Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 17

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  51  52  53   ..

 

 

Региональня экономическая политика

Региональня экономическая политика

СОДНРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ. 2

1. Региональная экономическая политика, как элемент регулирования регионального развития. 3

1.1. Необходимость государственного регулирования регионального развития 3

1.2. Направления региональной политики в регионах разного типа. 9

2. Доходы и расходы населения Хабаровского края. 18

2.1. Понятие и виды доходов и расходов населения. 18

2.2. Баланс доходов и расходов населения. 24

3. Оценка дифференциации доходов и расходов населения Хабаровского края и ее государственное регулирование. 27

3.1. Анализ дифференциации доходов и расходов населения Хабаровского края 27

3.2. Основные направления регионального экономической политики в регулировании дифференциации доходов и расходов населения Хабаровского края. 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: 37

Список используемых источников: 38

ВВЕДЕНИЕ

Проблема регионального неравенства не является чем-то особенным, характерным только для российских реалий. Но учитывая обширность территории, проблема неравенства для России стоит очень остро. «Главное, что нам удалось восстановить территориальную целостность страны, укрепить политическую систему, набрать необходимые темпы роста российской экономики и сделать акцент на диверсификации экономики и решении на этой базе социальных проблем. Больше, конечно, не удалось, чем удалось за эти годы. Основная проблема на сегодня, во всяком случае, в социальной сфере, это неравенство в доходах между различными категориями населения» - В.В. Путин [пресс-конференция президента России, 2007].

Целью данной работы является изучение основных направлений региональной экономической пилитики в регулировании дифференциации доходов и расходов населения Хабаровского края.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить основные аспекты региональной экономической политики;

2. Выявить уровень дифференциации доходов и расходов населения Хабаровского края;

3. Рассмотреть основные направления региональной экономической политики в регулировании дифференциации доходов и расходов населения Хабаровского края.

1. Региональная экономическая политика, как элемент регулирования регионального развития

1.1. Необходимость государственного регулирования регионального развития

Из всего многообразия региональных проблем наиболее сложной проблемой является государственное регулирование регионального разви­тия. Если социально-экономическая политика страны в целом основывает­ся на более или менее универсальных механизмах регулирования, то мето­ды регулирования регионального развития гораздо более индивидуальны. Государственное территориальное регулирование является составной ча­стью системы регулирования, отражающей пространственный аспект про­цессов воспроизводства.

В настоящее время необходимость государственного регулирования регионального развития общепризнанна во всем мире. В свободной рыночной экономике территориальные пропорции и связи складываются только под воздействием инструментов рынка - товарного спроса и предложения, цен, банковских процентных ставок в ходе конкуренции товаро­производителей. Совершенно иное положение наблюдается в современном мире. Вся мировая экономика обнаруживает четкую тенденцию к взаимо­действию механизмов рыночного саморегулирования и целенаправленно-планового развития. Это проявляется в планировании и управлении на уровне хозяйственных субъектов и финансово-бюджетном, программном и ином регулировании на уровне государства. Указанное обстоятельство вы­звано отчасти тем, что в ряде сфер экономики (оборонные отрасли, образование, наука, культура и т. д.) отсутствует прямая зависимость между ка­чеством товаров и услуг и платой за них. Однако главная причина - в су­губо общественном характере современных производительных сил, в мил­лионах их многообразных и разветвленных связей и взаимозависимостей, что делает объективно необходимым государственное регулирование со­циально-экономического развития в масштабе страны и регионов /73, с. 21/.

Регулируемый конкуренцией механизм рыночного равновесия спро­са и предложения, формирования продажной цены не позволяет обеспе­чить (из-за высоких издержек, медленной оборачиваемости капитала, от­сутствия нужной информации и предпринимательского интереса) эффек­тивное решение задач размещения и регионального развития производи­тельных сил, которые относятся к числу высших, общенациональных це­лей. Если рассматривать Россию, то речь идет в первую очередь о соотно­шении развития ее Западной и Восточной зон, осваиваемых районах и их гармоничном росте, выравнивании социально-экономического положения различных регионов, их комплексном развитии, специализации, формиро­вании рациональных направлений грузопотоков, сохранении природной среды. Для этого государством должны быть включены мощные и целена­правленные регуляторы социально-экономического развития - государст­венные планы и прогнозы, федеральные финансовые планы (государствен­ный бюджет), целевые программы развития регионов и т. д. Рынок при этом может выступать в качестве эффективного помощника, стимулирую­щего проведение намечаемых мероприятий.

Важнейшими задачами регулирования развития регионов и их сис­тем в рыночной среде являются обеспечение условий для ориентации эко­номики на перестройку структуры и поступательный рост производства, достижение социального прогресса и экологического благополучия. Гло­бальной целью региональной политики является достижение более эффек­тивного и более равномерного распределения экономической активности по территории страны. Эта формулировка характеризует две стороны ре­гионального социально-экономического развития:

- экономическую эффективность, которая требует экономически ра­ционального распределения производства в пространстве и использования производственного потенциала каждого региона в целях повышения обще­национального благосостояния;

- социальную справедливость, т. е. пространственное распределение экономической активности, при которой жители всех регионов имеют бо­лее или менее равные возможности достижения желаемого благосостояния /4, с. 97/.

На самом верхнем уровне цели региональной политики совпадают с целями общенациональной политики, такими как рост, эффективность, равенство, стабильность, качество жизни.

Следующий уровень целей содержит региональную эффективность, межрегиональную конвергенцию среднедушевых доходов, обеспечение минимальных стандартов общественных и социальных услуг всем гражда­нам независимо от места проживания. Чрезмерные региональные контра­сты в социальных условиях создают угрозу существованию государства, поэтому региональное регулирование призвано ослабить внутреннее соци­альное напряжение.

На нижеследующем уровне могут быть выделены такие цели, как максимизация определенных экономических индикаторов, например, занятости, ВРП или среднедушевых доходов. Своя система целей, взаимосвязанная с целями более высокого уровня, может быть построена для регио­на любого типа.

Региональное развитие регулируется на трех уровнях: федеральном, региональном и местном (муниципальном). Последние два уровня играют главную роль.

Инструментарий регионального регулирования включает средства, которые могут быть условно разделены на средства макро- и микроэкономической политики. Средства макроэкономической политики включают в себя налоговую, бюджетную, ценовую, денежно-кредитную, социальную, внешнеторговую политики. Они используются, как правило, на нацио­нальном уровне для проведения политики центральных органов власти по отношению к регионам. Средства микроэкономической политики, используемые в региональном регулировании, определяются в зависимости от выбора объекта или направления воздействия на условия деятельности субъектов /55, с. 69/.

Для реализации региональной политики используются экономиче­ские, организационно-распорядительные (административные) и социально-психологические методы регулирования. Как правило, использование экономических инструментов предполагает косвенное регулирование, т. е. использование налоговой, денежно-кредитной, амортизационной полити­ки. Экономические методы оказывают стимулирующее или ограничиваю­щее воздействие на развитие регионов. Использование административных методов, как правило, предполагает прямое регулирование социально-экономического развития регионов: административные запреты и разрешения, сертификаты промышленного развития и др. /9, с. 272/.

Система регионального и всего территориального (включая пробле­мы размещения) регулирования имеет пробелы. Формы прямого и косвен­ного регулирования не привязаны жестко к типам регионов, не дифферен­цированы в зависимости от степени их депрессивности, отсталости и т. д. В поддержке развития нуждающихся регионов слабо используются меры структурно-производственной перестройки.

