Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 17

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  31  32  33   ..

 

 

Характеристика и анализ деятельности компании Мегафон

Характеристика и анализ деятельности компании Мегафон

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

ОТЧЕТ

по практике в организации

ОАО «Мегафон»

Владивосток 2010

Содержание


Введение

а) цель и задачи управленческой практики

Целью управленческой практики является закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в университете в области экономики и управления предприятием, как основного звена национальной экономики, приобретение навыков самостоятельной практической работы.

Основные цели практики:

- ознакомиться с организацией управления предприятием и его подразделениями. Изучить задачи и функции экономических служб в системе управления производством;

- изучить технологию, организацию и планирование основного производства, мотивацию труда;

- провести экономический анализ хозяйственной деятельности одного из подразделений предприятия;

- получить навыки практической работы при выполнении обязанностей экономиста и руководителя подразделения;

- изучить практику учета.

В результате можно поставить следующие задачи, т.е. необходимо научиться:

- применять полученные в университете знания в решении задач;

- обрабатывать и анализировать финансово-экономическую информацию;

- читать финансово-хозяйственную отчетность, оценивать финансовое положение предприятия;

- хорошо представлять управленческую структуру предприятия и стратегическое планирование;

- оценивать соответствие деятельности коммерческой деятельности нормативно-правовой базе;

- документально оформлять результаты анализа;

- готовить индивидуальные и коллективные решения, оптимизировать их с учетом экономических последствий и требований деловой этики;

- оформлять необходимую документацию, в т.ч отчетно-бухгалтерскую и статистическую.

б) отрасль - значение, проблемы, перспективы

Мобильная связь – вид телекоммуникаций, при котором голосовая, текстовая и графическая информация передается на абонентские беспроводные терминалы, не привязанные к определенному месту или территории. Различаются спутниковая, сотовая, транкинговая и др. виды мобильной связи.

Сотовая связь — один из видов мобильной радиосвязи, в основе которого лежит сотовая сеть. Ключевая особенность заключается в том, что общая зона покрытия делится на ячейки (соты), определяющиеся зонами покрытия отдельных базовых станций (БС). Соты частично перекрываются и вместе образуют сеть. На идеальной (ровной и без застройки) поверхности зона покрытия одной БС представляет собой круг, поэтому составленная из них сеть имеет вид сот с шестиугольными ячейками (сотами).

Сеть составляют разнесённые в пространстве приёмопередатчики, работающие в одном и том же частотном диапазоне, и коммутирующее оборудование, позволяющее определять текущее местоположение подвижных абонентов и обеспечивать непрерывность связи при перемещении абонента из зоны действия одного приёмопередатчика в зону действия другого.

Участники рынка мобильной связи сегодня находятся перед непростым выбором путей развития собственного бизнеса. Показатели проникновения достигли предела, уровень ARPU падает, а индекс MoU – растет. Это значит, что абонент говорит дольше, а платит при этом меньше. Операторы вынуждены уходить в смешанные отрасли, зарабатывая за счет дополнительных услуг. По прогнозам экспертов, уже в ближайшее время наиболее востребованным будет пакетирование услуг, т.н. Triple Play, когда абонент от одного оператора получает и голосовую телефонию, и передачу данных (Интернет) и даже телевизионный цифровой сигнал (IPTV).

Также достаточно проблемным, по мнению экспертов, является ситуация с государственным регулированием. Именно эта составляющая, как показывает опрос, тормозит сегодня развитие новых стандартов мобильной связи.

Существует проблема непоследовательности инвесторов, которые вместо того, что бы в период кризиса осуществлять «дешевые сделки» по слиянию, поглощению или развитию новых сетей и услуг, пытаются выводить средства через дивиденды.

Существуют различные пути развития рынка мобильной связи (направления, технологии, услуги):

- операторы пойдут по пути сегментирования – разделение пользователей на ещё большее число потребительских групп. С каждой из этих групп оператор обязан будет отдельно работать, специально для них формировать пакеты услуг, а соответственно и тарифов. Несомненно, перспективными остаются новые стандарты мобильной связи - 3G . Однако в силу слишком высокой зарегулированности рынка и серьезном отставании от общеевропейских темпов, можно говорить о развитии промежуточных стандартов - 2,5G/2,75G (GPRS/EDGE). Однако самым доходным останется классическая телефонии стандарта GSM;

- мобильная связь несомненно будет активно развиваться в направлении конвергенции услуг. Если сравнить уровень рынков мобильной связи в России и в Японии, то там мобильный телефон обеспечивает не только связь (и видеосвязь) владельцу, но и выполняет функции платежной банковской карточки, мобильным телефоном рассчитываются в магазинах за покупки, осуществляют оплату в автобусах и метрополитене. Он же является пропуском на работу в учреждение, по мобильному телефону смотрят цифровое телевидение и прочие функции. Поэтому «контент» - это первейшая задача, которая в ближайшее время будет решаться и развиваться. Очевидно, вопрос дополнительных контент-услуг в России только начинает подниматься. И на некотором уровне происходит непонятное их торможение в развитии;

- услуги голосового общения (собственно телефонная связь) по-прежнему остаётся базовой услугой для операторов мобильной связи. Её доля в их доходах превышает 80%. Все попытки операторов добиться успеха на поприще продажи контента в своих сетях не принесли заметного результата. Быстро развивающийся сегмент их бизнеса, связанный с предоставлением услуг передачи данных при всех своих перспективах остаётся небольшим с точки зрения объёмов. Динамика его роста не позволяет надеяться на то, что в перспективе 3-5 лет передача данных будет приносить операторам хотя бы 30% выручки. О разрекламированных услугах цифрового вещания для мобильных устройств, продаже музыки и прочей экзотике можно даже не вспоминать. Так что телефония ещё долго будет оставаться базовой услугой для участников этого рынка. Даже через пять лет их бизнес, скорее всего, будет выглядеть так же, как и сейчас. Пока что ни один из украинских операторов, к сожалению, не доказал своей способности выйти за пределы известной парадигмы сотового бизнеса;

- рынок мобильного доступа в Интернет развивается бурными темпами, поэтому и для 3G, и для 4G есть непаханое или едва вспаханное поле. Так, по оценкам некоторых экспертов, в следующие три-четыре года темпы роста подотрасли мобильного доступа в Интернет будут двузначными, на уровне 26-33%. Причем взнос 2G с каждым годом будет уменьшаться. Есть шансы, что регуляторные преграды будут преодолены - и 3G, не исключено, что и 4G – получат новый толчок к развитию. Однозначно, перспективы для внедрения 3G/4G в России являются очень серьезными!


1 Общая характеристика предприятия

1.1 Направления деятельности, виды товаров и услуг, производимых и предоставляемых данным предприятием. Форма собственности, формирование уставного капитала. Структура собственности, крупнейшие собственники

ОАО «МегаФон» - первый общероссийский оператор мобильной связи стандарта GSM 900/1800 был образован в мае 2002 года.
«МегаФон» стал первым и пока единственным оператором, развернувшим собственную сеть во всех регионах России (рисунок 1). Компания также первой в России ввела в коммерческую эксплуатацию сеть третьего поколения в стандарте UMTS.

