Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 17

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  257  258  259   ..

 

 

Мировые товарные рынки структура, динамика развития

Мировые товарные рынки структура, динамика развития

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

Великолукский филиал

Кафедра «Экономическая теория и международные
экономические отношения»

по мировой экономике

На тему: «Мировые товарные рынки: структура, динамика развития»

Выполнила студентка

Второго курса заочного отделения

Специальность бухгалтерский учет анализ и аудит

Шифр специальности 080109

Громова Оксана Викторовна.

г.Великие Луки

2010г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. Сущность мирового товарного рынка.

2. Становление мирового товарного рынка.

3.Факторы, влияющие на мировые товарные рынки.

4. Структура мировых товарных рынков.

5. Классификация товарных рынков

6.Итоги функционирования рынка товаров

Заключение
Список использованной литературы.

Введение.

Изучение различных сторон мировых товарных рынков имеет большое значение, поскольку повышение качества их изучения зачастую позволяет добиваться существенной экономии и увеличения прибылей от отдельных внешнеторговых операций.

Основная задача заключается в изучении проблем функционирования мирового рынка товаров и пути его развития в перспективе.

Данный рынок представляет большой интерес для изучения. Это связано, прежде всего с его характерными чертами:

- высокая динамичность;

-усложнение механизма его формирования и развития;

-наличие постоянных и резких колебаний в динамике его основных показателей (в первую очередь цен, параметров спроса и предложения);

-постоянным появлением новых факторов, влияющих на развитие мировых товарных рынков.

В данной работе рассматриваются следующие вопросы:

а) сущность мировых товарных рынков;

б) история становления мирового товарного рынка;

Истории становления мировых товарных рынков обуславливает возможность в дальнейшем направлять развитие мирового рынка товаров в правильном направлении;

в) факторы, влияющие на развитие мировых товарных рынков;

Можно выделить следующие основные факторы: монополизация, валютно-финансовые факторы, государственное регулирование. На современном этапе развития мировых товарных рынков большое значение имеет растущая монополизация экономики, в связи с чем появляются замкнутые рынки. Рассмотрение валютно-финансовых факторов в качестве одних из основных факторов, влияющих на развитие мировых товарных рынков обусловлено тем, что резкие сдвиги в валютных курсах порождают существенную трансформацию мировой торговли, изменения в товарообороте между отдельными странами. Государственное регулирование ВТД имеет важное значение, так как каждое государство стремится защитить свои национальные интересы с помощью основных инструментов государственного регулирования. В результате этого, в современной внешнеэкономической политике происходит постоянное взаимодействие двух тенденций: стремление к либерализации мировой торговли и усиление протекционизма.

г) структура мировых товарных рынков;

Важность данного вопроса обусловлена тем, что власть над рынком в огромной степени зависит от количества конкурирующих поставщиков (потребителей), доли участия конкурентов на данном товарном рынке.

д) классификация товарных рынков;

е) итоги функционирования рынка товаров

1. Сущность мирового товарного рынка.

Современные мировые товарные рынки представляют собой достаточно специфические и сложные объекты для их анализа и изучения.

Мировой товарный рынок – это область товарно-денежных отношений между государствами, которые основаны на международном разделении труда. Мировые товарные рынки формируются под воздействием множества факторов и имеют ряд особенностей:

1) это рынки уже произведенных товаров, которые продаются за пределами национальных рамок;

2) на эти товары, перемещающиеся между странами, действуют не только внутренние, но и внешние спрос и предложение;

3) эти рынки способствуют наиболее эффективному использованию факторов производства в тех или иных отраслях и регионах;

4) благодаря им из международного товарного обмена выходят товары, не соответствующие стандартам качества при данных конкурентных ценах.

Для них обычно бывают характерными высокая динамичность, изменчивость, отсутствие жестких, однозначно и четко определенных рамок и границ.

Более того, мировые товарные рынки в настоящее время формируются и развиваются под воздействием множества факторов различной природы, причем не только экономических, но и политических, научно-технических, климатических и т. д.

При исследовании мировых товарных рынков важное значение имеет оценка объема, емкости того или иного рынка.

Под объемом рынка понимается совокупность всех переплетающихся между собой актов купли-продажи, в результате которых товары и услуги от их производителя доходят до потребителя. Практически объем рынка может быть определен как сумма первичных продаж товаров и услуг промышленниками, фермерами, предприятиями и т. д.

Под емкостью рынка понимается потенциальный объем реализации (или спроса) при соответствующем уровне цен, состоянии конъюнктуры и значения других параметров. Таким образом, емкость рынка есть не фиксированная величина, а не переменная величина, которая определяется выбранным набором параметров. Ее определение характеризуется значительной степенью неопределенности.

В процессе изучения емкости рынка значительную роль играет его структурный анализ, установление взаимосвязей отдельных сегментов рынка, их взаимоотношений, связей с соответствующими совокупностями потребителей и т. д.

Товар, находящийся на мировом рынке в фазе обмена, выполняет информационную функцию, сообщая усредненные параметры совокупного спроса и совокупного предложения через которые каждый из участников может оценить и адаптировать параметры своего производства.

Выступая сферой межгосударственного обмена товарами, мировые товарные рынки оказывают обратное влияние на производство, показывая ему что, сколько и для кого нужно производить. В этом смысле мировые товарные рынки оказываются первичными по отношению к производителю и являются центральной категорией теории мировой экономики. Главным внешним признаком существования мировых товарных рынков является передвижение товаров и услуг между странами и, следовательно, мировая торговля. Мировая торговля представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Применительно к одной стране обычно используется термин «внешняя торговля», применительно к торговле двух стран между собой - «межгосударственная, взаимная, двусторонняя торговля», а применительно к торговле всех стран друг с другом - «международная или мировая торговля».

Международная торговля состоит из двух встречных потоков товаров - экспорта и импорта и характеризуется торговым сальдо и торговым оборотом.

Экспорт - продажа товара, предусматривающая его вывоз за границу.

Импорт - покупка товара, предусматривающая его ввоз из-за границы.

