Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 17

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  158  159  160   ..

 

 

Миграционная политика отдельных стран и их сравнительная характеристика

Миграционная политика отдельных стран и их сравнительная характеристика

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Миграционная политика России и Европейская социальная хартия…..4

2. Миграционная политика Франции………………………………………15

Заключение……………………………………………………………………….21

Список литературы………………………………………………………………23

Введение

Миграции населения - перемещения населения, связанные с переменой места жительства. Миграция являются одной из важнейших проблем народонаселения и рассматриваются не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни. Миграции сыграли выдающуюся роль в истории человечества, с ними связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков и народов.

В эпоху глобальных изменений в мире, к числу которых относится заметно возросшая миграция населения, сложнее становится вопрос о ее последствиях для обществ, принимающих мигрантов. Среди причин, побуждающих население мигрировать, помимо экономических, стали доминировать социальные, политические, религиозные и культурные. Массовый приток иностранцев, в основном из афро-азиатских государств с иной культурой, укладом, религией, образом мышления, образованием, обострил прежде всего социальные проблемы европейских обществ, поставил под угрозу национально-культурное своеобразие европейцев, а в последнее время в связи с ростом исламского экстремизма и терроризма – и безопасность государств. Практически во всех европейских странах идеи синтеза и многообразия культур сегодня сменились стремлением к «жесткой интеграции» мигрантов в европейское общество на условиях компромисса: с соблюдением их гражданских прав в том объеме, в котором они не вступают в противоречие с национальными интересами и культурными традициями европейских государств.

Целью данного а является изучение миграционной политики отдельных стран и их сравнительная характеристика.

В соответствии с целью задачами а являются:

1) изучение миграционной политики России и и Европейской социальной хартии;

2) изучение миграционной политики Франции.

1. Миграционная политика России и Европейская социальная хартия

Базовыми принципами российской миграционной политики являются обеспечение национальной безопасности, поддержание оптимального баланса трудовых ресурсов и приоритетное трудоустройство российских граждан. Право государства на защиту национального рынка труда и введение различных ограничений на привлечение иностранных работников в случаях, если это необходимо для обеспечения прав и интересов граждан этого государства, как правило, отражается в международных актах и соглашениях [1].

Говоря о проблеме иммиграции в России, необходимо отметить, что еще в годы существования СССР существовали программы привлечения иностранной рабочей силы в экономику России, прежде всего это касалось северных и дальневосточных территорий, покрывалась нехватка рабочих рук в нефтегазовом комплексе, лесном хозяйстве, текстильной промышленности. Основной поток рабочих шел из бывших республик Советского Союза, стран СЭВ, Вьетнама.

Несмотря на проблему безработицы, в России по-прежнему имеется значительное число вакансий, на которые не идут россияне. Кроме того, ряд иностранных фирм привлекает на работу в России иностранный персонал. В основном иностранные работники используются в строительстве, торговле и общественном питании, промышленности, сельском хозяйстве и на транспорте. Официальная численность привлеченных иностранных работников с 1994 по 2000 г. колебалась от минимальной величины 129 тыс. человек в 1994 г. до максимальной величины в 292 тыс. человек в 1996 г. В 2000 г. она составила 193 тыс. человек.

По данным Минэкономразвития и торговли России, в 2003 году в России было занято 366,3 тыс. иностранных граждан, из них 49% – выходцы из стран СНГ, остальные 51% – из Китая, Вьетнама, стран бывшей Югославии, Турции, КНДР, Польши и других стран.

С распадом Советского Союза и открытием границ в России получила развитие незаконная иммиграция, современные масштабы которой оцениваются Минэкономразвития и торговли России в 2,5–3 млн человек. Незаконные иммигранты – это в основном беженцы из Афганистана, стран Африки и др., а также трудовые мигранты из Китая. На незаконном положении находится значительная часть мигрантов из стран СНГ.

К основным причинам незаконной миграции можно отнести «прозрачность» российских границ с государствами – участниками СНГ, неразвитость в России соответствующего законодательства и нехватка финансовых средств на регулирование данной формы иммиграции.

