Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 17

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  202  203  204   ..

 

 

Роль экономического анализа в управлении предприятием в потребительской кооперации

Роль экономического анализа в управлении предприятием в потребительской кооперации

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«Роль экономического анализа в управлении предприятием в потребительской кооперации»

Подготовила студентка

Эконом. Факультета

.,

Проверила

К.Э.Н., доц.

.

Краснодар. 2008 г.


Введение

Перестройка всей системы политических и экономических отношений, развернувшаяся в России на рубеже тысячелетий, способствовала адаптации старых и поиску новых форм и методов хозяйствования, в том числе и в потребительской кооперации. Потребительская кооперация прошла сложный исторический путь от добровольного и социального соединения имущества мелких производителей и потребителей к созданию мощных и независимых региональных и отраслевых объединений кооперативов.

Сегодня потребительская кооперация - крупная многоотраслевая система современной России. Структура предприятий, как производственная, так и управленческая.

Более остро начали вставать вопросы эффективного управления социально-экономической деятельностью, ее планирования, повышения уровня конкурентоспособности организаций потребительской кооперации, сокращения затрат.

Эффективность работы предприятий потребительской кооперации во многом зависит от управленческой деятельности, обеспечивающей реальную экономическую самостоятельность кооператива, его конкурентоспособность и стоимостное положение на рынке.

Сущность управления предприятием потребительской кооперации представлена как интегрированная система функций, таких как: маркетинг,планирование, организация,мотивация, контроль, координация. Она представляет информацию для будущего развития предприятия, что подтверждает актуальность данной работы.

Потребительская кооперация - это система потребительских обществ и их союзов разных уровней, которые объединяют миллионы пайщиков, обеспечивая удовлетворение их материальных и иных потребностей. От других субъектов рыночных отношений потребительскую кооперацию отличает особый статус некоммерческой, общественной системы, сочетающей хозяйственно-финансовую деятельность с социальной миссией.

Действуя в интересах удовлетворения потребностей членов-пайщиков в товарах, работах и услугах кооперативные организации обеспечивают приоритет экономических интересов пайщиков, оказывая им широкий спектр услуг на относительно выгодных, льготных условиях и подчиняя этой цели предпринимательскую деятельность.

Обеспечение социальной миссии требует соответствующей экономической основы, которая создается в процессе многоплановой, хозяйственной деятельности потребительских обществ: торговли, общественного питания, закупок сельскохозяйственной продукции, дикорастущих, лестехсырья; производства товаров, продукции, работ и оказания бытовых услуг; транспортно-экспедиционных услуг; капитального строительства и пр.

Конкурентная среда требует умелого маневрирования материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, сокращения затрат, обеспечения прибыльной работы и устойчивого финансового положения. Вместе с тем, свыше трети организаций потребительской кооперации работает нерентабельно, а подавляющее большинство в условиях дефицита собственных оборотных средств. Это свидетельствует о необходимости более глубокой аргументации принимаемых управленческих решений, требуя переосмысления места и роли информационного обеспечения в управлении.

Закон РФ «О потребительской кооперации» повысил роль пайщика в управлении и контроле, усилил ответственность руководителей за результаты социальной и финансово-хозяйственной деятельности. Следовательно, вектор информационной составляющей управления кооперативными организациями, должен сместиться в направлении оценки финансовых результатов деятельности организаций, их финансового состояния и социальных параметров их работы.

Управление такой сложной организационной структурой нуждается в качественном информационном обеспечении.

Информационное обеспечение управления составляют сведения о хозяйственных процессах, привлеченных ресурсах и степени эффективности их использования, содержащиеся в данных учета, отчетности, материалах анализа. Таким образом, анализ и учет составляют основу информационного обеспечения управления.

Расширение сферы деятельности потребительской кооперации, усиливающаяся конкуренция со стороны коммерческих структур приводят к увеличению числа вариантов хозяйственных решений, усложняя проблему их выбора. В этих условиях, необходим поиск новых подходов к информационному обеспечению управления. Одним из важных инструментов информационного обеспечения является экономический анализ.

Экономический анализ занимает важное значение в системе управления предприятием в ПК.

Управление-это ряд последовательно-выполняемых функций. Эффективность управления заключается в реализации основных функций управления, таких как:

- маркетинг;

- планирование;

- организация;

- мотивация;

- контроль;

- координация.

В основе выполнения каждой функции лежит экономический анализ.

Первая функция управления - это Маркетинг.

