Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 16

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  355  356  357   ..

 

 

Управление прибылью

Управление прибылью

Содержание

Глава 1. Теоретические основы управления прибылью
Показатели Годы Отклонение, (+,-) Темп роста, (%)
2005 2006 2007 06/05 07/06 06/05 07/06
Выручка от реализации, руб. 45103138 61230025 72008914 16126887 10778889 136 118
Себестоимость реализованной продукции, руб. 35101776 47927986 56545690 12626210 8617704 137 118
Валовая прибыль (убыток), руб. 10001362 13302039 15463224 3300677 2161185 133 116
Прибыль от реализации (убыток), руб. (1082600) 795307 1168826 1877907 373519 173 147
Чистая прибыль/убыток, руб. (1587740) (191616) (1590123) 1396124 -1398507 112 -829
Показатели Годы
2005 2006 2007
Выручка от реализации, руб. 45103138 61230025 72008914
Себестоимость реализованной продукции, руб. 35101776 47927986 56545690
Прибыль от реализации (убыток), руб. 10001362 13302039 15463224
Факторы Сумма прибыли, (руб.) Удельный вес, (%)
2006 г. 2007 г. 2006 г. 2007 г.
Изменение объема реализации продукции, руб. 3675613 2197597 111 102
Изменение структуры и ассортимента, руб. -10013 -50094 -0.3 -2.3
Изменение уровня затрат на 1 руб. товарной продукции, руб. -274923 13682 -10.7 0.3
ИТОГО: 3300677 2161185 100,0 100,0
Показатели Годы Отклонение,(+;-) Темп роста, (%)
2005 2006 2007 06/05 07/06 06/05 07/06
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, руб. 45103138 61230025 72008914 16126887 10778889 135,8 117,6
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг, руб. 35101776 47927986 56545690 12626210 8617704 136,5 118,0
Прибыль от реализации, руб. 10001362 13302039 15463224 3300677 2161185 133 116,2
Рентабельность объема продаж, руб. 22,17 21,72 21,47 -0,45 -0,25 98 98,8
Показатели Годы Отклонение, (+;-) Темп прироста, %
2006 2007
Выручка от реализации, руб. 61230025 72008914 10778889 17
Себестоимость реализованной продукции, руб. 47927986 56545690 8617704 18
Прибыль от реализации (убыток), руб. 13302039 15463224 2161185 16

Глава 3. Рекомендации по управлению прибылью

Показатели Годы Отклонение, (+,-) Темп роста, (%)
2005 2006 2007 06/05 07/06 06/05 07/06
Выручка от реализации, руб. 45103138 61230025 72008914 16126887 10778889 136 118
Себестоимость реализованной продукции, руб. 35101776 47927986 56545690 12626210 8617704 137 118
Валовая прибыль (убыток), руб. 10001362 13302039 15463224 3300677 2161185 133 116
Налог на прибыль, руб. (282093) (44059) (37790) -238034 -6269 16 86
Чистая прибыль/убыток, руб. (1587740) (191616) (1590123) 1396124 -1398507 112 -829
Факторы и инструменты увеличения рентабельности
1. Увеличение коэффициента финансового рычага
2. Увеличение рентабельности продаж
3. Увеличение коэффициента оборачиваемости активов
4. Снижение убытков от продаж
Факторы и инструменты увеличения рентабельности
1. Увеличение коэффициента финансового рычага
2. Рост коэффициента оборачиваемости активов
3. Увеличение рентабельности продаж
4. Увеличение коэффициента автономии
5. Увеличение коэффициента оборачиваемости собственного капитала
6. Увеличение массы прибыли
Мероприятия по увеличению рентабельности на предприятии:
1. Увеличение прибыли предприятия
2. Рост объемов хозяйственной деятельности
3. Снижение себестоимости работ, услуг
4. Обновление основных фондов
5. Повышение цен
6. Улучшение использования труда
7. Улучшение использования средств труда
Показатель Условное обозначение Годы Отклонение,(+,-) Темп роста, (%)
2006 2007
Выручка от продаж, руб. N 61230025 72008914 16126887 136
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, руб. Sпр 47927986 56545690 12626210 137
Прибыль от продаж, руб. Pn 795307 1168826 1877907 173
Операционный рычаг МД/Р 16,7 13,2 -3,5 79
Сила воздействия операционного рычага, коэффициент ∆Р/∆N Х 0,1 Х Х
Показатели Варианты
№1 №2
Рентабельность активов, % 20 20
Пассив баланса (без кредиторской задолженности), тыс. руб. 60 60
В том числе:
Собственный капитал 60 30
Заемный капитал - 30
Актив баланса, пониженный на сумму кредиторской задолженности, тыс. руб. 60 60
Бухгалтерская прибыль (стр. 1 Ч стр. 3 : 100), тыс. руб. 12 12
Показатели Варианты
№1 №2
Бухгалтерская прибыль, тыс. руб. 12,0 12,0
Финансовые издержки по задолженности, тыс. руб. - 4,5
Текущий финансовый результат (стр. 1 –стр. 2), тыс. руб. 12,0 7,5
Сумма налога на прибыль по ставке 0,24 (24%), тыс. руб. 2,88 1,8
Чистая прибыль (стр. 3 - стр. 4), тыс. руб. 9,12 5,7
Рентабельность собственного капитала, % 15,2(9,12/60,0Ч100), или 20% Ч 0,76 19,0(5,7/30,0Ч100), или 25% Ч 0,76

Заключение

В дипломной работе рассмотрены теоретические вопросы, касающиеся одной из важнейших категорий экономики - прибыли, анализа ее формирования, оценки показателей прибыли.

