Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 17

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  7  8  9   ..

 

 

Методы государственного регулирования социально-экономического развития регионов

Методы государственного регулирования социально-экономического развития регионов

Министерство образования и науки РФ

Государственная полярная академия

Факультет управления

Кафедра государственного, муниципального и организационного управления

Контрольная работа

Методы государственного регулирования социально-экономического развития регионов.

Выполнила: студентка 4 курса, 371 группы, ДО,

Михайлова Е.А.

Проверил: к.и.н., доцент

Иванченко Н.Ю.

Санкт-Петербург

2010

Содержание.

Введение

Глава I . Сущность, цели и задачи региональной политики государства.

1.1. Сущность региональной политики государства……….……………..5

1.2. Цели и задачи региональной политики государства…………………8

Глава II . Методы государственного регулирования социально-экономического развития регионов.

2.1. Методы государственного регулирования экономики регионов……13

2.2. Управление социальным развитием регионов..………………………19

Заключение.

Приложения.

Список источников и литературы.

Введение.

Актуальность.

Территориальные различия в уровне развития экономики, в качестве и уровне жизни населения существуют не только между странами мира, но и внутри каждой из них.

Имеющиеся различия в доходах и уровне жизни жителей разных регионов страны, что обусловлено многими факторами (уровнем развития производительных сил, природными особенностями данной территории, его экономико - географическим положением, навыками и обычаями населения), а также, политические, религиозные, этнические проблемы могут привнести угрозу территориальной целостности страны.

В связи с этим встает вопрос о проведении региональной политики, которая является составной частью государственного регулирования и представляет собой комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения.[1]

Особенности России (масштабность, региональное многообразие, состояние переходной экономики) требуют активной деятельности государства по устранению диспропорций в национальном экономическом пространстве, решению сложных региональных проблем, созданию условий для устойчивого развития всех регионов и страны в целом.

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия.[2]

Цель работы.

Изучение методов государственного регулирования социально-экономического развития регионов.

В связи с поставленной целью нами были определены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность региональной политики государства.

2. Определить цели и задачи региональной политики государства.

3. Раскрыть методы государственного регулирования социально-экономического развития региона.

Предметом исследования являются методы государственного регулирования развития региона.

Объектом исследования является региональная политика государства.

Изучением данной темы занимались следующие ученые: Смит А., Рикардо Д., Кейнс Дж., Фридман М., Эрхард Л.[3]

Глава I . Сущность, цели и задачи региональной политики государства.

1.1. Сущность региональной политики государства.

Переход России к новой политической и экономической системе потребовал глубокого реформирования государственного регулирования регионального развития. Главные направления реформирования определяются такими переходными процессами, как замена административно-командного управления рыночными механизмами, радикальное изменение структуры собственности и, соответственно, распределение доходов, трансформация унитарного государства в федеративное и расширение экономических прав региона.[4]

Государственное регулирование регионального развития с помощью экономического механизма осуществляется на различных уровнях управления – федеральном, региональном, межрегиональном и местном.

Федеральные органы, прежде всего, должны регулировать процессы организации производства в экстремальных районах и в районах нового освоения; реализацию крупных экологических и социальных программ; организацию межрегиональных и межгосударственных экономических связей.

Региональные органы управления основное внимание должны уделять использованию местных ресурсов, рационализации структуры хозяйств, экологическим и социальным проблемам.

Специфика регионов предопределяет целесообразность использования в каждом конкретном случае определенного набора экономических рычагов и стимулов.

Успешное проведение экономических реформ требует всестороннего учета региональной специфики в осуществлении основных направлений общегосударственной политики.[5]

Как отмечалось выше, региональная политика является составной частью государственного регулирования и представляет собой комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения.

Субъекты региональной политики – это организационные структуры, которые уполномочены проводить экономическую политику в отношении регионов. При этом различают государственную региональную политику, проводимую федеральными органами власти и управления, и государственную политику органов власти субъектов Федерации («политика регионов»).

Суть федеральной региональной политики – различное отношение к разным регионам. Наиболее общая цель состоит в частичном перераспределении ресурсов между регионами, оптимизация территориальной структуры общества. Территориальная структура хозяйства страны – динамическое состояние размещения производительных сил по экономическим районам, связанным в единой системе национальной экономики.