По расчетам Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозировании РАН, при экстраполяционных сценариях прогноза миграции (сохранении сложившихся тенденций) численность населения России будет быстро убывать до 98 млн человек в 2051 г. В случае стабилизационного варианта прогноза численность населения России до 2100 года могла бы сохраниться на нынешнем уровне (порядка 144 млн человек). Но при этом доля мигрантов и их потомков в населении должна достигнуть уже в середине XXI века свыше половины населения. Что касается прогноза изменения численности населения трудоспособных возрастов, то на протяжении последних 50 лет она росла. Этот рост сохранится до 2005 г. Далее, при условии экстраполяционного прогноза миграции, с 2006 г. начнется быстрое сокращение абсолютного числа населения в трудоспособном возрасте в объеме порядка 1 млн человек в год. К 2050 г. его численность станет на 50% меньше, чем в 2000 г., а к 2100 г. останется только 35% от численности 2000 г. При стабилизационном варианте прогноза обеспечить рост трудоспособного населения также невозможно, хотя сокращение может быть меньшим: в 2050 г. на 15% к уровню 2000 г., а затем возможна стабилизация на уровне 1971 г. (ниже численности 2000 г.)

Таким образом, при любых, даже самых оптимистичных и нереальных вариантах естественного движения населения и максимальных объемах иммиграции в Россию в первой четверти XXI века ожидается абсолютное сокращение численности трудовых ресурсов. Поэтому привлечение и закрепление трудовых мигрантов становится объективно необходимым.

Данный прогноз демографического развития и рынка рабочей силы свидетельствует о необходимости обеспечения значительного притока трудовых ресурсов, увеличения ежегодного числа иммигрантов до 1 млн человек [3].

20 мая 2009 г. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации ратифицировала Европейскую социальную хартию - один из наиболее важных документов Совета Европы в сфере обеспечения прав человека, составляющих наряду с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод единый механизм защиты прав человека в Европе.

Российской Федерацией Европейская социальная хартия подписана 14 сентября 2000 г., и с этого момента проводились работа по подготовке к ее ратификации, анализ сопоставимости российского законодательства и правоприменительной практики в социальной сфере с нормами Хартии, возможностей сближения российских и европейских стандартов социальной защиты населения.

Законодательство РФ в социальной сфере хотя и сформировалось отчасти под влиянием европейских образцов (особенно миграционное), однако в силу особенностей социально-экономического развития нашей страны значительно отличается от законодательства большинства стран Европы.

Государства-участники должны признать обязательными для себя как минимум 16 статей из 31, в том числе не менее 6 статей из девяти основных, куда включена и ст. 19 "Право работников-мигрантов и их семей на защиту и помощь". Именно эту статью Российская Федерация не ратифицировала.

Хартия декларирует положения, которые уже закреплены в законодательстве во многих западноевропейских странах, и одна из ее задач состоит именно в создании механизма международного контроля за распространением этих норм на все государства Евросоюза. Хартия ориентирована на западноевропейское законодательство и стратегические цели социальной, экономической и миграционной политики, определяемые правительствами пятнадцати "старых" европейских государств.

Противоречия, которые возникли при ратификации Хартии, связаны не только с несоответствием отдельных норм российского законодательства европейским стандартам, но, что более важно, с несоответствием предлагаемых Евросоюзом принципов социальной политики стратегическим целям Российской Федерации и в экономике, и в социальной сфере.

Проблемы защиты прав мигрантов являются актуальными сегодня не только для России, но и для всей Европы. Иностранные работники являются менее защищенными, чем граждане страны, в которой трудятся мигранты, особенно если речь идет о нелегальных мигрантах.

В ч. 1 Хартии предусмотрено признание в качестве цели государственной политики создание условий, обеспечивающих эффективное осуществление права граждан любого из государств-участников заниматься на территории любого другого государства-участника всякой приносящей доход деятельностью на равных основаниях с гражданами этого государства, за исключением ограничений, вызванных вескими экономическими или социальными причинами.

