Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 16

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  707  708  709   ..

 

 

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия

1. АНАЛИЗ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОАО «АГАТ»

1.1. Определение влияния на прирост объема продаж факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов, на прирост выручки от продаж продукции по сравнению с прошлым годом.

На изменение объема продаж в отчетном году по сравнению с прошлым годом влияют изменения численности рабочих (ЧР), количества отработанных дней (Д), продолжительности рабочей смены (П) и среднечасовой выработки (ЧВ).

Таблица 1

Анализ влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов


п/п

Показатель

Прошлый год

Отчетный год

Динамика показателя (%)

Разница, % (+,-)

Влияние фактора, тыс. руб.

(гр. 4´ стр. 4 гр.1 : 100)

Фактор, повлиявший на изменение

А

Б

1

2

3

4

5

6

1

Численность рабочих, чел. (ЧР)

8150

8750

107,362

+7,362

302,40

302,40

влияние изменения численности рабочих

2

Число отработанных человеко-дней (Д)

1956000

2091250

106,915

-0,447

284,04

-18,360

влияние изменения числа дней отработанных одним рабочим

3

Число отработанных человеко-часов (П)

14670000

16730000

114,042

+7,127

576,79

292,75

влияние изменения средней продолжительности рабочего дня

4

Объем продаж

(без НДС) V

4107600

4517100

109,969

-4,073

409,49

-167,30

влияние изменения среднечасовой выработки

Степень влияния факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов рассчитаем методом относительных отклонений:

1. Рассчитаем динамику изменения числа рабочих

% динамики=8750/8150=107,36%

2. Определим величину отклонения числа рабочих отчетного года по сравнению с предыдущим годом

Отклонение = %динамики -100%= 107,36%-100%=7,36%

3. Рассчитаем влияние данного фактора на изменение объема продаж

Влияние фактора = V0*отклонение/100=4107600*7,36/100=302,40тыс. рублей.

Аналогичным способом рассчитаем и остальные факторы.

Определив влияние на изменение объема продаж всех факторов

∆V=302,40+284,04+576,79=1163.23 тыс.руб.

Можно говорить о том, что на предприятии ООО «АГАТ» произошел рост объема продаж на 1163.23 тыс.руб. по сравнению с предыдущим годом. На данное изменение оказали влияние следующие факторы:

Увеличение числа рабочих на 600человек в отчетном году привело к увеличению объема продаж на 302,40 тыс.рублей или на 7,37%

Уменьшение в отчетном году среднего числа дней отработанных одним рабочим на 1 день, вызванное увеличением целодневных потерь рабочего времени или дополнительными выходными в связи с праздниками снизили объем продаж на 284,04тыс.руб.

В отчетном году на 0,5часа увеличилась средняя продолжительность рабочего дня по сравнению с прошлым годом. Уменьшение внутрисменных потерь рабочего времени в отчетном периоде позволило увеличить объем продаж на 576,79тыс.рублей.

Для ОАО «Агат» общий резерв увеличения объема продаж за счет лучшего использования трудовых ресурсов составляет 185663тыс. руб. (интенсивный фактор) (18360+167302) это может говорить о снижении внутрисменных простоев, а также полной их ликвидации, что является внутренним резервом роста.

1.2. Определение влияния на объема продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов

Полученные данные обобщим в таблице №2 и охарактеризуем в пояснениях к результатам произведенных расчетов.

Влияние факторов, связанных с использованием материалов, на объем продаж, можно выявить на основе двухфакторной модели: V = МЗ ´ Мо,

где: МЗ – сумма потребленных материалов на производство продукции;

Мо – материалоотдача.

Расчет влияния данных факторов производится в таблице 2 способом абсолютных разниц:

ΔV (МЗ) = Δ МЗ ´ Мо0;

ΔV(Мо) = Δ Мо ´ МЗ1.

Таблица 2

Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов

№п\п

Показатель

Условное обозначение

Прошлый год (0)

Отчетный год (1)

Отклонение (+, -)

А

Б

В

1

2

3

1

Объем продаж (без НДС), тыс. руб.

V

4107600

4517100

+409500

2

Стоимость материалов в себестоимости продаж (данные из формы № 5), тыс. руб.

782400

903420

+121020

3

Материалоотдача проданной продукции (стр. 1: стр.2)

M0

5,25

5

-0,25

4

Степень влияния следующих факторов:

5

изменения стоимости материалов
в себестоимости продаж (121020*5,25 )

∆V(MЗ)

Х

Х

+635355

6

изменения материалоотдачи продаж
(-0,25*903420)

∆VMО)

Х

Х

-225855

Зная объем продаж V и стоимость материалов в себестоимости продаж МЗ найдем материалоотдачу проданной продукции Мо

Мо(пр.г.)=4107600/782400=5,25

Мо(отч.г.)= 4517100/903420=5

Отклонение в материалоотдаче проданной продукции составит -0,25

Исходя из сделанных расчетов представленных в таблице №2 можно делать вывод о том, что на предприятии произошел рост объема продаж на 409500тыс.руб по сравнению с предшествующим годом.

