Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 17

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  44  45  46   ..

 

 

Деньги сущность, функции, происхождение, современные формы

Деньги сущность, функции, происхождение, современные формы

По предмету: Экономическая теория (микро)

Деньги: сущность, функции, происхождение, современные формы

Выполнил:

студентка 1 курса

2 семестр

Москва.2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

1 происхождение, разновидность и СУЩНОСТЬ ДЕНЕГ

1.1 Происхождение и разновидность денег

5

1.2 Необходимость и экономическая сущность денег

9

2 Функций денег и их эволюция в современных

условиях

2.1 Мера ценности

12

2.2 Средство сохранения ценности

16

2.3 Средство обращения

19

2.4 Средство платежа

21

3 ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕНЕГ

3.1 Развитие электронных денег

23

3.2 Виды современных денег

26

4 ИСЛЕДОВАНИЕ РЫНКА БАНКОВСКИХ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ В

РФ

4.1 Основные показатели рынка банковских пластиковых карт в РФ

31

4.2 От зарплаты к кредиту

33

4.3 Ложки дегтя в бочке меда

34

4.4 Новые карточные игры

36

4.5 Виды на завтра

38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

41

ВВЕДЕНИЕ

Денежная система, это один из наиболее важных разделов экономической науки. Она представляет собой нечто гораздо большее, чем пассивный компонент экономической системы, чем просто инструмент, содействующий работе экономики. Правильно действующая денежная система вливает жизненную силу в круговорот доходов и расходов, который олицетворяет экономику. Хорошо работающая денежная система, способствует как полному использованию мощностей, так и полной занятости. И наоборот, плохо функционирующая денежная система может стать главной причиной резких колебаний уровня производства, занятости и цен в экономике, исказить распределение ресурсов.

В зависимости от того, в какой форме функционируют деньги: как товар — всеобщий эквивалент или как мера стоимости, различа­ют два типа денежных систем: системы металлического обращения, при которых денежный то­вар (благородные металлы) непосредственно обращается и выполня­ет все функции денег, а кредитные деньги размены на металл; системы обращения денежных знаков, когда золото и серебро вытеснены из обращения неразменными на них кредитными и бу­мажными деньгами.

Деньги являются важнейшим атрибутом рыночной экономики. От того, как функционирует денежная система, во многом зависит стабильность экономического развития страны. Изучение природы и основных функций денег, процесса эволюции денежной систем, организации и развития денежного обращения, причин, последствий и методов борьбы с инфляцией необходимо для последующего анализа особенностей функционирования всей финансовой системы.

Предприниматели в своей хозяйственной деятельности постоянно имеют дело с денежными единицами своей страны и иностранных государств. Деньги – историческая категория, присущая товарному производству. До появления денег имел место натуральный обмен.

К древнейшим видам денег относятся товары, которые использовались повседневно, а при обмене служили всеобщим эквивалентом: продовольственные (скот, соль, чай, зерно, рис и др.), меховые (шкуры пушных зверей), орудие труда (мотыги, топоры, ножи, лопаты), украшения (кольца, браслеты, цепочки). Постепенно роль денег перешла к металлам, сначала в форме слитков разной формы, а с VII в. до н.э. – в форме чеканных монет. До капитализма роль денег выполняли медь, бронза, серебро, а в некоторых странах (в Ассирии и Египте) еще в древности (за два тысячелетия до н.э.) – золото. С развитием товарного производства золото и серебро стали денежными товарами.

Нам более привычны бумажные деньги. Впервые они появились в Китае в 812 г. Самые ранние в мире выпуски банкнот были осуществлены в Стокгольме в 1661 г. В России бумажные деньги (ассигнации) впервые были введены при Екатерине II (1769 г.).

Онере де Бальзак утверждал, что “деньги – это шестое чувство, позволяющее нам наслаждаться пятью остальными”. Более строго и сухо определяют их экономисты. А. Смит называл деньги “колесом обращения”, К. Маркс – “всеобщим эквивалентом”.

Актуальность исследования : Деньги - экономическая категория, в которой проявляются и при участии которой строятся общественные отношения. Деньги выступают в качестве самостоятельной формы меновой стоимости, средства обращения, платежа, накопления. Деньги возникают при определенном условии производства и экономических отношений и способствуют их развитию. Необходимость денег вызвана товарным производством.

Цель исследования : изучить происхождение, сущность и функции денег.

Объект исследования : происхождение и разновидность денег.

Задачи исследования :

1. Изучить происхождение и разновидность денег;

2. Рассмотреть необходимость и экономическая сущность денег;

3. Изучить функцию денег и их эволюцию в современных условиях;

4. Рассмотреть развитие электронных денег;

5. Изучить виды современных денег;

6. Исследовать рынок пластиковых банковских карт в РФ.

1 происхождение, разновидность и СУЩНОСТЬ ДЕНЕГ

1.1 Происхождение и разновидность денег

Деньги известны с далекой древности, и появились они как результат более высокого развития производительных сил я товарных отношений.

Для натурального хозяйства, свойственного низкому уровню развития производительных сил, было характерно производство продукции "для собственного потребления. Обмен касался лишь случайно оставшихся излишков. Общественное разделение труда (выделение земледелия, скотоводства, а затем ремесел) вызвало к жизни постоянный обмен продуктами труда, т.е. необходимость товарного производства. Обмен — это движение товара от одного Товаропроизводителя к другому и предполагает эквивалентность (скот зерну = топору == холсту), что требует соизмерения разных по виду, качеству, форме, назначению товаров. Это соизмерение разных товаров требует единой общей их основы.

Такой основой является стоимость товаров, т.е. общественный труд, затраченный в процессе производства' товара и овеществленный в этом товаре. Именно общественный труд (а не индивидуальный труд отдельного производителя) делает товары соизмеримыми. При обмене одного товара на другой на рынке общество тем самым подтверждает, что на эти товары затрачен труд, т.е. оба товара имеют стоимость. В связи с тем, что труд, затраченный на производство отдельных товаров, различен, товары имеют разную стоимость. Отсюда возникает необходимость количественно измерить общественный труд или стоимость, т.е. появляется понятие меновой стоимости (1 овца равна 1 мешку зерна) [1, c. 77].

Меновая стоимость — это способность товара обмениваться на другие товары в определенных пропорциях, т.е. обеспечивается количественное сравнение товаров.

При натуральном производстве продукт удовлетворял потребности производителя и его семьи, т.е. для них он имел значение как потребительная стоимость (способность продукта удовлетворять какую-либо потребность человека). При производстве товара для обмена товаропроизводитель интересуется прежде всего его стоимостью и только во вторую очередь — потребительной стоимостью, ибо если товар не обладает потребительной стоимостью, то он никому не нужен и его невозможно обменять.

Итак, продукт, не предназначенный для обмена, имеет лишь потребительную стоимость для производителя. Товар при обмене должен обладать стоимостью для производителя и потребительной стоимостью для покупателя. Эти свойства товара выступают как единство противоположностей: единство, так как они присущи одному товару, а противоположность, поскольку один и тот же товар для одного человека не может быть одновременно и потребительной стоимостью, и стоимостью. Эволюция обмена товаров предполагает развитие форм стоимости.

1) форма — простая, или случайная, форма стоимости свойственна низкой ступени развития производительных сил. При натуральном хозяйстве избыток продуктов возникал лишь периодически от случая к случаю. Товары, попавшие на рынок, случайно измеряли свою стоимость через посредство другого товара. Меновая стоимость при таком обмене резко колебалась во времени и пространстве. Однако уже в этой простой форме стоимости залажены основы будущих денег (например, 1 овца равна 1 мешку зерна).

Для скотовода овца важна не как потребительная стоимость, а как стоимость, которая проявляется только в обмене на рынке. Ему нужна потребительная стоимость зерна. На рынке товар-овца ищет своего антипода и играет активную роль, так как скотовод стремится найти зерна в обмен на свой товар. Зерно служит материалом (формой) для выражения стоимости овцы, т.е. пассивно отражает общественный труд, затраченный на выращивание овцы. Следовательно, зерно становится внешним проявлением общественного труда, т.е. эквивалентом, и находится в эквивалентной форме стоимости.

Эквивалентная форма стоимости имеет следующие особенности:

-потребительная стоимость товара-эквивалента (зерна) служит формой проявления своей противоположности — стоимости товара (овцы);

-труд частный, индивидуальный труд, затраченный на Производство товара эквивалента (зерна), выражает свою противоположность — общественный труд, конкретный труд, заключенный в товаре-эквиваленте (зерне), служит формой проявления абстрактного труда.