Фактически речь идет о стратегии создания общего рынка труда на территории Евросоюза и стран, присоединившихся к Хартии. Однако ратифицированная Российской Федерацией ст. 18 Хартии "Право заниматься приносящей доход деятельностью на территории других Сторон", призванная определить механизм реализации этого принципа, сформулирована намного мягче. В соответствии с положениями ст. 18 государства-участники обязуются применять действующее законодательство в либеральном духе, упростить существующие формальности и сократить или упразднить пошлины и другие сборы с иностранных работников либо их работодателей, смягчить на индивидуальной или коллективной основе нормативные правовые акты, регулирующие занятость иностранных работников. Также признается право граждан выезжать из своей страны, для того чтобы заняться приносящей доход деятельностью на территории других государств-участников.

Хартия не является исключением и указывает в качестве оснований для введения ограничений "веские экономические или социальные причины". К таким причинам может относиться ситуация на рынке труда: высокий уровень безработицы или структурный дефицит рабочей силы.

Следует отметить, что положения ст. 18 Хартии в целом соответствуют вектору реформы российского миграционного законодательства. С 2007 г. в Российской Федерации упрощен порядок привлечения иностранных работников, прибывающих в порядке, не требующем получения визы. Ратификация Хартии потребует от Российской Федерации введения преференций и для граждан государств-участников.

Ограничений на трудовую деятельность российских граждан за рубежом не существует, за исключением случаев, когда право гражданина на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено (граждане, имеющие допуск к секретным сведениям, военнослужащие, подозреваемые в совершении преступления, и осужденные, уклоняющиеся от исполнения решения суда).

С положениями ст. 19 "Право работников-мигрантов и их семей на защиту и помощь" ситуация совершенно иная.

Хартия призывает государства-участники гарантировать законно находящимся на их территории работникам-мигрантам режим, не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется их собственным гражданам, в области оплаты труда и условиях работы, членстве в профессиональных союзах.

По большей части данная декларация соответствует гарантиям, предоставляемым мигрантам российским законодательством, за исключением участия иностранных граждан в профсоюзах [1].

Трудовые права иностранных граждан, как и российских, определяются трудовым законодательством, в т.ч. Трудовым кодексом РФ. Ограничения, связанные с трудовой деятельностью иностранных граждан, устанавливаются Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (ред. от 23.07.2008, далее - Закон N 115-ФЗ).

Иностранные граждане в Российской Федерации пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законодательством.

В сфере трудовых отношений таким исключением является установление допустимой доли иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами (торговля, фармацевтика). Также иностранные граждане не вправе занимать должности государственной и муниципальной службы, некоторые должности в составе экипажей морских и воздушных судов, работать на отдельных территориях РФ, военных, радиационно и ядерно опасных объектах и др.

Проблема дискриминации мигрантов по уровню оплаты и условиям труда действительно актуальна для Российской Федерации. Однако дискриминационная практика не имеет оснований, закрепленных в российском законодательстве, а возникает как результат договоренности между работодателем и иностранным работником. Чаще всего проявления дискриминации сопровождаются нарушением и иных норм закона: нелегальное пребывание на территории страны, неформальная занятость, уклонение от налогов.

Работодателям выгодно привлекать дешевую рабочую силу из числа мигрантов-нелегалов к работам, связанным с опасными и вредными условиями труда, поскольку российские работники, во-первых, менее заинтересованы в такой работе, а во-вторых, потребуют более высокую оплату труда [2].

Хартия рекомендует обеспечить законно находящимся на их территории работникам-мигрантам режим, не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется их собственным гражданам, в отношении доступа к судебным процедурам. Хотя российское законодательство не запрещает иностранным гражданам обращаться в судебные органы для защиты своих прав и интересов, в т.ч. в сфере труда и занятости, однако большинство нарушений трудовых прав мигрантов возникает именно в отношении нелегалов.

