Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 13

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  552  553  554   ..

 

 

Мировая экономика структура и основные субъекты 2

Мировая экономика структура и основные субъекты 2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра мировой экономики

по дисциплине Мировая экономика

Вариант 1

Мировая экономика: структура и основные субъекты

Челябинск – 2009.

План работы

Введение………………………………………………………………….….….3

1. Сущность понятия «Мировая экономика». Структура мирового хозяйства….…4

2. Субъекты мирохозяйственных связей…………….……..…13

Тест…………………………………….……………………………….………23

Заключение……………………………………………………….……………24

Список использованной литературы…………………………….….………..25


Введение

Сущность понятия «Мировая экономика». Структура мирового хозяйства

Существует три основных подхода к определению понятия мировой экономикиили мирового хозяйства. 1) Мировая экономика - совокупность национальных хозяйств,связанных политическими и экономическими отношениями. 2) Мировая экономика - система международных экономическихотношений. Единая связь между национальными хозяйствами. 3) Мировая экономика - экономическая система, самопроизводящаяся науровне производительных сил, производственных отношений. Объединеныэкономические силы, производственные отношения, правовые нормы. Основа существования мирового хозяйства - целостность и устойчивость.Цель мирового хозяйства - удовлетворение спроса и человеческихпотребностей. Порядок функционирования мирового хозяйства базируется нанормах частного и государственного права. Существует следующая классификация стран в мировом хозяйстве. Крупнейшие развитые страны с рыночной экономикой (или страны "большойсемерки"): Германия, Италия, Канада, Соединенное Королевство Великобританиии Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Франция, Япония. Развивающиеся страны: страны Латинской Америки и Карибского бассейна,Африки (за исключением Южной Африки), Азии и Тихого океана (за исключениемАвстралии, Новой Зеландии и Японии), Кипр, Мальта, бывшая Югославия. В рядеслучаев при проведении анализа Китай указывается отдельно. Страны Южной и Восточной Азии:, страны Южной Азии, Юго-Восточной Азии иВосточной Азии, за исключением Китая, если не указано иное. Страны Средиземноморья: Кипр, Мальта, Турция, бывшая Югославия. Страны Западной Азии: Бахрейн, Израиль, Иордания, Ирак, Иран,(Исламская Республика), Йемен, Катар, Кувейт, Ливан, Объединенные АрабскиеЭмираты, Оман, Саудовская Аравия, Сирийская Арабская Республика. Для целей конкретного анализа развивающиеся страны подразделяются наследующие группы. Страны с активным платежным балансом (или экспортерыэнергоресурсов с активным платежным балансом): Бруней-Даруссалам, Ирак,Иран (Исламская республика). Катар, Кувейт, Ливийская Арабская Джамахирия,Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия. Страны с пассивным платежным балансом (или страны-импортеры капитала),подразделяемые на следующие две подгруппы. Прочие чистые экспортеры энергоресурсов (или экспортеры энергоресурсовс пассивным платежным балансом): Алжир, Ангола, Бахрейн, Боливия,Венесуэла, Габон, Египет, Индонезия, Камерун, Конго, Малайзия, Мексика,Нигерия, Оман, Перу, Сирийская Арабская Республика, Тринидад и Тобаго,Тунис, Эквадор. Чистые импортеры энергоресурсов: все остальные развивающиеся страны. Страны с недавно сформировавшимся активным платежным балансом: Гонгонг,Республика Корея, Сингапур, китайская провинция Тайвань. Прочие группы :Пятнадцать стран-крупных должников: Аргентина, Боливия,Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Кот-д'Ивуар, Марокко, Мексика, Нигерия,Перу, Уругвай, Филиппины, Чили, Эквадор, бывшая Югославия. Наименее развитые страны: (47 стран) Афганистан, Бангладеш, Бенин,Ботсвана, Буркина-фа-со, Бурунди, Бутан, Вануату, Гаити, Гвинея, Гвинея-Бисау, Гамбия, Джибути, Заир, Замбия, Йемен, Кабо-Верде, Камбоджа,Кирибати, Коморские Острова, Лаосская Народно-демократическая Республика,Лесото, Ливерия, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Мали, Мальдивские Острова,Мозамбик, Мьянма, Непал, Нигер, Объединенная Республика Танзания, Руанда,Самоа, Сан-Томе и Принсипи, Соломоновы Острова, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, Того, Тувалу, Уганда, Центральноафриканская Республика, Чад,Экваториальная Гвинея, Эфиопия. Страны Африки к югу от Сахары: страныафриканского контингента и близлежащие островные страны за исключениемНигерии, стран Северной Африки (Алжира, Египта, Ливийской АрабскойДжамахирии, Марокко и Туниса), Южной Африки.

