Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 15

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  512  513  514   ..

 

 

Себестоимость и пути ее снижения

Себестоимость и пути ее снижения

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 СУЩНОСТЬ И ПОКАЗАТЕЛИ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

1.1 Себестоимость продукции как экономическая категория

1.1.1 Понятие стоимости, себестоимости, издержек , цены

1.1.2 Классификация себестоимости продукции

1.1.3 Роль себестоимости в повышении конкурентоспособности продукции, увеличении объема продаж и прибыли

1.2 Показатели себестоимости продукции

1.2.1 Систематизация показателей себестоимости продукции

1.2.2 Показатели себестоимости продукции

1.2.3 Показатели снижения себестоимости продукции

1.2.4 Пути и резервы снижения себестоимости продукции

2 АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА УП «БУМАЖНАЯ ФАБРИКА» ГОЗНАКА

2.1 Уровень, структура и динамика себестоимости продукции

2.1.1 Краткая характеристика предприятия, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции

2.1.2 Укрупненная организационная структура

2.1.3 Основные финансово-экономические показатели УП «Бумажная фабрика» Гознака

2.1.4 Уровень, структура и динамика себестоимости продукции

2.2. Анализ издержкоемкости продукции

3ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ УП «БУМАЖНАЯ ФАБРИКА» ГОЗНАКА

3.1Техническое и организационное развитие производства

3.2Материальное стимулирование персонала за снижение себестоимости продукции

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3


ВВЕДЕНИЕ

В системе показателей, характеризующих эффективность производства и реализации, одно из ведущих мест принадлежит себестоимости продукции. В себестоимости продукции, как синтетическом показателе, отражаются все стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия: степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом.

В условиях формирования рыночных отношений снижение издержек производства приобретает особую важность. Наряду с повышением качества продукции, снижение затрат на производство, во многом, определяет конкурентоспособность предприятия, устойчивость его финансового состояния, платежеспособность и кредитоспособность клиента банка. Между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость. Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль, и наоборот. Себестоимость является одной из основных частей хозяйственной деятельности и, соответственно, одним из важнейших элементов этого объекта управления. «Основными положениями по составу затрат …» определено, что себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Народнохозяйственное значение снижения себестоимости продукции:

при одних и тех же ресурсах есть возможность производить больше продукции;

ускоряется оборачиваемость оборотных средств;

при рациональном использовании материальных ресурсов появляется возможность меньше вкладывать капитальные вложения в добывающие отрасли;

снижение издержек – важнейший фактор интенсификации производства.

Целью дипломной работы является разработка мероприятий, направленных на снижение себестоимости продукции на УП «Бумажная фабрика» Гознака.

Объектом исследования выступает УП «Бумажная фабрика» Гознака, основной вид деятельности – выпуск бланков строгой отчетности, производство бумаги, изготовление конвертов, полиграфические услуги.

Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:

Изучить теоретические аспекты формирования себестоимости продукции, включающие определение ее сущности, показателей, состава затрат, роли в повышении конкурентных преимуществ предприятия.

Сделать комплексный анализ себестоимости продукции на УП «Бумажная фабрика» Гознака.

Разработать мероприятия, направленные на снижение издержек производства.

Произвести расчет экономического эффекта от внедрения предлагаемых мероприятий.

При написании дипломной работы изучены и использованы законодательные, нормативные и методические материалы; монографии и статьи отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблеме. Основным источником практического материала, используемого при написании дипломной работы, являются отчетные данные, методические разработки, плановые расчеты по себестоимости продукции УП «Бумажная фабрика» Гознака.

включает в себя введение, три главы, выводы и предложения, список литературы и приложения.


1 СУЩНОСТЬ И ПОКАЗАТЕЛИ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

1.1 Себестоимость продукции как экономическая категория

1.1.1 Понятие стоимости, себестоимости, издержек, цены

В ходе производственно-хозяйственной деятельности предприятия затрачивается живой и овеществленный труд: участвуют работники предприятия, расходуются материалы, топливо, энергия, используются основные фонды и нематериальные активы. Оценка используемых ресурсов в натуральной форме- это затраты , а в стоимостной- это издержки производства продукции.

Экономическое понимание издержек базируется на проблеме ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования. Применение ресурсов в данном производственном процессе исключает возможность их использования по другому назначению. Выбор определенных ресурсов для производства какого-либо товара означает невозможность производства какого-то альтернативного товара. По существу все издержки представляют собой альтернативные издержки, т.е. альтернативную стоимость (ценность) ресурсов при наилучшем альтернативном варианте их использования. Задача состоит в том, чтобы выбрать оптимальный вариант использования ресурсов. Поэтому экономические , или вмененные издержки любого ресурса , выбранного для применения в производственном процессе , равны его ценности при наиболее оптимальном варианте использования.

Предприятие должно собственными доходами не только покрывать экономические издержки , но и обеспечивать экономическую прибыль .

Экономические издержки –это затраты, которые должно нести предприятие в пользу поставщика ресурсов, чтобы отвлечь их от применения в альтернативных производствах. Такие затраты могут быть как внешними, так и внутренними. Затраты в денежной форме , которые предприятие осуществляет в пользу поставщиков трудовых, транспортных и иных услуг, топлива, сырья, вспомогательных материалов, называются внешними, или явными, издержками. В этом случаепоставщики ресурсов не являются владельцами данного предприятия.

Сумма всех явных издержек выступает как себестоимость продукции, а разница между ценой реализации и себестоимостью- как прибыль.

В то же время предприятие может использовать и свои собственные ресурсы . В этом случае тоже неизбежны издержки. Издержки на собственный и самостоятельно используемый ресурс есть неоплачиваемые, или внутренние (неявные) издержки.

Классификация издержек - это объединение их в группы по определенным признакам.

По экономическому содержанию и целевому назначению издержки делятся на:

издержки на производство и реализацию продукции,

издержки на расширение и обновление производства,

издержки на социально-культурные, бытовые и материальные нужды работников предприятия.

По воспроизводственному признаку издержки делятся на :

издержки, образующие себестоимость продукции- текущие издержки, покрываемые из выручки от реализации продукции при посредстве кругооборота оборотного капитала,

издержки, производимые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия,

издержки, покрываемые за счет целевых средств и средств целевых фондов.

По сфере возникновения издержки делятся на:

1. производственные,

2. коммерческие,

3. непроизводительные.

Исходя из экономического содержания независимо от места возникновения и целевого назначения издержки делятся по элементам затрат на:

1. материальные затраты,

2. затраты на оплату труда,

3. отчисления на социальные нужды,

4. амортизационные отчисления,

5. прочие затраты.

Исходя из места возникновения и целевого назначения издержки делятся по калькуляционным статьям :

сырье и материалы,

покупные изделия и полуфабрикаты,

возвратные отходы,

топливо и энергия на технологические цели,

основная и дополнительная зарплата производственных рабочих,

отчисления в фонд социальной защиты,

расходы по освоению производства новых видов продукции,

общепроизводственные расходы,

общехозяйственные расходы,

потери от брака,

прочие расходы,

коммерческие расходы.

В зависимости от динамики издержек с изменением объема производства различаются издержки:

условно-постоянные,

переменные.

По методике отнесения на себестоимость конкретного вида продукции все издержки подразделяются на:

прямые,

косвенные.

Часть издержек производственно-хозяйственной деятельности предприятия , имеющий производственный , некапитальный характер, осуществляемых систематически с целью производства и реализации продукции, работ, услуг , группируется и формируется в соответствии с действующим законодательством и образует себестоимость продукции.

Себестоимость продукции, работ, услуг представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции, работ, услуг природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Себестоимость является основой простого воспроизводства, денежной формой учета затрат на потребленные элементы производственного процесса, основой выбора рационального способа производства и основой ценообразования.

Экономическое назначение себестоимости –возместить предприятию понесенные издержки и обеспечить простое воспроизводство всех элементов производства: производственных фондов и рабочей силы.

Как экономическая категория , себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:

учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции,

база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности,

экономическое обоснование целесообразности реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия,

определение оптимальных размеров предприятия,

экономическое обоснование для принятия любых управленческих решений.

