Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 17

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  141  142  143   ..

 

 

Управление товарными запасами на материалах предприятия ОАО Ветеран

Управление товарными запасами на материалах предприятия ОАО Ветеран

Российский университет кооперации

Почтовый индекс

140004

Страна

Россия

Город

Москва

Адрес

Центральный офис: 140004, Россия, московская область, п.Филимонки,д.9 секция 5

Наименование товарных групп

удельный вес в обороте, %

1

Мясо и птица

3,35

2

Колбасные изделия

11,93

3

Рыба

0,13

4

Сельди

1,60

5

Масло животное

0,23

6

Масло растительное

0,55

7

Сало топленное, сырые и прочие пищевые жиры

0,02

8

Маргарин и маргариновая продукция

0,68

9

Майонез

0,61

10

Молоко и молочная продукция

1,89

11

Сыр

0,39

12

Консервы мясные

0,20

13

Консервы рыбные

1,10

14

Консервы овощные

1,40

15

Консервы фруктово-ягодные

1,36

16

Яйца

0,39

17

Сахар

1,54

18

Кондитерские товары

8,99

19

Варенье, джем, повидло и мед

0,87

20

Чай натуральный

1,02

21

Соль

0,63

22

Мука и зерно продовольственное

3,06

23

Хлеб и хлебобулочные изделия

12,60

24

Крупа и бобовые

2,76

25

Макаронные изделия

1,63

26

Картофель

0,74

27

Овощи

1,17

28

Плоды, ягоды, арбузы и дыни

1,35

29

Водка

3,34

30

Виноград и плодово-ягодные вина

0,77

31

Коньяк

0,05

32

Шампанское

0,10

33

Пиво

1,60

34

Безалкогольные напитки

2,36

35

Мороженое

0,43

36

Прочие продовольственные товары

2,47

Итого продовольственных товаров

84,48

Показатели

2007 год

2008 год

2009год

отклонение

темп роста, %

2009г от 2007г

2009г от 2008г

в 2008г

в 2009г

А

1

2

3

4

5

6

7

Товарооборот всего, тыс. руб.

25 724,0

22 592,5

27 572,9

-3 131,5

+4 980,4

87,8

120,7

Валовой доход всего, тыс. руб.

8 594,2

8 488,2

8 987,2

-106,0

+499,0

98,8

105,9

Уровень валового дохода, %

33,41

37,57

32,60

+4,16

-4,97

112,5

86,8

Издержки обращения, тыс. руб.

8 178,8

7 596,4

7 651,2

-582,4

+54,8

92,9

100,7

Уровень издержек обращения, %

31,79

33,62

27,75

+1,83

-5,87

105,8

82,5

Товарные запасы, тыс. руб.

2 498,8

2 699,6

2 254,5

+200,8

-445,1

108,0

83,5

Товарооборачиваемость, дни

35

43

29

+8

-14

122,9

67,4

Финансовый результат, тыс. руб.

-752,4

-254,6

-200,0

+497,8

+54,6

33,8

78,6

Рентабельность, тыс. руб.

-2,92

-1,12

-0,73

+1,80

+0,39

41,6

33,3

2.2 Анализ товарных запасов ОАО «Ветеран»

Товарные запасы анализируются, планируются и учитываются в абсолютных и относительных показателях. Абсолютные показатели, представляющие собой стоимостные (денежные) и натуральные единицы, удобны и используются при проведении инвентаризаций в торговых предприятиях. Главный недостаток абсолютных показателей – невозможность с их помощью определить степень соответствия величины товарного запаса потребностям развития товарооборота. Поэтому более широкое распространение получили относительные показатели, позволяющие сопоставить величину товарного запаса с товарооборотом торгового предприятия.

Каждое торговое предприятие рассчитывает систему показателей, характеризующих его деятельность. К ним относятся товарооборот, валовой доход, издержки обращения, прибыль и рентабельность, а также трудовые показатели.

Под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчёт не зависимо от каналов реализации товаров. Товарооборот выступает необходимым и самым важным условием достижения целей торгового предприятия. Он является количественным показателем, характеризующий общий результат деятельности предприятия. Торговым предприятиям анализ товарооборота помогает определить насколько достигнуты объёмы товарооборота, и какие из составляющих товарооборота позволяют получить им необходимую величину прибыли. Одна из основных целей анализа заключается в выявлении неиспользованных резервов роста общего объёма розничного товарооборота.

Валовой доход как экономическая категория представляет собой часть стоимости товара, которая предназначается для покрытия издержек и образования прибыли. Валовой доход не является показателем эффективности работы предприятия. Однако это результативный показатель, характеризующий хозяйственную деятельность и отражающий долю торговли в общей сумме цен на товары. Цель экономического анализа валового дохода – это поиск резерва его роста и достижение оптимальной величины, а также оценка соотношения валового дохода с финансовыми показателями. От величины валового дохода зависит финансовая устойчивость торгового предприятия. Валовой доход на предприятии выступает как основной источник покрытия издержек обращения и получения прибыли[6] .

Издержки обращения – это выраженные в денежной форме затраты в сфере обращения товаров, которые необходимы для осуществления предприятием своей деятельности и выполнения функций. Анализ издержек обращений направлен на выявление возможности повышения эффективности работы торгового предприятия за счёт более рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Для обеспечения бесперебойной торговли и наиболее полного удовлетворения покупательского спроса в торговле должны быть определенные товарные запасы. Размер их должен быть оптимален. Заниженные товарные запасы не смогут обеспечить полностью товарооборот, а завышенные ведут к замедлению товарооборачиваемости. Товарооборачиваемость – это время обращения товаров со дня их поступления до дня реализации. Одной из основных задач коммерческой деятельности торгового предприятия является ускорение товарооборачиваемости. Это приводит к росту товарооборота, сокращению товарных запасов, снижению расходов на продажу, а вследствие, к росту прибыли.

