Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 16

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  794  795  796   ..

 

 

Оценка стоимости бизнес-линии предприятия по производству сарделек

Оценка стоимости бизнес-линии предприятия по производству сарделек

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: "Оценка стоимости предприятия"

На тему: "Оценка стоимости бизнес-линии предприятия по производству сарделек"

Чита 2008


Содержание

Введение

1. Общеэкономический анализ и краткая характеристика отрасли

2. Анализ финансового состояния

3. Доходный подход

4. Сравнительный подход

Заключение

Список источников


Введение

В настоящее время возрастает потребность в оценке бизнеса предприятий при многочисленных и сложных вариантах реализации стоимости имущественных прав - акционирование, привлечение новых пайщиков и выпуске дополнительных акций, страховании имущества, исчислении налогов, использовании прав наследования.

Определение рыночной стоимости предприятия способствует его подготовке к борьбе за выживание на конкурентном рынке, дает реалистичное представление о потенциальных возможностях предприятия. Процесс оценки бизнеса предприятия служит основанием для выработки ее стратегии. Он выявляет альтернативные подходы и определяет, какой их них обеспечит компании максимальную эффективность, а, следовательно, и более высокую рыночную цену.

Результаты оценки:

Подход

Стоимость, рублей

Доходный подход

5313900

Сравнительный подход

12264800

Итоговая стоимость

6704080


1. Общеэкономический анализ и краткая характеристика отрасли

Оценка рынка конкурентоспособности предприятия осуществляется посредством изучения многообразных факторов, оказывающих влияние на состояние рынка. В основу методологического подхода для исследования рынка был заложен принцип комплексности, предполагающий выявление системы взаимосвязей между различными факторами. С этой целью в бизнес-плане выделены 3 блока проблем, позволяющих охарактеризовать рынок мясопродукции Читинской области:

1. Анализ спроса на мясопродукцию на исследуемом рынке.

По данным таблицы 1 можно заметить, что в последние годы возрастают потребительские расходы населения на покупку продуктов питания, и в частности на покупку мяса и мясопродуктов.

Таблица 1 - Потребительские расходы домашних хозяйств (в среднем на члена домашнего хозяйства)

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Потребительские расходы на покупку продуктов питания, руб.

2303

2594

4186

5174

6963

9384

11680

В т.ч. мяса и мясопродуктов, руб.

532

563

828

1094

1671

2461

3168

В % от потребительских расходов.

23

22

20

21

24

26

27

Мы наблюдаем, что в 2005 году доля расходов на мясо и мясные изделия составляет 27%, но этот рост связан в большей степени с инфляцией и ростом цен. Как можно заметить, проанализировав таблицу 2 возрастание потребительских цен на мясопродукты и мясные изделия значительно. При этом наибольшие индексы цен из данного перечня мясопродуктов имеют сосиски и сардельки во всех анализируемых периодах.


Таблица 2-Индексы потребительских цен

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Мясопродукты

120,3

133,0

109,6

102,3

106,4

113,3

Колбаса с/к

104,1

139,1

102,3

93,6

111,6

104,7

Колбаса вареная 1с

108,2

129,0

105,8

101,2

106,6

108,4

Колбаса вареная в/с

111,8

120,8

103,2

102,1

107,3

105,7

Колбаса п/к

117,0

135,0

111,6

103,6

107,1

109,2

Сосиски, сардельки

113,4

127,4

108,5

103,0

113,2

113,7

2. Определение и прогнозирование емкости рынка.

Емкость рынка - максимально возможный спрос, который для продуктов питания может определяться исходя из рациональных норм потребления по РФ или региональных норм потребления.

Рациональная норма потребления колбасных и мясных изделий для потребителей Читинской области составляет 90 кг на человека в год. Исходя из указанной нормы, емкость рынка составляет 160,740 тыс. тонн.

Рациональная норма потребления по Российской Федерации составляет 78 кг на человека в год. Следовательно, емкость рынка составляет 92,508 тыс. тонн.

