Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 17

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  470  471  472   ..

 

 

Последствия несовершенства рыночного механизма на финансовом рынке

Последствия несовершенства рыночного механизма на финансовом рынке

СОДЕРЖАНИЕ


Введение.............................................................................................................. 3

1 Сущность рыночного механизма.................................................................... 4

2 Особенности функционирования современного финансового рынка........... 6

3 Несовершенство рыночного механизма и его влияние на функционирование финансового рынка........................................................................................... 10

Заключение........................................................................................................ 17

Список использованной литературы............................................................... 19



Введение

На развивающихся финансовых рынках, к которым может быть причислен финансовый рынок России и других стран с переходной экономикой, банковская система играет основную роль в процессах трансформации сбережений в инвестиции. В условиях, когда возможности реального сектора привлекать средства путем эмиссии ценных бумаг ограничены, предприятиям приходится использовать посредничество банков в целях получения необходимых для инвестиционных целей финансовых ресурсов. Следствием этого становится удорожание финансовых ресурсов и рост зависимости реального производства от состояния банковского сектора.

В условиях перехода к рыночной экономике создается новый механизм перераспределения денежного капитала – через денежный рынок и рынок ценных бумаг, поэтому возникают новые финансовые отношения и соответствующие им финансовые институты, такие как финансовые компании и фонды, инвестиционные банки, фондовые биржи и т.д.

В отличие от финансовой системы государств с развитой рыночной экономикой в странах с переходной экономикой она имеет свои отличительные особенности. Во-первых, в силу еще не сложившейся рыночной инфраструктуры сохраняется необходимость государственного регулирования экономики путем воздействия на нее налогово-бюджетных инструментов и внебюджетного вмешательства, вследствие этого в составе финансовой системы определенное время еще будет сохраняться превалирующее значение государственных финансов.

Целью данной работы является анализ особенностей воздействия несовершенства рыночного механизма на функционирование российского финансового рынка. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

1. рассмотрена структура и функции рыночного механизма;

2. дано определение финансового рынка и особенности его функционирования в современных условиях;

3. охарактеризованы основные направления проявления несовершенства рыночного механизма и его влияния на функционирование финансового рынка, для чего проанализировано современное состояние финансового рынка в России.

Таким образом, объектом данного исследования является современный российский финансовый рынок, предметом – воздействие на динамику и функционирование данного рынка несовершенства рыночного механизма.

Поставленные цель и задачи обусловили структуру и логику данного исследования, включающего в себя введение, три главы, заключение и список использованной литературы.

1 Сущность рыночного механизма

Рыночный механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров. Основными элементами рыночного механизма считаются спрос, предложение, цена и конкуренция.

Еще одно, более простое, определение гласит, что рыночный механизм представляет собой механизм взаимосвязи основных элементов рынка: спроса, предложения и цены.

Спрос – это обобщающий термин, описывающий фактических и потенциальных покупателей товаров. Спрос можно рассматривать как форму проявления потребностей людей, обеспеченных денежным эквивалентом. Спрос выражает собой не всю совокупность потребностей, а лишь ту ее часть, которая подкреплена покупательной способностью людей, т.е. денежным эквивалентом. Можно иметь потребности, но не иметь денег, тогда нет особого смысла говорить о покупательском спросе. Таким образом, предполагается, что покупатели имеют не только желание, но и возможность заплатить за требуемое количество товара, если бы таковое имелось в наличии.

Нередко спросом называют то количество товара, которое будет куплено потребителями по данной цене в определенных условиях места и времени.

Спрос, являясь платежеспособной потребностью, на практике может принимать различные виды:

· Нерегулярный – спрос, основанный на сезонной, почасовой потребности (например, незагруженность транспорта днем, перегруженность в часы "пик").

· Нерациональный – спрос на товары, которые вредны для здоровья или антисоциальны (сигареты, наркотики, огнестрельное оружие).

· Отрицательный – спрос, когда большая часть рынка недолюбливает товар или услугу (прививки, медицинские операции).

· Скрытый – спрос, возникающий тогда, когда многие потребители испытывают желание в чем-либо, но не могут его удовлетворить, так как товаров и услуг на рынке недостаточно (безвредные сигареты, безопасные жилые районы, экологически чистый автомобиль).

· Падающий спрос – явление постоянное (снижается посещаемость музеев, театров и т.п.)[1] .

Различают также реализованный, неудовлетворенный, формирующийся, ажиотажный, престижный, импульсивный и другие виды спроса.

Рыночный механизм позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе есть и такие потребности, которые нельзя трансформировать в спрос. К ним, прежде всего, относятся блага и услуги коллективного пользования, которые в экономической науке называются общественными товарами (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление и т.д.). Вместе с тем в обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая часть потребностей удовлетворяется через спрос.

