Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 16

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  789  790  791   ..

 

 

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности 12

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности 12


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ФИЛИАЛ В Г. ЛИПЕЦКЕ

По комплексному экономическому анализу хозяйственной деятельности

Вариант № 3

Выполнила: студентка 5 курса

Группы 06 УБД 12390

Леонова Анастасия Юрьевна

Проверила:

Барекова Людмила Александровна

Липецк 2011 год

Содержание

Введение 3

Раздел I. Анализ ресурсного потенциала организации 5

Раздел II. Анализ производства и объема продаж 13

Раздел III. Анализ затрат и себестоимости продукции 19

Раздел IV. Анализ финансовых результатов деятельности организации 28

Раздел V. Анализ финансового положения организации 37

Раздел VI. Комплексная оценка деятельности организации 48

Заключение 50
Введение

Основной задачей проведения комплексного экономического анализа в условиях переходной рыночной экономики является повышение эффективности функционирования хозяйствующих субъектов и поиск резервов такого повышения.

Важное место в системе комплексного экономического анализа занимает оценка хозяйственной деятельности, представляющая собой обобщающий вывод о результатах деятельности на основе качественного и количественного анализа хозяйственных процессов, отражаемых системой показателей. Оценка деятельности объекта проводится на первом этапе комплексного экономического анализа, когда определяются основные направления аналитической работы (предварительная оценка), и на заключительном этапе, когда подводятся итоги анализа (окончательная оценка). Окончательная оценка является важным информационным источником для обоснования и принятия оптимального управленческого решения в конкретной ситуации.

Финансовое состояние является важнейшей характеристикой деловой активности и надежности предприятия. Оно определяет конкурентоспособность предприятия и его потенциал в деловом сотрудничестве, является гарантом эффективной реализации экономических интересов всех участников хозяйственной деятельности, как самого предприятия, так и его партнеров.

Устойчивое финансовое положение предприятия не является подарком судьбы или счастливым случаем его истории, а результатом умелого, просчитанного управления всей совокупностью производственных и хозяйственных факторов, определяющих результаты деятельности предприятия.

В данной курсовой работе предлагается методика комплексной сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния и деловой активности предприятия, основанная на теории и методике комплексного экономического анализа предприятия в условиях рыночных отношений, проводимая с использованием показателей, рассчитанных на основе данных бухгалтерской финансовой отчетности.

Составными этапами методики комплексной сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния предприятия являются: сбор, и аналитическая обработка исходной информации за оцениваемый период времени; обоснование системы показателей, используемых для рейтинговой оценки финансового состояния предприятия, и их классификация, расчет итогового показателя рейтинговой оценки; классификация (ранжирование) предприятии по рейтингу.

Итоговая рейтинговая оценка учитывает все важнейшие параметры (показатели) финансовой и производственной деятельности предприятия, т. е. хозяйственной деятельности в целом. При ее построении используются данные о производственном потенциале предприятия, рентабельности его продукции и эффективности использования производственных и финансовых ресурсов, состоянии и размещении средств, их источниках и другие показатели.

Раздел I . Анализ ресурсного потенциала организации

ЗАДАНИЕ 1 . Определим степень влияния отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов, на прирост выручки от реализации продукции по сравнению с прошлым годом.

Таблица 1.

Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов

№ п/п

Показатель

Прошлый год

Отчетный год

Динамика показателя (в %)

Разница в процентах (+, -)

Расчет влияния фактора

Фактор, повлиявший на выявленное изменение

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Численность рабочих (N), чел.

9750

10725

110,0

+10%

+723839,99

Изменение численности рабочих

2

Число отработанных человеко-дней, (ЧД)

2340000

2627625

112,29

+2,29%

+165759,37

Изменение количества дней, отраб. 1-м рабочим

3

Число отработанных человеко-часов, (ЧЧ)

18720000

20495475

109,48

-2,81 %

-203399,01

Изменение средней продолжительности смены

4

Объем продаж (без НДС) (V), тыс. руб.

7238399

8243819

113,89

+4,41%

+319213,39

Изменение среднечасовой выработки 1-го рабочего

+1005420

+1005413,74

Расчеты к таблице 1.