2) — это развернутая форма стоимости. С дальнейшим разделением труда и ростом производства все больше продуктов-товаров поступает на рынок. Один товар встречается при обмене с множеством других товаров-эквивалентов. Например, 1 мешок зерна = 1овце =1 топору =1 аршину холста и т.д. 3) — всеобщая форма стоимости когда товар становится главной целью производства. Каждый товаропроизводитель за продукт своего труда стремился получить всеобщий товар, который нужен всем. В связи с такой объективной необходимостью из товарной массы стали выталкиваться товары, выполняющие роль всеобщего эквивалента. Всеобщими эквивалентами становились скот, меха, у племен Центральной Африки — слоновая кость. Однако на этой роли такие товары задерживались не надолго, поскольку не удовлетворяли требованиям товарного обращения и по своим свойствам не соответствовали условиям эквивалентности [1, c. 81].

В результате развития обмена всеобщим эквивалентом в течение длительного периода становится один товар, преимущественно металл. Этот процесс конструирования товара на роли всеобщего эквивалента — очень сложный и длительный. Он определил появление четвертой формы — денежной формы стоимости.

Для денежной формы стоимости характерны следующие черты:

-один товар монополизирует на продолжительное время роль всеобщего эквивалента;

-натуральная форма денежного товара срастается с его эквивалентной формой. Это означает, что потребительная стоимость товара -денег внешне скрывается, а остается лишь его всеобщая общественная форма ценности.

Для превращения товара в деньги необходимо:

а) общее признание данного факта как покупателем, так и продавцом, т.е. оба субъекта не могут отказаться при обмене своих ценностей на данный товар-деньги;

б) наличие особых физических свойств у товара-денег, пригодных для постоянного обмена;

в) длительное выполнение товаром-деньгами роли всеобщего эквивалента.

Итак, деньги возникли стихийно из обмена, а не по соглашению сторон. В роли денег выступали разные товары, но более пригодными оказались драгоценные металлы — серебро и золото.

Деньги по своему происхождению — это товар. Выделившись из общей товарной массы, они сохраняют товарную природу и имеют те же два свойства, что и любой другой товар: обладают потребительной стоимостью, например, золото в форме денег может использоваться для украшения и удовлетворять эстетическую потребность человека, и стоимостью, поскольку на производство товара-денег (золота) затрачено определенное количество общественного труда.

В то же время деньги в отличие от обычных товаров являются особым товаром: потребительная стоимость товара, выполняющего роль всеобщего эквивалента, как бы удваивается (кроме конкретной потребительной стоимости, они имеют всеобщую потребительную стоимость, поскольку с их помощью человек может удовлетворить любую потребность);

стоимость денег имеет внешнюю форму проявления до их обмена на рынке. Товар-деньги всегда можно обменять на любой другой товар, необходимый владельцу, в то время как стоимость обычного товара скрыта и обнаруживается в процессе обмена, когда товар продается на рынке.

Деньги — историческая категория, развивающаяся на каждом этапе товарного производства и наполняющаяся новым содержанием, которое усложняется с изменением условий производства. В далеком прошлом всеобщим эквивалентом выступали меха, скот, украшения. Позже, когда обмен принял систематический характер, в роли денег стали использоваться металлы, вначале медь, затем серебро и, наконец, золото.

Деньги разрешили противоречие товарного производства: между потребительной стоимостью и стоимостью. С появлением денег товарный мир раскололся на две части: один товар — деньги и все остальные товары. Потребительная стоимость сконцентрирована на стороне всех товаров, а их стоимость — на стороне денег. Товары, участвующие в обмене, выступают как потребительные стоимости. Деньги становятся выразителем этих потребительных стоимостей всех товаров через свою стоимость.

Таким образом, особенность денег выражается в следующем: деньги — это стихийно выделившийся товар; деньги — это особый привилегированный товар, играющий роль всеобщего эквивалента; деньги разрешили противоречия между потребительной, стоимостью и стоимостью, свойственные всем товарам, в том числе и деньгам.

1.2 Необходимость и экономическая сущность денег

Сущность денег как экономической категории проявляется в их функциях, которые выражают внутреннюю основу, содержание денег.

Деньги выполняют следующие пять функций: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления и Сбережения и мировые деньги.

Функция денег как меры стоимости. Деньга как всеобщий эквивалент измеряют стоимость всех товаров. Однако не деньги делают товары соизмеримыми, а общественно необходимый труд, затраченный на производство товаров, создает условия их уравнивания. Все товары выступают продуктами общественно необходимого труда, поэтому действительные деньги (серебро и золото), обладающие стоимостью, могут стать мерой их стоимости. При этом измерение стоимости товаров деньгами происходит идеально, т.е. у товаровладельца не обязательно должны быть наличные деньги.

Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой. Она определяется общественно необходимыми затратами труда на его производство и реализацию. В основе цен и их движения — закон стоимости. Цена товара формируется на рынке, и при равенстве спроса и предложения на товары она зависит от стоимости товара и стоимость денег. При функционировании действительных денег цена товара прямо пропорциональна стоимости этих товаров и обратно пропорциональна стоимости денег. В связи с несоответствием спроса и предложения на рынке цена товара спроса и предложения на рынке цена неизбежно отклоняется от его стоимости. По таким отклонениям цен (вверх и вниз) от стоимости товаропроизводителя определяют, каких товаров произведено недостаточно, а каких — в избытке.

При золотом стандарте цены зависели от стоимости товара, поскольку стоимость денег -золота была относительно постоянной. При бумажно-денежной и банкнотной системах цены на товары выражаются в знаках стоимости, не обладающих собственной стоимостью, поэтому они не могут точно отражать ценность товаров. Отсюда вытекают различия в ценах одного и того же товара, что затрудняет принятие товаропроизводителем правильных рациональных решений о производстве товаров [2, c. 33].

Количественная оценка стоимости товара в деньгах, т.е. цена товара, обеспечивает возможность соизмерения не только продуктов общественного труда, но и части одного и того же денежного товара — серебра или золота. Для сравнения цен разных по стоимости товаров необходимо свести их к одному масштабу, т.е.. выразить их в одинаковых денежных единицах. Масштабом цен при металлическом обращении называется весовое .количество денежного металла, принятое в данной стране за денежную единицу и служащее для измерения цен всех других товаров.

Между деньгами как мерой стоимости и деньгами как масштабом цен имеются существенные различия. Деньги как мера стоимости относятся но всем остальным товарам, возникают стихийно, изменяются ж зависимости от количества общественного труда, затраченного на производство денежного товара. Деньги как масштаб цен устанавливаются государством и выступают как фиксированное весовое количество металла, изменяющееся со стоимостью этого металла. Первоначально весовое содержание денежной единицы совпадало с масштабом цен, что нашло отражение в названиях некоторых денежных единиц. Так, английский фунт стерлингов в прошлом действительно весил фунт серебра. В ходе исторического развития масштаб цен обособился от весового содержания денежной единицы.

При золотом обращении масштаб цен предполагал установление денежной единицы, приравненной к определенному количеству золота. В XX в. наблюдается снижение покупательной способности денег, что выразилось в уменьшении количества золота в денежной единице. Так, в 1900 г. доллар США приравнивался к 1,50463 г, в 1934 г. — 0,88%71 т, в 1973 г (февраль) - 0,736 г золота.

В России по реформе министра финансов С.Ю. Витте (1895 — 1897 гг.) золотое содержание рубля установлено в 0,774234 г.

В 1950 г. он содержал 0,222169 г, а в 1961 г. ( с изменением Масштаба цен) — 0,98741 г золота.

Ямайская валютная система, введенная в 1976 — 1978 гг., отменила официальную цену золота и золотое содержание денежных единиц стран — участниц Международного валютного фонда (МВФ). Ныне официальный масштаб цен этих стран складывается стихийно в процессе рыночного обмена путем соизмерения стоимости товаров посредством цены. В России также с 1992 г. официальное соотношение рубля и золота не предусмотрено. В современных условиях произошел процесс демонетизации золота, т.е. утрата им функций денег, в том числе и функции меры стоимости. Золото вытеснено из внутреннего и внешнего оборота неразменными кредитными деньгами.

С установлением господства неразменных кредитных денег масштаб цен претерпел существенные изменения.

Государство устанавливает :

- название денежной единицы, порядок ее выпуска и изъятия, а также ее купюрность;

- порядок выпуска более мелкой денежной единицы, изготавливаемой, как правило, из дешевых металлов, определяя ее соотношение к основной денежной единице;

- правила обращения наличных и безналичных денег;

- валютный курс национальной денежной единицы к иностранным, исходя из спроса своей валюты, и публикует его в официальной печати.

Господство знаков стоимости кредитных денег модифицирует функцию денег как меры стоимости [2, c. 35].

2 Функций денег и их эволюция в современных

условиях

2.1 Мера ценности

Мера ценности представляет собой первую и универсальную функцию денег. Все разновидности денег, независимо от того, насколько полно или неполно они выполняют другие денежные функции, всегда и повсюду в полной мере выполняют функцию меры ценности. Это происходит потому, что все разновидности денег, действующие в национальной экономике в данный момент времени, предназначены для выражения ценности применяемых в ней хозяйственных ресурсов. Различные виды денег являются составными частями общей денежной массы, которая, с учетом скорости обращения, служит выражением ценности совокупности всех присутствующих на рынке товаров. В экономике, то есть на рынке, в каждый данный момент на одной стороне присутствует товарная масса как воплощение потребительной ценности, а на другой стороне этой товарной массе в качестве воплощения ее ценности противостоит денежная масса с учетом скорости обращения денег.

