Аннотация:
В представленной курсовой работе составлен план грузовых перевозок и работы подвижного состава на отделении дороги.
Страниц – 37
Таблиц –33
Рисунков – 5
Литература – 5
Содержание:
Введение………………………………………………………………………….
Исходные данные………………………………………………………………..
Раздел 1. Расчет показателей плана грузовых перевозок на отделении
дороги…………………………………………………………………
Раздел 2. Определение объема работы подвижного состава……………….....
2.1. Расчет объема работы вагонов………………………………………… ...
2.2. Расчет работы в тонна-километрах брутто………………………………
2.3. Расчет пробега и количества поездов по участкам и направлениям….
2.4. Пробег поездных и маневровых локомотивов………………………….
2.5. Потребный парк поездных локомотивов………………………………..
2.6. Рабочий парк грузовых вагонов………………………………………….
Раздел 3. Определение качественных показателей использования
подвижного состава…………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………….
.
Введение
Планирование грузовых перевозок, дающих свыше 80% общей выручки железнодорожного транспорта, имеет большое практическое значение и является исходной базой всей системы производственно-хозяйственного планирования в отрасли. Переход к рыночным отношениям привел к существенным изменениям порядка планирования перевозок, хотя и не снизил значимости этого процесса для железных дорог. Главные изменения связаны с переходом от централизованной системы разработки планов и распределения перевозок между видами транспорта к рыночным маркетинговым принципам и методам формирования платежеспособного спроса на перевозки грузов и другие транспортные услуги.
Основные задачи планирования перевозок грузов в современных условиях заключаются в следующем:
- формирование платежеспособного спроса на перевозки и определение достоверной информации об объемах, структуре и направлениях перевозок грузов для разработки технического плана и финансово-экономических показателей работы железных дорог;
- максимально возможный учет в планах перевозок запросов и пожеланий клиентуры по качеству их транспортного обслуживания и условиям перевозок;
- обеспечение конкурентоспособности железных дорог и широкого взаимодействия с пользователями и другими видами транспорта;
- обеспечение рациональности использования транспортом ресурсов и эффективности работы железных дорог;
- учет возможностей своевременной корректировки планов перехода на другие варианты плана в зависимости от изменения конъюнктуры рынка и спроса на транспортные услуги.
Основными методами планирования перевозок грузов являются балансовые и оптимизационные с использованием принципов маркетинга и современных информационных технологий. При разработке планов перевозок широко используются экономико-математические методы прогнозирования показателей.
На железнодорожном транспорте разрабатываются следующие виды планов перевозок грузов:
1. Стратегические (перспективные, долгосрочные) на 5 – 10 и более лет;
2. Текущие (годовые);
3. Оперативные (квартальные, месячные).
Стратегические и текущие планы перевозок разрабатывают по сети в целом, по железным дорогам и их подразделениям, а оперативные - по железным дорогам и их подразделениям.
Стратегические планы служат основой для выработки стратегии развития отрасли и железной дороги, реконструкции и развития материально-технической базы железнодорожного транспорта. Поэтому в них особое внимание уделяется анализу транспортного и товарного рынков, изменениям в размещении производительных сил, определению прогноза грузовых потоков по направлениям, участкам и направлениям, участкам и узлам железных дорог, развитию смешанных перевозок и научно-технического прогресса на транспорте.
Текущие годовые планы – прогнозы перевозок более детальны и предусматривают разработку плана по основным массовым грузам: каменному углю и коксу, нефтяным и лесным грузам, руде, цементы и т. д. всего планируют около 14 групповых наименований номенклатуры грузов, составляющих приметно 80% всего грузооборота железных дорог.
