Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 17

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  171  172  173   ..

 

 

Анализ Государственного бюджета Республики Беларусь

Анализ Государственного бюджета Республики Беларусь

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 1

ВВЕДЕНИЕ

Показатели

1999

2000

2001

2002

Всего доходов

100

100

100

100

Текущие налоговые доходы

77,7

75,1

73,1

72,1

Прямые налоги на доходы и прибыль

14,9

16,5

15,5

15,3

Налог на прибыль

14,5

16

15

15

Налог на доходы предприятий и граждан

0,4

0,5

0,5

0,6

Внутренние налоги на товары и услуги

44,1

44,1

44,1

44,3

НДС

28,8

31,1

27,7

26,5

Акцизы

14

11,8

15,2

15,4

Налоги, взимаемые с фонда заработной платы (Чрезвычайный налог)

4,6

4,2

4,1

4,2

Доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций

10,3

10,3

9,3

9,6

Текущие неналоговые доходы

6,6

7

5,7

5,3

Доходы от госсобственности и предпринимательской деятельности

1,7

3,3

1,6

1,8

в т. ч. прибыль Национального банка

0,9

2,7

0,9

1,2

Административные сборы и платежи

1,5

1,8

1,6

1,7

Поступления по штрафным санкциям

1,9

1,1

-

1,2

Прочие текущие неналоговые доходы

1,4

0,8

2,6

2,8

Капитальные доходы

1,7

1,3

2,1

2,5

Доходы от реализации произведенных активов

1,7

1,3

2,1

2,3

Текущие безвозмездные поступления

0

0

0

0

Доходы СЭЗ

0

0,6

0,5

0,6

Доходы целевых внебюджетных фондов

14,1

15,9

18,5

19,3

Доходы республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции

8,1

8,5

11,4

12,2

Республиканского дорожного фонда

4

5,7

5,2

5,1

Государственного фонда содействия занятости

1,8

1,5

1,8

1,7

Республиканского фонда "Энергосбережение"

0

0

0

0

Республиканского фонда охраны природы

0,2

0,1

0

0

1999

2000

2001

2002

% в доходах бюджета

% в доходах бюджета

% в доходах бюджета

% в доходах бюджета

1. Имущественные налоги

2,6

0,9

2,3

3,4

1.1. Налог на недвижимость

2,6

0,9

2,3

3,4

2. Подоходные налоги

25,2

24,8

25,6

23,8

2.1. Подоходный налог

10,5

8,5

8,7

9,1

2.2. Налог на прибыль

12,3

13,4

12,6

11,4

2.3. Налог на доходы

0,3

0,4

1,4

1,6

2.4. Рентный сбор

-

-

0,5

-

2.5. Сбор на содержание и развитие инфрастуктуры

0,6

0,6

1,0

0,8

2.6. Транспортный сбор

1,2

1,5

1,3

0,8

2.7. Другие целевые сборы

0,1

0,1

0,0

0,0

2.8. Сборы с пользователя

0,2

0,2

0,1

0,1

2.9. Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц

-

-

-

0,8

ВСЕГО:

27,8

2,6

27,9

28,0

1999

2000

2001

2002

% в доходах бюджета

% в доходах бюджета

% в доходах бюджета

% в доходах бюджета

1. Акцизы (налог с производителя)

11,1

9,5

8,0

7,6

2. Налоги с розничного товарооборота

0,9

0,9

1,6

2,2

3. Налоги с продаж

0,7

0,7

0,8

1,3

4. Налоги на отдельные виды услуг

0,1

0,1

0,1

0,6

5. Отчисления в республиканский фонд поддержки производителей с/х продукции и продовольствия

4,5

4,6

5,7

-

6. Отчисления в фонд стабилизации экономики производителей с/х продукции и продовольствия

-

4,2

3,8

-

7. Целевые сборы на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда

1,8

3,8

3,4

-

8. Целевые сборы на содержание детских дошкольных учреждений

-

-

2,2

-

9. Отчисления в дорожный фонд

5,8

6,7

5,6

2,6

10. Отчисления в местный целевой бюджетный жилищно-инвестиционный фонд

-

-

2,2

-

11. Отчисления в республиканский ф-д поддержки производителей с/х продукции, продовольствия и аграрной науки и отчисления пользователями автомобильных дорог в дорожные ф-ы

-

-

-

8,3

12. Отчисления в местные целевые бюджетные ф-ды стабилизации экономики производителей с/х продукции и продовольствия, местные бюджетные целевые жил-инвестиц. ф-ды и целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного ф-да

-

-

-

9,7

13. Налог на добавленную стоимость

25,8

25,1

26,2

25,3

14. Прочие

0,1

0,1

0,7

0,3

ВСЕГО:

49,9

54,8

58,7

55,7

1999

2000

2001

2002

% в доходах бюджета

% в доходах бюджета

% в доходах бюджета

% в доходах бюджета

Социальные платежи

5,5

5,3

3,1

3,3

Чрезвычайный налог

2,6

2,3

2,3

-

Отчисления в государственный фонд содействия занятости

1,0

0,8

0,8

-

Единый платеж от ФЗП в размере 5%

-

-

-

3,3

Отчисления в местный ф-д на содержание детских дошкольных учреждений

1,9

2,2

-

-

Прочие налоги и сборы

2,5

1,9

1,6

1,9

Земельный налог

1,1

0,7

0,6

0,8

Налог на добываемые из природной среды ресурсы

0,2

0,1

0,1

0,1

Отчисления в фонд охраны природы

0,7

0,4

0,4

0,5

Отчисления в другие целевые бюджетные фонды

0,0

0,0

0,0

0,0

Экологический налог за переработку нефти

0,3

0,3

0,2

0,3

Налоги за пользование лесными фондами

0,2

0,4

0,3

0,2

ВСЕГО:

8,0

7,2

4,7

5,2

Доходы бюджета

1997

1998

1999

2000

2001

2002

Доходы - всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Из них:

88,1

91,5

91,1

92,5

92,2

93,3

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

Темпы роста ВВП

92,4

83,3

89,6

102,8

111,4

107,4

103,4

105,8

104,0

Реальная налоговая на грузка (с учетом ФСЗН)

49,6

49,4

42,6

39,2

41,9

41,1

42,4

42,2

41,5

Недоимка по платежам в бюджет и внебюджетные фонды

15,4

13,4

4,6

7,7

1,2

0,5

0,3

0,5

0,9

Номинальная налоговая на грузка (с учетом ФСЗН)

65,0

62,8

47,2

46,9

43,1

41,6

42,7

42,7

42,4


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Задача состоит в том, чтобы при формировании республиканского бюджета обеспечить максимальное сбалансирование доходов и расходов местных бюдже­тов посредством оптимального сочетания различных форм и методов бюджетного регулирования, реформирования межбюджетных отношений.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь на 1997 год” //Национальная экономическая газета (Информбанк) №10, 1997, с.4-12.

2. Закон Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь на 1998 год” //Национальная экономическая газета (Информбанк) №3, 1998 с.2-8.

3. Закон Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь на 1999 год” //Национальная экономическая газета (Информбанк) №10, 1999, с.2-10.

4. Закон Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь на 2000 год” // Национальная экономическая газета (Информбанк), №8, 2000, с. 2-8.

5. Закон Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь на 2001 год” // Национальная экономическая газета (Информбанк), №4, 2001, с. 4-15

6. Закон Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь на 2002 год” // Национальная экономическая газета (Информбанк), №4, 2002, с. 1-9

7. Василевская Т. И., Стасенко В. А. Налоги Беларуси: теория, методика и практика. – Мн.: Белпринт, 1999.

8. Государственный бюджет / Под общ. ред. М. И. Ткачук. – Мн.: Выш. шк., 1995.

9. Доходы – за квадрильон // Белорусский рынок, №6, 2000, с. 20.

10. Доходы и расходы // Белорусский рынок, №35, 1999, с. 10.

11. Жук А. В новый год с новым НДС // Белорусский рынок, № 49, 1999, с. 9.

12. Каникулы по бедности // Белорусский рынок, №13, 2000, с. 3.

13. Концепция реформирования налоговой системы республики в 1997-1998 г.г. // Национальная экономическая газета №24, 1996, с.13.

14. Лобкович Э. И. «Основы экономическое теории». Мн.: 1995.

15. Налоги / Под ред. Н. Е. Заяц, Т. И. Василевской. – Мн.: БГЭУ, 2000.

16. Налоги в Республике Беларусь: теория и практика в цифрах и комментариях./Под общ. Ред. В. А. Гюрджан.- Мн.: ПЧУП «Светоч», 2002.

17. Национальная экономическая газета, № 4, 18.01.2002.

18. Национальная экономическая газета, № 16, 01.03.2002.

19. НДС аукнулся // Белорусский рынок, №13, 2000, с. 1.

20. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы // Национальная экономическая газета, № 44, 1996, с. 5-12.

21. Планов громадье // Белорусский рынок, №8, 2000, с. 9.

22. Проблемы маркетинга и менеджмента в условиях трансформации экономики. – Мн.: БГЭУ, 1998.

23. Пушкарева В. Н. История финансовой мысли и политики налогов – Инфа. - М, 1996.

24. Радомский В. Бюджетные страдания // Национальная экономическая газета, №8, 1998, с. 4-6.

25. Разумов А. Фонды заявлены, но вряд ли будут созданы в нынешнем году // Белорусский рынок, №15, с. 25.

26. Сорокина Т. В. Концептуальные подходы к формированию межбюджетных отношений // Вестник экономического университета, №2, 1998, с. 17-32.

27. Сорокина Т. В. Расходы бюджета: проблемы обоснования и эффективности // Финансы, учет, аудит, №2, 2000, с. 18-25.

28. Статистический сборник.

29. Тележников В. Местные налоги: чего ожидать завтра? // Национальная экономическая газета №12, 1997, с.2-3.

30. Теория финансов / Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко, Т. Е. Бондарь и др. – Мн.: Выш. шк., 1997.

31. Уточнения для “изыскателей” // Белорусский рынок, №39, 1999, с. 7.

32. Финансы. Под.ред. В.М.Радионовой. М.: Финансы и статистика,1994

33. Ханкевич Л. А. Налоги и налоговое право Республики Беларусь. – Мн.: МИЦ РИВШ БГУ, 1999.

34. Цели могут оказаться недостижимыми // Белорусский рынок, №6, 2000, с. 12.

35. Шмарловская Г. А. Теория налогов: закономерности формирования и государственного регулирования. – Мн.: БГЭУ, 1996.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  171  172  173   ..

 

Республи­канский бюджет

Местные

Доходы

51,8

48,2

В том числе:

Налоговые доходы

52,6

48,9

Из них:

Налог на прибыль и доходы

65,3

34,7

Подоходный налог

-

100,0

Налог на добавленную стоимость

65,7

34,3

Акцизы

72,2

27,8

Доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций

100,0

-

Налоги на собственность

-

100,0

Налоги за использование природных ресурсов

-

100,0

Неналоговые доходы

56,1

43,9

Из них:

Доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности

76,3

23,7

Административные сборы и платежи

56,7

43,3

Доходы государственных целевых бюджетных фондов

51,2

48,8