Выражение ценности товарных ресурсов составляет предназначение денег. Деньги выполняют его таким образом, что прежде всего дают ценности товаров количественную определенность, в которой она предстает перед обществом. Действуя как средство выражения ценности товаров, деньги одновременно действуют и как мера их ценности. Механизм этого действия состоит в том, что в качестве меры ценности употребляется денежная единица, в которой выражена долевая величина совокупной ценности всех товаров, представленных на рынке.

Ценность товара, выраженная в деньгах, является обществу в форме цены. Цена, следовательно, есть форма выражения ценности товаров в деньгах. Поэтому, когда говорят об изменении цен товаров под влиянием различных условий, подразумевают изменения их ценности, выраженной в деньгах.

Сравнительный, относительный характер ценности товаров, означает, что и мера этой ценности является величиной относительной. Поскольку мера ценности является долевой величиной общей ценности всей совокупной товарной массы, она движется и изменяется в различные периоды времени вместе с изменениями ценности всей товарной массы, представленной на рынке. В этом состоит отличие меры ценности как общественной категории от физических мер, которые относятся к классу природных явлений и являются абсолютными величинами.

Мера ценности - это долевая величина совокупной ценности всей товарной массы, представленной на рынке. Подобно тому, как капля раствора выражает пропорции содержащихся в нем веществ, денежная единица выражает соответствующие пропорции всех товаров, представленных в ней в качестве набора.

Формирование функции меры ценности начинается с бартера.

Простой бартер - исходная ступень развития товарно-денежных отношений и их первая стадия. Напомним, что обмен представляет собой универсальный способ экономической связи между членами общества, в котором сложилось и развивается разделение труда [3, c. 149].

Бартер был первой формой обмена, и он породил исходную и самую общую формулу обмена Т-Т: товар на товар. Эта формула представляет в самом общем виде обмен хозяйственной деятельностью, который совершается экономическими агентами в обществе. В дальнейшем он развивается и усложняется вместе с развитием экономики, как по линии содержания, так и по линии техники исполнения сделок.

Мера ценности сформировалась прежде, чем возникли и полностью оформились деньги как экономическое явление. Первоначально мера ценности возникает и долгое время существует как простое обменное соотношение товаров, как пропорция, в которой осуществляется их обмен. Это обменное соотношение и есть цена товара, но только она еще пока выражена не в деньгах, а в одном или нескольких других товарах, которым благодаря этому и предстоит стать деньгами.

Наиболее представительный товар становится носителем данного соотношения, мерилом ценности других товаров, и в этом качестве, помимо своей собственной роли конкретного товара становится инструментом обмена, то есть превращается в деньги.

Следовательно, деньги уже с начала своего происхождения возникали как величины отвлеченные, идеальные, хотя они еще долгое время были привязаны к вещественному носителю.

Первые деньги долго выступали как деньги только в качестве меры ценности, в то время как обмен носил непосредственно прямой характер. Длительное время цены товаров существовали в виде простых обменных соотношений, которые постепенно становились привычными и превращались в традицию, закрепленную силой обычая. Это имело место там, где обменные операции превращались в устойчивое, регулярно повторяющееся явление, в случае, например, хозяйственных связей земледельческих и скотоводческих общин.

В дальнейшем, с ростом числа и разнообразия обменных соотношений эта традиционная система связей приводила к тому, что центральную роль в обмене занимал один из товаров, отдельные части которого становились единицей меры ценности. Такой товар служил мерой ценности всех других товаров и первоначально именно в этом качестве выступал как деньги. В зависимости от условий местности и от удобства счета, мерой ценности становилась либо единичная особь скота, либо определенный вес или объем таких предметов, как соль, пшеница и т.п.

Потребность в деньгах возникает в связи с прогрессом обмена, его усложнением и возрастанием числа комбинаций, в которых обмениваются товары. Это означает, что к данному времени многочисленные обменные соотношения уже сложились, и появление денег диктуется необходимостью выразить эти соотношения в универсальной форме, приемлемой и понятной для общества. Это требование удовлетворяется путем выделения из товарного мира отдельного товара, способного служить универсальным средством обмена. Прежде чем стать деньгами, данный товар уже достаточно долго участвовал в обменных операциях реально или идеально как мера ценности, так что пропорции, в которых он обменивался на другие товары, стали привычным и общеизвестным соотношением. Благодаря этому, те пропорции, в которых данный товар обменивался на другие товары, стали универсальными, общеупотребительными пропорциями. Выделившийся товар стал деньгами, а количественные соотношения, в которых он обменивался на другие товары, стали ценами [3, c. 151].

Роль представителя ценности товарного мира была особенной, подходящей не для всякого товара, и поэтому требовала наличия у денежного товара особенных экономических и физических свойств. Вначале на эту роль выдвигался товар, наиболее часто встречавшийся в обмене, а затем - наиболее ценные товары, обладающие кроме того подходящими физическими свойствами. Со временем на эту роль выдвинулись благородные металлы. Выдающиеся эстетические качества, однородность, стойкость к воздействию внешней среды и неподверженность порче, произвольная делимость, портативность, высокая стоимость при малом объеме в сочетании с редкостью и трудностью добычи - все это сделало золото и серебро уникальными товарами, идеально соответствующими для выполнения роли денег во времена действия натуральных денег.

Функция меры ценности требует количественной определенности. Поэтому с ней тесно связано свойство денег - служить масштабом цен. Масштаб цен не является отдельной функцией денег - он представляет собой механизм, с помощью которого осуществляется функция меры ценности.

Когда обмен достигает достаточного развития, все товары одинаково воспринимаются как ценности. Поскольку как ценности они однородны, то они теперь сравниваются и измеряются между собой как части противостоящей им однородной субстанции, в качестве которой выступают деньги. Отсюда развивается необходимость дробления денег на одинаковые части. Эта необходимость, как и все экономические явления вначале возникает в реальной жизни, а затем закрепляется в качестве мысленного образа.

2.2 Средство сохранения ценности

Функция сохранения ценности является второй конституирующей функцией денег после функции меры ценности. Наличие этих двух функций служит необходимым и достаточным условием того, что данная экономическая категория действительно представляет собой деньги.

Функция сохранения ценности порождается развитием обмена и его переходом от эпизодических и разрозненных актов бартера к регулярной торговле как более развитой и прогрессивной форме обмена результатами хозяйственной деятельности.

В отличие от бартера с его узким кругом участников и предметов обмена, торговля означала вовлечение в обменные сделки большого количества разнообразных товаров, возрастание числа сделок и участников этих операций на рынке. В этих условиях прямой товарообмен становился крайне затруднительным и зачастую попросту невозможным. Возникла необходимость сначала продать товар, а затем на вырученные средства приобрести другой или другие товары. Это стало возможным с появлением денег. Бывшая прежде единой, обменная сделка распадается на две автономных части, и ее формула усложняется. Вместо прямого обмена Т-Т теперь имеет место две фазы: продажа (Т-Д), а затем покупка (Д-Т). Между начальной и конечной фазами обменной сделки появляется посредник Д, задача которого состоит в том, чтобы не только служить мерой ценности, но и сохранять ценность участвующих в обмене товаров, пока он не получил завершения.

Средство, в обмен на которое данный товар продается, а следующий - покупается, должно было обладать свойством сохранять ценность в течение того времени, пока не будет найден и куплен подходящий товар. Довольно часто такой товар находился в другое время и/или в другом месте, и поэтому сохранение ценности становилось решающим свойством данного средства: ведь его надо было какое-то время удерживать в своем распоряжении и перемещать из одного места в другое, чтобы там предъявить в уплату за подходящий товар. Эту задачу должен был решать каждый первоначальный продавец товара. Следовательно, он соглашался принимать в уплату за свой товар именно такое средство. Очевидно, что так поступали и другие участники обменных сделок, поскольку позиции продавца и покупателя регулярно менялись: тот, кто только что был продавцом, для завершения обменной операции обязательно становился покупателем.

Для решения данной задачи ничего не надо было изобретать: поскольку торговля постепенно развивалась из бартера, таким средством мог служить только один из товаров, давно участвовавший в бартере и ставший привычным в качестве меры ценности. Когда такой товар выделяется из общей товарной массы, обладая не только свойством служить мерой ценности, но и удобными свойствами, позволяющими ему служить средством ее сохранения, он становится деньгами. Можно утверждать, что именно уникальная способность служить средством сохранения ценности в течение длительного времени сделала золото наилучшим материалом для применения в качестве денег в эпоху становления и развития натуральных денег.

