуживающих строительство химического комбината, а результаты сведем в таблицу.
Таблица 9. суммарный пробег автомобилей.
отрасль
|
Тип ПС
|
lег
, км
|
tп-р
, ч
|
, ч
|
Z
|
А, авт.
|
,км.
|
Химическая
|
Борт.
|
54
|
0,9
|
4,5
|
2
|
7
|
551880
|
Самосв.
|
36
|
0,4
|
2,8
|
3
|
28
|
2207520
|
Прочие
|
32
|
0,5
|
2,6
|
3
|
11
|
770880
|
Металлургическая
|
Борт.
|
31
|
0,9
|
3,0
|
3
|
12
|
814680
|
Самосв.
|
38
|
0,4
|
2,9
|
3
|
40
|
3328800
|
Прочие
|
40
|
0,5
|
3,2
|
3
|
19
|
1664400
|
Определяем расход топлива автомобилями, если известны следующие эксплуатационные показатели:
- средний расход топлива на 100 км пробега:
бортовыми автомобилями – 27,5л.
самосвалами – 34л.
прочими автомобилями – 30л.
где
Р – суммарный расход топлива автомобилями одного типа, обслуживающими строительство одного из предприятий, тыс. л.
К – средний расход топлива автомобилями определенного типа, л/100км.
Например, произведем расчет расхода топлива бортовыми автомобилями, обслуживающими строительство химического комбината, результаты сведем в таблицу.
, тыс.л;
Табл.10. Требуемое количество топлива.
отрасль
|
Тип ПС
|
К, л/100км.
|
,км.
|
Р, тыс. л.
|
Химическая
|
Борт.
|
27,5
|
551880
|
151,8
|
Самосв.
|
34
|
2207520
|
750,6
|
Прочие
|
30
|
770880
|
231,3
|
Металлургическая
|
Борт.
|
37,5
|
814680
|
305,5
|
Самосв.
|
34
|
3328800
|
1131,8
|
Прочие
|
30
|
1664400
|
499,3
|
Итого
|
3070,3
|
Расчет показывает, что годовой расход топлива всеми автомобилями составляет 3070,3 тыс.л. Определим стоимость данного количества топлива:
Ст
=ΣР·Ц, где
Ст
– суммарная стоимость трембуемого количества топлива,
Ц – цена одного литра топлива. Ц=20 руб./л.
Ст
=3070,3·20=61406 тыс. рублей.
Примем, что расходы на ремонт будут составлять 12% от стоимости топлива. Произведем расчет средств, требуемых на проведение ремонта:
где
- сумма денежных средств, выделяемых для ремонта подвижного состава.
тыс.руб.
Рассчитаем величину ежегодных амортизационных отчислений, исходя из значений норм амортизации основных фондов и их стоимости по формуле:
где
АО – величина амортизационных отчислений для одного из элементов основных фондов, тыс. руб.;
Фо
– стоимость одного из элементов основных фондов, тыс. руб.
Нам
– нарма амортизации, %.
Результаты расчета сведем в таблицу:
Табл.11. Амортизационные отчисления.
Наименование ОФ
|
Стоимость ОФ, тыс.р.
|
Норма амортизации
|
Величина амотриз. отчислений, тыс.руб.
|
Здания
|
24778,66
|
1,2
|
297,3
|
Сооружения
|
10292,68
|
3,2
|
329,4
|
Перед. устройства
|
6861,78
|
2,0
|
137,2
|
Траснп. средства
|
119700
|
14,3
|
17117,1
|
Прочие
|
28590,77
|
7,0
|
2001,4
|
Итого
|
190605,1
|
19882,4
|
Для подсчета суммарных эксплуатационных расходов и себестоимости необходимо рассчитать сумму отчислений на социальное страхование. Их величину принимаем равной 26% от величины годового фонда заработной платы. Сумма прочих расходов составляет 14% от общей суммы всех вышеперечисленных расходов.
Табл. 12. Эксплуатационные затраты.