По оценке специалистов среднедушевое потребление колбасных изделий в год составляет около 40% от среднего потребления мяса и мясопродукции.

Определение емкости рынка колбасных изделий в 2003-2005 годах. представлено в таблице 3:

Таблица 3-Емкость рынка колбасных изделий в 2003-2005 гг.

Среднедушевое потребление колбасных изделий, кг

Численность населения, тыс. человек

Потребление колбасных изделий населением в год, т

Производство колбасных изделий местными предприятиями, т

Ввоз колбасных изделий из других регионов и импорт, т

2003 год

17

1227,0

20859

4250

16609

2004 год

17

1145,1

19467

6004

13463

2005 год

17

1186,0

20162

7015

13147

Таким образом, для нашего предприятия существуют "ниша" рынка и объективные предпосылки для увеличения объема выпуска мясной, в том числе колбасной продукции и в частности сарделек.

3. исследование условий конкурентов.

Основными конкурентами ООО "" являются мясокомбинаты городов Новосибирска, Омска, Иркутска, Ангарска. Эти предприятия выпускают колбасы в вакуумной упаковке, их отличает высокая цена и высокое качество. Из местных производителей на рынке мясопродукции основными конкурентами являются: ЗАО "Забайкалагробизнес", небольшой объем выпускают ООО "Кенон", Краснокаменское "ППГХО".

Цены, сложившиеся в 2005 году представлены в таблице №4.

Таблица 4- Цены на колбасные изделия (оптовые), 2005 год

Наименование

Новосибирск

Иркутск, Ангарск

ООО "МПК"

"Забайкалагробизнес"

Колбасы вареные:

Докторская

89,52

96,19

97,24

Молочная

78,93

91,96

91,96

Русская

91,16

91,96

91,96

Столовая

64,97

84,03

85,62

Чайная

76,10

77,16

Отдельная

81,92

83,50

Молодежная

72,93

68,60

75,05

Колбаса п/к

Краковская

137,13

122,30

122,64

Украинская

112,48

113,57

Одесская

111,38

112,48

Сардельки

Сардельки 1 с

88,70

86,97

Сардельки Павловские

83,00

180,73

Сосиски

Сосиски Любительские

103,50

102,33

Сосиски Молочные

104,3

101,45

Самые низкие цены на колбасы имеет продукция из Иркутска, Ангарска; самые высокие из Новосибирска (на продукцию аналогичную по сравнению). Иркутская продукция пользовалась спросом несколько лет назад, ее качество было очень высоко по сравнению с аналогичной местного производства. Из привозной продукции пользуются спросом колбасы сырокопченые и сервелаты (Москва, Новосибирск).

Цены на колбасные изделия "" на колбасы 1 сорта, полукопченые ниже, чем у "Забайкалагробизнеса"; на сардельки, сосиски выше; в целом на отдельные виды продукции расхождения незначительны, на 1-2 рубля.

Учитывая, что на региональном рынке мясопродукции мы имеем, с одной стороны, небольшой удельный вес местных производителей в общем объеме предложения, а с другой - предпочтение потребителей именно этой продукции, можно констатировать отсутствие острой конкуренции при превышении спроса над предложением.

Таблица 5-Ассортимент продукции

Наименование

Кол-во видов

Кол-во видов (за 6 месяцев), тонн

Кол-во (среднемесячное), тонн

Удельный вес в объеме продаж

1

Колбасы вареные в/с

6

283,5

45,4

14,07

2

Колбасы вареные 1,2 с

16

463,6

77,3

23,10

3

Колбасы п/к

34

294,5

49,1

14,67

4

Колбасы в/к

6

3,85

0,63

0,19

5

Сардельки, сосиски

10

287,2

47,9

14,31

6

Ветчины

7

90,9

15,1

4,53

7

Деликатесы

33

246,4

41,07

9,47

8

Мясные полуфабрикаты

18

190

31,6

9,47

9

Рыба

27

58,9

9,9

2,94

10

Ливерные колбасы, паштеты

8

69,9

11,6

3,48

11

Пиво

2

25,6

4,3

0,19


В штате ООО "" состоит 412 человек, которые являются специалистами в области мясопереработки. На предприятии ведется профессиональный отбор сотрудников, разрабатываются планы и программы подготовки персонала. Ведущие Технологи посещают семинары, проводимые в Иркутске, Новосибирске, Австрии. Руководство компании проводит стажировку у ведущих производителей Германии, США.