В период, когда возникла и действует функция меры ценности, денежный товар еще не участвует в обмене постоянно в качестве посредника, обмен часто продолжает происходить напрямую - денежный товар в это время дает только меру для определения и выражения пропорции обмена. Но делает он это уже идеально, поскольку каждый из участвующих в обмене товаров ранее сталкивался с денежным товаром и обменивался на него, благодаря чему непосредственное присутствие денежного товара в каждой конкретной сделке становится необязательным. При этом сам денежный товар все еще остается внутри товарного мира, он пока только обладает особой метой, позволяющей выделить его в товарной толпе.

Когда обмен достигает значительного многообразия, этот денежный товар начинает приобретаться на время, пока не будет найден потребный исходному продавцу конечный товар, и в этом качестве денежный товар начинает выполнять функцию сохранения ценности и тем самым становится деньгами.

Только как единство меры ценности и средства сохранения ценности денежный товар становится деньгами и начинает свое существование как деньги, только от этого рубежа начинается его отдельная от всех прочих товаров жизнь уже не как товара, а как денег.

Способность денег действовать в качестве средства сохранения ценности становится обязательной предпосылкой для выполнения деньгами их активных функций - средства обращения и средства платежа [4, c. 93].

В эпоху натуральных денег выполнение функции сохранения ценности осуществлялось путем превращения части денег в сокровище. При этом денежный товар выполнял ее пассивно. Он становился резервом для выполнения других денежных функций: средства обращения и средства платежа. В функции сокровища металлические деньги возвращались к бытию в качестве денежного товара, т.е. на предыдущую, нижнюю ступень развития денег. В этой своей функции золото представало как всеобщее воплощение богатства, поскольку помимо своей собственной цены, оно выступало как представитель всех других товаров. В тот момент, когда золотая монета из сферы обращения выпадала в сокровище, золотые деньги превращались в денежный товар, и наоборот - при переходе из сокровища в средство обращения или платежа денежный товар превращался в деньги. По этим причинам накопление сокровища сверх необходимых размеров резервов в известном смысле означало омертвление богатства.

Потенциальная способность золота в качестве денег обмениваться на все другие товары превращало всякое золото в претензию на другие товары, на общественное богатство. Чем больше золота собиралось в одних руках, будь то частное лицо, компания или государство, тем больше был размер этой претензии, тем больше было оснований для владельца золота полагать себя богатым.

В качестве сокровища золото было необходимо для обеспечения бесперебойного функционирования денежной системы в эпохи золотомонетного, золотослиткового и золотодевизного стандарта. В этом качестве оно служило резервным фондом средств обращения, резервным фондом средств платежа и резервным фондом мировых денег. Эти функции сокровища составляли необходимое условие устойчивости металлической денежной системы. В этой функции выходила на передний план собственная ценность золота как товара и его способность сохранять ее в течение длительного времени. Непрерывные изменения объема товарного обращения требовали соответствующего изменения денежной массы. Отливы и приливы денег в обращении обеспечивали динамическое равновесие денежной системы.

2.3 Средство обращения

Деньги в функции средства обращения выполняют роль посредника в товарной торговле, то есть, в движении товаров от продавцов к покупателям. Эта функция вырабатывается у денег тогда, когда в обществе совершается переход от натурального обмена к регулярной торговле.

В роли средства обращения деньги становятся постоянным компонентом рынка. Формула торгового обмена подразумевает деньги в качестве постоянного посредника в движении товаров. Бесчисленное количество раздельных актов Т-Д и Д-Т, взятое в совокупности, представляет собой постоянный процесс движения Т-Д-Т (товар-деньги-товар). В то время как отдельные денежные суммы живут мимолетной жизнью, бесконечно переходя из рук в руки и нигде долго не задерживаясь, вся совокупная денежная масса, находящаяся в обращении, этой сферы не покидает. Если товары поступают на рынок как временные пришельцы, тут же покидая его для использования в потреблении, деньги в качестве средства обращения присутствуют на рынке всегда и никуда не уходят.

Теперь именно в жизни товара акт обращения становится эпизодом, в то время как для денег обращение превращается в способ их существования.

Став воплощением ценности товарного мира, деньги выступают как претензия общества на соответствующий объем товарной массы в качестве потребительных стоимостей. Эта масса включается в движение только тогда, когда общественная претензия на нее в лице денег реализуется в виде спроса. Товары приходят в движение только по вызову денег.

В каждой из бесчисленных сделок купли-продажи покупатель выступает для продавца в качестве полномочного представителя общества, подтверждая своей покупкой потребность общества в данном продукте.

Функция средства обращения возникает из способности денег перемещаться отдельно от товаров в качестве общественного воплощения их ценности, то есть из продолжения и развития функции сохранения ценности. Когда универсальная формула товарообмена Т-Д-Т разбивается на две части Т-Д, а затем Д-Т, это означает, что сначала деньги выступают как средство сохранения ценности в первой части сделки, а затем - как средство обращения - во второй ее части.

Совершив сделку Т-Д, продавец исходного товара может не найти необходимого ему товара на данном рынке в данное время. Ему придется либо вернуться на этот рынок через некоторое время, либо обратиться на другой рынок. В течение всего, пусть даже недолгого времени, пока он найдет и купит другой товар, деньги пребывают в его руках в качестве средства сохранения ценности. Только, когда деньги перейдут из рук этого товаровладельца, который выступает теперь в качестве покупателя, в руки продавца нужного ему товара, состоится сделка Д-Т, и деньги выступят в функции средства обращения [4, c. 97].

Между первой и второй частями сделки может существовать значительный разрыв, как во времени, так и в пространстве. Экономическая теория трактует этот разрыв как первую абстрактную возможность кризисов. Эта возможность получит свою реализацию в эпоху капитализма и кредитных денег, когда нарушения хозяйственных пропорций и вызванные этим экономические кризисы станут регулярным явлением.

Развитие масштабов и интенсивности торговли приводит к тому, что роль денег в цикле движения товаров Т-Д-Т становится все более кратковременной и мимолетной. Эта роль практически полностью сводится к функции обращения, которую деньги выполняют, непрерывно переходя из рук в руки. Однако и при этом, застывая в одних руках даже на краткий момент, деньги выступают в качестве средства сохранения ценности.

2.4 Средство платежа

Это высшая и наиболее развитая функция денег в национальном хозяйстве. Ее формирование предполагает продвижение товарных отношений на довольно высокий уровень развития. Регулярное систематическое производство для рынка генерирует в обществе устойчивые хозяйственные связи, основанные на разделении труда и специализации товаропроизводителей. В денежной сфере создаются условия для распространения кредитных отношений в качестве устойчивого экономического явления. Продажа товаров с условием отсрочки платежа становится необходимым элементом хозяйственной жизни и составной частью производственного процесса. Она применяется при оплате сырья и полуфабрикатов, оплате готовой продукции в отношениях между производителями и торговцами, при оплате труда и во многих других операциях. Регулярным явлением становится и рыночная торговля в кредит.

Возникает необходимость общественной гарантии исполнения платежа, и это осуществляется путем соответствующего государственного законодательства. С развитием кредитных отношений между товаропроизводителями и выполнения деньгами функции средства платежа как бы завершается обособление мира денег и построение металлической денежной системы.

В качестве средства платежа деньги способны обслуживать не только движение товара, но и движение капитала. Поэтому средство платежа - это высшая из всех известных функций денег, соответствующая периоду зрелого капитализма.

Функция средства платежа наиболее полно воплощается в кредитных деньгах, но это воплощение становится возможным благодаря тому, что она прежде уже существовала и постепенно набирала силу в эпоху натуральных денег.

Функция средства платежа возникает вначале вне товарного обращения. Источником этой функции является кредит и возникающие на основе этого экономического отношения долговые обязательства. Но для того, чтобы деньги были предоставлены в ссуду, они прежде должны существовать в виде отдельного от обращающихся денег накопленного фонда, т.е. в функции средства сохранения ценности. Следовательно, функция средства платежа также берет свое начало от функции сохранения ценности, как это имело место с функцией средства обращения. Но в отличие от последней, у функции средства платежа более сложные и масштабные задачи.

Средство платежа становится необходимым в первую очередь не для обслуживания обмена ценностями, а для обеспечения возрастания самой ценности путем ее накопления. С появлением функции платежа закладываются экономические основы для трансформации обращения из самостоятельного явления в момент накопления, которое приобретает характер непрерывного общественного процесса. Но в докапиталистический период эта тенденция существует в зародыше, на самой начальной стадии, в то время как активно развивается и достигает зрелости тенденция роста товарного и денежного обращения.