Особая роль в создании экономического механизма, адекватного современным требованиям , отводится ценообразованию, поскольку именно в условиях рыночных преобразований цены являются индикатором состояния экономики, инструментом распределения ресурсов.

Цена - денежное выражение стоимости товара. Цена определяет меру полезности товара для потребителя. В рыночной экономике цена является одним из основных показателей конкурентоспособности продукции.

В современных условиях принципиально меняются подходы к ценообразованию как на уровне государственного управления, так и в хозяйственной практике предприятий. На уровне государственного управления в переходный период необходимо сочетание регулирования цен по отношению к предприятиям-монополистам, на отдельные виды социально значимых товаров с последующей либерализацией цен по мере формирования рынков различных товаров и услуг.

При разработке цен в Республике Беларусь все субъекты хозяйствования должны соблюдать порядок ценообразования, определенный положением о порядке формирования цен и тарифов, в котором определено, что отпускные цены на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и тарифы на услуги формируются на основе калькуляции себестоимости продукции, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей, прибыли с учетом качества продукции и конъюнктуры рынка. Различают оптовые, отпускные и розничные цены изделия. Оптовая цена включает в себя полную себестоимость продукции (Сп) и планируемую прибыль (Пр):

Цоп= Сп +Пр. (1.1)

Отпускная цена формируется с учетом оптовой цены и косвенных налогов

Цопт= Цоп+ ЦС+ НДС, (1.2)

где ЦС- целевой сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки и дорожный фонд, НДС- налог на добавленную стоимость.

Розничная цена формируется с учетом отпускной, оптовой и торговых надбавок.

1.1.2 Классификация себестоимости продукции

Разнородность затрат, включаемых в себестоимость продукции, по составу, экономическому назначению, роли в изготовлении и реализации продукции вызывает необходимость их классификации. Она имеет важное значение для совершенствования учета, планирования, выявления путей и резервов снижения себестоимости продукции.

Группировка затрат по экономическим элементам производится исходя из однородности их экономического содержания независимо от места возникновения и целевого назначения. Различают следующие экономические элементы затрат:

материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов),

расходы на оплату труда,

отчисления на социальные нужды,

амортизация основных средств и нематериальных активов,

прочие затраты.

К элементу «Материальные затраты» относится стоимость сырья и материалов, покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, топлива, энергии всех видов, работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними предприятиями, платежи за добычу природных ресурсов, выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, а также плата за размещение отходов.

Из затрат на материальные ресурсы, включаемых в себестоимость продукции, исключается стоимость возвратных отходов.

В элемент «Расходы на оплату труда» включаются выплаты по заработной плате промышленно-производственного персонала, устанавливаемые в зависимости от результатов труда, его качества и количества, стимулирующие и компенсирующие выплаты, система премирования рабочих, руководителей, специалистов и других служащих за производственные результаты.

К элементу «Отчисления на социальные нужды» относятся отчисления в фонд социальной защиты от всех видов оплаты труда работников, занятых в производстве соответствующей продукции, работ, услуг.

В элемент «Амортизация основных средств и нематериальных активов» включается сумма амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам, используемых в предпринимательской деятельности.

К элементу «Прочие затраты» в составе себестоимости продукции (работ, услуг) относятся: налоги, сборы и другие платежи в бюджет и внебюджетные фонды, относимые на себестоимость продукции в соответствии с законодательством; проценты по полученным ссудам, кредитам и займам на пополнение оборотных средств; расходы на оплату услуг связи; оплата услуг вычислительных центров, банков, связанных с обслуживанием организации; плата за подготовку и переподготовку кадров; расходы на рекламу, оплата работ по сертификации продукции; арендная плата; лизинговые платежи; командировочные и представительские расходы и др. [10, с.241-242]

Классификация затрат по экономическим элементам является единой для предприятий различных форм собственности и направлений деятельности. Она позволяет сделать свод затрат на производство, определить их структуру, осуществлять контроль за формированием и динамикой затрат. Это необходимо для изучения соотношения живого и прошлого труда, нормирования и анализа производственных запасов, исчисления частных показателей оборачиваемости отдельных видов нормируемых оборотных средств. Анализ поэлементного состава и структуры затрат на производство дает возможность наметить главные направления поиска резервов снижения материалоемкости и трудоемкости продукции. [10, с.242-243]

Группировка затрат по калькуляционным статьям позволяет установить направление затрат. Она показывает, как сформированы расходы на оплату труда, каково соотношение заработной платы рабочих, руководящих работников и специалистов, позволяет определить себестоимость отдельного вида продукции в многономенклатурном производстве.

По калькуляционным статьям затраты группируются исходя из места возникновения и целевого назначения, независимо от однородности их экономического содержания.

На предприятиях промышленности применяется следующая типовая номенклатура калькуляционных статей затрат:

сырье и основные материалы (за вычетом возвратных отходов);

вспомогательные материалы на технологические нужды;

покупные изделия;

полуфабрикаты;

топливо технологическое;

энергия технологическая;

основная заработная плата производственных рабочих;

дополнительная заработная плата производственных рабочих;

отчисления на социальные нужды;

расходы на подготовку и освоение производства;

расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

общецеховые расходы;

общехозяйственные расходы;

коммерческие расходы. [6, с.259-260]

Классификация затрат по калькуляционным статьям позволяет определить место возникновения затрат и направление их использования, себестоимость конкретного изделия.

Виды себестоимости продукции отличаются составом включаемых статей. Сумма первых двенадцати статей образуют цеховую себестоимость. Производственная себестоимость состоит из цеховой и общехозяйственных расходов. Полная себестоимость включает в себя коммерческие расходы.

В зависимости от влияния объема производства затраты делятся на переменные и условно-постоянные . К переменным относятся затраты, которые изменяются по мере увеличения или уменьшения объема выпуска продукции (затраты на сырье и материалы, основная заработная плата основных производственных рабочих). Условно-постоянными называются расходы, которые не зависят от объема производства продукции (статьи 10-14).

По способу отнесения на себестоимость продукции все затраты можно разделить на прямые и косвенные . Прямыми считаются расходы, непосредственно связанные с производством продукции, которые можно прямо включать в себестоимость изделия (основные материалы, покупные изделия, заработная плата основных рабочих). Косвенными называются затраты, которые являются общими для всех видов продукции, выпускаемой на предприятии. Они напрямую не связаны с конкретным изделием и поэтому подлежат включению в его себестоимость расчетным косвенным путем с помощью принятых методов (пропорционально основной заработной плате основных рабочих). [10, с.244-245]

1.1.3 Роль себестоимости в повышении конкурентоспособности продукции, увеличении объема продаж и прибыли

В самом общем виде под конкуренцией понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели.

Экономическая конкуренция – это рыночное соперничество экономически обособленных товаропроизводителей, столкновение их интересов, связанных с реализацией продукции одним и тем же покупателям с целью добиться приверженности к своей продукции и получения наибольшей прибыли или дохода. Как показывает опыт, конкуренция вынуждает предпринимателей постоянно искать и находить новые виды продуктов, услуг, которые могли бы понравиться клиентам, производить продукцию высокого качества по разумным ценам в целях удержания потребителя, стимулирует эффективно использовать ресурсы, вознаграждает тех, кто упорно и эффективно работает.

В условиях рыночных отношений успех в конкурентной борьбе и устойчивое финансовое состояние предприятия в значительной мере обусловлены возможностью обеспечения уровня издержек не выше среднеотраслевого.

Снижение издержек, во-первых, является дальнейшим источником роста прибыли предприятия, а следовательно, увеличения размера средств, направляемых на расширение, техническое перевооружение производства, разработку и внедрение новых видов продукции, на социальное обеспечение членов трудового коллектива и удовлетворение интересов собственника имущества предприятия;

во-вторых, обеспечивает возможность уменьшения цен на изделие. А это важнейшее условие успешной конкурентной борьбы на рынке. При наличии конкуренции побеждает тот, кто может предложить на рынке товар лучшего качества по более низким ценам.

