Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 14

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  272  273  274   ..

 

 

Малое предпринимательства в Республике Беларусь

Малое предпринимательства в Республике Беларусь

Состояние и перспективы развития малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь

· Постановление совета Министров Республики Беларусь от30 июня 2009 г. № 863«О предельных значениях выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) для субъектов малого предпринимательства» В соответствии с постановлением индивидуальным предпринимателям, объем выручки которых от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за 2008 г. не превышает 500 млн руб., может быть оказана финансовая государственная поддержка за счет средств программ поддержки малого предпринимательства в Беларуси.

· Указ президента Республики Беларусь от21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства»В соответствии с указомГосударственная финансовая поддержка за счет средств, предусмотренных в программах государственной поддержки малого предпринимательства, оказывается субъектам малого предпринимательства путем предоставления:

1.Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей : финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе; имущества на условиях лизинга (финансовой аренды); гарантий по льготным кредитам, выдаваемым банками ;

2.облисполкомами и Минским горисполкомом: финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе; субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами; субсидий для возмещения расходов на выплату лизинговых платежей по договорам лизинга (финансовой аренды) в части оплаты суммы вознаграждения (дохода) лизингодателя ; субсидий для возмещения части расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо с их организацией ;

3.банками Республики Беларусь льготных кредитов за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами государственной поддержки малого предпринимательства и размещенных во вклады (депозиты) этих банков;

4.субъектам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (центрам поддержки предпринимательства, инкубаторам малого предпринимательства) путем предоставления субсидий.

· Декрет президента Республики Беларусь от20 декабря 2007 г. № 9 «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности»В декрете обозначены права и обязанности предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории сельской местности.

· Указ президента Республики Беларусьот24 марта 2005 г. № 148«О неотложных мерах по поддержке предпринимательства» В целях создания условий для дальнейшего развития предпринимательства в Республике Беларусь, обеспечения гарантий соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, пресечения злоупотреблений в этой сфере, расширения рынка товаров и услуг, формирования в стране благоприятного экономического климата:

· Указ президента Республики Беларусь17 октября 2005 г. № 481. «О порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий». Установить, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, на которых в соответствии с законодательными актами наложены административные взыскания, по решению Президента Республики Беларусь могут быть полностью или частично освобождены от этих взысканий[26].

Таким образом, можно констатировать, что нормативная правовая база по малому бизнесу, как основа в организации, поддержке и развитии данного сектора экономики Республики Беларусь, существует, развивается и, естественно, требует постоянного совершенствования с целью создания благоприятных условий деятельности субъектов малого предпринимательства [6,с.67].

2 АНАИЗ АЗВИТЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1 Анализ динамики состава и структуры предпринимательства

Республика Беларусь придает большое значение развитию малого предпринимательства, принимает необходимые меры по стимулированию, созданию благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в данном секторе экономики, путем привлечения иностранных инвестиций.

Предпринимательство играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию экономике дополнительной стабильности.

Грамотный, справедливый бизнес создает рабочие места и удовлетворяет потребности рынка. Таким образом проанализируем деятельность малых предприятий Республики Беларусь в основных экономических показателях. Все результаты отразим в диаграмме 2.1 Для исключения влияния инфляционного фактора и возможности анализа такого показателя как номинальная начисленная среднемесячная заработная плата за 2007-2009 года , данные за 2007 и 2008 года приведем в сопоставимый вид с данными 2009 года, для этого используем индексы потребительских цен I2008/2007 =1,121; I2009/2008 =1,133.Таким образом, для обеспечения сопоставимости данных показатели номинальной начисленной среднемесячной заработной платы за 2007 год умножаем на 1,121 и на 1,133,а показатели за 2008 год умножаем на 1,133,после этого данные могут быть использованы для анализа и динамики.

Рисунок 2.1-Основные экономические показатели деятельности малых предприятий Республики Беларусь за 2007-2009 г.г.

Источник: собственная разработка на основе аналитический данных национального статистического комитета РБ [23].

