Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 17

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  347  348  349   ..

 

 

РАО ЕЭС России. История развития, предпосылки возникновения, характеристика

РАО ЕЭС России. История развития, предпосылки возникновения, характеристика

3

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшей составной частью Единой энергетической системы страны является РАО «ЕЭС России», в котором сконцентрировано более 72% установленной мощности электростанций (93 – ТЭС, 63% - ГЭС). Обеспечивая надежное функционирование и развитие электроэнергетического хозяйства, холдинг оказывает услуги по:

- эксплуатации и развитию системообразующих электрических сетей;

- организации параллельной работы региональных энергосистем и оперативно-диспетчерскому управлению технологическим процессом производства и передачи электроэнергии;

- организации общероссийского рынка электроэнергии ( мощности).

РАО «ЕЭС России» учреждено в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 15 августа 1992 года № 92 и от 5 ноября 1992 года № 1334, направленными на обеспечение управляемости Единой энергетической системы и сохранение электроэнергетике в виде единого комплекса при акционировании предприятий и организаций, выходивших из ведомственной подчиненности.

РАО «ЕЭС России» владела имуществом магистральных линий электропередачи и электрических подстанций, формирующих Единую энергетическую систему России, акциями АО – электростанций федерального уровня, региональных энергоснабжающих организаций, Центрального диспетчерского управления и других организаций, обслуживающих Единую энергетическую систему.

Компания обеспечивала надежное функционирование и развитие Единой энергетической системы России, контролировала использование свыше 70% электрической мощности и вырабатывала более 70% электроэнергии страны,

организовывала работу по надежному энергоснабжению населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и других потребителей.

4

РАО «ЕЭС России» зарегистрировано Московской регистрационной палатой Правительства г. Москвы 31 декабря 1992 года. Регистрация ОАО «ЕЭС России» стало логичным завершением реформирования электроэнергетики и создания новой немонополизированной структуры отрасли. В условиях развития конкурентных отношений между новыми самостоятельными участниками рынка электроэнергии ОАО РАО «ЕЭС России» прекратило свою деятельность в качестве «государственной монополии».

В соответствии с решением совета директоров , реорганизация Общества проведена в два этапа:

- первый этап, в рамках которого из ОАО «РАО ЕЭС России» выделены ОАО «ОГК-5» и ОАО «ТГК-5»;

- в ходе второго этапа (окончание – 1 июля2008 г.) завершились структурные преобразования активов энергохолдинга, произошло обособление от ОАО РАО «ЕЭС России» всех компаний целевой структуры отрасли (ФСК, ОГК, ТГК и др.) и прекращена деятельность головного общества ОАО РАО «ЕЭС России» [ 2, с 71-72 ] .

Целью данной работы является ознакомление с созданием РАО «ЕЭС России», порядок акционирования, приватизации, реорганизации. Подробно разберем управление топливно-энергетическим комплексом.

27

4.РАО ЕЭС РОССИИ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ,ХАРАКТЕРИСТИКА.

На базе ЕЭС России в декабре 1992 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.08.1992 года № 923 «Об организации управления электроэнергетическим комплексом РФ в условиях приватизации» была организована новая рыночная структура — Российское акционерное общество «Единая электро­энергетическая система России» (РАО «ЕЭС России»). РАО «ЕЭС России» — это компания по производству электроэнергии и пе­редаче ее по системообразующим электрическим сетям.

С этой целью ранее существовавшие энергосистемы были пре­образованы в АО с передачей в уставной фонд (в состав) РАО всех системообразующих ЛЭП напряжением от 330 кВ и выше. В резуль­тате появилась возможность создать условия для рынка энергии.

Из 72 энергосистем России 20 были избыточным, т.е. имели мощность и выработку большую, чем необходимо для удовлетво­рения потребности региона. Во избежание территориального мо­нополизма из большинства энергосистем были изъяты и переда­ны в уставной фонд РАО ТЭС мощностью 1000 МВт и выше, ГЭС мощностью 300 МВт и выше. Таким образом, в равные условия были поставлены почти все участники рынка — энергосистемы России стали практически все дефицитными, т.е. с потребностью большей, чем они могли удовлетворить.

