Главная      Учебники - Экономика     Лекции по экономике - часть 13

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  293  294  295   ..

 

 

Инфляция: причины, последствия, методы преодоления (на примере России и других стран)

Инфляция: причины, последствия, методы преодоления (на примере России и других стран)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Динамика потребительских цен на основные виды непродовольственных товаров.


1) Рекорды инфляции в Великобритании: вдекабре 2006 года инфляция в Великобритании достигла наивысшего уровня за последние 10 лет. Об этом сообщило национальное статистическое ведомство в Лондоне. Как передает «Deutsche Welle»: «лишь за 1 месяц рост цен составил 0,6%. Тенденция к быстрому росту потребительских цен в британской экономике стала подтверждениям опасений экспертов и аналитиков по поводу угрозы инфляции и рост заработных плат в британской экономике. Напомним, на прошлой неделе «Bank of England» с целью обуздания инфляционных ожиданий повысил ставку рефинансирования до 5,25%. В результате этого стоимость займов в Англии достигла максимального уровня за последние 5,5 лет» 19 .

2) Самая низкая инфляция в Израиле: в Израиле отмечена самая низкая в мире инфляция. С января по конец ноября 2006 года потребительские цены в Израиле снизились на 0,2% - это самый высокий уровень дефляции из всех развитых и развивающихся стран мира. Такая значительная дефляция говорит о том, что экономика Израиля переживает неблагоприятный период, считают экономисты. Причина дефляции в Израиле - внешние факторы: снижение цен на импортируемую нефть во второй половине 2006 года и укрепление национальной валюты по отношению к доллару США, вызванное как значительным вливанием долларов в израильскую экономику, так и падением доллара по отношению к остальным мировым валютам 20 .

3) Также в 2006 году инфляция в США составила 2%, в странах зоны евро - 1,9%, в Испании - 2,6%, в Китае - 2%. Среди развитых и развивающихся стран самые высокие уровни инфляции наблюдаются в Аргентине - 10%, Египте - 12,2% и Венесуэле - 15,8% 21 .

Что же касается прогнозов на текущий год и ближайшее будущее, за информацией следует обратиться к периодическим источникам, газетам и журналам, где публикуются интервью с ведущими экономистами страны. Вот лишь некоторые из них:

1) Про 2007 год 22 . О том, что наступивший год будет дорогим, начали говорить уже давно. Инфляция затронет почти все сферы нашей жизни: жилье, питание, транспорт и спиртные напитки (потому что без них нам никуда). О грядущем подорожании поездок на общественном транспорте стало известно еще в конце 2006 года. Так, с 1 января цены на билеты в автобусах, троллейбусах, а также и в метро увеличились почти на 20%. В общем, это вполне объяснимо, ведь в январе поднялась и цена на бензин, сообщает газета «Комсомольская правда». Если весь 2006 год топливо дорожало на 3-5% ежемесячно, то теперь наши крупные нефтяные компании будут устанавливать бензиновые тарифы в соответствии с ценами мирового рынка нефти. Если в мире все спокойно, то и мы будем ездить на дешевом топливе. Кроме того, чиновники планируют штрафовать крупных бензиновых монополистов, так что цены на бензин будут зависеть и от решений чиновников. Подорожало и содержание жилья. Теперь жителям нашей страны будут дороже обходиться горячее и холодное водоснабжение, канализация, а также отопление. В среднем услуги ЖКХ подорожали на 20-22%, что примерно на 15% меньше, чем это могло бы быть. В январе тарифы должны были подняться еще выше: от 30 до 45% в зависимости от региона, но в Кабинете министров этому воспрепятствовали, вовремя приняв соответствующие поправки в закон. В 2007 году поднялись цены и на продукты питания. Так, сразу после новогодних каникул начала расти стоимость мяса. По прогнозам аналитиков, свинина подорожает на 3-5%, а говядина - на 5-7%. Прежней останется цена только на птицу, но в последнее время к употреблению в пищу пернатых относятся с опаской: все-таки птичий грипп не оставляет нашу планету и уже начал мутировать в организме птиц. С облегчением могут вздохнуть разве что любители пива, так как его стоимость в 2007 году не изменится. На самом деле пиво – вполне хорошая альтернатива всему остальному: оно достаточно калорийно, полезно в малых количествах даже детям, а, кроме того, лечит некоторые тяжелые болезни.

2) Инфляция укладывается в прогнозы. Пока 23 .

