Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 17

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  167  168  169   ..

 

 

Регулирование инвестиционных процессов

Регулирование инвестиционных процессов

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………

1.1.Понятие государственного регулирования инвестиционной деятельности…..

1.2.Необходимость государственного управления инвестиционными Процессами…….....................................................……………………………….

1.3.Правовые основы инвестиционной деятельности в Республике Казахстан….

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ………………………………………………

2.1. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности…………………………………………………………………………

2.2. Функции государственного регулирования инвестиционной деятельности..

2.3. Регулирование инвестиционной деятельности в зарубежных странах………

3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………

3.1. Проблемы регулирования инвестиционной деятельности………………..

3.2. Пути совершенствования регулирования инвестиционной деятельности……

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………

Список использованной литературы…………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Эффективность функционирование механизма регулирования и государственного стимулирования инвестиционной деятельности во многом определяется общими макроэкономическими условиями, целевыми установками органов законодательной и исполнительной власти той или иной страны, концепцией экономического и социального развития государства, принятой моделью рыночной экономики. В современных экономических условиях хозяйствования существует необходимость в эффективном государственном регулировании, однако эффективность функционирования государства в настоящее время остается достаточно низкой, что препятствует устойчивому развитию экономки.

Одним из условий устойчивого развития регионов России, увеличения темпов экономического роста является повышение обоснованности экономико-организационных, нормативно-правовых и финансово-кредитных решений, принимаемых па региональном уровне и направленных на регулирование и государственное стимулирование инвестиционной деятельности в регионах России, рационализацию взаимодействия отдельных участников инвестиционного процесса.

Существующий механизм принятия долгосрочных инвестиционных решений, регулирования и государственного стимулирования инвестиционной деятельности в регионах России в настоящее время характеризуется отсутствием системности и учета причинно-следственных связей и взаимодействий между различными субъектами инвестиционного процесса. Это обстоятельство не позволяет местным, региональным и федеральным органам управления экономикой эффективно использовать имеющиеся инвестиционные ресурсы, обеспечить повышение инвестиционной привлекательности отдельных регионов и всего народного хозяйства в целом, что негативно сказывается на темпах экономического развития национальной хозяйственной системы.

Важнейшим условием решения методологических проблем эффективного социально-экономического развития России в настоящее время выступают как поэтапная реализация процесса регулирования и государственного стимулирования инвестиционной деятельности в регионах России, так и создание адекватно отвечающей требованиям рыночной экономики структуры институтов, которая бы соответствовала потребностям всех субъектов хозяйствования.

Актуальность решения поставленных в диссертационном исследовании проблем регулирования и государственного стимулирования инвестиционной деятельности в регионах России, создания условий для увеличения инвестиционной активности, взаимодействия различных участников инвестиционного процесса возрастает в современных условиях функционирования региональных и народнохозяйственных комплексов, в которых предприятия, учреждения и организации нуждаются в создании действенного механизма регулирования и государственного стимулирования инвестиционной деятельности посредством экономических, нормативно-правовых, финансовых, организационных, социальных и иных воздействий как со стороны органов федерального и регионального управления, так и индивидуальных, корпоративных мер саморегулирования.

В качестве экономических и организационных мер в процессе регулирования и государственного стимулирования инвестиционной деятельности в регионах России выступают как повышение экономической самостоятельности и ответственности реорганизуемых в ходе экономических, структурных, управленческих и социально-политических реформ субъектов рыночной экономики, так и ответственности местных, региональных и федеральных органов управления по разработке комплекса мероприятий, направленных на повышение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов в регионе, увеличение притока инвестиций.

Организационно-экономическое обоснование рационального управления процессом регулирования и государственного стимулирования инвестиционной деятельности в регионах России предоставляет возможность региональным органам управления экономической деятельностью в производственной и непроизводственной сферах решать текущие и перспективные задачи создания благоприятных условий для повышения качества инвестиционных решений, роста объемов инвестирования, увеличения темпов социально-экономического развития экономики регионов.

В этой связи все более актуальным становятся методологические и методические решения по разработке и совершенствованию организационно-информационного обеспечения действенной нормативно-правовой базы, направленной на регулирование и государственное стимулирование инвестиционной деятельности в регионах России и повышения эффективности функционирования хозяйствующих субъектов региона на основе целенаправленных воздействий и мер различной направленности, рационального взаимодействия элементов механизма регулирования и государственного стимулирования инвестиционной деятельности. Гибкость реагирования и разнообразие форм, методов и способов воздействий и влияния указанного механизма, рациональное потребление всех видов ресурсов и интенсивное развитие региональных инвестиционных процессов могут быть достигнуты не только при соблюдении объективно действующих экономических законов, анализе и выборе наиболее эффективных вариантов действий органов регионального управления при принятии перспективных решений, направленных на рационализацию взаимодействия отдельных элементов системы привлечения инвестиции, но и при создании и развитии новых организационно-информационных форм обеспечения инвестиционного процесса.

Актуальность исследования, таким образом, вытекает из необходимости решения таких важных народнохозяйственных задач, как научное обоснование и создание эффективно функционирующего механизма регулирования и государственного стимулирования инвестиционной деятельности в регионах России, установление направлений оптимального взаимодействия всех субъектов инвестиционной деятельности, разработка методических решений и современных принципов рационализации инвестиционного процесса на региональном уровне.

Актуальность темы диссертации, практическая потребность народного хозяйства Российской Федерации в исследованиях по созданию и рациональному применению механизма регулирования и государственного стимулирования инвестиционной деятельности на региональном уровне в условиях трансформации российской экономики определили цель, задачи, предмет и объект настоящего исследования.

Основная цель настоящей работы состоит в разработке и обосновании теоретических и методических положений организационно-экономического характера эффективного регулирования и государственного стимулирования инвестиционной деятельности в регионах России

В соответствии с данной целью в диссертации сформулированы и обоснованы следующие задачи:

• раскрыть и научно обосновать основные теоретические положения регулирования и государственного стимулирования инвестиционной деятельности в регионах России в условиях развивающихся рыночных отношений;

• определить принципы и особенности регулирования и государственного стимулирования инвестиционной деятельности в регионах России, установить целевую стратегическую ориентацию участников инвестиционного процесса, специфику нормативно-правового обеспечения инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов Российской Федерации ;

• расширить системные представления о формах и элементных взаимодействиях действующих механизмов регулирования и государственного стимулирования инвестиционной деятельности в регионах России на основе критического анализа отечественного и зарубежного опыта, форм, методов и средств государственного регулирования инвестиционной деятельности;

• выявить и научно обосновать государственные и корпоративные меры регулирующего и стимулирующего воздействия, способствующие эффективному развитию инвестиционной деятельности в регионах Российской Федерации

• определить современные направления и условия взаимодействия участников инвестиционного процесса с учетом интересов развития предприятий, организаций, учреждений, экономики страны в целом;

• предложить современные принципы формирования механизма регулирования и государственного стимулирования инвестиционной деятельности;

• сформировать и обосновать методические положения, направленные на рационализацию процесса регулирования и государственного стимулирования инвестиционной деятельности в регионах России.

Предметом диссертационного исследования являются

методологические и методические проблемы регулирования и

государственного стимулирования инвестиционной деятельности в регионах России.

Объектом исследования выступают система регулирования и государственного стимулирования инвестиционной деятельности в регионах России , а также хозяйствующие субъекты - участники инвестиционного процесса.

