Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 17

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  29  30  31   ..

 

 

Внешне-экономическая деятельность Японии

Внешне-экономическая деятельность Японии

Московский Государственный

Университет Природообустройства

Кафедра экономики природообустройства.

по дисциплине

«ВЭД предприятия» на тему:

«Внешне-экономическая деятельность Японии».

Выполнила: студентка 544 гр. ЭФ

Михальчук Инна

Приняла: Скачкова Светлана

Александровна

Москва, 2008

Содержание:

Введение………………………………………………………………

I. Раздел. «Характеристика страны»………………………………..

1.1. Экономико-географическое положение Японии………………

1.2. Природные ресурсы……………………………………………...

1.3. Промышленность…………………………………………………

1.4. Сельское хозяйство страны………………………………………

II. Раздел. «История международных отношений Японии»………..

2.1. История российско-японских отношений………………………

2.2. Развитие и структура внешней торговли……………………….

2.3. Обмен технологий………………………………………………..

III. Раздел. «Современная Япония»………………………………….

3.1. Внешне-экономические отношения…………………………….

3.2. Русско-Японские отношения……………………………………

3.3. Перспективы партнерства России и Японии в 2008 году……..

3.4. Организационная структура ВЭД……………………………….

3.5. Эффективность управления ВЭД………………………………..

3.6. Экономические перспективы Японии в 2008 году……………..

Выводы ………………………………………………………………..

Список литературы

Введение.

Современная Япония – одна из наиболее развитых стран мира. Несомненно, что сотрудничество с Японией является важным фактором экономической, социальной, культурной и политической жизни России.

В Концепции внешней политики России, утвержденной 28 июня 2000 года Президентом В. В. Путиным, говорится, что «РФ выступает за устойчивое развитие отношений с Японией, за достижение подлинного добрососедства, отвечающего национальным интересам обеих стран». В настоящее время между странами существует целый ряд проблем, решение которых – необходимое условие развития сотрудничества.

Цель данной работы – осветить наиболее актуальные проблемы взаимоотношений и проследить тенденции развития сотрудничества стран.

Карта Японии.

I. Раздел

Характеристика Японии.

Япония - загадочная страна с самобытной культурой, расположенная у самого восхода солнца. В этой стране перемешалось прошлое и будущее, футуристические небоскребы торговых центров соседствуют с тихими улочками старого Токио. В этой стране трепетно относятся к своим традициям и культурному наследию. Здесь до сих пор сохранились прекрасные старинные замки сегунов, императорский дворец, а также чайные домики. Во многом Япония в сознании европейца остается недоступным и загадочным миром, с непонятной для вечно спешащего мира созерцательной философией.

1.1. Экономико – географическое положение страны.

По размерам территории Япония составляет 378 тыс. км2. Протяжённость береговой линии составляет почти 30 тыс.км. Берега сильно изрезанны и образуют множество заливов и бухт. Омывающие Японию моря и океан имеют для страны огромное значение, как источник биологических, минеральных и энергетических ресурсов. Связь Японии с другими странами мира осуществляется морским путём.

Климат Японии в целом довольно благоприятен для проживания людей и ведения хозяйства. Остров Хоккайдо и север Хонсю расположены в зоне умеренного морского климата, остальная часть Хонсю, острова Сикоку и Кюсю – во влажном субтропическом, а острова Рюкю (в т.ч. Окинава) – в зоне тропического климата.

В последние годы в Японии обострилась земельная проблема (ухудшается качество земель). Расположены в основном слабоподзолистые и торфянистые почвы, а также бурые лесные и краснозёмы, подходящие для выращивания многих сельскохозяйственных культур (от картофеля на севере до сахарного тростника на юге). Обрабатываемые земли составляют 13% площади, луга и пастбища – 4%.

В настоящее время Япония – конституционная монархия (т.е. империя). Высший орган государственной власти и высший законодательный орган – парламент, состоящий из двух палат: палаты представителей (512 депутатов) и палаты советников (252 депутата). Парламент выполняет важную роль - принимает бюджет, ратифицирует международные договоры и соглашения, вносит предложения о поправках к Конституции.

Исполнительная власть осуществляется кабинетом министров во главе с премьер-министром. Основные религии – синтоизм и буддизм. Денежная единица – 1 иена = 10 сенам.

1.2. Природные ресурсы.

Япония бедна полезными ископаемыми. Привязка к внешним источникам сырья и рынкам сбыта готовых товаров стала важнейшей причиной проведения страной активной внешней политики. Реки Японии многочисленны, но малопротяжённы. Крупнейшая из них – река Синако (367 км). Большинство рек – это бурные горные потоки, источники гидроэнергетики и воды для ирригации. Для судоходства реки непригодны. Обилие рек, озёр, подземных вод, которыми щедро награждена Япония, оказывает благотворное влияние на развитие сельского хозяйства и промышленности. Промышленное развитие страны вызвало серьёзные проблемы с загрязнением окружающей среды, что и привело к развитию программы за совершенствование контроля за состоянием природы.

1.3. Промышленность.

В последние десятилетия Япония выступает как одна из ведущих экономических держав, является второй по величине национальной экономической силой в мире. Население Японии составляет примерно 2,3% общемировой численности, но создаёт около 16% валового мирового продукта (ВМП), исчисленного по текущим валютным курсам, и 7,7% по покупательной способности иены. Её экономический потенциал равен 61% американского, но по показателю производства на душу населения она превышает американский уровень. На Японию приходится 70% совокупного продукта Восточной Азии, её валовый внутренний продукт (ВВП), подсчитанный на базе текущих валютных курсов, в четыре раза превышает ВВП Китая. Она достигла высокого технического совершенства, особенно в отдельных направлениях передовых технологий. Нынешние позиции Японии в Мировом хозяйстве – результат её экономического развития во второй половине прошлого столетия. В 1938 г. на её долю приходилось всего 3% ВМП.

В Японии развиты черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и пищевая промышленность. Хотя Япония является крупнейшим импортёром сырья для большинства этих отраслей, тем не менее по выпуску продукции многих отраслей страна часто занимает 1-2 место в мире. Причём промышленность концентрируется в основном в пределах Тихоокеанского промышленного пояса (на 13% территории страны выпускается почти 80% промышленной продукции).

Промышленность Японии сначала развивалась в основном по эволюционному пути. На импортном сырье практически заново были созданы такие базовые отрасли, как энергетика, металлургия, автомобиле- и судостроение, химическая и нефтехимическая, строительная промышленность. После энергетического и сырьевого кризисов середины 70-х годов в промышленности стал преобладать революционный путь развития. Страна начала всё больше ограничивать рост энергоёмких и металлоёмких производств, зависящих от импорта топлива и сырья и ориентироваться на новейшие наукоёмкие отрасли. Она стала лидером в области электроники, биотехники, приступила к использованию нетрадиционных источников энергии.

