Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 13

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  736  737  738   ..

 

 

Государственное регулирование международной миграции рабочей силы в России

Государственное регулирование международной миграции рабочей силы в России

Глава 1. Сущность миграции

1.1. Понятие миграции рабочей силы

По мере глобализации мировой экономики все более важным фактором экономического, социального и демографического развития многих стран становится международная миграция рабочей силы и населения.

Международная миграция рабочей силы представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. Помимо экономических мотивов процесс международной миграции обусловливается также соображениями политического, этнического, культурного, семейного и иного характера. Таким образом, международная миграция рабочей силы является частью более широкого явления - международной миграции населения, когда данный процесс не связан прямо с трудоустройством.

Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию. Под эмиграцией понимается выезд из страны на постоянное место жительства, под иммиграцией - въезд в страну на постоянное место жительства. Международная миграция включает также процесс репатриации - возвращение в страну происхождения ранее выехавших из нее граждан[1]. Также репатриацию называют реэмиграцией.

В соответствии с классификацией Международной организации труда (МОТ) различают пять основных типов современной международной миграции:

1. переселенцы, переезжающие на постоянное место жительства;

2. работающие по контракту, в котором четко оговорен срок пребывания в принимающей стране;

3. профессионалы, имеющие высокий уровень подготовки, соответствующее образование, практический опыт работы, а также преподаватели и студенты, перемещающиеся в мировой системе высшего образования;

4. нелегальные иммигранты, в число которых включаются также иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся тем не менее трудовой деятельностью;

5. беженцы – лица, вынужденные эмигрировать из своих стран из-за какой-либо угрозы.

В мировой практике сложилась следующая классификация форм миграции рабочей силы:

1) по направлениям:

- миграция из развивающихся и бывших социалистических стран в промышленно развитые страны;

- миграция между промышленно развитыми странами;

- миграция между развивающимися странами;

- миграция квалифицированной рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны;

- миграция из развивающихся стран в бывшие социалистические страны;

2) по территориальному охвату:

- межконтинентальная;

- внутриконтинентальная:

a) между государствами;

b) между макрорегионами;

3) по времени:

- безвозвратная – связана с изменением постоянного места жительства;

- временная:

a) краткосрочная (мигрант находится до 1 года за пределами своего обычного места жительства);

b) долгосрочная (более 1 года);

- сезонная;

4) по степени законности:

- легальная – нахождение в стране на законных основаниях;

- нелегальная – незаконное пересечение границы;

5) по мотивам:

- добровольная – обусловлена добровольным принятием индивидом или группой людей решения о миграции;

- вынужденная – вызвана военными, политическими событиями, преследованиями не этнической и религиозной основе, которые вынуждают население менять место жительства;

- принудительная – насильственные переселения людей, организованные государством (депортации).

1.2. Причины и формы миграции рабочей силы

Общепризнанным остается факт разделения причин международной трудовой миграции на экономические и неэкономические.

К экономическим причинам миграции рабочей силы в мировой экономике относятся:

1. различия в уровнях экономического развития стран и, как следствие этого, различие уровней заработной платы в разных странах, жизни, социального обеспечения;

2. различия в уровне обеспеченности отдельных стран трудовыми ресурсами;

3. несоответствие количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов материально-технической базе национального производства;

4. состояние национального рынка труда.

К причинам неэкономического порядка относятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и другие условия, ведущие к миграции , носящей зачастую стихийный, внезапный и даже массовый характер.

Одним из мотивов участия в международной трудовой миграции могут быть поиски любой работы, чтобы только "не умереть с голода". Такая причина наиболее характерна для миграции малоквалифицированной рабочей силы из стран с низким уровнем экономического развития и высоким уровнем безработицы. Она имеет место в основном из азиатских и африканских стран в страны Западной Европы, из латиноамериканских стран в США и Канаду, из Южной и Восточной Европы в более развитые страны Западной Европы.

В промышленно развитых странах важным мотивом миграции становятся поиск конкретной работы в целях самовыражения, «социальный комфорт» в стране иммиграции, социально-культурные и психологические условия жизни и т.п. Экономические причины миграции здесь также присутствуют, но имеют иной смысл: например, высокий уровень подоходного налога в Швеции вызывает волну эмиграции квалифицированной рабочей силы и работников умственного труда в другие развитые страны.

