Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 13

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  742  743  744   ..

 

 

ВТО этапы формирования, система управления, основные направления деятельности

ВТО этапы формирования, система управления, основные направления деятельности

Введение

Темой, выбранной нами для написания а, является ВТО: этапы формирования, система управления, основные направления деятельности. В ходе работы, нам необходимо познакомиться с такой организацией, как Всемирная торговая организация, изучить принципы ее работы, познакомиться с историей ее создания.

Всемирная торговая организация представляет собой один из наиболее крупных международных институтов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность вообще и ее торговый сектор в частности. Членами ВТО являются более 150 стран, и существует еще определенные государства, включая Россию, которые претендуют на место в этой организации. Штаб-квартира ВТО находится в Женеве, руководителем организации на данный момент (с 2005г.) является Паскаль Лами [5]. Официальные языки организации - английский, французский, испанский [8].

1.1. История создания ВТО. ГАТТ

Начиная говорить о ВТО, нельзя не упомянуть о Генеральном соглашении по тарифам и торговле (GeneralAgreementonTariffsandTrade), или ГАТТ, своеобразном прародителе Всемирной торговой организации. ГАТТ – это международная экономическая организация, регулировавшая в 1948-1994 гг. правила международной торговли согласно принципам либерализма [9].

Все возрастающая роль мировой торговли заставила индустриальные страны уже в XIX веке поддерживать на международном уровне ограниченную кооперацию по вопросам таможенных пошлин. Разразившийся в 1929 году глобальный кризис и попытки его преодоления в отдельных странах путем прямой защиты внутреннего рынка высокими таможенными пошлинами от иностранного импорта показали, что при все возрастающих объемах внешней торговли необходима ее индустриализация и наднациональное регулирование в признанных международно-правовых рамках. Экономическим фундаментом требований либерализации внешней торговли служит экономическая теория сравнительного преимущества, разработанная в начале XIX века Давидом Риккардо [2]. Идея создания международной организации, призванной регулировать международную торговлю, возникла еще до окончания Второй мировой войны. В основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на конференции в Бреттон Вуде были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития [3]. Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО). Для этого в 1946 году в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать метериально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, предложить заинтересованным странам устав этой организации, взять на себя координирующую роль в вопросах упрощения внешней торговли и снижения таможенного бремени на пути товаров из страны в страну [9]. Уже в октябре 1947 года было подписано Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации. Это соглашение, рассматриваемое как временное, вступило в силу 1 января 1948 года. СССР не был приглашен к участию в Гаванской конференции, так как отказался быть участником МВФ и МБРР. Советское правительство опасалось того, что большое влияние, которое имели США в этих организациях, и начало противостояния между идеологическими блоками (Холодная война) не позволят в должной степени учитывать интересы СССР в рамках этих организаций. Конгресс США, однако, неожиданно отказался от ратификации Устава МТО, несмотря на то, что Соединенные Штаты были главной движущей силой организации МТО, и ГАТТ, первоначально временное соглашение, продолжало действовать без всякой организационной структуры, которой должна была стать МТО. В последующие годы ГАТТ, хотя и в урезанном от первоначально задуманного виде, оказался достаточно эффективной системой, в рамках которой средняя таможенная пошлина снизилась с 40% к моменту подписания соглашения в середине сороковых годов до 4% в середине девяностых. С целью снижения прямых таможенных пошлин и скрытых, так называемых нетарифных, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ регулярно проводились раунды переговоров между странами-участницами. Так называемый Уругвайский раунд переговоров, длившийся с 1986 по 1994 год, был наиболее успешным. В результате долгих переговоров в 1994 году в Марракеше было подписано соглашение о создании ВТО, вступившее в силу 1 января 1995 года. Страны-участницы достигли согласия о том, что в рамках этой организации будет не только регулироваться торговля товарами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 года), но и в связи с возрастающей ролью услуг в постиндустриальном обществе и их растущей долей в мировой торговле (на начало XIX века – около 20%) принято Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS), регулирующее эту область внешней торговли. Также в рамках Марракешского соглашения было принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPs), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО [8].

Таким образом, спустя почти 50 лет после неудачных попыток создания международной организации и существования временной конструкции ГАТТ, регулирующей вопросы внешней торговли, с 1 января 1995 года ВТО приступило к работе.