Выбор данных объектов исследования продиктован необходимостью социально-экономического, системного, сравнительного и финансового анализа, рационализации взаимодействия основных элементов процесса регулирования и государственного стимулирования инвестиционной деятельности в регионах России, научного обоснования возможности достижения роста результативности регулирования и государственного стимулирования инвестиционной деятельности в регионах России, применения в процессе регулирования и государственного стимулирования инвестиционной деятельности методов, процедур и способов управления экономической, социальной, структурно-организационной, нормативно-правовой направленности.


1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Понятие государственного регулирования инвестиционных процессов

Государственное регулирование инвестиционного процесса - это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями для стимулирования инвестиционной активности и на этой основе экономического роста. Рыночный механизм предполагает свободу хозяйственного выбора и свободу хозяйственного действия в соответствии с целями и задачами хозяйствующего субъекта. Законодательное регулирование инвестиционного процесса призвано не отменять принципы и механизмы рыночного хозяйствования и не заменять их директивным управлением, а, напротив, способствовать созданию благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов на основе рыночного механизма. Принципами инвестиционной деятельности являются также невмешательство государственных органов Республики Казахстан, субъектов и органов муниципальных образований в законно осуществляемую инвестиционную деятельность; соблюдение прав и интересов граждан, юридических лиц, а также общества, государства и муниципальных образований при осуществлении инвестиционной деятельности.

На деятельность государства по регулированию инвестиционного процесса оказывают влияние состояние и уровень развития рыночного хозяйства, степень его ориентированности на решение социальных целей и задач. Но во всех случаях это регулирование представляет собой сложный процесс, включающий цели, субъекты, объекты и средства этого регулирования.

Исходя из мировой практики организации привлечения инвестиций в национальную экономику, государство помимо создания четкой и стабильной законодательной базы формирует и соответствующую систему государственного регулирования инвестиционной деятельности в лице специально уполномоченных органов, прежде всего в структуре исполнительной власти.

инвестиционная информация

инвестиционная активность

источники

инвестиций

инвесторы

Инвестиционный проект

объекты

инвестиций

инвестиционная территория

инвестиционная культура

инвестиционные ресурсы

Рис.1 Компоненты инвестиционной деятельности

Так, функции государственной легализации и регистрации инвестиций и субъектов инвестиционной деятельности возложены одновременно на Министерство финансов, Центральный банк, Комиссию по рынку ценных бумаг, Государственную регистрационную палату при Министерстве юстиции, Государственный таможенный комитет и ряд других государственных и региональных органов.

Функции общеэкономического и внешнеторгового государственного регулирования в инвестиционной сфере осуществляют реорганизованное Министерство экономического развития и торговли (ранее эти функции выполнялись министерствами экономики и внешнеэкономических связей) и Государственный таможенный комитет.

Функции финансово-кредитного и валютного регулирования и контроля в рассматриваемой сфере выполняют Министерство финансов, Центральный банк, Министерство экономического развития и торговли и органы валютного контроля.

Функции фискально-налогового государственного регулирования и контроля в отношении субъектов инвестиционной деятельности отнесены к ведению Министерства по налогам и сборам, Государственной службы, налоговой полиции и Государственного таможенного комитета и органов валютного контроля.

Функции государственного регулирования инвестиционной деятельности на фондовом рынке и в сфере приватизации осуществляет также целая группа ведомств, среди которых Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Министерство имущественных отношений, Государственная служба по финансовому оздоровлению и банкротству, а также Комиссия по рынку ценных бумаг.

1.2. Необходимость государственного управления инвестициями

Как показывает практика развития рыночных отношений, инновации служат главной движущей силой развития общественного производства и тесно взаимодействуют с инвестиционной деятельностью. Функционирование хозяйственного комплекса страны немыслимо без инвестиций, обеспечивающих непрерывность воспроизводства, разработку и реализацию производственных, инновационных и социальных программ и проектов, позволяющих увеличить объемы производства, повысить эффективность функционирования общественного производства.

Государственное управление инвестиционной сферой предполагает форму некоего «принуждения», без которого оно лишено смысла, поскольку, если бы рынок сам регулировал перелив капитала исходя из государственных интересов, то любое вмешательство государства в инвестиционный процесс было бы излишним.

Поэтому государство должно соединить интересы общества, понимаемые,прежде всего как сохранение его благополучия, с интересами предпринимательской деятельности, в том числе путем регулирования инвестиционных потоков.

Например, в ситуации кризиса, дестабилизации экономики, воздействие государства на инвестиционный процесс приобретает особое значение, т.к. оживление инвестиционной деятельности - одно из условий выхода из экономического кризиса и создания предпосылок для устойчивого развития.

Вмешательство государства должно отвечать интересам всех слоев общества, для того чтобы достичь наиболее эффективного общественного производства. Общественное производство может считаться эффективным только тогда, когда происходит гармоничное развитие всех структур общества, т.е. когда наряду с производственным сектором, инвестиции обеспечивают необходимое развитие социальной, экономической и культурной сферы.

Государство определяет инвестиционную политику потому, что только оно наделено политической властью и обладает способностью реализовать свою волю в правовых актах, регулирующих инвестиционные потоки, приоритетном финансировании и т.д.

Реализация инвестиционной политики через соответствующие законодательные акты по сути своей направлена на улучшение социально-экономичtcкого положения в обществе в целом. Решение экономических проблем тесно связано с социальными проблемами, поэтому инвестиционную политику, как считают некоторые специалисты, можно считать важнейшим направлением социально-экономической политики государства, позволяющим добиться поставленных целей посредством государственного управления финансовыми средствами независимо от источников их образования.

Государство играет ведущую роль в базовых отраслях промышленности, производстве военной и космической техники и других отраслях, обеспечивающих государственные нужды и национальную безопасность. Как собственник, оно создает условия для стабильной хозяйственной деятельности государственных предприятий через систему госзаказов, кредитование оборотных средств для предприятий, продукция которых имеет гарантированный сбыт, путем содействия продвижению товаров государственных предприятий на мировой и казахстанский рынок.

Если проанализировать этапы экономического подъема таких промышленно развитых стран, как США, ФРГ, Япония, Франция, Великобритания и другие, нетрудно заметить, что в последние десятилетия практически во всех случаях периодам наибольшей инвестиционной активности в этих странах соответствовали (естественно, с определенным лагом) периоды самых высоких темпов подъема экономики.

Это ярко проявилось, в частности, в 60-е годы, когда высокая инвестиционная активность в этих странах сопровождалась особенно значительными темпами роста такого интегрального показателя экономического развития, как валовый национальный продукт. К примеру, в Японии при удвоении объема капитальных вложений. 3а 1966-1970 гг. валовый национальный продукт возрос по сравнению с предыдущим пятилетием вырос более чем на 70 %.). В эти же годы в США, ФРГ, Франции достигались приросты валового национального продукта на 25 - 30%. При таких высоких темпах экономического роста многие развитые страны получили возможность создать уже в 60-е годы производственный потенциал, обеспечивающий материально-техническую основу для устойчивого экономического и социального развития в последующий период, для формирования экономики постиндустриального общества и нового качества экономического роста.

С повышенной инвестиционной активностью связан и известный экономический феномен последнего периода - появление «новых индустриальных стран» Азии: Южной Кореи, Тайваня, Сингапура, Гонконга. В том же контексте сейчас можно говорить уже и о Таиланде. В этих странах в относительно короткий срок созданы стабильные экономические структуры с достаточно крупным и динамичным экспортным потенциалом, способным быстро адаптироваться к изменяющейся конъюнктуре мирового рынка.

1.3 Правовые основы инвестиционной деятельности в Республике Казахстан.