Положительное влияние на объем продаж оказал экстенсивный фактор, т.е. увеличение в отчетном году стоимости материалов в себестоимости продаж на 121020тыс.руб. или на 15,47%, что позволило увеличить объем продаж на 635355тысруб.

Отрицательное влияние на объем продаж в отчетном году оказало снижение материалоотдачи. Ее снижение повлекло уменьшение объема продаж на 225855тыс.руб.

Величина отрицательно повлиявшего фактора - есть неиспользованный резерв роста объема продаж. Данный резерв составит 225855 тыс.руб.

Рассмотрим влияние по отдельности каждого вида материалов:

п/п

Наименование материала

Кол-во израсходованного материала, т

Цена, тыс.руб.

Стоимость израсходованного материала, тыс.руб.

Отч.г.

Прошл.г.

Отч.г.

Прош.г.

Отч.г.

Прош.г.

1

Материал вида Х

2010

2240

149

146

299490

327040

2

Материал вида Y

1610

1360

158

160

254380

217600

3

Материал вида Z

1020

580

116,50

112

118830

64960

4

Материал вида W

2240

1800

103

96

230720

172800

Итого

Х

Х

Х

Х

903420

782400

Эффективное использование материалов

Материалы вида Х:

2240*146=327040тыс.руб.

2010*146=293460-327040=-33580(тыс.руб) (влияние количества материалов)

2010*149=299490-293460=+6030(тыс.руб.)(влияние цены)

За счет снижения использованных материалов в отчетном году, произошло и снижение себестоимости, что привело к увеличению прибыли на 33580-6030=27550тыс.руб

Материалы вида Y:

1360*160=217600тыс.руб.

1610*160=257600-217600=+40000тыс.руб (влияние кол-ва материалов)

1610*158=254380-257600=-3220тыс.руб(влияние цены)

За счет увеличения количества израсходованного материала, но снижения цены материалов в отчетном году произошло незначительное влияние на снижение прибыли за счет данного материала.

Материалы вида Z:

580*112=64960тыс.руб

1020*112=114240-64960=+49280тыс.руб влияние кол-ва материалов

1020*116,50=118830-114240=+4590тыс.руб влияние изменения цены

За счет увеличения количества материалов в отчетном году по сравнению с прошлым произошел и рост себестоимости материалов, что привело к снижению прибыли по данному виду продукции.

Материалы вида W:

1800*96=172800тыс.руб.

2240*96=215040-172800=+42240тыс.руб влияние изменения количества материалов

2240*103=230720-215040=+15680тыс.руб влияние изменения цены.

Исходя из сделанных расчетов мы видим возможность взять в резерв –

- по цене материалы вида: Y. Z и W, что составит

40000+49280+42240=131520тыс.руб

- в снижение себестоимости количество материалов вида: X. Z и W, что составит 6030+4590+15680=26300тыс.руб.

1.3. Определение влияния на прирост объема продаж факторов, связанных с использованием основных средств

На изменение объема производства и продаж продукции могут влиять обеспеченность предприятия основными средствами (ОСа) и интенсивность их использования, т.е. фондооотдача (Фо). Влияние данных факторов можно представить в виде модели: V= ОСа ´ Фоа.

В свою очередь факторная модель фондоотдачи включает количество дней работы оборудования (Чд), коэффициент сменности (Ксм), среднюю продолжительность рабочей смены (Чч), среднечасовую выработку на 1 тыс. руб. стоимости основных средств оборудования (Вч). Таким образом, влияние указанных факторов на прирост объема продаж можно представить в виде модели:

V = ОСа ´ Фоа = ОСаЧЧд Ч Ксм Ч Чч Ч Вч..

Определим степень влияния отдельных факторов на объем продаж способом цепной подстановки. Для подстановки данных в модель Вч необходимо разделить на 1000, т.к. данный показатель рассчитан на 1 тыс. руб.

Для определения среднегодовой стоимости активной части производственных основных средств произведем расчеты

ОСапр.г.=1062400+(842600+376840)/2=1141000тыс.руб.

ОСаотч.г.=1219600+1280400/2=1250000тыс.руб

V0 = ОСпр0Ч Чд0 Ч Ксм0 Ч Чч0 Ч Вч0.= 1141000 ´ 240 ´ 1 ´ 7,5 ´0,002 = 4107600 тыс. руб.