«Политика регионов» включает весь спектр доступных региональным властям методов воздействия на свою территорию и направлена на общее развитие региона как такового. Цель региональной политики в конечном итоге состоит в сглаживании наиболее острых экономических и социальных диспропорций между отдельными регионами (районами) страны. Региональная политика охватывает все важнейшие отрасли материального производства, занятость населения и пр.

Основными направлениями региональной политики выступают налоговая, бюджетная, ценовая, инвестиционная, структурная, институциональная и социальная политика.

Существует также негосударственная региональная экономическая политика. Ее могут проводить межрегиональные ассоциации, ораны местного самоуправления, иностранные государства и их объединения, а также, международные финансовые организации (Всемирный банк – МБРР, Мировой валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития), финансовые, производственные компании и банки, их объединения и ассоциации.

Правовое регулирование региональных экономических отношений основано на общих принципах, в первую очередь это свобода предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности; юридическое равенство различных форм собственности; свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности; получение дохода как цели предпринимательства; законность экономической деятельности и ее государственное регулирование.

В то же время проявление некоторых из этих принципов, в частности, государственного регулирования, имеет свою специфику. Для нормативного закрепления региональных отношений характерны федеративные территориальные начала в организации экономической деятельности и участии ее субъектов в хозяйственном обороте. Это получило отражение в Конституции РФ, закрепляющей федеративное устройство нашего государства.[6]

Таким образом, региональная политика является составной частью государственного регулирования и представляет собой комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения.

Различают государственную региональную политику и государственную политику органов власти субъектов Федерации.

1.2. Цели и задачи региональной политики государства.

В условиях рыночных отношений государственная региональная политика должна вырабатываться с учетом децентрализации экономики, укрепления финансово-хозяйственной самостоятельности политических и административно-территориальных единиц, изменения и перераспределения функций между центром, субъектами РФ и органами местного самоуправления.

В настоящее время главные цели государственной региональной политики следующие:

- создать во всех регионах РФ равные политические и социально-экономические условия для реализации на их территории прав, установленных в Конституции России и федеральных законах;

- гарантировать получение всеми гражданами России минимальных социальных стандартов и равной социальной и правовой защиты.

Реализация данных целей предполагает: создание в регионах благоприятной среды для установления новых экономических отношений и общехозяйственных условий, облегчающих функционирование субъектов хозяйствования различных типов собственности. Формирование в регионах условий для реализации интересов территорий (как совокупность интересов проживающего населения); активное содействие местному самоуправлению; воссоздание (реконструкцию) полноценной межрегиональной инфраструктуры, способствующей становлению единого экономического пространства страны, эффективному территориальному разделению и интеграции общественного труда, развитию рыночных отношений; оказание государственной поддержки депрессивным регионам.

Основными направлениями реализации государственной региональной политики являются:

- формирование правовых основ федеративных отношений и местного самоуправления (что подразумевает перераспределение полномочий между федеральными органами, субъектами Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с реально выполняемыми ими функциями), а также практическое обеспечение конституционного принципа взаимного равноправия субъектов РФ;

- систематическая разработка прогнозов социально-экономического развития РФ и федеральных целевых программ; методическое и нормативное обеспечение деятельности органов государственной власти Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

При этом важно подчеркнуть, что непременными условиями реализации государственной региональной политики являются:

- обеспечение единого экономического пространства РФ, которое определяется общностью государственного руководства, денежной, налоговой, бюджетной и финансовой систем, единым информационным пространством, скоординированным развитием основных институциональных структур;

- стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов России и повышение на этой основе уровня жизни всех слоев населения;

- повышение квалификации госслужащих, занимающих высшие, главные и ведущие государственные должности, а также резерва на их замещение; координация научной и учебной работы региональных кадровых центров; координация деятельности организаций и учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации госслужащих, и др.

Региональная политика – составная часть общенациональной политики, нацеленная на устранение несоответствий показателей в развитии важнейших макроэкономических показателей и пропорций в региональном развитии.

Под региональной политикой понимается система целей и задач органов власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.

Принципами государственной региональной политики являются структурная перестройка экономики региона, создание и развитие рыночной инфраструктуры, использование организационных форм общественного и административного управления и др.

Формами реализации этих принципов выступают:

- размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд;

- участие государственных органов в отдельных структурообразующих инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной системы их реализации на пути осуществления федеральных программ регионального развития с долевым государственным финансированием.

