Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 16

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  825  826  827   ..

 

 

Анализ материальных затрат 2

Анализ материальных затрат 2

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

Рациональное использование (потребление) и экономия сырья, материалов, топлива и энергии являются одними из важнейших условий перехода экономики на интенсивный путь развития.

Рациональное использование материальных ресурсов – это качественная характеристика их потребления на разумном уровне, который можно было бы признать общественно необходимым, а рационализация потребления материальных ресурсов – это непрерывный процесс совершенствования их использования, связанный с развитием производства.

Так как потребление составляет процесс удовлетворения потребности в них производства, следует при планировании экономии материальных ресурсов соотносить их фактическое потребление с удовлетворением потребностей потребительского сегмента.

В наиболее общем виде экономия материальных ресурсов – это повышение уровня их полезного использования, выражающееся в снижении удельного расхода материалов на единицу потребительского свойства (эффекта) выпускаемой продукции при повышении или сохранении качества и технического уровня продукции.

При этом необходимо отметить, в соотношении терминов «рациональное потребление» и «экономия» первый из них следует считать более широким понятием. Экономия материальных ресурсов является количественным выражением результата рационализации их потребления.

Необходимо комплексно использовать природные и материальные ресурсы, максимально устранять потери и нерациональные расходы, а также широко вовлекать в хозяйственный оборот вторичные ресурсы и попутные продукты. Понятно, что использование таких основных направлений экономии ресурсов, как внедрение новых технологий, повышение качества сырья и материалов, снижение отходов, использование вторичных ресурсов, позволяет создать надежно действующий противозатратный механизм функционирования предприятия.

Цель курсовой работы – изучить экономическую сущность материальных ресурсов на предприятии, а именно, изучить понятие, классификацию и структуру материальных ресурсов, методы их оценки и пути улучшения использования материальных ресурсов; ознакомиться с особенностями анализа материальных ресурсов на примере конкретного хозяйствующего субъекта и предложить рекомендации по повышению эффективности использования материалов.

Соответственно, задачи работы были определены как:

- изучить основные методологические особенности анализа материальных ресурсов и сформулировать проблемные вопросы темы;

- провести анализ эффективности использования материальных ресурсов;

- сформулировать способы повышения эффективности использования материалов.

Объектом исследования является реально существующее предприятие ОАО «Жигулевский хлебозавод», находящийся на территории г.о. Жигулевск.

Информационной базой работы послужили разработки отечественных и зарубежных ученых в области экономического анализа и экономики предприятия.

При написании работы использовались учебные пособия и учебники по экономике предприятия, экономической теории, анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятия и теории управления, монографии и научные статьи в периодических изданиях, а также учредительные документы, финансовая отчетность за 2007 – 2009 гг. предприятия ОАО «Край - каравай».


1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1. ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, СТРУКТУРА МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Материальные ресурсы – комплекс разнообразных вещественных элементов, которыми располагает государство (регион, предприятие) для социально – экономического развития.

Отмеченный выше комплекс состоит из следующих элементов:

- Материалов, непосредственно добываемых из окружающей природы (сырье)

- Материалы, уже подвергшиеся предварительной обработке.

Классификация материальных ресурсов:

- По форме существования

1. наличные ресурсы (запасы готовой продукции и резервы)

2. потенциальные ресурсы (т.е. которые могут быть получены за счет производства, импорта и повторного использования)

- Материальные ресурсы выступают в виде разнообразных элементов производства, используемых в основном в качестве предметов труда (сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо и энергия, полуфабрикаты, запасные части, спецодежда, инструмент)

1. Продукция – результат производственной деятельности предприятия, назначение которой – удовлетворение производственных и личных потребностей общества в виде конкретных продуктов (материалов, машин, энергии, услуг)

1.1. Продукция производственно – технического назначения – часть созданного обществом ВНП, предназначенного для использования в отраслях производственной и непроизводственной сфер (сырье, основные и вспомогательные материалы, комплектующие изделия, запасные части, инструменты)

- По назначению в процессе производства

1. предметы труда

2. средства труда

В отличие от предметов труда потребление средства труда характеризуется следующими особенностями:

1. участвуя в процессе производства, средства труда не входят составной частью в готовый продукт, практически не изменяют свою вещественную форму

2. участвуют в нескольких производственных циклах

3. переносят свою стоимость на готовую продукцию по частям (в виде амортизационных отчислений)