Маркетинг в потребительской кооперации специфичен. Это синтез классического рыночного и социально-ориентированного подходов к методологии своей деятельности. Рыночный-классический требует добиваться коммерческого успеха, превосходства над конкурентами. При этом наша кооперативная идеология имеет также целью и создание реальных экономических условий выполнения СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ потребкооперации.

Управление крайпотребсоюза проводят большую и достаточно результативную работу на региональном товарном рынке, в том числе и в некоторых смежных районах. Проводятся ярмарки, выставки – продажи, рекламные акции и другие активные маркетинговые действия.

Однако сегодня всего этого становится абсолютно недостаточно. Конкуренция рынка требует не только интенсификации организационного начала и человеческого фактора, но больше всего и прежде всего оптимизационных экономически обоснованных решений. Поэтому, на мой взгляд, маркетинговая работа потребсоюзов в современных условиях должна принять качественно новый характер.

Речь идет о дальнейшем развитии функций маркетинга, в основе которых будут заложены оптимизационные показатели по необходимым объемам и экономически корректным условиям поставки, приемлемым ценам товарных ресурсов и транспортным тарифам, а также качественные характеристики продукции отдельных поставщиков.

Все это, конечно, должно быть поставлено на современном уровне возможностей информационно – вычислительных технологий и компьютерных программ. А реализовываться в хозяйственной практике потребсоюзов и их предприятий в режиме как стратегического, так и менеджмента, так и оперативного управления.

Выведение маркетинга на современный уровень поможет кооперативной торговле оптимизировать объем собственных товарных ресурсов. Не общих объемов, как это делается сейчас в бухгалтерском балансе, а по ассортиментным позициям в натуральных показателях. При этом абсолютно не отрицается значение показателя товарного запаса в стоимостном выражении, в силу того, что он в сочетании с натуральным показателем качественно улучшает информированность аппарата управления. При всем том, что натуральный показатель исключает влияние стоимостного фактора и проявляет реальную картину ресурсной ситуации, что позволяет оперативно воздействовать на отклонения показателей маркетинговой деятельности от оптимальных экономических критериев. Это в свою очередь создаст условия повышения эффективности принятия оперативных управленческих решений за счет более широкого использования в практике менеджмента текущих показателей.

Маркетинговая деятельность потребсоюза должна также обеспечить ему экономическое и коммерческое превосходство на местном рынке. Для этого экономисты- маркетологи обязаны подготовить и обосновать оптимальные решения по:

· Хозяйственным связям с поставщиками товаров производственного и коммерческого назначения;

· Форме организации закупа- транзитом или через склады оптовых торговых предприятий потребсоюза;

· Определению рациональных зон сбыта готовой продукции кооперативной промышленности, с включением в этот процесс своей сети оптовых торговых предприятий.

Отдел маркетинга должен разрабатывать рациональные схемы хозяйственных связей по закупу на возможно более длительный период, путем анализа и сопоставления нескольких годовых схем могут быть выявлены устойчивые хозяйственные связи между районами производственного или коммерческого потребления и изготовителями, определен уровень стабильности объема, ассортимента и даты поставки по времени, обусловленном договором.

Следующая функция управления - это Планирование.

Результативность экономического анализа деятельности предприятий во многом зависит от правильности организации и четкого планирования аналитической работы. В современных условиях, когда роль и значение экономического анализа резко возрастают, нельзя вести эту работу без конкретного плана. Поэтому составным элементом в организации аналитической работы на предприятии является планирование.

Практика организации аналитической работы на предприятии показала, что на предприятии необходимы:

1) комплексный план аналитической работы

2) тематические планы.

Комплексный план обычно составляется один на год. Разрабатывает его специалист, которому на предприятии поручено руководство аналитической работы в целом. Этот план по содержанию представляет собой календарное расписание отдельных аналитических исследований. В нем, кроме целей и задач анализа перечисляются вопросы, которые должны быть исследованы на протяжении года, определяется время для изучения каждого вопроса, субъекты анализа, дается схема аналитического документооборота, срок и адрес поступления каждого документа, его содержание.

При разработке плана обязательно должна учитываться периодичность изучения важных проблемных вопросов, преемственность анализа за отдельные периоды времени.

В комплексном плане также должны быть предусмотрены источники информации, которые будут использоваться при анализе, технические средства проведения анализа, организация проведения контроля за выполнением намеченных по результатам анализа мероприятий.

Тематические— это планы проведения анализа по конкретным вопросам, которые требуют углубленного изучения.

В них рассматриваются объекты, субъекты, этапы, сроки проведения анализа, его исполнители.

Контроль за выполнением планов анализа ведет заместитель руководителя по экономическим вопросам или лицо, на которое возложены обязанности по управлению анализом в целом.