Торговое сальдо - разность стоимостных объемов экспорта и импорта.

Торговый оборот - сумма стоимостных объемов экспорта и импорта.

По принятым в мире стандартам статистики мировой торговли при признании торговли мировой, продажи товара экспортом, а покупки - импортом является факт пересечения товаром границы государства и фиксации этого в соответствующей таможенной отчетности. Простейшая модель мирового товарного рынка, названная моделью частичного равновесия, показывает основные функциональные взаимосвязям между внутренним спросом и предложением товаров на мировом рынке, определяет количественные объемы экспорта и импорта, а также равновесную цену, по которой осуществляется торговля.

На основе этой модели можно сделать следующие выводы:

мировой товарный рынок представляет собой сферу международного баланса спроса и предложения на товары, экспортируемые и импортируемые странами;

размеры экспорта определяются размерами избыточного предложения товара, размеры импорта - размерами избыточного спроса на товары;

факт наличия избыточного предложения и избыточного спроса устанавливается в процессе происходящего на рынке сравнения внутренних равновесных цен на одинаковые товары в различных странах;

цена, по которой осуществляется международная торговля,

находится между минимальной и максимальными внутренними ценами равновесия, существующего в странах до начала торговли;

с одной стороны, изменение мировой цены ведет к изменению количества экспортируемых и импортируемых на мировом товарном рынке, с другой - изменение количества экспортируемых и импортируемых товаров приводит к изменению мировой цены.

2. Становление мирового товарного рынка.

Международное разделение труда и его международная кооперация заложили основы для возникновения мирового товарного рынка, который развивался на основе внутренних рынков, постепенно выходящих за национальные границы. Становление простейшей формы внутреннего рынка, где все, что предназначено для продажи, сбывается самим производителем покупателю из рук в руки, а все, что покупается, сразу же оплачивается и забирается покупателем, относится к самой ранней стадии становления товарного хозяйства, основанного на разделении труда. Этот тип общения, как свидетельствует история, практиковался уже в Пампеях, в Остии или Тимгаде Римском (Северная Африка). Свои рынки имели Древняя Греция, Китай классической Эпохи, Вавилон, Эфиопия. С появлением денег между продавцом и покупателем встает купец, который оказывает услуги по продаже товаров, и меняла, одалживающий на это деньги.

Практически сразу же после возникновения рынки начали специализироваться. Появились национальные рынки товаров, в рамках которых различные рынки отделялись от оптовых, рынки труда, рынки капитала, и, самое главное, часть рынка уже ориентировалась на иностранных покупателей. С XVI до середины XVIII века мануфактура, основанная на разделении труда, создавала условия для более масштабного производства товаров. Для такого производства городские рынки и ярмарки становились тесными. Шаг за шагом они расширялись до региональных, государственных, и, наконец, мировых масштабов.

Международные товарные рынки, представлявшие собой ту часть национальных рынков, которая была непосредственно связана с зарубежными рынками, возникли в Европе и на Ближнем Востоке. Промышленность была тесно связана с национальными товарными рынками. Товары для вывоза за рубеж представляли собой готовые продукты и производились из местного сырья. Торговля носила двусторонний характер. Великие географические открытия повлекли за собой активное развитие вывоза товаров во вновь открытые земли и стали важнейшим фактором развития капитализма в Европе.

Узкая ремесленно-мануфактурная база перестала отвечать реальным потребностям, и под давлением спроса в первой половине XIX века возникла крупная фабрично-заводская индустрия, продукция которой уже не могла сбываться только на внутреннем рынке, ей требовался всемирный сбыт. Так, в эпоху первоначального накопления капитала произошло стягивание, перерастание локальных центров межгосударственной торговли в единый мировой товарный рынок. Его окончательное формирование завершилось к рубежу XIX-XX веков, когда товарное производство в ведущих странах достигло высокого уровня развития. Эволюция рынка по схеме «внутренний товарный рынок - национальный товарный рынок - международный товарный рынок - мировой товарный рынок» .

3.Факторы, влияющие на мировые товарные рынки.

Говоря о мировых товарных рынках, необходимо отметить их большую подвижность, большую степень изменчивости по сравнению с соответствующей отраслью национальной экономики. Мировой товарный рынок «более чутко реагирует на колебания экономической конъюнктуры и новые тенденции в спросе.

Соответственно и границы мирового товарного рынка более эластичны, мобильны, чем рамки соответствующей отрасли, а вся система мировых товарных рынков эволюционирует более быстрыми темпами, чем отраслевая структура общественного производства в мировом масштабе». На функционирование мировых товарных рынков большое влияние оказывают такие факторы как монополизация, валютно-финансовые факторы, государственное регулирование внешней торговли.

1 . На современном этапе развития международных экономических отношений на состояние мировых товарных рынков большое влияние оказывает растущая монополизация экономики, появление так называемых замкнутых рынков, значительная доля операций на которых носит характер трансфертных сделок или заключается между крайне ограниченным числом сторон. Слово «монополия» происходит от греческого слова - «единственный производитель». Монополия - это абсолютное преобладание в экономике единоличного хозяйствующего субъекта. Такое преобладание дает ему исключительное право распоряжаться ресурсами, возможность оказывать давление на конкурентов и потребителей и возможность устойчивого получения прибылей.

Само понятие монополии связывают с определенной структурой рынка возникает в том случае, когда определенный производитель занимает доминирующее положение, т. е. имеет исключительное положение на рынке товара, не имеющего заменителя либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке и затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Даже небольшое предприятие может быть монополистом, если е рыночная мощь уравновешивается другими крупными производителями.