Одним из важнейших факторов, влияющих на инвестиционный климат любой страны, является существующая система законодательства, определяющая национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирующая принципы и механизм взаимоотношений инвесторов с государственными органами, с одной стороны, а также с иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования - с другой. Обще-правовую основу регулирования инвестиционной деятельности в Республике Казахстан составляет система действующих законодательных и подзаконных актов, регламентирующих рассматриваемую сферу правоотношений. Эти акты могут различаться. По государственным органам и учреждениям (субъектам) правового регулирования инвестиционной деятельности, которые уполномочены на издание правовых актов, а именно: акты Президента РФ; акты Правительства РК; акты Банка Казахстана; акты фонда имущества; акты министерств и иных органов исполнительной власти;

По форме и юридической силе:

- законодательные правовые акты (конституционные законы, кодексы РК,);

- акты ратификации международных соглашений и договоров Республики Казахстан

- правовые акты органов системы исполнительной власти (постановления, распоряжения, инструкции).

По характеру правового регулирования вертикальные или горизонтальные отношения инвесторов:

- административно-правовые и финансово-правовые акты, издаваемые органами и учреждениями, которые тем самым реализуют в рамках делегированных им властно-организационных и властно-имущественных полномочий волю государства по регулированию на территории Российской Федерации функционирования субъектов инвестиционной деятельности;

- гражданско-правовые акты (инвестиционные договоры и контракты, залоговые соглашения и договоры на передачу прав в отношении государственной собственности, соглашения о разделе продукции), в которых государство в лице уполномоченных федеральных органов и инвесторы выступают преимущественно в качестве равноправных сторон отношений в рамках таких договоров или соглашений;

Однако наиболее важной является классификация правовых факторов по задачам и объему регулирования в сфере инвестиционной деятельности.

В этом случае все правовые акты можно разделить на две группы.

Первую группу составляют так называемые базовые законодательные и подзаконные акты. Они носят универсальный характер и устанавливают основные принципы и общие положения правового регулирования деятельности на территории РК отечественных и зарубежных инвесторов наряду с другими субъектами хозяйственной деятельности либо комплексно регулирующие правоотношения в отдельных сферах экономики и составляющие отдельные отрасли или подотрасли законодательства. К таким актам относятся:

- Гражданский кодекс РК, законодательные акты в сфере приватизации, Закон «Об акционерных обществах», система отраслевых актов налогового законодательства, Таможенный кодекс РК и иные акты таможенного и других отраслей законодательства;

- указы Президента РК, например Указ Президента «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Республики Казахстан» (с изменениями от 29 августа 2001 г., 21 октября 2002 г.);

- постановления Правительства РК (например, о порядке лицензирования отдельных видов деятельности, о ввозных таможенных тарифах), отдельные нормативные акты Банка Казахстана и органов исполнительной власти.

Ко второй группе относятся предметные и рамочные законодательные и подзаконные акты, специально ориентированные на регламентацию правового режима собственно инвестиционной деятельности или ее конкретных организационных и правовых форм, легализованных в Республике Казахстан. К подобным актам следует отнести прежде всего Закон РК «Об инвестиционной деятельности в РК, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 и закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Республике Казахстан», закон «О рынке ценных бумаг», а также отдельные указы Президента РК, отдельные постановления Правительства РК и отдельные ведомственные нормативные акты органов исполнительной власти.

Основу республиканского законодательства в области инвестиций составляют следующие нормативные акты:

- Закон РК «Об инвестиционной деятельности в РК, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999. Настоящий Закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Республики Казахстан , а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

- Закон РК «Об иностранных инвестициях в РК» от 09.07.1999. Настоящий закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Республики Казахстан.

Данный закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Республики Казахстан иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспепение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества. В целом Закон «Об иностранных инвестициях в РК» вызывает критические замечания со стороны инвесторов.

В основном сложилось два подхода к регулированию иностранных инвестиций: в странах с развитой рыночной экономикой (США, Германия, Англия, Франция) специальных законов об иностранных инвестициях нет; на деятельность иностранных инвесторов распространяются те же нормы и правила, применяемые к деятельности национальных инвесторов. В странах с многоукладной экономикой (страны Африки, Латинской Америки, Азии) существует специальное законодательства об иностранных инвестициях (включающее кодексы об иностранных инвестициях или законы об иностранных инвестициях и иные инвестиционные законы). Деятельность иностранных инвесторов в зарубежных странах регулируется в основном национальными законами, постановлениями и административными процедурами. Однако следует отметить, что общие положения этих законодательных актов в большинстве развитых стран в целом идентичны. Различия существуют лишь в деталях. Основной принцип, на котором базируется законодательство, состоит в том, что на иностранные физические и юридические лица, осуществляющие свою деятельность в стране, в целом распространяются на законодательства и правовые нормы, которые применяются в отношении национальных предпринимателей и фирм. По большинству аспектов хозяйственной деятельности национальное законодательство не делает различий между национальными и иностранными компаниями, применяя к ним положения своего обширного гражданского и торгового права, в частности акционерного законодательства. Поэтому в большинстве западных стран вообще нет специальных законов или кодексов для иностранных инвестиций, а существуют лишь некоторые административные постановления, а также относящиеся к ним параграфы отдельных законов. В целом международный опыт свидетельствует о том, что принятие специальных законов в области иностранных инвестиций обусловлено стремлением привлечь иностранные инвестиции в экономику страны путем создания благоприятного климата и льготного режима для иностранных инвестиций. В Канаде в 1973 г. был принят закон об иностранных инвестициях, который в 1985 г. был заменен законом об инвестициях в Канаде. Соответственно, можно выявить общую тенденцию в развитии национального законодательства об иностранных инвестициях различных стран в результате последовательно проводимой инвестиционной политики, приводящей к росту экономики и повышению благосостояния населения, происходит процесс стирания различий между правовыми режимами иностранных и национальных инвестиций. В свою очередь это приводит к тому, что специальное регулирование в области иностранных инвестиций заменяется общим регулированием, которое обеспечивается национальным законодательством (инвестиционным, гражданским, торговым и т.п.).

Субъекты РК вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции.

ГЛАВА 2.МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

2.1.Формы и методы государственного регулирования инвестиционной

деятельности

Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность.

Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике.

Регулирование финансовых инвестиций

Регулирование условий инвестирования средств за пределы государства

Налоговое регулирование инвестиционной деятельности

Регулирование сфер и объектов инвестирования

Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности

Регулирование участия инвесторов в приватизации

Экспертиза инвестиционных проектов

Проведение эффективной амортизационной политики

Льготное кредитование

Предоставление финансовой помощи

Рис.2 Основные формы государственного регулирования инвестиционной деятельности

Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения инвестиционной, политики.

Сущность форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности, заключается в следующем.

1.Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, ведется органами государственной власти Республики Казахстан и органами государственной власти субъектов РК.

2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности может осуществляться с использованием форм и методов в соответствии с законодательством РК.

Для регулирования деятельности инвесторов на территории РК государство использует следующие методы:

- контроль за соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил обязательной сертификации; Т.е. согласно закона «Об инвестиционной деятельности в РК» субъекты инвестиционной деятельности обязаны соблюдать нормы и стандарты, установленные законодательством РК и законодательствами субъектов РК.

- экспертиза инвестиционных проектов. Т.е. оценка экономической и иной целесообразности инвестиций в данный проект, отрасль или инвестиционную программу.

- установления субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов;

- защиты интересов инвесторов;

- предоставления субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих законодательству Республики Казахстан льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;

- расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

- прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями;

- размещения на конкурсной основе средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов.