Планирование представляет собой очень важную роль в системе управления предприятия ПК. С его помощью определяется направление и содержание деятельности кооперативов, его структурных подразделений и отдельных работ.

Главной задачей планирования является определение путей достижения лучших конечных результатов. Выполнить эту функцию управления невозможно без глубокого и достоверного экономического анализа. Прежде чем, разработать план деятельности предприятия ПК., необходимо провести оценку организационно-технического уровня производства, его соответствия целям и задачам деятельности потребительских кооперативов, выявить закономерности, определить сильные и слабые стороны. В нашем Крайпотребсоюзе имеется разработанный план, определяющий то, что нам нужно достичь и какими методами. Однако не всегда по результатам анализа плановые показатели достаточно обоснованы. В связи с этим как бы хорошо организация ни работала на последующих этапах, результат может быть низким. Поэтому от правильного сформулированных планов в значительной мере зависит качество управления.

Следующей функцией процесса управления является Организация.

Организация экономического анализа на предприятиях должна соответствовать ряду требований:

1) научный характер анализа. Анализ должен основываться на новейших достижениях науки и передового опыта, строиться с учетом действия экономических законов, проводиться с использованием научно обоснованных методик;

2) обоснованное распределение обязанностей по проведению анализа между отдельными исполнителями. От того, насколько целесообразно это распределение зависит не только полнота охвата объектов анализа, но и исключается возможность многократного (разными лицами) проведения одних и тех же исследований. Это способствует более эффективному использованию рабочего времени специалистов и обеспечивает комплексность анализа;

3) аналитическое исследование должно быть эффективным. Это значит, что затраты на его проведение должны быть наименьшими при относительной глубине анализа и его комплексности;

4) унификация аналитической работы. Создание методик, предполагающих ограниченное число заполненных таблиц. Они должны быть специфическими для каждого внутрихозяйственного подразделения и в совокупности давать комплексное представление о результатах хозяйствования. Все показатели таблиц должны быть пригодными для сравнения, оценки и обобщения. Это создает направления для строгого распределения обязанностей по проведению анализа, уменьшает затраты времени на анализ.

Её задачи:

- деление организации на части и делегирование выполнения общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий;

- формирование организационной структуры организации, налаживание взаимодействия ее элементов;

- создание условий для формирования определенной организационной культуры организации;

-организация выполнения принятых решений;

- текущая организация производственного, торгового и иных процессов;

- обеспечение деятельности организации всеми видами ресурсов;

- преобразование системы в ходе развития из менее организованного состояния в более организованное.

Эта функция четко разграничивает полномочия работников, что не мало важно в управлении предприятием любого типа.

Рассмотрим такую функцию управления, как Мотивация.

Главной задачей этой функции является разработка мотивационного поля, создающего побудительные мотивы к труду, чтобы разработать такую систему необходимо выявить потребности работников кооператива, проанализировать действующую систему оплаты, систему социальной защищенности, карьерного роста и т.д.

На основе результатов анализа разрабатывается эффективная мотивационная система.

Функция Контроля:

В условиях рыночной экономики организациям ПК предоставлены права самостоятельно действовать и принимать решения.

Важнейшим инструментом управления является контроль, который позволяет не только выявлять слабые стороны финансово-хозяйственной деятельности организации, но и не допустить кризисных ситуаций.

Контроль - это всестороннее изучение деятельности организаций ПК и их структурных подразделений; экономической эффективности и значимости осуществляемых хозяйственных операций, достоверности бухгалтерского учета и отчетности.

Согласно Закону РФ «О потребительской кооперации в РФ», контроль осуществляется как контрольно-ревизионным управлением или ведомственным контрольно-ревизионным аппаратом, так и общественными ревизионными комиссиями с привлечением кооперативной общественности, комиссии кооперативного контроля.

Составной частью организационно-правовой структуры деятельности ПК является контрольно-ревизионная служба. Ревизионная комиссия является выборочным органом контроля, который не только всесторонне изучает достоверность и правомерность бухгалтерского учета и отчетности, но и оценивает степень реализации наказов пайщиков и соблюдения их интересов.

Финансовый контроль является действенным инструментом управления деятельностью организаций потребительской кооперации. Активизация работы контрольно-ревизионной службы позволит совершенствовать формирование бухгалтерско-финансовой отчетности, обеспечить сохранность кооперативной собственности, находить новые рычаги повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов потребительской кооперации.

Для осуществления общественного контроля за работой предприятий потребительских обществ создаются комиссии кооперативного контроля на каждом кооперативном участке.