Основной способ реализации региональной экономической политики состоит в распределении промышленной деятельности между регионами таким образом, чтобы избежать неполной занятости трудовых или капитальных ресурсов в угнетенных районах и нежелательной перегрузки более процветающих районов, таким образом, особое значение в региональной политике придается возрождению районов, которые находятся в промышленном упадке, стимулируя здесь новые производства.

Основанием для проведения региональной политики является посылка, согласно которой проблемы регионов, находящихся в состоянии депрессии, обусловлены чрезмерной специализацией их на отдельных производствах, которые начинают приходить в упадок. Соответственно для решения этой проблемы требуется диверсификация промышленной базы таких регионов в целях создания условий появления новых рабочих мест, что вызывает рост местных расходов, увеличивающих инвестиции, и через эффект мультипликатора повышает уровень доходов.

Большое влияние на отношения федерального центра с регионами в условиях российской действительности оказывает национальной фактор. Полиэтничность – характерный признак российского региона.

Государственная региональная политика должна опираться на инициативу отдельных субъектов РФ, местных структур самоуправления и учитывать интегрированные интересы всех участников системы управления. Правительство обеспечивает согласованное проведение государственной региональной политики федеральными министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти в регионах.

Объектом государственной региональной политики России являются территория страны, разделенная на экономико-географические районы, в числе которых административно-территориальные образования, субъекты РФ, местные самоуправленческие структуры, а также механизмы их взаимодействия. Территориальная структура РФ страдает существенной асимметрией и нуждается в совершенствовании. [7]

Государственная региональная политика РФ строится на принципах федерализма, социально-экономической самостоятельности субъектов РФ и развития форм местного самоуправления.

Инструментами проведения региональной политики являются:

- предоставление финансовых стимулов (инвестиционных грантов, «мягких займов» под низкий процент, освобождение от уплаты налогов, арендной платы и т.д.) фирмам, намеревающимся размещать производство в развивающихся районах;

- контроль над производственными и офисными помещениями в целях предотвращения переноса производства фирмами за пределы развивающихся районов;

- инвестирование средств в инфраструктуру, особенно в развитие сети дорог и улучшение условий жизни.[8]

Таким образом, в условиях рыночных отношений государственная региональная политика должна вырабатываться с учетом децентрализации экономики, укрепления финансово-хозяйственной самостоятельности политических и административно-территориальных единиц, изменения и перераспределения функций между центром, субъектами РФ и органами местного самоуправления.

В настоящее время главными целями государственной политики государства является создание во всех регионах РФ равных политических и социально-экономических условий для реализации на их территории прав, установленных в Конституции России и федеральных законах, а также гарантия получения всеми гражданами России минимальных социальных стандартов и равной социальной и правовой защиты.

Глава II . Методы государственного регулирования социально-экономического развития регионов.

2.1. Методы государственного регулирования экономики регионов.

Одной из характерных особенностей, которые необходимо учитывать при рассмотрении вопроса о формах и методах государственного регулирования экономики региона, является однозначное определение базовых понятий регионального хозяйства, таких, как региональное экономическое пространство, объект и предмет государственного регулирования экономики в регионе.

Региональное экономическое пространство представляет собой систему экономических связей, постоянно развивающихся и углубляющихся в процессе переплетения, взаимного дополнения и обеспечения экономической целесообразности хозяйствующих структур, между которыми имеет место устойчивое территориальное разделение труда.

Общее экономическое пространство формируется как сочетание различных хозяйств, независимо от величины их потенциала, формы собственности, технологического уклада. Главное, чтобы они были связаны между собой устойчивым разделением труда, а их интересы в экономических связях совпадали. При этом важно, чтобы общее экономическое пространство формировалось не как временные отношения между хозяйствующими субъектами региона, а как определенное состояние функционирования взаимосвязанных хозяйственных структур.

Объекты государственного регулирования экономики в регионе многообразны, в качестве таковых выступают: экономический цикл; отраслевая и территориальная структура хозяйства; условия накопления капитала; занятость; денежное обращение; цены; НИОКР; условия конкуренции; социальные отношения; подготовка и переподготовка кадров; окружающая среда; внешнеэкономические связи.