Развитие функции денег в качестве средства платежа диктуется потребностями капитализма и обслуживает движение и накопление капитала. Функция средства платежа вырастает также из функции сохранения ценности, как до этого выросла функция средства обращения. По этой причине функция средства платежа, будучи родственной, но вместе с тем и более поздней, а соответственно - и более высокой функцией, чем средство обращения, с самого своего рождения уже включает в себя и эту последнюю функцию как собственную часть, но в иной, более высокой форме. Платеж способен замещать обращение, - вначале частично, а затем во все большей степени, стремясь к окончательному его вытеснению. Функция средства платежа прогрессирует вместе с развитием капитализма и свойственных ему кредитных денег.

В крупных масштабах замена обращения платежами становится возможной только в современную эпоху благодаря развитию самих кредитных денег и бурному прогрессу в системах расчетов. Повсеместное использование банковских счетов для проведения расчетов в промышленности и торговле не только по оптовым, но и по розничным сделкам с помощью чеков, кредитных карточек и широкого внедрения электронных систем расчетов привело к тому, что функция средства платежа поглотила функцию средства обращения и трансформировалась в функцию средства расчетов. По имеющимся данным в США в настоящее время порядка 95% всех денежных расчетов в стране совершается через банковские счета. Это свидетельствует о том, что вместе с экономическим и техническим прогрессом происходит прогресс в развитии денег и выполняемых ими функций [4, c. 100].

3 ОСОБЕННОСТИ и развитие СОВРЕМЕННЫХ ДЕНЕГ

3.1 Развитие электронных денег

Идею кредитной карточки первым выдвинул Эдуард Беллами (Edward Bellamy) в книге "Взгляд в прошлое" (Looking Backward), вышедшей в свет в 1888 г., а первые попытки практического внедрения картонных кредитных карточек были сделаны в США предприятиями розничной торговли и нефтяными компаниями еще в двадцатые годы. Недолговечность картонных карточек заставила искать им замену, и десятилетием спустя начали появляться первые металлические, а затем и пластиковые карточки с тиснением. Тиснение позволило частично автоматизировать процесс обслуживания этих карточек, поскольку с карточек можно было делать оттиски и переносить информацию о владельце на заранее отпечатанные чеки (слипы). В послевоенные годы появились пластиковые карточки таких известных компаний как Diners Club и American Express. В шестидесятые годы на пластиковых карточках стали помещать магнитную полосу, на которой записывалась информация.

В ходе развития пластиковых карт возникли разные виды пластиковых карточек, различающихся назначением, функциональными и техническими характеристиками.

С точки зрения механизма расчета выделяются двусторонние и многосторонние системы. Двусторонние карточки возникли на базе двусторонних соглашений между участниками расчетов, где владельцы карточек могут использовать их для покупки товаров в замкнутых сетях, контролируемых эмитентом карточек (универмаги, бензоколонки и т.д.). В отличии от этого многосторонние системы, которые возглавляют национальные ассоциации банковских карточек, а так же компании, выпускающие карточки туризма и развлечений, предоставляют владельцам карточек возможность покупать товары в кредит у различных торговцев и организаций сервиса, которые признают эти карточки в качестве платежного средства. Карточки этих систем так же позволяют получать кассовые авансы, пользоваться автоматами для снятия наличных денег с банковского счета и т.д.

Другое деление карточек определяется их функциональными характеристиками. Здесь различаются кредитные и дебетовые карточки.

Наиболее распространенными карточками в мире являются карточки платежных систем VISA, Eurocard-Mastercard, American Express.

«Общемировой объем операций с кредитными картами:

Visa—54%

MasterCard—31%

AmEx—10%

Остальные — 5%»[18]

Карточка-это прежде всего удобный инструмент безналичных расчетов. Кроме приобретения потребительских товаров и услуг карточки также используются для получения наличных в банке или банкомате [5, c. 52].

Пластиковые карточки очень разнообразны. Их различают по носителям информации (магнитная полоса или микросхема), возможности совершать определенные операции не прибегая к услугам банка.

Основные виды - это кредитные и дебетовые. Кредитные карточки выпускаются для платежеспособных потребителей. Их использование позволяет им иметь автоматически возобновляемый кредит без специального обеспечения для покупок. Они могут также применяться для получения кредита в форме наличности в тех финансовых учреждениях, которые являются членами соответствующей системы. К потенциальным владельцам предъявляются достаточно жесткие требования в отношении их кредитоспособности. При принятии решения о выдаче тому или иному лицу кредитной карточки банк тщательно проверяет и анализирует такие данные, как средний годовой доход, кредитная история, жилищные условия, род занятий, семейное положение, наличие банковского счета и т.д.

Дебетовая карточка наиболее распространена в нашей стране в силу ряда объективных экономических причин. Ее именуют также карточкой наличных средств или карточкой активов. Дебетовая карточка, как и кредитная, имеет на магнитной полосе фамилию и имя владельца как клиента определенного финансового учреждения. В отличие от кредитной, дебетная карточка является для ее владельца удобным средством проведения платежных операций путем прямого уменьшения размеров его финансовых активов.

Различаются индивидуальные и корпоративные карточки. Индивидуальные выдаются отдельным клиентам банка и могут быть “стандартными” или “золотыми”. Последние предназначаются для лиц с высокой кредитоспособностью предусматривают множество льгот для пользователей. Корпоративная карточка выдается организации (фирме), которая на основе этой карточки может выдать индивидуальные карточки избранным лицам (руководителям или просто ценным сотрудникам). Им открываются персональные счета, “привязанные” к корпоративному карточному счету. Ответственность перед банком по корпоративному счету несет организация, а не индивидуальные владельцы карточек.

Еще одна классификация кредитных карточек связана с их технологическими особенностями. Наиболее распространены карточки двух видов - с магнитной полосой и со встроенной микросхемой (chip card - чиповая карта, smart card - смарт карта, “умная” карта).

Карточки с магнитной полосой имеют на обороте магнитную полосу, где записаны данные необходимые для идентификации личности владельца карточки при ее использовании в банковских автоматах и электронных терминалах торговых учреждений. Когда карточка вставлена в соответствующее считывающую устройство, индивидуальные данные владельца передаются по коммуникационным сетям для получения разрешения на осуществление сделки.

3.2 Виды современных денег

Кредитные деньги, номинальная стоимость которых выше реальной, т.е. затраченного на их производство общественного труда. Кредитные деньги - появились в связи с выполнением деньгами функции средства платежа, когда с развитием товарно-денежных отношений купля-продажа стала осуществляться с рассрочкой платежа (в кредит). Изначально экономическое значение кредитных денег выражалось:

-в создании эластичности денежного оборота, способности при необходимости расширяться и сужаться;

-в экономии наличных (золотых) денег;

-в развитии безналичных расчетов.

С развитием кредитных отношений появляются кредитные деньги – бумажные знаки стоимости, возникшие на основе кредита. Различат три основных вида кредитных денег: вексель, банкнота и чек, которые в обращении выступают обязательствами, например, центрального банка. Эти обязательства, обладая силой законного платёжного средства, эмитируются в двух формах – наличных денег и денег на счетах коммерческих банков и других учреждений в центральном банке.

Исторически первым видом кредитных денег был вексель [6, c. 115].

Вексель - письменное безусловное обязательство должника уплатить определенную сумму в заранее оговоренный срок в установленном месте (простой, переводной, казначейский, банковский). Особенностью является абстрактность (не указан срок сделки), бесспорность (обязательная оплата долга), обращаемость. Он обслуживает только оптовую торговлю, сальдо взаимных требований погашается наличными деньгами, в вексельное обращение вовлечен ограниченный круг лиц; Он ограничен размерами резервного фонда предприятия-кредитора, будучи представлен в товарной форме, он не может, например, использоваться для выплаты зарплаты, и не может быть представлен лишь предприятиями, производящими средства производства, тем предприятиям, которые их потребляют и наоборот. Это ограничение преодолевается путем развития банковского кредита.

Разновидность кредитных денег появилась в конце XVII века.

Банкнота - кредитные деньги, выпускаемые и гарантируемые центральным банком при осуществлении кредитных операций в связи с различными хозяйственными процессами. Выпуск банкнот ЦБ увязан с действительными потребностями оборота, т.е. реальными нуждами производства и реализации продукции. Обеспечением банкноты являются определенные виды запасов материальных ценностей. Банкнота ЦБ превратилась в денежную единицу страны, свободно обращающуюся на всей территории и имеющую принудительный курс, установленный властью. Она поступает в обращение путем банковского кредитования государства, хозяйства через коммерческие банки, обмена инвалюты на банкноты данной страны.

Основными признаками классической банкноты являются следующие: во-первых, она выпускается центральным банком взамен коммерческих векселей и, во-вторых, банкнота размена на золото по первому требованию. Можно сказать, что классическая банкнота имела двоякое обеспечение – вексельное (товарное) и золотое (золотой запас центрального банка).