Государственное регулирование экономики регионов до сих пор не имеет четкого, завершенного организационного механизма. Этот вопрос нуждается в серьезном изучении. Определенные предпосылки решения этого вопроса созданы формированием системы федерального межрегио­нального управления - федеральных округов.

Важнейшие задачи региональной политики - создание прочной ос­новы для повышения уровня жизни населения во всех регионах и государ­ственной поддержки малоимущих слоев населения, особенно в регионах и центрах, лишенных возможности осуществить ее собственными силами. Социальный рынок возможен только при государственном регулировании экономики. Капитал не может иметь «социальную ориентацию», он всегда ориентируется на прибыль, хотя частью ее вынужден поступаться (под государственным воздействием) для увеличения социальных расходов. Достижение этих целей обеспечивается реализацией трех основных механизмов:

- выравниванием условий бюджетного финансирования социально значимых расходов;

- поддержкой социального развития проблемных регионов;

- адаптацией социальных реформ к условиям экстремальных регио­нов, особенно зоны Севера.

Поддержку социальных реформ и социального развития проблемных регионов, включая экстремальные, предполагается проводить путем пре­доставления этим регионам особого статуса и оказания помощи, как правило, в рамках социальных федеральных программ. При региональном анализе и прогнозировании, разработке программ развития регионов закладываются вытекающие из региональной политики критерии и показате­ли:

- приоритетных направлений регионального развития в различных областях и сферах (экономика, социальный сектор, экология и т. д.);

- региональных особенностей проведения экономической реформы в регионах, различающихся по генезису и состоянию хозяйства согласно выработанной типологии.

Рыночные отношения вызывают существенные изменения в традиционной стратегии регионального развития. При сохранении в современ­ной геополитической обстановке приоритета военно-стратегических инте­ресов и оптимизации общегосударственного эффекта для специализации регионов новыми ориентирами выдвигаются удовлетворение рыночного спроса и обеспечение конкурентоспособности различных производств.

Переход к рыночным отношениям обострил внимание к проблемным регионам, вызвал необходимость в их сильной государственной поддерж­ке. Так, для депрессивных регионов (порожденных кризисом, но имеющих достаточный потенциал) она направляется в первую очередь на привлече­ние инвестиций в целях реструктуризации экономики. Государство наме­рено обеспечить приоритетное развитие регионов, имеющих важнейшее стратегическое значение. Кроме общих установок региональной политики в работе по выработке мер развития каждого региона принимаются во внимание важнейшие требования, относящиеся к соответствующим регио­нам вышестоящего ранга (крупные экономические районы) или зонам (Крайний Север, Сибирь и т. д.). Однако общие цели и задачи региональ­ной политики не могут в одинаковой степени относиться ко всем регионам и должны, конкретизироваться по их проблемным типам.

В связи с недостаточной эффективностью реализуемых мер экономического и социального развития страны все большую актуальность при­нимает вопрос о корректировке курса экономической реформы. Корректи­ровка или смена курса (модели) реформы связаны с усилением государст­венного управления экономикой вплоть до активного сочетания рыночных механизмов с индикативными планами. Без этого невозможно коренное улучшение положения в регионах, укрепление безопасности и целостности России.

Для ускорения подъема регионов и всей страны нужны «прорывные технологии» с российской спецификой. Это могут быть меры в форме государственного регулирования (соединение преимуществ рынка и плана), широкое использование уникального географического положения (для коммерческих транзитных сообщений между мировыми центрами про­мышленности и торговли) и многое другое. Тем более что у нас имеется ценный отечественный опыт таких «прорывов» в экономике (НЭП, индустриализация), обороне (достижения военного паритета с СИТА) и т. д.

1.2. Направления региональной политики в регионах разного типа

Проведение региональной политики требует учета региональных особенностей. Такая политика в регионах разного типа (развитых, депрессивных, слаборазвитых, особых, нового освоения) должна учитывать осо­бенности различных типов регионов. Каждая типологическая группа проблемных регионов отличается своеобразием экономических, исторических и других условий развития своих территорий, особенностями задач и ме­ханизмов реализации региональной политики.

В группу развитых (опорных) регионов входят в основном старо-промышленные районы, агломерации и центры с высоким докризисным уровнем индустриального развития, НТП и интенсификации производства. Они располагают большими контингентами квалифицированных специалистов и рабочих, крупными и дорогостоящими промышленно-производственными фондами, солидной научно-исследовательской и проектно-конструкторской базой, особенно в отраслях ВПК. Повышенная сте­пень сочетания рыночных отношений с их государственным регулированием позволяет иметь самодостаточные финансовые ресурсы для активи­зации «точек роста», выполняющих функции доноров по отношению к убыточным субъектам РФ. Вследствие этого указанные регионы призваны выступать «генераторами» социально-экономического развития, полиго­нами отработки новых хозяйственных механизмов, «окнами» в мировой рынок. С помощью таких «локомотивов» реформы могут вытянуть цепь рыночных преобразований по всей стране и обеспечить стратегическую конкурентоспособность России в системе мирового хозяйства. В составе группы развитых регионов выделяется подгруппа высоко­технологичных регионов с ведущими отраслями индустрии - наукоемкими машиностроением и химической промышленностью. Сюда по признакам относительно высокого уровня производства промышленной продукции и высокого положительного баланса бюджетных потоков между террито­риями и Федерацией попадает 14 субъектов РФ. Это самые крупные индустриальные регионы и центры, расположенные в Центральной и Северо-Западной части России (Москва, Санкт-Петербург, Московская, Ярослав­ская, Нижегородская и Ленинградская области). В числе таких субъектов районы Волго-Урала (Самарская, Волгоградская, Пермская области, рес­публики Татарстан, Башкортостан). Из регионов Сибири в этом списке Омская, Томская, Новосибирская области /29, с. 74/.

Подгруппа сырьевых регионов включает области и края, специализирующиеся на добыче и производстве высококлассных видов первичного сырья и конструкционных материалов, на базовых отраслях промышлен­ности - топливно-энергетической и металлургической отраслях. Это ре­гионы Сибири и Дальнего Востока (Тюменская, Кемеровская, Иркутская области, Красноярский и Приморский края), Урала (Свердловская, Челя­бинская, Оренбургская области) и две области на юге и севере Европейской части (Белгородская и Мурманская области).

Развитые регионы относятся главным образом к двум верхним груп­пам по уровню покупательной способности денежных доходов на душу населения (от 2-3 прожиточных минимумов). Государственная региональ­ная политика в опорных регионах должна быть направлена на обеспечение наибольшей свободы и конкуренции товаропроизводителей, всемерной активизации экономической деятельности с учетом имеющихся здесь благоприятных предпосылок. Это предполагает массовое привлечение капитала в производственную сферу, прежде всего, в современные отрасли обраба­тывающей промышленности с высокими технологиями. Развитые регионы призваны быть лидерами активных структурных преобразований на принципах экономики постиндустриального типа, фор­мирования наукоемких, высокопроизводительных и ресурсосберегающих, а также экспортных и импортозамещающих производств, сервисных видов услуг.