Уникальный для российского телекоммуникационного рынка спектр услуг адресован как частным лицам, так и корпоративным клиентам. В сети «МегаФон» используются передовые технологии, открывающие клиентам новые возможности общения и работы с информацией.
В 2009 году МегаФон был признан независимым жюри «Абсолютным брендом - 2009».

1 июля 2009 года Компания завершила реорганизацию в форме присоединения дочерних обществ - региональных операционных Компаний.
По состоянию на дату последнего общего собрания акционеров, основными акционерами ОАО «МегаФон» являются ОАО «Телекоминвест», Компании группы TeliaSonera, Компания Оллэкшн Лимитед. Количество абонентов Компании в данный момент превышает 44,8 млн человек.

Лицензионное покрытие Федеральной сети «МегаФон» охватывает всю территорию Российской Федерации с населением 142 млн. человек.


Компания строит свой бизнес, основываясь на принципах максимального удовлетворения потребностей абонентов, добросовестной конкуренции и информационной открытости.

1.2 Лицензии и миссия

Лицензии Министерства РФ по связи и информатизации: № 44514 от 21.09.2006, 44200 от 21.09.2006, 44199 от 21.09.2006, 32829 от 10.05.2005, 32828 от 10.05.2005 , 58057 от 18.04.2008, 58056 от 18.04008, 58055 от 18.04.2008, 57759 от 28.04.2008, 50788 от 21.05.2007. 68809 от 19.05.2000, 68814 от 10.12.2001, 68813 от 13.10.2000, 68812 от 03.07.2000, 68840 от 28.04.2008, 68810 от 03.07.2000, 68811 от 03.07.2000 .

Миссия : МегаФон объединит Россию, разрушая барьеры и развивая коммуникации, чтобы стать очевидным выбором каждого.

Забота : МегаФон стремится к тому, чтобы сделать мобильную связь демократичной, доступной для всех абонентских групп, разных по социальному и финансовому положению.

100%-ое лицензионное покрытие: МегаФон намерен максимально реализовать преимущества общероссийской сети: единые принципы тарификации услуг, использование единых технологических платформ, доступный для абонентов во всех регионах единый набор дополнительных услуг и продуктов, а также единые стандарты обслуживания.

Надежность и удобство : МегаФон предоставляет широкий спектр качественных услуг, придерживаясь передовых стандартов обслуживания.

Динамичность и инновационность : Гибкая и прозрачная тарифная политика «МегаФона» позволяет учитывать потребности всех абонентов и оперативно реагировать на их изменение. А разнообразие дополнительных услуг — одно из основных конкурентных преимуществ «МегаФона».

1.3 Основные положения устава Компании

Статья первая – общие положения – дает основные сведения о Компании (приложение 1). Вторая статья (приложение 2) представляет собой обозначение целей и видов деятельности общества, третья – юридический статус Компании, четвертая говорит об уставном капитале, пятая – об облигациях и т.д. (рисунок 2).


С полным уставом Компании можно ознакомиться на сайте – www.megafon.ru

1.4 Положение на рынке, анализ внешней среды

1.4.1 Макроокружение

Для оценки экономической компоненты макроокружения организации необходимо рассмотреть основные показатели, характеризующие экономическое положение Дальневосточного региона.

В дальнейшем, можно сделать вывод, что на данном этапе времени существующие тенденции оказывают благоприятное влияние на организацию в целом.

В связи с наметившейся стабилизацией и значительным экономическим ростом происходит усовершенствование структуры, качества и укрупнение центров связи, о чем свидетельствует результат объединения и поглощения предприятий Компанией «Мегафон». Как в регионе, так и в целом по стране, увеличиваются объемы услуг связи, также происходит распространение качественно новых услуг связи, таких, как Интернет, сотовая связь, о чем свидетельствует увеличение сотовых и Интернет-Компаний, как в регионе, так и по стране в целом. В результате в Компании заметны не только процессы постоянно растущей стабильности, но и повышение уровня экономических показателей, в силу увеличения спроса на услуги телефонных Компаний и соответственно рост объемов оказываемых услуг и улучшение их качества (в частности из - за высокой конкуренции).

Политическую компоненту макроокружения организации на данный этап времени в целом по стране можно охарактеризовать как стабильную. Правительство проводит не только грамотную внешнюю политику, но и внутреннюю, которая оказывает положительное воздействие на Компанию «Мегафон».

Правовая составляющая включает в себя Конституцию РФ и Конституцию входящих в него краев и областей, законы и подзаконные актами как федерального, так и краевого (областного) значения, которые регулируют деятельность юридических и физических лиц, а также их объединений на всей территории страны. Правовая составляющая очень сложна по структуре и поэтому все спорные вопросы на каждой территориальной единице приходится решать сообща, ведь на каждой из единиц существуют самостоятельные нормативные документы и акты, что само по себе немного затрудняет ведение внутренней политики предприятия, но Компании очень успешно удается с этим справится.

Правовая среда отрасли связи регулируется федеральным законом «О связи», в который были внесены поправки и обновления 09.05.2005 г., а в мае 2006 г. в него были дополнительно внесены еще некоторые коррективы, поэтому она достаточна мобильна, и закон «О связи» соответствует всем требованиям современного законодательства.

Все это говорит о том, что правовая компонента макроокружения достаточно разработана и в полной мере соответствует нормальному функционированию организаций в современных условиях, что является фактором, который ускоряет темпы экономического развития.

Ситуация, складывающаяся в социальной сфере, оказывает значительное влияние на Компанию, так как подавляющий объем услуг организации потребляется населением, чей уровень доходов как видно в сравнении с показателями предыдущих годов, растет. Но несмотря на это, происходит увеличение смертности как в стране, так и в регионе в целом, что негативно сказывается на социальной обстановке в России, Но все таки, как выяснилось этот показатель не значительно влияет на потребление услуг связи, поэтому социальную обстановку можно охарактеризовать как стабильную.

Следующей составляющей макроокружения является технологическая компонента. Ее влияние сказывается и через развитие производственного потенциала, которое определяется состоянием основных фондов предприятий.

Ситуация с конца 2005 года изменилась в лучшую сторону. Так за этот период был зафиксирован общий рост объемов освоения капиталовложений и улучшение технологической базы на предприятиях связи. Есть примеры активного обновления производственной базы и внедрения новых технологий в организациях связи. Новые подходы апробированы и успешно применяются в связи, в частности развитие таких перспективных направлений, как Интернет, требуют установления новейшего и современного оборудования, что подтверждает ярковыраженная тенденция к увеличению пользователей данных услуг. За счет увеличения потребления таких услуг большинство предприятий связи за последнее время сменили устаревшее оборудования на современное, модернизировали свою базу, что положительно сказывается на всей отрасли связи.

Развитие технологии в стране, казалось бы, напрямую влияет на деятельность в силу того, что из-за своевременного обновления производственной базы уменьшаются издержки, снижая при этом себестоимость производимых услуг и, тем самым, повышая конкурентоспособность продукции. Но все-таки данная компонента не оказывает сильного влияния, так как современное оборудование для таких предприятий производится за рубежом.