1.2. Организационная структура ВТО

Сегодня ВТО является главной международной организацией, в рамках которой обсуждаются и разрабатываются все основные вопросы, связанные с режимом международной торговли товарами и услугами, осуществляется контроль над соблюдением правовых норм. Более того, развитие ВТО за первые шесть лет ее деятельности отчетливо показало, что круг ведения ее вопросов расширяется и, очевидно, в ближайшие годы пополнится новыми сложными вопросами: проблемы защиты окружающей среды, связанные с торговлей; внешняя торговля и международное перемещение капиталов; внешняя торговля и обмен передовыми технологиями; внешняя торговля и конкурентная политика и ряд других. Таким образом, ВТО все активнее превращается в универсальную международную организацию по регулированию всех процессов международного обмена товарами, капиталами, услугами, рабочей силой.

Основа деятельности ВТО – это своеобразный, многосторонний контракт. Он состоит, по меньшей мере, из 56 основных соглашений (примерно 30000 страниц) и является самым крупным в мире договором, регулирующим торговлю практически всеми видами товаров и услуг. Заключив его, государство получает гарантии, что его экспортная продукция не будет подвергаться какой-либо дискриминации на рынках других участников в обмен на аналогичные обязательства [2].

В настоящее время по правилам ВТО осуществляется примерно 95% всей мировой торговли.

Главный орган ВТО – конференция на уровне министров, собирающаяся раз в два года. Эта конференция обладает всеми правами ВТО. В перерывах между конференциями ее функции выполняет Генеральный совет. В числе функций совета – организация работы органа по разрешению споров и органа по проведению обзоров торговой политики.

Кроме того, в составе ВТО созданы: совет по торговле товарами, совет по торговле услугами, совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Совет по торговле товарами наблюдает за реализацией многосторонних соглашений по торговле товарами (фактически, это ГАТТ-1994, сохранившее свою автономию в рамках ВТО). Совет по торговле услугами следит за выполнением ГАТС, совет по интеллектуальной собственности наблюдает за действием этого соглашения. В составе ВТО работают комитет по торговле и развитию, комитет по ограничениям, связанный с состоянием платежного баланса, и комитет по бюджетным, финансовым и административным вопросам.

В соответствии с соглашением был создан секретариат ВТО во главе с Генеральным директором, который наделен полномочиями назначать других сотрудников секретариата и определять круг их функций.

В своей деятельности ВТО следует процедурной практике и решениям, принятым странами-участницами ГАТТ-1947. Решения в рамках ВТО по-прежнему принимаются путем консенсуса. В тех случаях, когда консенсус не может быть достигнут, решение принимается обычным голосованием, причем каждая страна-участница имеет один голос. По вопросам толкования любого из соглашений, входящих в сферу действия ВТО, решения принимаются большинством в три четверти голосов. Решение Генерального совета в тех случаях, когда он действует в качестве органа по разрешению споров, принимается исключительно путем консенсуса.

Бюджет ВТО утверждается министерской конференцией (Генеральным советом) и формируется из взносов стран-членов. Соглашение устанавливает, что в этой области ВТО будет продолжать практику ГАТТ, т.е. взнос каждой страны пропорционален ее доле участия в международной торговле.

ВТО имеет статус юридического лица, пользуется всеми привилегиями, предоставленным специализированным учреждениям ООН.

Основные принципы, на которых строится многосторонняя система регулирования торгово-экономических отношений ВТО:

· Торговля без дискриминации – данный принцип предполагает применение режима наибольшего благоприятствования и национального режима. Режим наибольшего благоприятствования (most-favored-nation, MFN) предполагает обязательства стран распространять на третьи страны все льготы и привилегии в отношении таможенных пошлин и сборов в связи с ввозом и вывозом, предоставляемые любой договаривающейся стране в отношении любого товара. Это требование ВТО направлено против дискриминации товаров в международной торговле на основе страны их происхождения или страны назначения. Изъятие из режима наибольшего благоприятствования, с одобрения ВТО, возможно, если страна является членом интеграционного объединения или если страна-партнер проводит несправедливую торговую политику, наносящую ущерб национальным производителям [4]. Национальный режим (nationaltreatment) означает, что на внутреннем рынке на иностранные товары должен распространяться режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый аналогичным товарам национального происхождения в отношении всех законов, правил, требований, относящихся к их внутренней продаже, предложениям на продажу, покупке, перевозке, распределению и использованию[4].

· Либерализация международной торговли посредством проведения многосторонних переговоров по прогрессивному снижению таможенных тарифов. Средний уровень импортного таможенного тарифа в результате восьми раундов многосторонних торговых переговоров снизился примерно до 6%. Во время последнего раунда таких переговоров – Уругвайского – было принято решение о среднем снижении импортных тарифов на 40%, что привело к росту импорта промышленных товаров, на которые распространился режим беспошлинного ввоза в развивающиеся страны с 30 до 44%.

· Отказ от использования количественных ограничений [6].

Правовой механизм ВТО можно разделить на несколько главных составных частей и блоков.