В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.

Главной целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта главная цель призвана обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия.

Процесс управления прибылью предполагает проведение анализа, который характеризуется многообразием своих форм. На выбор формы анализа влияет множество факторов: отрасль в которой осуществляет свою деятельность организация, специализация и вид деятельности предприятия объем товарооборота и его скорость и другие. Поэтому менеджерам организации необходимо грамотно оценить сложившуюся ситуацию на предприятии и выбрать именно ту форму анализа, которая даст наиболее исчерпывающую информацию для разработки мер по управлению прибыли с целью ее увеличения. В современной научной литературе выделяют множество методов анализа прибыли, но наибольшую практическую значимость имеет факторный анализ. Его проведение дает наиболее объективную оценку факторов формирования прибыли на предприятии. После выявления всех факторов, влияющих на прибыль и оценив ее показатели необходимо приступить к планированию прибыли организации. Это очень важный процесс, который требует высокой степени подготовки специалистов, занимающихся этими вопросами. Именно тактическое является наиболее используемым планированием на практике, так как является связующим звеном между стратегическим и оперативным планированием. При этом следует подчеркнуть, что решения принимаемые при тактическом планировании менее субъективны, потому что базируются на полной и объективной информации, а его реализация связана с меньшим риском.

Проведенный анализ управления прибылью на предприятии ТД «Олимп» филиал ОАО «Липецкоблгаз», можно сделать следующие выводы.

В результате изменения объема реализации продукции сумма прибыли увеличилась в 2006 г. на 3675613 рублей, ситуация не изменилась при изменении изменения структуры и ассортимента реализованной продукции, прибыль уменьшилась на 10013 рублей, а за счет изменения уровня затрат на 1 рубль реализованной продукции прибыль предприятия снизилась на 274923 тыс. рублей. В целом, под влиянием этих факторов прибыль от реализации продукции увеличилась в 2006г. на 3300677 рублей.

В 2007 году ситуация немного изменилась в лучшую сторону. В результате изменения объема реализованной продукции сумма прибыли увеличилась на 2197597 рублей, за счет изменения структуры и ассортимента реализованной продукции прибыль от реализации снизилась на 50094 рублей, а за счет изменения уровня затрат на 1 рубль товарной продукции – увеличилась на 13682 рубля. Но, несмотря на всю положительную прибыль, в итоге она увеличилась уже на 2161185 руб.

Таким образом в 2007 г. по сравнению с 2006 г. изменилось влияние всех трех факторов на прибыль от реализации продукции:

объем реализации на 102%,

структура и ассортимент реализованной продукции на (-2.3)%

затраты на 1 рубль реализованной продукции на – 0,3%;

Рентабельность объема продаж за 2005-2006 гг. и 2006 –2007 гг. сократилась на 0,45 и 0,25 пунктов соответственно. Снижение этого показателя свидетельствует о падении конкурентоспособности предприятия, так как позволяет предположить сокращение спроса на его продукцию.

При использовании метода цепных подстановок для расчета рентабельности объема продаж в 2007 г. выявлено, что рентабельность продаж уменьшилась на 0.25 пункта при совокупном влиянии факторов:

изменение рентабельности объема продаж за счет изменения цены реализации составило +11.72%;

изменение рентабельности объема продаж за счет увеличения себестоимости реализации составило - 11.97%.

Анализируя данные за 2005-2007 годы, приходим к выводу, что предприятие работает с убытком, с каждым последующим годом убыток увеличивается. Основная причина, это высокие управленческие и прочие расходы.

Проведя анализ прибыли предприятия ТД «Олимп» филиал ОАО «Липецкоблгаз» можно предложить следующие меры по увеличению прибыли на предприятии, которые возможно осуществить двумя способами: увеличение выручки от реализации предприятия; уменьшить расходы предприятия.

Научиться успешному ведению предпринимательства можно, только занимаясь им непосредственно. Но, безусловно, избежать ошибок при осуществлении экономической деятельности будет намного легче, имея на вооружении теоретические знания.

В заключении следует отметить, что основная цель работы - изучение теоретических основ механизма управления прибылью в реальном секторе экономики, анализ эффективности ее формирования, распределения и использования на примере конкретного предприятия – является выполненной.


Список использованных источников

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: Издательство ЗАО «Славянский дом книги», 2003. – 832 с.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. – М.: Издательство ЗАО «Славянский дом книги», 2003. – 832 с.

3. Федеральный закон об акционерных обществах. – М.: «Ось-89», 2002.

4. Методические рекомендации по разработке ценовой политики предприятия. Приказ Министерства экономики Российской Федерации от 1 октября 1997 г. № 118 // Справочно-правовая система «Гарант».

5. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия Табурчак П.П., Викуленко А.Е., Овчинникова Л.А. и др.: Учебное пособие для вузов/ Под ред. П.П. Табурчака, В.М. Тумина и М.С. Сапрыкина. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 352 с.

6. Астринский Д. Экономический анализ финансового положения предприятия // Экономист. – 2000. - №12. – С.53-59.

7. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. - 3-е изд., перераб. - М: Финансы и статистика, 2003. - 288 с.

8. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. – 2-е изд. доп. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 208с.

9. Барышников Н.П. Бухгалтерский учет, отчетность и налогообложение / В 2т.- М: Информационный издательский дом «Филинь», 2005. - с.351.

10.Бачурин А. Повышение роли экономических методов управления // Экономист. – 2002. –№4. – С.28-31.

11.Белинков А.Н. Секреты эффективного управления. – М.: ЛОРИ, 2004.

12.Бланк И.А. Управление прибылью. – М.: Ника Центр, Эльга, 2003. – 544с.

13.Богатко А.И. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта. - М: Финансы и статистика, 2004. - 207 с.

14.Глазунов В.Н. Критерии оценки рентабельности и платежеспособности.– М.: Дело, 2000. - №1. – С.67-72.

15.Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учеб. Пособие. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 208 с.

16.Ивашковский С.Н. Экономика: Микро- и макроанализ: Учебно-практическое пособие. - М.: Дело, 2003. – 360с.

17.Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2004. – 486 с.

18.Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры: Научное издание / В.В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 560 с.

19.Ковалев В.В., Ковалев Вит.В. Финансы предприятий: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 352 с.

20.Ковалева А.М. Финансы в управлении предприятием: М.: Финансы и статистика, 2005. – 339 с.

21.Колчина Н.В., Поляк Г.Б. Бурмистрова Л.М. Финансы организаций (предприятий): Учебник для вузов/ Под ред. Проф. Н.В. Колчиной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 368 с.

22.Косякин И. Финансовый анализ, как инструмент управления предприятием // Финансовая газета. – 1998. - №7. – С.13-16.

23.Кравченко ЛИ. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник для вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Выш. шк, 1995.-789с.

24.Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. – ИКЦ– «ДИС», 2003. – 224 с.

25.Матвейчева Е., Вишнинская Г. Финансовые результаты деятельности предприятия // Аудит и финансовый анализ. – 2000. - №1. – С.28-32.

26.Мелентьева В. Анализ рентабельности торговых предприятий // Аудитор. – 1999. - № 9 – 10.

27.Прыкина Л.В. Экономический анализ предприятия: Учебник для вузов / Л.В. Прыкина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 360 с.

28.Раицкий К.А. Экономика предприятия. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2003.

29.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.: Учеб. пособие. – Минск: Новое издание, 2004. – 688с.

30.Самсонов П.И. Экономика.: Учеб. пособие – М.: ИНФРА-М, 2004. – 592с.

31.Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: Учеб. Пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 479 с.

32.Снитко Л.Т. Оценка эффективности хозяйственно — финансовой деятельности предприятия: Учебно - методич. Пособие. - Белгород: БУПК, 2003. -59 с.

33.Управление организацией: Учебник / Под. ред А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 716 с.

34.Хорошавин И.А.. Техника финансового анализа. Учеб.пособие. - М.: Аудит: ЮНИТИ, 2002.-345с.

35.Чернов В. Анализ рентабельности // Аудит и финансовый анализ.– 2001. - №2. – С.70-71.

36.Шамхалов Ф. Прибыль – основной показатель результатов деятельности организации // Финансы. – 2000. - №6. – С.19-22.

37.Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Н. Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 461с.

38.Экономика предприятия/ Под ред. В.П. Грузинова. – М.: ЮНИТИ, 2004.

39.Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование /Под ред. проф. М.И. Баканова и проф. А.Д. Шеремета. - М.: Финансы и статистика, 2005. – 653 с.

40.Экономический анализ предприятия: Учебник для вузов. – 2-е изд. Перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2004. – 407 с.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  355  356  357   ..

 

Показатель Условное обозначение Годы Отклонение(+,-) Темп роста, (%)
2006 2007
Выручка от продаж, руб. N 61230025 72008914 16126887 136
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, руб. Sпр 47927986 56545690 12626210 137
Условно-постоянные расходы, руб. Sпост 5996969 7068211 1071242 118
Маржинальный доход, руб. (п.1-п.2) Дм 13302039 15463225 2161185 116
Доля маржинального дохода в выручке от продаж (п.4/п.1) dмд 0.2 0.2 - -
6. Порог рентабельности, руб. (п.3/п.5) NKp 29984845 35341055 5356210 118
7. Запас финансовой прочности, руб. (п.1-п.4) ЗФП 47927986 56545689 8617703 118
8. Прибыль от продаж, руб. Pn 795307 1168826 1877907 173
9. Операционный рычаг МД/Р 16,7 13,2 -3,5 79
10. Сила воздействия операционного рычага, коэффициент ∆Р/∆N Х 0,1 Х Х