В зависимости от характера возникновения и процесса функционирования, все монополии подразделяются на следующие виды:

а) естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. К естественным монополиям могут быть отнесены: электро-энергетическая, природный газ, нефтепроводы и др.;

б) разрешенная монополия - монополия, защищенная от конкуренции с помощью юридических (правовых) ограничений, т. е. монополия, доминирующее положение на рынке определенного товара которой, обусловлено решениями федеральных или местных органов власти и управления, принятыми в интересах государства или региона на определенный срок в соответствии со сложившейся экономической ситуацией. К таким монополиям могут быть отнесены рынки, значительная доля оборота на которых осуществляется через государственные фонды;

в) к временным монополиям относятся те случаи, когда хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение благодаря временному отсутствию конкуренции. В ситуации временной монополии оказываются хозяйствующие субъекты, вышедшие на рынок с новой продукцией. Конкуренты в этом случае появляются на рынке по мере освоения новой технологии. Современные рынки зачастую характеризуются высокой степенью монополизации, когда основную роль на них играют международные монополии, по существу определяющие «правила игры» на рынке, методы и формы осуществления товарно-денежных отношений.

В этих условиях рынок теряет свою «гибкость», свойства «автоматического» регулятора товарных цен. Рынок приобретает существенно дифференцированный характер зачастую с резко ограниченным числом производителей.

Транснационализация монополистического бизнеса оказывает значительное воздействие на международную торговлю, возникновение ее новых форм и методов, развитие достаточно специфической системы внешнеторговых каналов сбыта.

Для многих мировых товарных рынков в этих условиях присущи резко дифференцированные формы реализации отдельных изготовителей, незначительное количество независимых форм, осуществляющих производство соответствующих товаров. Согласно ряду имеющихся оценок, в настоящее время более 1/3 мирового экспорта приходится на различные внутрикорпорационные и трансфертные поставки.

Крупные монополии способны достаточно сильно варьировать свою производственную политику, стратегию маркетинга, проводить тщательные рыночные исследования и т. п. Обладая достаточно мощным производственным и научно-техническим потенциалом, разветвленной сетью сбыта и обслуживания выпускаемой продукции, монополии могут выбрасывать на рынки новые разновидности товаров, сопровождая это массированными рекламными кампаниями, основываясь на тщательных и дорогостоящих исследованиях рынков.

При этом практикуются самые разнообразные методы средства воздействия в желательном направлении на покупательский спрос, зачастую опирающийся на доминирование в различных каналах обращения. Широкое распространение получают неценовые методы конкуренции (отдельные случаи снижения цен носят эпизодический и временный характер), приобретший в последние годы крайне большое значение (реклама, использование торговых марок и знаков, организация системы обслуживания потребителей и др.).

Существенной особенностью мировых товарных рынков является наличие разных посреднических фирм, торговых компаний, специализирующихся на экспорте посреднических фирм, торговых компаний, специализирующихся на экспорте или импорте отдельных товаров и их относительно большое значение, оказываемое на рынки. Однако процесс монополизации рынков неизбежно затрагивает и их, приводя к нарастающей централизации систем национального и международного товародвижения, поглощению традиционно независимых производителей и фирм - поставщиков.

2 . В настоящее время наблюдается также резкое увеличение воздействия на мировые товарные рынки валютно-финансовых факторов, особенно усиливающееся в условиях существования плавающих курсов валют.

Основными инструментами валютной политики, проводимой на мировых товарных рынках являются девальвация и ревальвация валютных курсов.

Девальвация - реформа денежного обращения, проводимая путем законодательного уменьшения стоимостного содержания денежной единицы или снижение курса валюты страны по отношению к золоту, серебру и валютам других стран.

Ревальвация - официальное повышение золотого содержания национальной валюты или фактическое повышение ее валютного курса.

Резкие сдвиги в валютных курсах в ряде случаев порождают достаточно существенную трансформацию международной торговли, изменения в товарообороте между отдельными государствами. Особенно часто и заметно подобные изменения имеют место в периоды, непосредственно предшествующие падению курса какой-либо из валют крупных развитых стран. В эти периоды импортеры, стремясь хоть как-то компенсировать неизбежное практически подорожание иностранных товаров и извлечь одновременно дополнительные прибыли, осуществляют большие закупки товаров за рубежом. Резко возросший таким образом спрос может приводить к изменениям на рынке, в частности, к росту цен на соответствующую продукцию.

Вообще девальвация порождает на мировых товарных рынках весьма сложные и противоречивые процессы. Обычно ее непосредственным результатом является значительное уменьшение импорта, вызванное его удорожанием, а также тем, что в преддверии девальвации импортеры закупают большие дополнительные партии необходимых товаров, о чем уже говорилось выше. Однако зачастую национальная экономика не может найти замены импортным товарам внутри страны и в течение продолжительных периодов времени.

В результате этого после использования заранее накопленных товаров наблюдается резкий скачок спроса.

Соответствующее воздействие девальвация оказывает и на динамику экспорта. Влияние валютных факторов на мировые товарные рынки еще более усиливается в результате действий многонациональных корпораций, которые, контролируя разветвленную сеть всевозможных отделений и филиалов в различных странах, пытаются посредством разнообразных трансфертных операций извлечь из валютных колебаний дополнительную прибыль. Одновременно тем самым возрастает и дезорганизация соответствующих рынков.

Многие государства, учитывая большую роль валютного фактора в развитии современных рынков, делают попытки повлиять на них в желательном направлении, осуществляя операции с валютными курсами. Однако эффективность этих мероприятий оказывается весьма сомнительной, и их конечным результатом выступает лишь дальнейшее усиление анархии валютной системы этих государств.

Подобное усиление неопределенности, и без того царящей на рынках, особенно затрагивает долговременные контракты и внешнеторговые сделки, заключенные на долгосрочной основе. Тем самым создаются дополнительные препятствия специализации и кооперированию производства в международном масштабе и углублению международного разделения труда.

3 . В современном мировом хозяйстве внешняя торговля остается одной из самых сложных и, как следствие, самых регулируемых сфер экономики.

Формы и методы государственного регулирования ВТД определяется каждой страной с учетом ее специфики, особенностей социально-экономического и политического строя, ее географическим положения, специализации и т. д. Но при всех условиях каждое государство стремится защитить свои национальные интересы, способствовать социально-экономическому прогрессу общества и повышению благосостояния населения, создает с помощью торгово-политического регулирования своеобразный механизм, связывающий экономические характеристики национального хозяйства с теми экономическими процессами, которые находятся за пределами национальных границ, смягчая их влияние на национальную экономику, содействуя оптимальному ее развитию.