Предложение – это обобщающий термин, используемый для описания поведения фактических и потенциальных производителей (продавцов) товаров.

Иногда предложение определяют как совокупность товаров с определенными ценами, которые находятся на рынке (или в пути) и которые могут или намерены продать производители (определение В. Видяпина и Г. Журавлевой). Таким образом, здесь предложение выступает как продукт, который находится на рынке или может быть доставлен на рынок.

Можно привести другое определение: предложение – это сумма товаров, которые производители готовы реализовать (продать) по альтернативным ценам (определение Е.Ф. Борисова)[2] .

Цена – денежное выражение стоимости (ценности) товара. Величина цены товара зависит от стоимости (ценности) самого товара, а также от соотношения спроса и предложения. Цены устанавливаются под воздействием ряда экономических законов, прежде всего, закона стоимости, в соответствии с которым, в основе цены лежат общественно необходимые затраты труда. На величину цены влияет закон спроса и предложения. Механизм его действия на цену проявляется при несоответствии спроса и предложения товаров в сфере обмена.

Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой. Она является основным его инструментом, инструментом координации и приспособления друг к другу спроса и предложения. Цена товара является ориентиром, на основе которого предприниматели и потребители делают свой выбор, какой товар производить, какой товар приобрести. Цены несут информацию о состоянии рынка для потребителей и для производителей.

Конкуренция – соперничество, состязательность, борьба между производителями, поставщиками товаров и услуг за наиболее выгодные условия производства и сбыта. Она выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизма регулирования пропорций, способствует максимизации прибыли и на этой основе расширению масштабов производства.

Все элементы рыночного механизма существуют не изолированно, а взаимодействуют. Их взаимодействие представляет собой рыночный механизм. Понятно, что спрос неразрывно связан с предложением, и оба они зависят от уровня цен. Конкуренция оказывает влияние на спрос, предложение и уровень цен. Таким образом, все элементы рыночного механизма находятся в единой системе[3] .

2 Особенности функционирования современного финансового рынка

Рыночная экономика требует постоянной мобилизации временно свободных денежных ресурсов и их перераспределения между хозяйственными субъектами. На практике это обеспечивается финансовым рынком.

Безусловно, финансовый рынок – это одна из важнейших структурных составляющих рынка в целом. Поэтому на понятие финансового рынка распространяется та неопределенность, которая свойственна определению рынка как такового. Сегодня нет единого подхода к рассмотрению сущности финансового рынка, его структуры, а, значит, отсутствует и общепризнанное его понимание.

Определения финансового рынка могут колебаться от самых общих, так сказать, контурных, до узкоконкретных, серьезно ограничивающих сферу финансового рынка. В качестве иллюстрации первого подхода можно привести предложенное И.Ю. Львовым определение финансового рынка как сферы «функционирования финансово-кредитного механизма»[4] . Общий подход предложен и Л.П. Белых в учебном пособии «Основы финансового рынка». По мнению его автора, «Финансовые рынки – это общее обозначение тех рынков, на которых проявляются спрос и предложение на различные платежные средства»[5] . Узкое место в этом определении одно – объект финансового рынка сведен лишь к платежным средствам. Расширительная трактовка в этом смысле присутствует в подходе И.Т. Балабанова. По его мнению, финансовый рынок – «это сфера проявления экономических отношений между продавцами и покупателями финансовых ресурсов и инвестиционных ценностей»[6] . В одном из первых российских учебных пособий по рынку ценных бумаг под редакцией В.С. Торкановского финансовый рынок рассматривается как «совокупность всех денежных ресурсов страны, …находящихся в постоянном движении, распределении или перераспределении, меняющихся под влиянием спроса и предложения на эти ресурсы…»[7] . Безусловным достоинством приведенных определений является указание на общность финансового рынка с системой рыночных отношений в целом, а именно, на отношения спроса и предложения.

Примером второго подхода может служить понимание финансового рынка лишь как рынка ценных бумаг (а в контексте - фондового рынка), представленное, в частности, в учебном пособии «Ценообразование на финансовом рынке» под редакцией В.Е. Есипова.[8] И хотя в последующем учебном пособии с аналогичным названием его авторы В.Е. Есипов и Г.А. Маховикова указывают на то, что рынок ценных бумаг представляет собой сегмент финансового рынка, тем не менее, можно говорить о сохранении прежней позиции[9] .