Среди механизмов регулирования, социально-экономического разви­тия опорных регионов важнейшая роль отводится широкому использова­нию потенциала частнопредпринимательских, особенно коллективной (акционерной), форм рыночного хозяйствования при ограничении прямой государственной финансовой и материальной помощи. Государство призва­но, посредством налоговой и кредитной политики, поощрять акционерный бизнес. В то же время государственные хозяйственные структуры, включая казенные заводы, должны встать на путь максимальной коммерциализации своей деятельности. Отлаженные кредитные и налоговые инструменты в этих регионах, как нигде, могут стать важнейшими рычагами хозяйствен­но-предпринимательской активности. Вместе с тем поощрение иностран­ных инвестиций должно строиться в основном на принципе внедрения проектов «ноу-хау», самых современных технологий.

Тип депрессивных регионов характеризуется сравнительно высоким уровнем экономического потенциала, значительной долей промышленно­сти в хозяйственной структуре, повышенной квалификацией местных тру­довых ресурсов. Однако в результате низкой конкурентоспособности профилирующих отраслей, нарушения снабженческо-сырьевых связей (легкая промышленность и др.) или переориентации стратегического курса (отно­сительно ВПК) эти регионы теперь отличаются глубоким спадом производства, высокой безработицей (главным образом структурной), малой ин­вестиционной активностью, низким уровнем финансово-бюджетной обеспеченности и реальных доходов населения, его резким социальным расслоением. Таким негативным явлениям здесь особенно способствовали раскрутка инфляции и свертывание госзаказа (ВПК).

В качестве одной их главных установок региональной политики в депрессивных регионах выступает укрепление финансовой устойчивости на основе бюджетного федерализма, урегулирования взаимоотношений с центром (упорядочение федеральной финансовой помощи - трансфертов, усиление роли закрепленных источников поступлений налогов и т. д.). Важнейшее направление региональной политики — приватизация государственной собственности по реальной рыночной стоимости и проведение целесообразного оздоровления (санации) убыточных предприятий в ходе процедуры банкротства. Весьма актуальны в депрессивных регионах по­ощрение роста частных инвестиций в экономику с вовлечением их пре­имущественно в наиболее конкурентные проекты - базовые звенья структурных преобразований. Регионализация реформы требует содействия раз­витию институциональных (организационно-рыночных) структур и инфра­структуры рынка. Предполагается активное участие федеральных органов власти в регулировании занятости в районах концентрации отраслей есте­ственных монополий (энергетика, связь, железнодорожный транспорт) и ВПК. Необходим контроль приватизации (акционирования), а также про­цессов реорганизации убыточных предприятий (банкротств) в центрах вы­сокой социальной напряженности. Первостепенного внимания требуют предприятия и организации, являющиеся основой жизнедеятельности ма­лых и средних городов, отдаленных и изолированных территорий (закры­тые города).

Основными инструментами государственной поддержки депрессивных регионов могут стать:

- льготные кредиты из централизованных источников или компенса­ция части процентной ставки по кредитам коммерческих банков при реа­лизации эффективных проектов и программ;

- введение поощрительных выплат предприятиям за создание новых рабочих мест;

- использование повышенных ставок амортизационных отчислений по активной части основных фондов;

- страхование за счет федеральных источников коммерческих рисков при осуществлении инвестиционных проектов и др. /13, с. 212/

Если для развитых регионов упор делается на активизацию частного предпринимательства, а для отдельных - на государственную поддержку, то для депрессивных регионов - на оптимальное сочетание обоих направ­лений и механизмов хозяйствования.

К слаборазвитым (экономически отсталым) регионам относятся регионы с крайне малой интенсивностью и низкими параметрами хозяйственной деятельности, однобокой слабо диверсифицированной структурой экономики, резким отставанием от основных регионов по развитию произ­водственной базы, социальной сферы и рыночной инфраструктуры, с вы­сокой безработицей и низким уровнем жизни, наибольшей среди субъек­тов Федерации дотационностью территориальных бюджетов. Сюда вклю­чаются 12 республик из 21. В их числе республики Волго-Вятки (Марий Эл, Мордовия, Чувашия, Калмыкия). В группе слаборазвитых регионов 6 республик Северного Кавказа, не считая Чеченской (Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия). Также сюда входят и 2 сибирские республики (Алтай, Тыва). К этой груп­пе принадлежат и все автономные округа (кроме «нефтегазовых», Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского). Почти все слаборазвитые регионы -«бедные» (доходы на человека составляют менее 1,5 прожиточного мини­мума).

Активная региональная политика в отношении бедствующих территорий должна предусматривать их ускоренный экономический и социаль­ный подъем. Она заключается в реализации комплекса мер государствен­ной поддержки, направленной преимущественно на осуществление не капиталоёмких, быстро окупаемых проектов и программ, уменьшение бюд­жетной дотационное и сокращение разрыва в уровнях экономического и социального развития со средним по стране. Для экономики отсталых ре­гионов актуальны задачи предотвращения обнищания населения и мини­мизации отрицательных последствий безработицы, противодействия тен­денции ухудшения демографической ситуации и острым проявлениям де­популяции населения, экономического и социального возрождения сель­ских населенных пунктов.

Основными путями решения этих проблем является осуществление централизованных инвестиций из федеральных источников на новое строительство, прежде всего, в сфере промышленности, инфраструктуры (производственной, общехозяйственной и социальной), а также стимулирование частных капиталовложений в отдельные сектора экономики (включая АПК) посредством льготных кредитов и налогов. Для регионов с крайне низким уровнем бюджетной обеспеченности разрабатываются программы по созданию льготного режима бюджетных взаимоотношений. Слаборазвитые регионы требуют усиления механизмов государственного регулирования экономики.

Особые регионы включают три подтипа, в которых острые социально-экономические проблемы связаны с географической или исторической спецификой и где вследствие сложных условий хозяйствования реализация научно обоснованной региональной политики требует специальных мето­дов регулирования экономики.

Нестандартные подходы нужны к проблемам 17 новых пригранич­ных районов, граничащих с республиками бывшего СССР, ныне суверен­ными государствами. В этих районах, возникших как результат крупных геополитических и экономических трансформаций, первоочередного внимания требует решение не имеющих прецедентов задач:

- создание и обустройство новых транспортно-распределительных пунктов и узлов, пограничных переходов и таможенных пунктов в местах пересечения государственной границы;

- формирование центров активной приграничной производственноторговой коммерческой деятельности, а в отдельных городах с развитой инфраструктурой - свободных экономических зон (зон экономического благоприятствования);

- содействие развитию экономически обоснованных и технологиче­ски обусловленных производственно-кооперационных связей между предприятиями приграничных областей РФ и соседних государств, включен­ных в единые производственно-технологические схемы; - регулирование потоков и размещение беженцев и вынужденных переселенцев в соответствии с федеральными и региональными миграци­онными программами;

- создание новых рабочих мест и расширение социальной инфраструктуры в расчете на потенциальных переселенцев из зарубежья.

Реализация этих направлений региональной политики обосновывает­ся не только на административно-правовом регулировании, но и на меха­низмах финансово-кредитной и налоговой систем.

Экстремальные районы отличаются суровыми природно-климатическими условиями (прежде всего, Арктика и Крайний Север), сугубо сырьевой моноспециализацией, неустойчивостью функционирования профилирующих отраслей, нестабильностью и дороговизной завоза важнейших народнохозяйственных грузов. Для них большое значение сохраняют выборочный.характер хозяйственного освоения, ограничение пере­рабатывающих производств и сети населенных пунктов, надлежащее раз­витие производственной и социальной инфраструктуры, особенно транспорта и энергетики. Актуальны активизация традиционных промыслов ма­лочисленных народов Севера, общее сокращение численности занятых и замещение их техническими средствами, распространение экспедиционно­го (вахтового) метода организации труда.