Хотя коммерческий вексель служит основой банкноты, между ними имеются различия по виду должника, гарантии и срокам: должником по векселю является функционирующий предприниматель – торговец или промышленник, по банкноте центральный банк; банкноты имеют общественную гарантию в виде хранящихся в банке ресурсов всех предпринимателей, поэтому они выступают как общественные кредитные деньги, обладающие особым качеством - всеобщей обращаемостью. Вексель имеет лишь частичную гарантию, не является всеобщим платёжным средством; банкнота – бессрочное обязательство. Обращение векселя ограничивается сроком его платежа.

Банкнота как вид кредитных денег прошла несколько этапов в своём развитии. Первоначально банкнота имела металлическую основу, т.е. существовал свободный обмен банкноты на золото или серебро. В этих условиях обеспечивалась стабильная покупательная способность бумажных денег.

Чек – денежный документ установленной формы, содержащий безусловный приказ чекодержателя кредитному учреждению о выплате держателю чека указанной в нём суммы (именной, предъявительский, ордерный, расчетный, денежный). Другими словами, чек – это письменный приказ владельца текущего счёта банку оплатить наличными или переведение на текущий счёт другого лица определённой суммы денег. Чек появился в XIV веке в виде квитанции кассиров, взимавших проценты с вкладчика за хранение денег.

Таким образом, чек служит средством получения наличных денег с текущего счёта банка, средством обращения и платежа за купленные товары, погашения долга, безналичных расчётов. Погашение долга чеком означает превращение задолженности частного лица в долг банковской системы.

По своему юридическому характеру, чек близок к переводному векселю и переводу, но он имеет некоторые существенные от них отличия. Вексель служит, прежде всего интересам кредита и обращения, чек же лишь к облегчению платежей и потому выдается на короткий срок. Перевод (ассигнация) представляет собой единичное обязательство, состоящее в двойном поручении от лица, выдающего перевод: с одной стороны и плательщику, а с другой к получателю перевода. Его цель — облегчить уплату денег из одного места в другое путем устранения пересылки денег. Обязанности же со стороны плательщика по отношению к чекодателю по оплате чека имеют обыкновенно длящийся характер и вытекают из специальных отношений между этими лицами, состоящих в том, что чекодатель вносит в кассу плательщика или получает от последнего в кредит те или другие суммы денег, составляющие его текущий счет, взамен чего плательщик обязывается покрывать из этого счета платежи чекодателя, обозначенные в чеке и написанные на бланке, выданном плательщиком. По самому свойству этих отношений они могут устанавливаться только или по преимуществу между лицами, занимающимися хранением и помещением чужих денег, т. е. банкирами и банками с одной стороны, и частными лицами с другой, отношения по векселям и переводам могут быть установлены между частными лицами, не имеющими никакой связи с банками. Обычай заменять платежи деньгами выдачей чека на имя лиц и учреждений, хранящих или распоряжающихся деньгами чекодателя, очень раннего происхождения, но в средние века ими пользовались только короли, государственные и городские учреждения. С XV века в Италии, несколько позднее в Нидерландах, а затем в особенности в Англии чек получает все большее и большее развитие распространяясь по всей Европе и Америке. В настоящее время в культурных государствах, при широко распространенном обычае держать деньги на текущем счету в банках и у банкиров, платежи чеком получили всеобщее распространение и в значительной мере вытеснили денежные. Система взаимного зачета чеков, выданных на разные банки и учреждения, возникшие для этого зачета еще более содействовали замене денежного обращения - чековым. Экономические выгоды чека состоят во всех тех удобствах, которые доставляются частным лицам безденежным платежом. Сберегая время, труд и расходы, связанные с домашним хранением денег, чек также оберегает от краж, потерь и прочетов. Будучи связан с взаимным зачетом, чековой оборот избавляет от необходимости и сами банки держать в кассах большие и непроизводительные запасы наличных денег. При чековой системе все излишнее количество денег уходит в торговлю и промышленность, оживляя эти отрасли и вызывая к жизни новые предприятия, вместе с чем исчезает потребность в излишнем выпуске бумажных денег и следующую опасность денежного кризиса. Злоупотребления, связываемые с чековым обращением, представляются тем не менее очень значительными. Поскольку оплата чеков обеспечивается не денежной наличностью чекодателя, а кредитом его в банке, или поскольку банк обращает эту наличность на кредит другим лицам, благодаря чему в кассе банка вместо денег имеются лишь долговые претензии, — опасности денежного кризиса представляются очень большими, хотя и не столь значительными как при выпуске бумажных денег со стороны государства, ничем не обеспеченных. Сравнительно легко совершаемая подделка чека, наносит большие убытки банкам или чекодателям, смотря по тому, на чей счет ставит закон и обычай потери, связываемые с уплатой по подложным чекам.

Развитие обращения чеков вызвало ряд проблем, связанных с их оплатой и множеством подписей на чековых книжках. Поэтому возникла тенденция к замене чеков другими средствами использования текущих счетов, в частности кредитными карточками.

Кредитная карточка - форма расчетов за товары и услуги без использования наличных денег. В 1990-е гг. широкое распространение получили пластиковые кредитные карточки с кодированным микропроцессорным устройством, которое позволяет банку моментально фиксировать осуществление клиентом платежей или получение наличных денег в банкоматах. Возможно предоставление вкладчику - владельцу кредитной карточки кредита банка по достаточно высокой ставке. Выдается банком владельцу текущего счета (вкладчику) при наличии на этом счете определенной банком суммы. За использование кредитной карточки банком-эмитентом взимается ежегодная плата. Банки выдают кредитные карточки платежных систем, действующих во многих странах (например, American Express, Visa International, MasterCard).

В ходе развития карточных систем возникли разные виды пластиковых карточек, различающихся назначением, функциональными и техническими характеристиками.

С точки зрения механизма расчётов, выделяют двусторонние и многосторонние карточные системы. Двусторонние карточки возникли на базе двусторонних соглашений между участниками расчётов, где владельцы карточек могут использовать их для покупки в замкнутых сетях, контролируемых эмитентом карточки. Многосторонние системы предоставляют возможность покупать товары в кредит у различных торговцев и организаций сервиса, которые предлагают эти карточки в качестве платёжного средства.

Другое деление карточек определяется их функциональными характеристиками. Здесь различают кредитные и дебетовые карточки. Кредитные карточки связаны с открытием кредитной линии в банке, они дают возможность владельцу пользоваться кредитом при покупке и получении кассовых ссуд. Дебетовые карточки тоже предназначены для получения наличных или покупки товаров. Но деньги при этом списываются со счёта владельца карточки в банке.

4 ИСЛЕДОВАНИЕ РЫНКА БАНКОВСКИХ ПЛАСТИКОВЫХКАРТ

В РФ

4.1 Основные показатели рынка банковских пластиковых карт в РФ.

“Российский рынок банковских карт, несмотря на кризисные явления в мировой экономике, продолжает демонстрировать рост по всем показателям. Количество банковских карт, выпущенных в России, по состоянию на 1 января 2009 года составило 119,019 млн., увеличившись с начала 2008 года более чем на 16 млн. карт.

По итогам 1 квартала 2009 года совокупный объем эмиссии банковских карт в РФ составил 121,8 млн. ед. Всего в 2008 году на территории РФ было совершено более 2,1 млрд. операций на общую сумму более 8,8 трлн. руб. Рост по сравнению с 2007 годом составил 28,8%. Объем платежей за товары и услуги при помощи банковских карт в 2008 году увеличился более чем в полтора раза до 802,1 млрд. руб. При этом на снятие средств приходится около 91% сумм, проходящих через банковские карты, тогда как на расчеты по оплате покупок — лишь 9%.

В 1 квартале 2009 года наблюдалось достаточно традиционное для этого периода снижение объемов эмиссии и оборота по транзакциям по банковским картам. Объем операций по картам, выпущенным российскими банками, уменьшился на 19,5% по сравнению с 4 кварталом 2008 года. Обороты операций по снятию наличных денег снизились на 20,6%, а оплата товаров и услуг по кредиткам на 7,3%. При этом число таких операций в 1 квартале 2009 года увеличилось на 8,5%, что выше показателей за аналогичный период 2008 года, когда был зафиксирован рост на 7,9%.Таким образом, исследование, проведенное AnalyticResearchGroup, свидетельствует о том, что негативная обстановка в экономике и банковской сфере не вызвали значительных изменений на рынке банковских карт.”[19]

По мнению аналитиков, рынок пластиковых карт в России находится еще на этапе становления. По итогам первой половины 2007 года в стране числится более 92 млн. банковских карт – менее одной на каждого жителя. В мире на каждого человека приходится в среднем более трех карт. Но, судя по темпам роста российского "карточного" рынка (с 2003 года он увеличился вчетверо), года через три мы догоним общемировой уровень.