Интенсивность международной миграции рабочей силы в мировом хозяйстве зависит от ряда факторов:

· глобальный характер мирового экономического развития и растущая взаимозависимость стран;

· НТП , развитие которого сопровождается структурной перестройкой экономики, появлением новых профессий, изменением спроса на уже имеющиеся;

· развитие ТНК , способствующее соединению рабочей силы с капиталом , которые либо осуществляют движение рабочей силы к капиталу, либо перемещают свой капитал в трудоизбыточные регионы мира;

· фазы экономического цикла, на которых находится экономика отдельных стран и мировая экономика в целом: в фазе подъема спрос на рабочую силу, в том числе и иностранную, возрастает, в фазе кризиса — падает;

· процессы экономической интеграции в мировом хозяйстве, стимулирующие международную миграцию рабочей силы между объединяющимися странами, которые, как показывает практика, превращаются в новые центры притяжения рабочей силы из третьих стран;

· растущее осознание людьми широких экономических возможностей, которыми располагают другие страны, развитие и удешевление транспортных средств, расширение международной системы информации.

Классификация форм миграции рабочей силы:

1. По направлениям:

o из развивающихся и бывших социалистических стран в промышленно развитые страны ;

o между промышленно развитыми странами;

o между развивающимися странами;

o из промышленно развитых в развивающиеся страны ;

o из развивающихся стран в бывшие социалистические страны .

2. По территориальному охвату:

o межконтинентальная ;

o внутриконтинентальная .

3. По времени:

o безвозвратная ;

o временная ;

o сезонная ;

o маятниковая .

4. По степени законности:

o легальная ;

o нелегальная .

Международная миграция рабочей силы — явление сложное и, по своим последствиям, неоднозначное как для стран иммиграции , так и для стран эмиграции .

Использование иностранной рабочей силы приносит существенные выгоды странам иммиграции:

· приток иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчает структурные (отраслевые и региональные) изменения в экономике страны;

· экономия на обучении прибывающих рабочих и специалистов;

· иностранная квалифицированная рабочая сила оплачивается ниже национальных кадров, поэтому фирмы экономят на издержках , и повышается конкурентоспособность производителей или продукции;

· омоложение структуры трудовых ресурсов промышленно развитых стран , имеющих тенденцию к старению;

· иммигранты , расширяя емкость внутренних товарных рынков, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания, а аккумулированные на их счетах в сберкассах значительные суммы денег могут быть использованы как дополнительный источник накопления принимающей страны;

· иностранные рабочие часто служат амортизатором между работодателями и национальными кадрами в периоды кризисов , т.к. их увольняют первыми;

· иммигранты во многих странах заполняют вакансии, на которые нет претендентов среди местного населения.

Но иммиграция порождает в принимающих странах ряд проблем и противоречий:

· обостряется ситуация на национальном рынке труда ;

· вследствие роста предложения на рынке труда усиливается тенденция к снижению цены рабочей силы, в том числе и национальной;

· провоцируются национальные и этнические конфликты между коренным населением и иммигрантами.

Неоднозначны последствия миграционных процессов и для стран эмиграции . Положительным в отдающих странах является то, что:

· эмиграция облегчает положение на внутреннем рынке труда;

· после работы за границей в страну возвращаются обученные, более квалифицированные рабочие, вносящие динамизм в экономическое развитие страны;

· для многих стран эмиграции переводы валютных средств эмигрантов становятся важным источником получения валюты .

Вместе с тем эмиграция наносит своим странам и экономический ущерб:

· потеря части трудовых ресурсов в трудоспособном возрасте приводит к старению возрастной структуры населения;

· теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку эмигрантов;

· отрицательные последствия оттока квалифицированных специалистов и ученых.

1.3. Феномен миграции в системе научного знания

Миграция (миграции) населения как уникальное масштабное явление социальной жизни являются частью объекта исследования большого числа наук, однако вопрос существования самостоятельной дисциплины - науки о миграции - остается проблематичным. Отсутствие единого подхода к трактовке основных понятий, характеризующих миграционные процессы и их участников, пониманию сущности и роли движений населения, задает необходимость комплексного рассмотрения различных теорий и выявление наиболее значимых из них в свете поставленных задач настоящего исследования.

Для характеристики основных направлений изучения миграции можно использовать классификацию А.И. Кузьмина, которая, по моему мнению, наиболее отражает реальность. В своих исследованиях он выделил 7 подходов:

1. Демографический подход изучает миграцию с точки зрения воспроизводства и сохранения человеческих популяций, их численности, половозрастной структуры и т.д., акцентируя внимание на проблемах демографической безопасности народов (А.Сови, А.Ландри, Ф.Ноутстейн, Д.И.Валентей, А.Я.Кваша, Б.С.Хорев и др.).