К подтипу кризисных (катастрофичных) принадлежат территории, подверженные разрушительному воздействию природных (экологических) и техногенных катастроф, а также охваченные широкомасштабными межнациональными и социальными конфликтами (зона Чернобыля, Чечня, Северный Кавказ, районы с последствиями землетрясений, подъема уровня Каспийского моря). Ситуацию в них характеризует частичное, а нередко практически полное разрушение экономического потенциала, повышенная социальная напряженность, значительные размеры миграционного выхода населения, острая криминальная обстановка и общественно-политическая нестабильность. Порой проявляются значительное экологическое загрязнение сопредельных районов, неконтролируемое вторжение мигрантов и воздействие других негативных процессов /17, с. 237/.

Кризисные регионы представляют серьезную угрозу экономической и национальной безопасности страны (по состоянию уровня жизни, НТП, финансов, правопорядка и т. д.). В преодолении крупномасштабных деструктивных явлений и тенденций в катастрофических районах, приобретающих межрегиональный характер, наиболее велика роль государствен­ной поддержки, а расходы на проведение необходимых мероприятий фи­нансируются главным образом из федеральных источников. В случаях, ко­гда кризисная ситуация имеет местное значение, для ее изживания должны использоваться реальные возможности территориального бюджета и соот­ветствующих внебюджетных фондов. Главное регулирующее воздействие в чрезвычайных ситуациях оказывают механизмы административно-правового регулирования. Регионы нового освоения (восточные и северные) обладают огром­ным природно-ресурсным потенциалом, но слабо обжиты и обустроены, имеют низкий уровень развития обрабатывающих отраслей и инфраструк­туры, особенно социальной, а также внутренних производственных связей. Экономический рост носит экстенсивный характер, очень часто сопровож­дается расточительным использованием минеральных, лесных и других сырьевых ресурсов. Затраты на производство конечной продукции, капи­тальное строительство, перевозки грузов и социально-бытовое обслужива­ние здесь, как правило, весьма велики. Основные задачи осваиваемых ре­гионов - обеспечение страны важнейшими, прежде всего стратегическими, видами минерального сырья, расширение экспортного потенциала, вовле­чение в мировое хозяйство. При этом на каждом этапе должно быть опти­мизировано соотношение между реализацией валютного (экспортного) по­тенциала и использованием добываемого топлива и сырья для внутреннего рынка, экономического подъема государства с учетом политики сохране­ния природной среды.

Новое хозяйственное освоение территорий из-за его высокой дороговизны особенно нуждается во всесторонней государственной поддержке. В первую очередь - при создании материальных условий предприниматель­ской деятельности: коммуникационной сети, энергетической базы, строи­тельного комплекса и другой инфраструктуры, участие в формировании которых частного капитала весьма проблематично. Важнейшей формой реализации такой поддержки служат федеральные целевые программы. Отдаленность от центральных районов Сибири и Дальнего Востока требу­ет особого внимания к усовершенствованию для них транспортных тари­фов, чтобы нейтрализовать центробежные тенденции к экономическому отрыву этих территорий от России.

Стратегические промышленные регионы - регионы особо важного стратегического назначения. Посредством их в первую очередь обеспечиваются геополитические, военно-стратегические интересы, безопасность и обороноспособность страны, поддержание на должном уровне ее военно-экономического потенциала в целях сохранения территориальной целост­ности и независимости государства. Сюда относятся крупные центры (в том числе закрытые) и районы ВПК, энергетики, металлургии, химии, ма­шиностроения. По уровню и состоянию экономики в эту группу входят многие опорные и депрессивные территории (Москва, Московская, Ниже­городская, Самарская, Свердловская, Тюменская, Омская, Томская и Но­восибирская области, Алтайский и Красноярский края, Татарстан и Уд­муртия). Государство прямыми и косвенными методами регулирования (целевые программы, налоговые льготы и т. д.) должно всемерно укреп­лять экономику районов и центров военно-промышленного значения.

2. Доходы и расходы населения Хабаровского края

2.1. Понятие и виды доходов и расходов населения

Во все предыдущие годы реформ государственная социальная политика была направлена на уход государства из социальной сферы и насаждение в ней рыночных отношений. Даже сегодня, когда пришло понимание серьезности социально-экономических и демографических проблем, и, главное, произошел существенный поворот к их решению, государственная политика все еще носит не системный характер, не имеет четких ориентиров, и в ней упускается из виду ряд очень важных обстоятельств.

Во-первых, в многочисленных дискуссиях о социально-экономическом положение России задачи макроэкономической и социальной политики рассматриваются, как правило, отдельно. Не имея адекватной теории и методологии оценки взаимовлияния экономических, социальных и демографических показателей, правительство, основываясь на вербальных представлениях, вынуждено искать решение социальных проблем путем «простых», точечных мероприятий. При этом успешность решения социальных проблем ставится в зависимость от роста макроэкономических показателей, а пока этот рост недостаточен, – в зависимости от точной адресации ограниченных средств, направляемых на развитие социальной сферы и социальную поддержку бедных слоев населения. Иначе говоря, социальная политика, несмотря на повышенное внимание к ней, все еще продолжает строиться по «остаточному» принципу.

Во-вторых, ориентирами для оценки динамики социальных показателей и выработке мероприятий по решению социальных проблем служат, в основном, среднестатистические показатели, которые не только не дают реального представления о существе и глубине этих проблем, но часто даже дезориентируют. Это касается, прежде всего, учета реального распределения доходов населения в рамках балансовых ограничений, обусловленных уровнем продуктивности российской экономики, и недооценки в связи с этим проблемы деформации распределительных отношений и продолжающегося углубляться социально-экономического неравенства.

Политика правительства по снижению масштабов бедности может служить хорошей иллюстрацией недооценки и даже непонимания этой проблемы. Определяя уровень бедности на основе прожиточного минимума, правительство связывает снижение масштабов бедности только с повышением МРОТ, зарплаты бюджетникам, пенсий и других пособий, выделяя для этого дополнительные средства и полагая, что они в основном попадают к бедным. Но, как показывает детальный анализ на уровне различных доходных групп населения, даже достаточно радикальные предложения по повышению МРОТ и пенсий, которые в последнее время афишируются многими экономистами и политиками, не могут привести к заметным сдвигам по снижению бедности и избыточного неравенства.

Доходы и расходы населения, их структура, степень дифференциа­ции являются важнейшими показателями экономического и социального благополучия общества. Поскольку доходы служат основным источником удовлетворения личных потребностей людей, именно они являются цен­тральным звеном, ядром более широкого понятия уровня жизни населения. Важно знать, что следует понимать под доходами, каковы их разновидно­сти и основные источники получения, каковы направления их использова­ния.

Уровень доходов населения является важнейшим индикатором благосостояния общества, определяющим фактором в отношении социальных возможностей населения: отдыха, получения образования, поддержания здоровья.

Уровень потребления населения напрямую зависит от уровня доходов, поэтому одной из приоритетных задач стимулирования экономики является повышение доходов населения. В первую очередь, доходов наиболее бедной и средней части населения, а также своевременная выплата зарплаты, пенсий, стипендий и других социальных выплат.