В современной внешнеэкономической политике происходит постоянное взаимодействие двух тенденций: стремления к либерализации международной торговли, к уничтожению торговых барьеров, привносимыми процессами углубления международного разделения труда, интернационализацией производительных сил, и одновременного усиления протекционизма, попыток ограничить проникновение иностранного капитала и товаров в страну.

4 Структура мировых товарных рынков.

В процессе изучения мировых товарных рынков особую роль играет изучение их структуры. Власть над рынком в огромной степени зависит от количества конкурирующих поставщиков (потребителей) или, более точно, от количества экономических альтернатив, доступных покупателям (продавцам).

В более широком смысле, структуры рынка различаются по тому, насколько интенсивен конкурентный нажим на утвердившиеся фирмы. При этом необходимо учитывать не только число конкурентов на рынке, но и их сбалансированность по размеру.

Для определения достаточно выявления полного круга поставщиков (потребителей) на рассматриваемом товарном рынке, следовательно и объемов рынка. После определения основных хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке, необходимо к тому же узнать, кто является основными потребителями (поставщиками, чтобы с их помощью установить, какие поставщики (потребители) существуют на данном рынке помимо основных.

Рынок может иметь большое количество равномерно сбалансированных фирм при доминировании одной, более конкурентоспособной.

Выделяют следующие количественные показатели, характеризующие структуру мировых товарных рынков:

численность конкурентов, действующих на данном рынке;

доля участия конкурентов на данном товарном рынке;

показатели рыночной конкуренции.

Численность конкурентов, действующих на данном товарном рынке, не позволяет сделать полных и достоверных выводов о наличии (отсутствии) и характере конкуренции между ними, за исключением случаев, когда их количество мало. Но эта информация необходима для определения рыночной доли конкурентов.

Для определения рыночной доли хозяйствующих субъектов проводятся расчеты:

а) общего объема товарного ресурса рынка, как сумм реализации (приобретения) данного товара всеми поставщиками (потребителями).

Формула № 110:

Vрынка = Vi,

где Vi - объем реализации (приобретения) конкретным i-тым поставщиком (потребителем) товара на соответствующем товарном рынке.

В случае отсутствия прямых данных об объемах реализованной продукции, объем рынка можно определить расчетным способом по формуле № 211:

Vрынка = Пр + Вв - Ввыв,

где:

Пр - объем поставок товара на территорию рынка местным производителем,

Вв - объем ввоза на территорию рассматриваемого рынка,

Ввыв - объем вывоза товара за пределы рассматриваемого

рынка;

б) удельного веса реализации (приобретения) данного товара каждым поставщиком (потребителем), который определяется как отношение реализованной (приобретенной) продукции конкретным поставщиком (потребителем) к общему объему рассматриваемого рынка.

Формула № 312:

Di = Vi /Vрынка.

Объем и величина реализации товара могут быть оценены в натуральном или стоимостном выражении при однородности товаров данного рынка эти величины следует оценивать в натуральных показателях, при неоднородности товаров данного рынка его объем и количество реализованной (поставленной) хозяйствующим субъектом продукции следует оценивать в стоимостном выражении. Расчет и анализ вышеперечисленных показателей осуществляется на основе информации, предоставляемой органами госстатистики, и непосредственно от поставщиков (потребителей), действующих на данном рынке.

На основе полученных данных составляется ранжированный перечень поставщиков (потребителей) на товарном рынке; анализируется существенность разброса долей участия поставщиков (потребителей) на товарном рынке; делается вывод о равнозначности (равномерности) присутствия поставщиков (потребителей); выявляются поставщики (потребители), занимающие доминирующее положение на товарном рынке.

Однако, следует отметить, что доля рынка не является индикатором возможности определить рыночную силу, но является необходимой информацией. Доля рынка более 65% обычно является указателем доминирования. Но доля рынка менее 65% тоже может говорить о доминировании, если имеются и другие факторы, например, незначительная эластичность спроса, малые по размеру конкуренты, вертикальная интеграция, высокие барьеры для выхода на данный товарный рынок или выхода из него.

Показатели рыночной концентрации позволяют судить о степени монополизации рынка, равномерности (или неравномерности) присутствия на нем хозяйствующих субъектов. Уровень концентрации в отрасли, измеренный коэффициентом концентрации, представляет собой ключевой элемент структуры рынка и в значительной степени определяет характер и результаты конкуренции. Максимальный уровень концентрации - монополия, когда существует единственный продавец, и монопсония, когда на рынке только один покупатель. Большая часть рынков в промышленно развитых странах имеют черты олигополии.

Олигополия - это пример синтеза конкуренции и монополии. Для олигополии характерны следующие признаки:

на рынке присутствует два или несколько конкурирующих фирм;

наличие существующих барьеров для выхода новых фирм на данный рынок;

на рынке функционирует по крайней мере одна крупная фирма, любое действие которой вызывает ответную реакцию со стороны конкурентов .

Олигополии могут производить однородную или взаимозаменяющую продукцию, но поскольку продавцов не много, каждый из них может оказывать влияние на рыночные цены. Монопольную концентрацию характеризуют значения концентрации индекса Херфиндаля-Хиршмана (ИХХ), индекса Линда и другие коэффициенты. Рекомендуется использовать двухпороговую оценочную шкалу, в соответствии с которой на основе определения значений коэффициента концентрации и ИХХ также можно выделить три типа рынка:

1 тип - высококонцентрированные рынки: включаются области значений CR-4>80%, ИХХ>1800 (2000);

2 тип - умеренно концентрированные рынки:

при 45%<80%, 1000<ИХХ<1800 (2000);

3 тип - неконцентрированные рынки:

при CR-4<45%, ИХХ<1000.