- 1 подстановка: влияние на объем продаж изменения среднегодовой первоначальной стоимости активной части основных производственных фондов:

∆V (ОСпр)=ОСпр1Ч Чд 0ЧКсм0Ч Чч 0ЧВч0 = 1250000´240´1´7,5´0,002 = 4500000тыс.руб-4107600тыс.руб=+392400тыс.руб. или +9,55%

- 2 подстановка: влияние на объем продаж изменения количества дней в году, в течение которых активная часть производственных основных средств находилась в рабочем состоянии:

∆V (Д) = ОСпр1Ч Чд1 Ч Ксм0 Ч Чч0 Ч Вч0 = 1250000´239´1´7,5´0,002 = 4481250 тыс. руб.; 4481250 – 450000 = -18750 тыс. руб.; -0,42%

- 3 подстановка: влияние на объем продаж изменения коэффициента сменности работы оборудования:

∆V(Ксм) = ОСпр1ЧЧд1ЧКсм1ЧЧч0ЧВч0 = 1250000´239´1,05´7,5´0,002=

4705312,50 тыс. руб.; 4705312,50–4481250= +224062,5 тыс. руб.; +5%

- 4 подстановка: влияние на объем продаж изменение средней продолжительности смены:

∆V(Тсм) = ОСпр 1Ч Чд1 Ч Ксм1Ч Чч1 Ч Вч0 = 1250000 ´ 239 ´1,05´8´0,002

= 5019000 тыс. руб.; 5019000 – 4705312,50 = +313687,5 тыс. руб.; +6,67%

- 5 подстановка: влияние на объем продаж изменения объема продаж, приходящегося на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы оборудования:

∆V(Вч) = ОСпр1Ч Чд 1 Ч Ксм1 Ч Чч 1 Ч Вч1 = 1250000 ´239 ´1,05 ´8 ´0,0018

=4517100 тыс. руб.; 4517100– 5019000 = -501900 тыс. руб.; -10%.

Общее влияние факторов: +392400-18750 + 224062,5 +313687,5 – 501900 = + 409500 тыс. руб.

Данные расчетов представлены в таблице 3.

Таблица 3

Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием основных средств

№ п\п

Показатель

Условное обозначение

Прошлый год (0)

Отчетный год (1)

Отклонение
(+, -)

А

Б

В

1

2

3

1

Объем продаж (без НДС), тыс. руб.

V

4107600

4517100

+409500

2

Среднегодовая первоначальная стоимость активной части производственных основных средств*, тыс. руб.(ф. № 5: стр. 140 – стр. 130)

ОСпр

114100

1250000

+109000

3

Количество дней в году, в течение которых

активная часть основных средств находилась в рабочем состоянии, дн.

Чд

240

239

-1

4

Коэффициент сменности работы оборудования, коэфф.

Ксм

1,0

1,05

+0,05

5

Средняя продолжительность смены, ч

Чч

7,5

8,0

+0,5

6

Объем продаж, приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы оборудования, тыс. руб.

Вч

0,002

0,0018

-0,0002

7

Степень влияния факторов:

8

а) изменения первоначальной стоимости активной части основных средств, тыс. руб.

∆ОСпр

Х

Х

+392400

9

б) изменения количества дней, в течение которых основные средства находились в рабочем состоянии, тыс. руб.

∆Чд

Х

Х

-18750

10

в) изменения Ксм, тысч.руб.

∆Ксм

Х

Х

+224062,5

11

г) изменения средней продолжительности смены, тыс. руб.

∆Чч

Х

Х

+313687,5

12

д) изменения продукции, приходящейся на 1 т.р.стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы, тыс. руб.

∆Вч

Х

Х

-501900

Таким образом, наибольшее влияние на прирост объема продаж оказал экстенсивный фактор: увеличение стоимости основных средств вызвало прирост продаж на сумму 392400тыс. руб.

Влияние интенсивного фактора составило в общем 409500-392400=+17100 тыс. руб., так как четыре последних фактора в таблице 3 соответствуют влиянию фондоотдачи.

По сравнению с прошлым годом увеличить объем продаж в отчетном году на 224062,5тыс.руб. позволило увеличение коэффициента сменности.

За счет увеличения средней продолжительности смены (сокращение внутрисменных простоев) объем продаж вырос на 313687,5тыс.рублей

Для ОАО «Агат» резервы увеличения объема продаж за счет улучшения использования основных средств составляет 520650 тыс. руб. (18750+501900) за счет сокращения выходных или праздничных дней и повышения часовой фондоотдачи.

1.4. Комплексная оценка экстенсивности и интенсивности деятельности организации.

На основании данных, полученных в результате экономического анализа предыдущих пунктов данной курсовой работы дадим оценку и результаты анализа обобщим и представим в таблице 4


Таблица №4

Характеристика соотношения экстенсивности и интенсивности использования ресурсов в процессе производства

п/п

показатель

Прош.

год

Отчетн.

год

Темп роста

Прирост ресурса на 1%прироста выручки от продаж Кэкст

Коэфф.влияния на прирост выручки от продаж

Экст.

испорльз.

Ресурса

Кэкст*100

Инт.исп.

Ресурса

100-Кэкст*100

А

Б

1

2

3

4

5

6

1

Численность рабочих, чел.

8150

8750

7,362

0,74

74

+26

2

Среднегодовая стоимость акт-ивной части производственных фондов, тыс.руб

1141000

1250000

9,55

0,96

96

+4

3

Стоимость мате-риалов в себесто-имости продаж, тыс.руб.