Положения Хартии предполагают разрешить трудящимся-мигрантам в пределах, установленных законом, переводить в свою страну любую часть их заработка и сбережений, какую они пожелают. Сегодня в нашей стране нет ограничений на суммы переводов для иностранных граждан. Хотя установление определенных ограничений могло бы стать мерой социальной защиты самих мигрантов. Иностранные граждане, прибывающие в Россию для осуществления трудовой деятельности, заинтересованы переводить большую часть заработка в страны, где остались их семьи. При этом сами мигранты зачастую проживают в неприспособленных помещениях и антисанитарных условиях, не имеют возможностей нормального питания и получения медицинского обслуживания. Нередко иностранные граждане не имеют средств для возвращения на родину. Действительно, введение ограничений на распоряжение своим заработком для мигрантов может расцениваться как нарушение их прав, однако целесообразно рассмотреть вопрос о создании механизма, возможно, основанного на страховых принципах, который позволял бы гарантировать иностранным гражданам как минимум доступ к медицинским услугам и возможность выезда из Российской Федерации.

Государства, присоединившиеся к Хартии, должны поощрять обучение и оказывать содействие в обучении работников-мигрантов и членов их семей национальному языку принимающего государства или, если таких языков несколько, одному из них.

В настоящее время вопрос об обучении иностранных граждан русскому языку обсуждается и экспертным сообществом, и органами власти. Был подготовлен и внесен в Государственную Думу законопроект об обучении мигрантов русскому языку и их тестировании, однако он был отклонен.

Проблема владения трудящимися-мигрантами русским языком весьма актуальна. Если в союзных республиках русский язык был обязателен для изучения всеми учащимися школ, то с распадом СССР в период обострения национального самоопределения братских народов русскому языку стали уделять меньше внимания либо вовсе прекратили его изучение. В результате выросло целое поколение граждан государств СНГ, которое слабо владеет или не владеет русским языком.

Кроме того, подавляющая часть иностранных работников, прибывающих в регионы Сибири и Дальнего Востока, - это граждане Китая, КНДР, Вьетнама, не имеющих такой исторической связи с Россией, как страны ближнего зарубежья.

Также Хартия призывает поощрять, насколько это практически возможно, обучение и оказывать содействие в обучении детей работников-мигрантов родному языку их родителей. Российское законодательство не предусматривает ограничений по обучению детей работников-мигрантов родному языку. Дети иностранных граждан могут изучать родной язык за счет средств родителей при наличии соответствующих образовательных учреждений.

На сегодняшний день в законодательстве Российской Федерации имеется ряд норм, противоречащих положениям ст. 19, что отчасти могло послужить причиной отклонения ее ратификации.

Положения статьи требуют от государств-участников предоставления законно находящимся на их территории работникам-мигрантам следующей гарантии: они не должны подвергаться высылке, кроме случаев, когда они создают угрозу национальной безопасности либо наносят ущерб общественному порядку или нравственности. В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях выдворение иностранных граждан возможно по решению суда даже в случае их законного нахождения на территории Российской Федерации, если ими осуществляется незаконная трудовая деятельность или нарушены правила осуществления трудовой деятельности.

Как отмечалось выше, существует проблема с реализацией положений Хартии, предусматривающих равные права трудящихся-мигрантов на участие в профессиональных союзах [1].

В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" в российских профессиональных союзах могут состоять иностранные граждане, проживающие на территории Российской Федерации.

Законом N 115-ФЗ определены два статуса иностранных граждан, проживающих на территории Российской Федерации: временное проживание (при наличии разрешения) и постоянное проживание (при наличии вида на жительство). Большая часть иностранных работников в Российской Федерации имеет статус временно пребывающих и работает на основании разрешений на работу, в связи с чем она не может состоять в профсоюзах.

Хартия призывает государства-участники гарантировать законно находящимся на их территории работникам-мигрантам режим, не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется их собственным гражданам, в вопросах жилья, а также в отношении налогов, сборов и отчислений, взимаемых с лиц, работающих по найму.

В соответствии с Жилищным кодексом РФ жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Также иностранным гражданам не предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В остальных случаях иностранные граждане пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и граждане Российской Федерации. Например, иностранные граждане вправе приобретать жилье в собственность либо по договорам найма.