Образованные АО передали в уставной фонд РАО большую часть своих акций. Крупные ГЭС и ГЭС были преобразованы в дочерние АО с передачей также акций в уставной фонд РАО. Объединенные диспетчерские управления (ОДУ) также переданы РАО и представляют собой филиалы. Все проектные институты в НИИ преобразованы в АО без права при­ватизации и переданы РАО; строительные тресты акционированы с передачей контрольного пакета акций в траст РАО «ЕЭС России».

28

Во время создания РАО «ЕЭС России» в 1992 г.все его акции принадлежали государству, а к началу 1999 г. доля государствен­ного участия в компании сократилась до 52,24 %. Остальные 47,76 % были переданы трудовым коллективам энергосистем и проданы частным инвесторам.

К 1999 г. структура акционерного капитала РАО «ЕЭС России» состояла из следующих долей, %:

государства ...........................................................................52,24

иностранных инвесторов ....................................................33,69

российских физических и юридических лиц .................... 14,07

Одна из крупнейших компаний страны — РАО «ЕЭС России» контролирует более 74 % выработки электроэнергии в РФ и 58 % выработки тепловой энергии. Контрольный пакет акций компа­нии (52,24 %) остался в государственном (федеральном) управ­лении. Это позволяет Правительству РФ через своих представите­лей, которые составляют большинство в совете директоров РАО «ЕЭС России», принимать нужные государству решения.

Одновременно с созданием РАО «ЕЭС России» была организо­вана оптовая торговля электрической энергией через ФОРЭМ. Функции ФОРЭМ приведены в гл. 19. ФОРЭМ создает для компа­нии благоприятные условия при защите собственных интересов, а также интересов дочерних и зависимых предприятий. При этом в РАО «ЕЭС России» отсутствует разделение затрат по производ­ству и передаче электроэнергии по системообразующим ЛЭП. Важ­ным шагом на пути к развитию конкуренции должно стать отде­ление деятельности по производству электроэнергии от услуг по ее передаче.

Существенный вклад в обеспечение потребностей страны в электроэнергии вносит атомная энергетика.

В нашей стране действуют 9 АЭС общей установленной мощно­стью 21,3 млн. кВт. Это Балаковская, Белоярская, Челябинская, Калининская, Кольская, Ленинградская, Нововоронежская и Смо­ленская АЭС. Билибинская АЭС работает изолированно от ЕЭС страны, однако тариф на ее электроэнергию устанавливается ФЭК России.

29

Доля атомных электростанций в общем объеме поставляемой

электроэнергии на федеральный (общероссийский) оптовый ры­нок электрической энергии (мощности) составляет 40 %, а в об­щем объеме поставляемой в ЕЭС России электроэнергии — 15 %.

Эксплуатация атомных электростанций связана с необходимо­стью обеспечения безопасного функционирования АЭС. На АЭС используется,

как известно, ядерное топливо, производство и использование которого не может быть отдано в частные руки.

В любом государстве, где есть АЭС, эта отрасль энергетики на­ходится под строгим его контролем. Поэтому в ходе проведения реформ в нашей стране АЭС были акционированы, однако при­ватизированы не были, остались 100%-й собственностью госу­дарства.

Эксплуатация атомных станций находится под контролем Ми­нистерства атомной энергии России. Организатором безопасного функционирования и развития АЭС в России является Государ­ственный концерн «Росэнергоатом»; в него входят все АЭС (кро­ме Ленинградской) [ 4, с.207-210].

30

4.2 Порядок акционирования и приватизации

Акционирование и приватизация электроэнергетического ком­плекса проводились в соответствии с Государственной програм­мой приватизации государственных и муниципальных предприя­тий в Российской Федерации. Учитывая особые условия эксплу­атации и исключительную значимость предприятий топливно-энер­гетического комплекса (ТЭК) для жизнедеятельности населения и национального хозяйства, предусматривалось преобразование предприятий ТЭК в АО.

