Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 17

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  540  541  542   ..

 

 

Государственное регулирование финансовой политики

Государственное регулирование финансовой политики

Содержание

Введение 3

Содержание и значение финансовой политики 5

Виды финансовой политик 9

Финансовая политика РК 13

Заключение 19

Список использованной литературы 21


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

Степень разработанности проблемы. В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако, единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.

Цели и задачи работы. Целью исследования является раскрытие содержания и значения современной финансовой политики в рыночной экономике и тенденции ее развития.

Цель исследования определяет постановку следующих задач:

- раскрыть содержание финансовой политики;

- рассмотреть видов финансовой политики;

- ыявить основной принцип формирования финансовой политики государства.

Использованная информация. При написании работы были использованы следующие источники информации:

- монографии;

- учебники и учебные пособия;

- журналы периодической печати;

- всемирная сеть Интернет;

- статистические данные Агентства по статистики РК.

1. СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

Финансовая политика – основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как экономических отношений по формированию, распределению, перераспределению и использованию денежных средств государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой.

Во все времена главной целью финансовых отношений являлась такая их организация, которая была бы направлена на обеспечение роста общественного богатства. Достижение этой цели возможно лишь при эффективности конкретных форм распределения, перераспределения и использования имеющихся финансовых ресурсов и финансового потенциала государства. Обобщающим показателем эффективности финансового механизма являются темпы роста внутреннего валового продукта и национального дохода - основного источника роста благосостояния общества.

Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Это комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.

Финансовая политика является составной частью экономической политики, которая присущими ей специфическими способами и методами содействует достижению целей и выполнению задач, по­ставленных экономической политикой.

Субъектами финансовой политики являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития финансовых отношений, разрабатывают конкретные пути их организации в интересах субъектов хозяйствования, населения и государства.

Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.

Содержание финансовой политики многогранно и может быть представлено как единство трех составных частей:

• выработка научно обоснованных концепций развития финансов;

• определение основных направлений использования финансов
на перспективу и текущий период;

• осуществление практических действий, направленных на дос­тижение поставленных целей.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую страте­гию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой поли­тики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией, и касающийся важных крупных изменений финансового механизма, пропорций распределения финансовых ресурсов.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем изменения способов организации финансовых отношений, перегруппировки финансовых ресурсов. Финансовая тактика предусматривает решение задач текущего пе­риода (в пределах года и меньше), отличается гибкостью, подвиж­ностью.

Главной составной частью финансовой политики является бюджетная политика государства. Она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений. Бюджетная политика непосредственно влияет на размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов и определяет не только текущую структуру расходов бюджетов, но и перспективы использования бюджетных средств для развития экономики и социальной сферы. Кроме того, бюджетная политика предопределяет организацию финансовых отношений между субъектами хозяйствования и государством в ходе осуществления налоговой политики, проведения государственной инвестиционной политики, при выработке бюджетной политики в отношении приоритетных отраслей и видов деятельности.

Значение финансовой политики проявляется в том, что правильно выбранная финансовая политика:

· стимулирует рост производства, рациональное размещение производительных сил по территории страны;

· повышает заинтересованность регионов в развитии хозяйства, использовании местных ресурсов;

· способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира;

· приводит к повышению материального и культурного уровня населения.

При выработке финансовой политики необходимо учитывать: экономические и финансовые возможности государства; внутреннюю и международную обстановку; отечественный и зарубежный опыт финансового строительства; историю развития финансов.

К основным целям финансовой политики, можно отнести следующие:

1) Повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Последнее очень важно для проверки воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности и использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.

2) Оздоровление и структурная перестройка экономики: повышение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рубля.

3) Достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

Некоторые экономисты выделяют также и другие цели проведения финансовой политики, такие как: снижение темпов инфляции (чему уделяется особенно много внимания, в настоящее время, так как уровень последней в России сейчас один из самых высоких в мире, см. таблица 1), сглаживание экономических циклов (при этом в первую очередь, понимается использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами). Однако легко заметить, что указанные цели являются по своей сути производными от задачи финансовой политики обеспечить высокое благосостояние всего населения.

Итак, исходя из вышесказанного, мне представляется возможным определить финансовую политику как государственное регулирование финансовых ресурсов с целью повышения уровня жизни граждан.

2. ВИДЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

Исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой, ведущие экономисты разделяют последнюю на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.

Под первой, то есть политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает:

— рост государственных расходов;

— снижение налогового бремени.

Другими словами, если в настоящее время имеется сбалансированный бюджет, финансовая политика должна двигаться в направлении бюджетного дефицита в период спада или депрессии.

Если же правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.

В свою очередь политика ограничения деловой активности, напротив направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей вместе с избыточным спросом.

Сдерживающая политика подразумевает:

— уменьшение правительственных расходов;

— увеличение налогов.

Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.

Теперь, рассмотрев какие виды финансовой политики применяет правительство в той или иной ситуации, сложившейся в национальной экономике, следует подробнее остановиться на самом механизме воздействия финансовой политики на хозяйство страны.

Итак, реализация финансовой политики проводится в три этапа:

1. Выработка научно обоснованных концепций развития финансов, которая формируется на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и состояния потребностей населения.

2. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период, то есть выработка стратегии и тактики финансовой политики. Здесь, исходя из поставленных целей учитывают возможности роста и падения финансовых ресурсов, а также внешние и внутренние политико-экономические факторы.

3. Собственно осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней. Однако такой механизм верен только частично, так как не учитывает все возможности финансового регулирования.

Существуют два типа финансовой политики:

а) дискреционная политика или политика, проводимая непосредственно правительством;

б) недискреционная финансовая политика, то есть встроенные стабилизаторы.

Описанный выше способ реализации финансовой политики, несомненно, относится к первому ее типу. Для второго же он будет абсолютно неверен, что объясняется особенностями последнего.

Под недискреционной финансовой политикой понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, то есть некоторые ее особенности, позволяющие регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.

Несмотря на безусловно полезные способности налоговой системы к стабилизации, без целенаправленного воздействия правительства на экономическую ситуацию все-таки нельзя обойтись. Этому есть две причины:

1) Саморегулирования недостаточно при сильном изменении экономической ситуации, так как, продолжая изымать часть каждого дополнительного дохода, налоги, однако, не смогут преодолеть влияние оставшихся денег, при этом не учитывается эффект мультипликации, который существенно ослабляет действие стабилизатора.

2) Политические и другие внеэкономические соображения, препятствующие пассивным действиям правительства.

Таким образом, регулирование экономики нельзя осуществлять исключительно при помощи встроенных стабилизаторов, поэтому проведение дискреционной политики, несмотря на возражения экономистов проповедующих невмешательство в экономику, представляется необходимым.

Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Основными орудиями дискреционной финансовой политики являются:

— общественные работы и другие программы, связанные с расходами;

— социальные программы;

— правительственные закупки;

— государственные инвестиции;

— изменение расходов трансфертного или перераспределительного типа;

— управление налоговым гнетом.

Таким образом, можно найти два главных элемента, составляющих финансовую политику:

1) Политика в области государственных расходов.

2) Фискальная политика.

Однако дискреционная фискальная политика, как и политика, основанная на использовании встроенных стабилизаторов, также имеет ряд своих недостатков. Помимо очевидных политических трудностей, связанных с длительным обсуждением в Государственной Думе относительно принятия закона об изменении ставок налогов, существует еще один недостаток: возражение против временного снижения налогов для борьбы со спадом проистекает из того политического факта, что в демократическом обществе может быть трудно снова повысить налоги после преодоления спада.