782400

903420

15,47

1,55

155

-55

4

Выручка от прод, тыс.руб

4107600

4517100

9,969

Х

Х

Х

А

Б

1

2

3

4

5

6

5

Алгоритм расчета комплексного по-казателя исполь-зования ресурсов

Х

Х

Х

∑Кэкст.i/n

∑Kэкст.i*100/n

100-∑Кэкст.i*100/n

6

Комплексные по-казатели исполь-зования ресурсов

Х

Х

Х

1,08

108

-8,33

Расчет граф произведен по следующим формулам

Гр.3=(гр.2/гр.1*100)-100

Гр.4=гр.3стр.1или 2или3/гр.3стр.4

Гр.5=гр.4*100

Гр.6=100-гр.5

Исходя из сделанных расчетов видно, что за счет роста численности рабочих на 7,36 произошел прирост выручки от продаж на 1% в размере К экст.0,74, что повлекло более интенсивное использование ресурса и как следствие рост на +26 выручки от продаж.

Выросла в отчетном году и среднегодовая стоимость активной части производственных фондов, что сказалось положительно на приросте выручки от продаж +4 тыс.руб

За счет увеличения стоимости материалов в отчетном году произошло снижение, возможного роста прибыли на -55, и как следствия всех показателей Комплексный показатель использования ресурсов снизился на -8

1.5. Определение комплектного резерва увеличения продаж за счет

Лучшего (экстенсивного и интенсивного) использования ресурсного потенциала организации

На объем продаж оказывает влияние5 использованных ресурсов, которые можно объединить в три группы:

-факторы, связанные с использованием трудовых ресурсов;

-факторы, связанные с использованием материальных ресурсов;

-факторы, связанные с использованием основных средств.

Все три группы производственных факторов находятся во взаимной связи, так как отсутствие или недостача одного из них нарушают процесс производства продукции в целом.

Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по все трем группам ресурсов. Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же объеме и по другим группам ресурсов.

Рассмотрим структуру резерва увеличения объема продаж каждой из групп факторов, влияющих на него:

- факторы связанные с использованием трудовых ресурсов

Факторами дающими резерв роста продаж являются изменение числа дней отработанных одним рабочим, а также изменение средне часовой выработки одного рабочего и составляет 185663тыс.руб, что говорит о снижении простоев внутрисменных и сокращение больничных дней, а так же праздничных дней приходящихся выходными в данном году.

- факторы связанные с использованием материальных ресурсов

В этой группе фактором, дающим рост продаж является изменение стоимости материалов реализованной продукции и он составляет 131520тыс.руб.

-факторы, связанные с использованием основных средств.

В этой группе фактором, дающим резерв роста, является изменение количества дней, в течении которых основные средства находились в рабочем состоянии (сокращение праздничных и выходных дней), а так же изменение выпуска продукции в 1 час на 1 тыс.руб основных средств. Данный фактор является фактором интенсификации производства и составляет 520650тыс.руб

Как видно что во всех трех группах факторы повлиявшие (дающие резерв) на рост продаж являются факторами интенсификации производства.

Расчет комплектного резерва увеличения объемов производства за счет лучшего использования ресурсного потенциала ОАО «Агат» представлен в таблице 5.


Таблица 5

Комплектный резерв увеличения объема продаж продукции за счет внутренних резервов использования ресурсов

№ п/п

Показатель

Резерв увеличения объема продаж,

Выявленный в процессе анализа

Резерв увеличения объема продаж при комплектном использовании имеющихся резервов улучшения использования ресурсов

1

2

3

4

1

Возможность увеличения стоимости продаж за счет лучшего использования трудовых ресурсов

185663

131520

2

Возможность увеличения стоимости продаж за счет лучшего использования материальных ресурсов

131520

131520

3

Возможность увеличения стоимости продаж за счет лучшего использования основных производственных средств

520650

131520

4

Итого комплексный ресурс

Х

131520

За счет внутренних ресурсов выпуск продукции можно увеличить на 131520 тыс.руб.


2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И ОБЪЕМА ПРОДАЖ ОАО «АГАТ»

2.1. Определение влияния на прирост объема продаж изменения Количества проданной продукции, ее структуры и цен на нее (6)

Исходные и расчетные данные для анализа представлены в таблице 6 по данным приложения 1.

Таблица 6

Информация и дополнительные аналитические расчеты для определения степени влияния количества продукции, ее структуры и цен на объем продаж

№ п/п

Наименование проданной продукции

Количество проданной продукции, шт.

Цены на реализованную продукцию, тыс. руб.

Выручказа прош- лый год, тыс. руб.

Расчетный показатель выручки за отчетный год, тыс. руб.

Выручка за отчетный год в ценах отчетного года,тыс. руб.

За прошлый год

за отчетный год

За прошлый год

за отчетный
год

Приструктуре прошлого года и в
ценах прошлого года,тыс. руб.