Последняя составляющая макроокружения – природно-географическая. Природно-сырьевые ресурсы нашего региона хорошо развиты, вследствие чего он не является зависимым от поставок сырья, материалов для промышленности и топлива со стороны. Это положительно отражается на предприятиях округа, так как предприятиям не приходится завозить сырье из других регионов. В нашем регионе достаточно полезных ископаемых, которые участвуют в производственном процессе услуг связи, но данное предприятие связи не зависит от поставок природного сырья по причине того, что практически все оборудование и закупается за рубежом.

1.4.2 Микроокружение

Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, тем самым она может активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении появления угроз ее дальнейшему существованию. К числу основных элементов микроокружения относят: поставщиков, потребителей, конкурентов.

Потребители – это, конечно же, в первую очередь физические лица. Услуги также оказываются юридическим лицам, к которым может быть применен как общий, так и индивидуальный подход, что будет зависеть от желаний и возможностей юридического лица.

Если же говорить о поставщиках, то сведения о названия фирм - поставщиков являются конфиденциальными и данная информация не доступна для распространения. Можно лишь с уверенностью говорить о том, что все поставщики дорогостоящего, новейшего и самого современного оборудования на предприятии - это зарубежные фирмы. С одной стороны положительная сторона этой ситуации заключается в том, что данное предприятие вовремя получает качественное оборудование, что хорошо сказывается на потребителях услуг Компании, но с другой стороны - это прямая зависимость от иностранного поставщика. Это говорит о том, что наш регион не может обеспечить свои предприятия в полной мере современным отечественным оборудованием и приводит к зависимости от зарубежных стран - поставщиков. И если по какой - то причине эти страны откажутся поставлять нам это оборудование, то данное предприятие не сможет обеспечить производство своих услуг, что грозит серьезными последствиями и даже кризисом. Поэтому нашей стране стоит развивать инновационные технологии и всерьез задуматься об этой проблеме.

При анализе микроокружения Компании «Мегафон» также следует изучить конкурентов. Основные конкуренты федерального значения – Компании «МТС» и «Билайн» ("Вымпелком"). Если же конкуренция «МТС» не ослабевает во всех регионах, то, в связи с тем, что «Билайн» не везде работает в сетях формата GSM (например, в Приморском крае), его конкуренция несколько слабее. Также следует учитывать Компании регионального значения – например, «АКОС» (Приморский край), «НТК» (Приморский край), «БВК» (Иркутская область). В регионах, где есть такие Компании, конкуренция очень сильна – в таких Компаниях очень низки издержки на связь, и Компания «Мегафон» вынуждена снижать цены на услуги. С другой стороны, сети мелких Компании покрывают сравнительно малое пространство и устанавливают высокую стоимость на услуги за пределами регионов и на услуги, которые направлены за пределы домашних регионов. Здесь Компании-гиганты имеют огромные преимущества. Все эти факторы не мешают потребителям пользоваться услугами нескольких Компаний одновременно с максимальной пользой для себя.

1.5 Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия

Деятельность предприятия характеризуют выручка от реализации, полная себестоимость реализованной продукции, прибыль от реализации продукции, рентабельность и др. Рассмотрим, каких успехов достигло предприятие в своей деятельности, используя для этого основные экономические показатели в таблице 1. Произведем оценку технико-экономических показателей деятельности предприятия за два периода и сделаем выводы.

Таблица 1 – Основные изменения в деятельности предприятия за период

Показатели

Прошлый период (2кв. 2009)

Отчетный период (2кв. 2010)

Абсолютное отклонение

Темп роста, %

1. Выручка от реализации продукции, тыс. руб.

43885

52215

8330

118,98

2. Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс.руб.

166030

191486

25456

115,33

3. Себестоимость продукции, тыс.руб.

34863,8

39965,8

5102

114,63

4. Фондоотдача, руб./руб.

0,26

0,27

0,008363

103,16

5. Фондоемкость, руб./руб.

3,78

3,66

-0,11604

96,93

6. Затраты на 1 руб. реализованной продукции, руб.

0,79

0,76

-0,02903

96,35

7. Чистая прибыль от продаж, тыс.руб.

8995

12223

3228

135,89

8. OIBDA

20692

23706

3014

114,57

9. Рентабельность OIBDA

47,2%

45,4%

-0,018

*

10. Число активных абонентов (тыс.)

45361

53519

8158

117,98

11. Доля рынка по абонентам

23,1%

25,1%

0,02

108,66

MOU (мин.)

280

291

11

103,93

ARPU (руб.)

315

325

10

103,17

По результатам исследований, снизились затраты на 1 рубль продукции на 3,07%, но увеличились, как следствие, выручка и прибыль (т.к снизились себестоимость и стоимость продажи услуг). Понизилась на 3,65% фондоемкость, но увеличилась фондоотдача на 3,16%, это можно считать хорошим показателем.

Значительное увеличение абонентской базы и рост потребления услуг передачи данных в связи с развитием сетей третьего поколения привели к росту консолидированной выручки во втором квартале 2010 года на 19,0% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.

Увеличение показателя OIBDA на 14,6% во втором квартале 2010 года относительно второго квартала 2009 года было достигнуто благодаря существенному росту выручки при увеличении затрат, что, в свою очередь, привело к снижению рентабельности OIBDA на 0,018.

Существенный рост чистой прибыли Компании на 35,9% во втором квартале 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года достигнут благодаря увеличению выручки и операционной прибыли. Относительно первого квартала 2010 года чистая прибыль увеличилась на 18,9%, что связано с доходами по курсовым разницам от переоценки чистой денежной позиции Компании.

По итогам второго квартала 2010 года МегаФон занимает второе место по абонентской базе среди российских операторов сотовой связи.

Трафик передачи данных вырос в 9 раз по сравнению со вторым кварталом 2009 года. Голосовой трафик по сравнению со вторым кварталом 2009 года вырос на 23%.

1.6 Организация управления Компанией

На предприятии имеет место матричная организация труда (система управления на предприятии, предполагающая двойную подчиненность сотрудников: с одной стороны, руководителям штатных подразделений, с другой - функциональным руководителям временных проектных групп). Структура руководства представляет собою следующую схему (схема 1), а для более наглядного изображения процесса обеспечения работоспособности предприятия на схеме 2 изображена система управления одного из региональных подразделений Компаний (Дальневосточный филиал).

Схема 2 – Система управления (ДВ, ПК)



Схема 2 – Руководство Компании на примере одного из филиалов


1.7 Используемое программное обеспечение

На предприятии используются различные программы и виды программного обеспечения, вот некоторые из них:

а) в организации учета: направление 1С (1C: Бухгалтерия, 1C: Зарплата и кадры, 1С: Предприятие, 1С: Торговля и склад);

б) в области финансового анализа: «Audit Expert», "Super Cell Аналитик";

в) в управлении инвестиционными проектами: «MindDecider», «QAD Enterprise Asset Management Software»;

г) в финансовом планировании и бюджетировании: «Plan Designer», «Система Алеф».

1.8 Процедуры обоснования и принятия решений

Процесс управления включает регистрацию, сбор и обработку информации, подготовку и выбор альтернатив решения, определение ресурсного обеспечения и этапов его выполнения, контроль и анализ его осуществления. Этот процесс представляет собой совокупность частных циклов подготовки, принятия и реализации управленческих решений.