В современной литературе приводятся самые разные варианты клас­сификации доходов. Рассмотрим некоторые важнейшие классификации.

Под влиянием проводимых в России экономических реформ про­изошли существенные изменения в структуре денежных доходов населе­ния. Если в 1990 г. доля доходов от предпринимательской деятельности и собственности была относительно невелика (12,4 %), то к 2001 г. она выросла более чем в три раза. И напротив, резко упала доля оплаты труда с 74,1 % в 1990 г. до 42,9 % в 2001 г. Сложившаяся в России в 1990-е годы структура денежных доходов населения существенно отличалась от стран с развитой рыночной экономикой. В развитых странах на долю оплаты труда в среднем приходится 60-65 % денежных доходов населения. Доля предпринимательского дохода, доходов на капитал и ренты составляет в среднем около 25 % совокупных личных доходов, а социальные трансфер­ты составляют от 10 до 15 %.

В результате реформ в России выиграли только 20% наиболее обеспеченного населения (девятая и десятая децильные группы). Группы населения со средними доходами не только не разбогатели, но и не восстановили уровень благосостояния, который имели в 1990 году. А группы с самыми низкими доходами остались за чертой абсолютной бедности.

Это означает, что отдельные группы населения имеют институциональные преимущества, которые позволяют наиболее обеспеченным перетягивать эффекты экономического роста на себя. Таким образом, речь идет не о недостатке ресурсов, а институциональных дефектах системы.

Так, например, в таблице 1 показана структура денежных доходов и удельный вес расходов в денежных доходах населения по России.

Таблица 1 – Структура денежных доходов и удельный вес расходов в денежных доходах населения в России

В процентах

Показатель

1992

1995

2000

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Денежные доходы – всего

в том числе:

100

100

100

100

100

100

100

100

100

доходы от
предпринимательской
деятельности

8,4

16,4

15,4

12,0

11,7

11,4

11,1

10,0

10,0

оплата труда

73,6

62,8

62,8

63,9

65,0

63,6

65,0

67,5

68,6

социальные выплаты

14,3

13,1

13,8

14,1

12,8

12,7

12,0

11,6

12,8

доходы от собственности

1,0

6,5

6,8

7,8

8,3

10,3

10,0

8,9

6,6

другие доходы

2,7

1,2

1,2

2,2

2,2

2,0

1,9

2,0

2,0

Денежные расходы
и сбережения – всего

в том числе:

100

100

100

100

100

100

100

100

100

покупка товаров
и оплата услуг

72,9

70,5

75,5

69,1

69,9

69,5

69,0

69,6

73,2

обязательные платежи и
разнообразные взносы

8,1

5,6

7,8

8,3

9,1

10,1

10,5

11,8

13,0

приобретение
недвижимости

0,1

0,1

1,2

2,0

2,3

2,6

3,3

3,9

5,2

прирост финансовых
активов

18,9

23,8

15,5

20,6

18,7

17,8

17,2

14,7

8,6

из него прирост,
уменьшение (-) денег на
руках у населения

13,6

3,6

2,8

2,7

1,8

1,5

3,4

3,8

0,2

На основании данных, представленных в таблице 1, можно отметить, что с 1995 года снижаются доходы от предпринимательской деятельности с 16,4 % до 10 % от всех денежных доходов, с 2005 года начинается рост оплаты труда до 68,6 % от всех денежных доходов, а также рост расходов на покупку товаров и услуг, составляющих в 2006 году 69% до 73,2% в 2008 году.

Снижение удельного веса оплаты труда при переходе к рынку имеет объективные причины. В их числе падение объема производства и появле­ние новых источников дохода (предпринимательского дохода и доходов от собственности). Это снижение ведет к сокращению отчислений в фонды социального назначения, которые являются источником формирования доходов в виде социальных трансфертов.

При анализе личных доходов населения следует различать совокуп­ные и располагаемые доходы.

Совокупные доходы – общая сумма денежных доходов по всем источникам поступления с учетом стоимости натуральных поступлений от личного подсобного хозяйства на собственное потребление и стоимости бесплатных или льготных услуг населению за счет социальных фондов. Другими словами, совокупные доходы - это общие доходы до уплаты на­логов и обязательных платежей (брутто-доходы).

Располагаемые доходы (нетто-доходы) – доходы после осуществ­ления выплаты налогов и обязательных платежей, фактически остающиеся в распоряжении населения, которые можно потратить на конечное потребление и на сбережения.

Одна из важнейших классификаций доходов предполагает разделе­ние доходов на номинальные и реальные. Применение такой классифика­ции особенно актуально в условиях постоянно изменяющихся цен в эко­номике, то есть в условиях инфляции или дефляции.

Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от изменения цен (например, сумма денег в виде начисленной заработной платы, начисленной пенсии). Это абсолютные показатели, выраженные в ценах соответствующих лет (фактически действовавших ценах).

Применение номинальных показателей недопустимо при анализе динамики показателей доходов в условиях меняющихся цен. Номинальные показатели не являются сопоставимыми, они могут давать искаженную картину реальной действительности. Устранить этот недостаток номинальных показателей позволяет расчет реальных показателей.

Реальные доходы рассчитываются с целью устранения фактора изменения цен. Такие доходы являются сопоставимыми, так как они рассчитываются в неизменных ценах. Расчет реальных доходов путем корректи­ровки номинальных доходов может быть осуществлен различными спосо­бами.

По источникам получения могут быть следующие доходы:

а) получаемые из фонда потребления предприятий (зарплата, премии, социальные выплаты);

б) из государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов (пенсии, пособия, стипендии, льготы);

в) от собственности граждан (дивиденды, проценты, арендная плата, доходы от личного подсобного хозяйства).

По степени легальности различают легальные доходы, имеющие юридически оправданную форму, и теневые доходы, имеющие источником неучтенные и противоправные виды деятельности. Различают две группы теневых доходов: нелегальные доходы криминального происхождения (торговля наркотиками, рэкет) и теневые доходы, имеющие экономиче­скую природу (доходы, неучтенные налоговыми службами, но некрими­нальные по характеру деятельности, например, торговля без лицензий, подпольные мастерские).

В зависимости от степени риска принято различать рисковые дохо­ды, передаваемые доходы и заемные доходы.

При анализе совокупных доходов населения важно рассмотреть направления их использования. Структура использования совокупных доходов складывается из следующих основных направлений: потребительские расходы на питание, алкогольные напитки и табачные изделия, непродо­вольственные товары, услуги; налоги, сборы, платежи; прочие расходы; накопления.

В целом денежные расходы домохозяйства представляют собой сумму фактических затрат, произведенных членами домохозяйства в тече­ние учетного периода обследования. В состав этого показателя включаются потребительские расходы и расходы, не связанные с потреблением. Особо следует подчеркнуть, что в состав денежных расходов домашнего хозяйства не включаются суммы инвестиций, затраты на покупку ино­странной валюты, ценных бумаг и суммы, положенные на банковские сче­та. Эти показатели характеризуют сбережения населения.

Одним из основных источников информации, характеризующей объ­ем и структуру денежных доходов, расходов и сбережений населения, яв­ляется баланс денежных доходов и расходов населения.

2.2. Баланс доходов и расходов населения

Основными источниками данных о доходах и расходах населения являются данные государственной и ведомственной статистики.