При структуре
отчетногогода и в
ценах прошлого года,тыс. руб.

А

Б

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Изделие А

8640

9800

184,5

186

1594080

1753488

1808100

1822800

2

Изделие В

4800

4600

263,3

262,8

1263840

1390224

1212560

1208880

3

Изделие С

6560

7600

190,5

195,45

1249680

1374648

1447800

1485420

4

Итого

20000

22000

х

х

4107600

4518360

4468460

4517100

В таблице 5:

- расчетный показатель выручки за отчетный год по структуре прошлого и в ценах прошлого года (гр. 6) определяется как произведение выручки за прошлый год (гр. 5) на коэффициент роста общего количества продукции (итог гр. 2 : итог гр. 1 = 22000 : 20000 = 1,10);

Кроста=∑Кiотч.г/∑Кiпр.г.=22000/20000=1,10

- расчетный показатель выручки за отчетный год при структуре отчетного года и в ценах прошлого года (гр. 7) = количество проданной продукции за отчетный год (гр. 2) Ч цена на реализованную продукцию за прошлый год (гр. 3)

Vi=Kiпр.г.*Цiпр.г*Кроста:

Изделие А: Vа=8640*184,5*1,10=1753488тыс.руб

Изделие В: Vв=4800*263,3*1,10=1390224тыс.руб

Изделие С: Vс=6560*190,5*1,10=1374648тыс.руб.

Итого Vрасчетное1=1753488+1390224+1374648=4518360тыс.руб.

- расчетный показатель выручки от продаж по структуре отчетного года и ценах прошлого года:

Vi=Kiотч.г.*Цiпрошл.г.

Изделие А: Vа=9800*184,5=1808100тыс.руб

Изделие В: Vв=4600*263,3=1212560тыс.руб

Изделие С: Vс=7600*190,5=1447800тыс.руб

Итого Vрасчетное 2=1808100+1212560+1447800=4468460тыс.руб

В отчетном году выручка от продажи выросла на 4517100 – 4107600 =

+ 409500 тыс. руб. На рост повлияли три фактора: изменения количества проданной продукции, структуры продукции и цен на продукцию.

1) Влияние изменения количества проданной продукции составило (итого гр. 6 – итого гр. 5) ∆Vколичество=V расчетное1 – V прошл.г

4518360-4107600=+410760 тыс. руб.; +10% .

2) Влияние изменения структуры проданной продукции

(итого гр. 7 – итого гр. 6) ∆V структуры = V расчетное 2 – V расчетное1 : 4468460-4518360= -49900 тыс. руб.; -1,10%.

3) Влияние изменения цен

(итого гр. 8 – итого гр. 7) ∆V цены= Vотч.г- Vрасчетное2:

4517100-4468460 = +48640 тыс. руб.; + 1,09%.

Общее влияние факторов: +410460-49900+48640 = +409200 тыс. руб.

Таким образом, наибольшее влияние на рост объема продаж продукции оказало увеличение количества реализованной продукции в натуральном выражении (10% прироста объема продаж). Так же мы видим возможность увеличения выручки от продаж за счет изменения структуры проданной продукции.

2.2. Раздел бизнес-плана по реализации продукции на следующий год (7)

Используя данные о результатах маркетингового исследования спроса на изделия A. B. C. D и Е, показанных в Приложении 4 и в сносках к нему, а также информацию о возможности организации выпускать продукцию, пользующеюся спросом составим бизнес-план.

При этом следует учитывать, что сопоставление спроса с возможностью организации выпуска указанных изделий в будущем периоде показало, что изделие Е может быть выпущено в количестве 200 шт., а для выпуска изделия D у предприятия нет соответствующих условий. Поэтому целесообразный объем продаж на будущий период (изделие Е) = Средняя цена изделия ЕЧ200 = 98Ч200 = 19600 тыс. руб. Данные расчетов представлены в таблице 7 (графы 4,5,6,7,8).


Таблица 7

Бизнес-план по реализации продукции на будущий отчетный период

п/п

Наименование изделий

Спрос на изделие, шт.

Цена из-делия на буд.период, тыс.руб

Себесто-имость ед.проду-кции, возможной к выпуску в сл. отч. году, тыс.руб.

Объем прод.исходя из спроса и возм.ее вып котор мож. быть включ в бизн-план тыс.руб

с/с объема прод продукцвключен в бизнес-план, тыс.руб

Приб

от продаж на планир период, тыс.руб.

Рентаб издел исходя из отношен приб к объему продаж, коэф

Отнесение рентаб продукции к опред группе №гр.

А

Б

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Изделие А

10000

186,5

166,5

1865000

1665000

200000

0,11

2

2

Изделие В

5000

263

250

1315000

1250000

65000

0,05

3

3

Изделие С

7500

197

182,4

1477500

1368000

109500

0,07

3

4

Изделие D

-

-

-

-

-

-

-

5

Изделие Е

200

98

74,6

19600

14920

4680

0,24

2

Итого

22700

х

х

4677100

4297920

379180

В таблице 7:

Объем продаж исходя из спроса и возможности выпуска, который может быть включен в бизнес-план в будущий отчетный период (гр.4)определяется путем перемножения спроса на изделия(гр.1) и цены изделия на будущий период( гр.2).