Снижение цен позволяет предприятию привлечь большее число покупателей, занять большую долю на рынке, потеснив конкурентов, и увеличить общую массу прибыли за счет роста объема продаж;

в-третьих, уменьшает потребность в оборотных средствах, что позволяет увеличить расходы на производственные и социальные нужды предприятия.

1.2 Показатели себестоимости продукции

1.2.1 Систематизация показателей себестоимости продукции

Показатели себестоимости классифицируются следующим образом:

-в зависимости от предмета- себестоимость единицы продукции (работ, услуг) или всего объема производства;

-в зависимости от объекта- себестоимость продукции цеха или предприятия;

-в зависимости от натуральной единицы измерения товара- себестоимость 1 штуки, 1 килограмма, 1 метра;

-по виду производственной программы- себестоимость валовой, товарной или реализованной продукции;

-по полноте затрат, включаемых в себестоимость продукции,- переменные и постоянные затраты, производственная и полная себестоимость;

-по структуре затрат, включаемых в себестоимость, - затраты на рубль товарной продукции, материалоемкость, зарплатоемкость. [6, с.258]

1.2.2 Показатели себестоимости продукции

Цеховая себестоимость – это сумма затрат на изготовление продукции в данном цехе. Она включает в себя затраты на производство продукции в пределах цеха, в частности, прямые материальные затраты на производство продукции, амортизация цехового оборудования, заработная плата основных производственных рабочих цеха, социальные отчисления, расходы по содержанию и эксплуатации цехового оборудования, общецеховые расходы.

Производственная себестоимость (себестоимость готовой продукции), кроме цеховой себестоимости, включает в себя общезаводские расходы (административно-управленческие и общехозяйственные затраты) и затраты вспомогательного производства.

Полная себестоимость включает производственные и коммерческие расходы, то есть расходы по сбыту продукции.

Кроме того различают нормативную, плановую и фактическую себестоимость. Нормативная – это максимально допустимые затраты на производство и сбыт продукции при научно-обоснованных нормах расхода живого и овеществленного труда. Плановая себестоимость может быть выше или ниже нормативной, так как в плановом периоде, в связи с достигнутым уровнем развития техники, технологии, нормы расхода живого и овеществленного труда могут быть выше или ниже тех, которые предусматривались на стадии составления проекта. Фактическая себестоимость – та, которая сложилась в отчетном периоде.

На предприятиях планируют и учитывают следующие показатели себестоимости:

себестоимость единицы продукции (услуг);

себестоимость товарной, реализованной продукции;

себестоимость сравнимой товарной продукции (сравнимой продукцией считают ту, которая производилась в базисном периоде);

затраты на один рубль товарной продукции.

Показатель себестоимости единицы продукции можно широко использовать для сравнения уровня затрат одинаковых изделий на разных предприятиях, что оказывает положительное воздействие на поиск резервов снижения затрат. Себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) отличается от себестоимости товарного выпуска на величину изменения себестоимости переходящих остатков нереализованной продукции. Для расчета используется формула:

Ср= Он +Т – Ок, (1.3)

где Ср – себестоимость реализованной продукции, рубли; Он – остатки нереализованной товарной продукции по производственной себестоимости на начало планируемого года, рубли; Т – выпуск товарной продукции на планируемый год по полной себестоимости, рубли; Ок – остатки нереализованной товарной продукции по производственной себестоимости на конец планируемого года, рубли. [7, с.125-126]

Показатель затрат на рубль товарной продукции характеризует уровень себестоимости одного рубля обезличенной продукции. Он исчисляется как частное от деления полной себестоимости всей товарной продукции на ее стоимость в оптовых ценах предприятия. Это наиболее обобщающий показатель себестоимости продукции, выражающий ее прямую связь с прибылью. К достоинствам этого показателя можно также отнести его динамичность и широкую сопоставимость. [10, с.240]

1.2.3 Показатели снижения себестоимости продукции

Выделяют следующие показатели снижения себестоимости продукции: экономия от снижения себестоимости в рублях или в процентах к себестоимости.

Существуют три основных метода планирования снижения себестоимости продукции: укрупненный, уточненный и по технико-экономическим факторам.

Укрупненный расчет используется в том случае, если отсутствует портфель заказов на плановый год.

При укрупненном методе учитывается влияние на себестоимость продукции следующих факторов:

- экономии основных, вспомогательных материалов, топлива, энергии, полученной в результате изменения норм расхода и цен,

-роста производительности труда и средней заработной платы,

-роста объема производства, а в зависимости от него- относительного и абсолютного сокращения условно-постоянных расходов на единицу продукции. Укрупненный расчет снижения себестоимости продукции отчетного периода и ожидаемого изменения затрат по отдельным статьям расходов в плановом периоде по сравнению с отчетным. [6, с.269-270]

Уточненный расчет снижения себестоимости товарной продукции предприятия производится путем сопоставления детально разработанных плановых и фактических калькуляций на отдельные изделия. Его можно применять, когда известна годовая производственная программа и имеется четкая система нормирования затрат. Отчетные и плановые калькуляции сводятся в общую форму, которая и дает возможность установить размер снижения полной себестоимости товарной продукции. [6, с.272]

Планирование снижения себестоимости продукции по технико-экономическим факторам необходимо для оценки влияния инновационной деятельности на снижение текущих затрат.

Для этого:

-определяются затраты на рубль реализованной продукции по данным отчетного года (Зф ):

Зф = фактическая себестоимость продукции за отчетный год/ фактическая выручка от реализации, (1.4)

-рассчитывается плановая себестоимость реализованной продукции планового года по условиям отчетного (Со п ):

Со п = плановый объем реализации* Зф , (1.5)

-планируется снижение себестоимости продукции по технико- экономическим факторам с учетом времени инноваций в пределах планового года (Эс ):

1.повышение технического уровня производства,

2.совершенствование организации производства и труда,

3.изменение объема и структуры продукции,

4.отраслевые и прочие факторы,

-определяется себестоимость планового объема производства по условиям планового года (Сп п ):

Сп п = Со п - Эс , (1.6)

-рассчитываются затраты на 1 рубль товарной продукции по условиям планового года (Зп ):

Зп = Сп п / плановый объем продаж, (1.7)

-определяется плановое снижение себестоимости в процентах (СНп ):

СНп = (Зп / Зф )*100-100. (1.8)

[6, с.273-274]

По необходимости можно выбрать такой метод, для которого есть информация или который обеспечивает потребность в той или иной степени точности расчетов.

1.2.4 Пути и резервы снижения себестоимости продукции

Себестоимость продукции- синтетический, обобщающий показатель, который отражает все стороны деятельности предприятия. Это количественный и качественный показатель производственно-хозяйственной деятельности. Детальное знание сущности и структуры себестоимости позволяет выявить пути снижения затрат, недостатки существующей практики, трудности и просчеты персонала. [6, с.274]

Успех в конкурентной борьбе и устойчивое финансовое состояние предприятия в значительной мере обусловлено возможностью обеспечения уровня издержек не выше среднеотраслевого. Экономическое значение снижения себестоимости заключается в том, что оно:

-является важнейшим источником роста прибыли, увеличения средств, направляемых на расширение, техническое перевооружение производства, разработку и внедрение новых видов продукции, на социальное обеспечение трудового коллектива и удовлетворение интересов собственника предприятия;

-обеспечивает возможность уменьшения цены на изделие, что позволяет занять большую долю на рынке, увеличить общую массу прибыли за счет роста объема продаж;

-уменьшает потребность в оборотных средствах, что позволяет увеличить расходы на другие нужды предприятия. [3, с.177]

Пути или направления снижения затрат на производство и реализацию продукции рассматриваются с точки зрения способов достижения оптимального сочетания уменьшающихся издержек и повышающего качества.