В зависимости от целей и методов разработки используются основные разновидности управленческих решений.

По масштабам объекта – глобальные, охватывающие все звенья управляемой системы; локальные, адресованные определённому звену или подразделению.

По характеру целей – стратегические, определяющие генеральные задачи; тактические, в которых разрабатываются более частные задачи, направленные на осуществление ранее выработанной стратегии; оперативные, направленные на осуществление первоочередных задач.

По периоду времени осуществления – перспективные (долгосрочные), рассчитанные на длительный период времени; текущие (среднесрочные), являющиеся частью, детализацией и уточнением перспективных; регулировочные (краткосрочные), направленные на обеспечение выполнения текущих и перспективных решений.

В зависимости от круга проблем, которые рассматриваются в решении – комплексные, связанные с изменением многих сторон деятельности управляемого объекта; частные (тематические), относящиеся к одной из сторон деятельности управляемого объекта; в их составе по преобладающему содержанию различают технические, экономические, социальные, организационные решения.

По методам обоснования (с определённой степенью условности) – формализуемые, при обосновании которых широко применяются математические методы; неформализуемые, которые обосновываются главным образом эвристическими методами.

По условиям, в которых они принимаются, решения, принимаемые в условиях определённости (они, как правило, являются хорошо структуризированными (детерминированными)); решения, принимаемые в условиях неопределённости, относящиеся к разряду поисковых (они часто связаны с качественными скачками в развитии производства).

По способу воздействия на управляемый объект – директивные, которые доводятся до исполнителя в виде приказа, распоряжения, обязательного для выполнения косвенного воздействия, разработка и реализация которых осуществляются на основе использования средств стимулирования повышения эффективности производства.

В практике работы аппарата управления применяются следующие методы обоснования решений:

- программно-целевые;

- оптимизационные;

- расчётно-аналитические;

- систематизированные;

- опытные.

Программно-целевые методы применяются чаще всего для обоснования стратегических и таких тактических решений, которые связаны с внесением существенных качественных изменений в работу управляемого объекта. Любое управленческое решение принимается для достижения определённых целей. Однако стратегические решения чаще всего направлены на решение качественно новой задачи (качественный скачок в развитии пр-ва).

Оптимизационные методы обоснования характерны для тактических и некоторых оперативных решений. Они базируются на применении методов исследования операций, которые включают различные методы программирования теории массового обслуживания, математической статистики, теории вероятностей и т.п. Их применение наиболее эффективно при разработке решений в условиях заранее и чётко определённой цели (критерия оптимизаций), когда известны основные условия её достижения (ограничения) и происходит выбор путей решения поставленной задачи (тактики), т.е. для хорошо структурированных проблем.

Расчётно-аналитический метод применяется в целях разработки решений, направленных на развитие и совершенствование имеющихся тенденций, заложенных в ходе производственной деятельности управляемого объекта. Этот метод представляет собой сочетание анализа результатов деятельности объекта управления в области, связанной с предполагаемым решением, и прогнозных расчётов дальнейших тенденций его развития. С этой целью применяется прогностический анализ. Результаты анализа позволяют освободить отчётные данные от случайных явлений и подготовить добротный материал для целей прогнозирования. Смысл обоснования решений с помощью этого метода заключается в проведении углублённого анализа фактических данных, выбора методов аппроксимации явления, установлении конечной формулировки решения определении программ его выполнения.

Систематизированные методы могут дать большой эффект при обосновании многих решений, не подлежащих количественной оценке. В их основе лежат логическое мышление и опыт экспертов. К ним относится метод экспертных оценок, в частности “Дельфа-метод”, особенностью которого является последовательное получение оценок при постепенном уточнении заданий экспертам; метод “мозговой атаки”, когда коллегиально обсуждаются возможные варианты изменений; эвристический подход, т.е. установление типичных логических связей и взаимообусловленностей и т.п.

Опытные методы разработки решений основаны на личном опыте руководителей и специалистов, обобщении ситуаций и способах их разрешения, имевших место в прошлом. Использование этого метода реализуется двумя путями. Первый из них заключается в выявлении типичных ситуаций и отборе после тщательного их анализа решений, принятых в этих ситуациях ранее. На основе такого анализа создаётся банк типичных ситуаций и “стандарт” поведения руководителя в них. При этом необходима строгая классификация ситуаций, чёткое и краткое их описание и характеристика принятых решений. Наличие набора таких ситуаций и их решений позволяет использовать их в случаях возникновения аналогичных ситуаций в данное время. Второй путь заключается в ориентации на личный, не зафиксированный опят руководителя, принимающего решение. При этом качество решения зависит в значительной мере от квалификации руководителя и специалиста, масштабов и характера имеющегося у них опыта. Эта разновидность опытного метода особенно применима при принятии решений, требующих быстрого реагирования управляющей системы. Обоснование решения данным методом может производиться единолично специалистом или руководителем. Но в большинстве случаев оправдано коллективное рассмотрение таких решений с участием компетентного круга специалистов и представителей общественных организаций.

Применение каждого из названных методов обоснования решений базируется на комплексном использовании различных статистических, математических и логических приёмов. Преобладание определённой группы приёмов и формирует каждый метод. Для обоснования решений необходимо выделить ряд специфических приёмов: технико-экономический расчёт, исследование операций, математико-статистическое моделирование, конкретные ситуации, деловые игры, имитационное моделирование, сетевые методы и т.д.

Примером вышесказанному можно выдвинуть следующую цепочку (приведено кратко): за постановкой цели увеличения прибыли следует директива финансовым и маркетинговым отделам – маркетинговый оценивает старые или новые услуги (следует понизить или увеличить стоимость), финансовый отдел планирует возможные альтернативы развития и последствий, передает данные в технический и другие отделы для утверждения и реализации.


2 Финансовое положение Компании

2.1 Структура активов и пассивов Компании

Ниже изображена структура активов (таблица 2).

Таблица 2 – Структура активов Компании

2009

2010

Изменение за период (2009-2010)

Доля в балансе, %

2009

2010

Активы:

Оборотные активы

Денежные средства и их эквиваленты

12550

8464

67,44%

5,10%

2,98%

Краткосрочные финансовые вложения

49114

61652

125,53%

19,95%

21,67%

Дебиторская задолженность за вычетом резерва по сомнительной задолженности

4085

6428

157,36%

1,66%

2,26%

Товарно-материальные запасы

1219

2914

239,05%

0,50%

1,02%

НДС к возмещению

2037

2324

114,09%

0,83%

0,82%

Отложенные налоговые активы

772

931

120,60%

0,31%

0,33%

Расходы будущих периодов

8589

8193

95,39%

3,49%

2,88%

Прочие оборотные активы

1784

2105

117,99%

0,72%

0,74%

Итого оборотные активы

80150

93011

116,05%

32,56%

32,69%

Основные средства, нетто

147231

166130

112,84%

59,81%

58,39%

Гудвил

498

5580

1120,48%

0,20%

1,96%

Нематериальные активы, нетто

16869

18251

108,19%

6,85%

6,42%

Прочие внеоборотные активы

1432

1525

106,49%

0,58%

0,54%

Итого внеоборотные активы

166030

191486

115,33%

67,44%

67,31%

Баланс

246180

284497

115,56%

100,00%

100,00%

Рассмотрев активную часть баланса, можно по пунктам сказать следующее:

- вне деятельности в отчетном периоде осталось находится на 32,56% денежных средств меньше, чем в прошлом периоде. При учете того, что выручка значительно увеличилась, можно сказать, что денежные средства стали больше оборачиваться, откуда следует, то Компания получает и продолжит получать еще больший рост дохода. Подобный вывод можно сделать и из того, что краткосрочные финансовые вложения выросли на 25,53%, что также повлечет за собой рост прибыли;

- дебиторская задолженность возросла на 57,36%, но это не является однозначным показателем, т.к многие партнеры рассчитываются не ежемесячно. Можно сказать, что в конечном итоге, при должном контроле, это также принесет доход. Но стоит отметить, что некая часть абонентов возвращает задолженность не сразу (не укладываясь в обозначенные сроки), что влечет за собой дополнительные затраты со стороны предприятия на возврат этих средств;

- товарно-материальные запасы возросли, это связано не с низким оборотом товара, а с внедрением в последние годы новых технологий, которые требуют покупки дополнительно оборудования (USB-модемы, MMS-фоторамки, MMS-камеры). Если раньше не было необходимости закупать его, то теперь сфера товаров и услуг расширяется, на складе количество товаров увеличивается, как и скорость его оборота;

Все вышеперечисленные пункты имеют очень малый вес в общем балансе, за исключением краткосрочных финансовых вложений. Их эффективность можно рассмотреть по истечению нескольких периодов. 67,31% активов предприятия составляют внеоборотные активы, из которых гудвил при огромных темпах роста уже составляет почти 2%. Основные средства составляют 67,31% от всех активов, также при росте (на 15,33%). Основная масса этой строки – это оборудование и базовые станции. Предприятие несет большие расходы на модернизацию и поддержку, а также на расширение этого оборудования. Стоит отметить сравнительно значительную долю нематериальных активов (6,42%). В основном, это оригинальное программное обеспечение, а также новейшие разработки.

Теперь рассмотрим структуру пассивов баланса предприятия (таблица 3).

Таблица 3 – Структура пассивов Компании

2009

2010

Изменение за период (2009-2010)

Доля в балансе, %

2009

2010

Обязательства:

Краткосрочные обязательства

Кредиторская задолженность

4888

9103

186,23%

1,99%

3,20%

Кредиторская задолженность перед поставщиками оборудования

7008

3854

54,99%

2,85%

1,35%

Краткосрочная часть обязательств по лицензиям, связанным с маркетингом

287

397

138,33%

0,12%

0,14%

Краткосрочная часть обязательств по отложенным платежам за приобретения дочерних компаний

70

710

1014,29%

0,03%

0,25%

Предоплаты от абонентов

7083

5744

81,10%

2,88%

2,02%

Задолженность по заработной плате и социальным отчислениям

3435

2917

84,92%

1,40%

1,03%

НДС к уплате

1240

4116

331,94%

0,50%

1,45%

Задолженность по налогам и сборам

1880

1464

77,87%

0,76%

0,51%

Займы и кредиты, краткосрочная часть

7811

11029

141,20%

3,17%

3,88%

Доходы будущих периодов

645

695

107,75%

0,26%

0,24%

Итого краткосрочные обязательства

34635

40426

116,72%

14,07%

14,21%

Займы и кредиты за вычетом краткосрочной части

19335

24381

126,10%

7,85%

8,57%

Отложенные налоговые обязательства за вычетом краткосрочной части

2 070

4171

201,50%

0,84%

1,47%

Обязательства по выбытию активов

3303

3816

115,53%

1,34%

1,34%

Обязательства по лицензиям, связанным с маркетингом, за вычетом краткосрочной части

1054

985

93,45%

0,43%

0,35%

Отложенные платежи за приобретения дочерних компаний, за вычетом краткосрочной части

1

2020

202000,00%

0,00%

0,71%

Доходы будущих периодов, за вычетом краткосрочной части

1568

1657

105,68%

0,64%

0,58%

Прочие долгосрочные обязательства

301

418

138,87%

0,12%

0,15%

Итого долгосрочные

27632

37448

135,52%

11,22%

13,16%

Итого обязательства

62266

77874

125,07%

25,29%

27,37%

Капитал:

Акционерный капитал компании МегаФон:

Обыкновенные акции

581

581

100,00%

0,24%

0,20%

Резервный фонд

17

17

100,00%

0,01%

0,01%

Добавочный капитал

13870

13870

100,00%

5,63%

4,88%

Нераспределенная прибыль

169199

191705

113,30%

68,73%

67,38%

Накопленный прочий совокупный убыток

-255

-271

106,27%

-0,10%

-0,10%

Итого акционерный капитал МегаФон

183412

205902

112,26%

74,50%

72,37%

Неконтролируемые доли участия в дочерних компаниях

502

721

143,63%

0,20%

0,25%

Итого капитал

183914

206623

112,35%

74,71%

72,63%

Баланс

246180

284497

115,56%

По итогам пассивной части баланса, можно обозначить следующие важные моменты:

- обязательства предприятия при низких тенденциях роста составляют меньше трети всех источников активов (27,37%), где основная доля – это займы и кредиты предприятиям-партнерам и банкам (около 3,88%). Это очень незначительная доля, которая обычно имеет место аннулирования примерно в течении одного-двух месяцев.

- весомую часть пассивов составляет нераспределенная прибыль (около 68%). В соответствии с Уставом ОАО «МегаФон», чистая прибыль, оставшаяся после отчислений в резервный фонд, распределяется между акционерами в качестве дивидендов при условии отсутствия ограничений, установленных Федеральным законом «Об акционерных обществах». Прибыль постоянно растет, например, в этом оду данный раздел баланса возрос на 13,3%. Это и результат снижения издержек, и внедрения новых технологий, и расширения покрытия, что привлекло приток новых абонентов.

- стоит отметить, что убыток, составляющий 0,2% - 0,25% от всех пассивов, заметно уменьшился (на 6,27%)в этом отчетном периоде при таком высоком росте прибыли и выручки .

Комментируя отчетность второго квартала текущего года, Генеральный директор «МегаФона» Сергей Солдатенков подчеркнул: «Я очень доволен достигнутыми результатами, квартал ознаменован двумя важными событиями. Первым важным событием этого периода стала покупка Группы „Синтерра“, что бесспорно укрепит позиции «МегаФона» на рынке фиксированной связи для крупных государственных и корпоративных клиентов, а также услуг фиксированного ШПД. Кроме того, синергия от объединения магистральных инфраструктур двух компаний важна для качественного развития сетей 3G, где «МегаФон» уверенно держит лидерство.

Во-вторых, «МегаФон» существенно увеличил абонентскую базу и поднялся по этому показателю на второе место в России. При этом Компании удается успешно трансформировать рост базы в рост доходов, который составил 19%. Последовательно реализуя свою стратегию развития, как за счет органического роста, так и приобретения компаний, «МегаФон» остается одной из наиболее финансово устойчивых российских компаний».