Если иностранный работник находится на территории нашей страны более 183 дней, то он является резидентом и должен выплачивать подоходный налог по ставке 13%, как и граждане России. Для иностранных граждан, находящихся на территории РФ менее полугода, налог на доходы физических лиц составляет 30%. Таким образом, действующие положения российского налогового законодательства скорее подталкивают трудящихся-мигрантов и работодателей к нелегальным формам занятости, уклонению от уплаты налогов. Экономические потери от сохранения повышенной ставки для нерезидентов намного превышают получаемый доход бюджетной системы [2].

Реализация положений Хартии может столкнуться с рядом ограничений институционального характера, связанных с различиями в системах предоставления социальных услуг населения в России и странах Евросоюза.

Хартия рекомендует содействовать созданию или поддержанию деятельности служб, призванных оказывать достаточную и бесплатную помощь иностранным работникам и предоставлять в их распоряжение точную информацию и предпринимать все необходимые меры, насколько это соответствует национальному законодательству, против вводящей в заблуждение пропаганды, касающейся эмиграции и иммиграции. Помимо этого предлагается содействовать сотрудничеству между государственными и частными социальными службами стран эмиграции и иммиграции.

В Российской Федерации система служб, призванных оказывать помощь мигрантам вообще и иностранным работникам, в частности, не развита. Частные социальные службы для нашей страны также пока редкое исключение.

Присоединение к Европейской социальной хартии является значимым событием на пути интеграции России в Европейское сообщество. Идеи социальной сплоченности, реализуемые посредством Хартии, призваны стать основой социальной стабильности и устойчивого экономического развития. Принятие Хартии позволит установить новые ориентиры дальнейшего проведения реформ в социальной сфере с учетом общепризнанных международных стандартов, используя обобщенный опыт европейских государств.

В то же время реализованные в миграционном законодательстве механизмы обеспечения защиты прав российских граждан при трудоустройстве (квота на привлечение иностранных работников, допустимая доля мигрантов, занятых в отрасли), а также иные ограничения, предусматриваемые в отношении иностранных граждан (в жилищной и налоговой сферах), могут стать серьезным камнем преткновения в диалоге о равных возможностях для мигрантов и граждан нашей страны [1].

2. Миграционная политика Франции

Франция долгое время слыла страной, гостеприимной для иммигрантов. Республиканская традиция, восходящая к Французской революции XVIII века, отвергала навязывание иностранцам какой-либо формы регистрации, подобной существующим в Германии или скандинавских странах. К тому же понятия гражданства и национальности во французской традиции практически идентичны, а всякая отсылка к социальному, религиозному или этническому статусу воспринималась как дискриминационная, нарушающая один из священных принципов республики – принцип равенства, что формально создавало благоприятные предпосылки для легкой интеграции иностранцев во французское гражданство. Кроме того, до экономического кризиса 1974 г. существовал достаточно свободный прием во Франции мощного притока иммигрантов, но от этой политики пришлось отказаться из-за кризиса и связанного с ним быстрого роста безработицы. В 1993 и в 1997 гг. были приняты новые законы, ужесточающие иммиграционную политику Франции. Они вносили коррективы в закон 17 июля 1984 г., согласно которому законно проживающие во Франции иммигранты могли окончательно обосноваться во Франции; возвращение их на родину осуществлялось только при их добровольном согласии и с предоставлением им финансовой помощи для возвращения и реадаптации; всякие новые потоки иммиграции должны были исключаться. После чего миграционная политика Франции направлена на достижение нулевого уровня иммиграции.

Трудовая миграция во Франции должна была решить демографическую проблему страны. Если бы не иммиграция населения, Франция насчитывала бы всего 45 млн человек (сегодня – 57 млн), а демографический рост сократился бы на 40%. Таким образом, иммиграция позволила удержать уровень рождаемости и «компенсировать» старение населения.

Существующие социальные затраты на иммигрантов значительны, если иметь ввиду семейные пособия: 2940 франков в месяц иностранцам-неевропейцам и 1760 франков – французам. Однако эти пособия в основном идут (75%) на детей, которые или уже считаются французами, или станут ими в ближайшем будущем. Медицинскими льготами иностранцы-неевропейцы обеспечены хуже, чем французы (52% против 85%), и врачей они посещают реже (3,7 и 6,6 раза в год).