Влияние фактора «Изменение численности рабочих» = 7238399 * 10% / 100 % = 723839,99

Влияние фактора «Изменение количества дней, отработанных 1-м рабочим» = 7238399 * 2,29% / 100 % = 165759,37

Влияние фактора «Изменение средней продолжительности смены» = 7238399 * (-2,81%) / 100 % = - 203399,01

Влияние фактора «Изменение среднечасовой выработки 1-го рабочего» = 7238399 * 4,41% / 100 % = 319213,39

Итого суммарное влияние факторов : 723839,99 + 165759,37 – 203399,01 + 319213,39 = + 1005413,74

Таким образом, в отчетном году на предприятии ООО "Рубин" произошел рост объема продаж на 1005420 тыс. рублей по сравнению с предыдущим годом.

На данное изменение оказали влияние следующие факторы:

1. Увеличение численности рабочих на 975 человек.

2. Увеличение числа отработанных человеко-дней на 287625.

3. Соответсвенно, увеличение отработанных человеко-часов на 1775475.

Полученное увеличение объема продаж за отчетный период произошло в основном за счет увеличения численности рабочих, а также за счет увеличения числа отработанных человеко-дней. Отрицательную динамику оказало увеличение отработанных человеко-часов, что привело к недополучению предприятием прибыли.

Резерв (V) = 10725 / 9750 * 8243819 = + 9068200,9тыс. руб.

Поэтому можно рекомендовать руководству предприятия принять меры по повышению эффективности использования трудовых ресурсов, что повысит результативность его деятельности.

ЗАДАНИЕ 2 . Определим степень влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов.

Таблица 2

Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов

№ п/п

Показатель

Условное обозна-чение

Прошлый год

Отчетный год

Отклоне-ние (+,-)

1

2

3

4

5

6

1

Объем продаж (без НДС), тыс. руб.

V

7238399

8243819

+1005420

2

Стоимость материалов в себестоимости продаж (материальные затраты)

МЗ

4211690

4756320

+544630

3

Коэффициент материалоотдачи реализованной продукции

МО

1,7186

1,7332

+0,0146

Степень влияния следующих факторов:

Х

Х

Х

4

Изменения стоимости материалов в себестоимости продаж

∆МЗ

Х

Х

936001,12

5

Изменения материалоотдачи реализованной продукции

∆МО

Х

Х

69442,27

1005443,39

Расчеты к таблице 2.

Коэффициент материалоотдачи характеризует эффективность использования материалов.

Коэффициент материалоотдачи = Объем продаж / Стоимость материалов в себестоимости продаж

МО прошлого года = 7238399 / 4211690 = 1,7186

МО отчетного года = 8243819 / 4756320 = 1,7332

∆ МО = 1,7332 – 1,7186 = + 0,0146

Исходя из этого, V = Мо * МЗ

Используем для расчета влияния факторов метод абсолютных разниц.

1. ΔV(МЗ) = (МЗ1 -МЗ0 ) * МО0 = (4756320 – 4211690) * 1,7186 = 936001,118 (тыс.руб.) – влияние изменения стоимости материалов в себестоимости продаж

2. ΔV(Мо ) = МЗ1 * (МО1 - МОо )= 4756320 * (1,7332 – 1,7186 ) = 69442,272 (тыс.руб.) влияние изменения материалоотдачи реализованной продукции

3. Общее влияние факторов : 936001,118 + 69442,272 = 1005443,39 тыс.рублей

Объем продаж за отчетный год увеличился на1005420 тыс. рублей по сравнению с предыдущим годом.

Увеличение стоимости материалов в себестоимости продаж на 544630 позволило увеличить объем продаж в отчетном году на 936001,118 тыс. руб. и увеличение материалоотдачи реализованной продукции на 0,0146 позволило увеличить объем продаж на 69442,272 тыс. рублей.

ЗАДАНИЕ 3 . Определим степень влияния отдельных факторов, связанных с использованием основных средств, на объем продаж, а также резерв роста продаж за счет ликвидации отрицательно повлиявших факторов.

