Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 13

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  689  690  691   ..

 

 

Государственный бюджет как основное средство регулирования экономики

Государственный бюджет как основное средство регулирования экономики

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Бюджет как историческая категория……………………………………...4

2. Бюджет как социально-экономическая категория……………………….7

3. Функции бюджета………………………………………………………...10

4. Государственный бюджет как инструмент регулирования социально-экономического развития страны………………………………………..12

5. История бюджета в России………………………………………………14

Заключение……………………………………………………………………….20

Библиографический список……………………………………………………..21

Введение

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества.

В свою очередь центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет — имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. С момента, когда государство начинает регулярно составлять бюджет, финансы приобретают всеобщий характер. Государственный бюджет объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и практики функционирования бюджетного механизма обретает в настоящее время особую актуальность

1. Бюджет как историческая категория

Бюджет одно из центральных понятий науки о финансах государства. С конца XVII в. бюджетом стал называться документ, который утверждался парламентом и представлял собой план доходов и расходов государства, с подведением баланса.

История финансов свидетельствует о том, что бюджет не является институтом, присущим государству на всех этапах его развития. Бюджет в его современных формах появился только в самом начале XIX в.

Долгое время государство не имело бюджета. Однако во всех европейских государствах, в России в длительном историческом периоде собирались доходы, осуществлялись расходы, и все это происходило по закону, т. е. имело юридическую силу.

Бюджет исторически появился тогда, когда государство не только стало собирать доходы и производить расходы, но и в тот момент, когда оно начало планировать свою деятельность на будущий период времени, составляя смету доходов и расходов на определенный период. Таким образом, исторически появление бюджета связано с планированием ресурсов и расходов на ближайший период времени, как правило год. Поэтому планирование на будущий период является первой сущностной характеристикой бюджета как категории.

Вторая сущностная характеристика бюджета как исторической категории связана с появлением бюджетного права , т. е. права одобрения бюджета со стороны представительной власти.

Становление бюджетного права проходило несколько стадий.

В начале налог должен был быть одобрен представителями налогоплательщиков. Как правило, это происходило весьма болезненно. Представители налогоплательщиков стали доказывать, что право вотирования налогов включает и право контроля за расходованием собранных налогов и обсуждения мотивов введения тех либо иных налогов. Затем они добились права обсуждать все доходы и все расходы без исключения. Именно с этого момента стал существовать настоящий бюджет.

В разных странах бюджетный процесс, его стадии и форма организации имеют различия, однако эталоном всегда выступала английская система ответственного перед парламентом и страной, но обладающего правом законодательной инициативы правительства. Ведь именно в Англии в ходе ожесточенного противостояния представители сословий в Средние века получили право утверждать субсидии королю. Англия стала первой страной, где после безграничного произвола короля, после революции 1648 г. был провозглашен принцип, по которому все налоги должны вводиться с согласия парламента. При Вильгельме III Билль о правах 1689 г. окончательно закрепил за парламентом право утверждения всех государственных доходов и расходов.

Ведущую роль в становлении бюджетного права сыграли попытки законодательного ограничения (вотирования) со стороны различных сословий, в первую очередь — нарастающего класса буржуазии, размеров насильственных изъятий в виде налогов, существенно ограничивающих развитие торгового, а затем и промышленного капитала.

Обычно утверждение бюджета проходило весьма болезненно. История бюджета свидетельствует о борьбе различных групп и сословий за право воздействовать на экономическую политику страны. В конце XX в. возникла еще одна базовая характеристика бюджета — единство.

Единство бюджета — это единство бюджетного законодательства, правил организации и функционирования бюджетной системы, формирования доходов и осуществлении расходов, ведения отчетности на территории государства, что в развитых странах нашло логическое завершение в консолидированном бюджете — своде всех бюджетов на территории государства.

Во Франции бюджетное право утвердилось позже — после Великой французской революции, когда конституция 1791 г. определила порядок утверждения парламентом бюджета. Затем эта практика была перенесена в другие европейские государства.

Бюджетное право определяет порядок составления, рассмотрения, утверждения, исполнения бюджета и контроля на всех этапах бюджетного процесса, возведенный в рамки закона. По сути, речь идет о разграничении функций законодательной и исполнительной власти.

Вначале в государственные планы вносились только чистые доходы государства, без учета издержек по взиманию доходов. Это не давало полной объективной картины и создавало объективные условия для злоупотреблений. Все эти недостатки вынудили правительства европейских стран перейти к системе валовых бюджетов, брутто-бюджетов. Брутто-бюджет регистрировал все доходы и расходы, что позволяло узнать, сколько платят налогоплательщики и какая доля сборов поступает в государственную казну.