Инфляция в России за первые 12 дней февраля 2007 г. составила 0,4%. Об этом сообщил в пятницу, 16 февраля, министр экономического развития РФ Герман Греф. Пока темпы роста потребительских цен в России укладываются в годовой прогноз инфляции и демонстрируют благоприятную по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. динамику. Прогноз темпов роста инфляции на февраль остался неизменным и также вписывается в рамки годового прогноза. Если учитывать, что инфляция в январе составила 1,7%, пока инфляция укладывается в рамки годового прогноза, верхней границей которого определен уровень 8,0%. В целом же правительство РФ прогнозирует по итогам 2007 г. рост потребительских цен на 6,5-8,0% (по сравнению с 9,0% в 2006 г.). Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, потребительские цены в РФ выросли в январе 2007 г. на 1,7% по сравнению с 0,8% в декабре и 2,4% в январе 2006 г. Таким образом, с начала текущего года инфляция отстает на 0,7% по сравнению с началом 2006 г. Кроме того, январские показатели инфляции оказались ниже самых оптимистичных прогнозов аналитиков, поскольку нижняя граница прогнозного январского диапазона по инфляции составляла 1,8%, а средние прогнозы роста потребительских цен находились на уровне 2%. Как представляется, в начале года складывается благоприятная картина динамики инфляции, что свидетельствует о наличии возможности удержания годовой инфляции за 2007 г. в запланированных рамках. Рост цен в январе в годовом выражении составил 8,2% по сравнению с 10,7% годом ранее. Прогресс налицо.

Однако говорить о том, что проблема инфляции снята с повестки дня, пока рано. Обилие предстоящих в 2007 г. IPO российских компаний могут вывести инфляцию из состояния равновесия, поэтому Банк России заранее предпринял меры для хеджирования рисков увеличения денежной составляющей инфляции, укрепив в начале февраля курс рубля. Кроме того, с 8 февраля 2007 г. ЦБ РФ изменил соотношение валют в бивалютной корзине, увеличив долю евро с 0,40 до 0,45 евро и снизив долю доллара с 0,60 до 0,55 долл. В целом, действия российских монетарных властей отвечают задачам борьбы с инфляцией, способствуя закреплению полученного в январе инфляционного показателя. Если рост инфляции продолжит замедляться, в среднесрочной перспективе вполне вероятно долгожданное отставание фактической инфляции от прогнозов. Напомним, в середине февраля министр финансов РФ Алексей Кудрин озвучил позицию Министерства финансов и МЭРТ РФ, которые не исключают возможности того, что в 2008-2010гг. уровень инфляции в России будет снижаться в сравнении с прогнозами на 0,5% пункта ежегодно. Сегодняшний официальный прогноз Минфина и МЭРТа предполагает, что инфляция в 2008г. составит 7%, в 2009г. - 6,8%, в 2010г. - 6,5%.

3) России добавили лишней инфляции 24 .

Правительство РФ повысило прогноз по уровню инфляции в 2008 году до 7 процентов, тогда как ранее прогноз по инфляции на 2008 год составлял 4,5-6 процента. Об этом сообщает РИА Новости. Согласно одобренному на заседании правительства уточненному финансовому плану РФ на 2007-2009 годы, инфляция в 2008 году не превысит 7 процентов, а в 2009 году составит 6,8 процента. В 2007 году инфляция по прогнозам чиновников не превысит 8 процентов. Кроме того, согласно документу, объем Стабфонда на конец 2007 года увеличится почти вдвое и составит 4,19 триллиона рублей. На 15 декабря 2006 года объем Стабфонда составил 2,19 триллиона рублей. В 2006 году правительство прогнозировало, что инфляция не выйдет за рамки 9 процентов. На конец ноября цены в России выросли на 8,2 процента, а за 18 дней декабря на 0,6 процента.

4) Прогноз инфляции 2007 25 .