Наиболее подробными и точными являются оперативные планы перевозок. Они разрабатываются более широкой номенклатуре грузов и служат исходной информацией для составления технического плана работы железных дорог и определение размеров передачи вагонов по стыкам дорог. В месячных развернутых планах – прогнозах, в отличие от перспективных и годовых, указывают, кроме объемов перевозок, также корреспонденцию грузов, в том числе отправителей и станции отправления дороги и станции назначения груза в местном сообщении. Оперативные планы перевозок разрабатывают дорожные центры фирменного транспортного обслуживания (ДЦФТО) и их агентства, а в квартальных планах учитывают более 40 наименований грузов, а в месячных – около тысячи наименований тарифно-статистической номенклатуры грузов. В этих планах особо выделяют перевозку грузов в смешанном сообщении, перевозки импортных грузов и грузов, перевозимых в контейнерах.
Исходные данные
Рис. 1 .- Схема отделения железной дороги.
План погрузки и выгрузки грузов
Таблица 1.2 – План погрузки и выгрузки грузов, тыс. т. в год
Наименование станций и участков
|
Погрузка
|
Выгрузка
|
Каменного угля
|
Леса
|
Всего
|
Каменного
угля
|
Леса
|
Всего
|
А
|
2140
|
-
|
2140
|
-
|
3700
|
3700
|
А – Б
|
960
|
1050
|
2010
|
-
|
-
|
-
|
Б
|
1700
|
-
|
1700
|
-
|
1920
|
1920
|
Б – С
|
-
|
-
|
-
|
1140
|
810
|
1950
|
С
|
1490
|
-
|
1490
|
-
|
2730
|
2730
|
Всего
|
6290
|
1050
|
7340
|
1140
|
9160
|
10300
|
План приёма грузов.
Таблица. 1.3 – План приёма и сдачи грузов, тыс. т. в год
Наименование
станций
|
Приём
|
Сдача
|
Кам.
уголь
|
Лес
|
Всего
|
Кам.
уголь
|
Лес
|
Всего
|
А
|
-
|
13 000
|
13 000
|
21 650
|
-
|
21650
|
С
|
16 500
|
-
|
16 500
|
-
|
4890
|
4890
|
Всего
|
16 500
|
13 000
|
29 500
|
21650
|
4890
|
26540
|
Время выполнения маневровых операций поездным локомотивом сборного поезда на каждой остановке 30 мин.
Технико-производственные показатели
Табл. 1.4 – Нормы простоя вагонов и локомотивов.
Простой вагонов под
грузовой операцией, ч
|
Простой вагонов
на одной станции, ч
|
Простой локомотивов
за время оборота, ч
|
Масса
тары
вагона,т
|
Одиночной
|
Сдвоенной
|
С пере-
работкой
|
Без
переработки
|
В основном
депо
|
В оборот
ном
депо
|
В пункте
смены
бригад
|
всего
|
20
|
24
|
4
|
0,4
|
2,5
|
1,6
|
-
|
22
|
Таблица 1.5 – Технико-экономические показатели
Наименование
показателей
|
Участок А – Б
|
Участок Б – С
|
Направления
|
четное
|
нечётное
|
чётное
|
нечётное
|
Средняя масса поезда брутто, т
|
3000
|
3000
|
3000
|
3000
|
Состав порожнего и
сборного поезда, ваг.
|
60
|
60
|
60
|
60
|
Техническая скорость, км/ч
|
60
|
65
|
55
|
60
|
Участковая скорость, км/ч
|
50
|
55
|
45
|
50
|
Число остановок сборного
поезда на участке
|
5
|
5
|
6
|
6
|
Удельный вес вагонов, проходящих технические станции без переработки, принимается 20%.
Норма переработки вагонов маневровым локомотивом в час:
- местных 15 ч.
- транзитных с переработкой 30 ч.
I
. Расчет показателей плана грузовых перевозок по отделению дороги.
Показатели годового плана перевозок грузов рассчитывают по одному из условных отделений дороги, приведенных в задании (рис 1).
Общие размеры отправления или прибытия грузов по отделению получают путем сложения величин отправления или прибытия грузов на всех станциях и участках.