Металлургия потерпела за последнее время сильные изменения. Вместо множества устаревших заводов построены мощные комбинаты, оснащённые новейшей техникой. Не располагая в достаточной мере своей сырьевой базой, Япония ориентируется на импорт железной руды и коксующих углей. Крупными поставщиками железной руды были и остаются Малайзия и Канада. Основные поставщики угля – США, Австралия; в меньшей степени – Индия и Канада. По производству рафинированной меди Япония занимает второе место в мире, после США. Месторождения полиметаллических руд составляют базу для развития производства цинка и свинца.

Энергетика Японии ориентируется преимущественно на импортное сырьё (в основном нефть и нефтепродукты). Импорт нефти составляет более 200 млн. тонн. Сокращается в потреблении доля угля, растёт в потреблении доля природного газа (импортируется в сниженном виде). Растёт роль гидроэнергетики и атомной энергии. Япония располагает мощной электроэнергетикой. Свыше 60% мощностей приходится на ТЭС. С середины 60-х годов сооружается АЭС. В настоящее время работает свыше 20 АЭС на импортном сырье (более 40 энергоблоков). Они дают около 30% электроэнергии. В стране построены самые мощные АЭС в мире (в том числе Фукусима – 10 энергоблоков).

Судостроение Японии очень разнообразно: со стапелей судоверфей Иокогамы, Осаки, Кобе, Нагасаки и многих других судостроительных центров сходят крупнейшие в мире супертанкеры и другие суда. Судостроение специализируется на строительстве крупнотоннажных танкеров и сухогрузов. Общий тоннаж построенных в Японии судов составляет 40% мирового тоннажа. По судостроению страна прочно занимает первое место в мире (2 место – Республика Корея). Судостроительные и судоремонтные предприятия размещены по всей стране. Главные центры находятся в крупнейших портах (Иокогама, Нагасаки).

Производство цветных металлов является материало- и энергоёмкими. Относятся к “экологически грязным” отраслям промышленности, поэтому проведена существенная реорганизация отрасли. Только за последнее десятилетие выплавка цветных металлов сократилась в 20 раз. Передельные же заводы размещены практически во всех крупных промышленных центрах.

Машиностроение Японии включает в себя множество отраслей (судостроение, автомобилестроение, общее машиностроение, приборостроение, радиоэлектроника, авиационно-космическая промышленность). Действует ряд крупных заводов тяжёлого машиностроения, станкостроения, производство оборудования для лёгкой и пищевой промышленности. Но главными отраслями стали электроника, радиопромышленность и транспортное машиностроение.

По выпуску автомобилей (13 млн. штук в год) в последние годы Япония также занимает первое место в мире (продукция отрасли составляет 20% японского экспорта). Важнейшие центры отрасли – Тойота (район Нагасаки), Иокогама, Хиросима.

Предприятия нефтеперерабатывающей , а также химической промышленности тяготеют к основным центрам Тихоокеанского промышленного пояса – в токийской агломерации аланского промышленного пояса. В токийской агломерации (Кавасаки, Тиба, Иокогама), в районе Осаки и Нагои предприятия используют привозное сырьё. По уровню развития химической промышленности Япония занимает одно из первых мест в мире.

В Японии также развита целлюлозно-бумажная промышленность .

Сохраняет не мало важное значение отрасли лёгкой и пищевой промышленности . Однако растёт конкуренция со стороны развивающихся стран по многим видам трудоёмких производств лёгкой промышленности (за счёт дешевизны рабочей силы в других странах).

Ещё одна важная традиционная отрасль японской промышленности – рыболовство . По улову рыбы Япония занимает одно из первых мест в мире.

Очень важная особенность промышленности Японии – её исключительно сильная втянутость в международные экономические связи.

1.4.Сельское хозяйство.

В сельском хозяйстве Японии занято около 3% экономически активного населения, а доля его в ВНП страны составляет около 2%. Для японского сельского хозяйства характерен высокий уровень производительности труда и земли, урожайности культур и продуктивности животных. Сельскохозяйственное производство имеет ярко выраженную продовольственную направленность

Растениеводство даёт основную часть продукции (около 70%), но его удельный вес снижается. Кормовые и технические культуры страна вынуждена ввозить из-за рубежа. Пастбищные земли составляют всего 1,6% от общей площади, но даже эти участки выходят из оборота сельского хозяйства по мере увеличения импорта дешёвой мясной и молочной продукции. Развиваются новые интенсивные отрасли животноводства. Практически удовлетворяется спрос на рис, овощи, мясо птицы, свинину, фрукты. Однако страна вынуждена импортировать сахар, кукурузу, хлопок, шерсть.

Для сельского хозяйства Японии характерно мелкое земледелие. Большинство хозяйств – мелкотоварные. Наиболее крупные хозяйства занимаются животноводством. Кроме индивидуальных хозяйств функционируют фирмы и производительные кооперативы. Это значительные сельскохозяйственные единицы.

Прибрежные низменности всех островов, в том числе и в Тихоокеанском промышленном поясе, являются крупными сельскохозяйственными районами, где выращивают рис, овощи, чай, табак, а также интенсивно развивается животноводство. На всех больших равнинах и в природных зонах крупных агломераций расположены птице- и свинофермы, огороды.

II . Раздел

История международных отношений Японии.

Япония – одна из крупнейших мировых торговых держав. Темпы экономического роста послевоенной Японии, достигнув наивысшего значения в 50-х годах, когда среднегодовой прирост валового внутреннего продукта (ВВП) составлял 14,9%, показали долговременный понижающийся тренд: в 60-х годах — 11,3%, в 70-х — 4,5, в 80-х — 3,7, в 90-х — 1,8%. К началу 90-х годов доля Японии в мировом производстве (ВВП) достигла 12,8%, а в обороте международной торговли — около 8%. За понижающимися темпами роста стоит смена этапов экономического развития страны. Можно выделить следующие этапы: послевоенное восстановление (1946—1952), период создания современной структуры хозяйства (1955—1973), период адаптации к росту цен на ресурсы сырья и топлива и интернационализации экономики (1974—1989) и структурный кризис 90-х годов.

2.1. История российско-японских отношений.

Русско-японские отношения имеют более чем трехсотлетнюю историю. Первые сведения о Курильских островах сообщил в 1697 году русский землепроходец В. В. Атласов. В 1854 году Япония, бывшая до этого «закрытой страной», была «открыта» М. Перри для европейцев. Уже в 1855 году был заключен первый русско-японский договор – «о мире и дружбе». Этот договор определял морскую границу, а японское правительство открыло для русских судов порты Симода, Хакодате, Нагасаки. В 1895 году был заключен договор о «взаимной свободе торговли и мореплавания» и режиме наибольшего благоприятствования для подданных одной страны на территории другой.

Отношения между Россией и Японией носили позитивный характер вплоть до русско-японской войны. В 1904 году война была развязана Японией, носила империалистический характер и велась за господство в Северо-Восточном Китае и Корее. В результате заключения Портсмутского мира 5 сентября 1905 года, Россия признала Корею сферой влияния Японии и уступила ей Южный Сахалин.