Важнейшими направлениями государственного долгосрочного регулирования экономики на современном этапе являются:

1. Эффективное использование такого чрезвычайного фактора, как государственная собственность на средства производства и природные ресурсы;

2. Поддержка и стимулирование роста в отдельных отраслях промышленности;

3. Проведение общегосударственной инновационной политики;

4. Регулирование товарных, ресурсных и финансовых рынков;

5. Регулирование регионального развития.

Среди методов регулирования регионального развития выделяют прямые и косвенные. Прямое государственное вмешательство осуществляется путем использования административных средств, которые базируются на силе государственной власти и включают меры разрешения, запрета и принуждения. Косвенное регулирование осуществляется с помощью различных мер экономической политики.

В условиях демократизации управленческих функций меняются механизмы мотивации принятия решений и соотношение экономических и административных методов управления.

Административные методы регулирования регионального развития базируются на отношениях власти и подчинения, характерных для властных структур, и осуществляются в форме:

- административных распоряжений, постановлений, адресуемых субъектам регионального воспроизводственного процесса, воздействующих на конкретно сложившуюся ситуацию;

- правил, регулирующих деятельность функционирующих в регионе предприятий и организаций различных форм собственности (нормативное регулирование);

- рекомендаций, а также контроля (например, финансово-бюджетного) и надзора (например, санитарно-эпидемиологического).

Административные методы предусматривают возможности применения принуждения в отношении отдельных предприятий, нарушающих установленные правила.

С помощью административных методов местные органы управления регулируют процессы приватизации, решают вопросы привлечения иностранного капитала, использования региональных природных ресурсов, а также, вопросы, связанные с социальными процессами.

Одни административные методы не могут обеспечить эффективное решение всех проблем, возникающих в процессе регионально воспроизводства. Поэтому административные методы должны использоваться в сочетании с экономическими.

Сущность экономических методов состоит в косвенном воздействии на процесс регионального воспроизводства – через экономические интересы субъектов с помощью таких рычагов как налоги, льготы, кредиты, субвенции и др., по возможности без прямого вмешательства местных органов управления, но в установленных этими органами рамках. Таким образом, в основе экономических методов регулирования лежат экономическая заинтересованность и ответственность предприятий и организаций – субъектов регионального воспроизводственного процесса за последствия принимаемых решений и участие в выполнении задач комплексного социально-экономического развития региона.

Для российской экономики характерно большое разнообразие экономической, социальной и этнической ситуаций в отдельных регионах страны; регионы различаются как размерами экономического потенциала, так и способностью к саморазвитию в условиях новых экономических отношений. Производственно-отраслевые ориентиры территорий, сложившиеся в советский период развития, недостаточно стимулируют привлечение частных инвестиций, разработку и реализацию новых технологий. Все это определяет уникальность региональной ситуации в России, сложность использования имеющегося положительного зарубежного опыта в их разрешении.

Государственный заказ как инструмент прямого регулирования регионального воспроизводства. Государственный заказ в соответствии с действующим законодательством представляет собой совокупность заключенных государственных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств федерального или регионального бюджетов.[9]

Государственный заказ – инструмент прямого регулирования экономики, с помощью которого реализуются приоритетные потребности государства в товарах (работах, услугах). Государственный заказ призван стимулировать платежеспособный спрос, способствуя установлению и поддержанию связей между производителями и потребителями в тех сферах социально-экономической деятельности, где возможности рыночных механизмов саморегуляции объективно ограничены, а ценовые «сигналы» не отражают реального соотношения между спросом и предложением.

Государственный заказ оформляется прямым соглашением между государством и рыночными агентами, предусматривает экономическую ответственность не только исполнителей, но и всех остальных участников: заказчиков, посредников, институтов, финансирующих исполнение заказа. Государственный заказ формируется исходя из основных задач и функций, конституционно закрепленных за каждым уровнем государственной власти.

Различают заказы общегосударственного (федерального) и регионального (субъектов РФ) уровней.

Основные принципы и порядок формирования, финансирования и размещения государственного заказа устанавливаются государственным законодательством. Федеральное или региональное правительство или иные органы соответствующего уровня исполнительной власти определяют заказчиков. Те от имени государства в рамках выделенных финансовых ресурсов размещают заказы среди подрядчиков и наряду с ними несут ответственность за их выполнение. Принципиальное значение имеет четкое разделение полномочий по формированию портфеля заказов и распоряжению средствами, выделенными для их финансирования. Совмещение функций заказчика и подрядчика в одном лице создает условия для завышения объемов государственного заказа и неоправданного увеличения государственных расходов.