Инфляция в 2007 году может удержатся на нижней границе прогноза, несмотря на повышение потолка роста тарифов на услуги естественных монополий, заявил журналистам на пресс-конференции министр финансов Алексей Кудрин. Бюджетная комиссия при правительстве пересмотрела основные параметры макроэкономического прогноза на 2007-2009 годы, повысив оценку инфляции на 0,5%, потолок роста тарифов и допустив более серьезное укрепление рубля для обуздания роста цен. «Инфляция в 2007 году будет между 6,5-8%. Это не означает, что мы окончательно уступим на полпроцента инфляции в 2007 году, – сказал Кудрин. – Я думаю, что у нас даже при этом прогнозе (повышенных тарифов) есть возможность выйти на нижнюю планку», – сообщил он. Прежний прогноз, составленный в конце марта, предусматривал инфляцию в пределах 6-7,5%. «В последнем прогнозе, который был утвержден на бюджетной комиссии,.. мы на ближайшие три года увеличиваем темп инфляции на полпроцента, а рубль еще укрепили. Такая политика – мягкотелая. Мы отступаем шаг за шагом и в инфляции, и в укреплении рубля». По словам Кудрина, в бюджете 2007 года будут заложены дотации на субсидирование тарифов на железнодорожные перевозки и энергетику, и предлагается перенести часть расходов на бюджет. «Россия хочет уйти от этого (перекрестного субсидирования), но быстро это сделать мы не сможем... Это не сотни миллиардов... Это от 10 до 30 миллиардов», – сказал Кудрин. Прогноз 2007 инфляции составит – между 6,5-8%. По мнению Кудрина, повышение потолка тарифов может сказаться на росте потребительских цен в среднесрочной перспективе. «В среднесрочной перспективе года два... оно может повлиять на повышение (инфляции), а в долгосрочной перспективе мы будем снижать инфляцию», – сказал он. При этом Кудрин считает экономически оправданным повышение тарифов, в частности, на газ. «У «Газпрома» внешние доходы перекрывают внутренние убытки, но мы хотим, чтобы (внутренний) тариф был безубыточным. Низкие цены на газ по сути замораживают низкую производительность, и через 5-10 лет нам все равно придется работать в условиях более высоких тарифов».

На основании всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что проблема инфляции на данный момент является одной из приоритетнейших для решения в условиях современной экономики. Для преодоления этой проблемы необходимо разработать методы, отличные от применяемых в мировой практике, поскольку в России экономика достаточно специфична и требует нестандартного подхода при решении поставленных задач. Методы борьбы с явлением инфляции и антиинфляционная политика в России более подробно будут рассмотрены в следующей главе.

15. Илларионов А. Модели экономического развития и Россия. Вопросы экономики. 1996. - №7

16. http://www.iip.ru/ Международные Инвестиционные Проекты. Аналитика

17. http://www.allmedia.ru/ ИА "Альянс Медиа", 28.03.2006

18. http://www.ifru.ru/news/1/2006/02/10976 Институт Фондового рынка и Управления

19. www.liga.net ЛIГАБiзнесIнформ, украинская Сеть деловой информации

20, 21. http://www.klerk.ru Информационное агентство «Клерк.Ру»

22. Александр Зюзяев, газета «Комсомольская Правда»

23. Quote.ru 16.02.2007, Елена Хрупова

24. РИА Новости, 28.12.2006

25. Газета.Ру, 01.06.2006

Глава 3 . Методы борьбы с инфляцией, выводы и предложения

3.1 Методы борьбы с инфляцией

Сбивать темпы инфляции – значит сокращать разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к равновесию, К первоочередным мерам относятся следующие:

1. Обеспечение страны в достатке продовольствием. Это первейшее условие любых реформаторских усилий. Для налаживания продовольственного дела в стране следует оказать государственную финансовую помощь сельскохозяйственным предприятиям всех видов собственности.

а) установление порядка выдачи кредитов сельскозяйственным предприятиям под векселя с погашением их за счет будущего урожая;

б) установление государственных закупочных цен, а также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.

2. Воссоздание разрушенного инвестиционного поля народного хозяйства, без чего функционирование экономики становится невозможным. В этих целях надо, прежде всего, восстановить на банковских счетах предприятий путем индексирования утраченные из-за резкого роста цен и обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств.

3. Налаживание снабженческо-сбытовых связей между предприятиями. Хозяйственные связи предприятий в рыночном режиме наиболее эффективны в основном через систему крупных оптовых покупателей. Эти структуры могут функционировать в рамках отдельных регионов, в общероссийском и межгосударственном масштабе.

4. Взамен налога на добавленную стоимость, стимулирующего в современных условиях хозяйствования в России, рост инфляции и крайне трудно поддающегося контролю налоговых инспекций, определить основным платежом в бюджет налог на прибыль, дифференцировав его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства, что будет нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли.

5. На время кризиса необходимо централизовать банковскую систему, имея в виду обязательное исполнение коммерческими и инвестиционными банками директив центрального банка по приоритетности и льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота.