Подводя итог, хотелось бы особенно отметить, что в любом случае государство, имея возможность применять все элементы финансовой политики, обладает мощнейшим инструментом, позволяющим весьма эффективно бороться с любыми трудностями, которые бы не постигли российскую экономику. Важно лишь со знанием дела использовать имеющиеся средства, последовательно и правильно продвигаться по пути укрепления и развития экономики Казахстана.

3. ФИНАСОВАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

10 октября 1997 года было опубликовано Послание Президента Республики Казахстан "Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев", которое определило долгосрочную Стратегию развития Казахстана до 2030 года.

В целях реализации предварительного этапа долгосрочной Стратегии Указом Президента от 1 февраля 2010 года № 922 был утвержден Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года.

Стратегическое планирование для повышения своей конкурентоспособности используют передовые страны и крупнейшие транснациональные компании. Используя их опыт выживания в современном мире, Казахстан должен усилить роль государства и стратегического планирования своего развития. Без четкого стратегического плана государство утрачивает способность реализовывать свое предназначение. Вместо того, чтобы управлять ходом событий, оно становится зависимым от них.

Вместе с тем стратегические планы не должны превращаться в застывшие догмы, а быть гибким инструментом государственного регулирования социально-экономического развития страны. Это означает, что 10-летние стратегические планы должны ежегодно анализироваться в части реализации и корректироваться с учетом складывающейся внутренней и внешней обстановки.

Денежно-кредитная политика.

Анализ ситуации: Благоприятная конъюнктура на мировых финансовых и товарных рынках и изменение режима обменного курса тенге в апреле 2008 года продолжали оказывать в 2009 году положительное влияние на макроэкономическую ситуацию в стране.

Обменный курс тенге сохранялся относительно стабильным. За 2008 год снижение курса тенге к доллару США составило 5,2%. Относительная стабильность обменного курса тенге, а также значительный рост реального производства обусловили снижение инфляции за год почти вдвое: с 17,8% до 9,8%.

Впервые за последние четыре года достигнут значительный профицит платежного баланса, ощутимо увеличились золотовалютные резервы.

Рост международных резервов обеспечил досрочное и полное погашение в мае 2000 года Национальным Банком своих обязательств перед Международным Валютным Фондом.

В 2008 году на финансовом рынке произошли такие благоприятные изменения:

* ставка рефинансирования доведена до самого низкого уровня со дня приобретения Казахстаном независимости (до 14%) и стала одной из самых низких среди стран СНГ;

* значительно увеличились сроки размещения государственных обязательств, снизилась доходность по ним. Все заимствования на внутреннем рынке в настоящее время проводятся исключительно через тенговые ценные бумаги;

* благодаря функционированию системы гарантирования (страхования) срочных депозитов населения значительно укрепилось доверие населения к банковской системе. За год депозиты резидентов в банковской системе выросли на 72%, а депозиты населения (с учетом депозитов нерезидентов) увеличились на 66,7%. В настоящее время в Казахстане средний размер вкладов на душу населения составляет 6,2 тыс. тенге или 42,6 доллара США, что является относительно высоким показателем среди стран СНГ после России;

* улучшилась структура депозитного портфеля банков за счет увеличения доли срочных депозитов с 39,3% до 55,5%;

* из-за более интенсивного роста ресурсной базы банков возросла их кредитная активность. За год объем кредитов банков экономике вырос на 85,6%, в том числе средне- и долгосрочных кредитов - на 81,2%;

* ставка вознаграждения по выданным кредитам юридическим лицам в национальной валюте с начала года снизилась с 20,8% до 18,8%, по валютным - с 20,4% до 14,7%, что является наиболее низкими показателями среди стран СНГ;

* значительно улучшилось качество ссудного портфеля банков, о чем свидетельствует снижение доли просроченных кредитов в общем объеме кредитов экономике с 6,6% до 1,7%.