Прибыль является основной целью деятельности любого предприятия. Она выступает как результативный оценочный показатель, но напрямую эффективность работы предприятия не отражает. На предприятии проводится анализ факторов, влияющих на прибыль, который является экономической основой подготовки и принятия управленческих решений, направленных на выбор наиболее рационального пути дальнейшего развития торгового предприятия.

Рентабельность обобщает состояние доходов, оборачиваемость товаров, издержек обращения, использование собственного и заёмного капитала, основных средств и рабочей силы. Она является важнейшим качественным показателем работы торгового предприятия, свидетельствующий о прибыльности хозяйственной деятельности и о возможности его дальнейшего функционирования. Показатель рентабельности в деятельности предприятия характеризует относительный размер прибыли.

Анализ обеспеченности ОАО «Ветеран» товарными

запасами и оценка их эффективности

Данный анализ проводится по магазину за несколько лет, то есть за период с 2007 года по 2009 год. Связано это с тем, что необходимо выявить тенденции изменения товарных запасов и рассмотреть влияние на их величину определённых факторов. Обеспеченность товарными ресурсами устанавливают по средствам отношения в сопоставимых величинах товарных ресурсов к общему объёму товарооборота. Получается коэффициент обеспеченности, который показывает, сколько приходится товарных запасов на 1 рубль товарооборота. Таким образом, коэффициент обеспеченности в 2007 году составил 0,097, в 2008 году 0,119 и в 2009 году 0,082. Расчет велся следующим образом.

Кобеспеч(2007) = ТЗср 2007/ Тоб 2007= 2 498,8 / 25 724,0 = 0,097 руб.

Кобеспеч(2008) = ТЗср 2008 / Тоб 2008 = 2 699,6 / 22 592,5 = 0,119 руб.

Кобеспеч(2009) = ТЗср 2009/ Тоб 2009 = 2 254,5 / 27 572,9 = 0,082 руб.,

где ТЗср - товарные запасы средние, тыс. руб.;

Тоб - товарооборот за год, тыс. руб.

Это говорит о том, что в 2007 году на 1 рубль товарооборота приходилось 0,097 рублей товарных запасов. В 2008 году обеспеченность товарооборота выросла на 22,7% по сравнению с прошлым годом и составила 0,119 рублей на рубль товарооборота. В 2009 году на рубль товарооборота приходилось товарных запасов в размере 0,082 рубля, что на 31,1% ниже уровня прошлого года и даже ниже уровня 2007 года на 15,5%. Такие цифры свидетельствуют, что магазин достаточно обеспечен товарными запасами.

Уровень обеспеченности товарооборота товарными запасами характеризуется также размером товарных запасов в днях оборотах. Этот показатель показывает, на сколько дней торговли хватит товарных запасов. Кроме того, он характеризует эффективность использования товарных запасов.

Рассчитали товарооборачиваемость, средние товарные запасы, однодневный товарооборот и его удельный вес по товарным группам за каждый год, занесли данные в таблицы и провели анализ.

На основе данных составим таблицу 4– товарооборачиваемость по товарным группам. Рассчитаем абсолютные отклонения товарооборачиваемости в 2009 году по отношению к 2007 году и в 2009 году по отношению к 2008 году, темпы роста и сделаем выводы.

Таблица 4 – Абсолютные отклонения и темпы роста товарооборачиваемости за 2007-2009 годы по товарным группам

Показатели

2007 год

2008год

2009 год

отклонения

2009г от 2007г

2009г от 2008г

А

1

2

3

4

5

Розничный товарооборот всего, тыс. руб.

25 724,0

22 592,5

27 572,9

-2 131,5

+4 980,4

Среднесписочная численность работников, чел.

258,0

241,0

215,0

-43,0

-26,0

Среднемесячный оборот на 1 работника, тыс. руб.

8,3

7,8

10,7

+2.4

+2,9

Фонд заработной платы всего, тыс. руб.

3 709,6

3 396,6

3 365,0

-313,0

-31,6

Уровень расходов на оплату труда, %

14,4

15,0

12,2

-2.2

-2,8

Среднемесячная зарплата на 1 работника, руб.

1 198,0

1 175,0

1 304,0

+106,0

+129,0

Товарные группы

товарооборачиваемость, дни

отклонения

темпы роста товарооборота, %

2007г

2008г

2009г

2009г от 2007г

2009г от 2008г

в 2008г

в 2009г

А

1

2

3

4

5

6

7

Продовольственные

29

34

20

+ 5

- 14

86,0

124,5

Всего:

29

34

20

+5

- 14

86,0

124,5

Какие еще факторы положительно повлияли на товарооборачиваемость ОАО, предстоит выяснить, проведя более детальный анализ.

А в целом за истекшие 3 года можно сделать вывод, что, судя по коэффициенту обеспеченности, товарооборот магазина достаточно обеспечен товарными запасами. Товарные запасы по величине сокращаются, это привело к ускорению времени обращения товаров в 2009 году. И даже не смотря на замедление товарооборачиваемости в 2008году, она достигла и даже превысила уровень 2007 года. А это в свою очередь говорит о повышении эффективности использования товарных запасов, то есть угроза затоваривания предприятия в 2009 году практически отпала[7] .

Анализ товарооборачиваемости под влиянием изменения

объёма товарооборота и величины товарных запасов

Для того чтобы выяснить причины замедления товарооборачиваемости в 2008 году и ускорении ее в 2009 году, проведем анализ времени обращения товаров в зависимости от изменения объема и структуры товарооборота и величины товарных запасов.

Сначала рассмотрим влияние изменения объёма товарооборота, а также величины товарных запасов на время товарного обращения на ОАО в целом. Будем при этом использовать метод цепных подстановок.

Составим факторную модель. Тоб = ТЗср : Орто

Так как товарооборот однодневный (Орто ) - фактор количественный, то целесообразно его изменение при анализе учитывать в первую очередь. Произведём следующие расчеты.