- выпуска муниципальных займов в соответствии с законодательством Республики Казахстан

- вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собстенности;

-предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств.

-проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;

Механизм государственного регулирования инвестиционных процессами представляет собой совокупность инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.

2.2 Функции государственного регулирования инвестиционных

процессов.

Осуществляя регулирование инвестиционной деятельности, государство выполняет ряд следующих функций:

1) установочную (целеполагающую);

2) мобилизующую;

3) стимулирующую;

4) контролирующую.

Установочная функция государства заключается в определении стратегических целей и приоритетов, в постановке задач инвестиционной политики на предстоящий период. Формирование структуры целей и приоритетов предполагает анализ результатов, выявление наиболее острых социально-экономических и политических проблем, определение наиболее активных мероприятий государства по их решению.

Мобилизующая функция государства заключается в поисках источников инвестиционных ресурсов, в определении путей их привлечения для решения поставленных задач. Осуществление этой функции связано с регулированием движения инвестиционных ресурсов, их распределением и перераспределением между структурными подразделениями национального хозяйства. Основными инструментами осуществления этой функции является монетарная политика, налоговое обложение, политика в области амортизационных отчислений, бюджетная политика, регулирование внебюджетных фондов.

Стимулирующая функция государства нацелена на безусловное и ускоренное решение ключевых приоритетных задач инвестиционной политики. Эта функция реализуется через посредство налоговых и финансовых льгот (субсидий, субвенций, дотаций), создание оффшорных зон, кредитную и дисконтную (процентную) политику, иные инструменты.

Контрольная функция предполагает контроль со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных государством экономических и правовых норм в процессе их хозяйственной деятельности. Государственный контроль осуществляется через соответствующие контрольные органы и органы управления различного уровня.

В содержании современной инвестиционной политики следует выделить два вида мероприятий и соответственно две формы деятельности: стратегию и тактику.

Стратегия - долговременный курс государства, направленный на комплексное решение крупномасштабных народнохозяйственных (макроэкономических) задач. К элементам стратегии относят:

1) постановку долговременных целей и задач, обоснование принципов и приоритетов государственного регулирования инвестиций;

2) определение основных источников и резервов долговременных вложений;

3) обоснование направлений и способов использования инвестиций (направлений достижения целей).

Понятие «тактика» выражает совокупность приемов (методов), инструментов, форм управленческой деятельности, с помощью которых субъекты управления решают стратегические задачи. Тактика отличается от стратегии тремя признаками:

1) она предусматривает решение оперативных целей и задач в краткосрочном периоде;

2) ориентируется на поиск специфических, наиболее эффективных решений каждой отдельно взятой стратегической задачи;

3) использует оперативные средства (инструменты) и формы воздействия на поведение инвесторов.

В общем итоге экономическая тактика государства в области регулирования инвестиций является продолжением и дополнением стратегии, ее логическим завершением.

2.3. Регулирование инвестиционной деятельности в зарубежных

странах

Инвестиционная деятельность в США регулируется также с помощью механизма инвестиционного кредита -- скидки с прибыли, направленной на капиталовложения. В середине 1980-х годов налоговая система США, механизмы стимулирования инноваций и инвестиций подверглись очередному реформированию. Целью реформы (Налоговый закон 1987 г.) были активизация рыночного механизма и создание условий для формирования рациональной структуры потоков капитала. Концепция этого закона, действующего и поныне, направлена на создание одинаковых условий для всех видов предпринимательства, а также на снижение налогового пресса без существенных потерь для бюджета.

Налоговый закон 1987 г. в США затронул также правила амортизационной политики. Ускоренная амортизация как источник финансирования инвестиций в обновление основных фондов сохранена, однако несколько замедлились сроки амортизационных списаний для части высокотехнологичного оборудования. Политика ускоренной амортизации достаточно широко проводилась в последние годы и в странах Западной Европы (Франция, Австрия и др.), способствуя активизации инновационно-инвестиционной деятельности. В целом государственное регулирование инвестиционной деятельности в развитых странах в течение последних 20 лет направлено на структурную перестройку экономики , включающих повышение роли и ответственности региональных властей. Местным властям отводится важная роль в региональном планировании и зонировании территорий, управлении инвестиционными программами. Именно они занимаются вопросами привлечения инвесторов и деловых партнеров.

Испанское законодательство предусматривает различные формы коммерческих предприятий, все из которых могут использоваться иностранными инвесторами. Следует отметить, что, во многих случаях, Закон обеспечивает только минимальные стандарты или общие правила.

Договором о присоединении Испании к ЕС был предусмотрен переходный период, в течение которого испанское законодательство об иностранных инвестициях и валютном контроле должно было быть приведено в соответствие с действующими в ЕС актами, регулирующими движение капиталов. В связи с принятым ЕС решением от 24 июня 1988 г. о либерализации движения капиталов, Испания в 1988-1990 гг. приняла ряд законодательных документов по либерализации притока иностранных ресурсов из стран ЕС . В этом декрете указывается, что поступления и платежи с заграницей осуществляются свободно, не затрагивая при этом акты об иностранных инвестициях, подлежащих предварительному административному контролю.

В дальнейшем была предусмотрена специальная процедура регулирования иностранных инвестиций в области национальной обороны, радио и телевидения, воздушного транспорта и игр. Законодательством предусматривается осуществление административными органами контроля за прямыми иностранными инвестициями, когда иностранное участие превышает 50% капитала испанской фирмы, при условии, что объём инвестиций, превышает 500 млн. песет. Иностранные инвестиции и их ликвидация подлежат регистрации в Инвестиционном регистре Министерства экономики и финансов Испании.

Правительство Индии, поставив себе в начале 90-х годов прошлого века задачу ускоренного развития экономики страны и интеграции в мировую систему экономических отношений на основе проводимой политики экономических реформ и либерализации экономики, добилось главного успеха - создало благоприятные инвестиционные условия. В результате проведенных рыночных реформ были значительно сокращены требования по лицензированию производственной деятельности, устранены ограничения на создание совместных предприятий и на расширение масштабов производства, созданы четкие законодательные, налоговые, финансовые и таможенные правила. Таким образом, был открыт доступ иностранному капиталу к огромным материальным и людским ресурсам Индии, банковскому сектору, рынку ценных бумаг и технологиям промышленного и сельскохозяйственного производства.

Из основных мероприятий правительства Индии по привлечению иностранных инвестиций особо положительную роль сыграло принятие в 1999г. Закона о валютном регулировании, что способствовало привлечению иностранных инвестиций в страну, поскольку одной из основных статей Закона является разрешение репатриации инвестированного капитала и перевода за границу любого количества иностранной валюты. Правительство Индии приветствует инвестиции в такие отрасли индийской экономики, как энергетика, инфраструктурные проекты, машиностроение, информационные технологии, фармацевтика, нефтегазовый и нефтехимический комплексы страны, а также другие отрасли, продукция которых востребована на местном рынке. Французское правительство с 1985 г. проводит политику последовательной либерализации притока иностранных инвестиций. Эта политика носит целенаправленный характер по привлечению в страну капиталовложений, стимулирующих развитие передовых, наукоемких отраслей, расширению экспорта, созданию новых рабочих мест. Общий контроль за иностранными инвестициями во Франции возложен на министерство экономики, финансов и бюджета. Но непосредственным и основным органом, занимающимся координацией финансовых отношений страны с иностранными государствами и регулированием притока прямых иностранных инвестиций во Францию, является Директорат казначейства этого министерства.