Таблица 3

Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием основных средств

№ п/п

Показатель

Условное обозна-чение

Прошлый год

Отчетный год

Отклонение (+,-)

1

2

3

4

5

6

1

Объем продаж (без НДС), тыс. руб

V

7238399

8243819

+1005420

2

Средняя первоначальная стоимость ОПФ, тыс. руб.

ОСак

1130709,5

1173481

+42771,5

3

Количество дней, отработанных за год, дней

Рд

240

245

+5

4

Коэффициент сменности работы оборудования

Ксм

1,3

1,5

+0,2

5

Средняя продолжительность смены, час

Псм

8,0

7,8

-0,2

6

Объем продаж, приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы оборудования, тыс. руб.

Вч

0,0025

0,0024

-0,0001

7

Степень влияния следующих факторов:

Х

Х

Х

8

Изменения среднегодовой первоначальной стоимости активной части производственных основных средств, тыс. руб.

∆ОСак

Х

Х

+266894,16

9

Изменения количества дней, в течение которых активная часть основных средств находилась в рабочем состоянии, тыс.руб.

∆Рд

Х

Х

+152552,53

10

Изменение коэффициента сменности,тыс.р уб

∆Ксм

Х

Х

+1150011,38

11

Изменение средней продолжительности смены, тыс. руб.

∆Псм

Х

Х

-215627,1337

12

Изменения продукции, приходящейся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы, тыс. руб.

∆Вч

Х

Х

-336378,3286

Расчеты к таблице 3.

1. Рассчитаем среднегодовую первоначальную стоимость активной части ОС

ПСос прошлый год = (785016+342396+790145+343862) / 2= 1130709,5 тыс. рублей

ПСос отчетный год = (790145+343862+851449+361506) / 2 = 1173481 тыс. рублей

2. Рассчитаем объем продаж, приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы оборудования по формуле

Вч = V / ОСак * Рд * Ксм * Псм

Вч прошлого года = 7238399 / 1130709,5*240*1,3*8 = 0,0025

Вч отчетного года = 8243819 / 1173481*245*1,5*7,8 = 0,0024

Для анализа влияния факторов используем мультипликативную модель.

V = ОСак * Рд * Ксм * Псм * Вч

V0 = 7238399

V (ОСак) = ∆ОСак * Рд0 * Ксм0 * Псм0 * Вч0 = 42771,5*240*1,3*8,0*0,0025 = 266894,16

V (Рд) = ОСак1 * ∆Рд * Ксм0 * Псм0 * Вч0 = 1173481*5*1,3*8,0*0,0025 = 152552,53

V (Ксм) = ОСак1 * Рд1 * ∆Ксм * Псм0 * Вч0 = 1173481*245*0,2*8,0*0,0025 = 1150011,38

V (Псм) = ОСак1 * Рд1 * Ксм1 * ∆Псм * Вч0 = 1173481*245*1,5*(-0,2)*0,0025 = - 215627,1337

V (Вч) = ОСак1 * Рд1 * Ксм1 * Псм1 * ∆Вч = 1173481*245*1,5*7,8*(-0,0001) = - 336378,3286

Итого суммарное влияние факторов: 266894,16 + 152552,53 + 1150011,38 – 215627,1337 – 336378,3286 = 1017452,6077 тыс.руб.

Наибольшее влияние на увеличение объема продаж оказало повышение на 0,2 коэффициента сменности работы оборудования (1150011,38). Также положительное влияние на рост объема продаж оказало изменение следующих факторов: средней первоначальной стоимости ОПФ (+42771,5) и количество дней отработанных за год (+5). Сокращение средней продолжительности смены на 0,2 часа снизило объем продаж на 215627,1337 тыс. руб.

Сумма отрицательно повлиявших факторов – есть неиспользованный резерв роста объема продаж. В связи с этим, можно рекомендовать предприятию увеличить среднюю продолжительность рабочей смены для максимального увеличения объема продаж.

ЗАДАНИЕ 4. Дадим комплексную оценку экстенсивности и интенсивности деятельности организации.