Прием грузов с других отделений, а также сдачу их на другие отделения определяют по каждому стыковому пункту и в целом по отделению.
Перевозки по отделению дороги складывают из суммы отправления и приема или из суммы прибытия и сдачи груза:
P = Pgr
+ Ppr
или
P = Pr
+ Psd
(1.1)
где Р — перевозки по отделению;
Рgr
– отправления грузов;
Рpr
– приём;
Рr
– прибытие грузов;
Рsd
– сдача.
Общий объем перевозок распределяют по видам сообщений. Сначала определяют перевозки в местном сообщении, затем — во всех остальных.
Вывоз = отправление — местное сообщение.
Ввоз = прибытие — местное сообщение.
Транзит = прием — ввоз.
Распределение перевозок по видам сообщения делают по таблице межучастковой и межстанционной корреспонденции.
Грузооборот на каждом участке определяют как произведение густоты движения потока на протяженность участка. Для определения густоты движения потока на участках по данным межучастковой и межстанционной корреспонденций строят схему грузопотоков каждого рода груза (рис. 2).
Рис.2 - Схема движения грузов и средняя густота движения потока по отделению дороги
Густоту движения потока по участкам определяют как полусумму отправления с начальной станции участка и прибытия на конечную станцию.
Густота потока для леса:
РА-Б
= 9300 + 10350
= 9825 тыс. т
2
РБ-С
= 8430+
7
620
= 8025 тыс. т
2
Густота потока для каменного угля:
РА-Б
= 19510+ 18550
= 19030тыс. т
2
РБ-С
= 16850+ 17990
= 17420 тыс. т
2
Результаты расчётов представлены в таблице 2.2
Таблица 2.2- Густота движения потока и пробег груза.
Наименова-
ние участка
|
Расстоя-
ние, км
|
Густота движения
потока, тыс. т
|
Грузооборот, млн. т. км
|
Направления
|
Четное
(лес)
|
Нечет.
(кам уг.)
|
Четное
|
Нечетное
|
Всего
|
А-Б
|
300
|
9825
|
19030
|
2947,5
|
5709,0
|
8656,5
|
Б-С
|
256
|
8025
|
17420
|
2054,4
|
4459,5
|
6513,9
|
Всего
|
556
|
17850
|
36450
|
5001,9
|
10168,5
|
15170,4
|
Среднюю густоту потока (среднюю грузонапряженность) по отделению определяют путем деления общего пробега грузов на эксплуатационную длину отделения:
F
= ∑ (
pl
)
n
млн.т км/км., (1.2)
L
где ∑ (pl)n
– грузооборот отделения дороги;
L - эксплуатационная длина отделения.
F= 15170,4 * 106
= 28,36 млн.т км/км.
535
Среднюю дальность перевозки получают делением величины грузооборота на объём перевозок грузов по отделению:
l
= ∑ (
pl
)
n
км. ; (1.3)
P
l= 15170,4 * 106
= 411,79 км.
36840 * 103
II
. Расчет показателей объема работы подвижного состава
2.1. Расчет объема работы вагонов
Объём работы гружёных вагонов определяют числом вагонов и их пробегом в границах отделения.
Число гружёных вагонов на отделении получают путём деления погрузки, выгрузки, приёма и сдачи на всех станциях и участках на статистическую нагрузку вагона (46 т/ ваг. для каменного угля, 40 т/ ваг. для леса).
Результаты расчётов сводят в таблицы 2.3 и 2.4.
Правильность расчётов следует проверить: сумма погрузки и приёма вагонов должна быть равна сумме выгрузки и сдачи.
Таблица 2.3 - План приема и выгрузки, тыс. ваг. в год
Наименова
ние станций
|
Погрузка
|
Выгрузка
|
Кам.
угля
|
Леса
|
Всего
|
Кам.