Государственная статистика собирает информацию непосредственно от населения и домохозяйств при проведении выборочного обследования домашних хозяйств и от крупных и средних фирм, представляющих отчетность по труду и выплате заработной платы. Кроме того, проводятся периодические обследования задержки выплат заработной платы по некоторым отраслям экономики, а также изучение дифференциации заработной платы по выборке фирм.

Ведомственная статистика обобщает информацию о выплатах, произведенных населению, о платежах, от него полученных, на основе ведомственной отчетности. К таким данным относятся:

- баланс денежных доходов и расходов населения, который обобщает информацию от финансовых учреждений и строится Центральным банком РФ;

- данные о размере выплаченных пенсий и пособий, предоставляемые Государственным пенсионным фондом;

- суммы декларируемых населением доходов и уплаченных с них налогов по данным Государственной налоговой службы РФ (ГНС РФ). В ГНС создается реестр налогоплательщиков, в котором будет накапливаться и обобщаться информация, характеризующая выплаченные доходы, удержанные налоги и крупные расходы, подлежащие декларированию в соответствии с законодательством.

К основным задачам статистики при изучении доходов и расходов населения относятся:

- характеристика размера и состава доходов и расходов населения и домашних хозяйств;

- анализ дифференциации денежных доходов и потребления;

- изучение динамики денежных доходов;

- моделирование доходов, расходов и потребления населения;

- изучение влияния доходов (расходов) на потребление и другие социально-экономические показатели.

В рыночных условиях возрастает необходимость в изучении платежеспособности населения как одного из важных факторов развития рынка.

Однако информация о доходах наименее достоверна из-за многообразия источников доходов, наличия неучтенных доходов от "теневой" экономической деятельности, разрыва во времени между осуществленной деятельностью и ее оплатой, а также наличия не только денежной формы доходов, но и натуральных поступлений продуктов питания и предоставляемых льгот населению. Поэтому статистика все в большей степени сосредоточивает внимание на изучении расходов, т. е. изучает доходы через расходы населения.

Баланс доходов и расходов населения является одним из инстру­ментов социально-экономического анализа, характеризующим уровень жизни населения. С его помощью определяется общий объем и структура денежных доходов и расходов населения. По такому балансу исчисляются реальные и номинальные доходы и покупательная способность населения. На основе показателей баланса производится распределение населения по уровню доходов и определяется доля населения, живущего ниже уровня бедности, а также осуществляются другие экономические расчеты, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Баланс дает возможность проанализировать основные показатели доходов и расходов населения в группировке по источникам получения средств и направлениям их расходования. Фактически баланс денежных доходов и расходов населения является промежуточным этапом для по­строения системы макроэкономических показателей.

Баланс доходов и расходов населения – один из основных источников информации, характеризующих объем и структуру денежных доходов, расходов и сбережений населения, которая находит отражение в государственной статистике, отчетах финансовых органов и внебюджетных социальных фондов. Баланс отражает ту часть валового национального дохода, которая поступает в распоряжение населения в форме денежных доходов.

Баланс строится не только на федеральном, но и на местном уровнях. На федеральном уровне Баланс строится самостоятельно и имеет расхождение с суммой территориальных балансов на величину финансовых потоков между территориями, начисленных, но не полученных средств и т.п.

Доходная часть баланса состоит из поступлений от различных источников, которые могут быть выявлены при помощи статистической и финансовой отчетности, выборочных обследований и других методов.

Расходная часть баланса состоит из трансфертов, выплаченных населением, расходов на приобретение товаров и услуг и прироста сбережений населения во вкладах и ценных бумагах.

Данные баланса являются инструментом финансового регулирования наличного денежного обращения и не могут рассматриваться в качестве оценки доходов населения. Однако на региональном уровне именно от показателя доходов на основе баланса зависят тарифы на услуги жилищно-коммунального обслуживания и цены на билеты в городском муниципальном транспорте.

3. Оценка дифференциации доходов и расходов населения Хабаровского края и ее государственное регулирование

3.1. Анализ дифференциации доходов и расходов населения Хабаровского края

Дифференциация доходов – явление объективное, связанное с социально-экономическими различиями в положении членов общества в сфере производства, распределения и потребления. Распределение населения по размеру среднедушевого денежного дохода является главной характеристикой дифференциации по уровню материального благосостояния.

Среднедушевые денежные доходы исчисляются делением общей суммы денежного дохода за отчетный период на численность наличного населения.

Распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения выражается через долю общего объема денежных до­ходов, которые приходятся на каждую из 20 %-х групп населения, распределенных по мере возрастания среднедушевых денежных доходов. Распределение общего объема денежных доходов населения Хабаровского края показано в таблице 4.

Таблица 2 – Распределение общего объема денежных доходов населения Хабаровского края

Денежные доходы

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Денежные доходы – всего

в том числе по 20-процентным группам населения:

100

100

100

100

100

100

первая (с наименьшими доходами)

6,1

5,9

5,9

5,8

5,6

5,9

вторая

10,9

10,8

10,8

10,6

10,4

10,6

третья

15,8

15,6

15,6

15,5

15,3

15,6

четвертая

22,9

22,9

22,9

22,8

22,7

22,8

пятая (с наивысшими доходами)

44,3

44,8

44,8

45,3

46,0

45,1

Соотношение доходов пятой и первой группы

7,3

7,6

7,6

7,8

8,2

7,6

Как следует из таблицы 2, что сопоставление доли населения по численности и по доле их доходов свидетельствует, что у бедных слоев доля доходов примерно в 6-8 раз ниже, чем у наиболее обеспеченных категорий населения.

Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов представлено в таблице. Оно характеризует дифференциацию населения по уровню материального достатка и представляет собой показатели численности (или долей) постоянного населения, сгруппированные в заданных интервалах среднедушевых денежных доходов.

Таблица 3 – Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов населения Хабаровского края

Показатель

2007

2008

Все население, в процентах

в том числе со среднедушевыми денежными доходами за месяц в тыс.р.

100

100

до 2000,0

1,0

0,5

2000,1 – 4000,0

7,4

4,6

4000,1 – 6000,0

11,9

9,2

6000,1 – 8000,0

12,6

11,0

8000,1 – 10000,0

11,5

10,9

10000,1 – 15000,0

21,4

22,2

15000,1 – 25000,0

20,6

23,8

свыше 25000,0

13,6

17,8

Таблица 4 – Покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения

Вид товара

2003

2004

2005

2006

2007

2008

-

Продовольственные товары, кг в месяц

Говядина

66

75

77

85

92

85

Масло сливочное

57

59

64

77

83

65

Масло подсолнечное

142

168

206

267

293

197

Молоко цельное, л

338

346

396

439

466

413

Яйца куриные, шт.