Средства труда, составляя основной капитал предприятия, в зависимости от их роли в процессе производства подразделяются на:

1. производственные

2. непроизводственные (обслуживают процесс производства и социальную сферу предприятия)

В практике учета производственные основные фонды делят на следующие группы:

1. здания, назначение которых – создание условий для осуществления производственного процесса и защита оборудования

2. сооружения – непосредственно участвуют в процессе производства

3. силовые установки – являются источниками для выработки энергии для работы машин и оборудования

4. передаточные устройства – осуществляют доведение ресурсов до места производственного потребления

5. оборудование – выполняет основную работу по превращению предметов труда в продукцию

6. транспорт - осуществляет перемещение сырья, материалов, готовой продукции как внутри предприятия, так и за его пределами.

Предметы труда – совокупность материальных ресурсов, подвергающихся воздействию труда с помощью средств труда с целью получения потребительской стоимости.

- По роду функции, выполняемой в процессе производства

1. сырье

2. основные материалы

3. вспомогательные материалы

4. топливо и энергия

5. полуфабрикаты

6. незавершенной производство

Сырье – исходная форма предметов труда, на добычу или производство которых затрачен труд.

По способу получения различают:

1.промышленной сырье, то есть добываемое из недр или производимое промышленным путем

1.1. природно – минеральное

1.2. искусственное

2. сельскохозяйственное сырье, то есть получаемое в различных отраслях сельского хозяйства

2.1. растительное (зерно, плоды)

2.2. животное (мясо, шерсть, шкуры)

Материалы – сырье, уже подвергшееся предварительной переработке.

В зависимости от роли в процессе производства:

1. основные, то есть вещественно входят в готовый продукт

2. вспомогательные – используются для производственно – эксплуатационных нужд и не образуют вещественного содержания изготовляемой продукции

3. топливо и энергия

4. полуфабрикаты – продукты, которые подлежат использованию или окончательной доработке либо на другом предприятии, либо внутри предприятия.

В целях рациональной организации процесса материально – технического обеспечения предметы труда делят на следующие группы в зависимости от их физико – химических свойств:

- черные металлы

- цветные металлы

- лесоматериалы

- топливо и нефтепродукты

- химическое сырье и продукция химического производства

- строительные материалы

Рационализация материалопотребления – это процесс совершенствования факторов производства и обращения, целью и результатом которого является экономия материальных ресурсов.

В настоящее время и в долгосрочной перспективе основным источником экономического роста становится интенсификация производства, экономия материальных ресурсов и всех других видов экономических ресурсов, повышение эффективности использования накопленного ресурсного потенциала.

Факторами рационализации потребления материальных ресурсов являются «результативные», то есть обусловливающие, с одной стороны, наращивание материальных ресурсов, и, с другой – сокращение потребности в них, а также «обеспечивающие» организационно – экономические мероприятия, без разработки которых невозможно эффективное использование ресурсного потенциала.

В обобщенном виде основными направлениями работы в области рационального потребления и экономичного использования материальных факторов производства являются:

· использование достижений научно – технического прогресса для доведения технического состояния производства до высшего мирового уровня, применение высокоэффективной техники и безотходных технологий, повышение качества продукции;

· улучшение организации производства и потребления материальных ресурсов, совершенствование учета и отчетности, применение современных методов планирования и оптимизации ресурсоиспользования, повышение трудовой дисциплины;

· прогрессивная структурная и инвестиционная политика, обеспечивающая преимущественный рост результатов производства по сравнению с материальными затратами;

· использование всех элементов хозяйственного механизма для повышения материальной заинтересованности трудовых коллективов в наиболее рациональном расходовании ресурсов, снижении потерь их при добыче и обработке, транспортировке и хранении;

· и другие.

Осуществление отмеченных мероприятий будет способствовать усилению режима оптимальной экономии, рациональному использованию прошлого труда и, в конечном счете, повышению эффективности деятельности промышленных предприятий и предприятий сферы обращения.

Реализация эффективной программы экономии материальных ресурсов на промышленном предприятии, прежде всего, обусловлено наличием грамотно организованной и систематически функционирующей системы анализа их использования.

1.2. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

В процессе потребления материальных ресурсов в производстве происходит их трансформация в материальные затраты, поэтому уровень их расходования определяется через показатели, исчисленные исходя из суммы материальных затрат.

Для оценки эффективности материальных ресурсов используется система обобщающих и частных показателей (табл.1.2.1).