угля
|
Леса
|
Всего
|
А
|
46,5
|
-
|
46,5
|
-
|
92,5
|
92,5
|
А – Б
|
20,9
|
26,3
|
47,2
|
-
|
-
|
-
|
Б
|
37
|
-
|
37
|
-
|
48
|
48
|
Б – С
|
-
|
-
|
-
|
24,8
|
20,3
|
45,1
|
С
|
32,4
|
-
|
32,4
|
-
|
68,3
|
68,3
|
Всего
|
136,8
|
26,3
|
163,1
|
24,8
|
229,1
|
253,9
|
Таблица 2.4.. - План приема и сдачи грузов, тыс. ваг. в год.
Наименование
станций
|
Приём
|
Сдача
|
Кам.
уголь
|
Лес
|
Всего
|
Кам.
уголь
|
Лес
|
Всего
|
А
|
-
|
325
|
325
|
470,69
|
-
|
470, 69
|
С
|
358, 69
|
-
|
358, 69
|
-
|
122,2
|
122,2
|
Всего
|
358, 69
|
325
|
683, 69
|
470, 65
|
122,2
|
592,89
|
Для определения пробега гружёных вагонов необходимо построить схему их движения (рис. 2.2).
Рис. 2.2 – Схема движения груженых вагонов
Пробег вагонов рассчитывается в вагоно-километрах. Расчет приводится в таблицу 2.5.
Густота движения потока по лесу:
А-Б (424,19+403,29)/2=413,74 тыс. ваг.
Б-С (366,29+391,09)/2=378,69 тыс. ваг.
Густота движения потока по каменному углю:
А-Б (232,5+258,8)/2=245,65тыс. ваг.
Б-С (210,8+190,5)/2=200,65 тыс. ваг.
Таблица 2.5 - Густота движения и пробег гружёных вагонов.
Наимено-
вание
участков
|
Расстояние,
км
|
Густота
движения
вагонов, тыс. ваг
|
Пробег вагонов,
млн. ваг-км
|
Направления
|
Чётное
|
Нечёт.
|
Чётное
|
Нечёт.
|
Всего
|
А-Б
|
300
|
245,65
|
413,74
|
73,69
|
124,1
|
197,7
|
Б-С
|
256
|
200,65
|
378,69
|
51,36
|
96,9
|
148,26
|
Всего
|
556
|
446,3
|
792,43
|
125,05
|
221
|
346,05
|
Пробег порожних вагонов по отделению образуется из пробега местных порожних вагонов и пробега вагонов, следующих по регулировочному заданию. В данной работе рассчитывают пробег только местных порожних вагонов.
Расчет пробега порожних вагонов начинают с распределения плана погрузки и выгрузки по типам вагонов. Уголь и лес перевозят в вагонах одного типа (в полувагонах).
Путём сравнения величин погрузки и выгрузки определяют избыток или недостаток порожних вагонов по каждой станции и участку (таблица 2.6).
Таблица 2.6 - Избыток и недостаток порожних вагонов в местной работе, тыс.ваг.
Наименование
станций и
участков
|
Погрузка
|
Выгрузка
|
Избыток
|
Недостаток
|
А
|
46,5
|
92,5
|
46
|
-
|
А-Б
|
47,2
|
-
|
-
|
47,2
|
Б
|
37
|
48
|
11
|
-
|
Б-С
|
-
|
45,1
|
45,1
|
-
|
С
|
32,4
|
68,3
|
35,9
|
-
|
Всего
|
163,1
|
253,9
|
138
|
47,2
|
Станции и участки, имеющие избыток порожних вагонов, прикрепляют к станциям и участкам, где их недостаточно. При избытке или недостатке порожних вагонов на отделении, пункты сдачи и приёма порожних вагонов выбирают с таким расчётом, чтобы не допустить встречных потоков порожних вагонов.
На основании данных об избытке и недостатке порожних вагонов на станциях и участках и о размерах приёма или сдачи по стыковым пунктам составляют схему движения порожняка по отделению (рис. 2.3) и определяют пробег порожних вагонов.