1. Влияние изменения объема товарооборота и величины товарных запасов на товарооборачиваемость магазина в 2008 году:

Тоб 2007 = 35 дней

Тоб 2008(DОрто ) = ТЗср(2007) : Орто(2008) = 2 498,8 : 62,757 = 40 дней

Д Тоб 2008(DОрто ) = 40 - 35 = + 5 дня

Тоб 2008(DТЗср ) = ТЗср(2008) : Орто(2008) = 2 699,6 : 62,757 = 43 дня

Д Тоб 2008(DТЗср ) = 43 - 40 = + 3 дня

Совокупное влияние двух факторов:

Д Тоб 2008(DОрто ) + Д Тоб 2008(DТЗср ) = + 5 + 3 = + 8 дней

2. Влияние изменения объема товарооборота и величины товарных запасов на товарооборачиваемость магазина в 2009 году:

Тоб 2008= 43 дня

Тоб 2009(DОрто ) = ТЗср(2008) : Орто(2009) = 2 699,6 : 76,591 = 35,2 дня

Д Тоб 2009(DОрто ) = 35,2 - 43 = - 7,8 дня

Тоб 2009(DТЗср ) = ТЗср(2009) : Орто(2009) = 2 254,5 : 76,591 = 29 дня

Д Тоб 2009(DТЗср ) = 29 – 35,2 = - 6,2 дня

Совокупное влияние двух факторов:

Д Тоб 2009(DОрто ) + Д Тоб 2009(DТЗср ) = - 7,8 + (- 6,2) = - 14 дней

Результаты выполненных расчетов позволяют утверждать, что за счет снижения объема товарооборота в 2008 году на 3 131,5 тыс. руб. по сравнению с 2007 годом товарооборачиваемость замедлилась на 5 дней. В то же время увеличение размера товарных запасов на 200,8 тыс. руб. привело к замедлению времени обращения еще на 3 дня. В общем итоге это отрицательно повлияло на товарооборачиваемость, она замедлилась на 8 дней, что по сравнению с 2007 годом составило 122,9 %.

В 2009 году ситуация резко меняется. Товарооборачиваемость в целом ускорилась на 14 дней. Этому поспособствовал, в первую очередь, рост объема товарооборота на 4 980,4 тыс. руб. по сравнению с 2008 годом, что привело к сокращению времени обращения товаров на 7,8 дней. Во – вторых, повлияло уменьшение размера товарных запасов на 445,1 тыс. руб., товарооборачиваемость ускорилась на 6,2 дней. Такие цифры свидетельствуют о повышении эффективности использования товарных запасов ОАО.

Теперь рассмотрим, как изменение объема товарооборота и величины товарных запасов повлияло на изменение товарооборачиваемости в торговле Расчеты будем вести таким же образом.

1. Влияние изменения объема товарооборота и величины товарных запасов на товарооборачиваемость предприятий торговли в 2008 году:

Тоб 2007 = 27 дней

Тоб 2008(DОрто ) = ТЗср(2007) : Орто(2008) = 1 654,8 : 51,460 = 32 дня

Д Тоб 2008(DОрто ) = 32 - 27 = + 5 дней

Тоб 2008(DТЗср ) = ТЗср(2008) : Орто(2008) = 2 020,1 : 51,460 = 39 дней

Д Тоб 2008(DТЗср ) = 39 - 32 = + 7 дней

Совокупное влияние двух факторов:

Д Тоб 2008(DОрто ) + Д Тоб 2008(DТЗср ) = + 5 + 7 = + 12 дней

2. Влияние изменения объема товарооборота и величины товарных запасов на товарооборачиваемость предприятий торговли в 2009 году:

Тоб 2008= 39 дней

Тоб 2009(DОрто ) = ТЗср(2008) : Орто(2009) = 2 020,1 : 60,056 = 34 дня

Д Тоб 2009(DОрто ) = 34 - 39 = - 5 дней

Тоб 2009(DТЗср ) = ТЗср(2009) : Орто(2009) = 1 902,3 : 60,056 = 32 дня

Д Тоб 2009(DТЗср ) = 32 – 34 = - 2 дня

Совокупное влияние двух факторов:

Д Тоб 2009(DОрто ) + Д Тоб 2009(DТЗср ) = - 5 + (- 2) = - 7

Исходя из выполненных расчетов можно сделать вывод, что в 2008 году замедление товарооборачиваемости предприятий торговли на 8 дней оказало отрицательное влияние на общую товарооборачиваемость по ОАО. Это произошло за счет снижения товарооборота на 14, 7 % или по абсолютной сумме на 3 190,4 тыс. руб. по сравнению с 2007 годом, что привело к замедлению товарооборачиваемости на 5 дней, а так же за счет увеличения размеров товарных запасов на 22,1 % или на 365,3 тыс. руб., что привело к замедлению времени обращения еще на 3 дня. В 2009 году на сокращение дней оборота товаров в целом по ОАО оказало положительное влияние ускорения товарооборачиваемости по торговле на 7 дней, по сравнению с 2008 годом. Ускорение товарооборачиваемости торговли на 5 дней произошло за счет увеличения объема товарооборота на 16,7% или 3 094,7 тыс. руб. и на 2 дня за счет снижения величины товарных запасов на 117,8 тыс. руб. Тогда в торговле большую роль на изменение товарооборачиваемости играет количественный фактор – объем товарооборота[8] .

Средней товарный запас за анализируемый период рассчитывается по формуле: средней хронологической моментного ряда.

ТЗ=

0,5ТЗ1 +ТЗ2 +ТЗ3 +…+0,5ТЗn

,

n-1

(1)

Где ТЗ – средний товарный запас за определенный период (руб.);

ТЗ1, ТЗ2 , ТЗ3 , … ТЗn - величина товарных запасов на отдельные даты анализируемого периода (руб.);

N – количество дат, за которые берется величина запасов.