Не отрицая данных подходов и в целом уважая отмеченные позиции, следует сказать, что они представляются не совсем корректными. Более прагматично высказываются зарубежные исследователи, для которых характерно оперирование терминами макроэкономики, в частности, такими как накопления и инвестиции. В этом отношении примечательно выделение в качестве основного назначения финансовых рынков «эффективного распределения накоплений», сделанное Дж. К Ван Хорном[10] . В своей книге «Макроэкономика. Глобальный подход» Дж. Сакс и Б. Ларрен рассматривают финансовый рынок как сферу обращения финансовых активов[11] .

Близким к этому подходу является позиция И.А. Бланка, рассматривающего финансовый рынок как рынок, на котором объектом купли-продажи выступают различные финансовые инструменты и финансовые услуги[12] . Как достоинство данного подхода следует отметить, во-первых, указание на родовой признак любого рынка – соотношение спроса и предложения и, во вторых, выделение широкого круга объектов этого рынка – финансовые инструменты и финансовые услуги. Аналогичной является позиция В.В. Ковалева. По его мнению «финансовый рынок представляет собой организованную или неформальную систему торговли финансовыми инструментами»[13] . Здесь в отличие от представленных ранее определений закладывается иной, нежели по видам финансовых инструментов, критерий сегментации финансового рынка – организационная основа. Данный подход прослеживается и в учебнике «Финансы», изданном в 2001 году коллективом ученых экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

В целом, соглашаясь с этим подходом, следует отметить некоторую не устоявшуюся терминологию в отношении объектов финансового рынка. В специальной литературе оперируют терминами «финансовые обязательства», «финансовые активы», «финансовые инструменты». Думается, что все они правомочны и отличаются тем, с какой позиции рассматриваются – либо с позиции того, кто привлекает капитал на финансовом рынке, либо того, кто этот капитал предоставляет. В этом смысле один и тот же объект сделок купли-продажи на финансовом рынке может быть назван и финансовым обязательством и финансовым активом. Поэтому представляется более корректным в том случае, когда речь идет об общем понятии финансового рынка, использовать термин «финансовые инструменты» как более широкий. В остальном же можно говорить о приемлемости подхода И.А. Бланка и В.В. Ковалева и возможности его использования в целях данного курса лекций.

Тем не менее, возможно предложить еще одно понимание сущности финансового рынка. А именно, как совокупности экономических отношений и обслуживающих их институтов, обеспечивающих превращение денег в капитал посредством финансовых инструментов. Такой подход позволяет выделить наиболее глубинный смысл финансового рынка, состоящий в обеспечении движения D – DI . В этом смысле следует согласиться с имеющимся в литературе мнением, что финансовый рынок в значительной своей части связан с движением фиктивного капитала.

В общих чертах фиктивный капитал представляет собой общественное отношение, суть которого состоит в способности улавливать некоторую часть прибавочной стоимости независимо от непосредственного распоряжения капиталом. Соответственно, фиктивный капитал можно рассматривать как особую форму существования капитала наряду с его денежной, производительной и товарной формами. Отличительной особенностью ее является то, что у владельца капитала сам капитал отсутствует, но имеются все права на него, которые и зафиксированы в ценной бумаге. Соответственно движение фиктивного капитала чаще всего связывают с такой специфической сферой рыночных отношений как рынок ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг является одной из составных частей более широкого финансового рынка, наряду с рынком ссудного капитала. Такое деление финансового рынка обусловлено делением капитала на оборотный и основной. Движение оборотного капитала в основном обслуживается банковским кредитом, который предоставляется на ограниченный срок. Формирование же основного капитала – это долговременный процесс инвестирования производства и обслуживается он рынком ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг может быть определен как совокупность экономических отношений и обслуживающих эти отношения институтов, обеспечивающих мобилизацию свободных денежных ресурсов и превращение их в инвестиции путем выпуска ценных бумаг. Источником свободных денежных ресурсов выступают сбережения субъектов экономики. Они образуются после осуществления всех обязательных выплат и удовлетворения текущих потребностей. Одним из условий эффективного функционирования производства является минимальный временной разрыв между образованием сбережений и осуществлением инвестиций в экономику. Именно в этом состоит смысл известной поговорки «время – деньги». Принято различать собственные и чужие сбережения. Собственные – это внутренние, а чужие – соответственно внешние источники денежных ресурсов. По их соотношению можно определить положение основных субъектов на рынке ценных бумаг, а именно: населения, предпринимательского сектора и государства. Те из них, кто регулярно и в массовом масштабе привлекает чужие сбережения, на рынке ценных бумаг считаются чистыми заемщиками. Те, кто регулярно предоставляет свои сбережения в различные формы пользования, считаются чистыми кредиторами. Наиболее значительные внутренние сбережения образуются в предпринимательском секторе и у государства. Однако практика показывает, что они имеют конкретные экономические формы и строго определенное назначение и нужны самим предпринимателям и государству. Более того, их, как правило, не хватает для обеспечения расширенного воспроизводства, поэтому производители и государственный бюджет стремятся привлечь чужие сбережения. Поэтому их можно считать чистыми заемщиками на рынке ценных бумаг. Главная задача рынка ценных бумаг состоит в том, чтобы обеспечить наиболее быстрое и оптимальное движение денежных потоков от кредиторов к заемщикам в интересах общественного воспроизводства.