Себестоимость объема продаж продукции включенной в бизнес-план (гр.5) определяется путем перемножения Цены изделия на будущий период (гр.1) и Себестоимости единицы продукции, возможной к выпуску в следующем отчетном году (гр.3)

Прибыль от продаж на планируемый период (гр.6) рассчитываем путем вычитания из Объема продаж спроса и возможности выпуска который может быть включен в бизнес-план (гр4) и Себестоимости объема продаж продукции, включенной в бизнес-план (гр.5).

Таким образом, наибольшую рентабельность имеет изделия Е 24% и А 11%, наименьшую изделия В 5% и С 7%, поэтому предприятию в будущих периодах предпочтительнее сосредоточиться на выпуске и продаже изделия Е особенно и изделия А, для чего необходимо обеспечить увеличение спроса на данные виды продукции и возможности увеличения их производства. При этом следует отметить, что уровень рентабельности всех изделий невысок всего лишь 2 и 3 группа, поэтому предприятию необходимо изыскать резервы повышения прибыльности своей продукции, например, за счет снижения затрат на производство, улучшения качества продукции и расширения областей сбыта. Но нельзя отказываться и от выпуска менее рентабельных изделий таких как В и С, так как это приведет к неэффективному использованию производственных мощностей, что повлечет рост полной себестоимости выпускаемой продукции. От малорентабельной продукции можно отказаться лишь в том случае, если есть возможность заменить ее высокорентабельной уже выпускаемой или новой продукцией.

2.3. Определение точки безубыточности и запаса финансовой прочности за отчетный год и на планируемый период(8)

Точка безубыточности (критический объем продаж) – это объем продаж, при котором уровень выручка равна затратам, и предприятие не имеет ни прибыли, ни убытков. Ниже этой точки находится зона убытков, выше зона прибыли. Запас финансовой прочности показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического.

На основании данных формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках», справки № 2 «Переменные и постоянные расходы в составе затрат на проданную продукцию» заполним таблицу №8


Таблица 8

Критический объем продаж за отчетный год и на планируемый объем продаж, обеспеченный спросом

№ п/п

Показатель

За отчетный год

На планируемый период, обеспеченный спросом

1

2

3

5

1

Выручка от продаж, тыс.руб

4517100

4677100

2

Переменные затраты, тыс.руб.

3387825

3548525

3

Постоянные затраты, тыс.руб.

749395

749395

4

Прибыль от продаж, тыс.руб.

379880

379180

5

Маржинальный доход в составе выручки от продаж (стр. 1 – стр. 2), тыс.руб.

1129275

1128575

6

Уровень (доля) маржинального дохода в выручке от продаж, коэффициент (стр. 5/стр.1)

0,25

0,24

7

Точка безубыточности объема продаж (стр.3/стр. 6), тыс.руб.

2997580

3122479,17

8

Запас финансовой прочности (стр.1- стр.7), тыс.руб

1519520

1554620,83

9

Уровень запаса финансовой прочности в объеме продаж, % (стр. 8/стр.1)

33,64%

33%

Величина себестоимости запланированного объема продаж равна графе №5 итого таблице 7- 4297920тыс.руб Переменные затраты на планируемый период составят: 4297920 – 749395 = 3548525 тыс. руб.

Для определения точки безубыточности применяют 3 метода:

- метод маржинального дохода или валовой прибыли;

- математический метод или метод уравнений;

- графический метод.

Воспользуемся методом маржинального дохода (таблица 8):

1) определим валовую прибыль (маржинальный доход) (стр. 5) - для этого из выручки-нетто от продаж вычтем переменные затраты (себестоимость);

2) определим долю или коэффициент маржинального дохода в выручке-нетто от продаж (стр. 6) – для этого разделим маржинальный доход на выручку;

3) определяем точку безубыточности продаж (стр.7), которая обеспечит валовую прибыль на уровне постоянных затрат – для этого сумму постоянных затрат разделим на долю маржинального дохода в выручке;

4) определяем запас финансовой прочности (стр. 8) в рублях как разность между объемом продаж и точкой безубыточности;

5) определяем запас финансовой прочности в процентах (стр. 9) путем деления запаса финансовой прочности в рублях на выручку от продаж (´100%).