Мировая экономика — это совокупность национальных хо­зяйств, объединенных различными видами мирохозяйственных связей. Она опирается на более или менее общий для всего че­ловечества уровень развития производительных сил, на обуслов­ленное им всемирное разделение труда, в которое в той или иной степени вовлечены все народы, и затрагивает не только сферу обращения, но и сферу производства.

По существу внешние экономические сделки продолжают ло­гику внутренних сделок: и там и здесь преследуется одна цель — максимизация полезности для потребителей и доходов для про­изводителей. И все-таки между внешними и внутренними сдел­ками имеются существенные различия, обусловленные националъным суверенитетом и государственными границами между экономически взаимосвязанными странами. Рассмотрим неко­торые из таких различий.

Первое. Международные сделки требуют расчетов в ино­странной валюте, которая конвертируется во внутреннюю валюту по определенному курсу. Соотношения обмена подвержены раз­личным колебаниям, поэтому сам процесс обмена связан с рис­ком и осложнениями, не характерными для внутренних сделок.

Второе. Национальные правительства могут вводить любые ограничения на международные сделки, но не применять их к внутренним. К подобным ограничениям можно отнести тарифы, различные импортные квоты, так называемые добровольные экспортные лимиты, стимулирование экспорта посредством суб­сидий, ограничения конвертируемости национальной валюты. Все эти меры оказывают глубокое воздействие на экономику, но касаются прежде всего международных, а не внутренних хозяй­ственных процессов.

Третье. Каждая страна проводит денежно-кредитную и фис­кальную политику, которая влияет на темпы инфляции, эконо­мический рост, уровень занятости и т.д. Как правило, подобная политика, общая для всех регионов в пределах страны, значи­тельно варьирует от одной страны к другой. Если, например, темпы инфляции во Франции будут приблизительно одинаковы­ми для всех ее регионов, то различия между Францией и Герма­нией по этому показателю могут быть довольно значительными, что незамедлительно скажется на конкурентоспособности товаров и услуг одной страны на рынках другой, а также на рынках третьих стран. Таким образом, многие изменения в международ­ных торговых и финансовых сделках инициируются внутренней экономической политикой, проводимой той или иной страной.

Четвертое. Обычно каждая страна знает гораздо больше о структуре, объеме и направлениях внешней торговли, чем о тех же показателях внутренних сделок. В США, например, никто не знает наверняка, какими товарами и в каких количествах торгу­ют между собой штат Калифорния и г. Нью-Йорк. На админи­стративных границах между штатами подобную информацию никто не фиксирует. Другое дело — внешняя торговля. Когда торговое судно покидает иностранный порт или заходит в него, продавцы или покупатели должны заполнять экспортную или импортную декларацию, сообщающую о характере груза, его весе, стоимости, получателе и отправителе и другие сведения. Именно из торговых деклараций, обязательно требуемых во всех странах, можно получить более или менее точную статистиче­скую информацию о международной торговле и других мирохо­зяйственных сделках, чего часто не хватает для анализа внут­ренних торговых и прочих хозяйственных операций.