5. Классификация товарных рынков

Товарный рынок представляет собой сложную социально-экономическую категорию, сущность которой раскрывается наиболее полно, если рассматривать рынок в различных аспектах его проявления. Во-первых, рынок выступает как сфера товарного обмена. Во-вторых, представляет собой хозяйственную деятельность, систему организационно-экономических действий, направленных на продвижение товара от производителя к потребителю. Такие действия связаны, например, с развитием конкретного хозяйственного механизма производства и реализации товаров, форм и методов продажи, управленческим решением по сбыту, проведением рекламы товаров, изучением и формированием спроса и населения.

Таким образом, товарный рынок - это сфера товарного обмена, где проявляются отношения по поводу купли-продажи товаров и имеет место конкретная хозяйственная деятельность, связанная с реализацией товаров.

Составными элементами товарного рынка являются:

  • товарное предложение;
  • спрос населения;
  • цена товара.

Товарное предложение представляет собой массу товаров, предназначенных для реализации. Основными источниками товарного предложения являются производство товаров в стране, товарные запасы, импортные закупки.

Спрос - это платежеспособная потребность населения страны. Спрос отличается от запроса (желания) на величину, способную быть оплаченной потребителями.

представляет собой денежное выражение его стоимости. Отклонение цены от стоимости обусловлено рядом факторов. Прежде всего это стоимостное выражение денег. Оно зависит, во-первых, от стоимости золота как особого товара, с помощью которого выражается стоимость всех остальных товаров. Во-вторых, от количества денег в обращении, которые могут не соответствовать количеству замещаемому ими золота. Затем имеются различия в потребительной стоимости, качестве товаров. Сопоставление потребительских свойств товаров влияет на соотношение цены на отдельные товары, их виды и разновидности. Кроме того, условия реализации товара, вызванные изменением спроса и предложения, оказывают влияние на конъюнктурные колебания цен. Факторы, влияющие на формирование цены на товарном рынке, можно классифицировать на факторы I и II порядка (рис. 4.1).

Деятельность любого товарного рынка характеризуется основными показателями. К основным показателям функционирования товарного рынка можно отнести следующие.

1. Емкость товарного рынка. Емкость рынка - это максимально возможный объем реализации товаров при данном уровне платежеспособного спроса, товарного предложения и розничных цен.

2. Динамика развития отдельных отраслевых товарных рынков страны, составляющих единый товарный рынок страны.

3. Степень диверсифицированности товарного рынка. Под диверсифицированностью следует понимать степень охвата различными видами товарной продукции (по ассортименту и цене) с учетом географических, этнических и платежеспособных особенностей населения страны.

4. Качество товара, реализуемое на рынке. Под качеством товара понимают совокупность свойств, присущих ему. В условиях ужесточения потребителей к нему предъявляются повышенные требования с учетом безопасности его потребления, соблюдения экологических норм, требований к упаковке, маркировке и обеспечению послепродажного обслуживания.

5. Конкурентоспособность товаров на рынке. Под конкурентоспособностью товара понимают способность продукции соответствовать сложившимся требованиям данного рынка на рассматриваемый период.

можно классифицировать по различным характеристикам. Одной из таких характеристик может быть географический признак, в соответствии с которым можно выделить рынки отдельных регионов, каждый из них может быть представлен в виде подсистемы рынков отдельных стран и их группировок (рис. 4.2). При данной классификации не выделяется товарный аспект. По сути, это совокупные рынки, объединяющие всю сумму отдельных товарных рынков.

В соответствии с товарно-отраслевыми признаками товарный рынок можно классифицировать на рынки готовых изделий, рынки сырья и полуфабрикатов, рынки услуг. Группы товарных рынков в дальнейшем могут быть разбиты до уровня рынка отдельного товара (рис. 4.3). Например, рынок промышленного сырья включает рынки железной, марганцевой, хромовой руд, стали, проката, стальных труб, никеля, платины, драгоценных металлов, алмазов, химикатов, пластмасс, химических волокон, медикаментов и т.д. В рынке топлива особое место занимает рынок нефти и нефтепродуктов, так как последние являются биржевым товаром и составляют предмет торгов через нефтяную товарную биржу.

Нефтепродукты относят к категории товаров, которые экономисты называют «совместной», т.е. какой-либо товар из этой категории невозможно получить, не произведя других.

Для каждого отдельного товарного рынка большое значение имеют его участники, выполняющие определенные функции. Например, участниками международного рынка нефти в настоящее время считаются:

- нефтяные компании, занимающиеся разведкой, добычей, переработкой и продажей как сырой нефти, так и продуктов ее переработки. Кроме того, многие нефтяные компании освоили торговлю правами на нефть и нефтепродукты: фьючерсами, опционами, обменов фьючерсов на реальный товар: например, Brish Petroleum Шелл (Shell);

- нефтеперерабатывающие заводы, выступающие в роли покупателей сырой нефти и продавцов (поставщиков) на рынок продуктов нефтепереработки;

- независимые торговые компании: например: Марк Рич (March Rich), Витол (Vitol), Аркадия (Arkadia). Они работают как на реальном, так и на новых видах рынков;

- финансовые инвестиционные компании, банки, торговые дома: Морган Стенлей (Morgan Stenley), которые работают на новых видах рынков;

- инвесторы как частные, так и коллективные, работающие на новых видах рынков, стремящиеся получить выгоду от удачного вложения денег во фьючерсные и опционные контракты на нефть и нефтепродукты.

В настоящее время цены на рынке нефти складываются за счет работы рыночных механизмов ценообразования. Индивидуальные интересы потребителей, стран ОПЕК и независимых производителей не могут повлиять на функционирование рынка, так как они сами находятся в зависимости от рынка.

Нефтяная промышленность по-прежнему носит интернациональный характер, а большая часть нефти все еще продается на основе долговременных соглашений, но цены уже формируются на основе механизмов наличных сделок «спот» и определяются отдельно от каждой поставки.