2.2 Рентабельность деятельности

Рассмотрим некоторые показатели рентабельности (таблица 4).

Таблица 4 – Показатели рентабельности

Рентабельность:

2009

2010

Абсолютное отклонение

- продукции

101,65%

104,97%

3,32%

- основных средств

5,42%

6,38%

0,97%

- продаж

20,50%

23,41%

2,91%

- активов

4,61%

5,42%

0,81%

- собственного капитала

4,89%

5,92%

1,02%

- перманентного капитала

4,25%

5,01%

0,76%

За последний квартал организация получила прибыль как от продаж, так и в целом от финансово-хозяйственной деятельности, что и обусловило положительные значения всех представленных в таблице показателей рентабельности за данный период.

Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки. По таблице очевидно, что такая рентабельность не только имеет высокую планку, но и тенденцию к быстрому росту.

Рентабельность активов — индикатор доходности и эффективности деятельности компании, очищенный от влияния объема заемных средств. Имеет место показатель около 5,5% (недостаточно высокий для данной отрасли, но имеющий рост более 1% в год, что является неплохим увеличением).

Рентабельность собственного капитала - один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает отдачу на инвестиции акционеров с точки зрения учетной прибыли. Опять же, как рентабельность перманентного капитала, имеет недостаточную для отрасли (6%-8%, а лучше более 10%) величину, но имеет, как и предыдущие показатели, высокие темпы роста, что позволит предприятию при неизменных других условиях максимально повысить уровень прибыли и снизить уровень издержек.

2.3 Ликвидность баланса

Ликвидность баланса – это степень покрытия обязательств предприятия активами, срок превращения которых в денежные средства соответствует сроку погашения обязательств. От степени ликвидности баланса зависит платежеспособность предприятия.

В зависимости от степени ликвидности, т.е. способности и скорости превращения в денежные средства, активы предприятия подразделяются на следующие группы (таблица 5 и 5.1).

Таблица 5 – Группы строк баланса для расчета показателей ликвидности, 2 квартал 2009

Активы

Пассивы

Название группы

Обозначение

Состав

Название группы

Обозначение

Состав

Наиболее ликвидные активы

А1

(стр. 260 + стр. 250)

61 664

Наиболее срочные обязательства

П1

(стр. 620 + стр. 630)

20 646

Быстро реализуемые активы

А2

(стр. 240 + стр. 270)

5 869

Краткосрочные пассивы

П2

(стр. 610 + стр. 650 + стр. 660)

13 343

Медленно реализуемые активы

А3

(стр. 210 + стр. 220 - стр. 216)

3 256

Долгосрочные пассивы

П3

(стр. 590)

27 632

Трудно реализуемые активы

А4

(стр. 190 + стр. 230)

166 802

Постоянные пассивы

П4

(стр. 490 + стр. 640 - стр. 216)

175 970

Баланс во втором квартале 2009 года не является абсолютно ликвидным, т.к. соблюдены не все неравенства (таблица 5.1.1):

Таблица 5 – Опровержение абсолютной ликвидности баланса в 2009 году

А1>П1

А2<П2

А3<П3

А4<П4

Следует отметить, что проводимый по изложенной схеме анализ ликвидности баланса является приближенным, более детальным является анализ платежеспособности при помощи финансовых коэффициентов (будет рассмотрено позже).

Таблица 5.1 – Группы строк баланса для расчета показателей ликвидности, 2 квартал 2010

Активы

Пассивы

Название группы

Обозначение

Состав

Название группы

Обозначение

Состав

Наиболее ликвидные активы

А1

(стр. 260 + стр. 250)

70 116

Наиболее срочные обязательства

П1

(стр. 620 + стр. 630)

18 095

Быстро реализуемые активы

А2

(стр. 240 + стр. 270)

8 533

Краткосрочные пассивы

П2

(стр. 610 + стр. 650 + стр. 660)

21 636

Медленно реализуемые активы

А3

(стр. 210 + стр. 220 - стр. 216)

5 238

Долгосрочные пассивы

П3

(стр. 590)

37 448

Трудно реализуемые активы

А4

(стр. 190 + стр. 230)

192 417

Постоянные пассивы

П4

(стр. 490 + стр. 640 - стр. 216)

199 125

Баланс во втором квартале 2010 года также не является абсолютно ликвидным, т.к. соблюдены не все неравенства (таблица 5.1.2):

Таблица 5 – Опровержение абсолютной ликвидности баланса в 2009 году

А1>П1

А2<П2

А3<П3

А4<П4

Итак, рассмотрим коэффициенты ликвидности (таблица 6).

Таблица 6 – Коэффициенты финансовой ликвидности

Показатели

2ой квартал

Комментарии

2009

2010

Коэффициент текущей ликвидности

2,08

2,11

Показывает, достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованы им для погашения своих краткосрочных обязательств в течение года. Это основной показатель платежеспособности предприятия. В мировой практике значение этого коэффициента должно находиться в диапазоне 1-2.

Коэффициент быстрой ликвидности

1,99

1,98

Показывает, насколько ликвидные средства предприятия покрывают его краткосрочную задолженность. Рекомендуемое значение данного показателя от 0,7-0,8 до 1,5.

Коэффициент абсолютной ликвидности

1,81

1,76

Показывает, какую часть кредиторской задолженности предприятие может погасить немедленно. Значение данного показателя не должно опускаться ниже 0,2.

Общий показатель ликвидности баланса предприятия

1,84

1,89

Показывает отношение суммы всех ликвидных средств предприятия к сумме всех платежных обязательств (краткосрочных, долгосрочных, среднесрочных) при условии, что различные группы ликвидных средств и платежных обязательств входят в указанные суммы с определенными весовыми коэффициентами, учитывающими их значимость с точки зрения сроков поступления средств и погашения обязательств. Значение данного коэффициента должно быть больше или равно 1.

По результатам исследований, очевидно, что показатели либо в норме, либо общепринятую норму несколько превышают. Это является положительной чертой, учитывая, что для данной отрасли такие показатели обычны при хорошем финансовом состоянии.

2.4 Финансовая устойчивость предприятия

Насколько устойчиво либо неустойчиво предприятие, можно сказать, зная насколько сильную зависимость предприятие испытывает от заемных средств, насколько свободно оно может маневрировать собственным капиталом, без риска выплаты лишних процентов и пени за неуплату, либо неполную выплату кредиторской задолженности вовремя.

Эта информация важна прежде всего для контрагентов (поставщиков сырья и потребителей продукции (работ, услуг)) предприятия. Им важно насколько прочна финансовая обеспеченность бесперебойного процесса деятельности предприятия, с которым они работают.

Финансовая устойчивость - это способность предприятия маневрировать средствами, финансовая независимость. Это также определенное состояние счетов предприятия, гарантирующее его постоянную платежеспособность.

Таблица 7 – Коэффициенты финансовой устойчивости

Коэффициенты

2 кв. 2009

2кв. 2010

Комментарий

Коэффициент автономии

0,92

0,93

Отношение собственного капитала к общей сумме капитала. Нормальное значение для данной отрасли: 0,55 и более (оптимальное 0,65-0,8).