Есть три пути снижения себестоимости продукции:

-технические (создание новой и повышение качества выпускаемой продукции, обновление техники и технологии производства, рационализация производства, механизация, автоматизация, компьютеризация производства);

-организационные (совершенствование организации производства, труда и управления, стандартизация и сертификация продукции, реинжиниринг бизнеса, выработка стратегии развития предприятия);

-экономические (стоимостной подход к управлению, экономическое стимулирование персонала, увеличение объема производств, финансирование инвестиций). [6, с.275]

Технические способы реализуются в более современных и производительных средствах труда, организационные способы предполагают наиболее удачное сочетание во времени и в пространстве соединение средств труда, предметов труда и рабочей силы, экономические способы воплощаются в создании мотивированных механизмов, обеспечивающих достижение наилучших результатов при наименьших затратах, в альтернативных вариантах решения производственных задач.

Резервы или источники снижения себестоимости представляют собой неиспользованные возможности. Они делятся на две группы- резервы, не зависящие и зависящие от предприятия. Не зависящие от предприятия- это природные или погодные условия, территориальная удаленность от источников сырья и потребителей продукции, уровень цен на приобретаемое сырье и материалы, тарифы на электроэнергию и связь, уровень минимальной заработной платы и прожиточный минимум. Эти факторы являются источником повышения или снижения издержек, но не свидетельствуют об ухудшении или улучшении работы предприятия. В то же время стратегический анализ и стратегическое планирование должны учитывать возможность в перспективе использование таких резервов, которые в настоящее время не поддаются реализации. Внутрипроизводственные резервы выявляются в процессе аудита и анализа, причинами их существования могут быть объективные и субъективные факторы.

Основные источники снижения себестоимости продукции: снижение расходов материалов, рост производительности труда, снижение расходов по управлению и обслуживанию производства, ликвидации непроизводительных расходов и потерь. Снижение издержек может достигаться в результате экономии одновременно всех затрат. Но экономия живого труда (заработной платы) обычно сопровождается увеличением затрат прошлого труда (амортизации), вызванных ростом объема применяемых основных средств. [3, с.178]


2 АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА УП «БУМАЖНАЯ ФАБРИКА» ГОЗНАКА

2.1 Уровень, структура и динамика себестоимости продукции

2.1.1 Краткая характеристика предприятия, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции

УП «Бумажная фабрика» Гознака входит в состав Департамента Государственных знаков Министерства финансов РБ. Фабрика- одно из старейших предприятий города Борисова. В 2002 году она отметила свое 100-летие и эти 100 лет прошла путь от оберточной бумаги до документной.

В апреле 1992 года решением Совета Министров Республики Беларусь бумажная фабрика выделяется из состава Борисовского бумажно-лесохимического завода и передается в ведомство Комитета Государственных знаков при Совете Министров и получает название «Бумажная фабрика» Гознака Беларуси.

Перед фабрикой была поставлена задача – наладить производство бумаги документной. Коллективом фабрики была проведена существенная модернизация бумагоделательной машины и потока приготовления бумажной массы. Совместно с УП «Криптотех» и Институтом общей и неорганической химии Национальной Академии Наук Республики Беларусь разработана технология производства бумаги документной с водяными знаками и другими элементами защиты.

На бумаге, произведенной на фабрике, отпечатаны приватизационные чеки «Жилье», «Имущество», печатаются ряд бланков строгой отчетности, ценных бумаг и документов с определенной степенью защиты.

В 1998 году на фабрике вступила в строй линия по производству конвертов, с 2000 года начато производство бланочной и этикеточной продукции. После ввода нового современного полиграфического оборудования фабрика вошла в ряды крупнейших полиграфических предприятий республики.

ПАСПОРТ ПРЕДПРИЯТИЯ:

Наименование предприятия : Производственное унитарное предприятие «Бумажная фабрика» Департамента государственных знаков Министерства финансов Республики Беларусь.

Юридический адрес: 222120, г.Борисов, Минская область, ул.Заводская,55.

Форма собственности: государственная, дата регистрации -31 мая 2002 года.

Размер уставного фонда : по состоянию на 1 января 2008 года 22 миллиона рублей.

Наименование вышестоящей организации : Департамент государственных знаков Министерства финансов Республики Беларусь.

Распределение уставного фонда в долях: государство 100%, субъектов хозяйствования негосударственных форм собственности- 0%, иностранных участников- 0%, прочих участников- 0%, общества, в которых предприятие является учредителем, акционером- нет.

Генеральный директор: Темрук Владимир Игнатьевич, стаж работы на предприятии 14 лет.

Главный бухгалтер: Дятлова Лариса Степановна, стаж работы на предприятии- 15 лет.

Основной деятельностью предприятия является:

-производство рулонной бумаги;

-разработка и производство бланков ценных бумаг и документов строгой отчетности;

-производство товаров народного потребления;

-производство конвертов;

-полиграфические услуги.

Номенклатура и ассортимент выпускаемых фабрикой изделий включает в себя бумагу документную с водяными знаками, бумагу документную марки Д-4, бумагу для многокрасочной печати, бумагу-основу светочувствительной диазотипной бумаги, бумагу диаграммую, бумагу бланочно- упаковочную, бумагу для плоттера, бумагу для упаковки промышленных товаров, бумагу для потребительских товаров, бумагу офисную, бумагу бланочно-этикеточную, бумагу для изготовления конвертов, товарные и товарно-транспортные накладные, международные товарно-транспортные накладные CMR, квитанции различного назначения, путевые листы на все виды транспорта, билеты числовой лотереи «Ваше лото», страховые полисы для предприятий, осуществляющих деятельность по страхованию, контрольные знаки для маркировки товаров, бумагу писчую, ленту для принтера, ленту чековую, ленту ламинированную, ленту бумажную с транспортными отверстиями, тетради для рисования и нот, тетради для записей, бумагу для записей, дневник школьный, блокноты, конверты, пакеты, этикетки, гибкую упаковку, многослойные бесконечные формуляры. Номенклатура, ассортимент и объемы реализации продукции в 2007 году приведены в таблице 2.1 Номенклатура, ассортимент и объемы реализации продукции в 2007 году.

Табл. 2.1 Номенклатура, ассортимент и объемы реализации продукции в 2007 году

Наименование продукции Ед.измер. Количество Сумма млн.руб.
1 2 3 4
Бумага ролевая тн 2521,904 4985,9
Бумага документная тн 1340,998 10019,6

Бумага офисная цветная

Бумага офисная О1

пач

пач

17026

16780

88,0

896,4

Бумага офисная О2 кг 15618 41,4

Бумага писчая

Бумага студенческая

пач

пач

42077

52533

124,6

98,7

Лента для принтера

Лента чековая

боб

боб

113527

17523

422,5

9,5

Накладные

Контрольный знак

Путевые листы

Лотерея «Ваше лото»

Билеты «Лото-5 из 35»

Билеты «Лото-6 из 45»

Прих.кассовый ордер

Квитанция

CMR

Счет-фактура

Заказ-наряд

Ваучер

Полиграфич.продукция

комплект

комплект

комплект

комплект

комплект

комплект

комплект

комплект

комплект

комплект

комплект

комплект

комплект

55253659

972908452

33180997

39253295

104000

22900000

4600000

899000

3660000

1000000

480000

16984,7

17731,0

1552,8

3839,0

5,4

536,7

240,7

556,5

392,5

125,6

126,6

1208,9

Конверты шт 143231672 6564,7
Прочая полиграф.продукция шт 248,4

Тетради

Тетради 40 л.

шт

шт

14542255

17433

1389,9

9,1

Бандероли шт
Этикетка тн 163,101 494,1
Итого 68693,2

Область применения продукции УП «Бумажная фабрика» представлена в таблице 2.2.