Компании в процессе работы научились минимизировать финансовый риск, связанный с нестабильностью цен, путем использования срочных (форвардных) товарных сделок, которые в настоящее время преобладают на рынке. Компаниям удается достигать получения прибыли за счет использования тех факторов, которые сложились в силу объективных обстоятельств, а именно -

  • подъем в торговле нефтью и нефтепродуктами;
  • развитие спот-рынков (и переход на спот-цены);
  • развитие на базе спот-рынков форвардной и фьючерсной торговли.

Нефтяные компании, участвующие в рыночной торговле, далеко не однородны с точки зрения проводимой ими политики.

Наиболее удачливые из крупных компаний (например, Shell) весьма успешно пользуются новыми рынками, другие лишь начинают продвижение на эти рынки (Mobil); Esso консервативно игнорирует новые рынки (политика правления компании вообще не предусматривает фьючерсные сделки); такие компании Gulf не участвуют в новых рынках. Для всех крупных компаний по-прежнему приоритетным направлением остается разведка и добыча нефти.

Целая группа новых фирм специализируется на предоставлении услуг в области «управления риском». В результате появления объективных условий начали создаваться и функционировать рынки фьючерсных контрактов. Первым на Нью-Йоркской товарной бирже (НАЙМЕКС) был запущен контракт на поставку печного топлива, а в Европе на Международной нефтяной бирже - фьючерсный контракт на поставку газойля. На НАИМЕКС удавалось пустить в оборот фьючерсный контракт на поставку Западнотехасской средней нефти (WTI). В каждом из этих случаев торги проводились по стандартным контрактам.

Одновременно развивался и форвардный рынок нефти, сначала на основе нефти Северного моря сорта Брент, а затем Дубай - ближневосточной нефти с более высоким содержанием серы средней плотности. Хотя в этих случаях биржевые торги по контрактам не проводились, они привлекли внимание как хеджеров, так и спекулянтов, что обеспечило контракту необходимую поддержку.
В рынке сельскохозяйственных и лесных товаров можно выделить свои структурные подразделения, из которых особое место занимает рынок зерновых.

При изучении товарного рынка особое значение отводится определению типа структуры рынка и классификации отдельных его элементов в зависимости от условий и характера сделок.

Под структурой рынка понимается совокупность условий, определяющих особенности его функционирования. В формировании структуры важнейшую роль играют степень и характер монополизации товарного рынка. Ее основными вариантами являются монополия (один продавец и неограниценное число покупателей), монопсонш (один покупатель и неограниченное число продавцов), олигополия (несколько продавцов и неограниченное число покупателей), олигопсония (несколько покупателей и неограниченное число продавцов), а также полипопия и полипсония^ в наибольшей степени приближающиеся к состоянию неограниченной конкуренции. С учетом фактической концентрации предложения (производства и сбыта) товара, являющейся важнейшим фактором монополизации товарных рынков, различают следующие структуры рынка:

  • монополистический рынок, характеризующийся доминированием одного поставщика;
  • олигополистический рынок, характеризующийся господством группы крупнейших продавцов;
  • атомистический рынок, характеризующийся невысокой концентрацией предложения товара, а следовательно, обостренной конкурентной борьбой.

Подобное разграничение товарных рынков достаточно абстрактно, так как даже в рамках однотипных структур наблюдается широкое многообразие функциональных форм, различающихся степенью монополизации и конкурентной борьбы.

Более емким выражением дифференциации условий функционирования рынка оказываются различия взаимоотношений контрагентов (продавца и покупателя). Эти отношения отражают особенности монополизации и государственного регулирования отдельных элементов рынка, а также методы и формы реализации товара (рис. 4.4).

Закрытый сектор товарного рынка (закрытый рынок) представляет часть товарного рынка, в которой продавцы и покупатели взаимодействуют посредством отношений, не носящих сугубо коммерческого характера.

К основным сегментам закрытого рынка относят внутрифирменные поставки (товарооборот между филиалами, дочерними и головными предприятиями крупных монополий), субпоставки мелких и средних формально независимых фирм, выступающих подрядчиками крупных монополий в рамках специализации и кооперирования, специальная торговля в форме поставок товаров по программам помощи, особым межправительственным соглашениям, встречная торговля, охватывающая взаимообусловленные экспортные операции.

Открытый сектор товарного рынка - это совокупность сегментов, для которых характерны операции коммерческого характера. К основным сегментам открытого сектора можно отнести краткосрочные сделки, заключаемые на период до 1-1,5 лет, оптовую и розничную торговлю и операции на свободном рынке, на котором отсутствуют ограничения свободной конкуренции. «Свободный рынок» представлен биржевой торговлей: рынком «спот», на котором реализуется наличный товар с немедленной отгрузкой; «черным рынком».

Промежуточное положение между закрытым и открытым секторами занимают долгосрочные коммерческие сделки. Эта форма товарообмена обусловлена практикой устойчивых торговых связей (от 2 до 25 лет) и дополняется формами преференциальных экономических соглашений, т.е. это торговля на основе долгосрочных коммерческих контрактов.

6 . Итоги функционирования рынка товаров за 2009 год г.Москвы.

Функционирование потребительского рынка товаров и услуг является активной составной частью экономики города Москвы. Потребительский рынок отражает социально-экономическое состояние города в целом, а также динамику товарно-денежных отношений населения на рынке товаров и услуг.

Подводя итоги за 2009 год (с января по декабрь) специалисты компании Трэйсер выявили некоторые тенденции, так общий объем продаж в розничном товарообороте через все каналы реализации (включая предприятия общественного питания) составил 2 618,0 млрд. руб., что на 140,4 млрд. руб. превысило объём продаж предшествующего 2008 года. Рост объема продаж в фактических ценах в 2009 году составил 5,7%, за тот же период в сопоставимых ценах наблюдалось снижение объема продаж до уровня 96,1% (в 2008 году в сравнении с 2007 годом прирост составил 5,4%).

В 2009 году наблюдалась положительная динамика розничного оборота несмотря на развитие финансового кризиса. Оборот розничной торговли, полученный через все каналы реализации товаров составил 2 502,3 млрд. руб., что на 136,7 млрд. руб. превысило объем продаж по сравнению с предшествующим 2008 годом. Рост объема продаж в фактических ценах составил 5,8%. Объем продаж в сопоставимых ценах снизился до уровня 96,0% (в 2008 году в сравнении с 2007 годом прирост составил 5,3%).