6. Для стабилизации потребительского рынка целесообразно:

а) создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере производства и услуг, ввести государственные кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый кредит на аренду оборудования (с возможностью последовательного выкупа), а также ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск разорения особенно значителен;

б) создать условия для повсеместного распространения параллельно с существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам. Такого рода кооперативное движение широко развито во многих индустриальных странах. Без него немыслимо представить их экономики. Потребкооперация будет способствовать нормализации цен и вне кооперативного сектора.

7. В течение кризисного периода следует также проводить рациональную государственную политику защиты внутреннего рынка и строгого контроля частной экспортной деятельности. Все экспортные операции должны осуществляться через немногие крупные фирмы и синдикаты, контролируемые государством и выполняющие экспортные операции на комиссионных налогах.

Методы борьбы с инфляцией подразделяются на прямые и косвенные. Прямые методы регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:

1. Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;

2. Государственное регулирование цен;

3. Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;

4. Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

Косвенные методы включают:

1. Регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;

2. Регулирование ссудного и счетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;

3. Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Государственные системы антиинфляционных мер разных стран: Отдельное предприятие, конкретный бизнес не может бороться с инфляцией. Подобная борьба под стать только государству. В случае отдельного бизнесмена борьба с инфляцией выглядит как «сражение с ветряными мельницами». Следовательно, борьба с инфляцией есть задача макроэкономическая. Перед правительством стоит главный вопрос: или ликвидировать инфляцию посредством радикальных мер, или адаптироваться к ней. Различные страны решают эту дилемму по-своему. США, Великобритания активно борются с инфляцией, другие же страны разрабатывают комплекс адаптационных государственных мер (индексация доходов, контроль роста цен и проч.). Итак, либо пассивная адаптация к росту цен через индексацию доходов населения, или активная стратегия ликвидации инфляции в ходе спада деловой активности и усиления безработицы. Каждый из отмеченных путей имеет множество вариантов. Начнем с адаптационной политики. На частном уровне индексация доходов осуществляется через коллективный договор профсоюза с ассоциацией предпринимателей или с отдельным предпринимателем. Рост заработка ставится в зависимость от роста инфляции. Так, в США 60% трудовых контрактов конкретно и многовариантно оговаривают рост заработка в зависимости от темпа инфляции. В Европе механизм антиинфляционной защищенности распространен еще больше. Государственное вмешательство и контроль за индексацией гораздо сильнее. Индексация же доходов людей с фиксированной оплатой труда имеет целью не ухудшить их положение в сравнении с занятыми в частном секторе. В случае резких, неожиданных скачков цен, все надлежащие коэффициенты индексации приходится чаще и быстрее пересматривать. Даже при очень высокой (активной) адаптационной «расторопности» правительства отставание индексации от фактического роста цен неизбежно. Политика доходов–одно из направлений адаптационной антиинфляционной борьбы. История знает много ее подвариантов. В 60-70-х гг. нашего века в Англии и других странах внедрялась политика «стоп-вперед», оказавшаяся неэффективной в плане снижения инфляции. Сдерживание цен покупалось ценою снижения производительности и жизненного уровня населения. Другая политика – контроль соотношения цен и окладов(Скандинавские страны, Нидерланды и др.). Хотя в краткосрочном плане кое-что получается (Финляндия – 1967-1971 гг., США – 1951-1952 гг.), но долгосрочно и эта политика не приживается. Следующий вариант – государственные рекомендательные ориентиры установления цен и заработной платы. Пример – правление Кеннеди и Картера в США. Этого тоже не хватает надолго. Наиболее радикальный и пока еще популярный вариант – минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил, усиленная антимонопольными мерами. Подобная политика есть своеобразный возврат к «невидимой руке» А. Смита. К сожалению, ни один из перечисленных видов политики доходов не является идеальным. Экономисты с мировым именем признают: к концу 80-х гг. не был найден ни один вид такой политики, позволяющий динамично сочетать умеренный рост цен и невысокую безработицу. Поиск новых вариантов продолжается: в США весьма популярна идея выборочного государственного налогового поощрения тех фирм и профсоюзов, которые медленнее других повышают цену товаров и рабочей силы на добровольной основе. Преимущества подобного подхода в том, что в случае его малой эффективности органы госуправления (центральные и местные) ничего не теряют. В основе большинства вариантов стратегии активной борьбы с инфляциейлежит, по преимуществу, так называемая «компромиссная теория инфляции», в соответствии с которой рост безработицы и рост инфляции взаимообратны. Это означает, что для снижения темпов инфляции надо увеличивать количество безработных.