Указы Президента России по электроэнергетическому комп­лексу определили условия и порядок акционирования и привати­зации входящих в него предприятий. За четырехлетний период с момента публикации указов практически завершена работа по акционированию предприятий электроэнергетики и создана но­вая производственно-организационная структура отрасли. На фе­деральном уровне организовано Российское акционерное обще­ство энергетики и электрификации «ЕЭС и России» (РАО «ЕЭС России»). При этом решены вопросы:

сформирован уставной капитал РАО «ЕЭС России»;

разработана структура управления отраслью, соответствующая рыночным отношениям;

работники отрасли стали акционерами в порядке реализации льгот, предоставленных государством;

созданы условия для развития оптового рынка электроэнер­гии в России и соответственно конкуренции среди ее производи­телей.

В рамках проводимых в России экономических реформ в элек­троэнергетическом комплексе осуществились крупные преобра­зования хозяйственных отношений, основанные прежде всего на изменениях форм собственности и создании элементов рыночных отношений.

В первую очередь в ходе структурной перестройки электроэнер­гетики было необходимо:

создать экономические условия для самофинансирования текущей

31

деятельности и развития ЕЭС России и региональных энергоснабжающих организаций, а также ограничить их монополи­стическую деятельность за счет государственного регулирования;

сохранить целостность электроэнергетического комплекса и его опорных структур (региональных энергоснабжающих орга­низаций);

сохранить управляемость электроэнергетическим производством и его сбалансированным развитием в рамках ЕЭС России;

организовать конкурентоспособный рынок электрической энер­гии как инструмент повышения эффективности и минимизации цен на энергию в России;

включить субъекты Федерации в процесс управления развити­ем электроэнергетики;

создать необходимые условия для привлечения инвестиций на развитие ЕЭС России и региональных энергетических компа­ний.

Особенности электроэнергетики и поставленные задачи пред­определили три основных направления преобразования:

образование на базе действовавших производственных объеди­нений энергетики и электрификации (АО-Энерго). Основная за­дача этих предприятий — бесперебойное энергоснабжение потре­бителей на закрепленной территории;

образование РАО «ЕЭС России», на которое в соответствии с его Уставом возложена задача по обеспечению надежного функ­ционирования и развития ЕЭС России;

разработка и внедрение оптового и розничного рынков элект­роэнергии и мощности с элементами конкуренции в сфере про­изводства электроэнергии.

В целях дальнейшего развития рынка электрической энергии и мощности выравнивания тарифов для потребителей по всей терри­тории России необходимо разработать механизм, создающий усло­вия для выравнивания и

32

снижения тарифов как следствие действия механизма конкуренции производителей электроэнергии.

Для выполнения РАО «ЕЭС России» главной функции - обеспечения

надежной работы ЕЭС России — в уставной капитал РАО «ЕЭС России» переданы контрольные пакеты акций региональ­ных акционерных обществ энергетики и электрификации, иму­щество системообразующих сетей напряжением 330 кВ и выше и 35 крупные электростанции.

На базе внесенного в уставной капитал РАО «ЕЭС России» иму­щества ГРЕСС и ГЕС учреждены как дочерние только АО 23 элек­тростанции. Остальные электростанции функционируют как фили­алы РАО «ЕЭС России», а также электростанции, переданные в аренду дочерним АО энергетики и электрификации.

С учетом решений трудовых коллективов 12 энергообъедине­ний преобразованы в дочерние акционерные общества РАО «ЕЭС России», 100% акций которых переданы в уставной капитал по­следнего (Ставропольэнерго, Оренбургэнерго, Тюменьэнерго, Карелэнерго, Калининградэнерго, Чувашэнерго, Алтайэнерго, Хакасэнерго, Карачаево-Черкесэнерго, Калмэнерго, Дагэнсрго).

В соответствии с Указом Президента России общесистемные средства измерения, телемеханики, режимной и противоаварийной автоматики, связи, относящиеся к управлению объектами ЕЭС России, также внесены в уставной капитал РАО «ЕЭС России».

«Главный вычислительный центр» учрежден как дочернее ак­ционерное общество РАО «ЕЭС России», в уставной капитал ко­торого внесено 100 % их акций.