Табл. 2.2 Область применения продукции УП «Бумажная фабрика»

Наименование продукции Область применения
1 2
Бумага документная с водяным знаком Для печати ценных бумаг и документов со степенью защиты групп Б, В, Г
Бумага документная марки Д-4 Для печати бланков строгой отчетности со степенью защиты группы Г, Д, Е
Бумага для многокрасочной печати Для печати текстовых, иллюстрационно-текстовых заданий, изобразительной многокрасочной продукции и обоев глубоким, офсетным и другими способами печати
Бумага для печати офсетная Для печати иллюстрационно-текстовых изданий, изобразительной продукции, многокрасочной продукции офсетным способом
Бумага-основа для диазобумаги Для изготовления диазобумаги, бумажно-беловых изделий и масштабно-координационной бумаги
Бумага диаграммная Для диаграммных лент и дисков, используемых в регистрирующих приборах и устройствах ввода, вывода и подготовки данных на ЭВМ, для нанесения технической информации чернилами, пастой или тушью.
Бумага бланочно-упаковочная Для упаковки непищевых промышленных товаров, для печати текстовых документов в одну краску
Бумага для плоттера Для устройств вывода графической информации в отраслях народного хозяйства
Бумага для упаковки промышленных товаров Для упаковки медикаментов, промышленных изделий, для изготовления пакетов
Бумага для потребительских товаров Для изготовления бумажно-беловых изделий, школьных и общих тетрадей, почтовой бумаги, бумаги потребительских форматов
Бумага офисная Для размножения документации на копировально-множительной технике, для делопроизводства.
Бумага бланочно-этикеточная Для печати этикеток и бланков, не относящихся к бланкам строгой отчетности.
Бумага для изготовления конвертов Для изготовления конвертов и пакетов
Бланки товарных и товаро-транспортных накладных Для использования в качестве первичных учетных документов, служащих основанием приема и выдачи материальных и других ценностей, подтверждающих подлинность товаров, продукции, услуг и производства и реализации т.п. в различных отраслях народного хозяйства Республики Беларусь.
Путевые листы Предназначены для автобусов, грузовых автомобилей, легковых автомобилей-такси и служебных автомобилей, выполняющих перевозки на внутриреспубликанском и международном сообщении
Контрольные (идентификационные) знаки Используются для маркировки отдельных товаров, вводятся в обращение во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2004 года №444 «О введении маркировки товаров контрольными (идентификационными ) знаками», введение в обращение контрольных знаков является дополнительной защитой производимого товара от подделки.
Конверты и пакеты Предназначены для пересылки письменных сообщений для внутренних почтовых отправлений и для международных почтовых отправлений.
Бумага писчая Применяется для письма, делопроизводства и машинописных работ
Лента для принтера Предназначена для печати на телеграфных аппаратах, используется в рулонных машинах для размножения документации в проектных организациях и для печати в принтерах прирулонной зарядке.
Лента чековая Используется для получения оттисков в контрольно-кассовых аппаратах.
Лента ламинированная Предназначена для обан-деролирования банкнот на машинах СОМ ID-240
Лента бумажная с транспортными отверстиями Используется в печатающих устройствах ЭВМ и систем обработки данных в качестве носителя информации

Объем полиграфического производства составляет 60% от всей выпускаемой предприятием продукции, в том числе производство бланков строгой отчетности составляет 57,2 %. Производство ролевой бумаги составляет 18 % от общего объема, конвертов- 15 %, бумажно-беловых товаров-7 %. Структура производства выпускаемой продукции показана на рис.2.1.

Рис. 2.1 Структура производства выпускаемой продукции

В настоящее время фабрика работает в области следующих лицензируемых видов деятельности:

-деятельность по разработке и производству бланков строгой отчетности, а также специальных материалов для защиты от подделки;

-полиграфическая деятельность;

-издательская деятельность;

-розничная торговля и общественное питание;

-деятельность в области промышленной безопасности;

-деятельность по обеспечению безопасности юридических и физических лиц;

-деятельность по обеспечению пожарной безопасности;

-медицинская деятельность;

-проектирование и строительство зданий и сооружений I и II уровня ответственности и проведение инженерных изысканий для этих целей.

Продукция фабрики сертифицирована в соответствии с требованиями СТБ ИСО 9001-2001.

2.1.2 Укрупненная организационная структура

Схема взаимодействия и координации между подразделениями и работниками фабрики (структура управления) состоит из уровней управления, функциональных структурных подразделений и отдельных работников с указанием их численности и подчиненности.

Структура управления УП «Бумажная фабрика» Гознака (см. приложение 1).

Общее руководство фабрики осуществляет генеральный директор фабрики, в подчинение которого входят:

главный инженер,

первый заместитель генерального директора,

заместитель генерального директора по коммерческим вопросам,

заместитель генерального директора по режиму и идеологической работе,

заместитель генерального директора по сельскому хозяйству.

Планирование, прогнозирование, анализ хозяйственной деятельности, организация труда и заработной платы, бухгалтерский учет и финансовую деятельность, стандартизацию, сертификацию, контроль качества и охрану труда обеспечивают службы генерального директора:

планово-экономический отдел,

бухгалтерия,

бюро организации труда и заработной платы,

отдел технического контроля,

охрана труда,

секретарь приемной руководителя,

отдел менеджмента качества,

водитель легкового автомобиля.

Техническую подготовку производства, техническое перевооружение производства, внедрение новой техники, обеспечение производства энергоресурсами, капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений, конструкторские разработки обеспечивают службы главного инженера:

отдел главного механика,

отдел главного энергетика,

отдел главного метролога,

отдел капитального строительства,

конструкторское бюро,

ремонтно-механический цех,

электроучасток,

участок по ремонту КИП,

участок водоснабжения, канализации и вентиляции,

котельная,

ремонтно-строительный участок.

Технологическую подготовку производства, совершенствование технологических процессов, внедрение новых технологий, выполнение производственных планов по выпуску продукции обеспечивают службы первого заместителя генерального директора:

производственно-технологический отдел,

технологический отдел бумаги,

исследовательская лаборатория,

участок допечатных процессов,

инженер по НТИ,

полиграфический цех №1,

полиграфический цех №2,

бумажный цех.

Маркетинговое, транспортное, материально-техническое обеспечение и реализацию продукции обеспечивают службы заместителя генерального директора по коммерческим вопросам:

отдел маркетинга,

отдел реализации,

отдел материально-технического снабжения,

транспортный цех.

Управление персоналом, подготовку и переподготовку кадров, сохранность имущества фабрики, соблюдение режимных требований обеспечивают службы заместителя генерального директора по режиму и идеологической работе:

отдел кадров,

режимно-секретный отдел,

охрана,

юрисконсульт,

непромышленная группа.

Выполнение планов по выпуску животноводческой и растениеводческой продукции обеспечивает филиал «Нивки», возглавляемый заместителем генерального директора по сельскому хозяйству- начальник филиала.

2.1.3 Основные финансово-экономические показатели УП «Бумажная фабрика» Гознака

Основные технико-экономические показатели деятельности УП «Бумажная фабрика» Гознака за 2005-2007 годы представлены в таблице 2.3.


Табл. 2.3 Основные технико-экономические показатели деятельности УП «Бумажная фабрика» Гознака за 2005-2007 годы

Наименование показателя

Един.

измерения

2005

год

2006

год

2007

год

Темп роста 2006 года к 2005 году % Темп роста 2007 года к 2006 году %
1 2 3 4 5 6 7

Объем производства продукции в оптовых ценах без налогов:

-в сопост.ценах

-факт.ценах

млн.руб.

млн.руб.

40970

38157

50010

50745

58333

57942

122,1

132,9

116,6

114,2

Выручка от реализованной продукции без налогов млн.руб. 37365 51907 57942 138,9 111,6
Себестоимость реализованной продукции млн.руб. 30194 47039 50878 155,8 108,2
Прибыль от реализации продукции млн.руб. 6638 4868 7064 73,3 145,1
Прибыль млн.руб. 7168 4603 6197 64,2 134,6
1 2 3 4 5 6 7
Прибыль к распределению млн.руб. 4200 2651 3441 63,1 129,8
Затраты на рубль реализованной продукции

руб.

0,81 0,90 0,88 110,2 97,7

Рентабельность

В т.ч. от реализации

%

%

23,7

22,0

9,8

10,3

12,2

13,9

41,8

47,7

124,5

135,0

Среднемесячная заработная плата тыс.руб. 597,5 774,1 814,4 129,6 105,2
Выработка на одного работающего млн.руб. 58,2 65,9 66,4 113,2 100,8
Экспорт млн.руб. 4426 5164 4642 116,7 89,9
Импорт млн.руб. 9962 14047 10188 141,0 72,5ьл

Показатели деловой активности предприятия представлены в таблице 2.4.