Рис.2.3 – Схема пробега порожних вагонов.
Пробег порожних вагонов определяют путём умножения густоты потока на длину участка (табл. 2.7). Среднюю густоту движения порожних вагонов по участкам и направлениям определяют как среднюю арифметическую величину между отправлением вагонов с одной участковой станции и прибытием их на соседнюю.
Таблица 2.7 - Пробег порожних вагонов.
Наиме-
нование
участков
|
Расстояние,
км
|
Густота движения
порожних вагонов, тыс.ваг
|
Пробег порожних вагонов, млн ваг.-км
|
Направления
|
Чётное
|
Нечёт.
|
Чётное
|
Нечёт.
|
Всего
|
А-Б
|
300
|
-
|
68,3
|
-
|
20,49
|
20,49
|
Б-С
|
256
|
-
|
58,4
|
-
|
14,95
|
14,95
|
Всего
|
556
|
-
|
126,7
|
-
|
35,44
|
35,44
|
Результаты расчётов пробегов гружёных и порожних вагонов сводят в таблицу 2.8.
Табл. 2.8. – Пробег груженых и порожних вагонов.
Наимено
вание
участков
|
Четное направление
|
Нечетное направление
|
В обоих направлениях
|
Пробег вагонов,
млн. ваг.км.
|
% порожн
пробега
вагонов
|
Пробег вагонов,
млн. ваг.км.
|
% порожн
пробега
вагонов
|
Пробег вагонов,
млн. ваг.км.
|
% порожн
пробега
вагонов
|
Гр.
|
Пор.
|
Все-
го
|
К
общ.
|
К
груж
|
Гр.
|
Пор.
|
Все-
го
|
К
общ.
|
К
груж
|
Гр.
|
Пор.
|
Всего
|
К общ.
|
К груж
|
А-Б
|
73,69
|
-
|
73,69
|
-
|
-
|
124,1
|
20,49
|
144,59
|
14,17
|
16,5
|
197,7
|
20,49
|
218,19
|
9,4
|
10,4
|
Б-С
|
51,36
|
-
|
51,36
|
-
|
-
|
96,9
|
14,95
|
111,85
|
13,36
|
15,96
|
148,26
|
14,95
|
163,21
|
9,15
|
10,1
|
Всего
|
125,05
|
-
|
125,05
|
-
|
-
|
2
22,0
|
35,44
|
257,44
|
13,76
|
17,3
|
347,05
|
3
5,44
|
382,49
|
9,3
|
10,2
|
2.2 Расчёт работы в тонна-километрах брутто
Производят этот расчет отдельно для порожних и груженых вагонов. Для груженых вагонов по формуле:
∑(
pl
)
b
-
gr
= ∑(
pl
)
n
+ ∑(
pl
)
t
, (2.1)
где ∑(pl)b
-
gr
– т-км брутто груженых вагонов;
∑(pl)n
– т-км нетто (получены в табл. 2.2);
∑(pl)t
– т-км тары,
∑(
pl
)
t
=
q
t
∑
n
gr
s
, (2.2)
где qt
– средняя масса тары (дано в задании);
∑ngr
s – вагоно-километры груженые;
для порожних вагонов по формуле:
∑(
pl
)
b
-
r
=
q
t
∑
n
r
s
, (2.3)
где ∑(pl)b
-
r
– т-км брутто порожних вагонов;
∑nr
s – вагоно-километры порожние.
Расчет тонно-километров работы брутто груженых и порожних вагонов дан соответственно в таблицах 2.9, 2.10.
Расчет тонно-километров тары ∑(pl)t
всего:
Результаты расчетов сводятся в табл. 2.9 и 2.10.
Табл. 2.9. Работа порожних вагонов, т*км брутто.
Наименован.