1 сентября 1939 года началась вторая мировая война. В течение практически всего ее периода (сентябрь 1939 г. — август 1945 г.) Япония и Советский Союз не находились в состоянии войны. Дело в том, что в апреле 1941 года между обеими странами был заключен Пакт о нейтралитете со сроком действия на 5 лет.

4 – 11 февраля 1945 года в Ялте встретились главы правительств трех союзных держав: И. В. Сталин (СССР), Ф. Д. Рузвельт (США) и У. Черчилль. В результате Ялтинской конференции (Крымской конференции) СССР выразил согласие на определенных условиях вступить в войну против Японии. По условию Ялтинской конференции СССР отходили так называемые «северные территории».

9 августа 1945 года, три дня спустя после атомной бомбардировки Хиросимы и в тот же день атомной бомбардировки Нагасаки, Советский Союз вступил в войну против Японии, поражение которой уже не вызывало никаких сомнений. Спустя неделю, 14 августа Япония приняла условия Потсдамской декларации и капитулировала перед союзными державами.

После окончания войны вся территория Японии была оккупирована союзными войсками. В результате переговоров между союзниками территория собственно Японии подлежала оккупации войсками США, Тайвань — войсками Китая, а Сахалин и Курильские острова — советскими войсками.

Оккупация Северных территорий была военной оккупацией, совершенно бескровной после военных действий, и, следовательно, подлежала прекращению в результате территориального урегулирования по мирному договору.

И. В. Сталин Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 года включил районы, находящиеся под оккупацией, в состав территории своей страны. В период 1947—49 годов Советский Союз насильственно выселил японцев, проживавших на Итурупе, Кунашире, Шикотане и гряде Хабомаи (до войны на этих островах проживало свыше 17 тысяч японцев) и начал заселять оккупированные районы советскими гражданами.

В 1956 году между Советским Союзом и Японией были проведены переговоры, которые, однако, не привели к договоренности: японская сторона заявляла, что Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряда Хабомаи являются территорией Японии и требовала их возвращения, а советская сторона соглашалась вернуть лишь Шикотан и Хабомаи.

В результате Япония и СССР вместо мирного договора подписали Совместную декларацию, предусматривавшую прекращение состояния войны и восстановление дипломатических отношений. Стороны обязались продолжить переговоры о заключении мирного договора и о возвращении после заключения мирного договора гряды Хабомаи и острова Шикотан.

Проблема Хабомаи и Шикотана в составе территориального вопроса между Японией и СССР в принципе разрешена японо-советской Совместной декларацией. Следовательно, остается проблема Итурупа и Кунашира, которая должна быть решена на переговорах по мирному договору.
После заключения Совместной декларации между Японией и СССР периодически проводились переговоры по мирному договору, но реального результата не было получено. В частности, при тоталитаризме СССР долгое время занимал жесткую позицию, сводившуюся к тому, что «территориального вопроса не существует».

2.2. Развитие и структура внешней торговли.

З а последние 50 лет физический объем экспорта Японии увеличился более, чем в 70 раз, его темпы почти в два раза опережали прирост мирового экспорта. В основе успехов японских компаний на мировых рынках лежит конкурентоспособность продукции, которая формируется за счет высокого качества, новейшей технологии, кадровой политики, авторитета фирмы. Японские фирмы известны эффективно развитой системой всестороннего и последовательного контроля и управления качеством продукции, которое связано прежде всего с характером организации производства. Ритмичность и гибкость производственного процесса, его способность к переналаживанию и выпуску новой продукции, поставки комплектующих изделий и сырья точ-но в срок существенно повышают качество продукции и эффективность работы предприятий. Рост уровня автоматизации и роботизации, использование систем контроля за качеством оборудования, высокий уровень нормирования технологических пределов также позволяют значительно улучшать качество выпускаемых товаров. Принцип автономизации производства пред-полагает выпуск конечного изделия с полным контролем качества и гарантиями бездефектности.

Один из методов конкурентной борьбы японских фирм — быстрая смена моделей. Период разработки новой продукции у них короче, чем в США.

При всей важности указанных выше факторов высокой конкурентоспособ-ности японских товаров на мировых рынках следует иметь в виду, что стои-мость рабочей силы в единице продукции в Японии была ниже, чем в США и ряде других промышленно развитых стран. Стоимостный компонент компенсировал отставание японских компаний в одном из важнейших факторов конкурентоспособности — производительности труда. По оценкам отдель-ных японских исследовательских организаций, Япония на 1/3 отстает от США по уровню производительности труда в обрабатывающей промыш-ленности. Разрыв в этом показателе сократился (1975 г. — 50%), но остается значительным. Отставание в уровне производительности труда во многом связано со стратегией большого числа японских фирм, которые уделяют пер-востепенное внимание не прибылям, а их доле на рынке. На общее состояние дел влияет и то обстоятельство, что производительность труда на мелких и средних предприятиях значительно уступает показателям крупных, составляя 40% от уровня крупных предприятий. Это сдерживает общие показатели всей промышленности. Высокий уровень производительности труда достигнут в черной и цветной металлургии, химической промышленности, где он значительно превышает, американские показатели. Во всех других отраслях отмечается отставание, даже в таких, как автомобилестроение и электротехника, где японские ком-пании обладают сильной конкурентоспособностью. Там уровень производи-тельности составляет 78 и 85% американского.

Япония долгое время занимала ведущее место по конкурентоспособности своих товаров на мировых рынках. В результате ослабления ценового факто-ра она опустилась на третье место в 1993 г. после Сингапура и США. Про-изошел значительный рост стоимости рабочей силы примерно с 60% в конце 80-х годов до 70% добавленной стоимости в 1994 г. (45% в 1960 г.). В послевоенный период существенные изменения претерпела структура экспорта. До 60-х годов преобладающее место в ней занимали потребитель-ские товары: радиоприемники, телевизоры, текстильные изделия. Затем ве-дущие позиции заняли продукция черной металлургии, суда, автомобили — свыше 60% экспорта. В 80-е годы произошел новый сдвиг в структуре япон-ского экспорта. При увеличении доли автомобилей и бытовой электротехни-ки вперед стал выходить экспорт капитальных средств. Значительно возросла доля продукции общего машиностроения (13,9 и 24,1%), электромашино-строения (9,9 и 25,6%), научного оборудования, оптики (3,7 и 4,5% за 1980-1995гг.).

По отдельным видам продукции на долю японских компаний приходится весомая часть экспортных поставок в мире: полупроводники — 50%, легко-вые автомобили — 22, конторское и телекоммуникационное оборудование — 22,6, сталь — 17,4%. Превращение Японии в одного из главных мировых экспортеров продукции машиностроения и наукоемкой продукции стало ито-гом ее промышленного и научно-технического развития.

Структура импорта отражает процессы международной специализации промышленности, интернационализации хозяйства и бедность минеральной отечественной базы. Японию отличает самая низкая среди промышленно развитых стран степень самообеспеченности сырьем и топливом, страна поч-ти полностью зависит от ввоза многих видов минерального и сельскохозяй-ственного сырья. По многим видам минерального сырья она выступает круп-ным покупателем на мировых рынках. На нее приходится свыше 30% миро-вого импорта железной руды, свыше 19% руд цветных металлов, каменного угля, хлопка и шерсти.