Из таблицы 8 видно, что в отчетном году точка безубыточности составила 2997580 тыс. руб., а на планируемый период она составит 3122479,17тыс. руб. Рост точки безубыточности можно оценить отрицательно, так как с помощью продажи большего количества продукции предприятие может полностью покрыть свои затраты и начать получать прибыль. При этом снизился запас финансовой прочности, то есть количество продукции, приносящей прибыль, о чем свидетельствуют данные строк 8 и 9 таблицы 8 и что можно оценить отрицательно. Однако у данного предприятия запас финансовой прочности в 2 раза ниже нормы: 33,64% или 1519520 тыс. руб. в отчетном году и 33% или 1554620,83 тыс. руб. в плановом году, что означает, что реализовав 66,36% и 67% продукции, предприятие сможет покрыть свои издержки и лишь соответственно 33,64% и 33% реализованной продукции приносят предприятию прибыль, а нормативное значение запаса финансовой прочности составляет 60-70% от объема продаж. Поэтому данному предприятию следует принять меры по снижению точки безубыточности, в частности за счет увеличения спроса и продаж наиболее рентабельных изделий, снижения издержек производства.


3. АНАЛИЗ ЗАТРАТ И СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО «АГАТ»

3.1. Анализ состава и структуры затрат(9)

Дадим характеристику анализируемого производственного процесса с точки зрения структуры его затрат и объясним возможные причины изменения в зависимости от трансформации производственной программы.

Анализ себестоимости продукции обычно начинается с изучения динамики и структуры общей суммы затрат в целом и по экономическим элементам. На основе формы № 5 заполним таблицу № 9.

Данные таблицы 9 показывают, что расходы по обычным видам деятельности за отчетный год увеличились на 375968 тыс. руб. или на 10%, что может быть обусловлено как увеличением выпуска продукции в натуральном выражении, так и изменением структуры продукции, ростом цен на материальные ресурсы, инфляционным приростом амортизации, тарифных ставок и т.п. Рост произошел по всем видам, в том числе по материальным затратам на 15,47%; по заработной плате – на 7,37%, по отчислениям на социальные нужды – на 7,38%; по амортизационным отчислениям на 11,72% и по прочим затратам на 13,23%.

Таблица 9

Расходы по обычным видам деятельности по элементном в разрезе затрат

№ п/п

Наименование

элемента

затрат по обычным видам деятельности

За отчетный год

За прошлый год

Отклонение

тыс. руб.

Уд.вес,

%

тыс. руб.

Уд.вес,

%

тыс. руб.

%

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Материальные затраты

903420

21,84

782400

20,80

121020

+1,04

2

Затраты на оплату труда

2002320

48,40

1864800

49,58

137520

-1,18

3

Отчисления на социальные нужды

518430

12,53

482790

12,84

35640

-0,31

4

Амортизация

128320

3,10

114860

3,05

13460

+0,05

5

Прочие затраты

584912

14,13

516584

13,73

68328

+0,40

6

Итого

4137402

100

3761434

100

375968

Х

Также несколько изменилась и структура затрат: доля прочих затрат увеличилась совсем незначительно и составила 14,13% вместо прошлогодних 13,73%, доля затрат по оплате труда и отчислений на социальные нужды снизилась хотя совсем незначительно . При этом как в прошлом, так и в отчетном году наибольший удельный вес в структуре затрат имели материальные затраты и затраты на оплату труда.

3.2. Анализ затрат на 1 рубль реализованной продукции (10)

Охарактеризуем динамику себестоимости проданной продукции (затрат на 1 руб.продаж). Выявим влияние на изменение структуры проданной продукции, себестоимости единицы отдельных ее видов и цен на нее на основании данных, приведенных в Приложении 2, и дополнительно произведенных расчетов.

Важный обобщающий показатель себестоимости продукции - затраты на 1 рубль продукции, который характеризует издержкоемкость продукции. Он выгоден тем, что, во-первых, очень универсальный и, во-вторых, показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью.

На изменение уровня затрат на 1 рубль продаж могут оказывать влияние изменения структуры реализованной продукции, себестоимости отдельных ее видов и цен на нее. Для анализа затрат на 1 рубль продаж на основе исходных данных Приложения 2 заполняются строки 6 и 7 таблицы 10.

Себестоимость объема продаж отчетного года при себестоимости единицы прошлого года определяется (графы 5,7,9,11 строка 6): количество изделий отчетного года(Q1)Чсебестоимость единицы прошлого года(P0).

Стоимость продаж отчетного года по ценам прошлого года определяется (графы 5,7,9,11 строка 7): количество изделий отчетного года(Q1)Чцена прошлого года (Z 0).

Таблица 10

Вспомогательные расчеты к определению индексов о затратах на 1 руб. продаж

№ п/п

Показатель

Условное обозна-чение

Изделие А

Изделие В

Изделие С

Итого

Прошлый год (0)

Отчетный год (1)

Прошлый год (0)

Отчетный год (1)

Прошлый год (0)

Отчетный год (1)

Прошлый год (0)

Отчетный год (1)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Количество, шт

Q

8640

9800

4800

4600

6560

7600

20000

22000

2

Цена, тыс. руб.

Z

184,5

186

263,3

262,8

190,5

195,45

Х

Х

3

Стоимость, тыс. руб.

QZ

1594080

1822800

1263840

1208880

1249680

1485420

4107600

4517100

4

Себестоимость единицы , тыс. руб.