Пятое. Факторы производства гораздо мобильнее внутри страны, чем между странами. Мало что может помешать пере­мещению рабочей силы между штатами США или графствами в Англии. Однако всевозможные иммиграционные ограничения, языковые и другие социально-культурные различия подчас представляют серьезные барьеры на пути передвижения людей между странами. Конечно, по сравнению с трудом капитал пе­редвигается гораздо легче, но и он более мобилен внутри стра­ны, чем между различными государствами.

Шестое. И, наконец, чтобы проникнуть на иностранные рынки, экспортеры должны адаптировать свою продукцию к стандартам и вкусам заграничных потребителей.

Все различия между внутренними и внешними хозяйствен­ными связями касаются скорее формы их реализации, чем суще­ства самих процессов. Вместе с тем эти различия настолько важ­ны и уникальны, что наряду с растущей значимостью мирового хозяйства привели к формированию специфической отрасли эко­номического знания — теории мировой экономики. Мировая эко­номика как наука (или учебная дисциплина) — это часть теории рыночной экономики, изучающая закономерности хозяйственного взаимодействия между различными государствами в области меж­дународного обмена товарами и услугами, движение факторов про­изводства, капиталов и финансово-кредитных потоков. Мировую экономику составляют следующие разделы:

• Теория «чистой», т.е. без всяких ограничений, междуна­родной торговли и приносимой ею выгоды.

• Теория коммерческой политики, изучающая причины и результаты различных лимитов на обмен товарами, услу­гами, движение факторов производства и т.д.

• Концепции платежных балансов, в которых анализируются соотношение общих доходов и расходов данной страны от­носительно другой, а также ее текущий курс обмена валюты.

• Концепции неуравновешенного платежного баланса и ме­тодов их выравнивания в условиях различных междуна­родных денежных систем.

Первые два раздела, вместе взятые, получили название тео­рия международной торговли, а два вторых — финансовая теория мировой экономики.

Первые два раздела представляют микроэкономический аспект международной экономики, поскольку рассматривают законо­мерности реализации хозяйственных связей между двумя кон­кретными субъектами мировой экономики (отдельной личности, фирмы, государства) на примере движения товаров и факторов производства, а также их рыночных характеристик (спрос, пред­ложение, цена и пр.).

В реальной жизни страны обмениваются многими товарами, услугами и факторами производства. Балансы платежей суммируют общие доходы и расходы от всех международных сделок. Общая сумма международной торговли и необходимость регулирования платежных балансов, как правило, отражают агрегированные объ­емы выпуска продукции, доходов и общего индекса цен торгую­щих наций, поэтому третий и четвертый разделы теории мировой экономики попадают в сферу макроэкономического анализа.

С точки зрения методологии анализа, между разделами меж­дународной экономики нет четкого деления. В рамках междуна­родной торговли исследования носят теоретический, абстракт­ный характер. Анализ международных финансов становится бо­лее практичным и политически ориентированным. Постепенно вырабатывается синтезированный микро- и макроинструментарий анализа мирохозяйственных связей.

Опираясь на теорию мировой экономики, ученые пытаются объяснить и предсказать структуру и объем международных сде­лок, оценить их воздействие на внутреннюю экономику и реко­мендовать такую национальную политику относительно мирохо­зяйственных связей, которая максимизирует национальное благосостояние.

Субъекты мирохозяйственных связей

Субъектами мирохозяйственных связей являются частные (физические) лица и организации (юридические лица), занятые осуществлением международных экономических операций.

Говоря о принадлежности к национальной экономике субъекты разделены на резидентов и нерезидентов.

Резиденты – это хозяйствующие субъекты, постоянно находящиеся на территории данной страны, независимо от их национальной (государственной) принадлежности.

Нерезиденты – хозяйствующие субъекты, постоянно находящиеся на территории иностранного государства, даже если они являются гражданами данной страны (но постоянно проживают за границей) или филиалами хозяйствующих единиц данной страны, расположенных за ее пределами.

Международная система национальных счетов (СНС) квалифицирует всех резидентов и нерезидентов (или хозяйствующих субъектов) как институциональные единицы. Это физические и юридические лица, которые владеют факторами производства и располагают возможностями производить продукты или реализовывать услуги, а также от своего имени заключать сделки с другими лицами.

