Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 16

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  433  434  435   ..

 

 

Спрос в системе рыночного механизма

Спрос в системе рыночного механизма

ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО–ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

ВВЕДЕНИЕ
I Глава. Понятие рынка и его функции.
1.1 Основные элементы рынка
II Глава. Спрос в системе рыночного механизма
2.1 Сущность рыночных отношений. Закон спроса
2.2 Эластичность спроса
2.3 Совокупный спрос
2.4 Оценка рыночного механизма
III Глава. Краткий обзор информации по реализации произведенной продукции в целях изучения спроса на примере ЗАО «Рюрик»
3.1. Производство колбасы на ЗАО «Рюрик»
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ц1
Ц0
0

2.3. Совокупный спрос.

Изучая такое явление как «спрос», нельзя не обратить внимание на понятие совокупный спрос. Подробно на нем мы останавливаться не будем, но краткую характеристику дадим. Можно сказать, что совокупный спрос – сумма всех индивидуальных спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. Из этого вытекает также следующее: совокупный спрос - модель, представляющая различные объёмы товаров и услуг (т.е. реальный объём производства), которые потребители могут и готовы приобрести при любом уровне цен.

Покупателями на рынке благ являются четыре макроэкономических субъекта: домохозяйства, фирмы, государство и заграница. Следовательно, необходимо определить объём спроса каждого из них.

Спрос домашних хозяйств доминирует на рынке благ. На него приходится объём больше половины конечного совокупного спроса. Выделяют следующие факторы, определяющие спрос домохозяйств на рынке благ:

1) доход от участия в производстве,

2) налоги и трансфертные платежи,

3) размер имущества,

4) доход с имущества,

5) степень дифференциации населения по уровню доходов и размеру имущества,

6) численность населения.

Два первых фактора объединяются в понятие «располагаемый доход». Два последних в коротком периоде являются экзогенными параметрами. В зависимости от того, какой фактор считать наиболее значительным, можно построить разные виды функции спроса домашних хозяйств на рынке благ, которые называются «функциями потребления».

Дж.М. Кейнс вывел четыре правила совокупного потребления:

1) Он исходил из так называемой гипотезы абсолютного дохода, в соответствие с которой потребление домашних хозяйств зависит от абсолютной величины их текущего дохода.

2) Величина предельной склонности к потреблению (Су = D С/ D у ) показывает, на сколько увеличится потребление при увеличении текущего дохода на единицу и находится в пределах от 0 до 1, т.е. 0<Cу < 1.

3) По мере роста располагаемого дохода снижается средняя норма потребления (доля потребления в доходе - С/у ) (рис. 2.4.№8).

Отсюда следует, что расширение производства потенциально содержит в себе возможность возникновения перепроизводства, так как уменьшение средней нормы потребления означает, что всё меньшая часть произведённой продукции потребляется домохозяйствами.

С/y

C/y

у

Рис. 2.4.№8. График средней нормы потребления как функции от

дохода

4) С ростом дохода предельная склонность к потреблению падает.

Таким образом, характер Кейнс выводит из «основного психологического закона», который он формулирует так: «люди склонны, как правило,увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растёт доход».

Дж.М. Кейнс далее выводит функцию зависимости потребления от величины текущего дохода, но мы ограничимся выше изложенным. [77;19]

2.4. Оценка рыночного механизма

Теперь, когда мы определили и раскрыли основные элементы рыночного механизма (в связи с тематикой работы раскрыли только один элемент), обозначили такие понятия как «Совокупный спрос», «Эластичность спроса», в заключение второй главы работы, в качестве подведения некоторого итога думаю, необходимо, определить какие же преимущества и недостатки имеются у рыночной системы. То есть дать ей оценку.

Оценка роли рыночной системы:

Аргументами в пользу рыночной экономики являются:

1) эффективность в распределении экономических ресурсов;

2) гибкость и быстрая приспособляемость к постоянно изменяющимся общественным потребностям и нуждам НТП;

3) организация экономической жизнедеятельности на основе стимулирования, а не принуждения;

4) экономическая свобода как объективная база политических свобод и прав граждан.