На первых этапах экономического развития структура производства пре-допределила большую зависимость Японии от развивающихся стран — око-ло половины ее экспорта и свыше 40% импорта. Юго-Восточная Азия и страны Персидского залива до сих пор являются главным рынком сбыта и поставок энергетического сырья. Поставки рудного и химического сырья в последние десятилетия локализуются в промышленно развитых странах — Канаде, Австралии и Новой Зеландии.

Важной особенностью географической структуры внешнеторговых связей является их концентрация на США. До настоящего времени на американском рынке реализуется 29% японского экспорта и обеспечивается 22% импорта. В свою очередь на Японию приходится свыше 11% американского экспорта, в том числе почти 20% сбыта сельскохозяйственной продукции.

Япония выступает основным торговым партнером ряда стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Она обеспечивает Индонезии 37% ее экспорта и 24% импорта, для Малайзии — 26% ее импорта и 16% экспорта, для Сингапура — 21% его импорта и 17% экспорта, для Южной Кореи — 26% ее импорта. Япония является также основным экспортным и импортным рынком КНР (15-16%).

Торговый оборот сводится с огромным положительным сальдо, которое возросло в 6 раз за 1981—1995 гг. и превысило 130 млрд. долл. 40% его объ-ема образуется в товарообороте с США. Положительное сальдо складывается со всеми регионами за исключением стран Среднего Востока и в 90-е годы — с Восточной Европой. Торговые отношения с промышленно развитыми стра-нами сопровождаются вспышками торговых войн, давлением на Японию, ус-тановлением «добровольных ограничений» ее экспорта. Особенно в этом преуспевают США.

2.3. Обмен технологий.

Начиная с 80-х годов Япония предпринимает усилия для расширения двустороннего и многостороннего сотрудничества в области науки и техники. Многосторонние научно-технические связи базируются на осуществлении международных исследовательских проектов. В 1986 г. Япо-ния выдвинула крупномасштабную программу под названием "Человеческие границы», которая сравнивается самими японцами с американской «СОИ» и европейской «Эврикой». Цель ее – поднять авторитет страны, ликвидировать отставание от других стран Запада в области фундаментальных исследова-ний, а также обеспечить себе лидирующие позиции на наиболее перспектив-ных направлениях НТП, в частности механизма живых организмов. При этом исходят из того, что это направление станет ключевым фактором в создании принципиально новых материалов, механизмов и технологий, способных преодолеть трудно разрешимые в настоящее время проблемы энергии при-родных ресурсов, гармоничных взаимоотношений человек и новых техноло-гических средств. Программа рассчитана на 20 лет, в течение которых пред-полагается израсходовать 6-7 млрд. долл., половину из них за счет Японии.

Произошли существенные изменения в технологическом платежном ба-лансе страны. С 70-х годов начал усиливаться экспорт японской технологии. Правда, место Японии в торговле технологией контрастировало резко с об-меном товарной продукцией. До 1992 г. платежи по технологии превышали экспорт. При этом объем японских поступлений (3—3,6 млрд. долл.) в 6—7 раз уступал американскому. По стоимости технологического импорта Япо-ния превосходит ведущие западноевропейские страны. При этом следует иметь в виду, что общий дефицит технологического баланса во многом опре-делялся наследием прежних периодов, когда страна полностью зависела от импорта технологии. Это связано с тем, что в сальдо технологического ба-ланса включаются как поступления и платежи по вновь заключенным кон-трактам, так и выплаты роялти по старым контрактам, которые могут охва-тывать период до 10-15 лет. Баланс платежей по вновь заключаемым кон-трактам, начиная с 1972 г., сводится с положительным сальдо. В 1993 г. было достигнуто положительное сальдо по обмену технологии в целом.

Япония занимает своеобразное место в мировом движении технологии. Она импортирует всю технологию из индустриальных стран, а экспортирует почти половину в промышленно развитые и развивающиеся страны. 40% общего объема экспорта технологии вывозится в страны Азии. Японские компании расширяют научно-техническое сотрудничество и развитие про-мышленной кооперации с Восточной и Юго-Восточной Азией, стремясь пе-ревести производство продукции средней сложности в соседние страны, а самим сосредоточиться на разработке и освоении технологически сложной продукции. В результате в азиатской части мира просматриваются черты японоцентристской модели научно-технического и промышленного взаимодействия.

Отношения с США в обмене технологией характеризуются сотрудничест-вом и конфликтами. Остается высокая зависимость Японии от импорта тех-нологии из США (69% ее импорта). В начале 90-х годов соотношение между экспортом и импортом было примерно 2:1 в пользу США, но в области элек-троники оно составляет 5:1, в станкостроении — 7:1. В США активизируются усилия по защите американской технологии по мере обострения торгово-экономических отношений.

Организационная структура системы управления международной дея-тельностью отличается большим числом посреднических фирм, которые на-ряду с банковскими институтами, промышленными компаниями и аппаратом государственного регулирования стали одной из важнейших составных час-тей механизма осуществления ее внутренних и внешних экономических свя-зей. Самая большая роль в организации и осуществлении международной деятельности принадлежит девяти универсальным торговым посредническим компаниям (сого сёся). Они образуют олигопольную систему регулирования и осуществления международной и внутренней торговой деятельности. Это торговые дома «Мицубиси», «Мицуи», «Итотю», «Марубени», "Сумитомо», «Ниссе иваи», «Тоё мэнка», «Канемацу госе», "Нитимэн». На них приходится около 45% экспорта и 77% импорта. К их общим функциям относится осу-ществление операций по экспорту и импорту, выполнение формальностей по обеспечению внешней торговли, организация валютного обмена, консульти-рование по вопросам логистики. В последние годы появились новые функ-ции — инвестирование капиталов за границей, содействие научно- техническим исследованиям и разработкам.

Сочетание в общей структуре субъектов внутренней и внешнеэкономиче-ской деятельности крупных универсальных торговых и мелких и средних специализированных фирм создает двойственную структуру посреднической сети, образует основу высокой эффективности системы обращения и во многом предопределяет успех страны во внешнеэкономических связях. Подобная структура управления и регулирования выступает серьезным препятствием для проникновения конкурентов на японский рынок. Степень проникновения импорта (доля импорта во внутреннем потреблении) в 1,5—3 раза меньше, чем в других ведущих странах (1975 г. — 4,9%, 1987 г. — 4,4, 1995 г-10,1%).

III. Раздел . Современная Япония.

После второй мировой войны экономика Японии находилась в крайне плачевном состоянии. Однако умело проведенная экономическая политика уже к концу 60-х годов позволила стране встать на ноги. Сегодня Япония – одна из наиболее развитых стран. По существующим данным, Япония с населением 120 млн. может производить товаров и услуг всего лишь на 15 % меньше, чем США. Показательно также то, что заграничные капиталы Японии превышают 1 трлн. долларов.[1] Япония сейчас является не только второй по экономической мощи державой мира, но и крупнейшим кредитором, а также одним из основных доноров международных организаций и программ. В последние годы Япония обеспечивает около 15 % годового бюджета ООН. Немаловажным фактом является также то, что Япония занимает третье место среди развитых стран по размерам национального дохода на душу населения, составившего в 1995 году 31, 9 тыс. долларов[2] . Хотя в настоящее время исследователи приводят множество доводов, указывающих на то, что уже прослеживаются признаки грядущего отставания Японии в своем экономическом развитии, но, тем не менее, позитивные тенденции преобладают над негативными.

