Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 17

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  556  557  558   ..

 

 

Общие экономические проблемы регионов России

Общие экономические проблемы регионов России

Доклад на тему:

«Экономические проблемы РФ»

Выполнил: учащийся ПЛ №6

гр. АМ-2в Щукин А.И.


Общие экономические проблемы регионов России

Ориентация на развитие рыночных отношений оказала существенное влияние на изменение содержания стоящих перед регионами задач и на средства их решения. Развитие рыночной экономики сопряжено с требованием реализации гражданских прав и свобод граждан России, вот почему все регионы должны обеспечить право свободного выбора места жительства и трудовой деятельности, право на достойный уровень благосостояния, право на образование и другие. Решение отмеченных и других задач в регионах не может быть обеспечено исключительно на основе механического подхода к выравниванию уровня и качества жизни. Оно в определенных пределах достижимо в результате смягчения противоречий между экономическими и социальными целями развития регионов, через определение приоритетов в их развитии, через компромисс общественных сил, достижение экономической эффективности и социальной справедливости. Для регионов России актуально обеспечение примерно равных стартовых условий для всех граждан, независимо от места проживания и рождения, включая право на получение профессии, выбор сферы трудовой деятельности, право на самообеспечение для всех трудоспособных, на социальную защиту вследствие нетрудоспособности, потери работы и в других случаях — как это принято в условиях развитых рыночных отношений.

К числу новых региональных экономических задач необходимо отнести «переспециализацию» новых приграничных районов, создание новых рабочих мест, ускоренное развитие инфраструктуры с учетом переселенцев из стран СНГ, зон конфликтов и передислокации воинских частей. Регионы нуждаются в стимулах развития экспортных и импортозамещающих производств, в свободных экономических зонах, технополисах.

Ориентация на развитие рыночных отношений предполагает включение российских регионов в систему международного разделения труда и, следовательно, использование имеющихся у них преимуществ в интересах ускоренного экономического и социального развития на более высокой, чем ранее, научно-технической основе. Решение отмеченных задач невозможно без дальнейшего формирования и развития территориально-производственных комплексов и промышленных узлов, особенно в северных и восточных районах с приоритетным развитием производств комплексной переработки добываемого сырья, при соблюдении строгих экологических стандартов.

Наряду с новыми сохраняют важное значение традиционные задачи развития регионов. Например, нуждаются в реконструкции путем конверсии оборонные и гражданские отрасли. Необходимы модернизация инфраструктуры, оздоровление экологической обстановки прежде всего старопромышленных регионов и крупных городских агломераций. Отмеченные проблемы характерны для Тульской, Кемеровской, Свердловской, Челябинской, Пермской, Московской, Ленинградской и других областей, а также для многочисленных промышленных узлов с узкой специализацией.

Необходимо преодоление депрессивного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока и других. Регионы нуждаются в возрождении малых городов, восстановлении в сельской местности заброшенных поселений, а также сельскохозяйственных и иных угодий. Важной задачей регионального развития является стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и с преимущественно сырьевой направленностью специализации производства. Необходимо создание во всех регионах условий для возрождения малочисленных народов.

Решение новых и традиционных задач невозможно без увязки их решения с решением общих экономических проблем России. К их числу относится проблема развития межрегиональных и региональных инфраструктурных систем, которые включают транспортно-дорожный комплекс, связь, информатику. Развитие названных систем призвано обеспечить трансформацию структуры экономики в рыночном направлении в целях обеспечения ее эффективности в новых условиях.

Проблемы экономики РФ.

1. Политические ограничения на возможность реализации либеральной экономической политики. Эта проблема состоит в том, что бедные слои населения голосуют активнее богатых и не за либеральные реформы. Это - не проблема всей страны. Раз более состоятельные граждане не ходят активно голосовать, значит им это не нужно и поддержание либеральных реформ не является их проблемой. То, что общество не готово голосовать за некий курс и представляющих его людей – это не проблема общества, а проблема сторонников этого курса и тех, кто его представляет.

2. Инфляция. Сама по себе инфляция – нормальное экономическое явление и проблемой не является. Проблемой может быть гиперинфляция, но в последние несколько лет мы ее не наблюдаем. Рассуждения о необходимости устранения риска срыва в гиперинфляцию используется как повод для прикрытия другой проблемы, связанной с «вымыванием» из власти определенных конкретных людей, декларирующих необходимость проведения жесткой денежно-кредитной политики и провозглашающих то, что такую политику могут проводить они и только они. Это проблема указанного круга людей. А реальная Россия сейчас страдает от чего угодно, но только не от инфляции.

