Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 13

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  377  378  379   ..

 

 

Анализ стратегий финансирования оборотного капитала предприятия

Анализ стратегий финансирования оборотного капитала предприятия

Введение
месяц выпуск продукции, тыс. шт. (х) суммарные (общие) издержки, тыс. руб. (y)
январь 24 5120
февраль 18 4928
март 21 5108
апрель 20 5075
май 19 4945
июнь 21,5 5125
июль 23 5015
август 19 4900
сентябрь 22 5110
октябрь 20 5005
ноябрь 20.5 5010
декабрь 22 5012
Мах 24 5125
Мin 18 4900
Месяц Х (Х-Хср) Y (У-Уср) (Х-Хср)2 (Х-Хср)*(У-Уср)
январь 24,00 3,17 5120,00 90,58 10,03 286,85
февраль 18,00 -2,83 4928,00 -101,42 8,03 287,35
март 21,00 0,17 5108,00 78,58 0,03 13,10
апрель 20,00 -0,83 5075,00 45,58 0,69 -37,99
май 19,00 -1,83 4945,00 -84,42 3,36 154,76
июнь 21,50 0,67 5125,00 95,58 0,44 63,72
июль 23,00 2,17 5015,00 -14,42 4,69 -31,24
август 19,00 -1,83 4900,00 -129,42 3,36 237,26
сентябрь 22,00 1,17 5110,00 80,58 1,36 94,01
октябрь 20,00 -0,83 5005,00 -24,42 0,69 20,35
ноябрь 20,50 -0,33 5010,00 -19,42 0,11 6,47
декабрь 22,00 1,17 5012,00 -17,42 1,36 -20,32
Итого 250,00 60353,00 34,17 1074,33
Ср.значение 20,83 5029,42
макс 24,00 5125,00
мин 18,00 4900,00
Объем производства (продаж) Постоянные издержки Переменные издержки
суммарные на ед. продукции суммарные на ед. продукции
1 2 3 4 5
падает неизменны увеличиваются уменьшаются неизменны
растет неизменны уменьшаются увеличиваются неизменны
Показатели Исходный вариант Темп прироста выручки от реализации, %
Вариант 1 9% Вариант 2 18% Вариант 3 27%
Выручка от реализации, тыс. руб. 20000 21800 23600 25400
Переменные затраты, тыс. руб. 12300 13407 14514 15621
Валовая маржа, тыс. руб. 7700 8393 9086 9779
Постоянные затраты, тыс. руб. 5775 5775 5775 5775
Прибыль, тыс. руб. 1925 2618 3311 4004
Прирост прибыли, тыс. руб. 0 693 1386 2079
Сила воздействия операционного рычага 4 3,2059 2,7442 2,4423
Валовая маржа на ед. изделия, руб. 154 154 154 154
Пороговое количество товара, тыс. шт. 37,5 37,5 37,5 37,5
Коэффициент валовой маржи 0,385 0,385 0,385 0,385
Порог рентабельности, тыс. руб. 15000 15000 15000 15000
Запас финансовой прочности, тыс. руб. 5000 6800 8600 10400
Запас финансовой прочности, тыс. шт. 12,5 12,5 12,5 12,5
Запас финансовой прочности, % 25 31,193 36,441 40,945
Показатели Исходный вариант Темп прироста выручки от реализации, %