Финансирование государственного заказа осуществляется за счет средств бюджета того уровня, на котором он формируется, и привлекаемых внебюджетных источников, в том числе средств заинтересованных частных (зарубежных инвесторов). Заказы размещаются и финансируются либо через механизм государственных контрактов, заключаемых между заказчиком и подрядчиком (предприятием, организацией, учреждением) либо путем прямого субсидирования производства определенных видов товаров, работ, услуг (что имеет место главным образом при финансировании заказов в сфере науки, образования, здравоохранения и т.д.).

Государственный контракт – договор, заключенный органом государственной власти, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени РФ или субъекта РФ с физическими или юридическими лицами в целях обеспечения государственных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета (федерального или регионального). Различают два основных типа контрактов: контракты фиксированной цены и контракты возмещаемых издержек. Первые предполагают предварительное определение и фиксирование величины издержек исходя из сложившейся рыночной конъюнктуры, что допускает широкую самостоятельность подрядчика при выполнении заказа. В случае повышения заранее установленной контрактной цены подрядчик принимает на себя и весь финансовый риск. Контракты данного типа получили распространение при размещении заказов на производство и поставку гражданской продукции текущего ассортимента.[10]

Реализация контрактов второго типа базируется на том, что величина издержек на реализацию мероприятия заранее не фиксируется и государственные органы власти возмещают все затраты на мероприятие, оговоренное в контракте.[11]

Таким образом, среди методов регулирования регионального развития выделяют прямые и косвенные. Прямое государственное вмешательство осуществляется путем использования административных средств, которые базируются на силе государственной власти и включают меры разрешения, запрета и принуждения. Косвенное регулирование осуществляется с помощью различных мер экономической политики.

В условиях демократизации управленческих функций меняются механизмы мотивации принятия решений и соотношение экономических и административных методов управления. Сущность экономических методов состоит в косвенном воздействии на процесс регионального воспроизводства – через экономические интересы субъектов с помощью таких рычагов как налоги, льготы, кредиты, субвенции и др., по возможности без прямого вмешательства местных органов управления, но в установленных этими органами рамках. Административные методы регулирования регионального развития базируются на отношениях власти и подчинения, характерных для властных структур.

Основные отличительные особенности административных и экономических методов регулирования регионального воспроизводственного процесса представлены в приложении 1.

2.2. Управление социальным развитием регионов.

Социальная политика – это многомерное понятие, включающее в себя все значимые для жизни людей решения. Социальная политика не имеет жестких пространственных и отраслевых границ. Социальная политика, формирующая социальную среду региона, не существует изолированно от природной и производственной систем.

Направления и содержание социальной политики определяются, во-первых, общим уровнем экономического развития государства и, во-вторых, целями социального развития государства, которые приняты и поддерживаются его населением.

Экономический кризис, сокращение производства и соответственно валового внутреннего продукта, являющегося экономической основой решения социальных проблем, предопределяют и приоритетные задачи социальной политики. В современных условиях России приоритетные направления социальной политики во всех регионах таковы:

- стабилизация уровня жизни основной массы населения региона;

- сокращение масштабов бедности;

- своевременная выплата денежных доходов населения – зарплаты, пенсий, стипендий, пособий;

- предотвращение роста и сокращение безработицы.

В решении проблемы бедности главным вопросом становится обоснование минимального размера заработной платы и минимальной пенсии в соответствии с реальным размером прожиточного минимума. Эти показатели несут важную нагрузку, так как отражают определенные социальные гарантии, обеспечивающиеся государством.

Мобилизация средств на развитие социальной сферы происходит по нескольким каналам, каждый из которых образуется под воздействием собственного механизма. Источниками формирования этих каналов являются:

- население;

- предприниматели;

- государственные органы власти;

- органы местного самоуправления.

Расширение сферы платных услуг, появление новых видов платных услуг ведут к тому, что происходит постоянное изменение интенсивности этих источников. Однако главное противоречие, определяющее условия формирования финансового потенциала, связанного с решением социальных проблем, состоит в том, что сокращение интенсивности потока государственных средств, к сожалению, не сопровождается ощутимым усилением интенсивности поступления средств от населения, так как цена труда абсолютно не соответствует стоимости воспроизводства трудовых ресурсов и не обеспечивает нормальных условий для воспроизводства населения.