3. Банковский кризис. Эта проблема формулируется как угроза остаться без банковской системы. У нас около 1500 банков. Даже если 90% из них закроется, у нас будет около 150 кредитных учреждений, что вполне достаточно. На их базе воссоздать эффективную банковскую систему можно. Даже если коммерческих банков не будет вовсе, экономика не остановится. Центральный банк России накопил такой потенциал, что давно способен заменить в сфере расчетов и кредитования все существующие банки прямо сейчас. Так что банковский кризис – это реальная проблема банкиров, но не страны в целом.

4. Дефолт по внешнему долгу. Угроза невыполнения Россией обязательств перед международными кредиторами существует. Однако эту угрозу понимают не только в России, но и за ее пределами, и готовность обсуждать пути решения этой проблемы имеется. Обычно переговоры по урегулированию долговых обязательств занимают долгое время и на период их проведения удается достичь соглашений об отсрочке ареста имущества должника. У России есть шансы добиться реструктуризации долгов, а возможности их выплаты зависят от усилий по обеспечению экономического роста и мобилизации валютных резервов. Ни народ, ни элита угрозу дефолта по внешнему долгу сейчас не воспринимают как значимую проблему. Есть работа, которую надо проделать переговорщикам. Для этого процесс переговоров надо организовать и обеспечить -- подобрать участников и достойного их стимулировать. Но это – не самая глобальная и трудноразрешимая проблема страны.

5. Отсутствие четкости и ясности в проведении российских реформ . Четкость и ясность в проведении реформ присутствует абсолютная. В начале реформ была предельно честно и конкретно сформулирована главная задача – слом партийно-советской системы управления и обеспечение необратимости данного процесса. Эта задача успешно выполнена. Другие глобальные цели – либерализация и приватизация, также абсолютно честно сформулированные, реализованы на все 100%. Процесс постановки и реализации указанных целей был предельно четким и ясным. Другие задачи серьезно не ставились, а если и ставились, то, скорее, как прикрытие реальных глобальных задач. К тому же у радикальной реформы, претендующей на успех, не может быть слишком много глобальных целей. Были решены те проблемы, которые, в свое время элите и частично убежденному ей обществу казались самыми значимыми. Если говорить о негативных последствиях, возникших при выполнении задач российских реформ, то необходимость их избегания не закладывалась в целевые установки, так как являлась их естественным ограничителем, ставящим под сомнение возможность реализации целей реформ.

6. Падение жизненного уровня населения. Жизненный уровень населения упал, однако не у всех. Справедливости ради надо отметить, что кое-кто смог все-таки улучшить свой жизненный уровень и абсолютно достоверной статистикой на сей счет никто не располагает, так как в значительной степени рост благосостояния граждан скрыт от официальных властей. Необходимо также заметить, что падение жизненного уровня населения не вызвало в обществе действительно острой волны бурных социальных протестов. И это тоже о чем-то говорит. Значит, жизненный уровень упал не до такого состояния, при котором иного пути, как выходить на улицы, просто нет. Соответственно, указанная проблема пока не воспринимается как самая значимая.

7. Утрата технологической независимости . По поводу такой формулировки проблемы возникает встречный вопрос. В каких критически важных для выживания страны сферах нам реально могут перекрыть кислород настолько, что это приведет к гибели государства? Пока функционирование оружейного и ядерного комплекса, а также базовых инфраструктурных отраслей критически не зависит от поставок извне. Вопросы имеются, но квалифицировать их как одну из наиболее значимых проблем - вряд ли правильно.

8. Сокращение научно-технического потенциала. Что касается числа ученых и инженерно-технических работников, то, несмотря на сокращение их численности и старение кадров, Россия пока по-прежнему от недостатка такого рода кадров не страдает. Если же говорить о научных исследованиях и разработках, то их объем, безусловно, снизился, однако на ближайшие несколько лет угроза утраты страной существенной части научно-технического потенциала существует не как самостоятельная проблема, а как частное следствие проблемы обеспечения экономического подъема.