Для более эффективной организации деятельности и развития АО энергетики, эксплуатации, ремонта и развития межсистем­ных электрических сетей (МЕС) РАО «ЕЭС России» сформирова­ны семь региональных

33

отделений РАО «ЕЭС России» и в составе их дирекций МЭС созданы предприятия межсистемных электри­ческих сетей.

В целях сохранения механизма государственного регулирова­ния тарифов на услуги по передаче тепловой и электрической энергии Указом Президента предусмотрено образование Федера­тивной энергетической комиссии РФ.

Одной из форм государственного регулирования предприни­мательской деятельности считается лицензирование. Постановле­нием Правительства РФ утверждено Положение о лицензирова­нии в энергетике и приказом Минтопэнерго России утверждена структура органов лицензирования в энергетике.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «Об акционерных обществах» в уставах акционерных об­ществ, акциями которых владеет РАО «ЕЭС России», предусмат­ривается разделение полномочий Генерального директора и Пред­седателя Совета директоров, усиление ответственности членов Совета директоров за результаты деятельности акционерного об­щества электроэнергетики со стороны РАО «ЕЭС России» как ос­новного общества, владеющего контрольными пакетами акций.

В результате приватизации и акционирования в электроэнерге­тической отрасли в новых экономических условиях обеспечивается:

управляемость ЕЭС со стороны Федеративного государства (кон­трольный пакет акций РАО «ЕЭС России» принадлежит РФ; кон­трольные пакеты акций АО-Энерго и АО электростанции переда­ны в уставной капитал РАО «ЕЭС России»);

управляемость ЕЭС со стороны субъектов РФ (30 % голосов по акциям РАО «ЕЭС России», принадлежащим РФ, переданы субъек­там Федерации; в органы управления АО-Энерго включаются пред­ставители администрации субъектов Федерации);

34

отраслевое управление электроэнергетикой через контрольные пакеты акций и систему контрактов, заключаемые РАО «ЕЭС Рос­сии» с генеральными директорами акционерных обществ энерге­тики и электрификации, электростанций и других организаций отрасли;

создание условий для конкуренции в сфере производства и распределения энергии за счет образования федерального опто­вого рынка электроэнергии и мощности; введение гибкой ценовой политики за счет механизма государ­ственного регулирования тарифов и услуг на федеральном опто­вом рынке и на

региональных рынках, а также за счет появления возможности свободного доступа к сетям ЕЭС как потребителей, так и производителей электрической энергии и мощности.

Введение гибкой ценовой политики за счет механизма государственного регулирования тарифов и услуг на федеральном оптовом рынке и на региональных рынках, а также за счет появления возможности свободного доступа к сетям ЕЭС как потребителей, так и производителей электрической энергии и мощности [4, с. 211-214].

35

4.3 Реструктурирование РАО « ЕЭС России»

Тяжелый груз накопившихся технологических и социально-экономических проблем, равно как и недостаточная проработанность базовых реформационных документов, дают прогнозировать комплекс угроз реструктурирования.

В соответствии с принятыми на уровне Правительства РФ решениями (постановление № 526 «О реформировании электроэнергетики РФ» от 11 июля 2001 г и распоряжение № 1040 «План мероприятий первого этапа реформирования электроэнергетики РФ») в начальной фазе этого этапа (первые полтора года) РАО создались:

1) федеральная сетевая компания как стопроцентное дочернее общество материнской компании;

2) генерирующие компании на базе нынешних электростанций;

3) системный оператор в статусе дочерней акционерной компании, полностью подконтрольной РАО ЕЭС:

4) ряд генерирующих компаний на базе предприятий (АЭС) Минатома России.

Одновременно началось внутреннее реструктурирование отдельных АО-энерго, преобразование тарифной системы на федеральном оптовом рынке (ФОРЭМ) и формировались сектора торговли по нерегулируемым ценам (в объеме 5-15 % общей величины продаж).