Вариант 1

Вариант 2 33,3% Вариант 3 35%
Выручка от реализации, тыс. руб. 20000,000 20000,000 20000,000 20000,000
Переменные затраты, тыс. руб. 12300,000 12300,000 12300,000 12300,000
Валовая маржа, тыс. руб. 7700,000 7700,000 7700,000 7700,000
Постоянные затраты, тыс. руб. 5775,000 7507,500 10007,498 10135,125
Прибыль, тыс. руб. 1925,000 192,500 -2307,498 -2435,125
Прирост прибыли, тыс. руб. 0,000 -1732,500 -4232,498 -4360,125
Сила воздействия операционного рычага 4,000 40,000 -3,337 -3,162
Валовая маржа на ед. изделия, руб. 154,000 154,000 154,000 154,000
Пороговое количество товара, тыс. шт. 37,500 48,750 64,984 65,813
Коэффициент валовой маржи 0,385 0,385 0,385 0,385
Порог рентабельности, тыс. руб. 15000,000 19500,000 25993,500 26325,000
Запас финансовой прочности, тыс. руб. 5000,000 500,000 -5993,500 -6325,000
Запас финансовой прочности, тыс. шт. 12,500 12,500 12,500 12,500
Запас финансовой прочности, % 25,000 2,500 -29,968 -31,625
Показатели Базовый вариант Анализируемые факторы
Цена реализации Переменные затраты Постоянные затраты
↑ 5% ↓ 5% ↑ 5% ↓ 5% ↑ 5% ↓ 5%
Выручка от реализации, тыс. руб. 20000 21000 19000 20000 20000 20000 20000
Переменные затраты, тыс. руб. 12300 12300 12300 12915 11685 12300 12300
Валовая маржа, тыс. руб. 7700 8700 6700 7085 8315 7700 7700
Постоянные затраты, тыс. руб. 5775 5775 5775 5775 5775 6063,75 5486,25
Коэф. валовой маржи 0,385 0,414 0,353 0,354 0,416 0,385 0,385
Порог рентабельности, тыс. руб. 15000 13939,7 16376,9 16302 13890,6 15750 14250
Пороговое количество товара, тыс. шт. 37,50 33,19 43,10 40,76 34,73 39,38 35,63
Прибыль 1925 2925 925 1310 2540 1636,25 2213,75
Анализируемые факторы Сила ОР Процентное изменение прибыли при изменении фактора на:
-15% -10% -9% -6% -5% -3% 3% 5% 6% 9% 10% 15%
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Цена (Рц) 10,39 -156 -104 -94 -62 -52 -31 31 52 62 94 104 156
Перемен Затраты (Рпер) 6,39 -96 -64 -58 -38 -32 -19 19 32 38 58 64 96
Объем (ОР) 4 -60 -4 -36 24 -2 -12 12 2 24 36 4 60
Пост. Затраты (Рпост) 3 -45 -3 27 -18 -15 -9 9 15 18 27 3 45
Анализируемый фактор Расчетная формула расчет Результаты
Объем реализации Qкр=Q*(1–1/ОР), шт. 50*(1–1/4)= 37,5 т.шт
ЗФП(%)=100/ОР 100/4 25%
ЗФП(руб.)=В/ОР 20000/4 5000 т. руб
Цена реализации Цкр=Ц*(1–1 / Рц) 400*(1–1/10,39) 361,5 руб
ЗФП(%)=100 / Рц 100/10,39 9,62%
ЗФП (руб.)=Ц / Рц 400/10,39 9,7 руб
Переменные затраты ПЗкр=Ипер*(1+1 / Рпер) 12300*(1+1/6,39) 14224,88 т. руб
ЗФП(%)=100 / Рпер 100/6,39 15,65%
ЗФП (руб.)=Ипер / Рпер 12300/6,39 1925т. руб
Постоянные затраты ПЗкр=Ипост*(1+1 / Рпост) 5775*(1+1/3) 7700 т. руб
ЗФП(%)=100 / Рпост 100/3 33,3%
ЗФП (руб.)=Ипост / Рпост 5775/3 1925 т. руб
Показатель
Порог безубыточности, т.шт. 26,253
Порог безубыточности, т. руб. 10501
Порог рентабельности, т.шт. 37,5
Порог рентабельности, т. руб. 15000
Период времени, с которого начинают покрываться косвенные постоянные затраты 6,3
Период времени, с которого предприятие начинает получать прибыль 9
Показатель Предприятие
А В(20) С(30) Д(50) Е(55)
Собственные средства 2000 1600 1400 1000 900
Заемные средства - 400 600 1000 1100
Всего 2000 2000 2000 2000 2000
показатели НРИа НРИв НРИс НРИд НРИе
Исход-ный исходный исходный исходный исходный
1. НРЭИ, тыс руб. 540 600 660 540 600 660 540 600 660 540 600 660 540 600 660
2. Проценты за кредит за кредит, тыс. руб. 0 0 0 60 60 60 90 90 90 150 150 150 165 165 165
3. Налогооблагаемая прибыль, тыс. руб. 540 600 660 480 540 600 450 510 570 390 450 510 375 435 495
4. Налог на прибыль, тыс. руб. 108,00 120,00 132,00 96,00 108,00 120,00 90,00 102,00 114,00 78,00 90,00 102,00 75,00 87,00 99,00
5. ЧП, тыс. руб. 432,00 480,00 528,00 384,00 432,00 480,00 360,00 408,00 456,00 312,00 360,00 408,00 300,00 348,00 396,00
6. ЧРСС, % 21,60 24,00 26,40 24,00 27,00 30,00 25,71 29,14 32,57 31,20 36,00 40,80 33,33 38,67 44,00
7. ЭФР, % - - - 9,43 11,14 12,86 9,43 11,14 12,86 9,43 11,14 12,86 9,43 11,14 12,86
8. СВФР 1 1 1 1,13 1,11 1,10 1,20 1,18 1,16 1,38 1,33 1,29 1,44 1,38 1,33
Вариант Структура капитала, т. руб. Условия привлечения капитала Доход, т. руб. Норма распределенной прибыли, % Ставка по заёмному капиталу
Выпуск привилегированных акций Выпуск обыкновенных акций
Заёмный капитал Привилегированные акции Обыкновенные акции и нераспределенная прибыль Цена, руб. Дивиденд, руб. Затраты на размещение, руб. Цена, руб. Дивиденд, руб. Затраты на размещение, руб. Темп прироста, %
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
1 62,5 62,5 125 60 6 2 40 2,4.р 13% 10 40 20 15
Источники капитала Расчетная формула Результаты
заемный Банковский кредит Кd=r*(1-Т) 12,00
Облигационный заем Кd=(М*Р+((М-Рdр)/К)/((М+Рdр)/2))*(1-Т)
собственный Привилегированные акции Кр=D/Pp 10,00
Обыкновенные акции нового выпуска Ке=Dо/(po *(1-F))+q 16,9
Нераспределенная прибыль Кs=Ке-2% 14,9