Среднегодовая величина товарного запаса по каждой группе товаров магазина «Ветеран» рассчитана по данным таблицы, применив среднюю хронологическую моментного ряда:

Средние товарные запасы по всем товарным группам, взятым вместе, исчисляются как сумма средних товарных запасов по отдельным товарным группам или по средней хронологической.

Важнейшим показателям, характеризующим товарные запасы, является показатель товарооборачиваемости.

Товарооборачиваемость, будучи одним из показателей эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия в целом, позволяет оценить и количественно измерить два параметра, присущие товарным запасам: время и скорость их обращения.

Количество оборотов товарной массы, взятый в объеме товарного запаса, характеризует скорость товарного обращения. Измеряется этот показатель отношением суммы товарооборота за данный период к средним товарным запасам за тот же период. Он показывает, сколько раз товарная масса обращалась в течение данного периода.

Формула скорости товарооборота имеет следующий вид:

С=

Т/Об

,

ТЗ

(2)

Где С – скорость товарного обращения;

Т/Об – объем товарооборота за анализируемый период (руб.);

ТЗ – средние товарные запасы за тот же период.

На основании этой формулы рассчитаны показатели скорости обращения по данным таблиц по группам товаров:

Полученный результат свидетельствует о том, что было обновить и реализовать средний запас товаров по хлебобулочным товарам, чтобы получить сумму товарооборота в 215,9 тыс. рублей.

Период в течение, которого товары находятся в сфере обращения и представляют собой время товарного обращения.

Время товарного обращения рассчитывается по формуле:

В=ТЗ

:

Т/Об

=

ТЗ*Т

, (3.3)

Т

Т/Об

Где В – время товарного обращения в днях;

Т – число дней в данном периоде.

Между двумя показателями товарооборачиваемости имеется обратная зависимость. Если растет скорость товарооборота, то время обращения снижается, и, наоборот, если сокращается количество оборотов, то продолжительность одного оборота растет.

Сопоставляя формулы расчета скорости и времени товарного обращения, легко установить, что произведения этих показателей равно числу дней изучаемого периода, т.е.

С*В=

Т/Об

*

ТЗ*Т

ТЗ

Т/Об

(3)

Отсюда время обращения товаров в днях и скорость обращения в количестве оборотов можно определить отношениями:

В=

Т

; С=

Т

С

В

(4)

Таблица 5

Сравнительная характеристика показателей

Группы товаров

Товарооборот, тыс. руб.

Динамика

Средние товарные запасы, тыс. руб.

Динамика

Скорость товарного обращения, раз

Динамика

Время товарного обращения, дни

Динамика

2008

2009

2008

2009

2008

2009

2008

2009

Хлебобулочные

492,845

504,433

11,588

0,7

0,6

-0,1

704,06

840,72

136,66

0,52

0,43

-0,09

Кондитерские

528,049

540,464

12,415

1

0,9

-0,1

528,05

600,52

72,47

0,69

0,61

-0,08

Бакалейные

598,455

612,526

14,071

2

1,9

-0,1

299,23

322,38

23,15

1,22

1,13

-0,09

Молочные и жировые

704,065

720,619

16,554

0,7

0,6

-0,1

1005,81

1201,03

195,22

0,36

0,30

-0,06

Мясные

668,862

684,588

15,726

0,3

0,3

0

2229,54

2281,96

52,42

0,16

0,16

0,00

Безалкогольные

422,439

432,371

9,932

0,4

0,3

-0,1

1056,10

1441,24

385,14

0,35

0,25

-0,10

Консервы

105,61

108,093

2,483

0,7

0,9

0,2

150,87

120,10

-30,77

2,42

3,04

0,62

Итого

3520,324

3603,093

82,769

-5,2

606,95

6005,16

5398,21

0,6

0,06

-0,54

Как видно из таблицы 5:

- товарооборот по хлебобулочным изделиям вырос на 11,588 тыс. руб., по кондитерским – на 12,415 тыс. руб., по бакалейным – на 14,071 тыс. руб., по молочным и жировым – на 16,554 тыс. руб., по мясным – на 15,726 тыс. руб., по безалкогольным – на 9,932 тыс. руб., по консервам – на 2,483 тыс. руб.

- средние товарные запасы по хлебобулочным изделиям упали на 0,1 тыс. руб., по кондитерским, бакалейным, молочным и жировым – также на 0,1 тыс. руб., по мясным – не изменились, по безалкогольным - упали на 0,1 тыс. руб., по консервам – выросли на 0,2 тыс. руб.

- скорость товарного обращения выросла по хлебобулочным изделиям – на 136,66, по кондитерским – на 72,47, по бакалейным – на 23,15, по жировым и молочным – на 195,22 , по мясным – на 52,42., по безалкогольным – на 385,14 , по консервам – упали на 30,77, в целом - на 5398,21

- время товарного обращения по хлебобулочным – упало на 0,09 , по кондитерским – на 0,08, по бакалейным – на 0,09, по молочным – на 0,06, по безалкогольным – на 0,1, по консервам – выросли на 0,62, в целом – упали на 0,54.

Также важным относительным показателем, применяемом при анализе является, уровень товарных запасов, который измеряется в днях товарооборота по следующей формуле:

Ут.з.=

ТЗ

, или (3.6)

Т/ОБ одн

Ут.з.=

ТЗ*Д

Т/ОБ

(5)

Где Ут.з. – уровень товарных запасов в днях товарооборота;

ТЗ – товарный запас на конец анализируемого периода (руб.);

Т/Ободн – однодневный товарооборот за анализируемый период (руб.);

Т/Об – объем товарооборота за анализируемый период (руб.);

Т – количество дней в анализируемом периоде.

Уровень товарных запасов характеризует обеспеченность торгового предприятия запасами на определенную дату и показывает, на какое число дней торговли (при сложившемся товарообороте) хватает этого запаса. Анализ уровня товарных запасов отражен в таблице 6.