3 Несовершенство рыночного механизма и его влияние на функционирование финансового рынка

Когда Адам Смит писал «Богатство народов», конкуренция была совершенной, информация для принятия решений была доступна всем, а частные действия индивидов, в конечном счете, за счет действия «невидимой руки», приумножали благосостояние всего общества. Однако, с тех пор произошли значительные изменения, рыночный механизм срабатывает не везде, а в условиях России, когда большая часть экономики создавалась вне рыночных условий, говорить о совершенстве рыночного хозяйства по меньшей мере преждевременно. Поэтому нам кажется необходимым определить основные теоретические предпосылки рыночного несовершенства.

В основном несовершенства рынка связаны с отклонением от ус­ловий, обеспечивающих совершенную конкуренцию. К тому же ры­ночная экономика оказывается неспособной обеспечить производст­во важных общественных благ или создает их в недостаточных объемах.

Представим классификацию основных факторов несовершенства рынка, называемых Т. Сендлером[14] «провалами рынка»:

1. Рынок порождает монополизм. Монопольные структуры во многом являются следствием развития экономики, появляясь даже в тех отраслях, где традиционно присутствовал высокий уровень конкуренции. Среда рынка сама формирует условия для монополизма, прежде за счет слияний и поглощений, за счет неформальных договоров среди ограниченного круга участников рынка. Соответственно создаются условия для манипулирования рынком, что приводит к неоправданно завышенным ценам, сокращению предложения, что в свою очередь вызывает необходимость регулирования.

2. Рыночный механизм не заинтересован, да и не способен производить общественные блага, такие как, например, дороги, всеобщее образование или уборку снега. Дело в том, что общественные блага бесплатны для потребителя, но не являются бесплатными для общества, каждый может пользоваться общественными товарами и услугами, но не каждый готов за них платить. Например, частные дороги – распространенный механизм партнерства государства и бизнеса, однако такие проекты очень часто вызывают сопротивление у многих слоев того или иного общества. В то же время эффективное взаимодействие общественных субъектов сталкивается со значительными трудностями в области производства общественных благ, прежде всего с точки зрения нахождения согласия между различными заинтересованными группами.

3. Рынок не может устранить внешние эффекты своей деятельности – так называемые «экстерналии», когда деятельность одного участника рынка оказывает воздействие на другого участника и последствия этого не учитываются в рыночной сделке или цене. При этом воздействие внешних эффектов становится все более острым с ростом экономики и потребления в мире. Примерами таких эффектов являются, например загрязнение воздуха или ухудшение среды жизни и работы человека. Например, пивной ларек вблизи дома не способствует качеству жизни и может привести к снижению стоимости недвижимости.

Как правило, сам рынок не может решить проблему экстерналий, для этого необходимо достичь некого соглашения между заинтересованными сторонами, но на практике достижение такого соглашения всегда сталкивается со значительными сложностями. В том числе из-за необходимости нести дополнительные издержки или неспособности организовать общественное согласие. Соответственно, государство вмешивается в эти процессы регулируя их используя законодательство, систему надзорных органов или штрафы за загрязнение окружающей среды.

4. Рынок не может обеспечить справедливое распределение социальных благ. Для рынка характерен естественный отбор (в случае если он функционирует эффективно), и, следовательно, социально незащищенные слои населения не в состоянии поддерживать достойный уровень жизни. В целом развитие рыночной экономики без какого-либо регулирования приводит к дифференциации доходов, усилению разрывов в доходах и социальном положении между различными слоями населения. Соответственно порождаются несправедливые пропорции распределения валового внутреннего продукта, что в свою очередь чревато социальными потрясениями, усилением преступности и других антиобщественных явлений.

5. Рыночный механизм порождает неполную и асимметричную информацию. Только в условиях полностью конкурентной экономики все участники рынка обладают достаточно исчерпывающей информацией о ценах и перспективах развития производства. Но сама конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные о положении дел. Информация стоит денег, и экономические агенты — производители и потребители — обладают ею в различной степени.