Анализируя данные диаграммы 2.1 число малых предприятий за 2007 год по сравнению с 2008 годом увеличилось на 16751 единиц, а в 2009 году по сравнению с 2008 это число также заметно возросло на 9411 единиц, тоже самое можно сказать о средней численности работников, в 2009 году численность работников составила 691060 человек(2008-570060чел.,2007-453214 чел.) и заработной плате, которая с учетом индекса потребительских цен составила в 2007 году- 691566руб., в 2008году-773047руб.,и в 2009 году – 844052 руб. .Это свидетельствует о том ,что малое предпринимательство не только эффективно развивается ,но и удовлетворяет потребности не только рынка, но и всего общества в целом.

Небольшие организации вносят существенный вклад в развитие экономики Беларуси, увеличивая объемы ВВП, производства промышленной продукции, общий внешнеторговый оборот и т.д. ( рисунок 2.2).

За 2009 год удельный вес ВВП, произведенного субъектами малого предпринимательства, составил 11,4% от общего объема ВВП и вырос по сравнению с 2008 годом на 2,1%.

За 2009 год субъектами малого предпринимательства произведено:

· 9,2% от общего объема промышленного производства (за 2008 год – 8,2%);

· 29,5% от общего объема розничного товарооборота (за 2008 год – 19,9%);

· 30,5% от общего объема внешнеторгового оборота (за 2008 год – 16,7%).

Удельный вес выручки, полученной в 2009 году малыми предприятиями, составил 28,3% и вырос по сравнению с 2008 годом на 7,6 %.

Почти в 2 раза по сравнению с 2008 годом увеличен объем инвестиций в основной капитал малых предприятий.

Рисунок 2.2-Удельный вес малых предприятий Республики Беларусь в основных экономических показателях за 2007-2009г.г.

Источник: собственная разработка на основе аналитических данных национального статистического комитета РБ [22].

Из приведенной диаграммы видно, что удельный вес малых предприятий в основных экономических показателей увеличился в 2009 году, причем заметно, чего нельзя было сказать о тенденции 2007 и 2008 годах. Это свидетельствует о том, что малое предпринимательство вносит значительный вклад в развитие экономики, обеспечивая ее необходимыми ресурсами.

Рентабельность реализованной малыми предприятиями продукции (работ, услуг) составила в 2009 году 13,5% (в 2008 году -17,1%).

Отраслевая структура малого предпринимательства неоднородна. Наибольшее количество малых предприятий занято в торговле и общественном питании (42%), промышленности (20%), строительстве (10,2%,) на транспорте (8,4%), в сельском хозяйстве (3,34%) (Приложение А).

По информации Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, по состоянию на 1 ноября 2010 г. в республике состоит на учете 85324 субъекта малого предпринимательства – юридическое лицо. По сравнению с аналогичным периодом 2009 г. количество юридических лиц – субъектов малого предпринимательства увеличилось на 7397 (или на 9,5%), по сравнению с началом года – также увеличилось на 6689 (или на 8,5%) [20].

Уровень регионального развития малых предприятий во многом зависит от таких факторов, как выгодное географическое положение, наличие трудовых и сырьевых ресурсов, уровень доходов населения, наличие развитой инфраструктуры, отношение и поддержка со стороны местных властей.

Наибольший уровень деловой активности в г. Минске - 27 субъектов малого предпринимательства – юридических лиц на тысячу постоянного населения в трудоспособном возрасте (средний показатель по республике – 16,6), наименьший – в Гомельской области – 11 субъектов малого предпринимательства – юридических лиц на тысячу постоянного населения в трудоспособном возрасте. В 2009 году в четырех областях: Брестской, Витебской, Гродненской и Могилевской, этот показатель почти уровнялся и составил 12-13,5 малых предприятий на тысячу населения. Уровень деловой активности по регионам приведен в таблице 2.