9. Вытеснение денежных расчетов суррогатными и бартерными . Вопрос существует. Однако все экономические субъекты приспособились к новой системе расчетов и достаточно эффективно функционируют даже в этой среде. Безусловно, говорить о благотворном влиянии бартера и денежных суррогатов на состояние экономики не приходится, однако это не то, из-за чего экономика может погибнуть в обозримой перспективе. Скорее, экономику охватит паралич, если на деле поставить и полностью реализовать в короткие сроки задачу искоренения бартерных и суррогатных расчетов. Эти формы расчетов неэффективны, но классифицировать их как проблемы высшей степени национальной значимости представляется, мягко говоря, преувеличением.

10. Ограниченность платежеспособного спроса. До кризиса 17 августа 1998 года проблема ограниченности платежеспособного спроса остро на повестке дня не стояла. После кризиса финансовые ресурсы значительной части населения существенно сократились, что стало ограничителем возможностей экономического подъема. Доходы и накопления населения недостаточны, однако они еще и крайне неравномерно распределены. И вот здесь как раз действительно просматривается реальная проблема. Неоптимальная структура потребительского спроса – критически важный вопрос, от которого зависят перспективы страны. Большинство граждан и ранее не были по международным меркам примером обеспеченности, а за последние годы вообще привыкли к более чем скромному уровню жизни и имеют умеренные виды на его повышение. Это – проблема, ибо отсутствие мотиваций к зарабатыванию денег хотя бы для целей повышения личного благосостояния – реальный вопрос национальной значимости. У нас есть очень богатые и очень бедные, а между ними нет ярко выраженной системы социальной иерархии с соответствующим уровнем потребления. Прыгнуть «из грязи в князи» удается далеко не всем, а возможность медленного подъема по социальной лестнице с соответствующим плавным, но заметным увеличением материального благосостояния отсутствует. Ограниченный платежеспособный спрос – внешняя форма проявления реальной проблемы отсутствия стимулов к зарабатыванию денег. Согласно принципу «раз у кого-то чего-то нет, значит ему это и не нужно», нашему народу деньги не нужны. Отсутствие денег не мешает людям скромно жить. Стремление жить скромно – реальная проблема. Поскольку население страны впитало принцип «не хлебом единым…», необходимы как материальные, так и нематериальные стимулы к труду. Недостаток социальных стандартов, опирающихся на четкую социальную иерархию, отсутствие пропаганды соответствующего образа жизни, поощрения нематериальных стимулов к труду - болезненно острая и значимая проблема.

11. Высокая цена кредитных ресурсов. Большой размер процентных ставок по кредитам – это зло, но мы хотели жить в рынке и уже живем в нем, а складывающаяся под влиянием спроса и предложения цена кредитных ресурсов является обязательным атрибутом любой относительно либеральной экономической системы. Высокий уровень процентной ставки – что угодно, но не самодостаточная экономическая проблема. Это следствие плохой управляемости отечественными предприятиями и не более того. Банкиры с радостью дадут деньги тому, кто реально сможет их эффективно использовать на подъем производства, быстро окупит и не разворует. Вопрос в том, что таких руководителей предприятий, которым можно было бы выдавать кредиты будучи уверенным в том, что их вернут назад, а не проедят или разворуют, мало.

12. Самоустранение государства от регулирования рынка. Вопрос о том, должно ли государство регулировать рынок вообще и если да, то как, когда и какими методами, относится к разряду дискуссионных. В некоторых сферах, например, в области выдачи разрешений на открытие малого и среднего бизнеса и в части организации взимания с него криминальных и некриминальных поборов под предлогами реализации функций государственного регулирования (от обеспечения противопожарной охраны и санитарного контроля до налоговых проверок), скорее, нужно говорить о перерегулированности рынка, чем его недорегулированности. Так что в общем виде проблема устранения государственных чиновников от участия в экономической жизни отсутствует. Чиновники как раз, наоборот, слишком зависят от способности влиять на экономику.

13. Неэффективное валютное регулирование и контроль. Надо решать что-то одно. Или не сожалеть о прекращении существования системы, включавшей в себя в свое время более двух тысяч непрозрачных банков, или сокрушаться по поводу отсутствия надзора за финансовыми операциями. Сама по себе проблема неэффективности валютного регулирования и контроля обосновывается необходимостью прекращения нелегального вывоза капитала из страны. Однако нелегальный вывоз капитала, как известно, осуществляется многими способами, в ряду которых каналы официальной банковской системы играют далеко не единственную роль. К тому же есть основания полагать, что сам вывоз капитала является следствием каких-то других проблем, связанных с отсутствием доверия элиты к власти, перспективам устойчивого и политически стабильного развития страны. Во всяком случае, проблема низкой эффективности валютного регулирования и контроля в том виде, в котором она формулируется, не является самодостаточной проблемой высокого уровня национальной значимости.