Наименование затрат
|
Величина затрат, тыс. руб.
|
Зарплата
|
42216
|
Отчисления на соц. страх.
|
10976,16
|
ГСМ
|
61406
|
Материалы и запчасти
|
7368,72
|
Амортизационные отчисления
|
19882,4
|
Прочие
|
19858,9
|
Итого
|
161708,18
|
Себестоимость перевозок определяется отношением величины годовых эксплуатационных расходов к суммарному годовому объему перевозок:
, где
С – себестоимость перевозок, руб/т.
Q – годовой объем перевозок, тыс.т./год.
Э – годовые эксплуатационные расходы, тыс.руб./год;
6.Сводные данные производственного плана АТП.
Все вышерассчитанные данные по годовому плану сводим в таблицу:
Табл. 13. Сводные данные производственного плана АТП.
Наименование показателя
|
Единицы измерения
|
Значения показателей.
|
Суммарный объем перевозок
|
Тыс.т.
|
779,7
|
Количество автомобилей:
|
Шт.
|
117
|
Бортовых
|
19
|
Самосвалов
|
68
|
Прочих
|
30
|
Штат работников:
|
Чел.
|
198
|
Водителей
|
152
|
Рабочих
|
46
|
Производительность одного автомобиля
|
Тыс.т./автомобиль
|
6,66
|
Производительность одного работника
|
Тыс.т/чел.
|
3,94
|
Себестоимость перевозок
|
Руб./т.
|
0,21
|
7.План по повышению производительности труда и эффективность внедряемых мероприятий.
Для увеличения производительности труда и эффективности основных фондов необходимо внедрить какие-либо прогрессивные мероприятия. В качестве модернизации условно примем меры по увеличению и эффективности использования грузоподъемности автомобилей – самосвалов.
8.Новая производственная программа АТП.
Все первоначальные условия, указанные в пункте 2 остаются неизменными. Также сохраняются и требуемые годовые объемы перевозок. Единственное изменение – увеличение коэффициента использования грузоподъемности у автомобилей-самосвалов до 0,9. Это предполагает уменьшение потребности в подвижном составе данного типа, что увеличит его производительность и уменьшит эксплуатационные затраты.
9.Измененные производственные мощности и стоимость основных фондов.
Произведем расчет потребности в автомобилях – самосвалах, учитывая новые условия по формуле, указанной в пункте 3 и составим таблицу, аналогичную таблице 5, отображающую данную потребность. Число бортовых автомобилей и автомобилей прочих типов остается неизменным и может быть взято из таблицы 5.
;
Табл.14. Новая потребность в автомобилях.
Наименование предприятия
|
Тип ПС
|
Количество автомобилей.
|
Химический комбинат
|
Бортовые
|
7
|
Самосвалы
|
27
|
Прочие
|
11
|
Металлургический завод
|
Бортовые
|
12
|
Самосвалы
|
38
|
Прочие
|
19
|
Итого
114
|
Определим суммарную стоимость транспортных средств из условия, что цена автомобиля останется прежней: бортовых – 900тыс.руб., самосвалов – 1200 тыс.руб., прочих – 700 тыс.руб. расчет ведем в табличной форме.
Табл.15. Расчет стоимости автомобилей.
Наименование ПС
|
Количество автомобилей
|
Цена, тыс.руб.
|
Общая стоимость ТС, тыс.руб.
|
Химич.
|
Металл.
|
Всего.
|
Бортовые
|
7
|
12
|
19
|
900
|
17100
|
Самосвалы
|
27
|
38
|
65
|
1200
|
78000
|
Прочие
|
11
|
19
|
30
|
700
|
21000
|
Σ=116100
|
Как и предполагалось, потребность в автомобилях уменьшилась, а значит, уменьшилась и их суммарная стоимость (на 3600 тыс.руб.), о чем говорит сравнение результатов, указанных в аналогичных таблицах.
Определим суммарную стоимость основных фондов, исходя из условия, что стоимости отдельных из них остались неизменными за исключением стоимости подвижного состава. Расчет ведем в табличной форме.