Первая группа – это соглашения генерального типа, своего рода рамочные соглашения. Их всего три:

1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле;

2. Генеральное соглашение по торговле услугами;

3. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Есть еще одно соглашение, которое сейчас не очень заметно, но которое в будущем может стать четвертым основополагающим соглашением ВТО. Это соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер.

Вторая группа – это соглашения, подробно регулирующие отдельные, частные вопросы, например, соглашение об импортном лицензировании, Соглашение о таможенной стоимости и др.

Третья группа – это соглашения, которые регулируют вопросы, первоначально не вошедшие в ГАТТ. Они регулируют сложные вопросы технических барьеров в торговле, санитарные нормы и др.

Четвертая группа – это решения самих органов ВТО или решения, родившиеся на основе разбора спорных конфликтных ситуаций. Таких соглашений очень много [1].

Еще одна особенность правовой системы ВТО связана с тем, что правовые нормы организации имеют жесткую связку с правовыми условиями национальных систем, регулирующих внешнюю торговлю. ВТО очень четко выдвинула такой принцип: международное право является источником национального права, регулирующего внешнюю торговлю. То, что закреплено в правовых соглашениях ВТО обязательно должно стать нормами национального права без каких-либо изъятий, исключений, модификаций. Это заранее выведено за пределы переговоров по присоединению стран к ВТО.

Иными словами, вступая в ВТО, каждая страна обязуется:

· регулировать свою внешнюю торговлю преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении импортных пошлин;

· устранить различные нетарифные барьеры, количественные ограничения и другие препятствия к международному обмену товарами [6].

В настоящее время полноправными участниками ВТО являются 146 государств, причем только 18 из них стали новыми членами: Эквадор, Болгария(1996г.); Монголия, Панама(1997г.); Киргизия(1998г.); Латвия, Эстония(1999г.); Иордания, Грузия, Албания, Оман, Хорватия(2000г.); Литва, Молдова, Китай(2001г.); Тайвань(2002г.); Армения, Македония(2003) [2].

Более 30 государств имеют статус наблюдателя в ВТО. В их число входит и Россия. Помимо того свыше 60 международных организаций имеют статус наблюдателя в различных структурах ВТО, в том числе и ООН, ЮНКТАД, МВФ, МБРР, ВОИС и др.

1.3. Деятельность ВТО

Некоторые количественные показатели 1995-1996 годов позволяют судить о том, как и в каких направлениях развертывается деятельность ВТО. В 1995 году в рамках ее подразделения провели 1659 заседаний, в 1996 году уже примерно 2400 [8].

За прошедшие годы определились приоритетные направления деятельности ВТО. В области торговли товарами это:

· доступ на рынки (тарифные и нетарифные барьеры);

· реализация правил ВТО по таким специфическим товарам, как сельскохозяйственная продукция, текстиль и одежда;

· установка правил в отношении использования антидемпинговых пошлин, субсидий, защитных мер, технических барьеров в торговле, санитарных и фитосанитарных мер;

· импортное лицензирование и процедуры импортного лицензирования.

Так же одним из основных направлений деятельности ВТО является организация и проведение переговоров, начатых в последний год Уругвайского раунда. Это, прежде всего, переговоры по услугам морского транспорта, которые предполагалось завершить еще в 1996 году, но позиция США помешала этому [1].

Другое, не менее важное направление – основные средства телекоммуникации [4].

Заключение

В ходе работы мы познакомились со Всемирной торговой организацией, со спецификой ее деятельности и организационной структуры. Мы узнали о ее значении на мировом рынке и роли в экономике. Сегодня ВТО – одна из не многих организаций, которая действует на основе жестко закрепленных правил. Она контролирует выполнение торговых соглашений и ведет наблюдение за торговой политикой стран-участниц, организует проведение новых многосторонних торговых переговоров, занимается разрешением торговых споров между членами организации. ВТО в современной экономике – это один из важнейших институтов, со своими достоинствами и недостатками, но без которого мировая торговля была бы очень затруднительна.

Список литературы

1. Портанский А.П. ВТО: перспектива переговоров Дохийского раунда сохраняется // Мировая экономика и международные отношения. – 2008.- N 12.-С. 65-73.

2. Внешнеэкономическая деятельность: учебник / В.В, Покровская. – М.: Экономистъ, 2006.

3. Всемирная торговая организация / И.И. Дюмулен.-М.: Экономика, 2003.

4. Мировая экономика. Учеб. Пособие для вузов/ ред. проф. И.П. Николаева.-3-е изд., перераб и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

5. А.Шаповалов. Лами в глобализации/ Российская Бизнес-газета 21.06.2005. №512

6. www.wto.ru

7. inservice.ru

8. wikipedia.ru

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  742  743  744   ..