Средства, поступающие из государственного (федерального и регионального) и местного бюджетов, должны обеспечивать определенные социальные гарантии, ответственность за которые закреплена (или должна быть закреплена) за соответствующим уровнем управления.

В условиях повышения роли самого человека в развитии социальной сферы, обеспечивающей условия его жизнедеятельности и качество жизни, неизмеримо повышается необходимость в создании механизма рыночного регулирования заработной платы как цены рабочей силы на рынке труда. Механизм рыночного регулирования зарплаты представляет собой систему, включающую перечисленные далее основные элементы:

- многоуровневую коллективно-договорную систему, отражающую требования к рабочей силе;

- налоговую систему, регулирующую индивидуальные доходы и призванную обеспечить справедливое участие всех граждан в удовлетворении общественных социальных потребностей;

- систему минимальных социальных гарантий в области оплаты труда;

- разветвленную общедоступную информационную систему, предоставляющую полную информацию о цене труда в самых различных отраслях и регионах.

Все эти элементы рыночного регулирования заработной платы в различных регионах страны находятся на разных стадиях становления.

Система минимальных социальных гарантий в области оплаты труда опирается на такие параметры, как прожиточный минимум, минимальная заработная плата, порядок индексирования заработной платы с учетом роста стоимости жизни, районные коэффициенты. Для того, чтобы обеспечить социальные гарантии в области оплаты труда, необходимо:

- осуществить поэтапное приближение минимальной заработной платы к прожиточному минимуму с последующим его полуторным превышением;

- перейти к дифференцированной по территориям минимальной заработной плате с учетом дифференциации бюджетов стоимости жизни и отказаться от районного коэффициента;

- провести обязательную индексацию минимальной заработной платы при росте цен на потребительские товары и услуги более 5%;

- установить законодательные нормы компенсации работнику за каждый день задержки заработной платы.

Наряду с разработкой механизма регулирования оплаты труда важнейшим аспектом социальной политики является реформа пенсионного обеспечения. Направления реформирования стали предметом постоянных обсуждений, в центре которых стоят такие вопросы, как:

- соответствие минимального уровня пенсий прожиточному минимуму;

- создание системы персонифицированного учета пенсионных взносов;

- финансовая стабилизация пенсионного обеспечения путем законодательного закрепления отчислений из бюджета средств в пенсионный фонд;

- развитие межгосударственных пенсионных отношений.

Один из принципов современной социальной политики состоит в ее избирательности. Государство не должно делать вид, что оно одинаково заботится обо всех и обещает регулярно повышать уровень жизни всего населения. Государство не в состоянии решить эту задачу. Но безусловный долг государства состоит в обеспечении социальных гарантий слабо защищенным слоям населения.

Управление социальным развитием на региональном уровне означает управление совокупностью систем образования, здравоохранения, бытовых и культурных услуг, транспортного обслуживания населения и т.п. Продуктом социальной сферы являются условия жизнедеятельности людей, уровень и качество их жизни. Социальная сфера включает социальную инфраструктуру и производимые ею продукты потребления, услуги образования, здравоохранения, социального и бытового обслуживания, органы и институты управления социальной сферой, механизмы и нормативную базу регулирования социального поведения населения.

Социальная инфраструктура представляет собой совокупность материально-вещественных элементов, создающих условия для производства услуг, обеспечивающих воспроизводство человека и общества (это школы, медицинские учреждения с их оборудование, библиотеки, театры и т.п.). особенность элементов социальной инфраструктуры состоит в том, что они взаимозаменяемы. Развитие социальной инфраструктуры характеризуется числом учреждений и организаций, обеспечивающих производство социальных услуг, количеством обслуживаемых людей, объемом оказываемых услуг. Уровень развития социальной инфраструктуры характеризует степень удовлетворения потребностей людей, представляет собой важнейшую компоненту, характеризующую уровень жизни населения и качество жизни.

