Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 13

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  605  606  607   ..

 

 

Анализ финансово хозяйственного положения предприятия НПРУП Экран

Анализ финансово хозяйственного положения предприятия НПРУП Экран

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

Анализ финансово-хозяйственного положения предприятия НПРУП “Экран”

Далее проанализируем производственные возможности предприятия, для этого рассмотрим табл. 2.

Показатели

2006г.

2007г.

2008г.

% роста
2003г. к 2002г.

2006г. к

1 2 3 4 5 6
Объем продаж 12 861 20 391 14 654 158,55 71,87
Объем произведенной продукции 14 136 20 983 14 546 148,44 69,32
Активы 32 612 38 545 32 280 118,19 83,75
Основные средства 26 054 29 234 20 839 112,21 71,28
Оборотный капитал 5 995 9 102 11 304 151,84 124,19
Легкореализуемые активы 1 662 2 794 3 999 168,11 143,13
Дебиторская задолженность 463 221 221 47,68 100,00
Денежные средства 17 6 8 35,29 133,33
Собственный капитал 15 724 3 174 3 174 20,18 100,00
Заемные средства 8 854 25 282 25 194 285,54 99,65
Краткосрочная задолженность 7 925 3 913 9 156 49,38 233,99
Численность персонала, чел. 2 798 2 150 1 893 76,84 88,05
Среднемесячная заработная плата 1 работника, тыс. р. 165 172 179 104,24 104,07
Финансовая независимость 0,48 0,08 0,10 -0,40 0,02
Финансовая устойчивость 177,59 12,55 12,60 -165,04 0,04
Ликвидность текущая (норм. 1,7) 0,76 2,33 1,23 1,57 -1,09
Ликвидность быстрая 0,21 0,71 0,44 0,50 -0,28
Ликвидность абсолютная (больше 0,2) 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
Деловая активность 0,39 0,53 0,45 0,13 -0,08
Удельный вес дебиторской задолженности в оборотном капитале 0,08 0,02 0,02 -0,05 0,00
Недвижимость 0,80 0,76 0,65 -0,04 -0,11
Движимость 0,18 0,24 0,35 0,05 0,11
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств 2,15 2,24 1,30 0,09 -0,94
Длительность одного оборота оборотных средств 170,13 162,93 281,55 -7,20 118,62
Фондоотдача 0,49 0,70 0,70 0,20 0,01
Среднегодовая выработка одного работника 5,05 9,76 7,68 193,27 78,69

Анализ производства и реализации продукции НПРУП «Экран»

Согласно Закону о предприятиях в Республике Беларусь, предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников.

Поэтому проведем анализ производства и реализации продукции за 2006-2008 гг. приведены в табл. 3.

Таблица 3

Производство и реализация продукции НПРУП «Экран»

за 2006-2008 гг.

Наименование показателя Годы Отклонение(+,-)
2006 2007 2008 2007 г. к 2008 г. 2008 г. к 2007 г.
Загрузка производственных мощностей 43 63 44 20 -19
Степень изношенности основных фондов 88,1 88,4 87,9 0,3 -0,5
Процент обновления 0,7 0,9 1,1 0,2 0,2
Наименование показателя Един. измер. Годы Темп роста, %
2006 2007 2008 2007г. к 2006г 2008г. к 2007г.
1 2 3 4 5 6 7
Объем производства продук-ции без налогов из выручки:
в фактических ценах отчетного года

млн

р.

16 303 19 010 14 389 116 75,7
в сопоставимых ценах р. 15 180 22 385 13 263 147 59,2
в % к соответствующему периоду прошлого года % - 116,6 60 - 51,5
Соотношение между отгруженной и произведенной продукцией % 78,9 99,1 96,2 125 97,1
Запасы готовой продукции без налогов из выручки в фактических ценах на конец отчетного периода

млн

р.

1 189 1 227 1 779 103 145
Соотношение между запасами готовой продукции на конец отчетного периода и среднемесячным объемом производства в факт.ценах % 0,63 0,77 1,48 122 192
Выручка от реализации продукции

млн

р.

18 929 25 434 18 248 134 72
Удельный вес средств, поступивших на счета в объеме выручки % 68,8 81,6 69 119 85
Удельный вес товарообменных операций в объеме выручки % 7,8 10,9 16,7 140 153
Экспорт тыс. у.е. 6966 7228 4700 104 65,0
Импорт тыс. у.е. 2536 2047 1600 81 78,1
Продолжение таблицы 2.5
Сальдо внешней торговли
тыс. у.е. 4430 5181 3100 116,95 59,8
Выручка (нетто) от реализации продукции (без налогов из выручки) млн. р. 12861 20391 14654 159 72
Удельный вес налогов в общем объеме выручки от реализации продукции % 32,1 19,8 19,7 62 99
Удельный вес реализованной продукции в объеме произведенной % 78,9 107,3 101,8 136 95
Удельный вес новой продукции в общем объеме производства % 3,1 11,1 15,8 358 142

Рассмотрев данные представленные в таблице можно сделать следующие выводы:

1. Годовой объем выпущенной продукции производился на основании маркетинговых исследований рынков сбыта продукции как в РБ, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья, а также заказов постоянных потребителей. Наиболее продуктивным для предприятия был 2007 год, в котором наблюдается рост как произведенной продукции на 16,6 %, так и отгруженной продукции на 46,4 %, следовательно и увеличение выручки от реализации продукции на 34 % и удельного веса поступивших денежных средств на счета предприятия на 19 %, однако наблюдается увеличение товарных запасов на складах предприятия на 3,2 %.