Сумма% за кредит=(400000 – (400000*0,03))*0,2=77600 руб.

Сумма кредита рассчитывается как объем закупок (т.р) – (объем закупок (т.р) * скидка (в долях))

Сумма кредита = 400000 – (400000*0,03)=388000 руб.

Э ф.г.с =(77600/388000)*100%=20%

Компания не несет затраты, связанные с использованием торгового кредита в размере упущенной скидки 400000*0,03=12000 руб. Компании надо пользоваться скидкой, т. к. цена отказа от скидки получилась больше цены банковского кредита (24,52>20).

Расчет ситуации с задержкой платежа на 10 дней:

Цена отказа от скидки и в данном случае больше годовой ставки банковского процента (Цо < r), поэтому предприятию следует пользоваться скидкой.


5. Политика финансирования оборотных активов

дифференциация издержка рентабельность финансирование

Таблица 5.1 – Расчёт системной и варьирующей части оборотного капитала

Источники капитала di, % WACC, %
Заёмный Банковский кредит 62,5/250*100=25 12*(25/100)=3,00
Собственный Привилегированные акции 25 10*(25/100)=2,50
Обыкновенные акции 125/250*100=50 16,9*(50/100)=8,45
Нераспределённая прибыль 50 14,9*(50/100)=7,45
Месяц Оборотные активы, т. руб. Внеоборотные активы, т. руб. Всего активов, т. руб. (2+3) Минимальная потребность в источниках, т. руб. (min4ст) СЧ, т. руб. (5–3) ВЧ, т. руб. (2–6)
1 2 3 4 5 6 7
1 13 75 88 85 10 3
2 17 75 92 85 10 7
3 17 75 92 85 10 7
4 10 75 85 85 10 0
5 12 75 87 85 12 0
6 14 75 89 85 13 1
7 15 75 90 85 13 2
8 19 75 94 85 10 9
9 18 75 93 85 10 8
10 16 75 91 85 10 6
11 15 75 90 85 10 5
12 15 75 90 85 10 5

Таблица 5.2 – Стратегии финансирования оборотного капитала

Стратегия финансирования Долгосрочные пассивы (ДП) Краткосрочные пассивы (КП) Собственный оборотный капитал (СОК)
Агрессивная ДП = ВНА + СЧ КП = ВЧ СОК = СЧ
Компромиссная ДП = ВНА + СЧ+ + Ѕ ВЧ КП = Ѕ ВЧ СОК = СЧ + Ѕ ВЧ
Консервативная ДП = ВНА + СЧ + + ВЧ КП = 0 СОК = СЧ + ВЧ
Идеальная ДП = ВНА КП = 0 СОК = 0

Таблица 5.3 – Расчёт ДП при различных стратегиях финансирования

Долгосрочные пассивы (ДП), т. руб.
Месяц Агрессивная Компромиссная Консервативная Идеальная
1 85 86,5 88 75
2 85 88,5 92 75
3 85 88,5 92 75
4 85 85 85 75
5 85 86 87 75
6 85 87 89 75
7 85 87,5 90 75
8 85 89,5 94 75
9 85 89 93 75
10 85 88 91 75
11 85 87,5 90 75
12 85 87,5 90 75

Таблица 5.4 – Расчёт КП при различных стратегиях финансирования

Краткосрочные пассивы (КП), т. руб.
Месяц Агрессивная Компромиссная Консервативная Идеальная
1 3 1,5 0 0
2 7 3,5 0 0
3 7 3,5 0 0
4 0 0 0 0
5 2 1 0 0
6 4 2 0 0
7 5 2,5 0 0
8 9 4,5 0 0
9 8 4 0 0
10 6 3 0 0
11 5 2,5 0 0
12 5 2,5 0 0