К аргументам против рыночной экономики относятся:

1) ограниченность рынка, учитывающего только индивидуальные потребности и не выделяющего или выделяющего недостаточно экономических ресурсов для производства социальных благ;

2) экономическая нестабильность, сопровождающаяся инфляцией и безработицей;

3) социальная дифференциация, потенциально вызывающая социальную напряженность в обществе;

4) естественное развитие конкуренции неизбежно ведет к монополизации и, следовательно, подавлению конкуренции.

Не должно быть иллюзий относительно возможности размежевания преимуществ и пороков рыночной экономики в целях сохранения первых и искоренения вторых. Пороки рыночной экономики – органическое продолжение ее преимуществ, т.е. их оборотная сторона. Как известно, самый радикальный способ борьбы с инфляцией – это уничтожение денег. Осуществляя переход к рыночной экономике, мы, образно говоря, покупаем "товар с нагрузкой", что определяет характер и меру государственного регулирования, глубинный смысл которого заключается не просто в устранении недостатков, а скорее, в достижении компромисса между хозяйственными субъектами и социальными слоями по поводу распределения этих недостатков и преимуществ, что позволяет сохранять социальную стабильность, и способствует общественному прогрессу.


III Глава. Краткий обзор информации по реализации произведенной продукции в целях изучения спроса на примере ЗАО «Рюрик»

Для того, чтобы наглядно увидеть влияние цены, а также доходов предприятия на спрос, мы решили показать реальное положение, существующее в действительности, точнее существующее не так давно на примере предприятия ЗАО «Рюрик», которое планировало производить колбасные изделия (данные взяты из бизнес – плана ЗАО «Рюрик»).

Чтобы начать производить продукцию, как уже было сказано выше, необходимо знать, нужен ли продукт в данной местности и имеющиеся рынки сбыта. В связи с этим следует проанализировать конкурентный рынок и цены на данный вид продукции. Для этого приводится таблица 3.№1.

Оптовые и розничные цены на мясную продукцию по состоянию на октябрь 2004 г., руб./кг.

Таблица 3.№1

Производитель Оптовые цены Розничные цены
полукопченая вареная деликатесы полукопченая вареная деликатесы
ЗАО Краснодонское 90 70 150 110 90 160
Красноармейский МСК 90 80 150 110 95 170
Волжский МСК 110 90 160 130 100 180
Царь-Продукт 125 100 170 140 115 190
АО "Ансей" ВМК 100 80 160 120 100 180

Ведь, если много производителей данного продукта, то по какой причине будут покупать именно твой. Поэтому необходимо, чтобы он чем-либо отличался от всех остальных: упаковка играет большую роль, реклама, качество, цена и др.

Из данных таблицы, мы видим, что наиболее низкую розничную цену, например на полукопченую колбасу, имеют предприятия ЗАО Краснодонское и Красноармейский МСК. Из этого следует по закону спроса, что наиболее покупаемой будет колбаса именно этих предприятий.

Чтобы колбасные изделия ЗАО «Рюрик» покупались, нужно, хотя бы, на первых этапах в первую очередь снизить цену на товар путем собственных издержек, что и планирует сделать предприятие.

3.1. Производство колбасы на ЗАО «Рюрик»

В настоящее время проект ЗАО «Рюрик» по производству колбасы находится на стадии разработки.

Производственная база фирмы позволяет размест ить мясо­перерабатывающий цех на собственных площадях:в рабочем поселке Средняя Ахтуба (пригород г. Волгограда) имеется производственное помещение с обустроенной системой коммуни­каций и подъездными путями. Это снижает затраты, так как не нужно искать и затем арендовать помещение.

Технологическое оборудование будет поставляться из Голландии по контракту с фирмой MILKINGTECHNOLOGYMACHINERY. Срок окупаемости кредитных средств на проектируемый мясоперерабатывающий комплекс – 3 года.

Ассортимент готовой продукции:

полукопченые колбасы 1100 кг/сутки,

вареные колбасы1190 кг/сутки,

деликатесы — 120 кг/сутки.

В течение первого месяца после ввода в эксплуатацию не планируется полное освоение мощностей; выход на полную мощность планируется осуществить на втором месяце работы мясокомбината и поддерживать достигнутый уровень в течение последующих 4-5 лет работы.