Применение обобщающих показателей в анализе позволяет получить общее представление об уровне эффективности использования материальных ресурсов и резервах его повышения.

Частные показатели используются для характеристики эффективности потребления отдельных элементов материальных ресурсов (основных, вспомогательных материалов, топлива, энергии и др.), а также для установления снижения материалоемкости отдельных изделий (удельной материалоемкости).

Таблица 1.2.1.

Показатели эффективности материальных ресурсов

Показатели

Формула расчета

Экономическая интерпретация показателя

1. Обобщающие показатели

Материалоемкость продукции (ME)

Отражает величину материальных затрат, приходящуюся на

1 руб. выпущенной продукции

Материалоотдача продукции (МО)

Характеризует выход продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов

Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции (УМ )

Отражает уровень использования материальных ресурсов, а также структуру (материалоемкость продукции)

Коэффициент использования материалов (KM )

Показывает уровень эффективности использования материалов, соблюдения норм их расходования

2. Частные показатели

Сырьеемкость продукции (СМЕ)

Металлоемкость продукции (ММЕ)

Топливоемкость продукции (ТМЕ)

Энергоемкость продукции (ЭМЕ)

Показатели отражают эффективность потребления отдельных элементов материальных ресурсов на 1 руб. выпущенной продукцией

Удельная материалоемкость изделия (УМЕ)

Характеризует величину материальных затрат, израсходованных на одно изделие

В зависимости от специфики производства частными показателями могут быть: сырьеемкость – в перерабатывающей отрасли; металлоемкость – в машиностроении и металлообрабатывающей промышленности; топливоемкость и энергоемкость – на предприятиях ТЭЦ; полуфабрикатоемкость – в сборочных производствах и т.д.

Удельная материалоемкость отдельных изделий может быть исчислена как в стоимостном, так и в условно-натуральном и натуральном выражении.

В процессе анализа фактический уровень показателей эффективности использования материалов сравнивают с плановым, изучают их динамику и причины изменения.

1.3. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Материалоемкость, так же как и материалоотдача, зависит от объема товарной (валовой) продукции и суммы материальных затрат на ее производство.

В свою очередь объем товарной (валовой) продукции в стоимостном выражении (ТП) может измениться за счет количества произведенной продукции (VВП), ее структуры (УД) и уровня отпускных цен (ЦП).

Сумма материальных затрат (МЗ) также зависит от объема произведенной продукции, ее структуры, расхода материала на единицу продукции (УР) и стоимости материалов (ЦМ).

В итоге общая материалоемкость зависит от структуры произведенной продукции, нормы расхода материалов на единицу продукции, цен на материальные ресурсы и отпускных цен на продукцию (рис.1.3.1).

Факторная модель будет иметь вид

Рис. 1.3.1. Схема факторной системы материалоемкости

Влияние факторов первого порядка на материалоотдачу или материалоемкость можно определить способом цепной подстановки:

Для расчета нужно иметь следующие данные:

I. Затраты материалов на производство продукции:

а) по плану:

МЗпл = (VВПплi . УРплi . Мплi );

б) по плану, пересчитанному на фактический объем производства продукции:

МЗусл1 = (VВПплi . УРплi . ЦМплi ) . Кпп ;

в) по плановым нормам и плановым ценам на фактический выпуск продукции:

МЗусл2 = (VВПфi . УРплi . ЦМплi );

г) фактически по плановым ценам:

МЗусл3 = (VВПфi . УРфi . ЦМплi );

д) фактически:

МЗф = (VВПфi . УРфi . ЦМфi ).

II. Стоимость товарной продукции:

а) по плану:

ТПпл = (VВПплi . ЦПплi );

б) по плану, пересчитанному на фактический объем производства, при плановой структуре:

ТПусл1 = (VВПфi . ЦПплi )±DТПудi ;

в) фактически по плановым ценам:

ТПусл2 = (VВПфi . ЦПплi );

г) фактически:

ТПф = (VВПфi . ЦПфi ).

На основании приведенных данных о материальных затратах и стоимости товарной продукции рассчитываются показатели материалоемкости продукции. Расчеты удобно свести в табл. 1.3.2.

Таблица 1.3.2.