Как видно из таблицы 6:

- уровень товарных запасов в 2009 году по хлебобулочным изделиям упал на 8,43

- по кондитерским – упал на 8,34

- по бакалейным – на 8,76

- по молочным и жировым – на 5,9

- по мясным – на 0,38

- безалкогольным – на 9,24

- консервам – вырос на 61,98

- в целом – упал на 54,06

Таблица 6

Анализ уровня товарных запасов

Группы товаров

Товарооборот, тыс. руб.

Средние товарные запасы, тыс. руб.

Уровень товарных запасов, %

Динамика уровня, %

2008

2009

2008

2009

2008

2009

Хлебобулочные

492,845

504,433

0,7

0,6

51,84

43,42

-8,43

Кондитерские

528,049

540,464

1

0,9

69,12

60,78

-8,34

Бакалейные

598,455

612,526

2

1,9

121,98

113,22

-8,76

Молочные и жировые

704,065

720,619

0,7

0,6

36,29

30,39

-5,90

Мясные

668,862

684,588

0,3

0,3

16,37

16,00

-0,38

Безалкогольные

422,439

432,371

0,4

0,3

34,56

25,33

-9,24

Консервы

105,61

108,093

0,7

0,9

241,93

303,91

61,98

Итого

3520,324

3603,093

5,8

5,5

60,14

6,08

-54,06

Классификация запасов по товарным группам позволяет охарактеризовать их состав, служит основой для анализа степени обеспечения ими товарооборота.

Из продовольственных товаров магазина «Ветеран» выделены товарные группы: хлебобулочные товары, кондитерские товары, бакалейные товары, молочные и жировые товары, мясные товары, безалкогольные товары, алкогольные товары, консервы мясные, рыбные, овощные. Почти все товары предназначены для нужд текущей реализации в ближайшем периоде, они постоянно обновляются регулярно, пополняются и расходуются.

2.3 Оценка оборачиваемости средств, вложенных в товарные запасы

Товарные запасы представляют собой совокупность товарной массы, находящейся в сфере обращения, предназначенной для реализации.

Товарные запасы как категория товарного обращения обеспечивают стабильный процесс обращения товаров и выполняют определенные функции:

  • являясь формой товарного предложения, удовлетворяют платежеспособный спрос населения;
  • характеризуют соотношение между объемом и структурой спроса и товарного предложения;
  • обеспечивают непрерывность расширенного производства и обращения, в процессе которых происходит их образование и расходование.

Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах предприятий-производителей, в пути, на складах оптовых и розничных торговых предприятий, что обусловлено следующими факторами: сезонными колебаниями в производстве и потреблении; временем, необходимым для перевозки товаров от места производства до места продажи; необходимостью преобразования производственного ассортимента в торговый, что требует подсортировки, подработки и упаковки; условиями транспортировки товаров, расстоянием между поставщиком и торговым предприятием; звенностью товародвижения, возможностями для хранения товаров.

В ходе анализа изучают поступления товаров в разрезе товарных групп и поставщиков с тем, чтобы выявить выполнение договорных условий отдельными поставщиками и определить объемы недопоставки по отдельным товарным группам и поставщикам. Также анализируется выполнение договорных условий самой торговой организацией по отгрузке товаров покупателям. Если у организации имеется недостаток товарных запасов, то это может привести к невыполнению условий договоров, к уплате штрафных санкций. В ходе дальнейшего анализа необходимо выяснить причины нарушений договорных условий. Причинами недопоставок по отдельным договорам могут быть нарушения как со стороны поставщика, так и со стороны организации-получателя: несвоевременное заключение договоров, недостаточно точное определение количественного и качественного состава товаров, отсутствие календарных сроков отгрузки, нарушение сроков и условий оплаты, досрочное расторжение договоров.

Товарные запасы торговых предприятий классифицируют по следующим признакам:

  • по месту нахождения различают товарные запасы в предприятиях торговли, в промышленности, в пути;
  • по назначению товарные запасы делят на запасы текущего хранения, сезонного накопления, досрочного завоза. Товарные запасы текущего хранения предназначены для удовлетворения повседневной потребности торговли в товарах. Для товарных запасов сезонного накопления характерна сезонность производства и потребления отдельных товаров. К товарам сезонного накопления относят меховые товары, картофель, фрукты, овощи, елочные украшения и т. д. Товарные запасы досрочного завоза предназначены для обеспечения бесперебойной торговли в отдаленных районах в период между сроками завоза товаров, в силу климатических условий;
  • по срокам товарные запасы подразделяют на запасы на начало и конец периода;
  • по единицам измерения — абсолютные (в стоимостном и натуральном выражении) и относительные — в днях оборота.

Товарные запасы целевого назначения предназначены для осуществления определенных целевых мероприятий.

Любой товар относится к категории товарного запаса вплоть до момента продажи. И он является постоянно существующей величиной, поскольку товарные запасы продаются не сразу, а постепенно, т. е. регулярно возобновляются. Размер товарных запасов различен в зависимости от конкретных хозяйственных условий. Абсолютная величина товарных запасов все время изменяется в зависимости от поступления и реализации товаров. Поэтому товарные запасы соизмеряются с товарооборотом, с этой целью они выражаются в днях. Этот показатель — относительный, он характеризует величину товарного запаса, находящегося в магазине на определенную дату, и показывает, на сколько дней торговли хватит этих запасов.

Товарные запасы в днях оборота определяют как отношение абсолютной величины запасов на определенную дату (на 1 января, 1 февраля, 1 марта и т. д.) к среднедневному товарообороту.

Например, товарные запасы на 1 марта в сумме составили 200 тыс. руб., а товарооборот на март – 420 тыс. руб. Отсюда среднедневной товарооборот марта составит 14 тыс. руб.(420 : 30), размер товарных запасов в днях будет равен 14,3 (200 : 14) дня. Этот же результат можно получить, умножив сумму товарных запасов на количество дней в данном периоде и разделив полученное произведение на товарооборот за этот же период: (200 х 30): 420 = 14,3 дня. Из расчетов видно, что при данном объеме товарооборота (при условии бесперебойной продажи этих товаров) имеющихся товарных запасов может хватить на 14,3 дня.