ООО "" работает на давальческом сырье. С 1997 года ИП Самойлов является давальцем сырья и собственником производимой продукции; согласно договора подряда предприниматель осуществляет закуп сырья и реализацию готовой продукции, а также несет затраты по содержанию, текущему ремонту, производит реконструкцию, перепланировку и переоборудование производственных комплексов.

ИП Самойлов реализует готовую продукцию: 50% через свою розничную сеть, 19% через дилеров, 31% через сторонних покупателей.

Для доставки продукции имеются автомобили(холодильники-рефрижераторы), которые позволяют осуществлять перевозку скоропортящейся продукции.

Технология производства предусматривает использование специальных рецептур, зарекомендовавших себя на рынке колбасной и деликатесной продукции города Читы, а также разработку и внедрение новых технологий.

В качестве рынка сбыта продукции ООО "" выступают оптовые и розничные торгующие организации города Читы и Читинской области, собственная фирменная сеть. Оптовая продажа занимает 50% от общего объема реализации мясопродуктов, также охват рынка осуществляется путем прямых контактов с потенциальными покупателями в городе Чите.

Как показывает практика работы ООО "", спрос на продукцию постоянный, дневная реализация равна дневной выработке, нет остатков готовой продукции на складах и в розничных отделах торговой сети. Продукция сторонним покупателям отпускается по предварительной заявке. Через собственную розничную сеть реализуется 42% продукции, с февраля 2003 года предприятие начало реализовывать свою продукцию через дилерскую сеть; через дилеров продается до 20% от всей произведенной продукции, сторонним покупателям отпускается до 38%.

Таким образом, основная стратегия маркетинга ООО "МПК" - "высокое качество - большой ассортимент - конкурентные цены".

2. Анализ финансового состояния

Анализ баланса

На основе данных баланса проводится анализ по следующим направлениям:

1) Анализ ликвидности баланса.

Таблица №6-активы предприятия и их расчет

Показатель

Расчет показателя на основе

строк баланса

Значение показателя

2003

2004

2005

А1

Стр.250+стр.260

2842

50000

55000

А2

Стр.240

3359336

3925000

4318000

А3

Стр.210+стр.220+стр.230++стр.270

20056

16424000

18067000

А4

Стр.190

54752

55000

60500

Таблица №7-пассивы предприятия и их расчет

Показатель

Расчет показателя на основе

строк баланса

Значение показателя

2003

2004

2005

П1

Стр.620

3355052

2205000

1984000

П2

Стр.590+стр.630+стр.660

-

18000000

-

П3

Стр.590+стр.640+стр.650

-

-

-

П4

Стр.490

81934

249000

273900

Баланс признается абсолютно ликвидным, если выполняются соотношения:


Таблица №8-Соотношения показателей

2003

2004

2005

А1≥П1

2842<1984000

50000< 22050000

55000<2426000

А2≥П2

3359336≥-

3925000 <18000000

4318000≥-

А3≥П3

20056≥-

16424000≥-

18067000≥-

А4≥П4

54752<81934

55000<249000

60500<273900

Определим следующие показатели:

-текущая ликвидность(1)-показатель, характеризующий платежеспособность (+) или неплатежеспособность (-) организации в ближайшее время.

ТЛ=(А1+А2)-(П1+П2) (1)

ТЛ03=(2842+3359336)-3355052=7126

ТЛ04=(50000+3925000)-(2205000+18000000)=-16230000

Тл05=(55000+4318000)-1984000=2389000

-перспективная ликвидность(2)-показатель, характеризующий прогнозную платежеспособность.