Несколько иная ситуация прослеживается в 2008 г.. Наблюдается сокращение объемов произведенной продукции на 24,3 % и увеличение товарных запасов на 45 %, данное положение связано с сокращением заказов из РФ на авиатехнику (как отмечалось выше), а также сокращение выпуска ТНП. Полное освоение рынка РБ практически состоялось, однако, возможно дальнейшее увеличение объема продаж на этом рынке на 5 % ежегодно за счет внимательной работы с постоянными клиентами, обеспечения нормативных запасов продукции на складе, необходимого ассортимента товаров и приемлемых цен, заключения нормальных договорных условий по оплате и доставке товара, замене брака, продолжения работы по организации транзитных складов в гг. Гродно, Витебске, увеличения объемов отгрузки через действующие транзитные склады в гг. Минске, Гомеле и Могилеве. По этой причине предприятие дело основной упор на страны СНГ, в частности РФ, т.к. дизайн и качество наших товаров уступает европейским аналогам, однако, и в РФ наблюдается спад спроса на ТНП, производства НПРУП «Экран». Основная причина падения объема продаж ТНП в Российской Федерации - заполнение российских рынков товарами производства стран Юго-Восточной Азии и стран Западной Европы при значительном снижении покупательской способности населения. В целом предприятие работало в условиях дефицита собственных оборотных средств и задержек оплаты за поставленную продукцию предприятиями торговли, МАЗа и МТЗ.

1. В связи с тем, что авиа продукция поставлялась за пределы РБ, при падении ее производства соответственно снизились объемы поставок на экспорт.

2. Планируя план производства и реализации продукции на 2000-2008 гг. предприятие учитывало потребность в данной продукции в нашей стране, а также в странах СНГ, в частности России.

Однако, в процессе реализации продукции предприятие столкнулось с рядом проблем, в частности НПРУП «Экран» вынужден заключать договора на реализацию продукции с отсрочкой платежа, применять в расчетах взаимозачеты и векселя. Учитывая тот факт, что на предприятие наблюдается нехватка оборотных средств, это отрицательно сказывается на работе предприятия.

4. Учитывая рост запасов готовой продукции на складах предприятия, который продолжает расти за исследуемый период (в 2008 г. по сравнению с 2007 г. рост составил 45%), предприятием принято решение о тесном сотрудничестве отдела маркетинга и складских работников и планового отдела. При этом учитываются как конкретные заявки потребителей, так и перспективный прогноз службы маркетинга.

5. Также хотелось обратить внимание на сокращение удельного веса налогов в общей сумме выручки от реализации продукции, это связано с Указом Президента РБ от 13.06.2001 года № 313 «О мерах государственной поддержки организаций радиоэлектронной и других бывших оборонных отраслей промышленности». В результате предоставления предприятию льгот по налогом и таможенным платежам за последний год высвободилось средств на сумму 1087,2 млн. р. Полученные предприятием льготы были использованы на приобретение сырья, материалов, комплектующих для пополнения оборотных средств, освоения новых изделий, технологий, закупку оборудования и изготовление оснастки для выпуска новой техники.

6. Несмотря на оказываемую правительством помощь, производство ТНП и АТТ для предприятия по прежнему не выгодно, за счет опережения цен на потребляемые материальные ресурсы (например, электроэнергия) по сравнению с доведенным предельным индексом роста цен. Так к примеру, установленный индекс роста цен в 2007 гг. равен 1,24. Фактический индекс 1,18 в пределах норматива. Это связано с тем, что в январе-феврале 2007 года цены на продукцию не изменялись. А в течение года на отдельные виды ТНП и АТТ не изменялись по 2-3 месяца или изменялись в меньшей степени против доведенного индекса цен с учетом конъюнктуры рынка. В итоге получается, что предприятие заведомо работает себе в убыток.


ЛИТЕРАТУРА

1. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / Под ред. В.И. Стражева. - Минск.: Вышэйшая школа, 2005. – 400 с.

2. Баканов, М.И. Теория экономического анализа: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 415 с.

3. Бланк, И.А. Управление прибылью. – К.: «Ника-Центр», 2006.- 544с. (Серия «Библиотека финансового менеджмента», Вып. 2)

4. Бука, Л. Совершенствование анализа прибыли, // Бухгалтерский учет и анализ. 2008, № 11, С.34-39.

5. Производственные отчеты НПРУП «Экран» за 2006 – 2008 гг.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  605  606  607   ..