Товарные запасы выражаются в натуральных показателях (штуки, метры, тонны и т. д.) и в стоимостных (в рублях). Размеры товарных запасов непосредственно связаны со скоростью обращения товаров. Ускорение оборачиваемости товаров при постоянном объеме товарооборота приводит к уменьшению товарных запасов, а замедление оборачиваемости требует большей массы товарных запасов.

Товарооборачиваемостью называется скорость обращения товаров или время, в течение которого реализуются товарные запасы. Товарооборачиваемость выражается числом оборотов или количеством дней, необходимых на один оборот. Товарооборачиваемость в днях показывает время, в течение которого товарные запасы находятся в сфере обращения, т. е. количество дней, за которое оборачивается средний товарный запас.

Для расчета товарооборачиваемости в днях необходимо средний товарный запас за определенный период разделить на однодневный товарооборот за этот же период. Для торгового предприятия товарооборачиваемость в днях отражает время, в течение которого товары находились на этом предприятии с момента поступления до момента их реализации.

Товарооборачиваемость в числе оборотов показывает, сколько раз оборачивается средний товарный запас в анализируемом периоде. Для исчисления товарооборачиваемости числом оборотов товарооборот делят на средний товарный запас за анализируемый период.

Показатели времени и скорости товарного обращения взаимосвязаны, причем обратной пропорциональной зависимостью. Увеличение скорости и уменьшение времени товарного обращения увеличивают объем товарооборота при меньших размерах товарного запаса, что оказывает влияние на снижение расходов по хранению товаров, сокращению товарных потерь и т. п.

Товарооборачиваемость — это один из показателей эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия. Ускорение оборачиваемости товаров характеризует улучшение хозяйственной деятельности, а замедление – ухудшение.

Экономическое содержание процесса товарооборачиваемости состоит в кругообороте товаров и смене формы товарных запасов формой товарооборота. При этом не следует допускать недостатка и завышения количества товарных запасов. Излишек товарных запасов вызывает затоваривание, порчу товаров, замедление их оборачиваемости, увеличивает расходы по хранению и т. д. Недостаток товарных запасов ухудшает торговое обслуживание, снижает объем товарооборота, степень удовлетворения потребностей населения.

На величину товарных запасов и товарооборачиваемость оказывает влияние множество факторов внутренней и внешней среды торгового предприятия. Одни из этих факторов ускоряют оборачиваемость, что способствует уменьшению товарных запасов, другие замедляют скорость товарного обращения, увеличивая размер товарных запасов. Если торговое предприятие правильно оценивает эти факторы, то оно легко может изыскать резервы ускорения оборачиваемости товаров, снижения расходов на образование и хранение товарных запасов. Товарооборачиваемость можно ускорить в основном за счет совершенствования всей торгово-коммерческой деятельности.

Важнейшими факторами, влияющими на оборачиваемость и величину товарных запасов, являются следующие:

1. Колебания спроса. Если сложилась ситуация, когда товарное предложение отстает от покупательского спроса, то товарооборачиваемость по этим товарам резко ускоряется, а по мере насыщения рынка и уменьшения разрыва между спросом и предложением наблюдается некоторое замедление скорости обращения товаров.

Одним из условий, способствующих нормализации товарных запасов, является изучение покупательского спроса, воздействие на поставщиков с целью расширения ассортимента и улучшения качества товаров.

2. Объем розничного товарооборота. Для торговых предприятий с большим объемом товарооборота характерны, при прочих равных условиях, наличие большого размера товарных запасов и ускоренная товарооборачиваемость. Чем больше объем товарооборота, тем больше и однодневный товарооборот, а следовательно, и размер товарных запасов. Ускоренная оборачиваемость объясняется тем, что в таких магазинах товар завозят чаще, причем нередко минуя посредников. Величину товарных запасов определяют также широта и обновляемость ассортимента товаров. Чем шире ассортимент, тем больше товарных запасов. Время обращения товаров сложного ассортимента, как правило, превышает время обращения товаров простого ассортимента. По товарам сложного ассортимента создаются товарные запасы по различным признакам (размерам, фасоном, расцветкам ткани и т. д.), их необходимо подсортировать и подготовить к продаже. Эти операции требуют определенного времени и создания дополнительных запасов.

Потребительские и физико-химические свойства товаров. Они ограничивают или удлиняют время оборота. По товарам, стойким в хранении, создают большие товарные запасы, к ним можно отнести непродовольственные товары сложного ассортимента, длительного пользования, а также нескоропортящиеся продовольственные товары. На отдельные товары в силу их физико-химических свойств устанавливают не сроки хранения, а сроки реализации, ограниченные несколькими часами. По таким товарам большие товарные запасы создавать нельзя.

Частота и организация завоза товаров. Высокая частота завоза характерна для скоропортящихся товаров. Регулярное снабжение магазина товарами обеспечивает рост товарооборота при наличии меньших товарных запасов. Чем чаще завозят товары,тем меньше товарные запасы, и наоборот. Но необходимо помнить, что частота завоза зависит от объемов производства и качества продукции промышленных и сельскохозяйственных предприятий, сезонности производства, от местонахождения торговых предприятий, условий транспортировки. Так, в отдаленные районы по географическому положению время завоза товаров может быть ограничено из-за погодных и климатических условий и сложностей транспортировки, а время обращения товаров в этих районах намного продолжительней. Чем ближе расположены предприятия-производители, поставщики к районам потребления, тем меньше времени затрачивается на доставку товаров и чаще производится их завоз.

Состояние материально-технической базы и основных фондов торгового предприятия. Наличие развитой складской сети, оснащенной современным оборудованием для хранения товаров, в торговом предприятии позволяет создавать большие товарные запасы, их широкий ассортимент, обеспечивая сохранность и качество.