Факторный анализ материалоемкости продукции

Показатель

Условия расчета

Порядок расчета материало-
емкости

Уровень материало-
емкости

Объем производства

Структура продукции

Удельный расход сырья

Цена на материалы

Отпускная цена на продукцию

План

План

План

План

План

План

Усл.1

Факт

План

План

План

План

Усл.2

Факт

Факт

План

План

План

Усл.3

Факт

Факт

Факт

План

План

Усл.4

Факт

Факт

Факт

Факт

План

Факт

Факт

Факт

Факт

Факт

Факт

Затем переходят к изучению материалоемкости отдельных видов продукции и причин изменения ее уровня. Она зависит от норм расхода материалов, их стоимости и отпускных цен на продукцию.

Влияние материальных ресурсов на объем производства продукции рассчитывается на основе следующей зависимости:

ВП = МЗ . МО или ВП = МЗ/МЕ .

Для расчета влияния факторов на объем выпуска продукции по первой формуле можно применить способ цепных подстановок, абсолютных или относительных разниц, интегральный метод, а по второй – только прием цепных подстановок или интегральный метод.

Результаты анализа материальных затрат используются при нормировании расходов сырья и материалов на изготовление продукции, а также при определении общей потребности в материальных ресурсах на выполнение производственной программы.

Решение аналитических задач по оценке эффективности использования материальных ресурсов и обеспеченности предприятия сырьем и материалами является задачей логистики, в частности по составлению заявок, выбору поставщиков, управлению запасами, определению оптимальной партии поставляемых ресурсов.

На основе проведенного анализа в заключение производят подчет резервов повышения эффективности использования материальных ресурсов, не используемых в отчетном году. Ими могут быть повышение технического уровня производства за счет внедрения новых производственных технологий, механизации и автоматизации производственных процессов, изменения конструкций и технологических характеристик изделий, улучшения организации и обслуживания производства, улучшения МТС и использования материальных ресурсов и др. Экономия (Э) от данных мероприятий может быть определена по формуле:

;

где М1 , М0 - норма расхода материала до и после внедрения мероприятия;
ЦМ - цена материала; VBПm - выпуск продукции в натуральном выражении с момента внедрения мероприятия и до конца года, Змр - затраты, связанные с внедрением мероприятия.


2. ОЦЕНКА МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

2.1. КРАТКАЯ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Объектом исследования в данной курсовой работе является ОАО «Край - каравай».

Место нахождение предприятия: 445035 Россия, Самарская область, г.о. Тольятти, ул. Голосова, 16, ИНН 6320004615, КПП 632401001, ОГРН 1026301984125, ОКВД 15.81, ОКПО 348602.

Генеральный директор: Зеленцов Юрий Анатольевич

Главный бухгалтер: Крайнова Елена Генриховна

За свою полувековую историю коллектив не раз удостаивался различных наград. За большие трудовые успехи предприятие занесено в "Золотую книгу Почета" Министерства пищевой промышленности России.

Коллективу оставлено на вечное хранение переходящее Красное Знамя Министерства пищевой промышленности СССР.

Продукция ОАО "Тольяттихлеб" высоко отмечена на различных конкурсах и выставках: лауреат конкурса "Сто лучших товаров России"(1999), двукратный лауреат премии г.Тольятти в области качества в номинации " Сфера производства" (1998 г. и 2000 г), серебряная медаль Всероссийского конкурса "Лучшая продовольственная продукция" (1999), диплом Гран-при второй Международной конференции "Торты и пирожные -2002" (2002г).

Анализируемое предприятие никогда не останавливалась на достигнутом уровне, рассмотрим хронологию развития ОАО "Тольяттихлеб":

1) Сентябрь 1952 года - введен в эксплуатацию Комсомольский хлебозавод. Производство велось на 2-х печах ФТЛ-2, производственной мощностью 25 тонн хлеба в сутки.

2) 25 марта 1953 года Комсомольский хлебозавод полностью перешел на газовое топливо. В дальнейшем была проведена реконструкция завода, расширены производственные помещения, осуществлена замена топлива. Реконструкция печей ФТЛ-2 повысила производительность на 5 тонн формового хлеба в сутки.

3) июль 1955 год. введен в эксплуатацию булочный цех с 2-мя печами ПШК мощностью 2 тонны изделий в сутки.

4) К 1962 году производственная мощность завода достигла 60 тонн хлеба и 3 тонн булок в сутки.

5) В декабре 1963 год введен в эксплуатацию Ставропольский хлебозавод мощностью 60 тонн в сутки.

6) 17.12.1963 год на базе Комсомольского (№ 1) и Ставропольского (№ 2) хлебозаводов был создан Ставропольский хлебокомбинат.