Табл. 2.4 Показатели деловой активности предприятия

Наименование показателя 2006 год 2007 год Отклонение
1 2 3 4
Период оборачиваемости совокупного капитала (активов), дни 243 257 +14
Коэффициент оборачиваемости совокупного капитала (активов) 1,48 1,4 -0,04
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов 4,3 4,1 -0,2
Период оборачиваемости оборотных активов (дни) 84 99 +15

Из таблицы 2.4 видно, что за анализируемый период снизилась деловая активность предприятия, о чем свидетельствует снижение оборачиваемости совокупного и оборотного капитала. Продолжительность оборота оборотного капитала увеличилась на 15 дней.

Показатели финансовой устойчивости предприятия представлены в таблице 2.5.

Табл. 2.5 Показатели финансовой устойчивости предприятия

Наименование показателя На начало 2007 год На конец 2007 год Отклонение
1 2 3 4
Коэффициент финансовой независимости 80,5 % 82,8 % +2,3
Коэффициент финансовой зависимости 1,2 1,2 -
Коэффициент устойчивого финансирования 87,2 % 87,2 % -
Коэффициент роста собственного капитала 1,3 1,2 -0,1
Коэффициент финансового риска 0,2 0,2 -
Коэффициент устойчивого финансового роста 0,26 0,06 -0,2

Из таблицы 2.5 видно, что коэффициент финансовой независимости на конец года увеличился на 2,3 %, а коэффициент устойчивого финансового роста на конец года снизился на 0,2 пункта.

Показатели платежеспособности предприятия представлены в таблице 2.6.


Табл. 2.6 Показатели платежеспособности предприятия

Наименование показателя На начало 2007 года На конец 2007 года Отклонение Норматив
1 2 3 4 5
Коэффициент обеспеченности собственными средствами 0,4 0,5 +0,1 Больше 0,3
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами 0,2 0,2 - Не более 0,85
Коэффициент текущей ликвидности 2,5 2,8 +0,3 Больше 1,7

Как видно из таблицы 2.6, все представленные в ней коэффициенты находятся в пределах установленных нормативов, что свидетельствует о том, что предприятие является платежеспособным, а его финансовое состояние- устойчивым. Анализ финансовой деятельности проведен на основании годового бухгалтерского баланса за 2007 год и отчета о прибылях и убытках с 1 января 2007 года по 31 декабря 2007 года ( см. приложение 2, 3).

2.1.4 Уровень, структура и динамика себестоимости продукции

Себестоимость продукции (работ, услуг)- это выраженные в денежной форме текущие затраты на ее производство и реализацию. Себестоимость производимого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги рассчитывается дважды- по статьям и по элементам затрат. Элементы – это одноименные виды расходов- материалы, заработная плата, отчисления на социальные нужды, амортизация и прочие (налоги, включаемые в себестоимость, командировочные).

Структура себестоимости по элементам затрат за 2006 и 2007 годы представлена в таблице 2.7 Структура себестоимости по элементам затрат за 2006 и 2007 годы.


Табл. 2.7 Структура себестоимости по элементам затрат за 2006 и 2007 годы

Наименование

показателя

Сумма, млн.руб. Структура затрат
2006 год 2007 год отклонение 2006 год 2007 год отклонение
1 2 3 4 5 6 7
Затраты на производство продукции 46034 51249 +5215 100 100 -
В том числе
Материальные затраты 28600 33687 +5087 62,1 65,7 +3,6
В том числе
Сырье и материалы 25400 29544 +4144 88,1 87,7 -0,4
Топливно-энергетические ресурсы 2402 3416 +1014 8,4 10,1 +1,7
Расходы на оплату труда 6878 7550 +672 14,9 14,7 -0,2
Отчисление на социальные нужды 2662 2863 +201 5,8 5,6 -0,2
Амортизация основных средств и нематериальных активов 3431 3112 -319 7,5 6,1 -1,4
В том числе
Амортизация основных средств 3417 3097 -320 99,6 99,5 -0,1
Амортизация нематериальных активов 14 15 +1 0,4 0,5 +0,1
Прочие затраты 4463 4037 -426 9,7 7,9 -1,8
В том числе
Переменные расходы 37538 41050 +3512 81,5 80,1 -1,4
Постоянные расходы 8496 10199 +1703 18,5 19,9 +1,4

Объем производства продукции увеличился в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 114,2 %, затраты на производство продукции увеличились на 111,3 % или на 5215 млн.рублей.

В структуре затрат на производство продукции в 2006 году наибольший удельный вес занимали материальные затраты-62,1 %, в 2007году-65,7%, расходы на оплату труда- соответственно 14,9 % и 14,7%, отчисления на социальные нужды- соответственно 5,8 % и 5,6 %, амортизация основных средств и нематериальных активов- соответственно 7,5 % и 6,1 %, прочие затраты- соответственно-9,7 % и 7,9 %.

Переменные затраты в 2006 году занимали удельный вес — 81,5 %, постоянные затраты- 18,5 %, в 2007 году соответственно -80,1 % и 19,9 %.

Общая сумма затрат (Зобщ) может изменяться из-за:

-объема выпуска продукции в целом по предприятию (VВПобщ),

-ее структуры (Уdi),

-уровня переменных затрат на единицу продукции (bi),

-суммы постоянных расходов на весь выпуск продукции (А):

З общ = å (VВП общ * Уdi * bi) + А. (2.1)

Данные для расчета влияния этих факторов приведены в таблице № 2.10 Исходные данные для факторного анализа общей суммы издержек на производство и реализацию продукции.

В связи с увеличением выпуска продукции в условно-натуральномвыражении на 9,3 % (IВП=1,093)сумма затрат уменьшилась на 11685 млн.рублей (34349-46034),

За счет изменения структуры выпуска продукции сумма затрат возросла на 5428 млн.рублей (39777-34349),

За счет повышения уровня удельных переменных затрат общая сумма затрат увеличилась на 4767 млн.рублей (44544-39777),

Постоянные расходы возросли на 6705 млн.рублей (51249-44544).

Проверка 51249-46034=+5215= -11685+5428+4767+6705.

Таким образом, общая сумма затрат на производство продукции увеличилась в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 5215 млн.рублей или на 11,3%, в том числе за счет изменения объема производства продукции и ее структуры- на -6257 млн.рублей, а за счет роста себестоимости –на 11472 млн.рублей.

В свою очередь себестоимость продукции зависит от уровня ресурсоемкости производства (трудоемкости, материалоемкости, фондоемкости, энергоемкости) и изменения цен на потребленные ресурсы в связи с инфляцией.

В целях более объективной оценки деятельности предприятия и более полного выявления резервов при анализе себестоимости продукции необходимо учитывать влияние внешнего инфляционного фактора. Для этого фактическое количество потребленных ресурсов на производство продукции в 2007 году нужно умножить на изменение среднего уровня цены по каждому виду ресурсов и результаты сложить:

∆Зц=∑(∆Цi* Рi1). (2.2)

На УП «Бумажная фабрика» Гознака за счет данного фактора сумма затрат увеличилась на 9953 млн.рублей. Следовательно, за счет повышения уровня ресурсоемкости продукции затраты возросли на :

∆Зр= ∆ Зобщ-∆Зц= 11742-9953=+1789 млн.рублей.

Отсюда доля внешних факторов в себестоимости продукции составляет 84,8 % (9953/11742*100), а доля внутренних факторов-15,2%.

Динамика себестоимостиреализованной продукциии выручки от реализации продукции за 2005-2007 годы показана в таблице 2.8.

Табл. 2.8 Динамика себестоимостиреализованной продукциии выручки от реализации продукции за 2004-2006 годы

показатель 2005 год 2006 год 2007 год Темп роста 2006 года к 2005 году % Темп роста 2007 года к 2006 году %
1 2 3 4 5 6
себестоимость млн.руб. 30194 47039 50878 153,3 108,2
выручка от реализации продукции млн.руб. 37365 51907 57942 138,9 111,6
удельный вес себестоимости в выручке от реализации продукции % 80,8 89,2 87,8

Себестоимость реализованной продукции в 2006 году по сравнению с 2005 годом возросла на 153,3 %, в 2007 году по сравнению с 2006 годом возросла на 108,2 %.