Табл.16. Стоимость основных фондов
Наименование ОФ
|
Доли ОФ
|
Стоимость ОФ, тыс.р.
|
Здания
|
13,2
|
24778,66
|
Сооружения
|
5,4
|
10292,68
|
Перед. устройства
|
3,6
|
6861,78
|
Траснп. средства
|
62,8
|
116100
|
Прочие
|
15
|
28590,77
|
Итого
|
100
|
186624
|
Определим эффективность использования основных фондов:
т/руб; где
Фосн
– эффективность использования основных фондов;
Фо
– средняя годовая стоимость основных фондов;
Q – суммарный годовой объем перевозок.
Очевидно, что эффективность использования основных фондов увеличилась: до изменений Фосн
=4,09 т/руб., а после изменений Фосн
=4,18т/руб.
Определим среднюю годовую производительность одного автомобиля:
где
Па
– средняя производительность автомобиля
Очевидно, что производительность автомобилей также увеличилась: до изменений Па
=6,66 тыс.т./авт., после изменений Па
=6,84 тыс.т./авт.
10.Новый план по труду и заработной плате.
Размер заработной платы водителей и ремонтников оставим прежним, однако, уменьшение количества подвижного состава повлекло уменьшение потребности в работниках. Определим потребность в персонале обеих категорий.
где
Nвод
– количество водителей, чел;
- суммарное количество автомобилей по АТП, авт.;
1,3 – коэффициент перевода явочного состава в списочный.
Количество ремонтников определяется по формуле:
где
0,3 – коэффициент отношения числа ремонтников к числу водителей.
Общая численность работников определяется по формуле:
N=Nвод
+Nрем.
, чел;
N=148+44=192 чел.
Определяем среднюю производительность одного работника АТП:
Очевидно, что производительность работников также увеличилась: до изменений Пр
=3,94 тыс.т./чел., после изменений Пр
=4,06 тыс.т./чел.
Произведем расчет величины годового фонда заработной платы работников АТП. Расчеты сводим в таблицу.
Табл.17. Годовой фонд заработной платы.
Категория работников
|
Кол-во раб-ов, чел.
|
Месячная з/п, руб.
|
Годовая з/п, тыс.руб.
|
Общий фонд з/п за год, т.р.
|
водители
|
148
|
18000
|
216
|
31968
|
ремонтники
|
44
|
17000
|
204
|
8976
|
Итого
|
40944
|
11.Пересчет эксплуатационных расходов и калькуляция себестоимости перевозок.
Определим годовой пробег автомобилей самосвалов. Годовой пробег остальных автомобилей остается неизменным. Все данные сводим в таблицу, аналогичную таблице 10.
Табл.18. Пробег автомобилей.
отрасль
|
Тип ПС
|
lег
, км
|
tп-р
, ч
|
, ч
|
Z
|
А, авт.
|
,км.
|
Химическая
|
Борт.
|
54
|
0,9
|
4,5
|
2
|
7
|
551880
|
Самосв.
|
36
|
0,4
|
2,8
|
3
|
27
|
2128680
|
Прочие
|
32
|
0,5
|
2,6
|
3
|
11
|
770880
|
Металлургическая
|
Борт.
|
31
|
0,9
|
3,0
|
3
|
12
|
814680
|
Самосв.
|
38
|
0,4
|
2,9
|
3
|
38
|
3162360
|
Прочие
|
40
|
0,5
|
3,2
|
3
|
19
|
1664400
|
Расход топлива отдельными автомобилями не изменился, однако изменилось общее количество автомобилей. Поэтому необходимо произвести перечет общей потребности в горючем, которое рассчитывается по формуле:
где
Р – суммарный расход топлива автомобилями одного типа, обслуживающими строительство одного из предприятий, тыс. л.
К – средний расход топлива автомобилями определенного типа, л/100км.
Расчет выполняем в табличной форме. Так как суммарный пробег изменился только у автомобилей-самосвалов, то расчет расхода топлива необходимо произвести только для них. Остальные данные возьмем из таблицы 11.
Табл.19. Требуемое количесво топлива.