7) В 1968-69 год произведена реконструкция хлебозавода № 2. В ходе реконструкции были установлены две дополнительные печи ФТЛ-2, тесторасстоечные агрегаты Р-1-57, тестоприготовительные агрегаты ХТР и другое современное оборудование.

8) В ноябре 1970 год - Введен в эксплуатацию булочно-кондитерский комбинат (БКК)

9) 14.05.74г. - хлебокомбинат и новый завод (хлебозавод № 3) были преобразованы в Тольяттинское производственное объединение хлебопекарной промышленности.

В состав объединения вошли:

1) - хлебозавод № 1 площадью застройки 9750 кв.м.;

2) - хлебозавод № 2 площадью застройки 16600 кв.м;

3) - БКК 4125 кв.м.;

4) - хлебозавод № 3 площадью застройки 25000 кв.м.

10) 1974 года на хлебозаводе № 2 объединения впервые в Поволжье была введена в эксплуатацию установка бестарного хранения муки открытого типа.

11) 1993 год. Хлебозавод № 3 выделяется в самостоятельное предприятие; решением городской администрации.

12) 1993 год Тольяттинский хлебокомбинат преобразовывается в ОАО "Тольяттихлеб". В состав акционерного общества вошли: хлебозавод № 1, хлебозавод № 2 , БКК, фирменный магазин "Лакомка".

13) В 2003 году ОАО "Тольяттихлеб" Российским союзом пекарей награжден "Золотым караваем" за большой вклад развитие хлебопекарной отрасли Российской Федерации.

14) 2006 год - произошла консолидация ОАО "Лада Хлеб" и "Тольятти Хлеб"

15) 27октября 2006 года состоялось открытие новой Православной церкви, получившей символическое название "В честь Матери Божьей Спорительницы хлебов".

16) Май 2008 года введена в эксплуатацию линия по производству батонов

17) Июль 2008 года открыт распределительный склад в г. Самара.

18) Август 2008 года перевод всей хлебобулочной продукции под торговую марку "Край каравай".

Основной целью создания общества является извлечение прибыли.

Общество осуществляет следующие основные виды деятельности:

- производство хлебобулочных и других товаров народного потребления в соответствии с заключенными договорами;

- производство и переработка сельскохозяйственного сырья;

- строительство и открытие собственных и совместных предприятий, учреждений, организаций;

- оказание автотранспортных услуг;

- коммерческая (торгово-закупочная, посредническая) деятельность;

- оказание маркетинговых, лизинговых услуг;

- реализация отходов производства, некондиционных материалов и других изделий;

- осуществление других видов деятельности, не противоречащих действующему законодательству.

Многогранная деятельность предприятия находит свое выражение в системе экономических показателей. Для оценки его работы необходимы синтетические показатели, отражающие взаимосвязь внутри отдельной отрасли и между отраслями. Данную задачу можно решить только на основе стоимостных показателей.

Показатели, позволяющие в целом охарактеризовать экономический процесс, называют основными экономическими показателями.

Они обеспечивают количественную и качественную характеристику процесса производства.

Основные показатели, характеризующие деятельность ОАО «Край - Каравай» за период 2007-2009 годы, представлены в таблице 2.1.1.

Таблица 2.1.1.

Комплексная оценка деятельности ОАО «Край - Каравай»

Показатель

Ед. изм.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Отклонение

тыс. руб.

тыс. руб.

09/07

09/08

1

2

3

4

5

6

7

1. Показатели затрат (производственный потенциал)

Среднегодовая стоимость ОПФ

тыс. руб.

49644,5

51601

54185,5

1956,5

2584,5

В т.ч. среднегодовая стоимость активной части

тыс. руб.

20735

21589

23311,5

854

1722,5

Среднегодовая численность, всего

чел.

241

237

250

-4

13

В т.ч. производственно-промышленный персонал (ППП)

чел.

233

229

241

-4

12

Из них:

рабочих

чел.

155

154

162

-1

8

служащих

чел.

30

28

28

-2

0

Фонд оплаты труда, всего

тыс. руб.

5520

7595

9849

2075

2254

Материальные затраты на ТП

тыс. руб.

91333

114400

149677

23067

35277

Себестоимость по ТП

тыс. руб.

104463

132055

169093

27592

37038

2. Показатели использования ресурсов

Коэффициент износа ОПФ

0,49

0,48

0,46

-0,01

-0,02

Фондоотдача ОПФ

руб.