Кардинальная трансформация общественно-экономических отношений вызывает необходимость изменения системы управления развитием социальной сферы и адаптации этой системы к рыночным отношениям. В новых условиях неизбежно появление новых форм и методов производства и потребления социальных услуг, необходимы определение уровня общественного потребления, гарантированного государством, ограничение государственных средств для обеспечения гарантированного объема потребления социальных услуг, расширение сферы платных услуг.

Основные проблемы, с которыми связано управление социальной сферой в регионе, вытекают из общей ситуации социально-экономического развития и из изменений, трансформировавших общественно-экономическую систему.

Уровень развития социальной сферы региона характеризуется системой показателей, важнейшими из которых являются такие, как:

- средняя продолжительность жизни;

- рождаемость;

- детская смертность;

- среднедушевые доходы населения;

- величина прожиточного минимума;

- доля населения, находящегося за чертой бедности;

- величина поляризации доходов;

- объем медицинских услуг, доступных всему населению.

Для региональных и муниципальных органов власти эти показатели выступают как социальные нормативы на определенный период развития.

В качестве обобщающего показателя эффективности регионального воспроизводства используется показатель среднедушевого производства регионального внутреннего продукта.

В то же время в системе социальных ценностей здоровье, безусловно, стоит на первом месте. Поэтому одна из важнейших целей управления на региональном уровне связана с повышением физического и психического качества здоровья.

Эффективность управления системой здравоохранения региона определяет существенный, но далеко не единственный фактор, влияющий на качество здоровья населения региона, зависящее от качества употребляемой пищи, воды, состояния воздушной среды, жилищно-бытовых условий жизни людей. Не менее важным является воспитание культа здоровья с детского возраста в семье и в школе и развитие системы профилактики здоровья. Таким образом, решение этой проблемы выходит далеко за рамки системы здравоохранения и охватывает весь комплекс условий жизни людей, начиная с момента их рождения.

Цель управления развитием системы образования состоит в воспитании подрастающего поколения образованными, духовно и физически развитыми, культурными людьми. Поэтому не случайно региональные организационно-управленческие структуры, ответственные за развитие сферы образования, включают также управление развитием культуры, спорта и молодежной политики.

На основании анализа демографических процессов, возрастной структуры населения определяется потребность в общеобразовательных учреждениях. При этом учитывается динамика изменения численности учащихся по районам, наполняемость классов, режим работы школы. Эта информация является исходной предпосылкой для планирования развития сети образовательных учреждений.

В современных условиях, когда принципиально изменилась система финансирования всей социальной сферы, вся нагрузка по ее сохранению и развитию легла на плечи региональных и муниципальных органов власти.

Права и полномочия регионального уровня управления не могут быть реализованы без необходимых материальных и финансовых ресурсов, составляющих экономическую базу управления. Экономическую основу регионального управления в первую очередь составляют:

- региональная собственность;

- региональные финансы;

- федеральная собственность или имущество, переданное в управление региональным органам власти.

Также к вопросам социального развития, решающихся на региональном уровне, относятся разработка и реализация экологической политики, политики по укреплению законности, правопорядка и защите безопасности граждан, политики в сфере совершенствования самой системы управления.[12]

Таким образом, управление социальным развитием на региональном уровне означает управление совокупностью систем образования, здравоохранения, бытовых и культурных услуг, транспортного обслуживания населения и т.п. Продуктом социальной сферы являются условия жизнедеятельности людей, уровень и качество их жизни.

Направления и содержание социальной политики определяются, во-первых, общим уровнем экономического развития государства и, во-вторых, целями социального развития государства, которые приняты и поддерживаются его населением.

Заключение.

Таким образом, нами исследована тема «Методы государственного регулирования социально-экономического развития регионов». Нами изучены следующие вопросы: Сущность региональной политики государства; цели и задачи региональной политики государства;

методы государственного регулирования экономики регионов; управление социальным развитием регионов.

Мы пришли к следующим выводам:

1. Региональная политика является составной частью государственного регулирования и представляет собой комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения.

Различают государственную региональную политику и государственную политику органов власти субъектов Федерации.

2. В настоящее время главными целями государственной политики государства является создание во всех регионах РФ равных политических и социально-экономических условий для реализации на их территории прав, установленных в Конституции России и федеральных законах, а также гарантия получения всеми гражданами России минимальных социальных стандартов и равной социальной и правовой защиты.