В связи с популярностью, «естественностью» стихийного рыночного механизма применяется обеспечение так называемого естественного уровня безработицы. Естественный уровень безработицы – тот, при котором динамично уравновешиваются факторы, влияющие на изменения заработной платы и цен. При нем достигается умеренная взаимная стабильность и цен, и заработной платы. Естественным такой уровень можно назвать еще и потому, что он достигается через естественный для рынка механизм адаптации спроса к предложению: в случае экономического спада безработица увеличивается сверх естественного уровня и инфляция спадает. Таким образом, в долгосрочном плане стабильный, умеренный рост инфляции возможен только после достижения естественного уровня занятости. Последний определяется эмпирически. К сожалению, во временном аспекте не ясно, сколько лет необходимо экономике для адаптации к различного рода экономическим потрясениям для достижения естественного уровня занятости. При этом не забудем и о пределах терпимости населения к экономическим неурядицам.

Для сдерживания инфляции практически во всех странах требуется все больше и больше увольнять, т. е. повышать естественный уровень безработицы. Так, за последние 20 лет, этот уровень возрос для США, например, с 4 до 7% трудоспособного населения. Зададимся вопросом: какую цену заплатит наше общество за снижение уровня инфляции? Количественные оценки таковы: для снижения инфляции на 1% безработица должна в течение года быть на 2% выше своего естественного уровня. По закону Оукена это означает снижение реального ВНП на 4% ниже потенциального. Так, для США в 1985 г. подобная потеря продукта составила 160 млрд. долл. Для России проблема необходимости платить безработицей и недопроизводством за снижение инфляции стоит особенно остро. В любом случае, никто еще не доказал, что уволить человека для экономики выгоднее, чем обеспечить его работой и получить в итоге больше дефицитного конечного продукта. Способы управления инфляцией неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок с одной стороны, требуется сдерживать раскручивание инфляционной спирали, а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами. Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом, применяемые в странах Запада, различаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма. В целом в индустриально развитых странах (в частности, в США и большинстве стран Западной Европы) темп инфляционного роста (после периода послевоенной стабилизации) удается удерживать в довольно узких пределах.

Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:

1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование – регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП).

2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

Воздействие на инфляционный процесс в условиях резкого роста цен требует специальных мер. Так, для устранения последствий «нефтяного шока», ударившего по экономике США во второй половине 70-х гг., были повышены учетные ставки, усилены требования к размерам резервных фондов, пересмотрена система налогообложения. Снизить темпы инфляционного роста цен удалось не сразу: с 13-14% в 1979 г. они снизились до 4% спустя примерно три года - в 1982 г. Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций. Конкретные методы сдерживания инфляции, «дозировка» и последовательность применения привлекаемых «для лечения лекарств» зависят от постановки правильного «диагноза». «Поставить диагноз» - значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких рецептов, которые соответствуют характеру и глубине «заболевания». Инфляция может носить монетарный или преимущественно структурный характер, ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты (бегство от дешевых денег) или неоправданным снятием ограничений на регулируемые цены так называемых ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье). Стимулируют инфляцию и дефицит госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей. Практически же действует не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянно уточняются, и корректируются.

Вполне очевидно, что управление инфляцией в условиях реформирования централизованной экономики предполагает использование как апробированных, так и нестандартных мер, учитывающих природу инфляции, ее причины, методы проявления. По сути дела, в наших условиях следует вести речь об особой форме инфляции, порождаемой конкретными условиями, противоречиями переходного периода. Следует признать, что ни в Венгрии, ни в России, ни в других странах, вставших на путь экономических преобразований, расчеты на быстрое укрощение стихии цен и пробуждение заинтересованности у производителей не оправдались. Запустить новую систему хозяйственного регулирования оказалось далеко не просто. Переход от одной системы к другой – от централизованно управляемой к основанной на действии рыночных сил – натолкнулся на беспрецедентные проблемы, которые не были предвидимы ни в деталях, ни в целом. Управлять инфляционным процессом в переходной экономике оказалось необычайно трудно. Возник новый тип инфляции, который не отвечает привычным оценкам и слабо реагирует на традиционные методы воздействия. В случае затяжного инфляционного «заболевания» складывается ситуация своего рода консервации инфляционного климата, негативного или непредвиденного реагирования на попытки вывести экономику из состояния инфляционного шока.