Коэффициент финансового левериджа

0,37

0,41

Отношение заемного капитала к собственному.

Коэффициент обеспеченности собственными ОС

2,11

2,06

Отношение собственного капитала к оборотным активам. Нормальное значение: не менее 0,1.

Коэффициент покрытия инвестиций

1,07

1,11

Отношение собственного капитала и долгосрочных обязательств к общей сумме капитала. Нормальное значение для данной отрасли: 0,85 и более.

Коэффициент маневренности собственного капитала

0,43

0,45

Отношение собственных оборотных средств к источникам собственных средств. Нормальное значение: 0,05 и более.

Коэффициент мобильности имущества

0,48

0,48

Отношение оборотных средств к стоимости всего имущества. Характеризует отраслевую специфику организации.

Коэффициент мобильности оборотных средств

0,18

0,11

Отношение наиболее мобильной части оборотных средств (денежных средств и финансовых вложений) к общей стоимости оборотных активов.

Коэффициент обеспеченности запасов

8,09

8,29

Отношение собственных оборотных средств к величине материально-производственных запасов. Нормальное значение: 0,5 и более.

Коэффициент краткосрочной задолженности

0,56

0,52

Отношение краткосрочной задолженности к общей сумме задолженности.

В данном случае, как и в предыдущей главе, стоит отметить, что все показатели либо в норме, либо ее превышают. Коэффициент обеспеченности собственными ОС достаточно высок, но опять же не стоит забывать, что оборотные активы у предприятия огромны. В целом, финансовое состояние предприятия можно считать хорошим, об этом говорят напрямую и относительные показатели, и показатели из баланса – прибыль, выручка, расходы и т.д.

2.5 Анализ деловой активности

Рассмотрим основные коэффициенты деловой активности предприятия (таблица 8).

Таблица 8 – Коэффициенты деловой активности

Показатели

2009(2 кв.)

2010(2кв.)

Абсолютное отклонение

Темп роста, %

Коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов

(стоимость реализованной продукции /стоимость запасов)

36,00

17,92

-18,08

49,77%

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

(среднее значение дебиторской задолженности за год / суммарная выручка за год)

0,09

0,12

0,03

132,25%

Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала

(суммарная выручка за год/среднее значение чистого оборотного капитала)

0,55

0,56

0,01

102,53%

Коэффициент оборачиваемости основных средств

(суммарная выручка за год/среднее значение суммы внеоборотных активов)

0,26

0,27

0,01

103,16%

Коэффициент оборачиваемости основных средств

(суммарная выручка за год/среднее значение суммы всех активов за год)

0,18

0,18

0,01

102,96%

Отрасль достаточно специфическая, это не производство и не прямые продажи продукта, поэтому на первый взгляд показатели неудовлетворительны, за исключением первого – по сравнению с закупками/запасами, выручка огромна. Но, несмотря на низкую оборачиваемость некоторых показателей, наблюдается их постоянный рост. При определении финансового состояния стоит учитывать массу других показателей, какие были рассмотрены ранее, для целостного восприятия и рациональной оценки.

2.6 Оцененность компании рынком

Рынок сотовой связи в России высоколиквиден, развивается и постоянно наращивает обороты денежных средств. Услуги сотовой связи сегодня — наиболее доходный и быстро развивающийся сегмент телекоммуникационного рынка России. Рынок мобильной связи появился в нашей стране относительно недавно, однако по темпам развития он прочно занимает лидирующие позиции. С одной стороны – развитие это хорошо. Но, с другой, темп роста в сотни процентов ежегодно показывает отставание уровня развития сотовой связи в России и за рубежом.

Компания в своем балансе отражает следующие показатели гудвилла – 498 тыс. руб. (2кв. 2009) и возрастание его на 1020% во втором квартале 2010 года – 5580 тыс. руб. «Мегафон» - компания, одна из лидеров на рынке связи в России. Акции высоко ценятся, компания составляет достойную конкуренцию существующим сотовым компаниям, постоянно расширяется с помощью поглощений и открытий новых филиалов.


3 Методы управления деятельностью фирмы

3.1 Инвестиционная политика

3.1.1 Методы отбора инвестиционных проектов

Для отбора инвестиционных проектов руководство Компании использует как обычные методы (отбор с помощью перечня критериев, бальная оценка, экономическая оценка(оценка прибыльности), метод экспертных оценок), так и экспертные методы, где более широко и разносторонне имеют место различные подходы (используются целевые критерии; критерии, направленные на реципиента; развитие научно-технического прогресса и т.д.). Более подробно методы рассмотрены в Приложении 3.

Также создается Кредитный комитет, который занимается отбором, оценкой и дает окончательное решение.

3.1.2 Формирование бюджета капитальных вложений

Порядок составления Бюджета капитальных вложений:
1. Составление сметы капитальных вложений по видам затрат на весь бюджетный период.

2. Составление сметы капитальных вложений на весь бюджетный период с учётом выделения денежной части затрат и неденежной части затрат.

3. Формирование плана-графика капитальных вложений по месяцам.

Подготовка оперативного бюджета должна осуществляется на основе цели бюджетирования в следующей последовательности:

1) бюджет продаж ;

2) бюджет коммерческих расходов ;

3) бюджет производства ;

4) бюджет прямых материальных затрат ;

5) бюджет прямых затрат на оплату труда ;

6) бюджет общепроизводственных расходов ;

7) бюджет себестоимости произведенной продукции ;

8) бюджет общих и административно-управленческих расходов ;

9) бюджет текущих периодических расходов ;

10) бюджет производственных запасов ;

11) бюджет отчета о прибылях и убытках .

Инвестиционная деятельность планируется на основе инвестиционных проектов и программ развития предприятия. В данной части отчета отражаются:

- данные о приобретении реального основного капитала (материальных активов);

- размер чистой суммы наличных денежных средств в результате инвестиционной деятельности.

При планировании движения денежных средств в результате финансовой деятельности особое внимание уделяется таким статьям, как:

- векселя к оплате;

- долгосрочная задолженность (их размер должен в динамике уменьшаться);

- поступления от эмиссии обычных акций;

- выплаты дивидендов.

Постоянно учитывается и ведется контроль над тем, что инфляционные процессы с течением времени обесценивают денежные ресурсы.

Затем следует разработка прогнозируемого баланса предприятия.

3.1.3 Этапы разработки инвестиционных проектов

Вопрос о капиталовложениях является одним из наиболее сложных для любой организации, поскольку инвестиционные затраты могут принести доход только в будущем. Оценивая экономическую привлекательность капиталовложений, предприятие сталкивается с необходимостью прогнозирования отдаленных по времени событий, причем фактор неопределенности должен быть сведен к минимуму. Для того чтобы принять решение о целесообразности воплощения в жизнь инвестиционного проекта, предприятие должно провести детальный расчет его окупаемости. Этапы в Компании проходят по обычным пунктам:

1 Этап сбора информации и прогнозирования объемов реализации;

2 Этап прогнозирования объемов производства и прибыли;

3 Этап оценки видов и уровней рисков;

4 Этап определения требуемого объема и графика инвестиций;

5 Этап оценки доступности требуемых источников финансирования;

6 Этап оценки приемлемого значения стоимости капитала

Принятие решений инвестиционного характера осложняется рядом факторов: вид инвестиции; стоимость инвестиционного проекта; множественность доступных проектов; ограниченность финансовых ресурсов, доступных для инвестирования; риск, связанный с принятием того или иного решения, и т.д. Кроме того, в нашей стране сложность принятия инвестиционных решений усугубляется неопределенностью ситуации и наличием инфляции.