Большинство геополитиков относят Японию к государствам-центрам силы. Здесь следует учесть следующий факт. Япония – асимметричная великая держава, поскольку ее экономическая мощь не соответствует ее военному и политическому весу и влиянию. Но она располагает возможностями для существенного увеличения военных расходов, а о растущих политических амбициях Страны восходящего солнца свидетельствуют ее претензии на место в Совете Безопасности ООН в качестве постоянного члена. И если существующая асимметричность будет преодолена, то это может вызвать революционные изменения во всем мире.[3]

3.1. Внешне-экономические отношения.

Хозяйство в очень большой степени зависит от импорта топлива и промышленного сырья. Но структура импорта существенно меняется: уменьшается доля сырьевых товаров и увеличиваются удельный вес готовой продукции. Особенно растёт доля готовых изделий из НИС Азии (в том числе цветных телевизоров, видеокассет, видеомагнитофонов, запчастей). Страна ввозит также некоторые виды новейших машин и оборудование из экономически развитых стран.

В экспорте готовых промышленных изделий (по стоимости) 64% приходится на машины и оборудование. Международной специализацией Японии на мировом рынке является торговля продукцией наукоёмких высокотехнологичных производств, таких, как производство сверхбольших интегральных схем и микропроцессоров, станков с ЧПУ и промышленных роботов.

Объём внешней торговли Японии постоянно растёт (760 млрд. длр., 1997 год – третье место после США и ФРГ). Основными торговыми партнёрами Японии являются экономически развитые страны, в первую очередь США (30% экспорта, 25% импорта), ФРГ, Австралия, Канада. Крупными партнёрами являются Республика Корея и Китай.

Увеличиваются объёмы торговли со странами Юго-Восточной Азии (29% внешнего оборота) и Европы. Крупнейшие поставщики нефти в Японию – страны персидского залива

Важным направлением внешнеэкономической деятельности Японии является экспорт капитала. По объёму иностранных инвестиций страна превратилась в одного из лидеров наряду с США и Великобританией. Причём растёт доля вложения капитала в развитие страны. Япония вкладывает свои капиталы в торговлю, банковское дело, кредиты и прочие услуги (около 50%), в обрабатывающую и добывающую промышленность разных стран мира. Острые внешнеэкономические противоречия Японии с США и странами Западной Европы приводят к борьбе за источники сырья, рынки сбыта и сферы приложения капитала. Расширяются масштабы зарубежного предпринимательства японских фирм. Причём, наряду с выносом за рубеж экологически опасных, энерго- и материалоёмких производств (путём строительства предприятий в развивающихся странах), происходит и перенос в эти страны некоторых машиностроительных производств – тех, развитие которых в Японии становится менее респектабельным (переводятся туда, где ниже издержки на рабочую силу).

Особую активность проявляют японские фирмы в НИС Азии – в Республике Корея, на Тайване и Сингапуре. Созданные там с участием японского капитала предприятия текстильной, пищевой, швейной, металлургической, химической отраслей промышленности, электронного и точного машиностроения становятся серьёзными конкурентами собственно японских фирм (особенно мелких и средних) на мировом и даже на внутреннем рынке Японии.

Все крупнейшие промышленные компании Японии являются транснациональными корпорациями, одними из крупнейших в мире. В списке 500 самых крупных ТНК мира очень высокие позиции занимают: Toyotamotor, Hondamotor – в автомобилестроении; Hitachi, Sony, NEC – в электронике; Toshiba, Fujitsu, Canon – в производстве компьютерной техники и т.д.

Одним из важнейших факторов экономического развития Японии является широкое участие в международной торговле технологиями. В экспорте технологий преобладают лицензии в области электротехнического и транспортного машиностроения, химии, строительства. С географической точки зрения в японском экспорте технологий в 80-х годах преобладали развивающиеся страны. Особенно активно осуществляется обмен лицензиями технологических процессов в области электротехники, химической промышленности и д.р.

3.2. Русско-Японские отношения.

Новой дорогой сотрудничества в последнее годы стали внешнеэкономические отношения с Россией, где сейчас действуют совместные предприятия с участием японского капитала. Географическое размещение СП в основном ограничиваются Дальневосточным регионом. Япония стала основным торговым партнёром Приморского края, Сахалинской области, Хабаровского края. Из России вывозят нефть, уголь, цветные металлы, лесоматериалы, целлюлозу, рыбу и морепродукты.

В целом в международном разделении труда Япония является одним из мировых финансовых центров, а также производителем продукции наукоёмких отраслей промышленности – “научно-производственной лабораторией мира”. Можно ожидать, что к началу XXI века Япония обойдёт США по степени вовлечённости в мировое хозяйство.

Экономическое сотрудничество России и Японии является одним из наиболее важных аспектов выгодных взаимоотношений двух стран. История развития экономических отношений стран развивалась параллельно подъему российско-японских отношений на более высокий уровень.

Первый важный шаг в налаживании экономических отношений был сделан в ноябре 1994 года: стороны договорились о создании Российско-японской межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам, которую возглавляют заместитель председателя правительства России и министр иностранных дел Японии.

В ходе различных контактов между руководством стран был заключен ряд договоренностей по вопросам экономики. Наиболее рациональным будет осветить экономическую сторону переговоров В. Путина и И. Мори, так как в ходе этих переговоров была подведена черта всем предыдущим контактам стран по экономическим вопросам. Итак, в ходе переговоров была подписана Программа углубления сотрудничества в торгово-экономической области между двумя странами. Этот документ определяет основные направления российско-японского сотрудничества в экономической сфере: поощрение взаимной торговли и японских инвестиций в российскую экономику, взаимодействие в освоении энергоресурсов Сибири и Дальнего Востока в целях стабилизации энергоснабжения в АТР, транспорт, наука и технологии, атомная энергетика, освоение космоса, содействие интеграции российской экономики в мирохозяйственные связи, поддержка экономических реформ России, включая подготовку кадров для рыночного хозяйства, и т. д. [4]

Президент России подтвердил глубокую заинтересованность российской стороны в активизации экономического сотрудничества с Японией и предложил ряд новых крупных идей, реализация которых давала бы большие выгоды России и Японии, кардинально расширяла бы масштабы их экономического сотрудничества. Речь идет, в частности, о проекте строительства энергомоста Россия – Япония, в рамках которого можно было бы экспортировать в Японию электроэнергию с электростанций на Сахалине и других районов Дальнего Востока, прокладке магистральных газопроводов в Японию и другие страны АТР с месторождений в восточной части России, строительстве тоннелей Япония – Сахалин, что позволило бы связать Японию железнодорожным сообщением с Европой через Транссибирскую магистраль, и о некоторых других предположениях.