2. Исторический подход объединяет исследования, посвященные как истории миграционных движений в различных государствах, регионах и в целом мире, так и работы, в которых рассматриваются вопросы истории развития научных исследований в области миграции (Д.С.Шелестов, В.М.Кабузан, В.А. Ионцев и др.)

3. Психологический подход акцентирует мотивационную природу миграции, делая упор на исследовании групповых и индивидуальных мотивов, определяющих миграционное поведение субъекта. В последние годы все большее распространение получают исследования, в которых миграция рассматривается как способ удовлетворения ряда социальных потребностей, в числе которых немаловажная роль отводится потребностям в самоутверждении (В.И.Переведенцев, Т.И.Заславская, В.М.Моисеенко и др.).

4. Философский подход, который по праву можно назвать достоянием отечественной науки, заложен работами В. И. Вернадского и Л. Н. Гумилева. В основе их концепции пассионарных толчков лежит идея энергетического обмена между человеческим сообществом (этносом) и внешней средой. Избыток биохимической энергии живого вещества порождает эффект пассионарности, направленной как на изменения этноса, так и на изменения внешней среды. Именно пассионарии отличаются особо активным миграционным поведением. Однако пассионарность есть не только свойство отдельной личности или группы она в значительной мере определяет миграционное движение всего этноса, ее толчки объясняют многие глобальные исторические события.

5. Юридический подход (В.И. Мукомель, Э.С.Паин и др.) необходим для определения правового статуса разных категорий мигрантов; этот подход рассматривает нормы международного и внутригосударственного права и направлен на разработку правовых норм и законодательных актов, регулирующих основные права мигрантов и возможности осуществления целенаправленной политики, защищающей интересы различных сторон.

6. Экономический подход - наиболее универсальный, объединяющий значительное количество теорий на протяжении нескольких столетий (А. Смит, Т. Мальтус, К. Маркс, Д. Кейнс и др.). Среди российских специалистов, исследовавших миграцию в рамках этого подхода - Л.А.Абалкин, Г.С.Витковская, Ж.А.Зайончковская, Л.Л.Рыбаковский, А.В.Топилин. В рамках данного подхода миграция предстает как один из важнейших регуляторов численности трудоспособного населения, катализатор перераспределения трудовых ресурсов в зависимости от уровня их квалификации, стимулирующий конкуренцию на рынке рабочей силы, способствующий тем самым качественному ее изменению в соответствии с потребностями общества. Автор резюмирует, что о каких бы видах миграционного движения не шла речь, большинство их обусловлено экономической необходимостью получения средств к существованию. Но последнее вовсе не означает, что все эти виды миграционного движения являются непосредственно предметом экономической науки; таковой становится только экономическая миграция, прежде всего, миграция рабочей силы.

7. Социологический подход, который, по данным А. И. Кузьмина, преимущественно разрабатывается зарубежными учеными, основное внимание уделяет проблемам, связанным с адаптацией мигрантов к новому социальному, культурному, этническому окружению. Привлекательность либо отталкивающий потенциал территорий выбытия и прибытия в значительной мере зависят от межличностных взаимоотношений, наличия сообществ мигрантов-земляков, родственных и дружеских связей, исторических традиций, отражающих прежний миграционный опыт этнической группы и т.п.

1.4. Экономические эффекты миграции

Международная миграция рабочей силы может осуществляться как по экономическим, так и по внеэкономическим причинам. В число последних включаются политические и религиозные причины, объединение и распад государств, природные бедствия, войны, экологические проблемы, причины личного характера. Каждая из этих и многие другие неэкономические причины способны привести и приводят к крупным межгосударственным перемещениям рабочей силы, которые будут иметь те же экономические последствия, что и международная миграция рабочей силы, по экономическим причинам, под которыми понимаются главным образом межстрановые различия в оплате труда.

Для анализа экономических причин международной миграции рабочей силы можно использовать те же методы, которые применялись для анализа международного движения капитала в предыдущей главе. Допустим, что главной и единственной причиной международного движения рабочей силы является различный уровень реальной средней зарплаты в разных странах. Пусть, как и прежде, в мире существу

страна I, имеющая в своем распоряжении трудовые ресурсы в размере LA, и страна II, располагающая трудовыми ресурсами в размере AL' (рис1). В целом трудовые ресурсы, которыми располагают обе страны, составляют LL'.