Применительно к России (на начальном этапе экономической реформы) можно выделить следующие особенности хозяйственной ситуации:

1. Наличие общего структурного неравновесия и отсутствие конкурентной среды. Сжатие спроса на многие потребительские товары, происшедшее в результате отпуска цен, само по себе не ведет к конкуренции между производителями.

2. Ценовые перекосы и диспропорции не устранены в ходе либерализации цен. Свободные цены пока еще не стали ценами равновесия и не работают на улучшение производственной структуры. В наиболее сложном положении в результате непредвиденных скачков цен оказались отрасли, которые призваны непосредственно обеспечивать потребительский рынок: легкая и пищевая промышленность, машиностроение. Новые цены не всегда согласуются с изменениями в структуре потребительского спроса.

3. Сохраняется давление внешнего долга, резко сужающего маневр валютными ресурсами. Практически отсутствуют страховые фонды – материальные и финансовые.

Результативность макроэкономической политики зависит от последовательности ее реализации и взаимодействия многих факторов. Например, то, что допустимо при сбалансированном рынке, оказывается, бесполезным и даже вредным при рынке несбалансированном, не обладающем должной инфраструктурой. Серьезной проблемой для России становится сокращение расходных статей государственного бюджета, что ведет к развалу социальной сферы, свертыванию капитальных вложений, порождает новые, трудновыполнимые проблемы. Не просчитанные в деталях и не обеспеченные ресурсно и организационно меры таят опасность резкой дифференциации доходов. Отмеченные выше особенности напоминают об ограниченности пространства для маневрирования, о неправомерности применения некоторых стандартных рецептов сдерживания инфляции. Это сложившаяся в стране ситуация предполагает весьма осторожные, тщательно взвешенные меры, скажем, по регулированию курса национальной валюты, по регулированию темпов инфляции. Преодолеть инфляцию можно только перестроив хозяйственный механизм, включив рыночные регуляторы. Решение этой весьма непростой проблемы предполагает достижение политической стабильности и договоренности, согласия и поддержки населением мер регулирования. Без этого самые разумные (с позиции экономической теории) рецепты и рекомендации не способны дать желаемого результата.

3.2 Антиинфляционная политика в России

С 1992 года проблема высокой инфляции выдвигается в экономической политике России на первое место. Так, по официальным данным, потребительские цены в России увеличились в 1992 году в 26,1 раза, в 1993 году – примерно в 10 раз, в 1994 году – в 3,2 раза, а в 1995 году – в 2,5 раза. И даже, несмотря на замедление роста цен в 1994-1995 годы они все равно находились на гиперинфляционном уровне. Борьба с инфляцией в годы российских реформ была и остается первостепенной задачей. В качестве главного инструмента этой борьбы в нашей стране выступает денежная политика. В 1992-1995 гг. было предпринято, как минимум, три попытки воздействия на инфляцию, все они, как мы видим, уже провалились. Первая попытка упразднить инфляцию была предпринята в первом полугодии 1992 года (после либерализации цен), тогда последовательно проводилась жесткая денежная политика, которая была направлена на снижение темпов инфляции. Именно из-за того, что правительство пыталось воздействовать на инфляцию только монетаристскими методами, и произошел провал, который будет описан ниже. Следует заметить, что изначально предполагалось, что квартальные темпы инфляции к концу года должны были составить 1-3% в месяц. Правительство в этот период обеспечило рост номинального курса рубля. Темпы роста денежной массы удерживались в пределах 9-14% в месяц, это относительно низкий уровень, если учесть, что реальная денежная масса из-за резкого скачка цен сократилась в пять раз. Однако имел место дефицит наличных денег, который и явился основной причиной снижения инфляции на первых порах, то есть месячные темпы инфляции сократились с 38,3% в феврале до 11,9% в мае, но оборотной стороной снижения темпов инфляции явился глубокий сезонный спад промышленного производства и колоссальный кризис неплатежей. Эти обстоятельства испугали правительство, и было принято решение не продолжать упорствовать в проведении жесткой денежной политики в условиях гигантских взаимных неплатежей предприятий и глубочайшего промышленного спада (18%). В итоге Банк России провел взаимозачет долгов предприятий, вследствие чего в 2-3 раза увеличился темп роста денежной массы и сократились валютные интервенции на рынке. Следовательно, курс рубля стал падать. Это было первой серьезной ошибкой в политике правительства, потому что этими мерами нельзя было добиться существенного подъема производства в краткосрочном периоде, но при этом темпы инфляции увеличились на 26,1%. Итак, денежная масса удвоилась, масштабы кризиса неплатежей существенно сократились, рубль упал в 4 раза, коммерческие банки накопили огромные и мало использовавшиеся денежные ресурсы, темпы инфляции удвоились, однако, небольшой подъем промышленного производства, все-таки, смягчил последствия глубокого спада. Таким образом, провал экономической политики 1992 года привел к первому серьезному кризису в России.