На оборачиваемость товаров оказывает влияние и ряд других факторов: насыщенность товарных рынков, звенность товародвижения, объемы импорта, распределение запасов товаров между оптовыми и розничными звеньями торговли, уровень цен на конкретные товары, организация рекламы и продажи товаров, организация труда, квалификация кадров и уровень руководства торговым процессом и т. п. Изменения перечисленных факторов могут влиять на величину товарных запасов и товарооборачиваемость, улучшая или ухудшая эти показатели.

Анализируя товарные запасы, торговое предприятие решает следующие основные задачи: выявление соответствия фактических товарных запасов их нормативу; определение динамики и оценка изменений в объеме и структуре товарных запасов, в скорости оборачиваемости товаров; выявление и расчет факторов, оказавших влияние на изменение товарных запасов. Результаты экономического анализа ложатся в основу разработки конкретных мероприятий по улучшению состояния товарных запасов и ускорению оборачиваемости, по повышению эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия.

Анализ товарных запасов проводят путем сравнения их фактического размера в абсолютной сумме и в днях оборота с нормативами, затем рассчитывают темпы изменения товарных запасов.

Для более полного изучения состояния товарных запасов розничного торгового предприятия проводят анализ по отдельным товарным группам. Это позволяет определить, в какой мере в анализируемом периоде товарные запасы обеспечивали широту ассортимента, соответствие его спросу покупателей, улучшению развития товарооборота.

В процессе анализа выявляют, нет ли в магазине залежалых товаров, устаревших фасонов, низкого качества, и выясняют причины образования сверхнормативных или заниженных по сравнению с нормативом товарных запасов, а также устанавливают причины ускорения или замедления товарооборачиваемости. Образование и накопление сверхнормативных запасов приводит к сокращению товарооборота, уменьшению доходности предприятия, замораживанию средств, вложенных в товарные запасы. Заниженные товарные запасы обуславливают сужение ассортимента, сокращение удельного веса реализации отдельных товаров, уменьшение объема товарооборота, что отрицательно сказывается на всех показателях хозяйственной деятельности торгового предприятия.

Анализ состояния товарных запасов дополняется анализом скорости обращения средних товарных запасов за конкретный период (квартал, год). Результаты экономического анализа ложатся в основу разработки конкретных мероприятий по улучшению состояния товарных запасов и ускорению оборачиваемости, по повышению эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия.

Отдельно планируются и нормируются элементы, соответствующие стадиям пути товаров от момента поступления в торговое предприятие до их реализации. А норматив товарных запасов определяется как сумма отдельных элементов. Вся масса товарных запасов разбивается на следующие элементы: время на приемку и подготовку товаров к продаже; время пребывания товара в форме рабочего запаса; гарантийный (страховой) запас товаров (в случае изменений покупательского спроса, неравномерности поставок).

Время для приемки и подготовки товаров к продаже определяется путем хронометража, а время пребывания товарных запасов в форме рабочего торгового запаса рассчитывается. Торговый запас состоит из двух частей: запаса товаров, который должен постоянно находиться в торговом зале для демонстрации имеющихся в продаже товаров и отпуска их покупателям, и запаса текущего пополнения, предназначенного для обеспечения бесперебойной продажи.

Для определения первой части торгового запаса устанавливают число ассортиментных разновидностей и среднюю цену на каждый вид товаров, перемножают эти величины и к полученному произведению прибавляют среднедневной товарооборот. Затем эту сумму делят на среднедневной оборот по этой группе товаров. Исходя из частоты завоза устанавливают вторую часть торгового запаса по каждой товарной группе, учитывая комплексность поставок по товарам сложного ассортимента. Норма второй части торгового запаса традиционно принимается в половинном размере оптимальной партии поставки товаров.

Гарантийный (страховой) запас предназначен для сглаживания неравномерности поставок, изменений покупательского спроса и устанавливается по каждой товарной группе как отношение к торговому запасу в следующих размерах: по товарам повседневного спроса – до 100 % торгового запаса; по другим товарам – до 50 % торгового запаса.

Таким образом, результатом технико-экономического метода планирования и нормирования товарных запасов является следующая формула:

Н = П + Зр + Зс,

где Н — норматив товарного запаса (по товарной группе);
П — время на приемку, подготовку к продаже;
Зр — рабочий торговый запас; Зс — страховой запас.

Проведя аналогичный расчет по всем товарным группам, путем суммирования полученных результатов определяют норматив по торговому предприятию в целом.

При анализе рассчитанные нормативные запасы сравнивают с фактическими и определяют причины выявленных отклонений.

Рентабельность товарных запасов определяется отношением прибыли от продаж к средней за период величине товарных запасов. Этот показатель характеризует величину прибыли на рубль товарных запасов. С ростом этого показателя повышается эффективность использования запасов, а затоваривание или рост товарных запасов приводит к снижению рентабельности.

3. Пути совершенствования управления товарными запасами

Процесс реализации товаров требует постоянного наличия на предприятиях торговли товарных запасов. Формирование необходимых размеров товарных запасов позволяет торговому предприятию обеспечивать устойчивость ассортимента товаров, осуществлять определенную ценовую политику, повышать уровень удовлетворения спроса покупателей. Все это требует поддержания на каждом предприятии оптимального уровня и достаточной широты ассортиментных позиций товарных запасов.

По своему назначению товарные запасы, формируемые на предприятиях торговли, можно подразделить на товарные запасы текущего хранения, запасы сезонного хранения и досрочного завоза.

Основную массу всех запасов торгового предприятия составляют товарные запасы текущего хранения . Они необходимы для обеспечения бесперебойной продажи товаров в текущем периоде. Их необходимо постоянно пополнять.

Товарные запасы сезонного хранения и досрочного завоза формируются, в первую очередь, по таким товарам, которые имеют значительный разрыв во времени между их производством и потреблением. Кроме того, они создаются исходя из особенностей географического расположения торговых предприятий, а также на предприятиях, размещенных в населенных пунктах, к которым из-за распутицы или по другим причинам не может быть обеспечена регулярная доставка товаров.

