1998
|
2583
|
18 419,7 млн. деном. руб.
|
|
Федеральный закон от 22.03.1991 №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»
Далее после образования Российской Федерации были приняты следующие важные постановления Правительства РФ в части касающейся поддержки и развития малого бизнеса в России:
· Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. № 548 утверждено Положение о Комитете поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимущества РФ;
· Постановление Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 «
О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в РФ»;
Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ определил основные положения в области государственной поддержки малого бизнеса в России, установил формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Также нужно отметить, что с принятием этого закона появились новые критерии определения предприятий и организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства.
Вскоре государство осознало необходимость изменения налогового законодательства в части налогообложения, в связи с чем, был принят Федеральный закон от 29 декабря 1995 года № 222-ФЗ «
Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»
.
Со 2 августа 1997 года официально вступил в силу новый закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ"(N 123-ФЗ, подписан Президентом РФ 21 июля 1997 года).
Президентом РФ был подписан новый Федеральный закон N 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». [14]
Глава 3. Трансформация отношений собственности
3.1. Образование частных предприятий
Частные предприятия в переходной экономике образуются путем как инвестирования и капитализации доходов и сбережений физических и негосударственных юридических лиц (частные предприятия на собственной основе), так и трансформации государственной собственности (приватизированные предприятия). При этом важно, что независимо от способа учреждения предприятий функции собственности и профессионального управления полностью совпадают только в рамках мелких фирм.
Что же касается средних и особенно крупных частных предприятий, образованных в результате приватизации, то в их рамках неизбежно происходит известное расщепление капитала на капитал-собственность (контроль) и капитал-функцию (управление), позволяющее использовать наемных профессиональных менеджеров и освободить собственников от функций непосредственного управления капиталом. Принципиально важно, что согласование контроля и управления не происходит автоматически. Опыт всех постсоциалистических стран свидетельствует о неизбежности конфликтов по этим вопросам между новым и старым менеджментом, внешними и внутренними инвесторами, наемными работниками приватизированных компаний.
В переходной экономике структура капиталов новых частных и смешанных компаний по форме собственности и типу инвесторов зависит прежде всего от примененных методов приватизации. Именно они определяют специфику корпоративного контроля и перспективы дальнейшей рыночной реструктуризации приватизированных предприятий. По этим признакам можно выделить следующие типы частных компаний.
1
. Компании, приватизированные методом прямых продаж внешнему (в том числе иностранному) инвестору.
2.
Компании, выкупленные менеджментом и работниками.
3.
Компании, возникшие в ходе массовой ваучерной приватизации.
Исходя из особенностей структуры капитала и преобладающей формы контроля, можно выделить три типа корпоративного управления частными и смешанными компаниями, сложившихся в переходной экономике:
1) управление средними и крупными предприятиями, когда основной контроль концентрируется в руках банков и банковских посреднических фирм. Банки четко контролируют эмиссионную деятельность такой компании, не допуская нарушения необходимого им баланса власти и управления;
2) управление компаниями, имеющими стратегического иностранного инвестора. Опыт восточноевропейских стран свидетельствует, что действия такого собственника могут приходить в противоречие с интересами национальной экономики (экспорт прибыли и капитала, подавление потенциального конкурента и т.п.);
3) управление компаниями, преимущественно небольшими, не имеющими крупных стратегических инвесторов и вынужденных рассчитывать исключительно на собственные внутренние источники роста. В таких компаниях корпоративное управление максимально приспосабливается к особенностям рыночной среды и необходимости эффективно использовать ограниченные инвестиционные ресурсы. Этот тип корпоративного управления получил широкое распространение в России.
3.2.Трансформация собственности на примере
В данной главе рассмотрена трансформация отношений собственности на примере Пермского завода силикатных панелей.