Следовательно, рынок в настоящее время не гарантирует «справедливого» общественного развития, а тем более производства общественных благ. Однако остается вопрос: при каких условиях конкурентные рынки действительно ведут к экономической эффективности? По мнению нобелевского лауреата Дж. Ю. Стирлица[15] рынок является эффективным при выполнении двух условий: 1) При определенных условиях конкурентные рынки ведут к очень специфическому распределению ресурсов: не происходит такого перераспределения ресурсов (без каких-либо возможных изменений в производстве и потреблении), при котором кто-то мог бы улучшить свое положение без одновременного ухудшения положения кого-то другого. Распределение ресурсов, характеризующееся тем, что никто не может улучшить свое положение без того, чтобы чье-то положение не ухудшилось, называется эффективностью по Парето; 2) Любая точка на кривой потребительских возможностей может быть достигнута конкурентной экономикой при условии изначально правильного распределения ресурсов. Таким образом, если мы не удовлетворены распределением дохода, возникшего благодаря конкуренции на рынке, мы не должны отказываться от использования механизма рыночной конкуренции. Все, что нам нужно сделать, это перераспределить исходное богатство, а все остальное сделает рыночная конкуренция. Данное утверждение, согласно Стирлицу, имеет примечательное допущение, что каждое распределение, эффективное по Парето, может достигаться благодаря децентрализованному рыночному механизму. В децентрализованной системе решения о производстве и потреблении (что производить, как производить и для кого производить) принимаются бесчисленным множеством фирм и индивидуумов, которые составляют экономику. Напротив, при централизованном механизме распределениявсе эти решения концентрируются в руках одного агента — центрального планового органа либо в руках одного лица, которое называется главным планирующим лицом.

Однако и государство, по мнению нобелевского лауреата Джеймса Бьюкенена[16] , так же не способно обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов. Все более активное участие государства в бизнесе и хозяйственном регулировании поднимает вопрос о практике принятия решений. Суть проблемы – как добиться, чтобы принятие законов, установление налогов, распределение бюджетных средств, другие решения властных структур действительно отвечали нуждам общества, а не отдельных лиц или групп населения?

Подход Бьюкенена и других представителей вирджинской школы заключается в том, чтобы рассматривать политические решения по аналогии с решениями в сфере экономической деятельности. Политические решения – это выбор альтернатив. Политики действуют так же, как и предприниматели. Они руководствуются своими частными интересами, например стремлением получить максимум голосов, обеспечить максимум власти и влияния. В теории общественного выбора Бьюкенен выдвигает два основных тезиса, или две предпосылки, согласования интересов избирателей и государственной власти. 1. Для достижения согласия в рамках «политического обмена» требуется детальная разработка правил и процедур, регламентирующих принятие законов, форм контроля за финансами, принципов налогообложения. Это – «конституция экономической политики». 2. Практическая деятельность государства и его органов должна осуществляться на основе принятых правил и процедур.

На основе подхода Бьюкенена можно выделить следующие «провалы государства»:

1. Недостаток необходимой информации для принятия управленческих решений. Потомно обозначенной проблемы ассимтричности информации в условиях рынка. Государство так же сталкивается с подобными проблемами. В этой связи, достаточно остро стоят вопросы относительно определения объема спроса на оказываемые государством услуги, например, в какие отрасли высшего образования следует вкладывать больше денег, каков спрос на медицинские услуги, в каком объеме эти услуги должны оказываться? И это наиболее простые вопросы. А, например, определение необходимого наличия военной техники для защиты страны более сложный вопрос, связанный, в том числе и с оценкой внешнеполитических угроз, интересов государства и общества. Вряд ли возможно объективное решение подобных вопросов, так как всегда находятся потенциальные угрозы, а оценка их во многом субъективный фактор.

2. Проблемы в принятии политических решений. Здесь отмечается, что основные моменты, связанные с несовершенством политического включают в себя: манипулирование голосами, лоббирование, логроллинг, несовершенство регламента и прочее. В целом политический процесс не может быть полностью избавлен от отмеченных недостатков, поэтому действия общества и государства должны быть направлены на минимизацию подобных эффектов.

3. Бюрократизм. По мнению Бьюкенена, бюрократическая система неэффективна в силу, по крайней мере, трех причин. "Зло бюрократии", во-первых, в том, что она осуществляет выбор не с точки зрения экономических ценностей людей, а по иным критериям. Во-вторых, бюрократизм порождает зависимые отношения между властьимущими и подчиненными (Бьюкенен называет это "неоправданными классовыми различиями"). В-третьих, борьба за доступ к ценным благам является расточительным использованием ресурсов общества. "Такие черты, как фаворитизм, дискриминация (как в пользу, так и против отдельных лиц), произвольная классификация граждан по тому или иному признаку, почти неизбежно присущи любой системе, ставящей людей в зависимость от бюрократов...".