Страна I Страна II


Рис. 10.1. Экономические эффекты трудовой миграции

Прямые Sj и S показывают рост стоимостного объема производства в зависимости от объемов используемой рабочей силы, соответственно, в стране I и стране II. Если международной трудовой миграции не существует, то страна I использует весь имеющийся у нее запас трудовых ресурсов внутри страны и обеспечивает средний уровень реальной зарплаты в размере LC, а страна II также использует весь имеющийся у нее запас трудовых ресурсов внутри страны и обеспечивает средний уровень реальной зарплаты в размере L'D. Объем производства страны I с помощью имеющихся у нее трудовых ресурсов составит a+b+c+d+e+f, а объем производства страны II — i+j+k. То, что LC < L'D, означает, что стоимость рабочей силы в стране I ниже, чем в стране II.

Предположим, что обе страны сняли ограничения на свободное межстрановое передвижение рабочей силы. Поскольку средняя реальная зарплата в двух странах различна, часть работников АВ переместится из страны I в страну II, в результате чего зарплата в обеих странах сбалансируется на уровне BR. С одной стороны, объем производства с помощью трудовых ресурсов, как оставшихся в стране I, так и мигрировавших в страну II, составит в результате a+b+c+d+e+f+h, причем продукт a+b+c+dпроизводится трудящимисягражданами данной страны, a h+e+f — иностранными трудящимися, иммигрировавшими в страну II. При этом в результате более продуктивного использования трудовых ресурсов за счет их частичного перелива в страну II совокупный продукт, произведенный с помощью того же объема труда, оказывается больше, чем изначальный, на величину сегмента h. Доход трудящихся возрастает до a+b+d+e+f+h, тогда как доходность остальных факторов производства сокращается до сегмента

С другой стороны, приток трудовых мигрантов из страны I в страну II привел к снижению реальной зарплаты в ней с L'D до L'F=BR. Однако в то же время за счет использования как своего труда, так и иностранного, пришедшего из страны I, в стране II произошло расширение объема внутреннего производства с i+j+k до i+j+k+g+h+e+f. Правда, сегменты /г+еь/являются продуктом, произведенным иностранной рабочей силой, большую часть которого за вычетом подоходного налога надо отдать в виде зарплаты иностранным рабочим из страны I. Тем самым чистый рост внутреннего производства составит только сегмент g. Из-за падения средней реальной зарплаты в стране II доходы трудящихся в этой стране сократятся с j+k до к, а доходы владельцев других факторов производства увеличатся с / до i+g+j. С точки зрения всего мира, в результате миграции трудящихся из одной страны в другую совокупный объем производства возрос с [a+b+c+d+ е+Л+ [k+j+i] до [a+b+c+d]+[e+f+g+ h+ i+j+k], то есть на размер заштрихованных сегментов g+h, из которых h принадлежит стране I и возникает изза более эффективного использования трудовых ресурсов страны I в результате их эмиграции в страну II, a g принадлежит стране II и возникает в результате увеличения объема трудовых ресурсов, которые используются страной II в результате их иммиграции из страны I.

В результате международной миграции трудовых ресурсов за рубеж перемещается товар особого свойства — рабочая сила. Его принципиальное отличие от других товаров заключается в том, что рабочая сила сама является фактором производства других товаров. Страна, экспортирующая рабочую силу, то есть откуда эмигрируют работники, обычно получает своеобразную оплату за такой экспорт в виде переводов обратно на родину части доходов эмигрантов. В условиях относительной избыточности трудовых ресурсов во многих странах вывоз рабочей силы помогает снизить безработицу, обеспечить приток денежных поступлений изза рубежа. Но, с другой стороны, отлив высококвалифицированной рабочей силы приводит к снижению технологического потенциала экспортирующих стран, их общего научного и культурного уровня.

Итак, миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера, и может принимать форму эмиграции (выезда) и иммиграции (въезда). Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения.

Исторически, как засвидетельствовал в своем наставлении Михайло Ломоносов, международная миграция — явление далеко не новое. В условиях неразвитости статистики и пограничной системы потоки международных мигрантов на протяжении нескольких столетий вообще не фиксировались государственными органами. Да и сегодня определить точно объемы международного перемещения этого важнейшего фактора производства представляется довольно-таки сложным делом.