Конец 80-х и начало 90-х годов характеризуются как период поиска страной новых более эффективных способов управления производством. В 1985 году в СССР была объявлена перестройка и одной из форм повышения эффективности производства правительство страны и КПСС считали назначение на руководящие должности руководителей, избранных непосредственно коллективом. 23 января 1989 года выборы директора завода состоялись и на ПЗСП. На заводской конференции на должность первого руководителя было выдвинуто две кандидатуры. Кандидатами были выдвинуты программы развития завода на ближайшую перспективу, включая сюда и социальные вопросы развития коллектива.
Выборы руководителей стали первой «ласточкой» так называемой «горбачевской оттепели». Следующим этапом стал ряд мер по повышению самоокупаемости производств, снижению издержек и увеличению рентабельности. Стала меняться и хозяйственно-правовая форма управления – в конце 80-х предприятиям предлагались различные модели хозяйственного расчета в рамках государственного предприятия, а позже - акционирование.
Приказом по ТСО «Западуралстрой» (правопреемник «Главзападуралстроя») № 165 от 13.07.1989 года создается проектно-строительное объединение «Пермстройрогресс», куда с 1 июля этого же года должен был переведен на стройбаланс и завод силикатных панелей, но уже 12.09.1989 г. выходит новый приказ по ТСО «Западуралстрой» за номером 219, где отменяется предыдущее решение, а ПЗСП остается на промышленном балансе и ведет свою хозяйственную деятельность по первой модели хозрасчета в составе НПСО «Силикат».
В 1990 году ПЗСП передается из состава НПСО «Силикат» в состав ТСО «Западуралстрой» с непосредственным подчинением ТСО.
Это был последний приказ ведомственной подчиненности, потому как 17.12.1991 года Пермский завод силикатных панелей регистрируется в Дзержинском райисполкоме как товарищество с ограниченной ответственностью, а ровно через год – 27.12.1992 года Администрация Дзержинского района г. Перми регистрирует ПЗСП как акционерное общество открытого типа «Пермский завод силикатных панелей».
6 мая 1997 года администрация Дзержинского района г. Перми в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и заявлением АООТ «Пермский завод силикатных панелей» вносит изменение в название предприятия. С этого периода и по настоящее время завод именуется «Открытое акционерное общество «Пермский завод силикатных панелей» (АО «Пермский завод силикатных панелей»).
История России знает немало примеров того, как в суровые девяностые рушились производства, продавались предприятия-банкроты. Все это требовало огромного напряжения сил и недюжинной энергии от руководителей производства. Но в то же время эта новая веха в истории страны имела и неоспоримые преимущества – свободу выбора.
Заключение
Переходная экономика - это экономика, где основное значение имеет не примитивное функционирование сформировавшихся связей и элементов, а «отмирание» старых и становление новых связей и элементов.
Преобразование в отношении собственности - материальное направление экономической трансформации в странах с переходной экономикой. Специфика российской экономики, определявшаяся тотальным господством государственной собственности, диктует необходимость разгосударствления и приватизации как основного метода перехода к реальному многообразию форм собственности как основе формирования рыночного хозяйства, как оптимизации структуры предпринимательства.
Во время переходного периода в РФ произошел ряд реформ, который способствовал трансформации собственности из государственной в частную. Например, известная всем приватизация собственности. Кроме того, для ведения крестьянско-фермерских хозяйств в 90-е годы были выделены земли бесплатно в частную собственность.
С начала перехода к рынку начали появляться законы о поддержке предпринимательской деятельности, антимонопольные законодательства, акты о приватизации недвижимости и земельных участков. Все это способствовало развитию частного предпринимательства.
Из организационных форм предпринимательской деятельности в России переходного периода самой популярной и действенной оказалась акционерная форма.
Что же касается средних и особенно крупных частных предприятий, образованных в результате приватизации, то в их рамках неизбежно происходит известное расщепление капитала на капитал-собственность (контроль) и капитал-функцию (управление), позволяющее использовать наемных профессиональных менеджеров и освободить собственников от функций непосредственного управления капиталом.