Согласно системе СНС все институциональные единицы разделены на пять секторов экономической деятельности:

1. нефинансовые корпорации (nonfinancial corporations) – включают фирмы, занятые производством товаров и реализацией услуг для рынка;

2. домашние хозяйства (house holds) – представлены физическими лицами, занятыми экономический деятельностью, в том числе продажей на рынке труда своей рабочей силы, а также производящие и потребляющие продукты;

3. неприбыльные институты (nonprofit institution) – состоят из юридических лиц, которые оказывают нерыночные услуги домашним хозяйствам и действуют по принципу добровольного участия в их деятельности физических лиц;

4. правительственные учреждения (government agencies). Выполняя свои прямые функции в области политики и регулирования экономики, эти институциональные единицы осуществляют также производство нерыночных продуктов, выносят решения и постановления в области экономики, а также оказывают услуги индивидуального или коллективного потребления, перераспределяют доходы, направляя их в бюджетные организации: социального обеспечения, здравоохранения и образования;

5. финансовые корпорации (Financial corporations) – фирмы, занятые финансовым посредничеством и осуществлением вспомогательных финансовых услуг, в том числе банки, страховые, финансовые и инвестиционные компании.

СНС не устанавливает различий между субъектами национальной и международной экономической деятельности, поскольку в условиях открытой рыночной экономики все юридические и физические лица, реально существующие в экономике любой страны, одновременно и в том же качестве имеют право быть субъектами мировой экономики, т.е. вступать в разрешенные законом экономические отношения с любыми субъектами других стран или участниц международных экономических союзов.

Кроме организаций, непосредственно занятых внешнеэкономической деятельностью, в мировой экономике все более активную роль начинают играть наднациональные международные институты . Их представляют международные экономические учреждения , занятые организацией и координацией мирохозяйственных связей. К числу таких органов относятся консультативные Советы экономических союзов, их Секретариаты, а также периодически проводимые Сессии союзов . Кроме того, к такому роду международным экономическим субъектам относятся Международный Арбитражный Суд, Всемирный Банк, Международный Валютный фонд, Международная организация труда, Международная финансовая корпорация, Европейский банк реконструкции и развития, Парижский и Лондонский клубы и др.

Особая роль среди подобных организаций сейчас стала принадлежать мировым финансовым центрам (МФЦ). К ним относятся Нью-йоркская международная фондовая и валютная биржи, Лондонский международный рынок золота, Лондонская и Токийская валютные биржи. В этих международных центрах ежедневно через рыночную конъюнктуру определяется реальная котировка национальных валют, устанавливаются мировые цены на товары, услуги и факторы производства, перемещаемые в глобальном пространстве.

Кроме организаций, имеющих мировую и региональную юрисдикцию, в рамках международных экономических альянсов действуют свои союзные институты координации и управления. Так, в Европейском союзе функционируют Совет министров, Европейский совет, Комиссия Европейских сообществ, Европейский парламент и Суд Европейских сообществ.

Главной задачей всех организаций такого рода является решение проблемы разработки «правил игры», т.е. правил и законов, обеспечивающих нормальное функционирование мирового или союзного хозяйств, а также контроль за практической реализацией хозяйственных связей.

Одним из специфических проявлений интеграции в мировом масштабе является то, что современный процесс глобализации экономики осуществляется одновременно на двух уровнях: на уровне интеграции государств (макро уровень) и интеграции процессов конкретной экономический деятельности, на уровне предприятий организаций (микро уровень). Основной организационной формой международного сообщества на микро уровне является международная корпорация .

Международная корпорация, или МК (international corporation), – это особый тип организации экономической деятельности, предполагающий объединение факторов производства в единое целое (компанию) для осуществления производственно-хозяйственной деятельности во многих странах мира.