В действующем французском законодательстве существует четкое разграничение между прямыми и прочими иностранными капиталовложениями. В соответствии с действующим законодательством особое положение среди инвесторов занимают страны ЕС, на которые распространяется наиболее льготный режим. По декрету от 21 мая 1987 г., под прямыми инвестициями стран Сообщества во Франции понимаются инвестиции, осуществляемые физическими лицами, постоянно проживающими в этих странах, или, юридическими лицами, находящимися в этих государствах контролируемыми прямо или косвенно резидентами из стран ЕС (кроме Франции).

В случае получения от Директората казначейства разрешения на капиталовложения иностранный инвестор производит необходимые валютные операции только через банк-посредник, наделенный соответствующими полномочиями и контролируемый Банком Франции. В дальнейшем созданная и действующая на французской территории иностранная компания пользуется теми же правами, что и национальная компания, то есть на нее распространяется национальный режим в вопросе уплаты налогов, получения кредитов и разного рода льгот.


Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Проблемы регулирования инвестиционной деятельности

Рассматривая проблемы государственного регулирования инвестиционной деятельности в Республике Казахстан, важно учитывать тот факт, что речь идет об экономике, находящейся в переходном состоянии, оказавшейся в затяжном кризисе, во многом носящем неклассический, нетрадиционный характер. Он связан с разрывом глубинных воспроизводственных связей в экономике, с перерастанием спада производства в разрушение экономических структур, с утратой рынков сбыта, что препятствует возобновлению роста производства.

В результате кризисная фаза перехода у нас сильно растянулась. Хотя некоторые зарубежные экономисты, в частности, Дж. Сакс утверждал, что фаза становления или кризисная фаза перехода от социалистической экономики к рыночной "может длиться от одного года до трех лет, в зависимости от глубины кризиса и эффективности действий правительства"

Однако в целом сегодняшнюю экономическую ситуацию можно характеризовать как стагнацию на основе нехватки инвестиционных средств для использования в реальном секторе экономики. Инвестиционный кризис, охвативший многие сферы экономики иособенно сильно ударивший по производству, является одним из наиболее значимых факторов, тормозящих процесс рыночных преобразований.Сегодня большинство экономистов убеждены, что в переходный период надо стремиться не к дерегулированию экономики, а к усилению государственного регулирования по сравнению с его нынешним уровнем. Именно государство с помощью различных инструментов регулирования способно обеспечить перелив инвестиций и коммерческого капитала в основное производство.

Чтобы быть объективным, следует признать значительные усилия государства по созданию законодательной базы и формированию благоприятного инвестиционного климата с целью привлечения иностранных инвестиций. И это вполне понятно, так как в условиях острого бюджетного дефицита и ограниченности внутренних источников инвестиций иностранные инвестиции, в сущности, были единственным реальным источником инвестиций. Однако реализуемая ныне модель иностранного инвестирования не дала ощутимых результатов: экономический и инвестиционный кризис по-прежнему продолжают сливаться в темпах ухудшения показателей. Такова реальная действительность, хотя заявлений о начале стабилизации и признаках экономического роста сделано немало.

Проведенный нами анализ результатов привлечения и использования иностранных инвестиций показал, что основными причинами низкой эффективности внешнего инвестирования за истекший период являются:

• незначительные объемы привлеченных иностранных инвестиций в реальный сектор экономики;

• несовершенная структура инвестиционных ресурсов;

• чрезмерное использование внешних заимствований главным образом на финансирование бюджетного дефицита и нужд потребительской сферы, т.е. на непроизводственные цели;

• преимущественное использование прямых иностранных инвестиций в тор-гово - коммерческой сфере и сфере услуг, а не в реальном секторе экономики;

• тенденция преобладающего привлечения иностранных инвестиций в добывающие отрасли, что создает деформированную структуру экономики;

• преобладающая репатриация капитала и перевод прибыли за рубеж.

С момента обретения независимости и до конца 1997 г. Казахстан получил извне 6,4 млрд. долл. Из них 3,2 млрд. долл. составляют прямые инвестиции, оставшаяся часть суммы - различные займы. В 1997 г. по объему иностранных инвестиций Казахстан занимал первое место среди стран ближнего зарубежья, опередив даже Россию, намного превосходящую нас по численности населения и размерам занимаемой территории, а среди бывших социалистических стран - второе место после Венгрии. В то же время следует иметь в виду, что срочная потребность РК в инвестициях, по прогнозам специалистов, составляет 50 млрд. долл. Принимая это во внимание, крупными и решающими все проблемы экономики Казахстана иностранные инвестиции в имеющемся привле-ченном объеме трудно назвать.Основным предназначением внешних кредитов и займов, привлекаемых под гарантии правительства, является, как известно, инвестиционное наполнение производственного и предпринимательского секторов экономики.

Однако на практике все обстоит иначе. Как показывают результаты анализа, займы и кредиты, привлекаемые под гарантии правительства, в основном используются на финансирование бюджетного дефицита и нужд потребительской сферы. Так, финансирование дефицита республиканского бюджета за счет внешних займов составляло:

в 1994 г. - 5,4%, в 1995 г. - 53,9%, в 1996 г. - 72,5%, в 1997 г. - 78,9%.

В отличие от прямых иностранных инвестиций внешние заимствования увеличивают государственный долг. Если в 1993 г. внешний долг РК составлял 2 млрд. долл., то в 1994 г. -3,3 млрд., в 1995 г. - 3,1 млрд., в 1996 г. - 4,0 млрд., в 1997 - 5,2 млрд. долл. На его обслуживание в 1996 - 1997 гг. пришлось израсходовать 700 млн. долл., что составляет 14-15% валовой выручки от экспорта. Валовой внешний долг Казахстана по состоянию на 1 октября 1998г. составил 6981,1 млн. долл. Всего же валовой внешний долг в абсолютных параметрах вырос с 1993 г. по 1997 г. на 197,6%, среднегодовой темп прироста составил 46,4%. Для сравнения: в России эти цифры составили 31,97% и 5,7% соответственно. То есть внешний долг Казахстана растет в 8 раз быстрее, чем в России. Ситуация осложняется еще и тем, что в 1999 г. закончился льготный период по внешним займам, а также наступает срок выплаты еврооблигационного займа (в размере 200 млн. долл.) и обязательства ЕБРР

Казахстан занимает второе место по объему прямых иностранных инвестиций, привлекаемых в экономику стран СНГ. Прямые инвестиции реализуются преимущественно за счет создания совместных предприятий, открытия дочерних фирм и участия иностранного капитала в приватизации государственных предприятий. К сожалению, большинство совместных предприятий, а также иностранных предприятий в Казахстане, как правило, небольшие по размеру, функционируют вне реального сектора экономики и не вносят в него существенного вклада.

Как совместные, так и полностью иностранные предприятия наибольшее развитие получили в сфере торговли, общепита, общей коммерческой деятельности и материально-технического снабжения. В перечисленных отраслях функционирует 40% общего числа совместных предприятий и 68% полностью иностранных фирм. Ситуация осложняется ещё тем, что на казахстанский рынок в основном приходят не солидные фирмы с собственными капиталами, а спекулятивного толка торгово-коммерческие предприятия с заемным (в виде фирменного кредита, реже - банковского) капиталом.

Наиболее привлекательными для иностранных инвесторов являются топливно-сырьевые отрасли промышленности. Здесь наблюдается наибольший вес иностранных инвестиций. В настоящее время наблюдается следующая отраслевая структура прямых иностранных инвестиций в Казахстане. В общем объеме прямых инвестиций основную долю - 60% составляют инвестиции в нефтегазовую отрасль. Доля инвестиций в другие отрасли очень незначительная: в черную металлургию - 5%, в пищевую промышленность - 5%, в другие отрасли - 2%. Исключение составляет цветная металлургия - 28%.