4. Государство не может предусмотреть все последствия принимаемых решений. Проблема состоит в том, что часто принимаемые решения приводят к отличным от ожидаемых результатам. Например, не всегда фирмы реагируют так, как ожидает правительство, то же самое касается и функционирования рынков. Принимаемые решения могут иметь и долгосрочные последствия, например, кредитное стимулирование потребления в США в последние 10, а то и более лет, привело к построению кредитной пирамиды, которая и стала одной из причин кризиса мировых финансов конца 2008 года.

5. В области создания общественных благ, государство не способно обеспечить эффективное распределение ресурсов и управление ими в силу отсутствия «частного интереса», что в условиях широкого распространения коррупции приводит к существенному росту стоимости и ухудшению качества общественных благ.

Таким образом, правительство, предпринимая действия по исправлению рыночных провалов, само становится жертвой собственного несовершенства.

В современных условиях хозяйствования совершенная конкуренция – случай достаточно редкий. Можно сказать, что совершенная конкуренция, для которой характерно большое количество фирм и предприятий, реализующих стандартизированную продукцию, отсутствует контроль над ценой, спрос очень эластичный, неценовые методы конкуренции не практикуются, отсутствуют препятствия для организации бизнеса, практически ушла с современных рынков. Даже на рынках стандартных товаров таких как, например – нефть, конкуренция ограничена действиями ОПЕК и мощью транснациональных корпораций.

События 2008 года на международных финансовых рынках, фактическая демонстрация «несовершенства» даже на фондовом рынке, который естественным образом считался образцом рыночного совершенства, показывают, что принцип «невидимой руки» уже не работает в современной экономике. Следовательно, необходимы иные механизмы стимулирования экономического роста и социального развития общества. По нашему мнению такая форма как государственно-частное партнерств о может рассматриваться и как один из способов разрешения проблем «провалов» рынка и государства.

В 2008 году наблюдался рост активности участников биржевого рынка. Так, совокупный за год биржевой оборот по операциям рубль/доллар США на ЕТС валютных бирж возрос на 66,6% по сравнению с 2007 годом, составив 2408,3 млрд. долл. США, аналогичный показатель по операциям рубль/евро увеличился в 6,3 раза до 191,7 млрд. евро.

В 2008 году Минфин России осуществлял размещение выпусков облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом 26200, 25062, 25063, 26201 и выпуска облигаций федерального займа с амортизацией долга 46022. В 2008 году также проводились доразмещения дополнительных выпусков ОФЗ 46020, 26200, 46022, 25063.

Всего за 2008 год Минфин России провел 41 аукцион по продаже ОФЗ, совокупный объем привлеченных средств составил 183,3 млрд. руб. против 252 млрд. рублей в 2007 году. При этом держателям облигаций в качестве купонных платежей и сумм по погашению основного долга было выплачено 139 млрд. рублей.

По итогам 2008 года номинальный объем обращающихся на рынке выпусков государственных облигаций увеличился с 1047,4 до 1144,02 млрд. рублей, дюрация портфеля снизилась с 2089 до 1965 дней.

Совокупный оборот вторичного рынка ОФЗ за 2008 год составил 298,2 млрд. рублей, что на 39,4% ниже аналогичного показателя за 2007 год.

За 2008 год наблюдалось увеличение показателя бескупонной доходности по выпускам ОФЗ со всеми сроками до погашения в среднем на 4,4 процентного пункта.

В IV квартале валовая доходность государственных облигаций ММВБ сократилась на 100 базисных пунктов до 8,92% годовых. Кривая бескупонной доходности в рассматриваемом периоде продемонстрировала повышение во всех временных сегментах по отношению к уровню предыдущего квартала. Данное повышение в среднем составило 2,6 процентного пункта.

На мировых рынках наблюдались распродажи по всему спектру финансовых активов. Основным поводом для обвальных снижений стали цены на нефть: в середине прошедшего года цена за баррель нефти марки Brent приближалась к отметке в 150 долл./барр., однако к концу года опустилась ниже 50 долл./баррель. Американские индексы вернулись к уровням 1997 года, российские бумаги торговались на уровнях 2003 года.

Большую долю капитализации российского рынка акций составляют компании нефтегазового сектора. На долю 10 крупнейших компаний нефтегазового сектора (около 211 млрд. долл. США) приходится порядка 64% рыночной капитализации (330 млрд. долл. США), а доля крупнейших 10 компаний составляет порядка 74% (245 млрд. долл. США) в общей капитализации российского рынка акций.

Рынок корпоративных облигаций является относительно молодым и быстро развивающимся сегментом российского рынка ценных бумаг. В данном сегменте происходит быстрое наращивание объемов, оборотов и числа эмитентов.