В конце XX в. принцип единства бюджета в развитых странах нашел логическое завершение в консолидированном бюджете.

2. Бюджет как социально-экономическая категория.

Бюджет представляет собой денежные отношения, которые возникают у государства с фирмами, домашними хозяйствами, территориями по поводу образования и распределения бюджетного фонда в ходе производства, распределения и использования ВВП для целей социального, экономического и территориального развития в рамках конкретного временного периода (как правило — годового либо трехлетнего), он разрабатывается и принимается различными ветвями публичной власти в форме закона.

Для любого государства бюджет является важнейшим «странообразующим» институтом.

В современных учебниках по финансам можно найти другие определения бюджета, однако они совпадают в его главных, важнейших функциях.

Таким образом, бюджет в современном понимании должен представлять собой финансовый план управления ключевыми параметрами социально-экономического развития страны на будущий период, предложенный правительством и одобренный парламентом на основе его составляющих — доходов, расходов, дефицита либо профицита.

Представляющие государство органы власти и управления в отличие от других субъектов рынка обладают особыми правами или преимуществами — правом принуждения, причем на основании закона. Именно государство устанавливает и поддерживает экономический порядок, защищает права других субъектов — предприятий, домохозяйств, некоммерческих организаций. Для реализации этих прав, а также для других функций, делегированных обществом, государство аккумулирует государственный финансовые ресурсы на основе законного изъятия (налогообложения) части дохода других субъектов рыночных отношений. Концептуальной задачей для экономической теории и хозяйственной практики является определение возможности оптимизации принудительного распределения ресурсов для достижения оптимальных параметров экономической и социальной эффективности.

Как политэкономическая категория бюджет обладает двойственным содержанием.

Во-первых, он является формой распределительных отношений, составной частью финансовых отношения в целом с присущими им свойствами, но обладает при этом рядом специфических особенностей.

Во-вторых, бюджет является формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, принимается в виде закона.

Роли бюджета в административно-плановой и рыночной экономике существенно различаются. В централизованной плановой экономике формирование бюджета подчинено требованиям централизованного государства, которое владеет, распоряжается и контролирует львиную долю создаваемого продукта.

В рыночной экономике институциональной основой бюджета, бюджетных отношений, определяющих бюджетную политику государства, должно стать формирование предпочтений граждан, территориальных сообществ и хозяйствующих субъектов, выражающихся в получении от государства полноценного набора общественных благ и услуг, оплачиваемых путем передачи государству в его бюджетную систему существенной части создаваемого продукта в виде налогов и других обязательных платежей.

Таким образом, определим специфические черты бюджета как социально-экономической категории:

· бюджет является особой формой перераспределительных отношений, основанных на изъятии в пользу государства части создаваемого ВВП для удовлетворения спроса на общественные блага (блага коллективного использования) для всех секторов общественного воспроизводства, для составляющих государство административно-территориальных образований и населения;

· в рыночной экономике бюджет служит важным механизмом реализации потребностей расширенного воспроизводства в целом на каждом историческом этапе развития государства;

· бюджет представляет собой систему централизованных фондов в рамках государственных и муниципальных финансов, которая обладает особым набором количественных и качественных характеристик — концентрацией существенного объема ресурсов (от трети до двух третей ВВП в развитых странах), масштабностью межотраслевого и межтерриториального перераспределения ресурсов; перераспределением и выравниванием доходов домохозяйств;

· бюджет, бюджетно-налоговая политика наряду с другими инструментами способствует реализации задач экономической политики государства в целом в рамках выбранной модели социально-экономического развития.

3. Функции бюджета

Содержание бюджета как социально-экономической категории раскрывается через его функции: распределительную (регулирующую), фискальную, контрольную.

Распределительная (регулирующая) функция бюджета имеет экономическую и социальную составляющие.

Экономическая составляющая регулирующей функции проявляется в существенном влиянии на ключевые пропорции отраслевого, межотраслевого и межрегионального развития путем распределения и перераспределения бюджетных ресурсов, воздействии как на основные пропорции общественного воспроизводства, так и на основные макроэкономические параметры развития страны. Безусловно, в рыночных условиях, когда преобладают размеры частного сектора и масштабы его финансовых ресурсов, основная производственная, инвестиционная инициатива переходит к рыночному сектору, однако большинство развитых стран оставляют за собой контроль за ключевыми макроэкономическими параметрами развития путем координации деятельности государственных и частных структур, инвестируя бюджетные средства в развитие инфраструктуры (транспортной, коммуникационной, информационной и т. д.), фундаментальные и прикладные исследования, отрасли, определяющие инновационные технологии (космос, развитие программных продуктов и т. д.).