2,15

2,84

2,8

0,69

-0,04

Среднегодовая выработка на одного работника

тыс. руб.

458,8

640,9

629,9

182,1

-11

Среднегодовая выработка на одного рабочего

тыс. руб.

689,67

953,09

936,03

263,42

-17,06

Материалоемкость

руб.

0,87

0,92

1,07

0,05

0,15

1

2

3

4

5

6

7

Затраты на руб. ТП

руб.

0,836

0,837

0,84

0,001

0,003

3. Показатели эффективности хозяйственной деятельности

Производство продукции

тыс. руб.

106900

146777

151637

39877

4860

Реализация продукции

тыс. руб.

102012

141056

150829

39044

9773

Балансовая прибыль

тыс. руб.

485

12698

-773

12213

-13471

Чистая прибыль

тыс. руб.

400

8681

8281

-8681

Показатели рентабельности продаж

0,0039

0,0726

0,0687

-0,0726

Показатели доходности капитала:

рентабельность всего капитала

0,0013

0,29

0,2887

-0,29

рентабельность собственного капитала

0,016

0,073

0,057

-0,073

рентабельность заемного капитала

0,066

1,79

1,724

-1,79

Анализируя данные таблицы 2.1.1 можно сделать вывод, что ОАО «Край – Каравай» динамично развивается. Реализация и производство продукции увиличиватеся. Но также наблюдается отрицательный факт. Балансовая прибыль по сравнению с 2008 годом снизилась на 13471 тыс.руб., чистая прибыль также снижается.

Следующим этапом является более детальный анализ всех технико-экономических показателей, представленных в таблице 2.1.2.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска продукции и её реализации, и рассчитываются базисные и цепные темпы роста, при этом объем производства должен быть выражен в сопоставимых ценах, за основу которых принимается цена базисного года.

Таблица 2.1.2.

Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах

Год

Объем производства продукции, тыс. руб.

Темп роста, %

Объем реализации

Темп роста, %

Базисные

Цепные

2007

106900

100

100

102012

100

100

2008

146777

137,3

137,3

141056

138,3

138,3

2009

151637

141,8

103,3

150829

147,8

106,9

Из таблицы видно, что за три года объем производства возрос на 41,8%, а объем реализации на 3,3%.

Если за 2007 и за 2008 гг. темпы роста производства и реализации продукции примерно совпадали, то за последний год темпы роста реализации значительно выше темпов производства, что свидетельствует о снижении остатков нереализованной продукции на складах предприятия.

Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства (штуки, метры, тонны и т.д.) Их используют при анализе объемов производства по отдельным видам однородной продукции.

В таблице 2.1.3. приведены данные о структуре выпуска продукции комбината.

Таблица 2.1.3

Анализ состава и структуры выпуска продукции

Вид продукции

2007 год

2008 год

2009 год

Тон.

%

тыс. руб.

%

Тон.

%

Тыс. руб.

%

Тон.

%

Тыс. руб.

%

Хлебобулочные изделия

1260

83,3

70560

91,2

1168

81,4

68912

89,6

1317

81,7

79020

89,3

Кондитерские изделия

252

16,7

6804

8,8

267

18,6

8010

10,4

295

18,3

9440

10,7

Итого

1512

100

77364

100

1435

100

76922

100

1612

100

88460

100

По данным таблицы видно, что в 2008 году объем производства масла уменьшился на 92 тонны, вследствие чего товарная продукция уменьшилась на 1648 тыс. руб., в 2009 году объем производства масла увеличился на 149 тонн, вследствие чего товарная продукция увеличилась на 10108 тыс. руб.

Таблица 2.1.4

Анализ структуры продукции на ее выпуск

Вид продукции

Цена за кг.

Выпуск продукции

Структура продукции

2007 г

2008 г

2009 г

2007 г

2008 г

2009 г

2007 г

2008 г

2009 г

Хлебобулочные изделия

59

60

62

1260

1168

1317

83,3

81,4

81,7

Кондитерские изделия

27

30

32

252

267

295

16,7

18,6

18,3

Итого

86

90

94

1512

1435

1612

100

100

100

Вид продукции

Выпуск продукции в базовых ценах

Изменение выпуска за счет структуры

2007 г

2008 г при структуре 2007 г

2008 г

2009 г при структуре 2008 г

2009 г

2008 г

2009 г

Хлебобулочные изделия

74340

70520,5

68912

77417,7

77703

-1608,5

285,3

Кондитерские изделия

7560

7191,8

8010

8995,1

8850

818,2

-145,1

Итого

81900

77712,3

76922

86412,8

86553

-79,03

140,2

Общее изменение выпуска продукции под влиянием структуры в 2008 году – на -79,03 тыс. руб. произошло за счет уменьшения выпуска хлебобулочных изделий (-1608,5 тыс. руб.); за счет увеличения доли кондитерских изделий (818,2 тыс. руб.).