Однако, как показал мировой опыт, высокие темпы роста экономики, достигнутые за счет сырьевых отраслей, будут означать дальнейшую деформацию отраслевой структуры экономики, а не успешное продвижение по пути индустриального развития. Такой перекос вложений инвестиций, вызванный быстрым развитием сырьевых отраслей, вызывает упадок в обрабатывающих отраслях производства. Отсутствие собственного производства в обозримом будущем приведет к необходимости приобретения продукции за рубежом, что обернется для страны значительно большими затратами, причем в иностранной валюте. Собственно говоря, все перечисленные выше негативные последствия уже имеют место в реальной экономике Республики, постепенно приобретая угрожающие размеры.

Обобщая сказанное, можно сделать однозначный вывод: главная цель привлечения и использования иностранных инвестиций - инвестирование реального сектора экономики — не достигнута. Налицо слабость и неэффективность государственного регулирования вопросов использования иностранного капитала. Предлагаемый нами комплекс мер по повышению эффективности использования иностранных инвестиций при усилении регулирующей и контролирующей роли государства предусматривает:

• отказ от привлечения внешних займов и кредитов на покрытие бюджетного дефицита и использование их на приобретение передовых технологий и оборудования;

• пересмотр стратегии развития нефтегазовой отрасли в направлении отказа от исключительно топливного варианта и перехода к варианту использования казахстанской нефти на основе комплексной и глубокой ее переработки;

• полное исключение нерационального использования привлеченных иностранных инвестиций путем усиления государственного контроля;

• стимулирование привлечения иностранных инвестиций в частный сектор, главным образом, в сферу малого и среднего предпринимательства путем создания СП производственного назначения;

• активное формирование свободных экономических зон (СЭЗ), которые являются одним из основных стимуляторов привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций;

• усиление государственного контроля над стратегическими предприятиями, которые проданы или переданы в управление иностранным компаниям;

• ограничение и постепенная отмена неоправданных льгот иностранному капиталу, т.е. переход на национальный режим инвестирования, создающий равные условия как отечественным, так и иностранным инвесторам.

Оценка объективных условий Казахстана дает основание считать, что главными к этой сфере будут внутренние накопления и частные инвестиции.

Указывая на первостепенную задач в ближайшей и среднесрочной перспективе является формирование и активизация внутренних источников инвестиций.

решающую роль внутренних инвестиций в решении таких жизненно важных вопросов: как преодолеть кризис, остановить спад производства и перейти к его постепенному подъему, Президент страны Н.А. Назарбаев отметил: "Немалую позитивную роль могли бы сыграть иностранные инвестиции. Но практика свидетельствует о том, что в ближайшее время сделать основную ставку на внешний фактор было бы неправомерно. В этой ситуации напрашивается единственно верный выход: надо начинать решительнее выбираться из кризиса, опираясь на собственные силы. Основной акцент делать на своего производителя и инвестора, а помощь оказывать тому, кто работает, сберегает и вкладывает средства в развитие производства" [3, 45-46].

Объективная необходимость перемещения акцента на формирование и активизацию внутренних инвестиций, на наш взгляд, обусловлена целым рядом факторов. Во-первых, обострение финансового кризиса в странах Юго-Восточной Азии, России и Латинской Америки сопровождалось уменьшением мирового спроса на сырье и ростом недоверия среди инвесторов к развивающимся рынкам, что привело к уменьшению притока твердой валюты и иностранных инвестиций в развивающиеся страны, ухудшению условий их кредитования. Это в полной мере ощутил на себе Казахстан. Снижение мирового спроса на сырье привело не только к спаду производства, но и недогрузке производственных мощностей в добывающих отраслях, на которые приходится основной объем инвестиций в реальный сектор экономики.

Во-вторых, как показывает мировой опыт, движение денежных потоков на международных рынках капиталов обнаруживает устойчивую взаимозависимость между нормой сбережений в стране и объемом привлекаемых иностранных инвестиций. Низкая норма сбережений является фактором, ограничивающим приток внешних инвестиций. В настоящее время это имеет место и в нашей стране. Поэтому для увеличения притока иностранных инвестиций одной из первоочередных

Как известно, основными источниками внутренних инвестиций в советский период развития экономики были: 1) бюджетные средства,

2) собственные средства предприятий,

3) средства населения. В настоящее время бюджетные средства, бывшие ранее основным источником внутренних инвестиций, фактически потеряли свое сколько-либо серьезное значение (4,3%). Более того, бюджет государства переживает острый кризис, что выражается в недопоступлении на 10-15% налогов при постоянном снижении их доли в ВВП. В 1998 г. бюджет был секвестрирован на 60 млрд. тенге, или почти на 1/3. В 1999 г., как известно, секвестрирование бюджета проводилось трижды, т.е. ежеквартально.

В этих условиях покрытие бюджетного дефицита осуществлялось за счет внешних и внутренних заимствований. Налицо уникальная ситуация на грани парадокса: государственный бюджет из источника внутренних инвестиций превратился в главного конкурента за инвестиции, поглощая их во все возрастающих размерах и находясь при этом в привилегированных условиях .

Бюджет, по сути, блокирует инвестирование реального сектора экономики, во-первых, отвлекая внешние займы не на инвестиционные цели, во-вторых, тормозит формирование фондового рынка ценных бумаг как основного источника внутренних инвестиций на данном этапе, непомерно раздувая рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и ограничивая развитие рынка корпоративных бумаг. Ясно, что в этих условиях бюджетные средства не могут быть серьезным источником внутренних инвестиций.

То же самое можно сказать и о другом источнике внутренних инвестиций советского периода -собственных средствах предприятий. Ранее, до реформы, главным источником воспроизводства основных фондов были амортизационные отчисления. В общем объеме накоплений на их долю приходилось в 1990 г. - 41,2%. Однако, вследствие инфляции и не проводившейся вовремя переоценки основных фондов уже в 1997 г. удельный вес амортизационного фонда в общем объеме накоплений сократился до 5,5% и, по сути, потерял свое значение как источник внутренних инвестиций. Доход (прибыль) также перестал выполнять функцию накопления, так как в настоящее время большинство предприятий убыточно, а оставшейся части дохода после выплаты налогов с трудом хватает на потребление и пополнение оборотных фондов. Поэтому в настоящее время собственные средства предприятий, как и бюджетные средства, не являются основными источниками внутренних инвестиций.Из существовавших в советский период внутренних источников инвестиций реальными можно считать только средства населения. В частности, акад. О.Сабденов отмечает: "Важнейшая задача - поиск средств для инвестиций. В то же время непонятна пассивность государства в деле привлечения средств населения (а, по данным статистики, они есть). Это отдано на откуп различным махинаторам. Необходимо усилить работу по аккумуляции средств населения через государственные ценные бумаги, а в целом - всемерно способствовать развитию фондового рынка".