Таблица 4

Характеристика соотношения экстенсивности и интенсивности использования ресурсов в процессе производства

№ п/п

Показатель

Прошлый год

Отчетный год

Темп прироста

Прирост ресурса на 1 % прироста выручки от продаж Кэкст i

Коэффициенты влияния на прирост выручки

Экстенсивности использования ресурса Кэкст i * 100%

Интенсивности использования ресурса 100 - Кэкст i * 100%

1

Численность рабочих, чел.

9750

10725

10,0

0,7199

71,99

28,01

2

Среднегодовая стоимость активной части производственных ресурсов, тыс.руб.

1130709,5

1173481

3,78271

0,2723

27,23

72,77

3

Стоимость материалов, использованных при производстве готовой продукции, тыс.руб.

4211690

4756320

12,9313

0,9309

93,09

6,91

4

Выручка от продаж продукции, тыс. руб.

7238399

8243819

13,89

-

-

-

5

Алгоритм расчета показателя, характеризующего комплексное использование ресурсов

Х

Х

Х

∑ Кэкст i / n

∑ Кэкст i * 100 / n

100-∑ Кэкст i * 100 / n

6

Показатели, характеризующие комплексное использование ресурсов

Х

Х

Х

0,64103

64,1033

35,8967

Расчеты к таблице 4

Гр. 5 = ф. 4/ гр. 3 х 100 -100;

Гр. 6 стр. 1 или 2 или 3 = гр. 5 стр. 1 или 2 или 3 / гр. 5 стр. 4;

Гр. 6 стр. 6 = 2 гр. 6 по стр. 1,2 и 3 / п;

Гр. 7 стр. 1 или 2 или 3 = гр. 6 х 100;

Гр. 7 стр. 6 = 2 гр. 7 по стр. 1,2 и 3 / п;

Гр. 8 стр. 1 или 2 или 3 = 100 - гр. 7 стр. 1 или 2 или 3;

Гр. 8 стр. 6 = £ гр. 8 по стр. 1,2 и 3 / п.

На основании произведенных расчетов можно говорить о том, что предприятие выбрало экстенсивный путь развития, т.е. увеличение объема производства за счет увеличения количества средств труда, найма дополнительного числа рабочих, увеличения материальных ресурсов, направляемых на производство. Это подтверждается и показателем, характеризующим комплексное использовании ресурсов, его значение равно 64,1033 %.

ЗАДАНИЕ 5. Определим комплектный резерв увеличения объема продаж за счет лучшего (интенсивного или экстенсивного) использования ресурсного потенциала организации.

Таблица 5

Определение комплектного резерва увеличения объема продаж продукции за счет внутренних факторов использования ресурсов

№ п/п

Показатель

Резерв увеличения объема реализации продукции, выявленный в процессе анализа, тыс.рублей

Резерв увеличения объема продаж при комплексном исполь-зовании имеющихся резервов улучшения их использования, тыс.рублей

1

Увеличение стоимости продаж за счет лучшего использования трудовых ресурсов

203399,0119

Х

2

Увеличение стоимости продаж за счет лучшего использования материальных ресурсов

-

Х

3

Увеличение стоимости продаж за счет лучшего использования основных производственных средств

552005,4623

Х

4

Итого комплектный ресурс

-

0

552005,4623 = 215627,1337+336378,3286

ООО «Рубин» имеет резерв увеличения объема продаж по трудовым ресурсам за счет снижения внутрисменных потерь рабочего времени в размере 203399,0119 тыс. руб. Наиболее нерационально на нашем предприятии использовалась активная часть основных средств (внутрисменные потери рабочего времени и снижение среднечасовой фондоотдачи активной части основных средств). Сумма резерва роста объема продаж составила 552005,4623 тыс. руб.

Раздел II . Анализ производства и объема продаж

ЗАДАНИЕ 6 . Определим влияние на прирост объема продаж изменения количества проданной продукции (в натуральном выражении), ее структуры и цен на нее.