В экономике России стала прослеживалась тенденция к началу новой концентрации и централизации капитала, а также самой хозяйственной деятельности. Произошло широкомасштабное поглощение предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприятия оказывались первой жертвой такого поглощения. Менее рентабельные малые предприятия не выдерживали конкуренции со средними и крупными фирмами и были вынуждены свертывать свою деятельность.
Однако можно выделить проблемы, благодаря которым сфера малого бизнеса в России до сих пор остается менее приоритетной: административные барьеры (коррупция); отсутствие кредитных ресурсов; криминальные риски; отсутствие опыта в управлении; отсутствие господдержки; отсутствие гарантий защиты частной собственности.
Также в данной работе была рассмотрена трансформация отношений собственности на примере ПЗСП. В конце 80-х предприятию предлагались различные модели хозяйственного расчета в рамках государственного предприятия, а позже – акционирование, следовательно стала меняться и хозяйственно-правовая форма управления
Приказом по ТСО «Западуралстрой» (правопреемник «Главзападуралстроя») № 165 от 13.07.1989 года создается проектно-строительное объединение «Пермстройрогресс», куда с 1 июля этого же года должен был переведен на стройбаланс и завод силикатных панелей, но уже 12.09.1989 г. выходит новый приказ по ТСО «Западуралстрой» за номером 219, где отменяется предыдущее решение, а ПЗСП остается на промышленном балансе и ведет свою хозяйственную деятельность по первой модели хозрасчета в составе НПСО «Силикат».
В 1990 году ПЗСП передается из состава НПСО «Силикат» в состав ТСО «Западуралстрой» с непосредственным подчинением ТСО.
Это был последний приказ ведомственной подчиненности, потому как 17.12.1991 года Пермский завод силикатных панелей регистрируется в Дзержинском райисполкоме как товарищество с ограниченной ответственностью, а ровно через год – 27.12.1992 года Администрация Дзержинского района г. Перми регистрирует ПЗСП как акционерное общество открытого типа «Пермский завод силикатных панелей».
6 мая 1997 года администрация Дзержинского района г. Перми в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и заявлением АООТ «Пермский завод силикатных панелей» вносит изменение в название предприятия. С этого периода и по настоящее время завод именуется «Открытое акционерное общество «Пермский завод силикатных панелей» (АО «Пермский завод силикатных панелей»).
Ученые считают, что Россия до сих пор не перешла к рынку и живет во времена экономики переходного периода, т.к. многие реформы, способствующие переходу к рынку, не были произведены в должном виде.
Библиографический список
1. Гайдар Е.Т. Термин экономика переходного периода // http://www.iet.ru/
2. Анчак Р. Сравнительный анализ стабилизационных программ 90-х гг./ под ред. С. Васильева; Моск. Центр Карнеги. М.: Гендальф, 2003. 447 с.
- Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. СПб.: Питер, 2007.
- Экономическая теория (политэкономия) / Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 2000.
5. Денис Вараксин, Юлия Федоринова. Разделили цинк // Ведомости. 04.06.2009
6. ОАО «ЧЦЗ» — Металлургический комплекс — История // zinc.ru
7. Опередить «Лукойл». Ведомости, № 244 (1771), 26 декабря 2006
8. Михаил Оверченко, Елена Виноградова. Дороже нефти // Ведомости, 28.04.2009, № 76 (2346)
9. Красникова Е.В. Экономика переходного периода; ОМЕГА-Л, 2007. 295с.
10. Курс экономической теории: Учебное пособие. /Под ред. Тура А.Н., Плотницких М. И. – Мн.: ”Мисанте”, 2007г. 11. Волконский В.А. Институциональные проблемы российских реформ. М.,1998.
12. Колодко Г. От шока к терапии. Политическая экономия постсоциалистических преобразований. М.,2000.
13. Ясин. Е.Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ. М.: ГУ-ВШЭ,2002.
содержание ..
67
68
69 ..
|
|