ПЛ=А3-П3 (2)

ПЛ03=20056

ПЛ04=16424000

ПЛ05=18067000

Вывод: В нашем случае не все соотношения, заключающиеся в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения, соблюдаются. Баланс нельзя назвать ликвидным.

Резкое ухудшение показателей ликвидности в 2004 году можно объяснить тем, что в этом году был взят кредит на сумму 18000000 рублей сроком на 1 год. В целом показатели платежеспособности имеют положительное значение, как на ближайшее время, так и на прогноз, что говорит о хороших тенденциях развития предприятия

2)Анализ платежеспособности предприятия.

Анализ ликвидности, проведенный выше, является приближенным. Более детальным является анализ платежеспособности при помощи финансовых коэффициентов. Показатели платежеспособности рассчитаны в таблице 9:

Таблица 9-Расчет показателей платежеспособности.

Наименование показателя

Способ расчета

Нормальное ограничение

Значения

Общий показатель платежеспособности

Л1=(А1+0,5А2+0,3А3)/(П1+0,5П2+П3)

Л1>1

0,5

1,19

3,84

Коэффициент абсолютной ликвидности

Л2=стр(250+260)/(610+620+630+660)

Л2≥0,1-0,7

0,0008

0,0225

0,028

Коэффициент критической точки

Л3=стр(250+260+210)

/(610+620+630+660)

Не менее 0,1

1,002

1,803

9,114

Коэффициент текущей ликвидности

Л4=стр290/(610+620+630+660)

Не менее 2,0

1,008

9,25

11,29

Коэффициент маневренности функционального капитала

Л5=стр(210+220+230)/

(290-610-620-630-660)

Снижение является положительным фактом

0,738

0,103

0,808

Доля оборотных средств в активах

Л6=стр290/стр300

Л6 ≥0,5

1,008

0,997

0,995

Коэффициент обеспеченности собственными средствами

Л7=стр(490-190)/290

Л7 ≥0,1

0,008

0,010

0,010

Коэффициент обеспеченности обязательств активами

Л8=стр(190+290)/

(590+610+620+630+660)

Увеличение показателя является положительным фактом

1,024

1,012

11,31


По данной таблице можно сделать вывод, что значения показателей близки к нормативным. Общий показатель платежеспособности возрастает. Коэффициент текущей ликвидности также возрастает и значительно превышает нормативный показатель. Низкое значение коэффициента обеспеченности собственными средствами объясняется их отсутствием у предприятия. Они арендуются по договорам аренды.

Анализ "Отчета о прибыли и убытках"

На основе "Отчета о прибыли и убытках" проводится анализ показателей рентабельности. Анализ рентабельности позволяет оценить способность предприятия приносить доход на вложенный в него капитал.

Анализ показателей рентабельности представлен таблице 10

Таблица №10-Расчет показателей рентабельности

Наименование показателей

Способ расчета

Значения показателей

2003

2004

2005

Рентабельность объема продаж, %

Р1=(стр050ф2)*100/стр010ф2

0,93

2,1

2,98

Бухгалтерская рентабельность

от обычной деятельности, %

Р2=стр140ф2*100/стр010ф2

0,92

1,41

2,31

Чистая рентабельность, %

Р3=стр190ф2*100/стр010ф2

0,70

1,08

1,76

Экономическая рентабельность, %

Р4=стр190ф2*100/Стр300ф1

6,81

7,88

2,18

Рентабельность собственного

капитала, %

Р5=стр190ф2*100/стр490ф1

1,92

3,30

1,79

Валовая рентабельность, %

Р6=стр029я2*100/стр010ф2

0,93

2,10

2,98

Рентабельность

реализованной продукции

(затратоотдача), %

Р7=стр050ф2*100 стр(020+030+040)

ф2

0,94

2,14

3,07

По данной таблице можно сделать выводы, что практически все коэффициенты рентабельности возрастают, в том числе рентабельность объема продаж, бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности, чистая рентабельность, валовая рентабельность, рентабельность реализованной продукции. Рентабельность реализованной продукции в 2005году составляет 3,07%.Снижение экономической рентабельности, характеризующей эффективность использования всего имущества, можно объяснить отсутствием собственного имущества у предприятия.