Таблица 2.1-Уровень деловой активности по регионам

Количество субъектов малого предпринимательства – юридических лиц на 1000 человек постоянного населения в трудоспособном возрасте (в среднегодовом исчислении)
Республика Беларусь 16,6
по областям (г. Минску):
Брестская 13,1
Витебская 12,6
Гомельская 11
Гродненская 13,1
г. Минск 27
Минская 17,3
Могилевская 13,4

Источник:[20, таблица 2]

Большая часть малых предприятий (38,3 процента) сконцентрирована в г. Минске. Это объясняется тем, что г. Минск обладает развитой производственной инфраструктурой, на его территории сконцентрированы значительные производственные мощности и квалифицированные кадры (рисунок 2.3).

Рисунок 2.3- Распределение количества малых предприятий по областям Республики Беларусь, в % к общему количеству

Источник: собственная разработка

Численность индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 ноября 2010 г. составила 233009 человек. К уровню 1 ноября 2009 г. численность индивидуальных предпринимателей увеличилась на 13006 человек (или 5,9%), по сравнению с их численностью на начало года - выросла на 13404 человека (или на 4,6%) [20].

Рисунок 2.4- Распределение количества индивидуальных предпринимателей по областям Республики Беларусь, в % к общему количеству

Источник: собственная разработка

Приведенная диаграмма свидетельствует о том, что распределение количества индивидуальных предпринимателей по регионам республики более равномерное, чем малых предприятий. Это объясняется тем, что процедура регистрации индивидуальных предпринимателей, их налогообложение проще, чем в случае юридических лиц, для осуществления их деятельности не требуется значительных капиталовложений, владения навыками управления, а, следовательно, высокой квалификации или специального образования, и, самое основное, они не "привязаны" к месту нахождения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алейников, А.Н. Предпринимательская деятельность : учеб.-практ. Пособие - М. : Новое знание, 2003. - 303 с.

2. Акулич, И.Л. Развитие теории и практики менеджмента и маркетинга : Сб. науч. тр. - Мн. : БГЭУ, 2001. - 219с.

3. Балашевич, М.И. Экономика малого бизнеса : учеб. пособие для студ. экон. спец. учреждений, обеспечивающих получение высш. Образования. - Мн.:БГЭУ,2005.-231с.

4. Барановский, К.С. Социально-экономическая роль малого предпринимательства : конкурсная научная работа 1 категории.- М-во образования РБ, Полоцкий гос. ун-т; науч. рук. Н.И. Суханов. - Новополоцк, 2004.-44с.

5. Вербитская, Н.А. Время перемен для малого бизнеса // Экономика Беларуси.-2009.-N1(18).- С.42-46.

6. Волков, Н.Г. Бухгалтерский учет на предприятиях малого и среднего бизнеса:Простая форма учета-М.:Бизнес-Карта,1994.-200с.

7. Гавриленко, В.Г. Финансы в малом бизнесе:Анализ безубыточности и прогнозирование успеха - Мн. : Право и экономика, 1994. - 117с.

8. Гинзбург, А.И. Экономический анализ для руководителей малых предприятий - СПб. : Питер, 2007. - 223 с. - Библиогр. : с. 217-223.

9. Гражданский кодекс Республики Беларусь: с изм. и доп. Мн.:НЦПИ РБ,2003,621с.

10. Гэммон, Д.Д. Покупка и продажа в малом бизнесе : Руководство Барклайз Банка - М. : Аудит: ЮНИТИ, 1996. - 232с.

11. Добринец, С.С. Малый бизнес : состояние и тенденции развития в Республике Беларусь // Вестник БрГТУ. - 2007. - N3(45) - С.38-42.

12. Добрынин, А.И. Малый бизнес - потенциал конструктивного экономического роста // Вестник саратовского государственного социально-экономического университета. - 2003. - N 6. - С. 11-19.

13. Догиль, Л.Ф. Предпринимательство и малый бизнес : Учеб. пособие / Л. Ф. Догиль, Б. Д. Семенов. - Мн. : Выш. шк., 1997. - 266с.

14. Дроздова, Т. Г. Состояние и поддержка малого бизнеса в Республике Беларусь // Труды молодых специалистов Полоцкого государственного университета. Экономические науки. - 2007. - Вып. 17. - С. 71-74.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  272  273  274   ..