В целом, можно сказать, что экономические отношения России и Японии находятся в благоприятном положении и развиваются в сторону взаимовыгодного сотрудничества.

3.3. Перспективы партнерства России и Японии.

В настоящее время созданы благоприятные условия для дальнейшего развития российско-японские отношений. По сути дела, сейчас между Москвой и Токио остался один действительно трудный нерешенный вопрос – территориальный. Но и он благодаря усилиям обеих сторон переведен из источника противостояния в русло спокойных, взвешенных, конструктивных переговоров с целью нахождения взаимоприемлемого решения. Важно при этом не торопить события, не создавать завышенных ожиданий, после которых, как показывает практика, наступает период разочарований. Жизнь уже показала, что тактика давления и увязок абсолютно контрпродуктивна и возвращает ситуацию в тупик. Очевидно, что решение столь сложной проблемы может быть найдено только в процессе действительно активного развития двусторонних отношений, осуществления контактов между широкими слоями общественности обеих стран, интенсивного взаимодействия России и Японии в решении актуальных проблем современности, то есть в условиях партнерства. Строить его – приоритетная задача сторон. Также очень важно, чтобы политический диалог был постоянным и доверительным, без этого невозможно рассчитывать на решение политически сложных и тяжелых проблем.

Немаловажное значение для решения геополитических отношений России и Японии имеет расширение гуманитарных и культурных обменов: между парламентариями, предпринимателями, учеными, журналистами, деятелями культуры, представителями отдельных регионов. Культурные обмены могут легче всего повысить интерес стран друг к другу.

В целом можно сказать, что для строительства новых российско-японских отношений двадцать первого века необходимо делать взаимные шаги навстречу друг другу с учетом взаимных интересов народов двух стран.

3.4. Организационная структура ВЭД Японии.

3.5. Эффективность управления ВЭД.

Активное участие государства в организации и осуществлении внешнеэкономической деятельности (ВЭД) – характерная особенность Японии на протяжении последних четырех десятилетий. Государственное регулирование охватило практически все стадии ВЭД, начиная от анализа ситуации в стране и за рубежом, выработки внешнеэкономической стратегии, определения структурных и географических приоритетов и кончая использованием широкой системы мер контрольно-регулирующего и финансово-стимулирующего характера.

Продуманная государственная политика регулирования ВЭД стала одним из главных рычагов превращения внешнеэкономических связей в действенный фактор развития страны. Она способствовала интеграции Японии в мировое хозяйство с максимальным учетом национальных интересов, превращению ее во влиятельного участника мирохозяйственных связей, крупный международный экономический, научно-технический, финансовый и торговый центр.

В практике государственного регулирования ВЭД используется широкий арсенал взаимно дополняющих методов – законодательных, административно-правовых, экономических, неформальных, что позволяет обеспечивать достижение поставленных целей.

Японская практика регулирования ВЭД опирается на широкую нормативно-правовую базу. Система мер законодательного и административно-правового регулирования представляет собой иерархическую пирамиду, которую венчает Закон о валютном обмене и внешней торговле , определяющий общую концепцию государственного регулирования и носящий рамочный характер. Поскольку в этом законе содержится принцип свободной и многосторонней торговли, фигурирующий в основных международных договоренностях о либерализации и в кодексах МВФ, ОЭСР, ГАТТ/ВТО, его можно считать либеральным. Исходя из принципа свободы внешнеэкономических операций, при нормальных условиях он предусматривает лишь минимально необходимый государственный контроль. Введение системы лицензирования трансакций допускается лишь при чрезвычайных обстоятельствах (например, при резком ухудшении платежного баланса страны).

Нося рамочный характер, закон делегирует полномочия детального регулирования ВЭД в тех или иных областях подзаконным актам. Такое “распределение обязанностей”, по мнению японцев, позволяет более полно учитывать и адекватно реагировать на изменения в международной экономической обстановке и новые моменты в развитии национального хозяйства.

“Второй этаж” законодательных актов составляют законы, регулирующие основные блоки ВЭД : экспортно-импортные операции; таможенно-тарифную сферу; обслуживание внешней торговли (законы об экспортной инспекции, страховании внешней торговли, чрезвычайных мерах по развитию импорта и расширению прямых иностранных инвестиций в Японии, банках, страховом бизнесе, ценных бумагах и биржах и пр.); стандарты и технические требования (Закон о промышленной стандартизации и др.); права интеллектуальной собственности (законы о патентах, авторских правах и т.д.).

В основании пирамиды лежат многочисленные нормативные акты, принятые в развитие и во исполнение упомянутых выше законов. К ним относятся в первую очередь постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и т.п.

Наличие как комплексного закона о ВЭД, так и законодательных актов, регулирующих практически все ее формы, сочетание их с детализированной системой нормативных актов и неформальными методами регулирования исключают “пробелы” в административно-правовом обеспечении этой сферы.

Таможенное регулирование ВЭД тесно увязывается с задачами структурной перестройки экономики. Несмотря на относительное снижение роли тарифного регулирования внешнеэкономических связей по сравнению с периодом 60-70-х годов, таможенный тариф остается важным инструментом защиты национальных производителей в целом ряде “чувствительных” отраслей, прежде всего в аграрном комплексе. Решению поставленных задач содействует широкая дифференциация ставок таможенного тарифа.

Выполняя международные договоренности в рамках ГАТТ/ВТО о “взаимном тарифном разоружении”, Япония в то же время сохраняет активное нетарифное регулирование импорта. В качестве эффективного средства его ограничения широко применяется система строгих технических и других специальных требований относительно стандартов, сертификации, инспекции качества, техники безопасности и т.д.

Эффективность государственного регулирования ВЭД во многом обеспечивается за счет выработки обоснованной внешнеэкономической стратегии с всесторонним учетом интересов и возможностей страны на отдельных этапах ее развития и на перспективу.

В качестве главной цели внешнеэкономической политики на 90-е годы провозглашено активное участие страны в создании и развитии нового международного экономического порядка. Речь идет о выработке международных правил, способствующих глобализации деловой активности и размыванию экономических границ; формировании новых норм движения капитала и зарубежных инвестиций, технологий; защите прав интеллектуальной собственности; гармонизации стандартов. Большое значение придается таким вопросам, как усиление координации макроэкономической и валютно-финансовой политики развитых стран, укрепление международной экономической системы, урегулирование внешнеторговых дисбалансов, поддержка развивающихся экономик. Важное место отводится адекватному ответу на проблемы “Восток – Запад”, поддержке усилий восточноевропейских стран по интеграции в мировое хозяйство, консультативно-технической помощи российским реформам.

Большую роль играют экономические рычаги регулирования ВЭД. Эффективным инструментом кредитования экспортно-импортных операций и зарубежного инвестирования японских компаний является Эксимбанк Японии. В стране действуют системы налоговых льгот, в том числе не имеющие аналогов в мире, ориентированные на стимулирование как экспорта, так и импорта.