14. Сокращение численности (вымирание) населения. То, что население страны сокращается, принято оценивать негативно. Однако наше общество в свое время пережило куда более страшные людские потери и сознательно шло на них, рассматривая как средство при решении проблем обеспечения победы разных сил в гражданской войне, всего общества в отечественной и некоторых других локальных войнах, в процессе решения проблем изыскания ресурсов для индустриализации, обеспечения коллективизации и всеобщего согласия с линией власти и др. Наше общество традиционно менее чувствительно к людским потерям, чем некоторые другие. Возможно, наличие этого значительно более низкого порога терпимости и есть некая реальная проблема, но демографическая ситуация в качестве самодостаточного вопроса вряд ли может быть признана. Эта ситуация производна от того, какие другие глобальные проблемы ощущает страна и как она пытается их решить. Можно поставить цель перегнать китайцев по численности населения, и я думаю, что эта задача решаема, но тогда мы сами должны стать китайцами.

15. Превращение страны в сырьевой придаток Запада. Однобокая ориентация нашего производства на экспорт сырьевых ресурсов сложилась не сейчас, хотя, безусловно, за последнее время она только усиливается. Но известно много примеров стран, которые могут быть отнесены к разряду сырьевых придатков Запада и при этом не считают это острой экономической проблемой, а, скорее, рассматривают факт наличия у себя природных ресурсов и системы их сбыта в другие государства как подарок судьбы. Решить проблему превращения страны в сырьевой придаток Запада можно легко. Для этого достаточно прекратить экспорт сырьевых ресурсов, и проблема в том виде, в котором она сформулирована, будет снята. Нам никто не мешает в любой момент перекрыть вентиля и задвижки нефтепроводов и газопроводов. Проблема в том, что структура нашего отечественного производства крайне однобока, и мы имеем мало ниш в международном разделении труда, где можем по-настоящему лидировать. Вопрос расширения таких ниш представляется реальной проблемой. Сырьевая ориентация нашего экспорта при такой постановке вопроса начинает выглядеть не как самостоятельный вопрос, а как следствие неудовлетворительного положения дел в иной области.

16. Огромная задолженность государства работникам бюджетной сферы . Когда государство должно учителям, врачам, другим лицам, получающим зарплату из бюджета, это, безусловно, и нехорошо, и неправильно. Однако это ли реальная и значимая национальная проблема, необходимость решения которой требует мобилизации усилий всего общества? Думается, нет. Наличие теневого сектора, позволяющего практически всем действующим в стране предпринимателям укрывать свои доходы от налогообложения, видится в этой связи как гораздо более значимая проблема, а задолженность бюджета перед работниками финансируемых из него организаций представляется, скорее, лишь одним из немногочисленных следствий в шлейфе вопросов, производных от означенной более общей проблемы.

17. Развал государства на враждующие между собой удельные княжества. Наше государство, слава Богу, еще не развалилось, хотя потенциальная опасность этого под влиянием внешних и внутренних сил начинает ощущаться все более явно. Опыт СССР в этой связи является поучительным примером. Однако распад государства происходит не сам по себе, а под влиянием неких существенных причин. Сейчас одной из главных причин, провоцирующих подобный сценарий развития событий, является утрата дееспособности федерального центра и отсутствие у общества реального дела, которое могло бы сплотить всех. Разброд и шатание начинаются с того, что в коллективе не ставятся общие четкие цели и задачи, воспринимаемые как значимые большинством коллектива. Отсутствие механизма постановки подобных задач видится как реальная проблема, а распад страны на удельные княжества в лучшем случае - как следствие этой проблемы, а в худшем – как спекуляция.

18. Опасность трансформации платежно-денежных отношений в систему псевдоденежных отношений. Надо заметить, что после беглого рассмотрения определенного количества случайно подобранных расхожих постановок проблем неизбежно должны возникнуть повторения и перепевы как в самих формулировках несоответствия желаемого и действительного, так и в попытках их критического осмысления. Так происходит и на этот раз. Проблема трансформации платежно-денежных отношений в систему псевдоденежных отношений перекликается с ранее озвученной проблемой вытеснения нормальных расчетов бартером и суррогатом. Соответственно, комментарии, данные ранее, годятся для формулировки проблемы № 20.