отрасль
|
Тип ПС
|
К, л/100км.
|
,км.
|
Р, тыс. л.
|
Химическая
|
Борт.
|
27,5
|
551880
|
151,8
|
Самосв.
|
34
|
2128680
|
723,8
|
Прочие
|
30
|
770880
|
231,3
|
Металлургическая
|
Борт.
|
37,5
|
814680
|
305,5
|
Самосв.
|
34
|
3162360
|
1075,2
|
Прочие
|
30
|
1664400
|
499,3
|
Итого
|
2986,7
|
Расчет показывает, что годовой расход топлива всеми автомобилями составляет 2986,7 тыс.л.
Произведем расчет стоимости топлива при условии, что его цена осталась неизменной:
Ст
=ΣР·Ц, где
Ст
– суммарная стоимость трембуемого количества топлива,
Ц – цена одного литра топлива. Ц=20 руб./л.
Ст
=2986,7·20=59734 тыс. рублей.
Расходы на ремонт по прежнему составляют 12% от стоимости ГСМ. Произведем их расчет:
тыс.руб.
Как показывают расчеты, расходы на приобретение ГСМ и на ремонт подвижного состава значительно уменьшились т составляют теперь соответственно 59734 тыс. рублей и 7168,08 тыс.рублей.
Произведем расчет ежегодных амортизационных отчислений в табличной форме:
где
АО – величина амортизационных отчислений для одного из элементов основных фондов, тыс. руб.;
Фо
– стоимость одного из элементов основных фондов, тыс. руб.
Нам
– нарма амортизации, %.
Табл.20. Величина амортизационных отчислений.
Наименование ОФ
|
Стоимость ОФ, тыс.р.
|
Норма амортизации
|
Величина амотриз. отчислений, тыс.руб.
|
Здания
|
24778,66
|
1,2
|
297,3
|
Сооружения
|
10292,68
|
3,2
|
329,4
|
Перед. устройства
|
6861,78
|
2,0
|
137,2
|
Траснп. средства
|
116100
|
14,3
|
16602,3
|
Прочие
|
28590,77
|
7,0
|
2001,4
|
Итого
|
186623,89
|
19367,6
|
Отобразим все эксплуатационные расходы в таблицу и определим их сумму для дальнейшего расчета себестоимости:
Табл.21. Эксплуатационные расходы.
Наименование затрат
|
Величина затрат, тыс. руб.
|
Зарплата
|
40944
|
Отчисления на соц. страх.
|
10645,44
|
ГСМ
|
59734
|
Материалы и запчасти
|
7168,08
|
Амортизационные отчисления
|
19367,6
|
Прочие
|
19300,28
|
Итого
|
157159,4
|
Произведем расчет себестоимости перевозок:
, где
С – себестоимость перевозок, руб/т.
Q – годовой объем перевозок, тыс.т./год.
Э – годовые эксплуатационные расходы, тыс.руб./год;
Как показывают расчеты, снижение эксплутационных расходов привело к снижению себестоимости перевозок: до изменения С=0,21руб./т., после изменений С=0,20руб./т.
12.Сводные данные нового производственного плана АТП.
Для отображения производственного плана строим сводную таблицу:
Табл.21. Сводные данные нового производственного плана.
Наименование показателя
|
Единицы измерения
|
Значения показателей.
|
Суммарный объем перевозок
|
Тыс.т.
|
779,7
|
Количество автомобилей:
|
Шт.
|
114
|
Бортовых
|
19
|
Самосвалов
|
65
|
Прочих
|
30
|
Штат работников:
|
Чел.
|
192
|
Водителей
|
148
|
Рабочих
|
44
|
Производительность одного автомобиля
|
Тыс.т./автомобиль
|
6,84
|
Производительность одного работника
|
Тыс.т/чел.
|
4,06
|
Себестоимость перевозок
|
Руб./т.
|
0,20
|
13.Вывод.
Приведенный выше производственный план показывает, насколько зависит производительность всего автотранспортного предприятия и себестоимость перевозок от отдельных факторов, значение которых отразилось на всех показателях.
содержание ..
561
562
563 ..
|
|
|