Развитию ВЭД способствует крупнейшая в мире по своим масштабам, диверсифицированная системагосударственного страхования торговли и инвестиций, надежно ограждающая интересы национальных операторов от различного рода рисков. Она включает общее страхование торговли, страхование валютных рисков, экспортных векселей, экспортных облигаций, авансовых платежей за импорт, зарубежных инвестиций, кредитов зарубежным предприятиям.

Количество страховых полисов, выданных за период с 1950 до середины 90-х годов, составило свыше 20,3 млн, а общая сумма страхования достигла порядка 317 трлн иен. Охват внешней торговли государственным страхованием (доля застрахованных поставок в общем объеме экспорта) в начале 70-х годов доходил до 70%, в 80-е годы несколько снизился, а в начале 90-х годов в связи с введением новых видов государственного страхования вновь поднялся до 45%. Все приведенные показатели – самые высокие в мире.

Государство выступает также организатором системы обслуживания внешнеэкономических связей и финансирует эту деятельность из бюджетных средств. Данная система носит разветвленный характер, охватывая такие сферы деятельности, как сбор и анализ маркетинговой информации, оказание информационно-консультационных услуг, организация рекламно-выставочной работы. Она содействует повышению эффективности ВЭД, приобщению к ней новых участников.

Важным направлением государственного участия во ВЭД является информационное обеспечение коммерческой работы, сбор и анализ зарубежной коммерческой информации. К этой широкомасштабной деятельности привлекаются Министерство иностранных дел, Министерство внешней торговли и промышленности, Управление науки и техники, Управление экономического планирования и другие организации.

Особое место в этом ряду занимает Японская организация содействия развитию внешней торговли (ДЖЕТРО), созданная в 1958 г. Она является некоммерческой и полностью финансируется правительством. ДЖЕТРО занимается изучением мировых товарных рынков, сбором и анализом маркетинговой информации, организацией выставок японских товаров за рубежом и торговых выставок других стран в Японии, рекламной и издательской работой. 79 представительств ДЖЕТРО работают в 56 странах мира. В самой Японии имеется 33 отделения этой организации.

Обладая развитой сетью различного рода учреждений во многих странах, ДЖЕТРО представляет собой один из крупнейших в мире источников деловой информации. Ее базы данных оперируют огромным количеством сведений, в том числе обширными перечнями зарубежных экспортеров и японских импортеров. ДЖЕТРО имеет 31 информационный центр на территории Японии и 28 за рубежом.

3.6. Экономические перспективы Японии в 2008 году.

Новый год привёл с собой новую волну потрясений на мировые рынки нефти, золота, а также валюты. Такие перевороты, кажется, предвещают бурный год, так каковы же перспективы японской экономики в 2008 году?

Экономика Японии по-прежнему расширяет свою поствоенную экспансию, хотя темпы значительно замедлились. Текущее расширение продолжалось шесть полных лет и закончится в конце этого месяца, а последние события на мировых рынках сформировали главные направления развития экономики Японии на 7-й и 8-й гг.

До настоящего времени поддержка развития происходила, в основном, из-за границы. Сильные экономические системы за границей вкупе со слабой Йеной вызвали устойчивый рост японского экспорта. Раздутие прибыли экспортёров и их крупные инвестиции в средства обслуживания и оборудование стали движущей силой подъёма страны.

Ветры, дующие из-за границы, теперь, впрочем, становятся менее благоприятными для японской экономики. Одним из отрицательных моментов, который начался в прошлом году, является шквал невыплат по кредитам США, который изрядно замутил воду в финансовых и валютных рынках по всему миру.

Насколько серьёзным будет этот удар по экономике США? Повредит ли он также экономическим системам таких быстрорастущих стран, как Китай и Индия? Неуверенность в будущем экономики растёт, а усиление йены по отношению к доллару начинает вносить свой вклад в прибыль экспортёров.

Также вместе с финансовыми рынками, пострадавшими от кредитного краха в США, на рынке нефти и других сырьевых рынках из-за спекуляций денежными потоками возросли цены – на сырую нефть, зерно и т.п. Быстрый рост цен на эти товары привёл к повышению цен на необходимые в быту продукты – тот же бензин или продукты питания. В дальнейшем цены будут только повышаться, что ставит под угрозу и так уже низкие потребительские расходы.

Очевидно, что экономический рост, бывший единственным двигателем положительных практических результатов, более нежизнеспособен. Сейчас вопрос состоит в том, станут ли издержки домашних хозяйств вторым двигателем для дальнейшего прогресса. Очевидно также, что экономика сейчас зависит от корпоративных прибылей, которые возникли в последние годы. Наибольшим амортизатором для роста в настоящее время является пересмотр строительного кодекса в пользу более жёстких требований безопасности.

Правовые изменения были внесены в ответ на скандал с участием фальсифицированных данных по безопасности зданий в случае землетрясений. Отставание строительных инспекций, созданных в соответствии с более жёсткими инспекционными требованиями, привело к резкому спаду в запусках новых строительств. Часть вины за эту ситуацию лежит в том, что правительство плохо ориентируется в проблеме. Однако, более строгие правила были необходимы с целью ослабления общественного недоверия к промышленности, поставившей прибыль на первое место перед безопасностью потребителей.

Выводы.

В начале ХХI века Япония стоит перед необходимостью вернуться к устойчивой экономической динамике и сохранить за собой место одного из лидеров мировой экономики. Это зависит от того, насколько успешно и быстро стране удастся преодолеть затяжной финансовый и структурный кризис, поразивший ее экономику в 90-х годах.

Япония начинает радикально менять методы экономической политики. Экономическая стратегия, направленная на завоевание мирового лидерства и строившаяся на сочетании защиты внутреннего рынка и внешней экспансии, выполнила свои задачи и устарела. Японии все труднее конкурировать с США и Западной Европой в сферах глобализации финансов, информации и связи.

Чтобы выйти из тяжелой ситуации, японское правительство ведет параллельно две разнонаправленные и трудно совместимые линии экономической политики. Одна линия состоит в антикризисном управлении при помощи расширения государственного участия в экономике. Увеличено финансирование строительства объектов инфраструктуры, сделаны огромные вливания в капитал банков, накопивших безнадежные долги. Эффект от них еще не наступил, но тяжелый бюджетный кризис уже налицо: в 1999 г. дефицит бюджета составил около 6,7% ВВП, а накопленный долг приблизился к 100% ВВП.

Другая линия современной экономической политики — либеральные реформы: приватизация государственного сектора, дерегулирование финансовых рынков, либерализация валютного режима, реформа бюджетной системы, пересмотр антимонопольного законодательства. Ставится задача оживить национальный денежный рынок и рынок капитала, с тем чтобы кредит и финансы стали ведущей отраслью экономики страны по конкурентоспособности предлагаемых услуг и способности создавать новые рабочие места. Цель бюджетной реформы — в первые годы нового века восстановить равновесие бюджета. В госсекторе предстоит реформа общественных работ, которые предполагается вести на средства и под управлением частного бизнеса.