19. Падение объема промышленного производства. Еще на заре перестройки достижением экономической мысли в нашей стране стал тезис о том, что не всякое производство нам нужно. Видные ученые сокрушались по поводу перепроизводства не столь уж нужных нам тонн чугуна и стали и другой продукции, нерационально используемой из-за ее избытка и легкой доступности для потребителя (например, тракторов и комбайнов). Сейчас эта проблема (по крайней мере с тракторами и комбайнами) успешно и эффективно решена. В мыслях видных экономистов, являвшихся кумирами перестройки, на самом деле содержится важное начало, не теряющее своей актуальности. Само по себе производство ради производства нам не нужно, не всякий рост во благо, не всякое падение во вред. Так что проблему вряд ли стоит ставить столь прямолинейно, однозначно, безоговорочно признавая факт сокращения объемов выпуска продукции и оказания услуг недопустимым явлением.

20. Рост численности населения с доходами ниже прожиточного минимума. При попытке логически сопоставить число людей, согласно официальным статистическим данным, живущих у нас ниже прожиточного минимума, и число умерших невольно закрадывается кощунственная мысль о том, что либо прожиточный минимум у нас такой, что даже при выходе за его минимальные пределы жизнь продолжается (т.е. минимум не является таковым на самом деле), либо не все реальные доходы населения учитываются нашей официальной статистикой. Кстати, последний факт представляется серьезной и действительно значимой проблемой, ибо власть и общество, которые не имеют адекватного инструментария для определения действительного положения дел, не способны ни ставить, ни эффективно решать задачи. Что же касается самого факта обнищания населения, то он без точной статистики лишь ощущается как острая значимая проблема, причем не только и может быть даже не сколько как проблема самого бедного населения (которое уже привыкло и смирилось со своим положением), сколько как проблема самого общества, где значительная часть членов готова довольствоваться малым и не имеет мотиваций для изменения своего (и, соответственно, общества) состояния к лучшему.

21. Сокращение экспорта. Экспорт является важным экономическим показателем и его временное сокращение само по себе острой проблемой не является. К тому же в последние месяцы наш экспорт (даже без учета сезонных колебаний) растет. Сокращение экспортных поступлений, а точнее говоря, чистого притока валюты в страну, а если еще более точно - золотовалютных резервов видится в первом приближении как более значимая проблема. Если экспорт падает, а валютных резервов хоть отбавляй, национальная валюта крепка, а производство работает на внутренний спрос, то, может быть, само по себе такое сокращение – не самая большая беда, и на борьбу с ней не надо тратить сразу все силы и средства? Например, в США тоже экспорт падает, и, вроде, люди живут.

22. Рост безработицы . Говоря об этой проблеме, уместно вспомнить сделанный ранее пассаж про статистику. Представляется, что значительная часть населения занимается нерегистрируемой предпринимательской деятельностью, что искажает наши представления о реальном уровне безработицы. Далеко не полная занятость трудовых ресурсов у нас действительно имеет место, однако она является следствием отсутствия в стране благоприятных условий для возрождения отечественной промышленности и пассивной государственной политики в области реализации широкомасштабных инфраструктурных программ, стимулирующих спрос (строительство дорог, портов, жилья и т.д.).

23. Чрезмерный уровень налогов. Эта проблема эффективно решается населением, предприятиями и организациями путем ухода от налогов и потому реально для большинства хозяйствующих субъектов не стоит. От тяжкого налогового бремени хозяйствующих субъектов здорово избавляет бартер, зачет, наличный рубль и наличный доллар, а также возможность совершения разного рода предпринимательской деятельности без лицензий. К тому же налогоплательщиков щадит и сама налоговая система, которая в ее нынешнем виде собираемость этого чрезмерного уровня налогов обеспечить в принципе не в состоянии. А здесь уже теплее и пахнет реальной проблемой. Неэффективная финансовая инфраструктура (элементом которой является налоговая система) выглядит как реальная и значимая проблема общества. При отсутствии такой инфраструктуры трудно обеспечивать не только постановку и решение глобальных стратегических задач, но и сводить концы с концами при удовлетворении простых и очевидных потребностей (например, выплата зарплаты врачам, учителям, военным и т.д.).

24. Деградация науки, образования, здравоохранения, культуры.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  556  557  558   ..