Вице-президент ЕБРР, ссылаясь на правительственные источники, считает, что население Республики Казахстан в настоящее время держит на руках 1,5-2,0 млрд. долл. Эта сумма превышает суммарные инвестиции МВФ, АБР, ЕБРР и других международных финансовых организаций. Привлечение хотя бы части указанных средств в качестве кредитных ресурсов позволило бы значительно улучшить инвестиционный климат в стране.Сбережения, достигшие значительных размеров в советский период, как известно, практически полностью были обесценены инфляцией. Восстановить инвестиционную активность населения можно, на наш взгляд, прежде всего путем повышения доверия к банковской системе. В целях привлечения средств населения в сбережения рекомендуется повысить ставку процента за банковский депозит в тенге. Одновременно необходимо создать экономический механизм страхования рисков населения. Необходима информационная открытость и связанная с ней безопасность финансово-кредитных учреждений (обоснованный выбор клиентом банка для обслуживания). Без этого нельзя рассчитывать на приток вкладов от населения.

Вторым, непременным условием возрастания вкладов населения является установление приемлемых (с учетом инфляции) процентных ставок, обеспечивающих хотя бы минимум реального дохода, что не всегда соблюдается. При этом доходность вкладов в национальной валюте должна существенно превышать доходность валютных депозитов. Только таким путем можно изъять у населения доллары и аккумулировать их в официальных валютных резервах.

Таким образом, вне всяких сомнений, что при создании соответствующих условий, обеспечивающих доходность вкладов в виде депозитов или покупки ценных бумаг, можно значительно поднять инвестиционную активность населения, средства которого являются важным источником внутренних инвестиций.

Необходимо отметить, что за годы проведения экономических реформ формы источников внутренних инвестиций существенно изменились. Это связано с тем, что центр тяжести в инвестировании реальной экономики переносится с бюджетного государственного инвестирования - на денежно-кредитный рынок, банковские кредиты, привлечение прямых собственных и иностранных частных инвестиций. Исходя из этого, реальными источниками внутренних инвестиций на данном этапе, в условиях депрессии и кризисных явлений, с нашей точки зрения, являются:

• средства населения;

• фондовый рынок ценных бумаг;

• ресурсы фондов (пенсионных, инвестиционных, страховых и др.);

• кредиты коммерческих банков;

• частный капитал отечественных инвесторов.

Вот те потенциальные источники внутренних инвестиций, которые правительство уже должно было формировать и активно задействовать, умело используя основные экономические рычаги государственного регулирования - бюджетно-кредитную и налогово-финансовую политику. Вместо этого оно заняло пассивно — выжидательную позицию, ограничиваясь официально заявленной точкой зрения об отсутствии внутренних источников инвестиций и использованием внешних и внутренних заимствований на финансирование бюджетного дефицита.

Указывая на необходимость активного формирования фондового рынка, как важного источника внутренних инвестиций, многие исследователи справедливо отмечают: "Необходимо обратить внимание на то, что в данный период правительство, пополняя дефицит государственного бюджета, практически искусственно раздуло рынок государственных ценных бумаг, что привело к тому, что имеющиеся в банках второго уровня свободные денежные средства направляются именно на проведение операций с ценными бумагами, а не на инвестирование этих средств в реальный сектор экономики Республики Казахстан" .

Принципиально важными, отражающими сущность проблемы, являются, на наш взгляд, следующие положения, высказанные акад. М. Кенжегузиным: "Сокращение внутреннего и внешнего заимствования и снижение доходности операций на рынке государственных ценных бумаг являются важнейшими условиями перетока капитала из финансового в реальный сектор экономики... Следует подчеркнуть при этом, что снижение темпов инфляции и, соответственно, процентных ставок до приемлемого уровня не приведут автоматически к оживлению инвестиций и производства. Для этого необходимы определенные условия, в том числе и прежде всего развитие рынка корпоративных ценных бумаг, а также укрепление банков второго уровня и эффективное их функционирование. Условия для трансформации сбережений в

инвестиции возникнут только при налаживании механизма отечественного фондового рынка, стимулирующего вложения и обеспечивающего свободный перелив капитала».

Одним из источников внутренних инвестиций являются средства различных инвестиционных институтов, которые находятся в стадии формирования. К ним относятся пенсионные, инвестиционные, страховые, инновационные, конверсионные и другие фонды. Именно эти новые структуры в настоящее время должны стать основными инструментами перелива капитала в реальный сектор экономики. Ведущую роль в организации этого процесса должно играть государственное регулирование через комплексное использование организационных, правовых и экономических мер.

В мировой практике предпочтительны два метода предоставления денежных средств реальному сектору -через фондовый рынок и кредиты банков. Кредиты банков на данном этапе переходного периода являются одним из реальных источников внутренних инвестиций. Однако чтобы задействовать этот источник, на наш взгляд, необходимо использовать ряд мер государственного регулирования. Доступ к кредитам банков связан с высоким риском невозврата из-за высоких процентных ставок. Для подъема реального сектора экономики необходимо снижение процентных ставок банковского кредита, а это возможно при устойчивости финансовой системы.

В этой ситуации следует, на наш взгляд, активно использовать кредиты коммерческих банков. С целью стимулирования банков к выдаче среднесрочных и долгосрочных инвестиционных кредитов, выдаваемых на срок более трех лет для создания модернизации основных производств, освободить от налогообложения доходы банков от такой Деятельности.

Необходимо принять меры и по активизации отечественных инвесторов. В настоящее время наши бизнесмены из числа преуспевающих обычно не стремятся делать крупномасштабные инвестиции в производство, поскольку

они приносят низкие доходы по сравнению с другими сферами деятельности и связаны с высоким риском. Казахстанские предприниматели предпочитают размещать инвестиции в дорогое жилье, офисы для частных компаний, строительство торговых предприятий, или же используют денежные средства на фондовом, банковском и торговом рынках с последующим их хранением на счетах в зарубежных банках.

Для активизации инвестиционной деятельности отечественных инвесторов необходимо:

• усиление государственной защиты частной собственности и предпринимательства;

• предоставление льгот налоговой и таможенной сферы наравне с иностранными инвесторами;

• развитие информационной сферы;

• совершенствование системы кредитования быстро окупаемых инвестиционных проектов.

Таким образом, в переходный период развития экономики Республики Казахстан в условиях затянувшегося экономического и инвестиционного кризиса переломить ситуацию можно только на основе гибкого, активного государственного регулирования с целью решения главной задачи — инвестирования реального сектора экономики.

3.3. Пути совершенствования регулирования инвестиционной деятельности.

Пытаясь преодолеть несовершенство инвестиционного законодательства и непоследовательность государственной инвестиционной политики, стремясь увеличить приток инвестиций в локальных рамках определенной территории, региональные органы власти проявляют значительную активность в управлении региональными инвестиционными процессами, улучшении инвестиционного климата, предоставлении различных налоговых льгот и кредитной поддержки субъектам инвестиционной деятельности. Но, несмотря на повышенное внимание, уделяемое этой проблеме, в экономике она далека от разрешения. Об этом свидетельствует неудовлетворительное развитие инвестиционных процессов в ряде регионов.

Из сказанного следуют два важных вывода.

Первый из них - необходимость поиска принципиально новых инструментов государственного регулирования инвестиционной сферы и создания благоприятного климата капиталовложений, адекватных кардинально изменившейся общеэкономической ситуации и задачам стимулирования сбережений.

Второй - отсутствие реальных альтернатив решению инвестиционных проблем вне опоры на ресурсы накоплений субъектов рынка.

Сегодня крайне важно с помощью государства направить на рыночных принципах имеющийся потенциал накоплений частно-предпринимательского сектора на решение неотложных задач восстановления экономики.

Инструментом решения перечисленных задач и осуществления долгосрочной структурной политики должно стать индикативное регулирование инвестиционной деятельности, направленное на согласование приоритетов государственной политики в этой области с программами развития крупного национального капитала.