Общее изменение выпуска продукции под влиянием структуры в 2009 году на 140,2 тыс. руб. произошло за счет доли хлебобулочных изделий (на 285,3 тыс. руб.); за счет уменьшения доли кондитерских изделий (на 145,1 тыс. руб.).

Основными факторами, способствующими увеличению выпуска продукции, являются: увеличение производства товарных видов продукции, уменьшение потерь и прочих расходов, недопущение излишних остатков на конец года, экономное расходование продукции на внутрихозяйственные нужды.

Выполнение плана выпуска продукции и реализации рассматривается в комплексе с показателями объема производства и уровня товарности.

Увеличение объема продажи продукции в данной ситуации возможно при повышении товарности и качества продукции.

Уровень товарности возрастает по мере интенсификации сельскохозяйственного производства и во многом зависит от действий руководства и коллектива предприятия. Повышение уровня товарности не должно происходить искусственно, за счет неполного удовлетворения производственных потребностей предприятия.

Экономически неоправданной является и противоположная тенденция – создание излишних запасов или бесхозяйственное их расходование.

Пути повышения объема реализации и уровня товарности многочисленны.

Это установление прямых связей с магазинами, консервными заводами, своевременный сбор, очистка, сортировка продукции, быстрая доставка к пунктам сдачи, закладка продукции на хранение с последующей реализацией, недопущение порчи, потерь полезных свойств.

Данные для удобства и наглядности сведем в таблицу 2.1.5.

По данным таблицы 2.1.5. можно сделать следующие выводы:

Объем реализованной продукции увеличился в 2008 году на 39044 тыс. руб. за счет влияния следующих факторов: за счет увеличения товарной продукции на 39877 тыс. руб.(37,3%); за счет увеличения остатков на начало года на 2295 тыс. руб., при этом отрицательно повлияло увеличение остатков товара на конец года (4870 тыс. руб.).

Таблица 2.2.4.

Анализ факторов, изменяющих объем реализации

Показатель

Реализовано продукции

Отклонение

тыс руб.

Отклонение,%

2007

2008

2009

2009

2007

2009

2008

2009/ 2007

2009/2008

Остаток товара на начало года

9295

11590

11730

2295

140

124,69

101,2

Товарная продукция за год

106900

146777

151637

39877

4860

137,3

103,3

Остатки товара на конец года

10341

15210

13100

4869

-2110

147,1

86,1

Реализованная продукция

102012

141056

150829

39044

9773

138,3

106,9

Объем реализованной продукции увеличился в 2008 году на 39044 тыс. руб. за счет влияния следующих факторов: за счет увеличения товарной продукции на 39877 тыс. руб.(37,3%); за счет увеличения остатков на начало года на 2295 тыс. руб., при этом отрицательно повлияло увеличение остатков товара на конец года (4870 тыс. руб.).

Объем реализованной продукции в 2009 году увеличился на 138,3 тыс. руб. за счет влияния следующих факторов: за счет увеличения товарной продукции на 4860 тыс. руб. (3,3%); за счет увеличения остатков товара на начало года на 140 тыс. руб.(1,2%). На объем реализованной продукции в 2003 году оказало положительное влияние сокращение остатков товара на конец года на 2110 тыс. руб.

2.2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Необходимым условием выполнения планов по выпуску и реализации продукции, снижению ее себестоимости, росту прибыли, рентабельности является полным и своевременным обеспечением предприятия сырьем и материалами необходимого ассортимента и качества.

Частные показатели применяются для характеристики эффективности использования отдельных видов материальных ресурсов (материалоемкость, сырьеемкосмть, топливоемкость, энергоемкость и др.), а также для характеристики уровня материалоемкости отдельных изделий.

Таблица 2.2.1.

Анализ частных показателей материалоемкости методом сравнения

Показатель

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Отклонение

2009 / 2007

2009 / 2008

Выпуск продукции тыс. руб.

106900

146777

151637

39877

4860

Материальные затраты тыс. руб.