участка
|
Масса
тары вагона,
т.
|
Пробег порожних вагонов,
млн. ваг-км.
|
Работа тары порожних вагонов,
млн. т-км.
|
Направления
|
Чет-
ное
|
Нечет-
ное
|
Всего
|
Чет-
ное
|
Нечет-
ное
|
Всего
|
А-Б
|
22
|
-
|
20,49
|
20,49
|
-
|
450,78
|
450,78
|
Б-С
|
22
|
-
|
14,95
|
14,95
|
-
|
328,9
|
328,9
|
Всего
|
-
|
-
|
35,44
|
35,44
|
-
|
779,68
|
779,68
|
Наиме-
нование
участков
|
Пробег груза,
млн. т-км.
|
Пробег груж. вагонов,
млн. ваг-км.
|
Масса
тары
вагона,
т.
|
Пробег тары вагона,
млн. т-км.
|
Работа груженых вагонов,
млн. т-км. брутто
|
Направления
|
Направления
|
Четное
|
Нечет-
ное
|
Всего
|
Четное
|
Нечет-
ное
|
Всего
|
Чет-
ное
|
Нечет-
ное
|
Всего
|
Четное
|
Нечет.
|
Всего
|
А-Б
|
2947,5
|
5709,0
|
8656,5
|
73,69
|
124,1
|
197,7
|
22
|
1621,18
|
2730,2
|
4351,4
|
4568,68
|
8439,2
|
13007,88
|
Б-С
|
2054,4
|
4459,5
|
6513,9
|
51,36
|
96,9
|
148,26
|
22
|
1129,9
|
2131,8
|
3261,7
|
3184,3
|
6591.3
|
9775,6
|
Всего
|
5001,9
|
10168,5
|
15170,4
|
125,05
|
222
|
346,05
|
|
2751,1
|
4862
|
7613,1
|
7753
|
15052.5
|
22805,5
|
Таблица 2.10 - Работа гружёных вагонов, т.км брутто
2.3 Расчет пробега и количества поездов по участкам и направлениям.
Пробег гружёных поездов (табл. 2.11) определяют делением тонно-километров брутто на массу поезда брутто, а пробег порожних поездов (табл. 2.12) – делением вагоно-километров порожних на состав поезда в вагонах, общий пробег рассчитывают по табл. 2.12.
Размеры движения в поездах в среднем за сутки по участкам и направлениям определяют по формуле:
N
= ∑
NS
, (2.4)
LT
где ∑ NS – поездо-километры по участкам и направлениям; L – длина участка; Т – число дней в планируемом периоде.
Таблица 2.11 - Пробег и количество гружёных поездов
Наименование
участков
|
Т-км брутто,
млн.
|
Масса поезда
брутто, т
|
Пробег поездов,
тыс. поездо-км
|
Число поездов
в сутки
|
Направления
|
четное
|
нечетное
|
чет.
|
нечет.
|
чет.
|
нечет.
|
всего
|
чет.
|
нечет
|
А-Б
|
4568,68
|
8439,2
|
3000
|
3000
|
1522,89
|
2813,07
|
4335,96
|
14
|
26
|
Б-С
|
3184,3
|
6591.3
|
3000
|
3000
|
1061,43
|
2197,1
|
3258,53
|
14
|
24
|
Всего
|
7753
|
15052.5
|
-
|
-
|
2584,32
|
5010,17
|
7594,49
|
28
|
50
|
Таблица 2.12 - Пробег и количество порожних поездов
Наимено-
вание
участков
|
Ваг.-км
порожних
вагонов, млн
|
Состав
поезда,
ваг.
|
Пробег поездов,
тыс. поездо-км
|
Число поездов в сутки
|
Направления
|
Направления
|
Четное
|
Нечетное
|
Четное
|
Нечетное
|
Четное
|
Нечетное
|
А-Б
|
-
|
20,49
|
60
|
-
|
341,5
|
-
|
3
|
Б-С
|
-
|
14,95
|
60
|
-
|
249,2
|
-
|
3
|
Всего
|
-
|
35,44
|
|
-
|
5
90,6
|
-
|
6
|
|