Оборот розничной торговли продовольственными товарами достиг 1254,4 млрд. руб., и в структуре розничного товарооборота составил 50,13%. В сопоставимых ценах рост объема продаж продовольственных товаров в 2009 году в сравнении с 2008 годом составил 1,9%. Оборот розничной торговли непродовольственными товарами в 2009 году составил 1247,9 млрд. руб., доля непродовольственных товаров в структуре розничного товарооборота соответственно составила 49,87%. В сопоставимых ценах объем продаж непродовольственных товаров в 2009 году в сравнении с 2008 годом снизился до уровня 90,9%.

Доминирующее положение в удовлетворении покупательского спроса в обороте розничной торговли занимают предприятия организованной розничной торговли 78,2% (без учета продажи товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках). Из всей совокупности предприятий организованной розничной торговли на долю крупных и средних организаций приходится 39%, субъектов малого предпринимательства 34%. Оборот розничной торговли торговых и неторговых организаций (без продажи неорганизованного рынка) в 2009 году составил 1956,7 млрд. руб., что в фактических ценах на 2,4% лучше итогов предшествующего 2008 года, в тоже время в сопоставимых цена наблюдалось снижение до уровня 92,7% (в 2008 году рост в сравнении с 2007 годом составил 5,7%).

На вещевых, смешанных и продовольственных рынках объем продаж товаров по итогам 2009 года составил 545,6 млрд. руб. В общем объеме оборота розничной торговли доля продаж вещевых, смешанных и продовольственных рынках составила 21,8% (в 2008 году доля составляла 19,2%). В сопоставимых ценах в 2009 году объем продаж составил в сравнении с 2008 годом 9,9% (в 2008 году рост в сравнении с 2007 годом составил 3,5%).

Более существенное влияние кризисные явления оказали на развитие общественного питания. Оборот общественного питания в 2009 году составил 115,7 млрд. руб., темп роста в фактических ценах составил 103,3%, в сопоставимых ценах наблюдалось снижение до уровня 96,7%.

Проведение розничных ярмарок (локальных выездных рынков) по продаже продуктов питания и товаров народного потребления не теряет своей актуальности во всех муниципальных районах и городских округах. В целях повышения территориальной доступности и ценовой привлекательности товаров российских промышленных и сельскохозяйственных производителей регулярно проводятся мероприятия в формате "ярмарка выходного дня".

На потребительском рынке товаров и услуг благодаря усилиям городских властей в 2009 году проводились мероприятия, основной целью которых было снижение влияния финансово-экономического кризиса, а также обеспечение условий для формирования устойчивой конкурентной среды на городских продовольственных рынках. Мониторинг основных показателей работы торговых организаций города проводится систематически, особенно в условиях финансового кризиса.

По результатам проводимых наблюдений можно сделать вывод, что без существенных изменений 2009 году остался уровень товаронасыщенности и ассортимент социально значимых продуктов питания, таких как хлеб и хлебобулочные изделия, молочные продукты, масло, яйца. Однако насыщение продовольственного рынка Москвы осуществляется, в основном, за счет продукции привезенной из других регионов.

В целом потребительский рынок города Москвы, в настоящее время, для развития малого предпринимательства, остается одной из перспективных отраслей экономики. Малое предпринимательство способно своевременно и наиболее гибко реагировать на изменение конъюнктуры, предлагать потребительскому рынку новые способы удовлетворения разнообразных потребностей населения.

Согласно предварительным оценкам в 2010 году сфера потребительского рынка и услуг населению будет определяться в первую очередь динамикой изменения потребительского спроса. Также существенное влияние на рынок будут оказывать развитие устойчивой конкурентной среды, доступность финансовых ресурсов, кадровое обеспечение предпринимательства. Тем не менее, исходя из прогноза и оценки, денежных доходов реально располагаемых населением, в 2010 году возможно снижение отдельных показателей по отношению к предыдущему 2009 году.

С учетом замедления развития экономики, снижения реально располагаемых доходов населения и его платежеспособного спроса реальный прирост оборота розничной торговли прогнозируется в среднем за период с 2010 по 2012 годы на уровне 3,7%, прирост оборота общественного питания 1,5%, объем реализации бытовых услуг населению составит в среднем 97,2%.

Заключения

Мировой товарный рынок - один из инструментов мирового инвестиционного рынка. Как видно из названия, на мировом товарном рынке ведется торговля товарами и сырьем.

В настоящее время на мировом товарном рынке торгуются около 70 видов различных товаров. Все эти товары можно разделить на следующие группы:

  • Углеводороды и энергоносители - газ,нефть, сырье, нефтепродукты, уголь, мазут и т.д. ;
  • Пищевые продукты - пшеница, кукуруза, соя, соепродукты, зерно, сахар, кофе, какао, перец, семена, хлопок, домашний скот и многие другие;
  • Драгоценные металлы - драгоценные, полудрагоценные, неблагородные, редкие, например, золото, серебро, платина, палладий, медь, аллюминий, никель и т.д.

Первоначально основной целью мирового товарного рынка являлась регулярная связь между продавцами и покупателями товаров. Все сделки проводились с партиями наличных товаров. По мере развития биржевой торговли, установились свои товарные обычаи, стандарты на виды товаров, котировки цен и т.д.

В последнее время практически все торговые сделки на товарном рынке заключаются в виде срочных контрактов на эти товары. Сами товары на бирже не предъявляются. Однако в сделке четко указываются марка товара, его количество и сроки поставки товара. Продавец на рынке товаров передает покупателю не сам товар, а документ, который подтверждает право собственности на товар.