Существуют два вида МК:

1. транснациональная корпорация (ТНК) – сообщество, головная компания которого является собственностью капитала одной страны, а дочерние предприятия и организации сообщества функционируют в разных странах;

2. многонациональные корпорации (МНК) – сообщество, головная компания которого принадлежит капиталу двух или нескольких стран, а филиалы размещены во многих странах.

К концу XX в., по данным ЮНКТАД, в мире действуют свыше 39 тыс. международных корпораций, из которых 37 тыс. – ТНК, имеющих 270 тыс. филиалов по всему миру. Общая сумма их активов – $ 2,7 трлн., ежегодный объем продаж, осуществляемый ТНК, превышает $ 6 трлн., что составляет 60% мирового товарооборота.

Международные правила осуществления внешнеэкономической деятельности, выработанные наднациональными экономическими институтами, являются общей правовой основой для всех государств – участников всемирного хозяйства. Поэтому, вступая в члены того или иного международного экономического союза, эти государства обязаны привести свое национальное, т.е. внутригосударственное законодательство, в соответствие с международными договорами и правилами.

Например, вступление России в ВТО требует определенных изменений в Таможенном кодексе РФ; присоединение ее к МВФ вызвало необходимость принятия очередного Закона об иностранных инвестициях, а также обеспечения относительной стабильности национальной валюты, достижения определенного уровня инфляции, снижения дефицитности государственного бюджета и улучшения собираемости налогов.

Приоритет международного права в операциях на мировом рынке не означает полной интернационализации внешнеэкономической деятельности государства и подмену его внешнеэкономических институтов деятельностью международных экономических организаций. Обязанностью любого государства является всемерное отстаивание национальных экономических интересов, в том числе и за счет внешнеэкономической деятельности. Поэтому и в современных условиях государство в собственных национальных интересах определяет свою внешнеэкономическую политику. Для ее реализации каждое государство разрабатывает национальное законодательство по внешнеэкономической деятельности. Например, для России основополагающими законами в этом плане являются Федеральные законы «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «Об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации», «О разделе продукции» и др.

Непосредственным регулированием внешнеэкономической деятельности в каждой стране занимаются специальные институты. В России это Министерство внешнеэкономических связей, Министерство по делам сотрудничества с СНГ, Таможенный комитет, Торгово-промышленная палата, Внешторгбанк, Внешэкономбанк и др. Они регистрируют и контролируют деятельность иностранных институциональных единиц в стране, регулируют экспорт и импорт за счет выдачи лицензий, квот, установления таможенных тарифов и налоговых сборов, содействуют, например, за счет организации выставок за рубежом и подписания межгосударственных соглашений, продвижению отечественных хозяйственных субъектов в экономические союзы и мировое хозяйство в целом.

Государства – участники мирового экономического процесса, организуя и регулируя международные экономические отношения непосредственно внутри страны, могут оказывать влияние и на мирохозяйственные связи в целом. Такого рода влияние реализуется многими способами, главным из которых служит использование права любой страны-участницы той или иной международной экономической организации разрабатывать и корректировать правила внутрисоюзной экономической «игры».

Кроме того, государства, участвующие в мировом экономическом процессе, особенно наиболее экономически развитые и богатые из них, имеют как прямые, так и косвенные возможности воздействия на мирохозяйственные связи, тем самым регулируя их в своих национальных интересах. Таким прямым регулятором является протекционизм, с помощью которого то или иное государство или Союз в своих интересах предоставляет или не предоставляет отдельным странам преимущества по экспорту или импорту товаров, услуг и капиталов. Например, США резко ограничивают экспорт своих высоких технологий и разрешают продавать их лишь странам-партнерам по военным блокам. Одновременно, как и многие другие страны, они сокращают и количество стран-импортеров, предоставляя благоприятные условия для импорта лишь узкому кругу государств. Примерами тому могут служить существенное сокращение импорта стали из России в 2000 г. и ограничение импорта японских автомобилей в страну.