При запуске производства на полную мощность планируется ежегодно производить 334 тн полукопченых колбас, 360 тн вареных колбас и 36 тн деликатесов (табл. 3.1 №2).


Таблица 3.1. №2

Производственная программа колбасного производства

Наименование продукции Количество в год, тонн Количество в мес, тонн Количество в сутки, тонн
полукопченые колбасы 334 27,8 1,102
вареная колбаса 360 30,0 1,188
деликатесы 36 3,0 0,119
Итого 730 60,8 2,409

Теперь составим сводный план по показателям реализации продукции колбасного производства на 2005-2007 гг. Так каждый месяц прогнозного периода ЗАО «Рюрик» выпускает 27,8 тн вареных колбас, 30 тн - полукопченых и 3 тн – деликатесов. Цены реализации оптом установлены на уровне 80 руб. за кг вареных колбас, 97 руб. за кг полукопченых, 121 руб. за кг деликатесов. Цены взяты по пессимистическому принципу, т.е. чрезвычайно ниже рыночных. Таким образом, обеспечится гарантия сбыта продукции в полном объеме, произведенным ЗАО «Рюрик». В результате реализации вареных колбас предприятие получит выручку 2226,7 тыс. руб. в месяц, полукопченых – 2910 тыс.руб. в месяц, деликатесов – 363 тыс.руб. в месяц.

При использовании в производстве только покупного сырья (до ноября 2005 года) прибыль от реализации вареных колбас составит 553,3 тыс.руб. в месяц, полукопченых колбас – 200,9 тыс. руб. в месяц, деликатесов – 19,7 тыс.руб. Таким образом, в этом случае общая прибыль от реализации колбасной продукции ЗАО «Рюрик» составит 1061,8 тыс.руб. в месяц. При этом уровень рентабельности продукции составит 14,25%.

При использовании в производстве собственного сырья прибыль от реализации вареных колбас составит 921,9 тыс.руб. в месяц, полукопченых колбас – 731,7 тыс. руб. в месяц, деликатесов – 57,3 тыс.руб. Общая прибыль от реализации колбасной продукции ЗАО «Рюрик» составит 1710,9 тыс.руб. в месяц. При этом уровень рентабельности продукции составит 31,11%.

За этот период будет освоено более 300 тыс. инвестиционных ресурсов, создано более 100 рабочих мест в Среднеахтубинском и Ленинском районах Волгоградской области, в консолидированный бюджет Волгоградской области поступит около 10 млн. рублей. [3;22]

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Таким образом, для того, чтобы создать и реализовать продукцию по максимально возможным выгодным ценам, необходимо учитывать огромное количество факторов, одним из которых является спрос. Также методом ценовой конкуренции можно занять определенное место на рынке сбыта готовой продукции и закрепиться на нем. Так, чтобы сбыт планируемой к выпуску продукции был экономически обоснован и гарантирован.

Кроме того, при создании продукции (пример предприятия ЗАО «Рюрик») мы видим, что появляется огромное количество выгод как для государства (налоги), так и для работоспособного населения. Ведь появляется некоторое количество рабочих мест, вакансий, что в свою очередь может являться плюсом для частичной ликвидации безработицы.

Но при всем при этом необходимо знать основной закон спроса, факторы влияющие на него в полной мере, систему и экономику рыночного механизма

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель экономистов любой страны состоит в том, чтобы добиться такого сочетания капитализма и социализма, которое обеспечит жизнеспособность и надлежащую эффективность экономики данной страны в рамках ее историко-культурных традиций.

В реальной действительности экономические системы располагаются где-то между крайностями чистого капитализма и командной экономики.

В известный период в нашей стране фактически существовала командная экономика, характеризуемая общественной собственностью на все материальные ресурсы и коллективное принятие экономических решений посредством централизованного экономического планирования. Существовавшая экономическая система не оправдала себя и, "перепрыгнув" реформы М.С.Горбачева, целенаправленно шагнула к рынку, рыночной экономике, гражданскому обществу, к капитализму. Говоря о роли рыночной системы в нашей стране на данном этапе, хочется привести следующий тезис из учебника С.Л.Брю, К.Р.Макконела "Экономикс": "Во многих экономически отсталых странах широко распространены коррупция и взяточничество. Налоговая система обычно произвольная, несправедливая, громоздкая, сдерживает стимулы к работе и инвестированию. Политические решения обычно принимаются, исходя из соображения международного престижа, а не в целях поощрения экономического развития... Правительственные чиновники имеют обыкновение набивать карманы из зарубежных фондов помощи. А политические лидеры, со своей стороны, склонны предоставлять монопольные привилегии своим ...сторонникам.