Для проведения необходимых расчетов используем Приложение 1 «Информация и необходимые аналитические расчеты, необходимые для определения влияния различных факторов на изменение выручки от продаж»

Таблица 6

Информация и дополнительные аналитические расчеты, необходимые для определения влияния изменения количества, структуры и цен на реализованную продукцию

Количество

Цена

Выручка за прошлый год

Выручка за отчетный год

В ценах прошлого года

При стр-ре и ценах прошлого года

Прош. год

Отчет. год

Прош. год

Отчет. год

А

11500

11680

256

302,3

2944000

3530864

2990080

3532814,3

В

5880

5600

305,34

264,42

1795399

1480752

1709904

2154646,1

С

7000

11976

356

269,89

2492000

3232203

4263456

2990185,5

Итого

24380

29256

Х

Х

7238399

8243819

8963440

8677645,9

Расчеты к таблице 5

Расчетный показатель выручки за отчетный год в ценах прошлого года:

А = 11680*256 = 2990080

В = 5600*305,34 = 1709904

С = 11976*356 = 4263456

Итого: Выручкар2 = 2990080+1709904+4263456 = 8963440

Расчетный показатель выручки за отчетный год при структуре и ценах прошлого года:

А = ((11500*100/24380)*29256/100)*256 = 3532814,3

В = ((5880*100/24380)*29256/100)*305,34 = 2154646,1

С = ((7000*100/24380)*29256/100)*356 = 2990185,5

Итого: Выручкар1 = 3532814,3+2154646,1+2990185,5 = 8677645,9

Влияние факторов на изменение выручки от продаж:

а) влияние изменения количества проданной продукции

ΔВыручкаколичество = Выручкар1 – Выручкапрошл.г. = 8677645,9-7238399 = +1439246,9 т.р.

ΔВыручкаструктура = Выручкар2 – Выручкар1 = 8963440-8677645,9 = +285794,1 т.р.

ΔВыручкацена = Выручкаотч.г. – Выручкар2 = 8243819-8963440 = -719621 т.р.

Общее влияние рассмотренных факторов на изменение выручки

ΔВыручка = ΔВыручкаколичество + ΔВыручкаструктура + ΔВыручкацена = 1439246,9 + 285794,1 - 719621 = 1005420 тыс.рублей

Таким образом, отрицательное влияние на изменение выручки (-719621 тыс.руб) оказал фактор изменения цен на проданную продукцию. Благодаря увеличению количества продукции и изменению ее структуры выручка увеличивается (+1439246,9 и +285794,1 соответственно).

ЗАДАНИЕ 7 . Используя результаты маркетингового исследования, разработаем часть бизнес-плана по реализации продукции организации на следующий год.

Таблица 7

№ п/п

Наименование изделий

Спрос на изделие, шт.

Средняя цена, тыс. руб.

Себестои-мость единицы продукции возможной к выпуску в следующем отчетном году, тыс. руб

Объем продаж, исходя из спроса и возможности выпуска, который может быть включен в бизнес-план, тыс. руб.

Себестоимость объема продаж продукции включенной в бизнес-план, тыс.руб.

Прибыль от продаж на планируемый период, тыс.руб.

Рентабе-льность продаж, %

Отнесение продукции к определенной группе в зависимости от уровня ее рентабельности, № группы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

А

12000

320

294

3840000

3528000

312000

8,125

III

2

В

4500

310

260

1395000

1170000

225000

16,129

II

3

С

4600

750

695

3450000

3197000

253000

7,333

III

4

D

2500

590

570

236000

228000

8000

3,389

III

5

Е

6000

980

-

-

-

-

-

-

Итого

29600

Х

Х

8921000

8123000

798000

Х

* - Сопоставление спроса с возможностью организации выпуска указанных изделий в будущем отчетном периоде позволило сделать вывод, что изделие D может быть выпущено в количестве 400 шт., а для выпуска изделия Е в ООО нет соответствующих условий.

Объем продаж, исходя из спроса и возможности выпуска, который может быть включен в бизнес-план = Цена * Спрос

Себестоимость объема продаж продукции включенной в бизнес-план = Спрос * Себестоимость

Прибыль от продаж на планируемый период = столбец 6 – столбец 7

Рентабельность продаж = Прибыль / Объем продаж * 100

Проанализировав все данные, можно сказать, что для выпуска изделия Е нет соответствующих условий, а выпуск изделия D принесет фирме убыток. Но данный убыток покрывается той прибылью, которую принесет производство изделий А, В и С.