Косвенное регулирование мирохозяйственных связей государства могут осуществлять через принадлежащие им частные фирмы (особенно банки) и международные компании (МК). Так, с целью увеличения на мировом рынке, например, японских товаров, правительство Японии через национальные коммерческие банки предоставляет странам или фирмам-импортерам кредиты для японских закупок под льготный банковский процент. Кроме того, используя широкую сеть филиалов МК, разбросанную практически по всем регионам мира, развитые страны все большую часть хозяйственных операций на мировом рынке сейчас осуществляют через них. Как уже отмечалось, на долю этих корпораций приходится более половины мирового товарооборота.

Таким образом, современные государства, организуя свою национальную экономику для широкого участия в мировом экономическом процессе, одновременно активно влияют на нее и регулируют весь комплекс мирохозяйственных связей, прежде всего в своих собственных интересах. Эти действия позволяют странам не только отстаивать свои экономические интересы на международной арене, но и совершенствовать, а также поступательно развивать мировое хозяйство, международные экономические отношения и обеспечивать тем самым дальнейший общественный прогресс.

К ним относятся на макроэкономическом уровне: отдельные страны и ихсубъекты (в том числе непризнанные государства, например, Абхазия,Приднестровская Молдавская Республика и др.), международные экономическиеинтеграционные группировки, крупные города, ТНК и глобальные корпорации, идр.: – на микроэкономическом уровне: мелкие и средние предприятия,кооперативы и т.п., а также физические лица (в частности, так называемые"челноки", или "коробейники") и др.; – на наднациональном уровне: международные экономические организации инаднациональные институты. Все более значимыми субъектами :МЭО наряду с государствами и ТНКстановятся мировые диаспоры, крупные трансрегиональные объединения истратегические альянсы стран, мировые города, коммуны, провинции и т.п. Особую роль в системе. МЭО начинают играть антропоструктуры, т. е.сплоченные группы и ассоциации, использующие сетевые формы организациидеятельности и культурную политику для активного участия в мировыхпроцессах. Наиболее заметными среди них являются, в частности,экологическая организация "Гринпис", организации антиглобалистов. В началеXXI века в мире насчитывается до полумиллиона такого рода общественныхорганизаций. Изучая теорию и практику МЭО, мы сталкиваемся с таким понятием, какмировое хозяйство (MX). Мировое хозяйство, будучи объективной основой МЭО,не является специальным объектом изучения теории и практики МЭО. Однако ононе может не служить важным компонентом при рассмотрении проблем МЭО. Международные экономические отношения (в основном торговые)существовали и до возникновения мирового хозяйства, например, международныеэкономические отношения между отдельными европейскими государствами врамках отдельных регионов (Европа – Северная Африка; Европа – БлижнийВосток и др.). Эти отношения носили межстрановый, узкорегиональныйхарактер. С возникновением и развитием мирового хозяйства МЭО расширяют иуглубляют сферу своего существования, приобретают глобальный характер.Основываясь на специализации экономике отдельных государств или мировойэкономике, МЭО в большой степени зависимы от них. Однако, реализуясь, МЭОстановятся самостоятельным явлением, подчиняющимся собственным законам.Международные экономические отношения являются формой существования иразвития мирового хозяйства, его внутренним механизмом. Современное мировое хозяйство – это глобальный экономический организм,совокупность национальных экономик, находящихся в тесном взаимодействии ивзаимозависимости, подчиняющихся объективным законам рыночной экономики.

Тест

1. Можно ли сказать, что мировая экономика – это сумма всех национальных хозяйств мира?

а) да

б) нет

Ответ:

2. В основе формирования и развития мировой экономики лежит

а) общность традиций и культур отдельных стран

б) наличие общих границ между государствами

в) ориентация стран на самообеспечение

г) специализация и кооперирование государств

Ответ:

3. Мировое хозяйство в настоящее время:

а) глобально по своим масштабам

б) является однородным

в) характеризуется моноцентричностью

г) характеризуется многополярностью

д) основывается на принципах рыночной экономики

е) характеризуется ограниченным распространением рыночных отношений

ж) основывается на объективных закономерностях международного разделения труда

Ответ:


Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  552  553  554   ..