2663

2587

2813

3471

3616

3326

Сахар-песок

286

335

398

382

529

483

Хлеб и булочные изделия из

пшеничной муки

391

360

407

453

492

388

Рис шлифованный

446

398

423

474

393

304

Крупы

447

443

573

660

629

443

Картофель

841

701

594

670

879

690

Капуста белокочанная свежая

463

495

526

714

837

764

-

Непродовольственные товары, шт. в месяц

Куртка мужская

2,5

2,3

3,3

4,0

4,6

4,1

Костюм-двойка мужской

1,9

2,3

2,6

3,1

3,5

3,2

Сорочка мужская

14,7

15,9

19,4

23,3

27,3

16,9

Пальто, полупальто женское, демисезонное

1,5

1,7

1,9

2,0

2,3

2,3

Куртка для детей школьного возраста

7,2

7,5

8,8

10,2

12,6

11,3

Джемпер взрослый

6,7

7,2

7,3

8,7

10,0

7,6

Сапоги для детей школьного возраста, пар

9,1

9,2

11,7

10,1

11,8

9,5

Телевизор цветного изображения

0,6

0,9

1,1

1,3

1,6

1,4

Холодильник

0,5

0,6

0,7

0,9

1,0

1,0

Бензин автомобильный, л

522

536

552

614

719

621

Из таблицы 4 следует, что 2008 году покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения наиболее снизилась на такие виды продовольственных товаров, как масло подсолнечное – на 32,8%, крупы – 29,6%, рис шлифованный – 22,6%, масло сливочное – 21,7%, картофель – на 21,5%, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки – 21,1%; на непродовольственные товары: сорочку мужскую – на 38,1%, джемпер взрослый – на 24,0%, сапоги для детей школьного возраста – на 19,5%.

Среднедушевые располагаемые ресурсы, один из основных показателей благосостояния, используемый в бюджетном обследовании, продолжал расти, но темп его роста по сравнению с 2007 годом снизился на 12 п.п., в том числе в городской местности - на 11 п.п., сельской местности - на 9 п.п.

Таблица 5 – Темпы роста величины прожиточного минимума и располагаемых ресурсов домашних хозяйств

В процентах к предыдущему году

Показатель

2007

2008

Величина прожиточного минимума

109

128

Располагаемые ресурсы по всем домохозяйствам

143

131

в том числе:

городская местность

144

133

сельская местность

125

116

Домохозяйства с наименьшими располагаемыми ресурсами

116

121

Домохозяйства с наибольшими располагаемыми ресурсами

174

161

Номинальные темпы роста величины прожиточного минимума меньше по сравнению с увеличением среднедушевых располагаемых ресурсов.

Анализ дифференциации расходов Хабаровского края

Денежные расходы населения представляют собой форму реализации населением своих денежных доходов. Структура расходов показывает удельный вес основных расходов населения и является важным индикатором уровня жизни.

Основная часть денежных доходов населения края приходится на потребительские расходы (покупку товаров и оплату услуг), которые за 2008 год составили 179903,8 млн. рублей и увеличились, по сравнению с 2007 годом, на 19,8% (в реальном выражении - на 5,8%), при этом расходы на покупку товаров сложились в сумме 117016,1 млн. рублей и возросли на 21,4% (7,2%), оплата услуг соответственно – 62887,7 млн. рублей и на 16,8% (3,2%). Потребительские расходы населения показаны в таблице 15.

Таблица 6 – Расходы и сбережения населения

В миллионах рублей

Показатель

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Расходы и сбережения - всего

106535,4

129779,9

160622,0

202858,1

245646,4

257804,0

в том числе:

покупка товаров

41602,7

51120,9

64091,4

78698,1

96382,3

117016,1

оплата услуг

из них:

23848,2

29669,2

38344,5

46240,9

53844,5

62887,7

оплата жилищных, коммунальных услуг и услуг гостиниц

6426,8

7763,1

10166,4

12802,8

14967,5

17249,8

оплата бытовых услуг

1367,8

1655,3

1944,8

2330,1

2726,7

2978,8

оплата услуг системы

образования

2076,2

2607,4

3172,0

4032,0

5273,7

6511,7

оплата транспортных услуг

9355,5

10898,5

14363,6

16841,4

19016,2

22838,5

оплата услуг связи

2774,6

4071,4

5461,9

6433,0

7740,4

9049,9

обязательные платежи и

разнообразные взносы

8567,4

11472,1

14079,4

17808,9

21856,7

28703,8

из них:

налоги и сборы

7485,9

9440,4

11309,4

13381,7

16627,3

20835,5

платежи по страхованию

573,4

1104,4

1161,8

1504,0

1261,5

738,3

приобретение недвижимости

1521,2

2653,1

3327,0

5257,4

5241,8

5777,0

прирост финансовых активов

из них:

30891,3

34727,0

37458,3

49550,3

62793,2

41348,8

прирост/уменьшение (-) вкладов на счетах граждан

4909,0

5313,5

6250,9

11751,0

13257,6

6999,3

прирост/уменьшение (-)

денег на руках у населения

2211,7

2702,4

2904,3

13215,1

29014,3

7380,7

расходы на приобретение ценных бумаг

88,4

187,5

230,9

363,7

486,5

388,8

расходы на приобретение иностранной валюты

9531,3

10904,8

13215,8

11705,6

11422,0

16523,1

изменение средств на

счетах физических лиц-предпринимателей

15432,6

18609,3

21340,6

21114,7

24462,2

28838,5

изменение задолженности по кредитам

-1281,7

-2990,5

-6484,2

-8599,8

-15849,4

-18781,6

деньги отосланные по

переводам

104,6

137,6

3321,4

5302,5

5527,9

2070,6

Из таблицы 15 видно, что в структуре потребительских расходов до 2005 года наблюдалась тенденция снижения доли расходов на покупку товаров, по сравнению с предыдущим годом (2003г. - 63,6%, 2004г. - 63,3%, 2005г. – 62,6%), однако с 2006 года эта доля стала увеличиваться (2006г. – 63,0%, 2007г. - 64,2%, 2008г. - 65,0%). На сбережение населением Хабаровского края в 2008 году было использовано 39,7 млрд. рублей.

К сбережениям, согласно методологии баланса денежных доходов и расходов населения относятся: прирост (уменьшение) вкладов на счетах граждан, расходы на приобретение ценных бумаг, недвижимости, иностранной валюты, изменения средств на счетах физических лиц – предпринимателей, задолженность по кредитам. На рисунке 1 показана структура сбережений населения (в процентах к итогу).

Рисунок 1– Структура сбережений населения

На все виды сбережения населением Хабаровского края в 2008 году было использовано 39,7 млрд. рублей.

В структуре расходов населения за последние годы произошли определенные изменения. Так, расходы на потребительские цели в 2008 году, по сравнению с 2003 годом, увеличились на 8,3 п.п., расходы на оплату обязательных платежей и добровольных взносов на 3,8 п.п. Отмечается снижение доли сбережений на 12,9 п.п. На рисунке 9 продемонстрировано использование денежных доходов населения (в процентах от общего объема денежных доходов).

Рисунок 2 – Использование денежных доходов населения

3.2. Основные направления регионального экономической политики в регулировании дифференциации доходов и расходов населения Хабаровского края

Региональный аспект регулирования доходов населения становится одним из самых сложных направлений совершенствования регулирования доходов населения на современном этапе. От его успешного решения во многом зависит дальнейший ход экономических преобразований в регионах.

Ситуация с доходами населения в региональном разрезе характеризуется рядом сложных и противоречивых тенденций, свойственных большинству регионов и имеющих свои особенности в каждом отдельно взятом субъекте РФ.

В динамике важнейших показателей в регионах, таких как доходы населения и их дифференциация, масштабы бедности, уровень потребления и некоторых других, в ходе реформирования экономики, возник ряд негативных тенденций, дальнейшее обострение которых может привести к росту социальной напряженности и поставить под угрозу сами реформы.