Иммигранты предприимчивы и инициативны. Многие из них открывают свои предприятия, создавая дополнительные рабочие места. Число предпринимателей и руководителей предприятий – иностранцев возросло с 60 тыс. в 1982 году до 90 тыс. в 1989 году. Относительно благополучная картина социальных показателей интеграции мигрантов сменяется довольно мрачной, когда речь идет о так называемых «гетто» – целых кварталах в городах и пригородах, заселенных преимущественно арабо-мусульманским населением, где этнокультурные, религиозные противоречия перерастают в конфликт и коренные французы оказываются в изоляции. Исходя из того, что проблема «гетто», скорее, социальная, чем этническая, и коренное население также находится в тяжелом экономическом положении, начиная с 1980-х гг. был сделан упор на интеграцию в рамках локальной политики в кварталах массового заселения иностранцев. Она предполагала социальное развитие этих районов, обеспечение доступа к образованию, работе, создание зон первоначального воспитания для мигрантов. Меры охватывали не только иностранцев, но и французов, испытывающих экономические трудности, для которых их среда обитания в подобных кварталах становилась местом маргинализации. С тех пор как стали изучать степень расистских и ксенофобских настроений французов, этот показатель достаточно стабилен и высок: 43% опрошенных (в 2000 г.) заявили, что они «скорее» или «немного» расисты, 28% считают себя «совсем не расистами» и 26% – «неявными расистами». «Предметом» расистских настроений являются в первую очередь магрибинцы (75%), их второе поколение (55%), «черные» (44%), цыгане (41%).

По мнению некоторых ученых, этноцентризм, ксенофобия стали для значительной части французов структурообразующим элементом восприятия мира и жизненных ценностей. Во многих пригородах крупных городов условия жизни французских семей и семей иммигрантов схожи. Соседство с иммигрантами стало символом социального деклассирования. В последнее время в связи с ростом исламского экстремизма в настроениях общества доминирующей стала арабофобия. Во Франции около 4 млн мусульман, более половины из них – французские граждане, точнее, эта цифра относится к людям «мусульманской культуры», так как французское право не позволяет классифицировать французских граждан по их религиозной принадлежности. Речь идет о выходцах из мусульманских стран и о французах, которые исповедуют ислам. Исламские движения во Франции усиливаются во время экономического кризиса и таких международных событий, как кризис в Персидском заливе, война в Боснии, палестино-израильский конфликт, сентябрьские события 2001 г., война в Афганистане, Ираке и т. д. С 1980–1990 гг. ислам стал второй религией во Франции, и он заявляет о себе и своих правах на французской земле (предоставление права голосовать на выборах, выделение комнат для молитв, мест для ритуального забоя скота, мусульманских карре на кладбищах и т. п.). Опасения вызывает не традиционный «спокойный» ислам, а его фундаменталистские движения. Возник вопрос: можно ли быть французом и мусульманином одновременно? Исследования показали, что чем лучше становится социальное и экономическое положение иммигрантов, тем глубже их интеграция во французское общество, тем реже они самоутверждаются как мусульмане, и наоборот: чем более отторгнутыми они себя чувствуют, чем слабее их гражданское самоощущение, тем заметнее их стремление к мусульманской идентичности [4].

Появление Национального фронта (НФ) на европейских выборах в 1984 году с 11% голосов, рост его популярности на протяжении последних лет (в некоторых регионах юга и востока страны на президентских выборах 2002 г. Ж. М. Ле Пен получил до 30%) и наконец 15% голосов на прошедших весной 2004 г. региональных выборах говорят не столько о заметных ксенофобских настроениях французов, сколько о неспособности как правых, так и левых во Франции адекватно решить проблемы, связанные с негативными для Франции последствиями глобализации и европейской интеграции, неконтролируемой миграции, а также о стремлении найти альтернативу сегодняшнему французскому курсу в политике укрепления национального государства, сохранения его национально-культурной идентичности, в защите национальных интересов Франции внутри и вне пределов государства. С конца 1990-х гг. призывы к сохранению идентичности и «права на отличие» сменились идеей «смешанной Франции» (France metissee).