Общий вывод по финансовому состоянию:

Проанализировав рассчитанные финансовые показатели можно сказать, что значение большинства из них возрастает. Недостатком предприятия является отсутствие у него на балансе основных средств и нематериальных активов, вследствие чего многие финансовые коэффициенты значительно ниже нормативных. Но в общем можно сказать, что предприятие работает эффективно и его финансовое положение стабильно.

3. Доходный подход

Определение длительности прогнозного периода.

В качестве базисного мы выбираем 2005 год, в качестве прогнозного период с 2006 по 2008 годы и 2009 год мы берем как послепрогнозный.

Ретроспективный анализ и прогноз валовой выручки от реализации.

Таблица 11-Анализ валовой выручки от реализации

Показатели

Единицы измерения

Период

2003

2004

2005

Сардельки 1с

Объем в натур.выражении

Кг

97100

103560

110434

Темп роста

106,65

106,64

Цена

Руб

68,90

78,00

88,70

Темп роста

113,2

113,7

Выручка от реализации

Тыс.руб

6690,19

8077,68

9795,50

Темп роста

120,74

121,27

Сардельки Павловские

Объем в натур.выражении

Кг

89100

96350

103200

Темп роста

108,14

107,11

Цена

Руб

65,00

73,00

83

Темп роста

112,31

113,70

Выручка от реализации

Тыс.руб

5791,60

7033,55

8565,6

Темп роста

121,44

121,78

Сардельки в/с

Объем натур.выражении

Кг

65400

72100

81600

Темп роста

110,24

113,18

Цена

Руб

64,00

77,40

88,00

Темп роста

120,94

113,70

Выручка от реализации

Тыс.руб

4185,6

5580,54

7180,80

Темп роста

133,3

128,68

Итого выручка :

Тыс.руб

16667,39

20691,77

25541,9

Темп роста :

124,15

123,44

Как можно заметить по данным таблицы 11, у предприятия высокие темпы роста выручки по всем видам сарделек. Этот рост связан как с ростом цен, так и с увеличением объема производства.

Прогноз валовой выручки представлен в таблице 12:

Таблица 12- Прогноз валовой выручки от реализации

Показатели

Ед. изм

2005

Прогнозный период

2009

2006

2007

2008

Сардельки 1с

оптимистический

Объем производства

кг

110434

138042,5

172553

215691,4

226476

Цена

Руб

88,70

88,70

88,70

88,70

88,70

Выручка

Т.руб

9795,5

12244,4

15305,5

19131,8

20088,4

Темп роста

121,27

125

125

125

105

пессимистический

Объем производства

кг

110434

121477,4

133625,1

146987,7

154337

Цена

Руб

88,70

88,70

88,70

88,70

88,70

Выручка

Т.руб

9795,5

10775,1

11852,6

13037,81

13689,7

Темп роста

125

125

125

105

Наиболее вероятный

Объем производства

кг

110434

126999,1

146049

167956,3

176354,1

Цена

Руб

88,70

88,70

88,70

88,70

88,70

Выручка

Т.руб

9795,5

11264,8

12954,5

14897,7

15642,6

Темп роста

125

125

125

105

Средне- взвешенный

Объем производства

кг

110434

127919,4

148395,7

172417,3

181038,2

Цена

Руб

88,70

88,70

88,70

88,70

88,70

Выручка

Т.руб

9795,5

11346,4

13162,7

15293,4

16058,1

Темп роста

115,83

116,01

116,19

105

Сардельки Павловские

Оптимистический

Объем производства

кг

103200

129000

161250

201562,6

211640,6

Цена

Руб

83

83

83

83

83

Выручка

Т.руб

8565,6

10707,0

13383,8

16729,7

17566,2

Темп роста

125

125

125

105

Пессимистический

Объем производства

кг

103200

113520

124872

137359,2

144227,2

Цена

Руб

83