Государственное регулирование доходов и заработной платы заключается в их перераспределении через бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат населению. Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов, как свидетельствует мировой опыт, можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные нужды за счет бюджетов всех уровней.

Методы государственного регулирования доходов и потребления населения представлены в табл. 7.

Таблица 7 – Методы государственного регулирования доходов и потребления населения

Прямые - административные меры

Косвенные – экономические меры

Трансфертные платежи

Социальные гарантии (прожиточный минимум, МРОТ, минимальный размер помощи в сферах здравоохранения и образования)

Административное регулирование цен

Индексация и компенсация доходов

Социальные программы

Налоги с продаж, НДС, акцизы, таможенные пошлины,

Налоговые льготы малоимущим

Государственный контроль цен

Социальные налоги, отчисления во внебюджетные фонды

Благотворительные фонды

Одним из наиболее действенных методов государственного регулирования доходов является законодательное установление размера минимальной заработной платы, ориентированного на стоимость минимального набора товаров и услуг, позволяющего работнику обеспечивать воспроизводство рабочей силы. Минимум заработной платы может быть как общефедеральным, так и дифференцированным по регионам и природно-климатическим зонам страны применительно к стоимости минимального набора товаров и услуг, рассчитанной по единой методике. Возможен и подход, который устанавливает размер минимальной заработной платы на общегосударственном (федеральном) уровне в процентах к сложившемуся уровню средней заработной платы.

Другим действенным рычагом регулирования абсолютных размеров доходов является их индексация в связи с ростом цен на товары и тарифов на услуги. Индексация доходов населения – одна из основных форм социальной защиты населения в условиях инфляции, направленная на поддержание и восстановление покупательной способности полученных трудов и иных доходов. Особенно важна индексация доходов социально уязвимых групп населения (малообеспеченных трудящихся, пенсионеров, инвалидов, лиц с фиксированной заработной платой).

Экономически оправданной представляется индексация доходов и заработной платы на основе дифференцированного подхода. Полная индексация (процент повышения заработной платы других выплат на процент роста цен и тарифов) невозможна, и в ней нет необходимости, поскольку сверх предельного уровня доходов индексация будет «раскручивать» инфляционную спираль. Кроме того, частичное повышение доходов работающих граждан возможно за счет повышения их трудового вклада, вознаграждаемых поощрительными выплатами заработной платы.

К денежным доходам граждан, подлежащим индексации, относятся прежде всего те из них, которые не носят единовременного характера. Это оплата труда по ставкам и окладам, государственные пенсии и пособия, стипендии, суммы возмещения ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья при выполнении трудовых обязанностей. Не подлежат индексации денежные доходы населения от собственности, которые формируются в условиях свободного ценообразования и поэтому не нуждаются в дополнительной защите. Это доходы от сдачи в аренду имущества, от акций и других ценных бумаг, от предпринимательской и другой разрешенной законом деятельности.

Весьма существенна роль государственной системы налогообложения как механизма регулирования заработной платы и других видов трудовых доходов граждан. Отсюда важность осуществления налоговой политики в направлении воздействия на дифференциацию и размеры доходов и прямых выплат за труд и последовательное осуществление прогрессивного налогообложения высоких доходов.

Снизив обложение налогами фонда оплаты труда и переложив часть налогов на получателей доходов, можно обеспечить дополнительные поступления в бюджет за счет того, что работодатели прекратят выдачу своим работникам значительно большей заработной платы, чем указано в платежных документах, представляемых налоговыми органами, а также зачисление ее в депозиты, в страховые фонды и т.п.

Государственное регулирование доходов должно быть направлено на преодоление чрезмерной дифференциации с помощью прогрессивного налогообложения.

Возросло значение коллективно-договорного регулирования доходов и в первую очередь заработной платы. Коллективно-договорное регулирование должно развивать и обеспечивать социальное партнерство, повысить гарантии в оплате труда каждого работника в зависимости от уровня его квалификации и выполняемых работ, а также результативности труда. Социальное партнерство государства, представительных органов работодателей и представителей органов наемных работников позволяет упорядочить соотношения заработной платы между отраслями, регионами и отдельными категориями персонала.

Коллективно-договорная система регулирования социально-трудовых отношений в существенной степени дополняет меры по прямому и косвенному воздействию государства на уровень и дифференциацию заработной платы. Четкое распределение функций и определение круга проблем, решаемых на федеральном, региональном, отраслевом уровнях и непосредственно на предприятиях, должны обеспечивать согласованные действия звеньев единой системы договорного регулирования трудовых отношений без дублирования и противоречий на основе согласования интересов всех участников переговорных процессов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

В ходе исследования были изучены основные направления региональной экономической пилитики в регулировании дифференциации доходов и расходов населения Хабаровского края.

В связи с этим были решены следующие задачи:

4. Изучиты основные аспекты региональной экономической политики;

5. Выявлен уровень дифференциации доходов и расходов населения Хабаровского края;

6. Рассмотрены основные направления региональной экономической политики в регулировании дифференциации доходов и расходов населения Хабаровского края.

Доходы и расходы населения, их структура, степень дифферен­циации являются важнейшими показателями экономического и социально­го благополучия общества. Доходы служат основным источником удовле­творения личных потребностей людей, поэтому они являются централь­ным звеном более широкого понятия – уровня жизни населения

Одной из главных причин высокой дифференциации доходов населения является глубокая бедность населения. Проблема определения численности бедного населения и дифференциации доходов не только в регионе, но и в России носит дискуссионный характер по причине отсутствия достоверной информации о доходах населения. Обследование домохозяйств, на базе которого рассчитывается неравенство в доходах и определяется уровень бедности, не включает значительные слои населения, находящиеся на концах рядах распределения – самых бедных и самых богатых.

Главная цель предстоящего десятилетия — стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов России, повышение на этой основе уровня жизни населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций Российской Федерации в мире.

Список используемых источников:

1. Адамчук В. В., Кокин Ю. П., Яковлев Р. А. Экономика труда. – М.: Финстатинформ, 1999.

2. Генкин Б. М. Эффективность труда и качество жизни. – СПб.: ГИЭА, 1997.

3. Экономика труда: (социально – трудовые отношения) / Под ред. Н.А.Волгина, Ю. Г. Одегова. – М.: Издательство «ЭКЗАМЕН», 2003.

4. Данные Росстата.

5. Генкин Б. М. Экономика и социалогия труда. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2001.

6. Кокина Ю. П. Политика доходов и заработной платы. ­– М.: Юристъ, 2000.

7. Павлов К. В. Общая теория социально-экономической политик. - Иж, 1998.

8. Одегов Ю.Г., Волгин Н.А. Экономика труда. 2002.

9. Горелова Н.А. Экономика труда. – СПб. 2004.

10. Олимских Н. Н. Социально-трудовые отношения: формирование, регулирование и развитие. Ижевск, УдГУ, 2006.

11. Российская газета, № 9 от 14.03.2007.

12. Журнал «Общество и экономика» № 1 2003 г. стр. 80-92 Доктор экономических наук В.Бобков

13. Российская экономика в 2006 г., с.303-304; Российская экономика в 2007 г., с.376

14. Независимый институт Социальной политики. Социальный атлас российских регионов http://www.socpol.ru/atlas/overviews/econ_condition/index.shtml

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  51  52  53   ..