Маятник общественного и научного мнения во Франции колеблется то в сторону национального идеала равенства и унификации прав, то в пользу признания права на отличие этнических общин, между «республиканским универсализмом» и «культурным дифференциализмом». Для некоторых социологов интеграция во французское общество предполагает ясное осознание принадлежности к французской нации не только как к этнической общности, но и как к добровольному «сообществу граждан». Другие полагают, что только национальное государство, основанное на республиканских принципах, может гарантировать идентичность и безопасность при усилении конфликтов, связанных с экономической нестабильностью общества. Они призывают к гражданской мобилизации, чтобы идеи французской идентичности перестали быть козырем крайне правых. Последние события во Франции показали, что все эти действия не возымели должного эффекта. Французское правительство, находясь под давлением иммигрантов и коренного населения, повернулось в сторону «жесткой интеграции» [5].

Доказательством тому послужили и прошедшие в 2007 г. президентские выборы во Франции, на которых победу одержал бывший министр внутренних дел Николя Саркози, известный своим жестким отношением к вопросу о мигрантах. Как отмечает ряд исследователей, одним из самых сильных предвыборных заявлений Н. Саркози стали его высказывания по поводу миграционной политики французского государства, что позволило ему получить на выборах поддержку «правых» избирателей. Закон, вызвавший у одних бурные протесты, у других – восторг, называют революционным. Французское правительство проводит политику селективной иммиграции – при таком подходе приоритет получают высокообразованные специалисты, ученые и студенты.

«Франция не может принимать у себя всех, кто захочет к нам приехать. Мы не в состоянии обеспечить их ни жильем, ни работой», – заявлял Н. Саркози, еще будучи министром внутренних дел, именно он являлся одним из инициаторов документа. Фактически вводится система квот: каждый год правительство будет представлять парламенту соответствующий документ, в котором будет установлено число иммигрантов, которым разрешается въехать во Францию. Льготный вид на жительство, получивший название «Компетентность и таланты», получат ученые, художники, артисты и спортсмены.

Что касается же всех остальных желающих приехать во Францию на постоянное место жительства, то для них все будет гораздо сложнее. Например, чтобы получить 10-летний вид на жительство, иностранцам теперь придется подписывать «интеграционный контракт», овладеть основами французского языка и французской цивилизации. К тому же проживший более 10 лет в стране иммигрант-нелегал теперь не сможет автоматически получить вид на жительство [5].

Существуют две основные стратегические линии миграционной политики. Суть первой заключается в отказе от стимулирования миграционного притока, так называемая программа сдерживания. Реализация такого рода политики при сохранении неблагоприятных тенденций в развитии демографической ситуации может привести к тяжелым последствиям, связанным с нехваткой рабочих рук.

Вторая стратегия предполагает, наоборот, серьезное стимулирование иммиграции, подразумевающее вовлечение в иммиграционный поток выходцев из стран старого зарубежья (прежде всего из Восточной и Юго-Восточной Азии и других развивающихся стран) и, как следствие, выработку государством особых подходов к их расселению и адаптации.

Существует еще один вариант, который и избрали нынешние французские власти, – селективный отбор мигрантов. Реализация донного подхода возможна только при тщательном государственном регулировании рождаемости и смертности.

Существует целый ряд проблем, касающийся непосредственного реализации любой из стратегий. Возникает вопрос, кого именно следует принимать. Здесь возможны варианты: либо исходить следует из принципа территориальной общности и национальной принадлежности потенциального мигранта, либо уделять внимание качеству иммиграции.

Конечно, исходя из вышеприведенной демографической стратегии развития России, становится ясно, что именно селективный подход более приемлем и оптимален для реализации.

