Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 13

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  757  758  759   ..

 

 

Влияние культуры организации на эффективность ее функционирования

Влияние культуры организации на эффективность ее функционирования

Влияние культуры организации на эффективность ее функционирования

Сравнение японского и европейского менталитетов

Индикаторы раз­вития культуры Тип организационной культуры
Корпоративная Гражданская
Ориентация Регламентируется и регулируется в основном внутренняя жизнь организации Направлена на включение организации в более широкое гражданское сообщество
Степень открытости Закрытая (или полузакрытая) система, ограничивающая доступ в организацию посторонних участников Открытая система, доступная для других участников, не принадлежащих формально к организации
Степень автономности Личная и групповая зависимость членов организации от ее руководства Личностная автономия при условии соблюдения организационно-правовых рамок
Уровень разнообразия Однообразие организационных норм и принимаемых решений Плюрализм культурных образцов и толерантность в их исполнении или обмене (при наличии общей стратегии)
Стиль руководства Директивный стиль руко­водства и взаимоотноше­ний в организациях, по­строенных «по вертикали» Демократичность в организациях, построенных «по горизонтали»
Механизм принятия решений Декларируемая свыше или принятая формальным большинством членов организации система представлений о приоритетах ее развития Выработка приоритетных решений происходит «снизу вверх» и во многом независимо от мнения формального руководства
Роль личности Доминирование групповых (коллективистских) идеалов и ценностей организации над индивидуальными Преобладание индивидуально-личностных начал, стремление к их гармонизации с об­щественными интересами
Традиции Сочетание рационально обоснованных решений с имеющимися в организации традициями Развитие иных ценностно-рациональных начал органи­зации в противовес или в дополнение существую­щим традиционным устоям
Инновационные процессы Дозированное использование нововведений при сохранении и развитии наиболее жизнеспособных образцов Сфера распространения инноваций определяется в зависимости от меры и объема возможностей свободного развития работников

Заключение

В самом общем понимании культура представляет со­бой исторически определенный уровень развития общест­ва, творческих сил и особенностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности лю­дей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Таким образом, она охватывает две сферы че­ловеческого бытия: материальную и духовную, то есть включает в себя предметные результаты деятельности лю­дей (машины, сооружения, результаты познания, произве­дения искусства, нормы морали, права и т.д.), а также че­ловеческие силы и способности, реализуемые в деятельно­сти (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравст­венное и эстетическое развитие, мировоззрение, способы и формы общения людей).

Хотя культура - единая целостная система, атрибут всего общества, тем не менее существуют качественные различия социокультурного процесса в разных сферах жизнедеятельности. В этой связи можно выделить такие виды культуры, как, например, политическую, производст­венную, правовую, научную, языковую, бытовую, органи­зационную и др.

Организационная культура - это культура обеспечения упорядоченности и согласованности функционирования социальных организаций различного уровня. Эта культура организационных действий базируется на собственной системе идеальных образов (смысловых установок, ценностей, норм и ориентиров деятельности) по реализации мис­сии и целей организации. Организационная культура при­сутствует на всех уровнях жизнедеятельности общества (мирового сообщества, страны, региона, города, предпри­ятия). На каждом из этих уровней она, как общая культура, подразделяется на духовную и материальную. Наиболее консервативной ее частью выступает духовное: организа­ционные смысловые установки, ценности, нормы поведе­ния, ориентиры деятельности.

Смысловые установки определяют суть организацион­ной деятельности в обеспечении реализации миссии соци­альной организации. Организационные ценности - это система представлений о полезности и предпочтительно­сти тех или иных средств, форм и методов обеспечения миссии, а нормы целесообразного поведения отражают образ организационных действий. На основе ценностей и норм поведения формируются ориентиры организацион­ной деятельности, т.е. предположения: как и в каких на­правлениях должны действовать участники этой деятель­ности, чтобы обеспечить реализацию миссии организации. Вещественная (материальная) составляющая органи­зационной культуры определяет потенциальные возмож­ности организации в достижении своих целей. Например, при слабости технической базы не решить задачу создания конкурентоспособных производств. Однако вещественная база организационной культуры определяет лишь макси­мально возможный уровень реализации целей организа­ции. Чтобы его достигнуть, нужно обеспечить рациональ­ное функционирование вещественных составляющих ор­ганизационной культуры в единстве с подсистемами иде­альных образов и знаний.

Средства и предметы, образующие вещественную со­ставляющую организационной культуры, сами являются носителями той или иной культуры. Они создаются с оп­ределенным смыслом, имеют собственную миссию (пред­назначение), ценность, возможные пределы и направления использования.

Существенное различие в строении и специфике функционирования различных организационных культур предопределяет их разнообразие с точки зрения характеристик внешнего состояния, форм и направлений поведения в мегакультуре, взаимоотношений с другими одноуровне­выми разновидностями, особенности самого субъекта культурного процесса.