3. среди методов регулирования регионального развития выделяют прямые и косвенные. Прямое государственное вмешательство осуществляется путем использования административных средств, которые базируются на силе государственной власти и включают меры разрешения, запрета и принуждения. Косвенное регулирование осуществляется с помощью различных мер экономической политики.

Сущность экономических методов состоит в косвенном воздействии на процесс регионального воспроизводства – через экономические интересы субъектов с помощью таких рычагов как налоги, льготы, кредиты, субвенции и др., по возможности без прямого вмешательства местных органов управления, но в установленных этими органами рамках.

Административные методы регулирования регионального развития базируются на отношениях власти и подчинения, характерных для властных структур.

4. Направления и содержание социальной политики определяются, во-первых, общим уровнем экономического развития государства и, во-вторых, целями социального развития государства, которые приняты и поддерживаются его населением.

Приложение 1.[13]

Таблица 1.

Отличительные особенности административных и экономических методов регулирования регионального воспроизводственного процесса.

Административные методы

Экономические методы

Основаны на конкретно-адресных заданиях, ориентированных на достижение целей системы путем формирования ее четкой структуры, создания условий для подготовки, принятия и реализации управленческих решений

Базируются на общих правилах поведения, выбора маневра экономической стратегии

Выражают прямое воздействие на управляемые объекты, преследует преимущественно интересы органа управления

Оказывают косвенное воздействие на объекты управления, учитывают экономические интересы предприятий различных форм собственности

Основная доля ответственности за принимаемые решения ложится на орган управления, права управляемых объектов ограничены

Предполагают полную самостоятельность хозяйствующих субъектов при высокой ответственности за предпринимаемые действия и их последствия

Административные распоряжения, как правило, однозначны, требуют обязательного исполнения, не допускают существенных отклонений от распоряжений

Побуждают хозяйствующие субъекты к подготовке альтернативных решений и выбору оптимального решения с точки зрения интересов данного субъекта и с учетом допустимого экономического риска

Список источников и литературы.

I. Источники.

1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) // «Российская газета», N 153-154, 12.08.1998.

II. Литература.

1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для студентов вузов/ Тасис, Госуниверситет, Высшая школа экономики. – М.: 2000.

2. Маршалова А.С., Новоселов А.С. Управление экономикой региона: Учебное пособие.- Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001. – 404 с.

3. Орешин В.П., Потапов Л.В. Управление региональной экономикой: учебное пособие. – М.: ТЕИС, 2003. – 330 с.

4. Орешин В.П., Фетисов Г.Г. Региональная экономика и управление: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 416 с.

5. Региональная экономика: Учебник/ под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 666 с.

6. Родионова И.А. Региональная экономика: Учебное пособие для студентов экономических специальностей/ И.А. Родионова. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 384 с.


[1] Родионова И.А. Региональная экономика: Учебное пособие для студентов экономических специальностей/ И.А. Родионова. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 16 с.

[2] Региональная экономика: Учебник/ под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 46 с.

[3] А. Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов»; Д. Рикардо «Принципы политэкономии и налогообложения»; Дж. Кейнс «Конец laissez-faire»; М. Фридман «Капитализм и свобода»; Л. Эрхард «Благосостояние для всех».

[4] Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для студентов вузов/ Тасис, Госуниверситет, Высшая школа экономики. – М.: 2000. – с. 421-422.

[5] Региональная экономика: Учебник/ под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2005.– 47с.

[6] Родионова И.А. Региональная экономика: Учебное пособие для студентов экономических специальностей/ И.А. Родионова. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 16-19 с.

[7] Орешин В.П., Потапов Л.В. Управление региональной экономикой: учебное пособие. – М.: ТЕИС, 2003. – 172-175 с.

[8] Там же

[9] «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) // «Российская газета», N 153-154, 12.08.1998. – ст. 72.

[10] Орешин В.П., Потапов Л.В. Управление региональной экономикой: учебное пособие. – М.: ТЕИС, 2003. – 185 с.

[11] Орешин В.П., Фетисов Г.Г. Региональная экономика и управление: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 203 с.

[12] Маршалова А.С., Новоселов А.С. Управление экономикой региона: Учебное пособие.- Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001. – 193-213 с.

[13] Орешин В.П., Потапов Л.В. Управление региональной экономикой: учебное пособие. – М.: ТЕИС, 2003. – 183 с.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  7  8  9   ..