Удельный вес себестоимости в выручке от реализации продукции в 2005 году составил 80,8 %, в 2006 году- 89,2 %, в 2007 году -87,8 %.

Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости анализируются отчетные калькуляции по отдельным изделиям, сравнивают фактический уровень затрат на единицу продукции с плановым и данными прошлых лет в целом и по статьям затрат.

Влияние факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции изучают с помощью факторной модели:

Сi = (Ai /VВП ) + Вi, (2.3)

где Ci – себестоимость единицы i-го вида продукции;

Ai – сумма постоянных затрат, отнесенная на i-й вид продукции;

Bi – сумма переменных затрат на единицу i-го вида продукции;

VBПi – объем выпуска i-го вида продукции в физических единицах;

Произведем анализ себестоимости двух видов бумаг, выпускаемых на УП «Бумажная фабрика» Гознака.

Анализ себестоимости бумаги офисной

Для анализа себестоимости бумаги диаграммной используем данные за май 2007 год (таблица 2.9 Исходные данные для факторного анализа себестоимости бумаги офисной).

Табл. 2.9 Исходные данные для факторного анализа себестоимости бумаги офисной

Показатель По плану Фактически Отклонение от плана
1 2 3 4
Объем производства, т.пач. 0,400 0,384 -0,016
Сумма постоянных затрат, тыс.руб. 644,466 618,687 -25,779
Сумма переменных затрат на единицу продукции, руб 11983917 14147905 +2163988
Себестоимость т.пач., руб 13595082 15759070 +2163988

Расчет влияния факторов на изменение себестоимости бумаги офисной методом цепной подстановки:

Спл= (Апл /ВПпл)+bпл= (644466/0,400)+11983917=13595082 рублей

Сусл1= (Апл /ВПф)+bпл= (644466/0,384)+11983917=13662214 рублей

Сусл2= (Аф /ВПф)+bпл= (618687/0,384)+11983917=13595081 рублей

Сф= (Аф /ВПф)+bф= (618687/0,384)+14147905=15759070 рублей

Общее изменение себестоимости 1 единицы продукции составляет:

ΔСобщф — Спл = 15759070 — 13595082 = + 2163988 руб;

в т.ч. за счет изменения:

а) объема производства:

ΔС VВПусл1 — Спл = 13662214 – 13595081 = + 67133 руб;

б) суммы постоянных затрат:

ΔСаусл2 – Сусл1 = 13595082 — 13662214 = -67132 руб;

в) суммы удельных переменных затрат:

ΔСвф – Сусл2 = 15759070 -13595081 = +2164000 руб.

Результаты анализа сведем в таблицу 2.10 Анализ себестоимости бумаги офисной.


Табл. 2.10 Анализ себестоимости бумаги офисной

Объем выпуска продукции, т.пач. Постоянные затраты, тыс.руб. Переменные затраты на единицу продукции, руб.
1 2 3
План Факт План Факт План Факт
0,400 0,384 644,466 618,687 11983917 14147905
Себестоимость единицы продукции, руб Изменение себестоимости, руб

Общее

в т.ч. за счет
План Усл.1 Усл.2 Факт VВП А Вi
13595082 13662214 13595081 15759070 +2163988 + 67132 -67133 +2164000

Теперь более детально изучим себестоимость единицы продукции по каждой статье затрат, для чего фактические данные сравним с плановыми в таблице 2.11 Структура затрат на производство бумаги офисной.

Табл. 2.11 Структура затрат на производство бумаги офисной

Статьи затрат

Затраты на т.пач., руб Структура затрат, %
План Факт Δ План Факт Δ
1 2 3 4 5 6 7
Сырье и материалы 10692411 12856399 +2163988 78,6 81,6 +3
Топливо и энергия 23425 23425 0 0,2 0,1 -0,1
Зарплата производ-ственных рабочих 287465 287465 0 2,1 1,8 -0,3
Отчисления на соц. и медстрахование 101763 101763 0 0,7 0,6 -0,1
Общепроизводственные затраты 531810 531810 0 3,9 3,4 -0,5
Общехозяйственные расходы 918149 918149 0 6,7 5,8 -0,9
Прочие произв. расходы 878852 878852 0 6,4 5,6 -0,8
Коммерческие расходы 161207 161207 0 1,4 1,1 -0,3
ИТОГО: 13595082 15759070 + 2163988 100 100 -

Приведенные данные показывают, что фактические затраты на производство т.пачек бумаги офисной в целом увеличились на 2163988 рублей, что произошло за счет увеличения переменных затрат ( повысились цены на бумагу- поставщик ЗАО «Торговый Дом «Бахва» Россия ).

Анализ себестоимости бумаги дланочно-этикеточной

Для анализа себестоимости бумаги бланочно-этикеточной используем данные за май 2007года (таблица 2.12 Исходные данные для факторного анализа себестоимости бумаги бланочно-этикеточной).

Табл. 2.12 Исходные данные для факторного анализа себестоимости бумаги бланочно-этикеточной

Показатель По плану Фактически Отклонение от плана
1 2 3 4
Объем производства, т 6,0 6,178 +0,178
Сумма постоянных затрат, тыс.руб. 2349,918 2333,307 -16,611
Сумма переменных затрат на единицу продукции, руб 968136 934570 -33566
Себестоимость 1 тонны, руб 1359789 1312250 -47539

Расчет влияния факторов на изменение себестоимости бумаги бланочно-этикеточной методом цепной подстановки:

Спл= (Апл /ВПпл)+bпл= (2349918/6)+968136=1359789 рублей

Сусл1= (Апл /ВПф)+bпл= (2349918/6,178)+968136=1348505 рублей

Сусл2= (Аф /ВПф)+bпл= (2333307/6,178)+968136=1345816 рублей

Сф= (Аф /ВПф)+bф= (2333307/6,178)+934570=1312250 рублей

Общее изменение себестоимости 1 единицы продукции составляет:

ΔСобщф — Спл =1312250 — 1359789 = — 47539 руб;

в т.ч. за счет изменения:

а) объема производства:

ΔСВПусл1 — Спл =1348505 – 1359789 = -11284 руб;

б) суммы постоянных затрат:

ΔСаусл2 – Сусл1 = 1345816 – 1348505 = -2689 руб;

в) суммы удельных переменных затрат:

ΔСвф – Сусл2 = 1312250 — 1345816 = -33566 руб.

Результаты анализа сведем в таблицу 2.13Анализ себестоимости бумаги бланочно-этикеточной.

Табл. 2.13 Анализ себестоимости бумаги бланочно-этикеточной

Объем выпуска продукции, т Постоянные затраты, тыс.руб. Переменные затраты на единицу продукции, руб.
1 2 3
План Факт План Факт План Факт
6,0 6,178 2349,918 2333,307 968136 934570
Себестоимость единицы продукции, руб Изменение себестоимости, руб

Общее

в т.ч. за счет
План Усл.1 Усл.2 Факт VВП А Вi
1359789 1348505 1345816 1312250 - 47539 -11284 -2689 -33566

Теперь более детально изучим себестоимость единицы продукции по каждой статье затрат, для чего фактические данные сравним с плановыми (таблица 2.14 Структура затрат на производство бумаги бланочно-этикеточной).