Потенциальные ежегодные темпы роста в первые десятилетия нового века оцениваются в 2%, но это верхняя их граница. Реализация этих темпов зависит от сочетания таких внутренних условий, как демографическая перспектива, динамика потребительского спроса и жилищного строительства, замена и обновление основного капитала предприятий, научно-технический прогресс.

Неблагоприятна и демографическая перспектива. Ожидается, что между 2010 г. и 2015 г. численность населения Японии стабилизируется на уровне 130 млн. чел. При тенденции к старению населения это означает, что трудовые ресурсы ожидает абсолютное сокращение. Уровень заработной платы будет подниматься быстрее, чем в других странах.

Требует замены и научно-техническая концепция развития Японии, сложившаяся в рамках модели «догоняющего развития». Чтобы удержать технологическое лидерство, придется отойти от преимущественной разработки «коммерческих» промышленных технологий, поднять значение фундаментальных исследований и расширить международный обмен идеями и технологиями.

Задачи глобализации внешних хозяйственных связей Японии потребуют включения крупнейших компаний страны в состав транснациональных корпораций, способных к конкуренции на рынках всемирных масштабов. Давление международной конкуренции будет вытеснять с национального рынка отрасли, теряющие конкурентоспособность. Свертываемые производства будут выноситься за пределы страны. Япония будет усиливать свои позиции в мировой экономике именно как лидер Азиатско-Тихоокеанского региона. Она будет активно строить как общую систему интеграционных связей в регионе, так и отдельные альянсы, чтобы сдерживать доминирование США и возможную экспансию Китая. Япония стремится к тому, чтобы ее национальная валюта заменила американский доллар в качестве ключевой валюты для расчетов и резервов в Азии, а в перспективе — к тому, что в регионе возникнет «иеновый блок», и иена стала валютой международных расчетов наряду с долларом и евро.

Основы японского управленческого режима — пожизненный наем и оплата по старшинству — более не совместимы с необходимостью снижения издержек и утрачивают роль гарантов социальной стабильности. На смену прежней практике придет свободный наем и оплата по квалификации и результатам труда, сформируется мобильный рынок рабочей силы. Потеря рабочих мест на волне электронного и информационного бума будет перекрыта созданием новых рабочих мест в обслуживании информационных систем, в новых производствах и на рынках сбыта их продукции. Ожидаемый дефицит рабочей силы будет рассасываться благодаря привлечению пенсионеров и домохозяек на рынок труда и более широкому доступу в Японию работников-иностранцев.

Уменьшится дифференциация японских семей по уровню доходов и накопленного имущества и наметится ослабление остроты жилищной проблемы в крупных японских городах. Предстоят пересмотр социальных программ и реформа социального обеспечения.

Где выход? Снова в изоляцию, отказываясь от «глобализации»?

Но Япония XXI века не может позволить себе этот легкий путь. Во-первых, ей нечем будет платить за импорт топлива, минеральных ресурсов, зерна и рыбы. Во-вторых, она будет лишена импорта товаров с высокой технологией. (По мере экономического и технологического развития перечень высокотехнологических изделий разрастается чуть ли не в геометрической прогрессии. Ни одна страна не может установить монополию по всей гамме этих товаров. Это открывает широкие возможности для активного международного обмена продукцией с высокой добавочной стоимостью. Другими словами, «глобализация» не является монополизацией экономики в руках США. Если США устанавливают глобальные стандарты в одних областях, то Япония или ЕС могут проводить свои стандарты в других.)Спасение Японии видится в другом направлении. Во-первых, Япония должна создавать новые отрасли взамен тех конвенциональных отраслей индустрии, которые утекли за границу. Такими отраслями могут стать:

(1)биотехнологии,

(2)нанотехнологии,

(3)рекон-струкция жилищного фонда в условиях дерегламентации,

(4)производство компьютеризированных бытовых электроприборов,

(5)разработка новых программных средств,

(6)производство роботов и т.д.

Прогнозируемая к 2010 году выручка от продажи продукции этих отраслей приближается к 840 млрд. долларов, что составляет 25% нынешнего ВНП. Кроме того, Япония могла бы увеличить и долю сектора услуг в своей экономике (сейчас - 60%).

Во-вторых, нельзя упускать из виду, что рядом с Японией сейчас формируется гигантский рынок - Китай. Сегодня японский экспорт в Китай составляет свыше 10% от всего объема ее экспорта. А по прогнозам Мирового банка Япония будет пользоваться наибольшей выгодой от вступления Китая в ВТО, увеличив свой экспорт на 61 млрд. долларов к 2005 году. Другими словами, неудивительно было бы, если бы удельный вес Китая в японском экспорте достиг того же уровня, что и удельный вес США (31% в 1999 году).

Список литературы:

1) А.С. Булатов, учебник «Мировая экономика», «Юристъ» 2001 г.

2) Журнал “Япония сегодня”,www.japantoday.ru.

3) М. Корнилов, «Япония, Южная Корея, Китай – особенности модернизации // Зарубежный опыт» 2000 г.

4) «Экономическая география» И.Н.Леонов, Н.Д.Бахунина

5) http://archive.travel.ru/japan/map/japan_map.html

страны/Япония/карты

6) http://www.japantoday.ru/

фотогалерея

7) http://ru.wikipedia.org/wiki/Япония

история Японии, политическая структура, география, население, экономика, энергетика, промышленность

8) http://rusref.nm.ru/indexpub199.htm

организационная структура ВЭД, эффективность регулирования ВЭД

9) http://www.panasia.ru/main/japan/economic

10) http://rusref.nm.ru/indexzexp.htm

11) http://www.ereport.ru/articles/weconomy/japan3.htm

Экономика Японии

12) http://www.erudition.ru/referat/ref/id.28183_1.html

Япония в мировом хозяйстве

13) http://www.japan.polpred.ru/1999/12.htm

Экспорт в Японии

14) http://www.mini-soft.ru/ref/1/jap_econom.php

Особенности японской модели экономики

15) http://www.geosite.com.ru/pageid-616-2.html

Экономический и природно-ресурсный потенциал страны

16) http://nezachetov.net/i2a1a2.asp?id=13111

Импорт и Экспорт в 21 веке

17) http://exsolver.narod.ru/Books/Econom/Lomakin/c84.html

Япония в международных экономических отношениях

18) http://exsolver.narod.ru/Books/Econom/Lomakin/c84.html

Экономическая модель Японии

19) http://catalog.fmb.ru/japan13.shtml

Отношения Японии с Россией

20) http://www.japantoday.ru/japworld/jw250803.shtml

Япония о себе и о мире

21) http://www.studzona.com/referats/view/44936

Русско-японские отношения


[1] Гаджиев К. С. Введение в геополитику, М., 1998 г., стр.282.

[2] Лебедева И. П. Экономические достижения и уровень жизни японцев// Япония: мифы и реальность. М., 1999 г., стр. 30.

[3] Гаджиев К. С. Введение в геополитику, М., 1998 г., стр.282, стр. 284.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  29  30  31   ..