Социальная составляющая регулирующей функции бюджета выражается, во-первых, в выравнивании доходов между территориями и домохозяйствами, а во-вторых, в обеспечении доступности потребления населением основных общественных благ в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты, правоохранительной деятельности и т. д.

Фискальная функция бюджета, содержание которой традиционно понималось как обеспечение ресурсами государства с помощью форм внеэкономического принуждения (налогов), существенно изменяется в современных рыночных условиях. Опасность снижения общей экономической эффективности при чрезмерном налогообложении, вызванном даже самыми благими целями роста социальной эффективности, доказана современной экономической теорией и подвержена практикой развитых рыночных экономик. Современные исследования фискальной функции бюджета исходят из необходимости поиска оптимального налогообложения, стимулирующего предпринимательскую инициативу, однако дающего возможность государству эффективно корректировать провалы рынка в сфере производства общественных благ.

Контрольная функция бюджета призвана решать задачи эффективного расходования ограниченных финансовых ресурсов, объективно отражая направления формирования и расходования бюджетных средств в рамках выбранных государством стратегических и тактических приоритетов на всех стадиях бюджетного процесса: составление проекта бюджета, его рассмотрение и утверждение парламентом, исполнение бюджета, государственный и муниципальный контроль.

4. Государственный бюджет как инструмент регулирования

социально-экономического развития страны

Бюджет — это фонд, через который государство собирает налоговые и другие доходы для выполнения государственных функций. Тем самым бюджет является механизмом перераспределения ресурсов в стране, определяя во многом отраслевые и межотраслевые пропорции, уровень доходов населения, размеры региональной ассиметрии и т. д. чем больше бюджет, тем большая часть созданных в экономике доходов перераспределяется государством в соответствии с выбранными приоритетами. Наоборот, чем меньше доля бюджета в ВВП, тем большая часть общественных благ производится не только государством, но и рынком, некоммерческим сектором.

Например, предоставление общественных услуг в образовании, здравоохранении может осуществляться как государством через бюджетную систему, так и рынком, некоммерческими организациями в рамках негосударственных образовательных и здравоохранительных структур. Расходы на образование могут осуществляться как государством, так и населением, получающим это образование. Строительство дорого в сельской местности может финансироваться как государством, так и сельской общиной или же с помощью бизнес-структур в агропромышленном секторе. Благосостояние граждан и частных компаний, с одной стороны, уменьшается при уплате налогов, а с другой, увеличивается за счет использования общедоступной инфраструктуры, социальных и других благ коллективного пользования.

Вопрос об оптимальной роли государственных расходов в экономике не имеет однозначного ответа. Каждая страна отвечает на него по-своему, в соответствии с собственной моделью развития. Как в экономической теории, так и на практике существуют различные модели, обосновывающие роль государства и масштабы государственного сектора в экономике.

Сторонники либерального подхода выступают за снижение роли государственного регулирования и государственных расходов, в то время как «государственники», или неокейнсианцы, последователи экономики общественного сектора, считают необходимым выполнение государством многих социальных функций, и соответственно, обеспечение высокой доли бюджетной системы по отношению к ВВП. Дискуссии об оптимальных размерах государственного бюджета ведутся во всех странах, обостряясь в периоды предвыборных кампаний.

Искусство управления государственными финансами как раз состоит в том, чтобы обеспечить разумный компромисс: бюджет должен быть таким, чтобы обеспечит низкую налоговую нагрузку на экономику, и в то же время достаточным для реализации не только минимальных, средних, но и наиболее сложных функций государства в рыночной экономике.

Можно предположить, что в стабильно развивающейся рыночной системе компромисс обеспечивается, когда доля бюджетной системы во всей экономической деятельности в стране (по отношению к производимому ВВП) остается постоянной, т. е. размер бюджета растет приблизительно теми же либо более высокими темпами, что и вся экономика в целом. Поиском данного компромисса (либо оптимума) и занимается теория эффективного государства — экономика общественного сектора.

5. История бюджета в России

Бюджетного права в России не существовало длительное время. В Средние века государственные доходы и расходы не отделялись от доходов и расходов великого князя, царя, главы государства, причем доходы поступали как в натуральной, так и в денежной форме.

Серьезные преобразования всей финансовой системы связаны с именем Петра I. Именно при нем расширяются мануфактурное производство, торговля, развиваются города, ведутся войны и расширение и укрепление границ империи. Для этого необходимы существенные средства, поэтому укрепляются товарно-денежные отношения, основанные уже не на натуральной форме, а на денежной налоговой системе, усиливается прямое налогообложение, развиваются и косвенные налоги.