P

166,56

165,4

242,6

249,3

176,5

180,2

Х

Х

5

Себестоимость продукции, тыс. руб.

QP

1447200

1620920

1164480

1146780

1157840

1369520

3761360

4137220

6

Себестоимость продаж отчетного года при себестоимости единицы прошлого года, тыс. руб.

Q1P0

Х

1632288

Х

1115960

Х

1341400

Х

4089648

7

Стоимость продаж отчетного года по ценам прошлого года, тыс. руб.

Q1Z0

Х

1808100

Х

1211180

Х

1447800

Х

4467080

Для расчета влияния указанных факторов на уровень затрат на 1 рубль продаж способом цепной подстановки в таблице 11 (графы 6 и 7) формируется система относительных показателей.

Согласно данным таблицы 11 общее отклонение в затратах на 1 руб. продукции (стр.4-стр.1): 91,59–91,57= +0,02 коп., т.е. в отчетном году наблюдается рост затрат на 1 рубль продаж, что является отрицательной характеристикой деятельности предприятия, хотя увеличение затрат как мы видим не значительное 0,02коп.

Таблица 11

Расчет влияния факторов на уровень затрат на 1 руб. продаж

Показатели

Себестоимость продукции, тыс. руб.

Себестоимость продукции в отпускных ценах, тыс. руб.

Затраты на 1
рубль продаж,
коп.

1

2

3

4

5

6

7

1.Предыдущий год

∑Q0P0

3761360

∑Q0Z0

4107600

91,57

2. Исходя из выпуска и ассортимента отчетного года по себестоимости
и динамике предыдущего года

∑Q1P0

4089648

∑Q1Z0

4467080

91,55

3. Отчетный год в ценах на продукцию предыдущего года

∑Q1P1

4137220

∑Q1Z0

4467080

92,62

4. Отчетный год по текущим ценам

∑Q1P1

4137220

∑Q1Z1

4517100

91,59

Влияние отдельных факторов на изменение затрат на 1 рубль продаж:

1) влияние изменения структуры и ассортимента (стр. 2–стр.1): 91,55 – 91,57 = -0,02 коп., т. е. снижение удельного веса в общем объеме продаж низкорентабельных видов продукции привело к уменьшению уровня затрат на 0,02 коп.;

2) влияние изменения себестоимости отдельных видов продукции (стр. 3 – стр. 2): 92,62 – 91,55 = +1,07 коп., т.е. увеличение себестоимости отдельных видов продукции в отчетном году привело к увеличению затрат на 1 рубль продукции на 1,07 коп.;

3) влияние изменения цен на продукцию (стр. 4 – стр. 3): 91,59 – 92,62 = - 1,03 коп., т.е. увеличение цен на продукцию в отчетном году в итоге привело к снижению затрат на 1 рубль продукции на 1,03 коп.

Балансовая проверка:-0,02+ 1,07 – 1,03 = 0,02 коп.=91,59-91,57

3.3. Анализ влияния факторов на уровень материальных затрат(11)

Прямые материальные затраты имеют наибольший удельный вес в себестоимости продукции ОАО «Агат». Согласно исходным данным (Приложение 3) общая сумма материальных затрат зависит от количества израсходованного материала и цен на него.

Таблица 12

Исходные данные для анализа влияния факторов на уровень материальных затрат.

№ п/п

Наименование

материала

Количество

израсходованного

материала, т

Цена, тыс. руб.

Стоимость израсходованного материала, тыс. руб.

(гр.3´гр.5); (гр.4´гр.6)

Отклонения

(+/-)

Отч. год

Прош. год

Отч. год

Прош. год

Отч. год

Прош. год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Материал вида Х

2010

2240

149

146

299490

327040

-27550

2

Материал вида Y

1610

1360

158

160

254380

217600

+36780

3

Материал вида Z

1020

580

116,50

112

118830

64960

+53870

4

Материал вида W

2240

1800

103

96

230720

172800

+57920

5

Итого

Х

Х

Х

Х

903420

782400

+121020

Стоимость израсходованного материала определяется умножением количества этого материала на себестоимость его заготовления.

Для расчета влияния указанных факторов по каждому виду материалов используется способ цепных подстановок.

1) Материал вида Х:

- стоимость материала в количестве и ценах прошлого года 2240х146=327040тыс. руб.;

- 1 подстановка: влияние изменения количества израсходованного материала: 2010´146=293460 тыс. руб.; 293460 – 327040 = -33580 тыс. руб.;

- 2 подстановка: влияние изменения цены материала: 2010´149=299490 тыс. руб.; 299490– 293460 = +6030 тыс. руб.

Общее влияние факторов: -33580 + 6030 = -27550 тыс. руб. Уменьшение количества материала вида Х на 230 т (2010-2240) привело к снижению материальных затрат на 33580 тыс. руб., а увеличение цены материала вида Х на 3 тыс. руб. (149-146) привело к увеличению материальных затрат на 6030 тыс. руб.

2) Материал вида Y:

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  707  708  709   ..