На этой основе можно выделить ряд характерных ти­пов организационных культур: сильные и слабые; динами­ческие и статические; активные и пассивные; целенаправ­ленные и неориентированные; экстравертные и интравертные; открытые и закрытые; конформистские и конфронтационные; субъективистские и объективистские: абсолют­ного лидерства и несубординированные; индивидуалисти­ческие и коллективистские.

Организационная культура оказывает прямое воздей­ствие на результативность функционирования любого хо­зяйствующего субъекта. Она влияет на конечные результа­ты его деятельности, на повышение качества и имиджа выпускаемой продукции, на степень совершенствования технологии систем производства, на рациональное исполь­зование всех видов ресурсов, на улучшение параметров создаваемых изделий, на прогрессивное развитие самой организации. Чем выше уровень культуры, тем выше ко­нечные результаты деятельности организации.

Список литературы

1. Абрамова Л.И. Целостность и управление. – М.: Наука, 2005. -341с.

2. Богданов А.А. Всеобщая организационная наука. – М.: Экономика, 2004. -341с.

3. Добавлев В.Л. Теория организаций. – М.: ИНФА-М, 2005. -420с.

4. Керженцев П.М. Принципы организации. – М.: Экономика, 2004. -321с.

5. Коренченко Р.А. Общая теория организации. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 286с.

6. Мильнер Б.З. Теория организаций. – М.: ИНФА-М, – 2004. -122с.

7. Пригожин А.И. Органиции: системы и люди. – М.: Луч, 2004. -298с.

8. Радченко Я.В. Теория организации. – М.: Дело, 2005. -340с.

9. Смирнов Э.А. Основы теории организации. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2002. - 375с.

10. Теория организации. / Под ред. В.Г. Алиева. – М.: Луч, 2004. -416с.

11. Теория организации. / В.С. Лапшин, А.А. Козлов, Л.В. Шабаркина, - Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та, 2001. -104с.

12. Теория организации. / Под ред. Г.Р. Латфуллин, А.В. Райченко. – СПб.: Питер, 2003. - 400с.

13. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. – М.: Мысль, 2001. -223с.

14. Франчук В.И. Основы построения организационных систем. – М.: Экономика, 2003. -412с.

15. Хачатуров С.Е. Организация производственных систем. – Тула: Шар, 2004. -316с.

16. Янг С. Системное управление организацией. – М.: Дашков и Ко , 2005. -378с.

Приложение 1.


Критерии сравнения Японцы Европейцы
Мировосприятие Монизм, интуиция Дуализм, логика
Отношение к природе и судьбе Идентификация, покорность судьбе, согласие, стойкость Доминирование, вызов, ориентация на прогресс, преодоление
Формы поведения Группа, ситуация, установки личности Индивид, научные принципы, интеллектуальные или функциональные способности
Социальные отношения Компромисс между личностями, идентификация индивида с организацией, закрытость, стабильность организации Конфронтация, конкуренция между индивидами, противостояние существования индивида и организации, открытость, нестабильность организации
Субкультуры, образованные по социально-политическим признакам: по социальному статусу, по политическим пристрастиям, по общественно-политической активности
Субкультуры, образованные по общности интересов и личных пристрастий: групп неформального общения, групп работников-предпринимателей, другие
Субкультуры неквалифицированных рабочих: транспортировщиков и грузчиков, упаковщиков, других
Субкультуры квалифицированных рабочих: станочников, регулировщиков, наладчиков, других
Субкультуры специалистов в области: техники и технологии, менеджмента, финансов и бухгалтерского учета, других

Рис.1. Структура организационной культуры предприятия


1 Теория организации. / Под ред. В.Г. Алиева. – М.: Луч, 2004. –С.318

1 Теория организации. / Под ред. В.Г. Алиева. – М.: Луч, 2004. –С.320

1 Теория организации. / Под ред. Г.Р. Латфуллин, А.В. Райченко. – СПб.: Питер, 2003. – С.212

1 Смирнов Э.А. Основы теории организации. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2002. – С.100

1 Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. – М.: Мысль, 2001. –С.210

1 Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. – М.: Мысль, 2001. –С.97

1 Янг С. Системное управление организацией. – М.: Дашков и Ко , 2005. –С.310

1 Радченко Я.В. Теория организации. – М.: Дело, 2005. –С.301

1 Радченко Я.В. Теория организации. – М.: Дело, 2005. –С.303

1 Мильнер Б.З. Теория организаций. – М.: ИНФА-М, – 2004. –С.54

1 Мильнер Б.З. Теория организаций. – М.: ИНФА-М, – 2004. –С.57

1 Коренченко Р.А. Общая теория организации. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – С.69

1 Коренченко Р.А. Общая теория организации. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – С.100

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  757  758  759   ..