Таблица 5.5 – Расчёт СОК при различных стратегиях финансировании

Собственный оборотный капитал (СОК), т. руб.
Месяц Агрессивная Компромиссная Консервативная Идеальная
1 10 11,5 13 0
2 10 13,5 17 0
3 10 13,5 17 0
4 10 10 10 0
5 10 11 12 0
6 10 12 14 0
7 10 12,5 15 0
8 10 14,5 19 0
9 10 14 18 0
10 10 13 16 0
11 10 12,5 15 0
12 10 12,5 15 0

Далее построим график, отражающий величину внеоборотных активов, системной и варьирующей частей за 12 месяцев, а также стратегии финансирования оборотного капитала.

По данным произведенных расчётов и с помощью графика 15 можно сделать следующие выводы: потребности предприятия в системной части оборотных активов постоянны в течение года. Так, СЧ в течение 12 месяцев составляет 85 тыс. руб. Потребности предприятия в варьирующей части оборотных активов меняются каждый месяц, что может быть связано с изменениями объемов производства, с сезонными колебаниями деятельности предприятия. Так на графике 12 кривая ВЧ отражает потребности предприятия в ВЧ, при этом видно, что максимальная потребность достигается в августе, а минимальная в апреле.

Рисунок 5.1 – Стратегии финансирования оборотного капитала


По представленной ниже таблице 26 можно сделать следующие выводы: При всех трёх стратегиях финансирования оборотного капитала чистая рентабельность собственных средств при подъёме выручки увеличивается, при спаде выручки снижается относительно промежуточного состояния. Чистая рентабельность собственных средств выше при компромиссной стратегии финансирования; при консервативной стратегии данный показатель имеет наименьшее значение; значение же чистой рентабельности собственных средств при агрессивной стратегии финансирования занимает промежуточное значение между компромиссной и консервативной стратегиями финансирования оборотного капитала. Данная ситуация объясняется тем, что при агрессивной стратегии финансирования величина собственных средств (120 тыс. руб.) меньше, чем при компромиссной и консервативной стратегиях. При консервативной стратегии финансирования величина собственных средств (160 тыс. руб.) самая высокая. Сумма же собственных средств при компромиссной стратегии занимает промежуточной значение и составляет 140 тыс. руб.

Исходя из этого следует, что ожидаемая рентабельность собственных средств будет выше при агрессивной стратегии, ниже при консервативной стратегии финансирования оборотного капитала.

При всех трёх стратегиях финансирования оборотного капитала чистая рентабельность активов при подъёме выручки увеличивается, при спаде выручки снижается относительно промежуточного состояния. Чистая рентабельность активов выше при агрессивной стратегии финансирования; при консервативной стратегии данный показатель имеет наименьшее значение; значение же чистой рентабельности активов при компромиссной стратегии финансирования занимает промежуточное значение между агрессивной и консервативной стратегиями финансирования оборотного капитала.

По таблице 26.1 можно сделать вывод, что при увеличении ставки по краткосрочным кредитам чистая рентабельность собственных средств при агрессивной и компромиссной стратегиях возрастает, что связано с ростом чистой прибыли, который в свою очередь произошёл за счёт увеличения суммы процентов за кредиты. При консервативной стратегии финансирования краткосрочные кредиты не привлекаются, поэтому чистая и ожидаемая рентабельность собственных средств при снижении ставки по краткосрочным кредитам не изменяются.


Таблица 5.6 – Расчёт прибыли (убытков) предприятия при различных состояниях экономики с учётом каждой стратегии

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  377  378  379   ..

 

Показатели Стратегии
Агрессивная Компромиссная Консервативная
Подъём Промежуточное состояние Спад Подъём Промежуточное состояние Спад Подъём Промежуточное состояние Спад
Собственные средства, тыс. руб. 120 120 120 140 140 140 160 160 160
Заёмные средства, тыс. руб. 140 140 140 140 140 140 140 140 140
Выручка от реализации, тыс. руб. не зн 500 600 700 340 400 500 200 250 300
Переменные затраты, тыс. руб. 300 360 420 204 240 300 120 150 180
Постоянные затраты, тыс. руб. 50 50 50 52 52 52 54 54 54
Нетто-результат эксплуатации инвестиций, тыс. руб. не зн 150 190 230 84 108 148 26 46 66
Проценты за кредит, тыс. руб. 11,2 11,2 11,2 12,6