Наиболее рентабельным является изделие В (II группа), менее рентабельными являются изделия А и С (III группа). На третьем месте находится изделие D (III группа).

Разработаем бизнес-план по реализации продукции на следующий год с полным покрытием потребительского спроса на изделия, который составляет 29600 шт.

Так как для выпуска изделия Е в организации нет соответствующих условий, а также изделие D может быть выпущено только в ограниченном количестве (400 шт.) возникает дефицит, который составит:

6000 – 400 = 5600.

Бизнес-план предполагает покрытие возникшего дефицита изделий D и Е увеличением объема продаж изделий-заменителей А, В, С.

Увеличение производства товаров А, В, С предприятие осуществим пропорционально запланированному спросу на них:

Определим дефицит:

5600 / (12000 + 4500 + 4600) = 0,2654

Распределим дефицит между изделиями А, В, С и определим целесообразный объем продаж на будущий период:

= 12000 + 0,2654 * 12000 = 15184,8 шт.

= 4500 + 0,2654 * 4500 = 4816,96 шт.

= 4600 + 0,2654 * 4600 = 1220,84 шт.

= 400 шт.

= 0 шт.

Таким образом, программа выпуска продукции на планируемый период будет выглядеть так:

изделие А= 15184,8 шт.;

изделие В = 4816,96 шт.;

изделие С = 1220,84 шт.;

изделие Е = 400 шт.

Таблица 8

Расчет объема продаж на следующий год с учетом спроса на продукцию

№ п\п

Наименование изделий

Плановые показатели

Спрос на

изделия,

шт.

Средняя цена на

будущий период,

тыс. руб.

Себестоимость

единицы

продукции, тыс.

руб.

Себестоимость

объема продаж

обеспеченного

спросом,

тыс.руб.

Объем продаж

исходя из

спроса на

продукцию, тыс.

руб.

Целесообразный

объем продаж

на будущий

период, тыс.

руб.

1

Изделие А

12000

320

294

3528000

3840000

15184,8

2

Изделие В

4500

310

260

1170000

1395000

4816,96

3

Изделие С

4600

750

695

3197000

3450000

1220,84

4

Изделие D

2500

590

570

228000

236000

0

5

Изделие Е

6000

980

-

-

-

400

Итого

29600

--

36893000

89210000

21622,6

ЗАДАНИЕ 8. Определим точку безубыточности и зону финансовой устойчивости за отчетный год и на планируемый период.

Таблица 9

Критический объем продаж за отчетный год и на планируемый объем продаж, обеспеченный спросом

№ п/п

Показатель

за отчетный год

На планируемый период, обеспеченный спросом

1

2

3

4

1

Выручка от продаж, тыс. руб.

8243819

89210000

2

Переменные затраты, тыс. руб.

4426831

5497725

3

Постоянные затраты, тыс. руб.

2910208

2534075

4

Прибыль от продаж, тыс. руб.

906780

798000

5

Маржинальный доход в составе выручки от продаж, тыс. руб.

3816988

83712275

6

Доля маржинального дохода в выручке от продаж, коэффициент

0,4630121

0,6383732

7

"Критическая точка" объема продаж, тыс. руб.

6285382,1

2700498

8

Запас финансовой прочности, тыс. руб.

1958436,9

86509502

9

Уровень запаса финансовой прочности в объеме продаж, %

23,75642

69,973

1. Маржинальный доход = выручка от продаж – переменные затраты.

2. Доля маржинального дохода в выручке от продаж = маржинальный доход / выручка за соответствующий период.

3. «Критическая точка» = постоянные затраты / доля маржинального дохода в выручке от продаж

4. Запас финансовой прочности в абсолютном выражении = выручка от продаж – «критическая точка».

5. Уровень запаса финансовой прочности в объеме продаж = запас финансовой прочности / выручка.