Заключение

Базовыми принципами российской миграционной политики являются обеспечение национальной безопасности, поддержание оптимального баланса трудовых ресурсов и приоритетное трудоустройство российских граждан. Право государства на защиту национального рынка труда и введение различных ограничений на привлечение иностранных работников в случаях, если это необходимо для обеспечения прав и интересов граждан этого государства, как правило, отражается в международных актах и соглашениях [1].

20 мая 2009 г. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации ратифицировала Европейскую социальную хартию. Присоединение к Европейской социальной хартии является значимым событием на пути интеграции России в Европейское сообщество. Идеи социальной сплоченности, реализуемые посредством Хартии, призваны стать основой социальной стабильности и устойчивого экономического развития. Принятие Хартии позволит установить новые ориентиры дальнейшего проведения реформ в социальной сфере с учетом общепризнанных международных стандартов, используя обобщенный опыт европейских государств.

В то же время реализованные в миграционном законодательстве механизмы обеспечения защиты прав российских граждан при трудоустройстве (квота на привлечение иностранных работников, допустимая доля мигрантов, занятых в отрасли), а также иные ограничения, предусматриваемые в отношении иностранных граждан (в жилищной и налоговой сферах), могут стать серьезным камнем преткновения в диалоге о равных возможностях для мигрантов и граждан нашей страны [1].

В России проблема межнационального и межконфессионального согласия уже существует (по данным Института конкретных социальных исследований РАН, 37,2% россиян считает противоречия между русскими и нерусскими главными в современной России) и будет обостряться еще больше в связи с растущей неконтролируемой миграцией из стран Средней Азии и кавказского региона. Исходя из опыта Франции, в которой, несмотря на развитую социальную сферу, высокий уровень жизни и довольно значительную помощь иностранцам, проблема иммигрантов достигла своего апогея, необходимо уже сейчас уделять значительное внимание данной проблеме. Учитывая достаточно низкий уровень жизни в России, необходимо понять, что больший процент населения будет всегда негативно настроен по отношению к иммигрантам, считая, что те забирают у них деньги и работу.

Как и в Европе, иммигранты восполняют потери российского населения (на 2,2%), способствуют экономическому развитию. Но демографические проблемы внутри страны необходимо решать не за счет увеличения числа иммигрантов, что происходило во Франции на протяжении более чем 150 лет (к чему это привело, мы можем видеть сейчас), а путем улучшения социальной инфраструктуры и повышения уровня жизни. К тому же простое уменьшение количества иммигрантов недостаточно для корректировки иммиграционной политики и улучшения ситуации. Несмотря на негативное отношение значительной части местного населения к иммигрантам и сравнительно высокую безработицу, роль иммиграции может быть при условии пересмотра иммиграционного законодательства для расширения приема категорий тех экономических мигрантов, на которые существует спрос. Еще одним важным моментом является переход миграции из экономической в социальную, как это уже произошло во Франции.

Больший процент мигрантов – выходцы из мусульманских стран и регионов с сильными традициями, и, приехав сюда, они привозят свои семьи с 5–6 детьми, где работает только муж, что еще больше ухудшает их экономическое положение. Решением этой проблемы могло бы стать упрощение законного въезда временных работников, четкая регламентация условий их труда и, что особенно важно, создание стимулов для возвращения на родину после завершения работы. Проблема иммигрантов требует немедленного принятия объективных действий, иначе в недалеком будущем нас ожидает то же, что произошло в ноябре 2005 года во Франции.

Список использованной литературы

1) Алексенцева Ю., Крощенко М. Европейская социальная хартия и миграционная политика России // Кадровик. Трудовое право для кадровика. – 2009. - № 7.

2) Наумова Р.Л. Труд иностранцев у российского работодателя. - "Дашков и К", 2009.

3) Новая миграционная политика как условие выживания и инструмент реализации исторических интересов России // http://www.apn.ru/themes/theme182.htm.

4) Рыжков И.В., Золина Д.М. Миграционная политика Франции: опыт для России //polit_rigov.htm.

5) Французы провалили свою миграционную политику [http://www.km.ru/magazin/view.asp?id=5911862DF1B749BA8EE384A002AFCE35].

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  158  159  160   ..