Глава 2. Государственное регулирование международной миграции рабочей силы в России.

2.1. Миграционная политика в Российской Федерации

Российская Федерация является второй в мире страной по количеству прибывающих мигрантов. Миграция, включая ее законодательное регулирование, относится к разряду комплексных общенациональных проблем, требующих учета всей суммы факторов, влияющих на ситуацию.

Миграционное законодательство в Российской Федерации постоянно совершенствуется. С января 2007 года действуют поправки к законам "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и "О правовом положении иностранных граждан в РФ", принята Концепция демографической политики на период до 2025 года и многие другие.

Однако многие принципиальные проблемы в сфере миграции до сих пор остаются нерешенными. К примеру, до сих пор нет эффективных рычагов регулирования миграционных потоков. Не решен вопрос о социальных гарантиях для иностранцев, которые трудятся в России. Не отрегулирован механизм квотирования иностранной рабочей силы. До сих пор не ясно, как отслеживать мигрантов, которые больны тяжелыми инфекционными болезнями, и за счет каких средств их лечить.

В числе первоочередных задач в сфере миграционной политики Российской Федерации - государственное регулирование трудовой миграции; стимулирование миграционного притока русскоязычного населения в рамках реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом; создание эффективной системы адаптации мигрантов, их социализации в российском обществе; продолжение работы по заключению соглашений о реадмиссии как важнейшему инструменту по противодействию незаконной миграции, а также созданию инфраструктуры, необходимой для реализации указанных международных договоров.

Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" позволил реализовать основную цель, ради которой он принимался: получение объективной информации о миграционной ситуации в стране. За счет упрощения процедур, гораздо больше граждан их выполняет. Аналитики отмечают значительный рост ставших на учет мигрантов: порядка 8 миллионов. Увеличение их числа произошло в несколько раз по сравнению с той процедурой, которая существовала раньше. Что касается административной ответственности, то за использование труда нелегальных рабочих может быть наложен установленный законодательством штраф до 800 тысяч рублей за одного незаконного мигранта. ФМС достаточно разумно и избирательно подходит к применению крупных штрафных санкций и исходим из того, что эти суммы штрафов должны играть, в первую очередь, определенную профилактическую функцию для того, чтобы работодатель, привлекая к труду нелегального мигранта, задумывался о последствиях, которые могут возникнуть.

Рост миграции, особенно нелегальной, из зарубежных стран, является важнейшим фактором постоянного ухудшения криминогенной обстановки во многих регионах России, что создаёт угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, правам человека и гражданина, авторитету государства. Некоторые этнические диаспоры, черпая ресурсы в контролируемых ими теневых секторах экономики, претендуют на положение центров силы, альтернативных официальным государственным структурам, или же сращиваются с последними, усугубляя их коррумпированность.

Борьба с незаконной миграцией, в основном, это борьба с незаконным осуществлением трудовой деятельности иностранными гражданами. Граждане СНГ, составляющие 80% от миграционного потока, в основном, въезжают в нашу страну легально, потому что процедуры для въезда, предельно просты. Это наличие действующего внутреннего паспорта или для некоторых стран заграничного паспорта, виза здесь не нужна. Поэтому человек въезжает легально.

Основные нарушения, как правило, сводятся к нелегальному осуществлению трудовой деятельности и к нарушениям сроков пребывания в РФ. Иностранный гражданин обязан выехать по истечении 90 дней в том случае, если он не заключил трудовой контракт. Если заключил, то срок пребывания у него продлевается. ФМС уполномочена полностью контролировать только вопросы осуществления трудовой деятельности, вопросы пребывания мы контролируем совместно с органами внутренних дел. И это основной партнер при данном вопросе, а также органы пограничной службы, которые пресекают незаконный въезд на территорию РФ.

Что касается оценки нелегальной миграции как важнейшего фактора постоянного ухудшения криминогенной обстановки, можно сказать, что, конечно незаконная миграция влияет на криминогенную обстановку. Но кто такой незаконный мигрант? Это человек, у которого, в первую очередь, нет легальных источников дохода и он вынужден где-то, может быть, украсть, чтобы просто прокормиться какое-то время. Но это не определяющий фактор на криминогенную обстановку, хотя в компетенцию ФМС не входит давать такие оценки, но в общем-то процент преступности среди мигрантов по сравнению с общим уровнем преступности в нашей стране не так велик, хотя значение, конечно, он имеет.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  736  737  738   ..