Комиссия кооперативного контроля избирается сроком на 5 лет открытым голосованием на собрании кооперативного участка.

Члены комиссии, не оправдавшие доверия пайщиков, могут быть досрочно лишены полномочий собранием уполномоченных.

В своей работе комиссия кооперативного контроля руководствуется Уставом потребительского общества, ежегодно отчитывается о своей работе перед избравшими ее членами кооператива на участковых собраниях или собраниях уполномоченных потребительского общества.

Важнейшая задача членов комиссии кооперативного контроля- своевременно предупреждать недостатки в работе предприятий потребительской кооперации, добиваться их устранения. О всех выявленных недостатках в работе предприятия комиссия сообщает заведующему предприятием и правлению потребительского общества.

Следующая функция - Координации.

Управление кооперативом основано на координации и регулировании всех параметров его деятельности для обеспечения достижения социальных и экономических целей.

Координация- это функция, призванная обеспечивать согласованность и взаимосвязь между элементами системы управления организацией, бесперебойность и непрерывность процесса управления.

Главная задача координации- обеспечение взаимодействия и согласованности в работе всех подразделений и звеньев организации путем установления рациональных связей между ними.

Рассмотренные функции управления являются общими. Они имеют место в любом процессе управления.

Сегодня, когда основной задачей потребительской кооперации является борьба с бедностью и бездуховностью, конкурентоспособность организации необходима и актуальна.

В потребительской кооперации первоначально развитие торговли было подчинено выполнению основной задачи- обеспечению пайщиков и населения всеми необходимыми товарами. Эта стратегическая цель и сегодня остается неизменной. Однако в настоящее время потребительская кооперация поставлена практически в равные условия с коммерческими в равные предприятиями. Поэтому развитие торговли в потребительской кооперации должно одновременно преследовать две цели: повышение своей конкурентоспособности и, как и прежде, удовлетворение интересов пайщиков.

Отметим, что появление новых форматов, изменение роли оптовиков, совершенствование коммуникаций - все это в совокупности приводит к ужесточению конкуренции, особенно на региональном рынке, когда местные торговые предприятия потребительской кооперации притесняются и постепенно сдают свои позиции, уступают место торговым сетям. В результате возникает вопрос о применении организациями ПК самых современных концепций управления, одно из которых является грамотного подхода формирования ассортимента на предприятиях.

Формирование ассортиментов товаров в рыночных условиях приобретают особую значимость в связи с большим предположением товаров на рынке, с растущими потребностями покупателей, а также с возрастанием неценовой конкуренции. Формирование оптимального ассортимента предполагает координацию взаимосвязанных видов деятельности - комплексного исследования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирование роста. То есть, использовать современный маркетинговый подход в деятельности предприятий ПК необходимо. В настоящее время основой конкуренции на рынке стало борьба за внимание клиентов. Выбор покупателя определяется не качеством, а уровнем дополняющего сервиса или услуг. Магазины потребительской кооперации также стали ориентироваться на мнение потребителей.

Кроме того, для повышения конкурентоспособности в магазинах ПК предоставляются услуги парикмахерских, раскроя тканей, услуги по прокату и ремонту бытовой техники и пр. Многие магазины являются прямозаготовительными пунктами, торгуют продукцией собственного производства, изделиями народного промыслов.

По моему мнению, для достижения высоких финансовых результатов и задач ПК, необходимо выполнять функции управления, а эффективность управления предприятий ПК зависит полностью от экономического анализа.

Для успешной реализации любой из перечисленных выше функций необходимо выполнить экономический анализ.

С другой стороны, управление можно трактовать как процедуру постоянной разработки и принятия управленческого решения. А, как известно, любое управленческое решение принимается в три этапа:

1) постановка проблемы и диагностика ситуации;

2) обработка и анализ информации;

3) принятие управленческого решения.

Таким образом, анализ – это такая функция управления, которая занимает промежуточное положение между постановкой проблемы и принятием решения и сводится к обоснованию этого решения.

В настоящее время экономический анализ рассматривают на микро- и макроуровнях. Экономический анализ на микроуровне связан с повседневной финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Это разработка и обоснование планов предприятия, сравнительный анализ маркетинговых мероприятий, анализ возможностей производства, сбыта, выявления внутренних и внешних факторов повышения эффективности производства. Подробный и глубокий анализ вышеуказанных ситуаций позволяет выявить все недостатки в процессе производства и сбыта, а следовательно и обеспечить его рациональную организацию. В последние десятилетие экономический анализ начинает развиваться на макроуровне – уровне отраслей, регионов, экономики в целом.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  202  203  204   ..