В течение первых семи месяцев 2008 года на внутреннем долговом рынке наблюдался значительный рост первичного предложения, в первую очередь, со стороны эмитентов первого и качественного второго эшелонов. На фоне роста доходности первичных размещений это привело к снижению интереса инвесторов ко вторичному рынку и закрытию существующих позиций для участия в первичных аукционах. Столь сильная активизация эмитентов первого эшелона была обусловлена ухудшением условий привлечения капитала на международных площадках и, как следствие, смещение приоритетов крупных заемщиков в сторону внутреннего долгового рынка.

К концу третьего квартала 2008 года первичные размещения даже высоконадежных заемщиков практически прекратились из-за резкого ухудшения конъюнктуры рынка.

В итоге, под воздействием негативной ситуации на финансовых рынках к концу 2008 года индекс корпоративных облигаций Cbonds составил 201,87, снизившись по итогам года на 7,3% (на конец 2007 года индекс находился на отметке 217,19 пунктов).

Объем рынка корпоративных облигаций по номиналу на конец 2008 года составил 1663 млрд. руб. На внутреннем рынке обращалось 667 выпусков 472 корпоративных эмитентов. При этом по итогам 2007 года объем указанного рынка составил 1 257 млрд. рублей, торговались 607 выпуска 465 эмитентов.

Объем рынка корпоративных и банковских еврооблигаций в 2008 году составил 104 млрд. долл. США (аналогичный показатель за 2007 года - 94 млрд. долларов США).

Таким образом, на рынке корпоративных заимствований в 2008 году наблюдались следующие тенденции:

рост объемов заимствований по всем сегментам долгового рынка, в т.ч. объема корпоративных и банковских облигаций, количества эмитентов и эмиссий;

больший темп роста объема заимствований по сравнению с темпом роста количества эмиссии (32% против 10%), что означает укрупнение эмиссий;

больший темп роста заимствований в России по сравнению с темпом роста заимствований за рубежом (32% против 10 процентов).

В то же время, ухудшение конъюнктуры на внутреннем долговом рынке в конце 2008 года, а также нехватка свободной рублевой ликвидности, привели к значительному росту числа и общего объема выпусков, предъявляемых к оферте.

Так, 2008 год стал не только рекордным за последние несколько лет в отношении роста доходностей российских долговых бумаг, но и рекордным по дефолтам эмитентов корпоративных облигаций[17] .

Заключение

В экономической теории рынком называется социально-экономический институт, обеспечивающий продавцам и покупателям возможность вступать друг с другом в контакт для осуществления торговых сделок. Поскольку объекты сделок и условия их реализации в каждом конкретном случае часто различаются, то существует множество разновидностей рынков.

По объектам сделок можно выделить рынки потребительских товаров, рынки факторов производства, рынки денег и кредитов. В свою очередь, обращающиеся на каждом из них блага могут восприниматься потребителями как совершенно или как частично взаимозаменяемые.

Разнообразна классификация рынков по условиям их функционирования. На некоторых из них (аукционы, биржи) равновесие устанавливается при помощи специальных агентов (аукционистов, маклеров), и такие рынки называются организованными. На неорганизованных рынках спрос и предложение уравновешиваются стихийно.

В зависимости от того, насколько каждому желающему доступно участие в рыночных операциях, рынки делятся на открытые и закрытые.

Одни условия сделок возникают на «точечном» рынке, на котором все покупатели и продавцы встречаются в установленное время в определенном месте, а другие – на «пространственном» рынке, где данное благо реализуется в разных местах и в разное время.

Существенное влияние на результат торговых сделок оказывает число покупателей и продавцов на данном рынке. От того, присутствует ли на каждой из сторон рынка один, несколько или много субъектов, зависит механизм функционирования рынка.

Каждая из рассмотренных характеристик рынка по-своему влияет на процесс формирования рыночной цены. Поэтому при заданных функциях спроса и предложения конкретный уровень рыночной цены зависит еще от совокупности характеристик, образующих структуру рынка.

Развитие финансовой системы России происходило довольно сложно и непредсказуемо. Смена политических и социально-экономических приоритетов, дважды на протяжении предыдущего столетия вызывавшая коренные изменения во всех сферах общественной жизни, лишила отечественную финансово-кредитную систему возможности поступательного роста. В результате, когда с конца восьмидесятых в стране начался процесс возврата к общемировым экономическим принципам, мы вынуждены были нагонять весь мир, создавая новые финансы и увязывая их со строящейся системой рыночных отношений.

Одним из ключевых аспектов является создание цельной и непротиворечивой системы правового регулирования экономических отношений в целом, и финансово-кредитных отношений в частности.