Основные биржевые площадки мирового товарного рынка:

  • Чикагская товарная биржа (CME) - основными сделками биржи являются контракты на свинину, крупный рогатый скот, древесину кофе, какао, сахар, перец, зерно, семена;
  • Чикагская торговая палата (CBOT) - специализируется по продажам зерна и пищевого масла ;
  • Нью-Йоркская товарно-сырьевая биржа (NYMEX) - основными являются контракты на цветные металлы и энергоносители;
  • Международная нефтяная биржа (IPE) - одна из ведущих площадок по торговле углеводородами и энергоносителями;
  • Лондонская биржа металлов (LME) - главная биржа по торговле срочными контрактами на металлы.

Большое количество сделок на мировом товарном рынке являются спекулятивными, так как по ним поставки товаров не происходит, а выплачивается разница между ценой продажи и ценой покупки. Вследствие чего, волатильность на товарном рынке превышает колебания цен на фондовом рынке.

Мировой товарный рынок является достаточно волатильным, рискованным, непредсказуемым, требующим определенных знаний, навыков и опыта. Поэтому товарный рынок не рекомендуется для начинающих инвесторов.

На рынке товаров взаимодействует все население с производителями и продавцами продовольствия, одежды, обуви и других предметов потребления. Без развития этого рынка теряется общественный смысл отношений обмена. От состояния потребительского рынка зависит обеспеченность населения, уровень потребления, устойчивость денежного обращения. Это сосудистая система общества, посредством которой обеспечивается доставка всего необходимого человеку для жизнедеятельности, в соответствии с его покупательской способностью.

Список использованной литературы .

1. Аванесов Ю.А., Клочко А.Н., Васькин Е.В. Основы коммерции на рынке товаров и услуг: Учебник для вузов. -М.: ТОО “Люкс-арт”,1995. - 176 с.

2. Адамов В.Е., Ильенкова С.Д. Экономика и статистика фирм: -М.: Финансы и статистика, 1997. - 240 с.

3. Алексеева Н.Н. Планирование деятельности фирмы: Уч.-метод. пособ. М.: Финансы и статистика, 1997. - 248 с.

4. Аллен Л. Учимся торговать: Пер с англ. - Мн.: Амалфея, 1996. -214 с.

5. Ансов Н.И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989. -135 с.

6. Бланк И.А. Торговый менеджмент. -Киев: Украинско-Финский институт менеджмента и бизнеса, 1998. -408 с.

7. Болт Г.Дж. Практическое руководство по управлению сбытом. -М.: Экономика, 1991. -216 с.

8. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. -М.: Фонд “Правовая культура”, 1994. -530 с.

9. Бушин П.Я., Захарова В.Н. Экономико-статистическое моделирование. - Хабаровск: ХПИ, 1988. - 80 с.

10. Быкова Е.В., Стоянова Е.С. Финансовое искусство коммерции. -М.: Перспектива, 1995. 154 с.

11. Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия. -Мн.: Высшая школа, 1996. - 367 с.

12. Васильев Г.А., Осипова Л.В. Коммерческая деятельность промышленных фирм. -М.: Экономическое образование, 1995. -286 с.

13. Витт В. Управление сбытом. -М.: ИНФРА-М, 1996. - 278 с.

14. Воронежский рынок молока и жидких молочных продуктов // Практический маркетинг. 1998. №8-9. с.28- 31.

15. Горелова А. Определяющая сила потребительских мотивов // Маркетинг. 1998. №3. с.26 - 30.

16. Горошенко Л. Российский рынок молочных продуктов // Молочная промышленность. 2000. №10. с.11 - 17.

17. 20. Горфункель И.И., Кононова В.С., Крайнюков В.Д., Товароведение мясных, рыбных, молочных и жировых товаров, М: Экономика, 1985 г.

18. Зверев Д.М. Ассортиментно - ценовой мониторинг розничных продаж // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2000. №6. с. 4 - 10.

19. Леви М., Вейтц Бартон А. Основы розничной торговли. - Санкт - Петербург, 1999. - 448 с.

20. Маркова Т.Г. Организация маркетинга на предприятии // ЭКО. -1996. -№11. -С.13-23.

21. Мокров Г. Исследования и разработки маркетинга // Кадры. -1997. -№7. -

22. С. 2-14.

23. Мокров Г. Исследования маркетинга// Бизнес. - 1994. - №8.

24. Мухачев А.В. Фирменная торговля на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности // Молочная промышленность. 2001. №2. с.33 - 39.

25. Орхова Т.М. Маркетинговые коммуникации // Маркетинговые исследования. -1997. -№6. -С. 25 - 38.

26. Николаева Т.И. Системная оценка эффективности коммерческой деятельности предприятий торговли // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. №5. с.104 - 107.

27. Паронян А., Беседина В., Меньшикова М. Поведение потребителя и управление спросом и предложением товаров // Маркетинг. 1999. №5. с.25 - 32.

28. Половцева Ф. Маркетинговая деятельность: методология, формирование, эффективность // Маркетинг. 1999. №4. с.33 - 47.

29. Родионова Л.Н. и др. Оценка конкурентоспособности продукции // Маркетинг. 1999. №5. с.62 - 77.

30. Рыбальченко И.А. Способ модификации матрицы «Бостон консалтинг групп» в условиях дефицита маркетинговой информации // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1998. №2. с.18 - 24.

31. Справочник предпринимателя: розничная торговля, оптовая торговля, грузовой транспорт, общественное питание и гостиничное хозяйство. -М.: Наука, 1994.-352 с.

32. Справочник финансиста предприятия. -М.: ИНФРА-М, 1996. -368с.

33. Торговля в России: Статистический сборник. -М.: Госкомстат, 1996.

34. Торговое дело: экономика и организация: Учебник /Под общ. ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько. -М.: ИНФРА-М. 1997, - 256 с.

35. Хисрик Р.Д., Джексон Р.В. Торговля и менеджмент продаж: Пер. с англ. - М.: Филинъ, 1996. - 368 с.

36. Щур Д. Справочник по торговле. -М.: “Приор”, 1997. - 432 с.

37. Хэмимттон Д. Маркетинговые исследования // Маркетинговые исследования. -1996. -№6. -С. 27-38.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  257  258  259   ..