Табл. 2.14 Структура затрат на производство бумаги бланочно-этикеточной

Статьи затрат

Затраты на тн продукции, руб Структура затрат, %
План Факт Δ План Факт Δ
1 2 3 4 5 6 7
Сырье и материалы 374239 348830 -25409 27,5 26,6 -0,9
Топливо и энергия 376631 376631 0 27,7 28,7 +1
Зарплата производ-ственных рабочих 81404 81404 0 6,0 6,2 +0,2
Отчисления на соц. и медстрахование 28817 28817 0 2,1 2,2 +0,1
Общепроизводственные затраты 315880 293750 -22130 23,2 22,4 -0,8
Общехозяйственные расходы 92863 92863 0 6,8 7,1 +0,3
Прочие произв. расходы 88888 88888 0 6,5 6,7 +0,2
Коммерческие расходы 1067 1067 0 0,2 0,1 -0,1
ИТОГО: 1359789 1312250 -47539 100 100

Из приведенных данных видно, что фактические затраты на 1тонну бумаги в целом снизились на 47539 рублей, в том числе переменные затраты на 1 тн бумаги снизились на 25409 рубля, постоянные затраты снизились на 22130 рублей. Все это свидетельствует о положительной тенденции снижения издержек при выпуске бумаги бланочно-этикеточной.

Снижение затрат по статье «Сырье и материалы» вызвало снижение норм расхода макулатуры и химикатов и использование в производстве низких (более дешевых) марок макулатуры.

2.2. Анализ издержкоемкости проду кции

Важный обобщающий показатель себестоимости продукции — затраты на рубль продукции, который характеризует издержкоемкость продукции. Он выгоден тем, что, во-первых, очень универсальный: может рассчитываться в любой отрасли и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Определяется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной продукции в действующих ценах:

ИЕ=Зобщ/ВП. (2.4)

Динамика затрат на рубль продукции представлена в таблице 2.15 Динамика затрат на рубль продукции.


Табл. 2.15 Динамика затрат на рубль продукции

Годы Уровень показателя Коп. Темп роста, %
1 2 3
1998 82,5 100
1999 84,9 102,9
2000 91,1 110,4
2001 98,1 118,9
2002 82,5 100
2003 82,35 99,8
2004 79,7 96,8
2005 82,2 103,1
2006 90,7 110,3
2007 88,4 97,5

За период 1999-2001 годы уровень затрат на рубль товарной продукции увеличился на 18,9 %, а в 2002-2003 годах снизился до уровня 1998 года. В 2004 году уровень затрат снизился на 3,2 % по сравнению с 1998 годом, а затем в 2005-2006 годах увеличился на 10,3 %, в 2007 году по сравнению с 2006 годом уменьшились на 2,5 %.

Издержкоемкость продукции непосредственно зависит от изменения общей суммы затрат на производство и реализацию продукции и от изменения стоимости произведенной продукции.

На общую сумму затрат оказывают влияние объем производства продукции, ее структура, изменение уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат, которые в свою очередь могут увеличиваться или уменьшаться за счет уровня ресурсоемкости продукции и цен на потребленные ресурсы. Стоимость произведенной продукции зависит от объема выпуска, его структуры и цен на продукцию.

Факторная модель издержкоемкости продукции (ИЕ):

ИЕ = З общ / ВП = (å ( VВП общ * Уdi * Вi )+ А) / å ( VВП общ * Уdi * Цi ), (2.5)

где З общ – общая сумма затрат на производство и реализацию продукции;

ВП – стоимость произведенной продукции в действующих ценах;

VВП общ – объем выпуска продукции в целом по предприятию;

Уdi – структура затрат;

Вi – уровень переменных затрат на единицу продукции;

А – сумма постоянных расходов на весь выпуск продукции;

Цi – цена единицы продукции.

Влияние этих факторов на изменение издержкоемкости продукции рассчитывается способом цепной подстановки по данным таблице № Исходные данные для факторного анализа общей суммы издержек на производство и реализацию продукции и по данным о выпуске продукции, которые представлены в таблице 2.16, выпуск продукции в 2005-2006 годах в таблице 2.17.

Табл. 2.16 Исходные данные для факторного анализа общей суммы издержек на производство и реализацию продукции

затраты Сумма, млн.руб. Факторы изменения затрат
Объем выпуска продукции Структура продукции Переменные затраты

Постоянные

затраты

1 2 3 4 5 6

Базового периода :

∑( VВПi0 х bi0 ) +А0

46034 t0 t0 t0 t0

Базового периода, пересчитанного на фактический объем производства продукции отчетного периода при сохранении ее базовой структуры:

∑( VВПi0 х bi0 ) xxIВП+А0

34349 t1 t0 t0 t0

По базовому уровню на фактический выпуск продукции при фактической ее структуре в отчетном периоде:

∑( VВПi1 х bi0 ) +А0

39777 t1 t1 t0 t0

Отчетного периода при базовом уровне постоянных затрат:

∑( VВПi1 х bi1 ) +А1

44544 t1 t1 t1 t1

Отчетного периода :

∑( VВПi1 х bi1 ) +А1

51249

Табл. 2.17 Выпуск продукции в 2006-2007 годах в млн.руб.

Выпуск продукции Сумма
1 2

Базового периода 2006 год:

∑( VВПi0 х Цi0)

50745

Отчетного периода при базовой структуре и базовых ценах:

∑( VВПi1 х Цi0)±∆ВПстр

57114

Отчетного периода по базовым ценам:

∑( VВПi1 х Цi0)

56666

Отчетного периода по текущим ценам 2007 год:

∑( VВПi1 х Цi1)

57942

Расчет влияния факторов на изменение издержкоемкости продукции приведен в таблице 2.18 Расчет влияния факторов на изменение издержкоемкости продукции.

Табл. 2.18 Расчет влияния факторов на изменение издержкоемкости продукции

Затраты на рубль продукции фактор

Объем

производства

Структура

производства

Уровень удельных переменных затрат Сумма постоянных затрат

Отпускные цены на

продукцию

ИЕ0=46034/50745=90,72 t0 t0 t0 t0 t0
ИЕусл.1=34349/57114=60,14 t1 t0 t0 t0 t0
ИЕусл.2=39777/56666=70,20 t1 t1 t0 t0 t0
ИЕусл.3=44544/56666=78,60 t1 t1 t1 t0 t0
ИЕусл.4=51249/56666=90,44 t1 t1 t1 t1 t0
ИЕ1=51249/57942=88,45 t1 t1 t1 t1 t1
∆ ИЕ0бщ=88,45-90,72=-2,27 -30,58 +10,06 +8,40 +11,84 -1,99

Аналитические расчеты показывают, что размер затрат на рубль продукции изменился за счет следующих факторов:

Изменение объема производства продукции 60,14-90,72= -30,58

Изменения структуры производства 70,20-60,14=+10,06

Уровня переменных затрат 78,60-70,20= +8,40

Размера постоянных затрат 90,44-78,60= +11,84

Повышения цен на продукцию 88,45-90,44= -1,99

Рост уровня постоянных и переменных затрат обусловлен:

повышением ресурсоемкости производства,

увеличением стоимости потребленных ресурсов.

За счет повышения ресурсоемкости производства издержкоемкость продукции увеличились на 3,16 коп. (1789/56666*100),

За счет увеличения стоимости потребленных ресурсов - на 17,56 коп. (9953/56666*100).

Сейчас можно установить влияние исследуемых факторов на изменение суммы прибыли.

Для этого необходимо абсолютные приросты затрат на рубль продукции за счет каждого фактора умножить на выручку за фактический объем реализации продукции по плановым ценам:

DПхi = DУзхi * å (VРПiф * Цiпл) (2.6)

Из таблицы 2.19 Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли видно, что уменьшению прибыли способствовали изменение структуры производства, рост переменных и постоянных затрат. Причем, наибольшее влияние на уменьшение прибыли оказало увеличение суммы постоянных затрат и изменение структуры производства. Отрицательное влияние на прибыль оказали такие факторы, как рост цен на потребленные ресурсы (внешний фактор) и повышение уровня ресурсоемкости продукции (внутренний фактор).


Табл. 2.19 Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  512  513  514   ..

 

Фактор Расчет влияния Изменение суммы прибыли, тыс.руб.
1 2 3
Объем выпуска продукции -30,58* 57942 /100 +17719
Структура продукции +10,06* 57942 /100 -5829
Уровень переменных затрат на единицу продукции +8,40* 57942 /100 -4867
Увеличение суммы постоянных затрат на производство и реализацию продукции +11,84* 57942 /100 -6860
Изменение уровня отпускных цен на продукцию -1,99* 57942 /100 +1153