3.1.4 Оценка эффективности инвестиционных проектов

Перед проведением оценки эффективности экспертно определяется общественная значимость проекта. Далее оценка проводится в два этапа. На первом этапе рассчитываются показатели эффективности проекта в целом. Цель этого этапа - агрегированная экономическая оценка проектных решений и создание необходимых условий для поиска инвесторов. Для локальных проектов оценивается только их коммерческая эффективность и, если она оказывается приемлемой, рекомендуется непосредственно переходить ко второму этапу оценки. Для общественно значимых проектов оценивается в первую очередь их общественная эффективность. При неудовлетворительной общественной эффективности такие проекты не рекомендуются к реализации и не могут претендовать на государственную поддержку. Если же их общественная эффективность оказывается достаточной, оценивается их коммерческая эффективность.

При недостаточной коммерческой эффективности общественно значимого ИП рекомендуется рассмотреть возможность применения различных форм его поддержки, которые позволили бы повысить коммерческую эффективность ИП до приемлемого уровня.

Если источники и условия финансирования уже известны, оценку коммерческой эффективности проекта можно не производить.
Второй этап оценки осуществляется после выработки схемы финансирования. На этом этапе уточняется состав участников и определяются финансовая реализуемость и эффективность участия в проекте каждого из них (региональная и отраслевая эффективность, эффективность участия в проекте отдельных предприятий и акционеров, бюджетная эффективность и пр.).

Для локальных проектов на этом этапе определяется эффективность участия в проекте отдельных предприятий - участников, эффективность инвестирования в акции таких акционерных предприятий и эффективность участия бюджета в реализации проекта (бюджетная эффективность). Для общественно значимых проектов на этом этапе в первую очередь определяется региональная эффективность и в случае, если она удовлетворительна, дальнейший расчет производится так же, как и для локальных проектов. При необходимости на этом этапе может быть оценена также отраслевая эффективность проекта.

Оценка эффективности ИП должна осуществляться на стадиях:

- разработки инвестиционного предложения и декларации о намерениях (экспресс - оценка инвестиционного предложения);

- разработки "Обоснования инвестиций";

- разработки ТЭО (проекта);

- осуществления ИП (экономический мониторинг).

Принципы оценки эффективности ИП одинаковы на всех стадиях. Оценка может различаться по видам рассматриваемой эффективности, а также по набору исходных данных и степени подробности их описания.

На стадии разработки инвестиционного предложения во многих случаях можно ограничиться оценкой эффективности ИП в целом. Схема финансирования проекта может быть намечена в самых общих чертах (в том числе по аналогии, на основании экспертных оценок).
При разработке Обоснования инвестиций и ТЭО (проекта) оцениваются все приведенные выше виды эффективности. При этом:

- на стадии разработки обоснования инвестиций схема финансирования может быть ориентировочной;

- на стадии разработки ТЭО (проекта) используются реальные исходные данные, в том числе и по схеме финансирования.

В процессе экономического мониторинга ИП рекомендуется оценивать и сопоставлять с исходным расчетом только показатели эффективности участия предприятий в проекте. Если при этом обнаруживается, что показатели эффективности, полученные при исходном расчете, не достигаются, на основании расчета эффективности инвестиций для участников ИП с учетом только предстоящих затрат и результатов рассмотреть вопрос о целесообразности продолжения проекта, введения в него изменений и т.д., после чего пересчитать эффективность участия предприятия - проектоустроителя и эффективность инвестирования в акции других участников (в частности, для оценки степени привлекательности проекта для акционеров).

3.1.5 Методы финансирования инвестиционных проектов

Под методом финансирования инвестиционного проекта понимают способ привлечения инвестиционных ресурсов в целях обеспечения финансовой реализуемости проекта. Основными методами финансирования инвестиционных проектов являются:

- самофинансирование, т.е. осуществление инвестирования только за счет собственных средств;

- акционирование, а также иные формы долевого финансирования;

- кредитное финансирование (инвестиционные кредиты банков, выпуск облигаций);

- лизинг;

- бюджетное финансирование;

- смешанное финансирование (на основе различных комбинаций этих способов);

- проектное финансирование (метод финансирования, характеризующийся особым способом обеспечения возвратности вложений, в основе которого лежат исключительно или в основном денежные доходы, генерируемые инвестиционным проектом, а также оптимальным распределением всех связанных с проектом рисков между сторонами, участвующими в его реализации).

Приоритетно Компания использует первый или второй источник

Источники финансирования инвестиционных проектов представляют собой денежные средства, используемые в качестве инвестиционных ресурсов.

3.2 Структура расходов и доходов предприятия

Кроме табличного метода, структуру расходов и доходов можно рассмотреть в виде диаграмм для большей наглядности (диаграммы 1,2,3 и 4).

Диаграмма 1 и 2 – Структура расходов за второй квартал 2009 и 2010 года соответственно

Диаграмма 3 и 4 – Структура доходов за второй квартал 2009 и 2010 года соответственно

Для более подробного анализа можно также привести табличные данные и их изменения (таблица 9).

Таблица 9 - Сокращенные неаудированные консолидированные отчеты о прибылях и убытках (в миллионах рублей)

Показатель

2 кв. 2009 г.

2 кв. 2010 года

Абсолютное отклонение

Темп роста, %

Выручка

43885,00

52215,00

8330,00

118,98%

Себестоимость услуг

8849,00

11644,00

2795,00

131,59%

Валовая прибыль

35036,00

40571,00

5535,00

115,80%

Коммерческие расходы

4325,00

5045,00

720,00

116,65%

Операционные расходы

10019,00

11820,00

1801,00

117,98%

Износ и амортизация

7831,00

9182,00

1351,00

117,25%

Прибыль от операционной деятельности

12861,00

14524,00

1663,00

112,93%

Прочие доходы/(расходы):

Расходы по процентам

-372

-229

143,00

161,56%

Доходы по процентам

510

980

470,00

192,16%

Прочие доходы/(расходы), нетто

-72

27

99,00

366,66%

Убыток от производных финансовых инструментов, нетто

-743

-62

681,00

8,34%

Доход/(убыток) по курсовым разницам

-1007

48

1055,00

1198,38%

Итого прочие доходы/(расходы), нетто

-1684

764

2448,00

320,41%

Прибыль до налога на прибыль и неконтролируемых долей участия в дочерних Компаниях

11177

15288

4111,00

136,78%

Налог на прибыль

2183

3062

879,00

140,27%

Чистая прибыль

8994

12226

3232,00

135,94%

Чистая прибыль/(убыток), относимый к неконтролируемым долям участия в дочерних Компаниях

-1

3

4,00

-300,00%

Чистая прибыль, относимая к МегаФон

8995

12223

3228,00

135,89%

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  31  32  33   ..