Консолидация и повышение капитализации банков способствовали укреплению банковской системы, занимающей на финансовом рынке страны лидирующее место. Совокупный собственный капитал банковского сектора в течение 2000 года вырос на 43,0% - до 98,7 млрд. тенге.

В 2000 году в Казахстане осуществлен первый переучет векселей НАК "Казатомпром".

Правительством Республики Казахстан одобрена Концепция долгосрочного финансирования жилищного строительства и развития системы ипотечного кредитования в Республике Казахстан. В декабре 2000 года создана ЗАО "Казахстанская ипотечная компания", основной функцией которой стало рефинансирование банков второго уровня путем выпуска и размещения ипотечных облигаций на вторичном рынке.

В стране функционирует развитая платежная система, максимально приближенная к международным стандартам. Внедрена межбанковская система переводов денег, представляющая собой систему валовых платежей в режиме реального времени, и создан единый процессинговый центр, обеспечивающий совместимость различных систем платежных карточек.

В области страхования созданы правовые условия для развития инфраструктуры национального страхового рынка и институционального укрепления страховых организаций. Принят концептуально новый закон, полностью соответствующий международным стандартам.

Национальный Банк Казахстана проводит независимую денежно-кредитную политику, направленную на поддержание низких темпов инфляции путем регулирования уровня денежной базы с использованием косвенных инструментов денежно-кредитной политики.

С 1998 года прекращена практика прямого кредитования Национальным Банком дефицита бюджета.

По итогам 2005 - 2008 годов по таким показателям, как девальвация и инфляция, Казахстан находится в одном ряду с такими странами Восточной Европы, как Польша и Венгрия. Низкие темпы инфляции и отсутствие реальной переоценки национальной валюты оказывают позитивное влияние на рост производства и экспорт.

В Казахстане сформирована устойчивая двухуровневая банковская система, которая является более развитой по сравнению с банковскими системами стран ближнего зарубежья. Переход банков второго уровня на международные стандарты деятельности и отчетности, допуск на внутренний рынок зарубежных банков, консолидация банковского капитала и дальнейшее повышение капитализации банковского сектора повышают конкурентоспособность наших банков, стимулируют интеграцию банковского капитала Казахстана в мировые финансовые потоки. Число отечественных банков, имеющих кредитные рейтинги международных рейтинговых агентств, возросло до 8.

Недостаточный уровень развития финансовой системы, проявляется в относительно низком уровне монетизации экономики и высокой доле наличного оборота.

Вследствие сырьевой направленности экономики объем экспортной валютной выручки сильно зависит от конъюнктуры мировых цен на сырье и крайне неустойчив, а это напрямую влияет на ситуацию с платежным балансом и стабильность курса национальной валюты.

Сегодня в Казахстане имеются некоторые успехи в налоговой системе, исполнении бюджета, достигнута стабилизация основных макроэкономических показателей. Сделаны значительные шаги по созданию эффективной бюджетной системы.

Согласно отчетным данным за 2007 год поступления в государственный бюджет составили 19,8% к ВВП, расходы и кредитование - 23,2% к ВВП. Дефицит госбюджета составил 3,5% к ВВП и снизился на 0,7% по сравнению с 1998 годом. В 2008 году, по отчетным данным (без счетного периода), поступления в государственный бюджет составили 23,1% от ВВП, расходы и кредитование - 23,0% от ВВП с незначительным профицитом госбюджета в 0,1% к ВВП.

Казахстан одним из первых государств СНГ принял закон о налогах. Принятие его в 1995 году сыграло значительную роль в становлении финансовой системы республики, структурировании всех обязательных платежей в бюджет, определении способов начисления и взимания налогов.

Успешно проведены процессы реформирования в системе государственных доходов, концентрации в пределах одного ведомства всех фискальных органов, связанных вопросами контроля за поступлением средств государственного бюджета.

Проводится работа по совершенствованию налогового законодательства. Принят новый Налоговый кодекс, учитывающий перспективы развития экономики и направленный на создание благоприятной среды оптимального сочетания интересов государства и налогоплательщиков, объединение всех нормативно-правовых актов в рамках одного законодательного акта.