Вторая попытка справиться с инфляцией началась на рубеже 1992-1993 годов. От предыдущей она отличалась только тактикой: если сначала правительство пыталось победить инфляцию с помощью шоков, то теперь курс был взят на постепенный, последовательный «зажим» денежной массы и, соответственно, плавное снижение темпов инфляции. И действительно, в начале 1993 года удалось обеспечить стабильное, приблизительно на 1% снижение темпов инфляции, составивших ранее 18,5%. В целом, это не сопровождалось ни спадом промышленности, ни ситуацией с неплатежами. Однако здесь сказалась ошибка, совершенная в самом начале борьбы с инфляцией: попытка использовать только монетаристскую политику. Дальнейшее ужесточение кредитно-денежной политики активизировало целый ряд негативных процессов. Российское правительство хотело достичь запланированных темпов инфляции (7%) и считало, что это «перевернет экономическую конъюнктуру само по себе», то есть немедленно начнется «бум частных инвестиций, хлынет иностранный капитал, предоставит кредиты МВФ» и т.п. Действуя так, правительство продолжало снижать денежную массу, снизив ее в 1993 году до рекордно низкой отметки в 14% к декабрю 1991 года (в реальном исчислении). Все это опять привело к снижению объемов производства и ухудшению финансового положения предприятий. Итак, мы приходим к выводу, что наши радикальные реформаторы настойчиво стремились доказать возможность сокращения инфляции, используя для этого исключительно монетарные методы. И вроде бы события развивались в желаемом направлении, то есть в течение 1993 года темпы инфляции заметно (50%) сократились, но при этом стали проявляться последствия слишком жесткой денежной политики. И первым таким следствием явилось быстрое нарастание взаимных неплатежей между предприятиями и наряду с этим, активно сокращаются объемы производства. В 1994 году характер денежной политики правительства не изменился. Имело место дальнейшее снижение темпов роста денежной массы, и вновь было достигнуто существенное снижение темпов инфляции с 17,9% до 7,4%. Ужесточение денежной политики, значительная задолженность со стороны государства по закупленной, но не оплаченной в 1994 году продукции, способствовали дальнейшему ухудшению финансового положения предприятий. Как следствие, просроченная задолженность поставщикам уже в 3 раза превосходила денежные средства предприятий. Экономика не выдержала столь жестких финансовых ограничений и ответила колоссальным (25%) сокращением объемов промышленного производства. Итак, мы приходим к выводу, что дефляционный шок 1994 года явился, по сути, закономерным следствием правительственных попыток сбить темпы инфляции любой ценой.