Отказ от тоталитарной модели управления финансами не снизил роль государственного управления. Напротив, высокая степень самостоятельности каждого субъекта экономики потребовала создания развитого гражданского законодательства, особой тщательности при выработке механизмов управления хозяйственным оборотом и предпринимательской деятельностью. Роль государства при этом должна не ослабевать, а приобретать новое качество.

Это особенно важно в отношении регулирования экономической деятельности граждан своей страны. Исторически сложилось так, что наша власть чаще всего использовала по отношению к гражданам механизмы принуждения. Она руководствовалась нормами закона в гораздо меньшей степени, чем это принято в странах с развитой рыночной экономикой.

Нынешнее строительство нового общества дает России шанс встать в один ряд с развитыми странами – и потому столь важным является достижение высокого уровня экономического и финансового образования.

Список использованной литературы

1. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент. М.: Финансы и Статистика, 1997. С.27.

2. Белых Л.П. Основы финансового рынка. 13 тем: Учебн. пособие для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. С.14.

3. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. - К: Ника-Центр, 1999.

4. Бьюкенен Дж. Сочинения. Пер. с англ. Серия: "Нобелевские лауреаты по экономике". Т.1./ Фонд экономической инициативы; Гл.ред.кол.: Нуреев Р.М. и др./ - М., "Таурус Альфа", 1997.

5. Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами. М.: Финансы и Статистика, 1996. С.35.

6. Гапоненко А.Л. Экономика, основанная на знаниях. М.: Издательство РАГС, 2006.

7. Есипов В.Е., Маховикова Г.А. Ценообразование на финансовом рынке/ Учебное пособие – СПб: Питер, 2001. с.9.

8. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и Статистика, 1996. С.35.

9. Львов Ю.И. Банки и финансовый рынок. СПб.: Культ-Информ Пресс, 1995. С.165.

10. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2008 году: Доклад Министерства экономического развития Российской Федерации. М., 2009.

11. Рынок ценных бумаг и его финансовые институты. – Учебное пособие/ Под ред. В.С. Торкановского. СПб.: АО «Комплект», 1994. С.7.

12. Сакс Дж., Ларрен Б. Макроэкономика. Глобальный подход. М.: Дело, 1996. С.675.

13. Сендлер Т. Экономические концепции для общественных наук / Пер. с англ. М.: Издательство «Весь мир», 2006.

14. Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора. М. "Инфра М", 1997

15. Ценообразование на финансовом рынке/ Под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. В.Е. Есипова: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. – 240 с.

16. Экономика и организация рыночного хозяйства / Под общ. ред. Злобина Б. К. – М.: ЗАО «издательство «Экономика», 2004.

17. Экономическая теория (политэкономия) / Под ред. Видяпина В. И., Журавлевой Г. П. – М.: ИНФРА-М, 2005.


[1] Гапоненко А.Л. Экономика, основанная на знаниях. М.: Издательство РАГС, 2006.

[2] Экономическая теория (политэкономия) / Под ред. Видяпина В. И., Журавлевой Г. П. – М.: ИНФРА-М, 2005.

[3] Экономика и организация рыночного хозяйства / Под общ. ред. Злобина Б. К. – М.: ЗАО «издательство «Экономика», 2004.

[4] Львов Ю.И. Банки и финансовый рынок. СПб.: Культ-Информ Пресс, 1995. С.165.

[5] Белых Л.П. Основы финансового рынка. 13 тем: Учебн. пособие для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. С.14.

[6] Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент. М.: Финансы и Статистика, 1997. С.27.

[7] Рынок ценных бумаг и его финансовые институты. – Учебное пособие/ Под ред. В.С. Торкановского. СПб.: АО «Комплект», 1994. С.7.

[8] Ценообразование на финансовом рынке/ Под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. В.Е. Есипова: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. – 240 с.

[9] Есипов В.Е., Маховикова Г.А. Ценообразование на финансовом рынке/ Учебное пособие – СПб: Питер, 2001. с.9.

[10] Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами. М.: Финансы и Статистика, 1996. С.35.

[11] Сакс Дж., Ларрен Б. Макроэкономика. Глобальный подход. М.: Дело, 1996. С.675.

[12] Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. - К: Ника-Центр, 1999.

[13] Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и Статистика, 1996. С.35.

[14] Сендлер Т. Экономические концепции для общественных наук / Пер. с англ. М.: Издательство «Весь мир», 2006.

[15] Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора. М. "Инфра М", 1997

[16] Бьюкенен Дж. Сочинения. Пер. с англ. Серия: "Нобелевские лауреаты по экономике". Т.1./ Фонд экономической инициативы; Гл.ред.кол.: Нуреев Р.М. и др./ - М., "Таурус Альфа", 1997.

[17] Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2008 году: Доклад Министерства экономического развития Российской Федерации. М., 2009.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  470  471  472   ..