Расчеты таблицы свидетельствуют о том, что в отчетном периоде значение уровня запаса финансовой прочности в объеме продаж ниже нормативного уровня, который составляет 60 – 70% (23,75642%). В то время как эта же величина на планируемый период находится в пределах нормативного значения (69,973 %), что можно оценить как положительное явление.

Анализ факторов, влияющих на уровень нулевой прибыли (точку безубыточности), позволяет выделить направления увеличения прибыли: увеличение цен на реализуемую продукцию; увеличение объема продаж; улучшение структуры объема продаж; уменьшение переменных затрат; уменьшение постоянных затрат.

Раздел III . Анализ затрат и себестоимости продукции

ЗАДАНИЕ 9 . Охарактеризуем производственный процесс точки зрения структуры его затрат, объяснить возможные причины ее изменения в зависимости от производственной программы.

Таблица 10

Расходы по обычным видам деятельности (поэлементно) за отчетный и прошлый годы

№ п/п

Наименование элемента затрат по обычным видам деятельности

За отчетный год

За прошлый год

Отклонение (+,-)

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

1

Материальные затраты

4211690

64,65

4756320

64,83

+544630

+0,18

2

Затраты на оплату труда

1302915

20,00

1540778

21,00

+237863

+1,00

3

Отчисления на социальные нужды

338758

5,2

400602

5,46

+61844

+0,26

4

Амортизация

497621

7,64

474025

6,46

-23596

-1,18

5

Прочие затраты

163592

2,51

165314

2,25

+1722

-0,26

6

Итого

6514576

100,00

7337039

100,00

+822463

х

Анализируя таблицу 9 можно сделать вывод, что в отчетном году по сравнению с прошлым годом расходы предприятия возросли на 822463 тыс. рублей. Изменилась так же и структура расходов.

Увеличились материальные затраты на 544630 тыс. руб. Их доля увеличилась на 0,18%. Выросли также затраты на оплату труда (на 237863 тыс. руб.), отчисления на социальные нужды (на 61844 тыс. руб.) и прочие затраты (на 1742 тыс. руб.). В свою очередь, доля прочих затрат в составе общих затрат незначительно снизилась (на 0,26%).

ЗАДАНИЕ 10 . Охарактеризуем динамику себестоимости проданной продукции (затрат на 1 руб. продаж). Выявить влияние на изменение данного показателя структуры проданной продукции, себестоимости отдельных ее видов и цен.

Таблица 11

Вспомогательные расчеты к построению индексов затрат на 1 руб. продаж

№ п/п

Показатель

Услов-ное обозна-чение

Изделие А

Изделие В

Изделие С

Итого

Прош-лый год

Отчет-ный год

Прош-лый год

Отчет-ный год

Прош-лый год

Отчет-ный год

Прош-лый год

Отчет-ный год

1

Количество, шт.

Q

11500

11680

5880

5600

7000

11976

24380

29256

2

Цена, тыс. руб.

Z

256

302,3

305,34

264,42

356

269,89

Х

Х

3

Стоимость, тыс. руб.

QZ

2944000

3530864

1795399

1480752

2499000

3232203

7238399

8243819

4

Себестоимость единицы продукции, тыс. руб.

P

253,99

264,01

231,41

250

319

238,26

Х

Х

5

Себестоимость продукции, тыс. руб.

QP

2920885

3083637

1360691

1400000

2233000

2853402

6514576

7337039

6

Себестоимость объема продаж отчетного года при себестоимости единицы прошлого года, тыс. руб.

Q1 P0

Х

2966603,2

Х

1295896

Х

3820344

Х

8082843,2

7

Стоимость продаж отчетного года в ценах предыдущего года, тыс. руб.