Основным признаком всех экономически отсталых стран является низкий доход на душу населения. Семьи практически не имеют ни возможности, ни стимулов откладывать сбережения. Более того, низкие доходы означают низкий спрос. В результате скудные ресурсы с одной стороны и отсутствие ресурсов с другой стороны препятствуют инвестированию в физический и человеческий капитал. Это означает, что производительность труда остается низкой. А поскольку удельная выработка определяет доход каждого работника, то и личный доход каждого работника, низок. Кризис экономики России "переплюнул американскую "великую депрессию" 1929-1933гг. В обоих кризисах при всех различиях немало общего. Оба – это кризисы методов регулирования экономики. "Великая депрессия" ознаменовала крах прежней модели экономики и породила (в рамках одной и той же экономической системы) новую модель, с большей социальной ориентацией и множеством "встроенных" регуляторов, позволяющих уменьшать глубину и социальные последствия циклических кризисов. Российский кризис – кризис системы, что объясняет его большую глубину и трудность преодоления.

Сложно однозначно определить какое влияние на пошатнувшуюся экономику России окажет рыночная система. Многие экономисты России и зарубежных стран дают различные прогнозы и усматривают различные тенденции в дальнейшем развитии нашей страны. Но одно очевидно: невозможно вернуться назад к чисто командной экономике. Главное – найти верные пути в продвижении к экономическому прогрессу, выработать научно обоснованную концепцию экономического развития России.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Спрос: анализ и управление. Учебное пособие. Ильенкова Н.Д. под редакцией Беляевского, М.: “Финансы и статистика”, 1997

2. Как завоевать клиента. Рафель М., Равель Н.. Перевод с немецкого: СП Питер Пресс, 1996

3. Электронные данные с компакт-диска “Всё для студента”

4. Маркетинг: как завоевать рынок? Жих Е.М., Л.:Лениздат,1991

5. Основы маркетинга. Филип Котлер, М.: ”Прогресс”, 1992

6. Казаков А.П. Экономика. Курс лекций по экономической теории и предприниматьельству; М.: 1997 с. 12-19;

7. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. «Экономикс»; М.: Издательство «Республика» 1993, с.62-87;

8. Самуэльсон П. Экономика т.1 М.: НПО «Алгон» ВИИСИ «Машиностроение» 1994; с.51-55;

9. Курс экономической теории; под ред. Чепурина М.Н.,Киселевой Е.А. Издательство «АСА» К.:1994; с.107-151.

10. Макроэкономика. Учебник для ВУЗов/Под ред. Гальперина Е.В. М., 1995.

11. Рыночная экономика. Учебник. Ч.2. /Под ред. Максимовой В.Ф. М., 1992.

12. Хайман Д.Н. Современная макроэкономика: анализ и применение. М., 1992.

13. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Микроэкономика. Спб., 1997.

14. Липсиц И.В. Закономерности формирования спроса и предложения

/Социально-политический журнал, №№5-6, 1996.

15. Зубко Н.М. Экономическая теория – Мн.: «НТЦ АПИ», 1998г.

16. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории (экономика). – М.: «ВЛАДОС», 1997г.

17. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р., Филиппова Т.Ю. Основы экономики.- СПб.: ИД «МиМ», 1997г.

18. Общая экономическая теория (политэкономия)/под общей ред. В.И.Видяпина, Г.П.Журавлевой. М.: ПРОМО_Медиа, 1995г.

19. П.Хейне "Экономический образ мышления", 1991г.

20. Е.Ф. Борисов, Экономическая теория

21 Экономика сельского хозяйства/ И.А. Минаков, Л.А. Сабетова, Н.И. Куликов и др.; Под. Ред. И.А. Минакова. – М.: Колос, 2000. – 328 с.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  433  434  435   ..