Действенным средством гармонизации государственного законодательства и законодательства субъектов РК может стать создание модельных правовых актов для субъектов РК в качестве типовых образцов правового решения самого широкого круга проблем, в том числе и регулирования инвестиционной деятельности. Для этого необходимо определить основные полномочия субъектов в области законодательного регулирования инвестиционной деятельности на территории субъекта Республики Казахстан, а также четко определить понятийный состав используемых терминов.

Представляется жизненно необходимым, причем не только по экономическим, но и по политическим, в том числе внешнеполитическим мотивам создать систему силовой государственной защиты инвестиций и собственности, вплоть до создания специализированной спецслужбы на базе подразделений борьбы с экономическими преступлениями различных силовых ведомств.

Необходимо провести ревизию всех действующих механизмов, направленных на ограничение притока иностранного капитала в экономику, и снять как необоснованные все действующие ограничения, направленные на противодействию движению капиталов.

Сегодняшняя ситуация, при которой иностранному инвестору надо потратить как минимум около полугода на сбор необходимых разрешений, представляется абсолютно нетерпимой и подрывающей жизненно важные национальные интересы Казахстана.

Основные направления активизации инвестиционной деятельности .

Следует в кратчайшие сроки улучшить законодательное регулирование инвестиционной деятельности в Казахстане по трем основным направлениям:

1)Устранить противоречивость и дублирование между тремя основными регламентирующими инвестиции законами («Об инвестиционной деятельности в РФ», «Об иностранных инвестициях», «Об осуществлении инвестиций в форме капитальных вложений»), для чего принять единый закон об инвестициях, свободный от бессодержательных деклараций;

2)устранить противоречия между законодательными актами, регламентирующие различные аспекты хозяйственной деятельности. В частности, в первую очередь надо гармонизировать положения закона «О соглашениях о разделе продукции» и положения Налогового кодекса.

Некоторые эксперты выступают за разработку Инвестиционного кодекса РК.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Переход Казахстана к рыночной системе ведения хозяйства сопровождался формированием новой модели инвестиционного процесса, основанной на многообразии форм собственности, на существенном изменении правового режима инвестиций и правового статуса участников инвестиционной деятельности. Последовательно осуществляется децентрализация инвестиционной деятельности, в составе инвестиций повышается роль внутренних источников накоплений предприятий Усилен государственный контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета, используемых в качестве инвестиций.

Весьма значительным сдерживающим фактором является несовершенство инвестиционного законодательства. Для изменения сложившейся ситуации, улучшения инвестиционного климата необходима стабилизация экономической и политической обстановки, скорректированная налоговая и таможенная политика, снижение уровня инфляции, совершенствование управления инвестиционными процессами, необходимо радикальное улучшение экономических и правовых условий деятельности инвесторов.

Поскольку одной их основных причин неудовлетворительного положения дел с привлечением в экономику инвестиций является низкий качественный уровень законодательной базы, создание благоприятного инвестиционного климата должно начинаться с совершенствования правового регулирования инвестиций и инвестиционной деятельности. Опыт других стран показывает, что даже при сложностях в экономике и политической нестабильности посредством надлежащего правового регулирования, создания для инвесторов благоприятного правового режима, удается привлечь значительные по объему инвестиции.

Нельзя не отметить в этой связи и еще один момент. На основании сравнительного анализа правового режима инвестиционной деятельности, характерного для национального законодательства и правоприменительной практики зарубежных стран, с одной стороны, и сегодняшней Российской Федерации - с другой, следует признать, что критикуемое многими зарубежными (а еще больше нашими, отечественными) экспертами и прессой современное законодательство во многих своих положениях в значительной мере схоже с положениями законодательных актов названных и многих других стран и уж во всяком случае не может и не должно рассматриваться как ущербное или драконовское по отношению к тем же иностранным инвесторам.

Подобное утверждение основано на результатах исследования зарубежного опыта и оценки правового режима инвестиционной деятельности по единым обобщающим критериям, таким, как: наличие или отсутствие официально провозглашенной и стабильной государственной инвестиционной политики; целостного инвестиционного законодательства; налоговых льгот и преференций для инвесторов; льгот в национальном таможенном режиме; стимулов и гарантий, поощряющих отечественные и зарубежные инвестиции в отдельные отрасли экономики; стимулов для работы иностранных инвесторов на внутреннем рынке; режим и порядок ввоза и вывоза капитала (свободный или ограниченный); ограничений на размер иностранных инвестиций в национальные предприятия и возможный контроль над ними; на занятие иностранным инвестором или его официальными представителями руководящих должностей в составе органов управления этих предприятий, а также другие, более частные, критерии.

Одной из основных целей государственного регулирования должна быть при этом защита прав и законных интересов инвесторов, создание гарантий инвестиционной деятельности, обеспечение защищенности инвестиций.

Концепция и модель развития инвестиционного законодательства должны быть адаптированы к изменившейся системе ведения хозяйства, к экономической деятельности в новых условиях, должны отвечать современным реалиям, нынешним условиям развития экономики РК.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон РК от 28. 02. 1997 года № 75 – 1 ЗРК “О государственной поддержке прямых инвестиций”.

2. Указ Президента РК от 5. 04. 1997 года № 3444 “Об утверждении перечня приоритетных секторов экономики РК для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций”.

3. А. А. Рогачева “Cоциально – экономические приоритеты в системе финансовых координат”, Алматы, 1999 год.

4. И. В. Сергеев, И. И Веретенникова Организация и финансирование инвестиций, 2000 год.

5. Инвестиционная деятельность. Сборник законодательных актов. Алматы, 2000 год.

6. Иностранные инвестиции в РК. Алматы, 2000 год.

7. Ежегодный статистический сборник 2000-2003 г.г.

8. Барбаумов В.Е. и др. Финансовые инвестиции: Учебник/ В.Е. Барбаумов, И.М. Гладких, А.С. Чуйко. - М.: Финансы и статистика, 2005 г.

для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004г.

9. Нешитой А.С. Инвестиции: Учебник. - 6-е изд., перераб. и испр. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007г.

10. Сергеев И.В. и др. Организация и финансирование инвестиций: Учеб. Пособие. - 2-е изд., перераб. и доп./ И.В Сергеев, И.И. Веретенникова, В.В. Яновский. - М.: Финансы и статистика, 2003г.

11. Никитина Е.А. Проблемы государственного регулирования инвестиционной деятельности// Финансы. 2005г.

12. Астапов К.Л. Законодательное регулирование инвестиций // Право, политика, экономика. 2004г.

13. Блинов А.О. Гарантийные механизмы и инвестиционный процесс // Финансы. 2005г.

14. Белякова М.Ю. Государственное регулирование инвестиционной деятельности // Справочник экономиста 2006г.

15. Духаев А.Д. Совершенствование методов государственного регулирования структурно-инвестиционных процессов // Финансы и кредит. 2005г.

16. Данилина М.В. Современная ситуация в инвестиционной сфере // Экономический анализ: теория и практика.2005г.

18. Зверев В.А. Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности // Справочник экономиста 2006г.

19. Ленник Л. Регулирование иностранных инвестиций в России // Вопросы экономики.-2005.

21. Никитина В.Г. Взаимодействие государственных и региональных интересов в инвестиционном процессе// Финансы и кредит.-2007.-№15.-с.56-65

22. Самогородская М.И. Основные направления повышения активизации и повышения эффективности государственного управления инвестиционной деятельностью в регионе // Финансы и кредит.-2005.-№10. -с. 56-63

23. Хорошилова О. Прямые иностранные инвестиции в России и возможности //Инвестиции в России.2007.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  167  168  169   ..