Q1 Z0

Х

2990080

Х

1709904

Х

4263456

Х

8963440

Расчеты к таблице 10

Q1 Z0 (А) = 11680*256 = 2990080

Q1 Z0 (В) = 5600*305,34 = 1709904

Q1 Z0 (С) = 11976*356 = 4263456

Итого ΣQ1 Z0 = 8963440

Q1 Р0 (А) = 11680*253,99 = 2966603,2

Q1 Р0 (В) = 5600*231,41= 1295896

Q1 Р0 (С) = 11976*319 = 3820344

Итого ΣQ1 Р0 = 8082843,2

Q1 Z1 (А) = 11680*302,3 = 3530864

Q1 Z1 (В) = 5600*264,42 = 1480752

Q1 Z1 (С) = 11976*269,89 = 3232202,64

Итого ΣQ1 Z1 = 8243816,64

Q1 Р1 (А) = 11680*264,01 = 3083636,8

Q1 Р1 (В) = 5600*250= 1400000

Q1 Р1 (С) = 11976*238,26 = 2853401,76

Итого Σ Q1 Р1 = 7337038,56

Q0 Z0 (А) = 11500*256= 2944000

Q0 Z0 (В) = 5880*305,34= 1795399,2

Q0 Z0 (С) = 7000*357 = 2499000

Итого ΣQ0 Z0 = 7238399,2

Q0 Р0 (А) = 11500*253,99 = 2920885

Q0 Р0 (В) = 5880*231,41 = 1360690,8

Q0 Р0 (С) = 7000*319 = 2233000

Итого Σ Q0 Р0 = 6514575,8

Затраты на 1 рубль реализованной продукции определяем по формуле:

Затр = ΣQ*P / ΣQ*Z

1. Определим затраты на 1 рубль реализованной продукции в прошлом году

Затр0 = ΣQ0 *P0 / ΣQ0 *Z0 = 6514575,8/ 7238399,2= 0,90 руб.

2. Определим затраты на 1 рубль реализованной продукции в отчетном году

Затр1 = ΣQ1 *P1 / ΣQ1 *Z1 = 7337038,56/ 8243816,64= 0,89 руб.

3. Рассчитаем затраты на 1 рубль реализованной продукции отчетного года при себестоимости единицы продукции и ценах прошлого года

Затр1 = ΣQ1 *P0 / ΣQ1 *Z0 = 8082843,2/ 8963440= 0,90 руб.

4. Рассчитаем затраты на 1 рубль реализованной продукции отчетного года при себестоимости единицы продукции отчетного года и ценах прошлого года

Затр2 = ΣQ1 *P1 / ΣQ1 *Z0 = 7337038,56/ 8963440 = 0,82 руб.

5. Определим влияние на затраты на 1 рубль реализованной продукции различных факторов:

а) изменение структуры реализованной продукции

ΔЗатрQ = Затр1 - Затр0 = 0,90 – 0,90 = 0,00 руб.

б) изменение себестоимости реализованной продукции

ΔЗатрP = Затр2 - Затр1 = 0,82 – 0,90 = -0,08 руб.

в) изменение цен реализованной продукции

ΔЗатрZ = Затр1 - Затр2 = 0,89 – 0,82 = 0,07 руб.

г) общее влияние всех факторов

ΔЗатр = 0,00 – 0,08 + 0,07 = - 0,01 руб.

Таким образом, себестоимость реализованной продукции в отчетном году снизилась на 0,01 руб. на 1 руб. продаж. Это произошло в результате изменения цен – уменьшение на 0,08 руб. на 1 руб. затрат, изменения цен реализованной продукции, позволившего повысить себестоимость на 0,07 руб. на руб. затрат.

ЗАДАНИЕ 11 . Определим степень влияния отдельных факторов на стоимость используемых в производстве материалов, а также резервы ее снижения.

Таблица 12

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  789  790  791   ..

 

Исходные данные для анализа влияния факторов на уровень материальных затрат

№ п/п

Наименование материалов

Количество израсходованного материала, т

Цена, тыс. руб.

Стоимость израсходованного материала, тыс. руб.

Прошлый год

Отчетный год

Прошлый год

Отчетный год

Прошлый год

Отчетный год

1

Материал вида Х

2010

2060

580

585

1165800

1205100

2

Материал вида У

1610

1240

295

310

474950

384400

3

Материал вида Z

810

1040

710

743

575100

772720

4

Материал вида W

2240

2690

891

890

1995840

2394100

6

Итого

Х

Х

Х

Х

4211690