91333

114400

149677

23067

35277

В т.ч. сырье и материалы

83553

105525

139253

21972

33728

Топливо

378

569

900

191

331

Энергия

6976

8306

8842

1330

536

Материалоотдача

1,17

1,28

1,01

0,11

-0,27

Общая материалоемкость

0,85

0,78

0,99

-0,07

0,21

В т.ч. сырьеемкость

0,78

0,72

0,92

- 0,06

0,2

Топливоемкость

0,0035

0,0038

0,006

0,0003

0,0022

Энергоемкость

0,07

0,056

0,058

- 0,014

0,002

Данные таблицы 2.2.1 показывают, что материальные затраты в 2008 году увеличились на 23067 тыс. руб., а в 2009 году увеличились на 35277 тыс. руб.

Общая материалоемкость в 2008 году снизилась по сравнению с 2007 годом на 0,07 тыс. руб., что произошло вследствие сокращения сырьеемкости на 0,06 тыс. руб.; вследствие сокращения энергоемкости на 0,014 тыс. руб.; вследствие увеличения топливоемкости на 0,0003 тыс. руб.

Рис. 2.2.1. Динамика материальных затрат

Как видно из рисунка 2.2.1, материальные затраты предприятия ежегодно растут, удельный вес материальных затрат в общем выпуске продукции предприятия также имеет тенденцию к росту.

2.3. АНАЛИЗ МАТЕРИАЛОЕМКОСТИ ПРОДУКЦИИ

Факторную модель материалоемкости можно представить следующим образом:

,

где – материалоемкость продукции;

– материальные затраты на единицу продукции;

– цена за единицу материалов;

– расход материальных затрат на единицу продукции.

Таблица 2.3.1.

Исходные данные для анализа материалоемкости

Показатель

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2009/2007

2009 /2008

Расход на единицу материалов.

12,6

12,8

13,4

0,2

0,6

Цена на единицу материала.

3,8

4,3

4,9

0,5

0,6

Цена на единицу продукции.

55

60

63

5

3

Таблица 2.3.2.

Факторный анализ материалоемкости продукции за 2007–2009 гг.

Показатель

Объем производства

Структура продукции

Удельный расход сырья

Цена на материалы

Решение

План

План

план

план

План

0,87

Усл.1

План

план

план

План

0,088

Усл.2

Факт

план

план

План

0,88

Усл.3

Факт

факт

план

План

1

Факт

Факт

факт

факт

Факт

0,92

Изменение

0,01

-

0,12

-0,08

0,05

Факторный анализ материалоемкости продукции за 2007-2009 гг. показывает, что рост данного показателя в рассматриваемом периоде обусловлен главным образом увеличением удельного расходы сырья, отрицательное же влияние оказал рост цен на материалы.

Таблица 2.3. 3

Факторный анализ материалоемкости продукции за 2008–2009гг.

Показатель

Объем производства

Структура продукции

Удельный расход сырья

Цена на материалы

Решение

План

План

план

план

План

0,92

Усл.1

План

план

план

План

096

Усл.2

Факт

план

план

План

0,96

Усл.3

Факт

факт

план

План

1,09

Факт

Факт

факт

факт

Факт

1,07

Изменение

0,04

-

0,13

-0,02

0,15

Факторный анализ материалоемкости продукции за 2008-2009 гг. показывает, что увеличение данного показателя в рассматриваемом периоде обусловлено главным образом ростом удельного расхода сырья.

Важным показателем, характеризующим работу предприятий, является себестоимость продукции, работ и услуг, т.е. затраты на производство и реализацию продукции. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности и аккумулируются затраты использования всех производственных ресурсов. Объектом начального анализа выступает полная себестоимость продукции в целом и по элементам затрат.

Таблица 2.3.4.

Анализ затрат на производство продукции

Элементы затрат

Сумма тыс. руб.

Отклонение

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2009/2007

2009/2008

Материальные затраты

91333

114400

149767

23067

35367

Заработная плата

3955

6602

10733

2647

4131

Соц. отчисления

1588

2414

3383

826

969

Продолжение таблицы 2.3.4

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  825  826  827   ..

 

Амортизация

954

981

1126

27

145

Прочие производственные расходы

6633

7658

3984

1025

-3674

Полная себестоимость

104463

132055

169093

27592

37038

Переменные расходы

73124

83836

114983

10712

31147

Постоянные расходы

31339

48219

54110

16880

5891

Материальные затраты

87,4

86,6

88,6