“Лидеры роста – Инвестсбербанк, у которого объемы эмитированных карт за год (с 1 июля 2006 года по 1 июля 2007 года) составили 533%, Альфа-банк (126,3%), ВТБ 24 (88,9%) и "Русский стандарт" (72,3%). Более скромный темп у Сбербанка, однако по количеству карт он держит пальму первенства, эмитировав почти четверть российского банковского "пластика" (20,14 млн. штук). “[20]

А в целом в карточный бизнес вовлечены не только лидеры рынка, но и игроки второго и третьего эшелонов. По данным Центробанка эмиссию "пластика" осуществляют 727 из более чем 1100 российских банков – то есть практически все банки, занимающиеся розницей.

О победном шествии "пластика" говорят не только количественные показатели, но и расширение ареала его применения. По статистике, в первой половине года с использованием пластиковых карт совершено 758 млн. транзакций на общую сумму 2,8 трлн. рублей. За год частота использования россиянами карт растет примерно на треть, хотя наблюдатели отмечают, что карта еще не стала для россиян привычным средством "расплаты".

"Россияне, которые хотят повысить уровень безопасности своих средств, используют дебетовые карты, – отмечает Филипп Дельпаль, генеральный директор российской "дочки" Cetelem – подразделения банковской группы BNP Paribas. – При этом все еще небольшое количество клиентов непосредственно рассчитывается с помощью пластиковых карт, многие предпочитают снимать деньги с карт в банкоматах".

Тем не менее, говорит Дельпаль, российский рынок карт становится все более цивилизованным. Прежде всего – благодаря изменениям в отношении к этому продукту со стороны самих банков, которые делают возможности "картовладельцев" более комфортными – отменяют скрытые комиссии, увеличивают сроки действия карт и льготные периоды кредиток, расширяют список сервисов (таких как "мобильный банк", Интернет-банкинг) и сети банкоматов. Есть и встречное движение – в России практически не осталось супермаркетов, торговых центров и ресторанов, где нет возможности расплатиться "пластиком".

4.2 От зарплаты к кредиту

Рынок банковских карт неоднороден. В последнее время наибольшими темпами растет самый перспективный его сегмент – эмиссия кредитных карт. Например, по итогам прошлого года их количество увеличилось на 85%, в то время как дебетовых – лишь на 32%.

"Сегодня банки расширяют ряды обладателей пластиковых карт за счет двух основных источников – зарплатных проектов и потребительских кредитов с использованием пластиковой карты (кредитки), – говорит Эмиль Юсупов, шеф департамента розничных банковских продуктов Абсолют Банка. – Появление у клиента пластиковой карты по зарплатному проекту, как правило, не зависит от его желания или сознательного выбора. Это – решение работодателя. Владельцы таких карт начинают их использовать прежде всего как инструмент хранения и снятия наличных, но постепенно вовлекаются и в процесс осуществления платежей. А "протестировав" основные преимущества "пластика", многие обращаются в банк за предоставлением им кредитной карты. Эта специфика российского рынка пластиковых карт определяет основные тенденции его развития на ближайшую перспективу: банки заинтересованы в одновременном развитии как расчетных, так и кредитных карт и в дальнейшей популяризации услуги, которая становится все более привлекательной для потребителей".

Как отмечает Дельпаль, рынок карт в России изначально начинался с дебетовых продуктов, в то время как зарубежные рынки начинали с кредитов. Постепенно с ростом кредитной инициативы россиян доля дебетовых карт снижается.

Впрочем, дебетовый сегмент по-прежнему расценивается участниками рынка как весьма перспективный. Во-первых, государство, озабоченное проблемой "черной" обналички и отмывания сомнительных денег, судя по всему, готово стимулировать рынок безналичных платежей и в парламентских кулуарах уже лежит несколько законопроектов на сей счет.

Во-вторых, самим банкам выгодно стимулировать в клиентах тягу к зарплатным проектам, себестоимость обслуживания которых ниже цены классических кассовых операций. К тому же в условиях затягивания поясов на мировом рынке межбанковских заимствований так называемые "остатки на счетах" (то есть деньги, которые остаются лежать на вашем текущем счете) начинают представлять для банков все больший интерес в качестве удобных оборотных средств.

Перспективы кредитных карт еще более масштабны. "Сегодняшняя принципиальная тенденция – "вытеснение" дорогих экспресс-кредитов более дешевыми кредитными картами, – отмечает Николай Корчагин, генеральный директор финансового супермаркета "Кредитмарт". – Да, уровень финансовой грамотности населения России еще низок и сдерживает "карточное" развитие, но он быстро растет. Многие начинают понимать, что экспресс-кредит с эффективной процентной ставкой порядка 50% годовых – далеко не идеальный способ покупок. Кредитная карта с более низкой процентной ставкой, обладающая льготным периодом оплаты и рядом других преимуществ подходит для этих целей куда лучше. Кроме того, кредитка может быть использована для реализации других задач – например, бронирование отелей или билетов, аренда автомобилей (в Европе за наличные авто не арендуются) и проч. Так что тенденция роста рынка кредитных карт будет не только сохраняться, но и усиливаться".

4.3 Ложки дегтя в бочке меда

Несмотря на впечатляющие темпы, "пластиковый" рынок сохраняет негативные черты, которые были присущи ему и ранее. Одна из них – уже упомянутая привычка россиян просто снимать с помощью карты деньги со счета То есть в многих случаях карты работают лишь два раза в месяц – в дни "аванса" и "получки".

Около 90% всех действий, производимых с использованием карт, приходится именно на простую "обналичку" в банкоматах. Доля более доходных для банков транзакций – операций, связанных с безналичными платежами, – продолжает оставаться низкой.

Подобная ситуация наблюдается и в кредитном сегменте "пластикового" рынка. Карта используется большинством заемщиков опять же для "обналички", несмотря на то, что в большинстве банков обналичивать кредитку – крайне невыгодная операция, которая предусматривает повышенные комиссии и проценты.

Однако это не останавливает клиентов. Некоторые эксперты полагают, что причины кроятся в "ментальной любви" россиян к наличным и в отсутствии должного понимания функций кредитных карт.

Еще одна проблема – географический перекос карточного рынка. Он развивается прежде всего за счет ограниченного числа регионов, на которые приходится основная доля эмиссии и использования пластиковых карт.

Большая часть российских банковских карт эмитирована в трех регионах – в Москве и Московской области (более 43,7 млн. карт), Петербурге (свыше 4,45 млн. карт) и Свердловской области (более 2,8 млн. карт). Причина диспропорции известны – карты распространяются прежде всего там, где более высокий уровень доходов и хорошо развитые банковские сети.

"В столицах и уровень жизни другой, и больше мест, где можно расплатиться картой, – отмечает Эмиль Юсупов. – В небольших провинциальных городах уровень использования карт существенно ниже. Региональные клиенты банков станут чаще пользоваться картами тогда, когда оплачивать ими покупки и услуги будет так же легко и удобно, как и наличными деньгами".

Впрочем, география карт, да простит меня читатель за подобный каламбур, постепенно расширяется. В течение последних двух лет число регионов, банки которых эмитировали более 1 млн. карт, увеличилось с 4 до 14. Благодаря зарплатным проектам карты проникают не только в крупные города, но и в глубинку. Например, в спрятанном в ладожских лесах городке Тихвин, как с некоторым удивлением для себя убедился автор, на 60 тысяч жителей уже эмитировано 14 тыс. банковских карт.

4.4 Новые карточные игры

Рост конкуренции на рынке пластика заставляет банки активно искать и применять новые способы привлечения клиентов. Одними из наиболее перспективных считаются программы лояльности. По оценке специалистов, именно они способствуют росту заинтересованности в банковских услугах.

В этом году на рынке появились новые интересные разработки. Одной из них стала принципиально новая модель лояльности, позволяющая клиентам накапливать на счету в банке определенный процент от суммы, потраченной с пластиковой карты.

Это направление стало логическим продолжением существующих ранее дисконтных и бонусных программ, применяемых многими банками. Однако, в отличие от них, новый проект предусматривает не какие-то скидки и премиальные баллы, к которым привыкли клиенты, а "живые" деньги. Таким образом, банки пытаются создать реально ощутимый стимул.

Первым, кто решился на такой путь, стал Ситибанк, выпустивший в обращение кредитку с системой Cash back, обеспечивающую возврат 1% потраченных денежных средств. Карта обладает всеми преимуществами кредитки, имеет неплохой кредитный лимит в размере 160 тысяч рублей и позволяет заемщику использовать льготный период кредитования продолжительностью до 50 дней.

Относительным ее недостатком является несколько завышенные, в сравнении с другими картами, стоимость годового обслуживания и проценты по кредиту (28% годовых). Но, по большому счету, все это не столь важно.

Главное, что появление на рынке этой карты дало толчок развитию нового направления.

В середине лета эстафету Cash back подхватил Промсвязьбанк, ставший вторым банком, который начал возвращать деньги за покупки. Он наладил выпуск кредиток, держатели которых ежемесячно получают назад 0,5% потраченной суммы.