Денежные налоги в эпоху Петра I резко возросли, особенно для народов Поволжья и Приуралья: на них было возложено 72 налога. С именем Екатерины II связано появление Министерства финансов России.

В Росси составление бюджета как государственной росписи или сметы доходов и расходов началось с 1863 г., в период реформ после Крымской войны с учреждением специальной комиссии под руководством В. А. Татаринова, который внедрил в российскую практику рациональные основы бюджета, разработанные на Западе. Бюджетная реформа 1862 г. положила начало развитию российского бюджетного законодательства, а введение Конституции и учреждение Государственной думы дали этим процессам сильнейший импульс.

Вместе с тем в России порядок составления государственной росписи или сметы доходов и расходов государства ведет свое начало с 1863 г. До бюджетной реформы 1862 г. государственные доходы сосредотачивались в руках отдельных управлений, которыми они распоряжались, по существу, бесконтрольно. Остатки от сметных назначений не вносились в сметы будущего года, поэтому Министерство финансов не имело полных данных о бюджетных финансовых потоках. С изданием в 1906 г. Правил о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов России возникает бюджетное право и государственный бюджет принимает окончательное оформление.

Большую роль в истории финансов Росси сыграли реформы С. Ю. Витте — одного из наиболее известных русских финансистов конца XIX - начала XX в.

С. Ю. Витте возглавлял Министерство финансов России в течение 11 лет (с 1892 по 1903 г.). Самыми знаменитыми его успехами стали следующие.

· Денежная реформа, суть которой состояла во введении свободного обмена бумажных (кредитных) денег на золотую валюту. В феврале 1895 г. С. Витте в докладе царю предложил ввести золотое денежное обращение. Кредитный рубль приравнивался к 66,7 коп. золотом, и при этом на треть снижался вес золотого рубля, поэтому девальвация носила скрытый характер, прошла безболезненно, не вызвав изменения цен на товары. Система налогов и таможенных пошлин нацелена на поощрение экспорта. Использовались и административные ограничения внутреннего потребления некоторых продуктов, например сахара. Лозунг «Недоедим, а вывезем» стал знаменит по всей стане.

· Введение винной монополии (производство спирта оставалось в частных руках, но по заказу и при строгом наблюдении государственного акцизного надзора, а вот продажа стала исключительно государственной монополией).

· Изменение источников доходной базы бюджета . Вершинами многоугольника, положенного в основание денежной реформы, стали интенсивное строительство железных дорог (российские железные дороги во времена Витте считались лучшими в мире, а по отношению к Великой Транссибирской магистрали впервые были применены расхожие потом слова «русское чудо»), разработка основ земельной реформы, введение винной монополии и меры по расширению технического образования.

В бытность Витте министром финансов сеть железных дорог России удвоилась, промышленное производство утроилось. Темпы прироста ВВП стали у нас в то время одними из самых высоких в мире – 12%.С 1865 по 1890г. добыча угля возросла в 42 раза, выплавка чугуна – 10 раз, грузооборот – в 14. раз. При С. Витте не только широко развернулось железнодорожное строительство, но в руках государства сосредоточились и дороги, отчего казна получала большие доходы, а также организация государственных кредитных учреждений, широкая система казенных заказов и субсидий производителя. На государственную поддержку опирался мощный подъем промышленности.

Баланс между импортом и экспортом оказался самым высоким. А обслуживание внешнего долга не было столь обременительным для отечественной экономики.

Такая финансовая политика привела к огромному притоку иностранных капиталов в экономику России. Если в 1890 г. в нее было вложено 214,7 млн. руб. иностранного капитала, то в 1900 г. – 911 млн. руб. В результате такой финансовой политики в Росси к началу XX в. была достигнута определенная финансовая стабилизация.

Анализ доходов российского бюджета 1906 г. (табл. 1) показывает, что доля чистых налогов составляла 25%, а если добавить доходы фискальных монополий, она повысится до 65%. Для сравнения – в бюджете Италии за 1925/26 гг. из общей суммы обыкновенных доходов бюджета 16,97 млрд. лир налоги вместе с фискальными монополиями составили 85% всей суммы доходов. В США в 1984 г. налоговые поступления составили 93,8% от общей суммы.

После революции 1917 г. в России бюджет и бюджетное право претерпели существенные изменения.

В январе 1918 г. был издан первый акт советского бюджетного права – Правила составления, рассмотрения и утверждения смет на первое полугодие 1918 г.; первый советский бюджет в соответствии с Правилами был полугодовым, однако в 1920–1921 гг. вернулись к составлению годовых бюджетов.