Товарные запасы, создаваемые на предприятиях торговли, могут оцениваться суммой запасов в стоимостном выражении, количеством запасов в натуральном выражении или размером запасов в днях товарооборота. Они находятся в постоянном движении и обновлении. Конечной стадией их движения является потребление.

Для поддержания товарных запасов на оптимальном уровне необходимо четко налаженная система управления ими.

Управление товарными запасами предполагает их нормирование, оперативный учет и контроль, а также регулирование.

Нормирование товарных запасов позволяет разработать и установить их необходимые размеры.

Разработанные для торговых предприятий необходимые размеры товарных запасов должны обеспечивать поддержание их на экономически обоснованном уровне, с тем, чтобы обеспечить бесперебойное и ритмичное товароснабжение розничных торговых предприятий. Они устанавливаются раздельно для товарных запасов текущего хранения, сезонного накопления и досрочного завоза по товарным группам в сумме и днях складского товарооборота.

Оперативный учет и контроль за состоянием товарных запасов ведется на основании действующих форм учета и отчетности. Для этой цели торговый отдел базы использует карточки количественно-суммового учета, статистические отчеты о товарообороте и товарных запасах. В них отражаются остатки товаров на начало месяца, а также данные об их поступлении на склад и продаже оптовым покупателям. Фактические остатки товаров сопоставляют с необходимыми размерами и при выявлении отклонений устанавливают причины, вызвавшие эти отклонения.

Регулирование товарных запасов заключается в поддержании их на определенном уровне, в маневрировании ими. Оно предполагает принятие торговыми работниками различных коммерческих решений с целью нормализации товарных запасов.

В управлении товарными запасами на предприятиях торговли удобнее всего использовать электронную вычислительную технику, на базе которой создают автоматизированные системы управления товарными запасами.

Внедрение таких систем позволяет сократить трудовые затраты, выявить новую более качественную управленческую информацию и ускорить ее обработку, а также значительно повысить уровень управления товарными ресурсами.

Необходимые размеры товарных запасов для магазинов устанавливаются с учетом объема дневной реализации товаров, оптимальных размеров разовой поставки и других факторов. Работники магазинов следят за соответствием фактических запасов товаров, установленным их необходимым размерам и принимают меры по ускорению завоза товаров в магазин или активизации продажи заменяющих товаров.

Если фактические запасы в магазине превысили необходимые размеры, то работники магазина должны в первую очередь установить причины возникшего превышения, из которых наиболее вероятными могут быть:

снижение покупательского спроса под влиянием изменения моды, роста цен, появления новых, более совершенных товаров и т.д.;

просчеты работников магазина при определении потребностей в товарах;

низкое качество поставляемых товаров;

несоблюдение сроков завоза товаров в магазин.

После выявления причин завышения фактических запасов товаров следует принять меры по ускорению реализации этих товаров, а также ограничить их завоз в магазин. Ускорить реализацию товаров можно путем более активного их рекламирования или организации ярмарок-распродаж в других населенных пунктах. Излишки завезенных товаров могут быть также возвращены на склад.

Для управления товарными запасами в магазинах все более широкое распространение получает электронная техника. В первую очередь это кассовые терминалы с системой учета товародвижения, сканеры и принтеры штриховых кодов и др. С помощью такой техники можно осуществлять не только эффективный контроль за товарными запасами в магазине или целой фирме, но и осуществлять управление другими направлениями коммерческой деятельности (ценообразование, работа с поставщиками и т.д.).

3.1. Нормирование товарных запасов


Норма товарных запасов (Нтз.дн ) определяется в днях оборота. Расчет нормы представляет собой процесс нормирования товарных запасов, в то время как расчет плановой суммы товарных запасов в тыс. руб. (ТЗпл ) получил название планирования. Эти процессы неразделимы и, как правило, один сопровождает другой. Связь между ними представлена следующей формулой:

Нтз.дн = ТЗпл / Орто.пл (1) или ТЗпл = Орто.пл * Нтз.дн (2)

где Орто.пл - плановая сумма однодневного товарооборота, тыс. руб.

Произведем расчет норматива товарного запаса, используя экономико-статистический метод с помощью скользящей средней. Но для начала необходимо рассчитать плановую сумму товарооборота на 2010 год. Будем пользоваться этим же методом. Составим таблицу 6 для расчета.

Таблица 6 – Расчет плановой суммы товарооборота, тыс. руб.

годы

товарооборот фактический, тыс. руб.

темп прироста, %

условные обозначения

А

1

2

3

2006

27 032,9

42,4

К1

2007

30 720,5

13,6

К2

2008

25 051,9

-19,5

К3

2009

30 301,0

21,0

К4

2010пл

32 534,2

7,37

Кпл

Найдем Кпл и РТОпл , используя формулы:

К1ср = (42,4 + 13,6) / 2 = 28,0

К2ср = (13,6 – 19,5) / 2 = -2,95

К3ср = (-19,5 + 21,0) / 2 = 0,75

Д = (0,75 – 28,0) / (3 – 1) = -13,63%

Кпл = 21,0 + (-13,63) = +7,37%

РТОпл = 30 301,0 * (7,37 + 100) / 100 = 32 534,2 тыс. руб.

Таким образом, плановый объём товарооборота на 2010 год составил 32 534,2 тыс. руб. Рассчитаем норматив товарных запасов на 2010 год, для этого составим таблицу 7 .

Таблица 7 – Расчет норматива товарного запаса на 2010год экономико-статистическим методом

годы

товарооборот, тыс. руб.

товарные запасы

условные обозначения

тыс. руб.

дни

А

1

2

3

4

2007

30 720,5

2 973,6

35

К1

2008

25 051,9

2 969,5

43

К2

2009

30 301,0

2 479,9

29

К3

2010пл

32 534,2

2 349,7

26

Кпл

К1ср = (35 + 43) / 2 = 39

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  141  142  143   ..