С целью уменьшения налоговой нагрузки в 2009 году снижены ставки налога на добавленную стоимость до 16% и социального налога до 21%.

Приняты меры по созданию эффективной системы расходов. На должном уровне поставлена работа Казначейства. Одним из первых среди стран СНГ Казахстан добился своевременного и целевого финансирования бюджетных программ через систему казначейства.

Созданы Национальный фонд Республики Казахстан и Банк Развития Казахстана.

Внедрена новая бюджетная классификация доходов и расходов, отвечающая требованиям мировых стандартов.

Выполнены важные мероприятия по усовершенствованию системы расходов.

Начиная с 1999 года, все внебюджетные фонды были упразднены, а их доходы и расходы были консолидированы в государственный бюджет. Также приняты меры по совершенствованию механизма предварительного контроля, введен учет регистрации обязательств государственных учреждений.

В рамках совершенствования процесса управления доходами государственного бюджета в 1999 году внесены изменения в бюджетное законодательство по вопросам управления государственными финансами. Закон Республики Казахстан "О бюджетной системе" от 1 апреля 1999 года определил новые механизмы межбюджетных отношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Финансовая политика играет важнейшую роль для достижения целей, поставленных перед государством. Финансовая политика определяет основные направления использования финансов. С помощью финансовой политики реализуется цель повышения эффективности использования финансовых ресурсов, достижение более высокого уровня жизни.

Процесс "финансизации" заключается в том, что современная финансовая система отодвинула на второй план свои функции по отношению к реальной сфере экономики. Меняется и роль населения в финансовой системе. Произошло увеличение числа лиц, самостоятельно инвестирующих некоторые суммы в акции предприятий.

Государственный бюджет как институт в нашей стране находится сейчас в стадии развития. Бюджет, являясь, несомненно, очень важной составной частью государства в целом, не может существовать обособленно. Базовые принципы его построения, основные цели и задачи зависят от стратегии развития всего государства. Отсутствие до последнего времени в РК подобной стратегии привело к тому, что бюджет не был ориентирован на решение перспективных задач, а являлся, по сути, лишь инструментом финансирования текущих расходов.

После распада СССР в РК началось формирование по сути новой бюджетной системы. Данный процесс, проходил в тяжелейших социально-экономических (экономический кризис, отсутствие рыночных механизмов, резкое снижение уровня жизни большинства казахстанцев) и политических (отсутствие политической стабильности, региональный сепаратизм, резкий рост преступности и коррупции) условиях. На этом пути совершены ошибки, однако и сделано немало конструктивных шагов: сформирована законодательная база, определены направления государственной бюджетной политики, выстроены новые принципы межбюджетных отношений. В будущем необходимо определить стратегические приоритеты бюджетного финансирования, направленные на решение общенациональных задач; существует немало текущих проблем: обслуживание государственного долга, повышение заработных плат работникам бюджетной сферы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Булатов А.С., Экономика, М.: "БЕК", 1997 г.

2. Дробзина Л.А., Финансы - денежное обращение - кредит, М.: "Финансы", 1997 г.

3. Ковалева А.М., Финансы, М.: "Финансы и статистика", 1999г.

4. Мельников В.Д., Финансы, Алматы: "Каржы-каражат", 1997г.

5. Назарбаев Н., Казахстан 2030, Алмвты: "Билим", 1997 г.

6. Данные Нац. Банка РК по состоянию 20.11.09г. // HYPERLINK http://www.nationalbank.kz www.nationalbank.kz

7. Данные Агентства РК по стратегическому развитию по состоянию 20.11.09г. // HYPERLINK http://www.stategy.kz

8. Данные МинФина РК по состоянию 20.11.09г. // HYPERLINKhttp://www.mf.minfin.kz

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  540  541  542   ..