Таблица 1

Государственные доходы России в 1906 г. (млн. руб.)

Государственные доходы Россия

1. Обыкновенные доходы

В том числе:

доход от винной операции

сбор с пива, водочных изделий

2271,2

697,5

39,1

Всего 736 (треть всего бюджета)
2. Казенные железные дороги 491
3. Таможенные обложения 243
4. Обложение табака 60
5. Обложение торговли и промышленности 82
6. Почта, телеграф, телефон 74
7. Обложение спичек 15
8. Акциз на керосин 30
9. Обложение денежных капиталов 20
10. Лесной доход 58
11. Налог поземельный, с недвижимых имуществ и подати 60,5
12. Капиталы, принадлежащие казне, операции госбанка 17,5
13. Гербовые, судебно-канцелярские пошлины 54
Пошлины и налоги – всего 458
Доходы от фискальных монополий (регалий) 741

В российской финансовой энциклопедии 1924 г. бюджет определяется как «утвержденное в законодательном порядке общее предположительное исчисление в принятой денежной единице предстоящих в определенном периоде времени государственных расходов и ожидаемых для покрытия их доходов, с подведением баланса».

В советский период союзный бюджет становится важным элементом финансовой системы страны. Государственное имущественное и лично страхование, социальное страхование и обеспечение, кредитная система хотя теоретически и считались самостоятельными звеньями общегосударственных финансов, на практике выступали вспомогательными звеньями, подчиненными бюджетной политике. Финансы предприятий и отраслей народного хозяйства также были лишь относительно самостоятельными – сфера их финансовых прав ограничивалась практически лишь распределением той части прибыли, которую государство оставляло предприятиям для их нужд. Порядок распределения прибыли организация финансовых отношений жестко регламентировались государством, т.е. преобладали не рыночные, а административные методы изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов в бюджет.

В советский период несколько раз предпринимались попытки реформирования финансов с целью роста их эффективности и адаптации к реалиям рыночных отношений в большинстве развитых стран.

Так, в 1965 г. Россия по уровню развития промышленности становится одним из крупнейших государств мира. В 1967 г. число отраслей промышленности возрастает с 80–87 до 300, что требует децентрализации в управлении экономикой. Целью реформы становится оптимизация централизованного планирования и управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий как основных субъектов хозяйствования и плательщиков налогов.

Перестраиваются финансовые отношения, связанные с распределением прибыли, – первоочередными становятся платежи в бюджет в виде платы за основные фонды и оборотные средства, а также платежи банку процентов за кредит. Оставшаяся часть прибыли по установленным нормативам направлялась в децентрализованные фонды предприятия (фонд материального поощрения социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и фонд развития производства).

Однако с поставленными задачами в ходе реформы справиться не удалось – если в начале 1930-х годов, в период жесткой централизации, государство оставляло в распоряжении предприятий 19% прибыли, то на этапе децентрализации управления – не более 40%, что снижало заинтересованность хозяйствующих субъектов в эффективной деятельности.

В конце 1950-х годов стала наблюдаться несбалансированность бюджета в связи с направлением огромных дотаций убыточному сельскому хозяйству, а также ростом расходов на оборону. Впервые дефицит бюджета был признан в 1988 г. За 1985–1989 гг. дефицит государственного бюджета СССР вырос с 2,4 до 8,5% ВВП. Его основными причинами академик Н.Я.Петраков назвал неэффективность государственных расходов за последние двадцать лет, расходы, связанные с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении, падение мировых цен на нефть, войну в Афганистане , снижение налоговых поступлений в бюджет. Если в 1985 г. внешний долг составлял 26 млрд. долл. США, то к 1991 – 80 млрд. долл., при этом 75–80% займов уходило на его обслуживание и не позволяло улучшить состояние внутреннего рынка.

Заключение

Таким образом, в самом общем виде государственный бюджет представляет собой план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет — ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда.

Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства.

При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений изменяются.

Библиографический список

1. Ахинов, Г. А. Экономика общественного сектора: учебное пособие / Г. А. Ахинов, Е. Н. Жильцов. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 345 с. — ISBN 978-5-16-003104-0.

2. Пономаренко, Е. В. Экономика и финансы общественного сектора (основы теории эффективного государства): учебник / Е. В. Пономаренко, В. А. Исаев. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 427 с. — ISBN 978-5-16-002972-6.

3. Слюсарева, Е. В. Экономика общественного сектора: конспект лекций / Е. В. Слюсарева. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. — 52 с.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  689  690  691   ..