Затем на путь Cash back вступил банк "Авангард", а месяц тому назад о намерении ввести в обращение карту с аналогичной функцией заявил и Инвестсбербанк. Причем этот банк устанавливает Cash back в размере 2% от потраченной суммы – самый большой на рынке процент возврата.

Вторым стратегическим направлением карточных "игр" стало распространение так называемых коалиционных проектов (кобрендинг), позволяющих соединить усилия банка и нескольких торгующих организаций и обеспечить тем самым расширение бонусных предложений. "Кобрендинг позволяет получить лояльную бренду аудиторию – это интересно и ритейлерам, и банкирам", – полагает Николай Корчагин. По его мнению, следует ожидать роста этого сегмента рынка.

"В настоящее время многие банки, вошедшие в розничный бизнес, пытаются продвигать кредитные карточные продукты, – говорит Анна Пузей, начальник управления маркетинга банка "Арбат Капитал". – Рынок сейчас насыщен такими предложениями, многие банки предлагают идентичные продукты, это можно заметить по засилью рекламы с предложением оформить кредитную карту (одинаковая процентная ставка, стоимость годового обслуживания, период рассмотрения заявки). Например, на сайте banki.ru я нашла 154 предложения по кредитным картам. В такой ситуации есть только два способа выделиться среди конкурентов – создать дополнительную ценность своего продукта или найти потребителя, который изначально будет лоялен именно к вашей карте. Кобрендинговые проекты позволяют решить обе задачи одновременно".

В этом году одним из наиболее ярких проектов стало появление совместной кредитной карты Райффайзенбанка и бонусного пула "Малина". Принципиальным отличием нового пластика от созданных ранее кобрендинговых карт является присутствие в качестве партнера банка ни одной, а сразу нескольких бизнес-структур.

Еще одна удачная новинка года – кобрендинговая карта Альфа-банка и журнала Cosmopolitan. Эта карта имеет четко выраженную целевую аудиторию (чего не было раньше в дисконтных проектах) – она рассчитана на молодых женщин и дает возможность не только получать скидки при покупке товаров компаний-партнеров, но и является "пропуском" на специальные мероприятия – показы мод, демонстрации новых коллекций и т.п.

По словам Сергея Малышева, начальника управления по развитию стратегического партнерства Альфа-банка, выпущено более 25 тысяч таких карт, а к концу года планируется достичь планки в 35 тысяч.

Еще одним удачным примером кобрендинга многие участники рынка считают совместную программу "Аэрофлота" и банка "Русский стандарта". Расплачиваясь кобрендинговой картой, клиент получает скидку на билеты или может "копить" на своем счету мили для следующих полетов.

Кобрендинговые карты – это бизнес, который будет развиваться параллельно росту популярности пластиковых карт, – констатирует Эмиль Юсупов из Абсолют Банка. – В конкурентной борьбе, наряду с условиями кредитования, важное место занимают качество предлагаемого сервиса и разнообразие дополнительных услуг. Одним из конкурентных преимуществ и может стать наличие у банка интересных клиенту кобрендинговых программ".

4.5 Виды на завтра

Банкиры высоко оценивают перспективы развития "пластикового" рынка. Знаковое событие – появление банка "Тинькофф. Кредитные Системы" – первого банка-монолайнера, единственная функция которого – выпуск и обслуживание кредитных карт. "Тинькофф" планирует до конца года эмитировать 300 тысяч карт, а через год войти в тройку лидеров "пластика".

Пока, в соответствии с традициями бренда, "он такой один", но уже многие банки думают о "пластике" не как о приложении, а как о доминирующем направлении своего розничного бизнеса.

"В течение ближайшего года следует ожидать усиления активности операторов рынка, не исключено, что и появления новых участников, – считает Эмиль Юсупов. – Во-вторых, будет расширяться спектр предоставляемых банками сервисов: увеличится количество банков, предлагающих клиентам карты с льготным периодом выплат (grace period) и услуги, связанные преимущественно с проведением интернет-платежей. В-третьих, будет расти число безналичных операций по оплате товаров и услуг с помощью карт параллельно с увеличением числа торговых точек, принимающих к оплате карты. Расширится и спектр преференций, предоставляемых клиентам".

Что касается основных брендов карточного рынка, то, по оценке специалистов, в России ими по-прежнему останется две международные платежные системы – MasterCard и VISA. Многие аналитики полагают, что их доминирование усилится и попытки создать альтернативные карточные бренды постепенно сойдут на нет. В то же время доля кобрендинга будет увеличиваться.

"В течение ближайших пяти лет все дисконтные и бонусные программы перейдут на кобрендинговые кредитные карты", – считает Анна Пузей. – Для торговцев преимущества очевидны: увеличивается сумма и частота покупок в компании, а также повышается лояльность клиентов к бренду. Для банка кобрендинговые проекты – один из наиболее эффективных и дешевых каналов получения качественной клиентской базы".

Согласно оценке аналитиков компании J'son & Partners, в 2008 году количество банковских карт, эмитированных в России, превысит 105 млн. штук, а в 2009 году достигнет 120 миллионов – то есть примерно две карты на каждого работающего жителя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, деньги возникли стихийно из обмена, а не по соглашению сторон. В роли денег выступали разные товары, но более пригодными оказались драгоценные металлы — серебро и золото.

Деньги по своему происхождению — это товар. Выделившись из общей товарной массы, они сохраняют товарную природу и имеют те же два свойства, что и любой другой товар: обладают потребительной стоимостью, например, золото в форме денег может использоваться для украшения и удовлетворять эстетическую потребность человека, и стоимостью, поскольку на производство товара -денег (золота) затрачено определенное количество общественного труда.

В условиях капиталистических отношений деньги обслуживают не просто обмен товаров, а обмен производительного, товарного, финансового капитала, выступая как денежный капитал. Современные деньги становятся денежным капиталом в результате участия их в кругообороте промышленного капитала, в процессе функционирования которого создается добавочная стоимость.

К особенностям денег как средства обращения следует отнести, прежде всего реальное присутствие денег в обращении и мимолетность их участия в обмене. В связи с этим функцию средства обращения могут выполнять и неполноценные деньги — бумажные и кредитные. В наше время деньги для многих стали смыслом жизни. Очень много людей тратят всё своё время на зарабатывание денег, жертвуя своей семьёй, родными, личной жизнью. Авторы учебника "Экономикс" использовали в своей книге замечательную фразу, которая коротко и ясно характеризует деньги: "Деньги заколдовывают людей. Из-за них они мучаются, для них они трудятся. Они придумывают наиболее искусные способы потратить их. Деньги - единственный товар, который нельзя использовать иначе, кроме как освободиться от них. Они не накормят вас, не оденут, не дадут приюта и не развлекут до тех пор, пока вы не истратите или не инвестируете их. Люди почти все сделают для денег, и деньги почти все сделают для людей. Деньги - это пленительная, повторяющаяся, меняющая маски загадка".

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дробозина. Финансы. Денежное обращение. Кредит. М.: Финансы и Статистика, 1997.

2. Липис А., Маршалл Т., Линкер Я. Электронная система денежных расчетов. М.: Финансы и Статистика, 1988.

3. К.Маркелов «Умные машины для банков и офисов», 1993 г.

4. Специвцева А.В. Новые пластиковые деньги. М., 1994.

5. Усоскин В.М. Банковские пластиковые карточки… М., 1995

6. Европейский рынок пластиковых карточек /Мир карточек, №4, 1997.

7. Витвицкая Т. Электронные деньги в России /Экономика и Жизнь, №10, 1994.

8. Лилеев Д. Пластиковые деньги /Деловые люди, №10, 1993

9. Макаев А. Общие проблемы решать сообща /Мир карточек, №4, 1996.

10. Микропроцессорные карточки: новые рынки /Мир карточек №4, 1997.

11. Павлов О. Современное состояние мирового рынка смарт-карт /Пластиковые карточки, №2, 1992.

12. Ю.Перлин, Д.Сахаров, Ю.Товб. Банкомат. Что это такое? /Электронные деньги, 1997.

13. М.Сорокин «Развитие магнитных карт в России» /Банковские технологии, июль 1995.

14. С.Цуприков «Микропроцессорные платежные карточки направления развития» /Банковские системы, №31, 1995 г.

15. Visa Internationa /Российский рынок пластиковых карточек, №9, 1996.

16. VISA International в России /Мир карточек №9, 1996

17. UEPS /Универсальные Электронные Платежные Системы, 1997.

18. http://www.kommersant.ru

19. http://www.analyticgroup.ru

20. http://credit.ru

21. Финансы, деньги, кредит. Учебник / Под ред. Соколовой О.В.- М., 2000

22. Экономика. Учебник / Под ред. Булатова А.С.-М., 2000

23. Долан Э.Д. Деньги, банки и кредитно-денежная политика. - СП б., 1994

24. Все о деньгах России/ Под ред. Певичева И.Н.-М., 1998

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  44  45  46   ..