На первом этапе из ОАО «РАО ЕЭС России» выделены ОАО «ОГК-5» и ОАО «ТГК-5». Завершено 3 сентября 2007 года. Эти компании были выбраны для обособления в ходе первого этапа реорганизации, поскольку были в максимальной степени готовы к полноценному самостоятельному функционированию, реализации перспективных инвестиционных проектов, успешно провели эмиссии дополнительных акций и привлекли в акционерный капитал стратегических инвесторов в инвестиции в развитие. Акционеры ОАО РАО «ЕЭС России» в результате первой реорганизации в дополнение к принадлежащим им акциям ОАО РАО «ЕЭС России» получили

36

акции ОАО «ОГК-5» и ОАО «ТГК-5» пропорционально своей доле в уставном капитале энергохолдинга. При этом число акций ОАО «РАО ЕЭС России», принадлежащее им, осталось неизменным. Доля Российской Федерации в уставном капитале ОАО «ОГК-5» по завершении первого этапа реорганизации

Составила 26,43%, в капитале ОАО «ТГК-5»-25,09%.

В ходе второго этапа ( окончание -1 июля 2008 г.) завершились структурные преобразования активов энергохолдинга, произошло обособление от ОАО РАО «ЕЭС России» всех компаний целевой структуры отрасли (ФСК, ОГК. ТГК и др.) и прекращена деятельность головного общества ОАО РАО «ЕЭС России».

После 30 июля 2008 года из РАО «ЕЭС России» выделились следующие энергокомпании:

ОАО «ФСК ЕЭС»;

ОАО «РУСГИДРО»;

Тепловые генерирующие компании оптового рынка электроэнергии (ОГК);

Территориальные генерирующие компании (ТГК);

ЗАО «ИНТЕР РАО ЕЭС»;

РАО «ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ВОСТОКА»

Холдинг МРСК [ 5, с.18- 34 ].

37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В мире нет государства с более благоприятными условиями для развития энергетических мощностей, чем Россия. В недрах нашей страны сосредоточена пятая часть мировых запасов каменного угля, более трети газа, 12% нефти. Неисчерпаемы запасы атомной энергетики. А сколько горных рек, способные давать дешевую электроэнергию! Огромные потенциальные возможности энергетики позволяют нашему государству быть на передовых рубежах в мире по развитию промышленности.

Природные ресурсы должны использоваться экономно и экономически выгодно. За последние 15 лет в стране фактически не вводились новые современные энергообъекты. Ухудшается электроснабжения населения , стремительно растут цены на электроэнергию и тепло. Износ основных производственных фондов составляет не менее 70 % , а генерирующих мощностей в РАО ЕЭС – до 90%.

Поэтому реорганизация РАО «ЕЭС России» была неизбежна. Обновление основных фондов энергетики требует немалых средств и вливаний с госбюджета.

Проблема энергетического комплекса – проблемы государственные. Нельзя Россию ввергнуть в беспросветную тьму. Необходимо вывести энергетический потенциал России на высокий уровень [3, с. 52-56].

В России разработана Концепция энергетической политики страны в новых экономических условиях. Энергопотребление и производство энергии в нашей стране характеризуется показателями как первичные энергоресурсы, электроэнергия, производство первичных энергоресурсов.

В настоящее время в связи с кризисными явлениями в экономике трудно прогнозировать уровни энергопотребления в России. Однако общая тенденция к его увеличению остается неизменным.

38

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Всероссийский экономический журнал» ЭКО, № 6, 2000 г.,с.30-47.

2. Журнал «Вопросы экономики»,№4, 2002 г.,с.71-82.

3. Журнал « Диалог», №2, 2002 г.,с.52-57.

4. Кожевникова Н.Н. «Экономика и управление в энергетике», Москва, 2003 г., с.207-227.

5. «Российский экономический журнал» , №11-12, 2001 г.,с.18-35.

6. Самсонов В.С., Вяткин М.А. «Экономика предприятия энергетического комплекса», Москва ,ВШ, 2003 г., с.197-219

СОДЕРЖАНИЕ

4. РАО ЕЭС РОССИИ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА……………………………….27-36

4.1 Создание РАО «ЕЭС России»………………………………………...…27-29

4.2. Порядок акционирования и приватизации…………………………….30-34

4.3. Реструктурирование РАО « ЕЭС России»……………………………..35-36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….....38

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  347  348  349   ..