После этого в денежной политике наступил странный период: темпы инфляции продолжали последовательно снижаться, а среднемесячные темпы роста денежной массы, составившие ранее 8,6%, выросли почти до 14%. Я думаю, этот парадокс объясняется тем, что на весну-лето 1994 года пришелся пик строительства финансовых пирамид в российской экономике, это был период своего рода bubble economy (экономика «мыльного пузыря»). Деньги населения, предназначенные для потребительского рынка, оказались в значительной степени оттянуты на рынок спекулятивных финансовых операций, следствием этого стал двукратный скачок доли сбережений в доходах населения весной-летом 1994 года. Олицетворением этого периода явилось печально известное «МММ». Масштабы деятельности этой пирамиды испугали даже правительство. Дальнейшее развитие событий проходило по известному принципу домино. Я думаю, что именно развал «МММ» в определенной степени и спровоцировал черный вторник 11 октября на валютной бирже и дальнейшее падение курса рубля почти на 30% за один день. Таким образом, сокращение темпов инфляции на этом этапе было достигнуто не за счет ужесточения денежной политики, поэтому реальная денежная масса в апреле-августе росла, и к концу этого периода достигла отметки в 20% к уровню базового 1991 года. Рост реальной денежной массы немедленно отразился на динамике неплатежей и промышленного производства. Вследствие этого была сломлена тенденция ускорения спада промышленного производства, а затем, даже началось движение вверх. Таким образом, мы в очередной раз видим, что откат в денежной политике вызвал адекватную тенденцию в промышленной динамике. Наконец, с окончанием периода bubble economy, инфляция в конце 1994 года подскочила до 15-16% в месяц. Это стало закономерным следствием всех тех ошибок, которые были допущены на протяжении этих лет. При этом не было достигнуто ощутимого подъема производства, потому что, как было написано выше, рост производства требует долгосрочного периода, а отклик инфляции на политику правительства произошел очень быстро. В такой ситуации начался 1995 год, и начался он очередным ужесточением денежной политики. Правительство начало новую попытку сбить инфляцию. Для этого правительство отказалось от использования кредитов Банка России для покрытия дефицита федерального бюджета, из-за того, что это оказывало сильное воздействие на темпы инфляции. И было решено финансировать бюджетный дефицит путем заимствования свободных денежных ресурсов на финансовом рынке, посредством размещения государственных ценных бумаг. Банк России фактически прекратил предоставление кредитов коммерческим банкам, были резко сокращены расходы бюджета. Банк России спровоцировал относительно продолжительную (но, безусловно, временную) тенденцию к укреплению курса рубля. Все это позволило сбить темпы инфляции с 18% в начале до 7-9% в середине года. Рассмотрим эти шаги более подробно. Безусловно, отказаться от использования кредитов Банка России было достаточно разумно, но я думаю, что не надо было отказываться от них полностью, потому что это привело к росту внешних и внутренних долгов, которые отдавать намного труднее из-за того, что большую их часть нужно было отдавать в валюте, а сальдо платежного и капитального баланса в тот момент было отрицательным. Размещение государственных ценных бумаг было в принципе разумно, но правительство стало злоупотреблять этим (по принципу МММ), и в конечном итоге это привело к краху, который мы наблюдали 17 августа 1998 года. А вот прекращение предоставления кредитов коммерческим банкам было очень крупной ошибкой, потому что из истории мировой экономики мы видим, что именно на этом происходило становление рыночной экономики во всех странах.

Решительные шаги антиинфляционной политики, заложенные в бюджет 1995 года, а также высокие темпы снижения инфляции в первом квартале 1995 года породили у правительства своего рода эйфорию скорой победы над инфляцией, и была поставлена задача сокращения среднемесячных темпов инфляции до 1% начиная со второго полугодия 1995 года. Однако, начиная со второго квартала, ситуация изменилась, и темпы снижения инфляции существенно сократились. Почему возник очередной срыв правительственной программы борьбы с инфляцией? Вероятно, это случилось, потому что, несмотря на предпринятые меры по ограничению динамики денежной массы, ее темпы роста в начале 1995 года составили около 10%, потому что Банк России продолжал тенденцию укрепления курса рубля и, таким образом, вызвал лавинообразный сброс валюты экономическими агентами. Это и привело к скачку темпов роста денежной массы. Темпы роста денежной массы, объясняются также расширением рынка ГКО, а также существенным урезанием бюджетных расходов на фоне 100%-ого наполнения доходной части бюджета. Таким образом, промышленный спад в начале 1995 года имеет характеристики, сопоставимые с предыдущими периодами, что позволяет сказать, что было сокращение промышленного производства за 1995 год темпом, сопоставимым с 1992-1993 годами. Итак, осенью 1995 года для всех становится очевиден провал экономической политики Правительства – инфляцию снизить практически не удалось, промышленный спад продолжается, резко падает реальная зарплата, усиливается социальная дифференциация в обществе. Новым, критически важным фактором становится растущая безработица.

3.3 Анализ допущенных ошибок, выводы, рекомендации

Как сообщается в мониторинге развития российской экономики в январе-июле 2006 года 26 , опубликованном на официальном сайте МЭРТ РФ, правительственные меры по борьбе с инфляцией дают первые результаты. В целом, по оценке МЭРТ, цены могут остаться без изменения или незначительно снизиться. На замедление инфляции, по мнению специалистов МЭРТ 27 , в 2006 году оказали влияние следующие факторы. Во-первых, существенно снизились темпы роста цен на продовольствие вследствие значительного роста предложения как импортных, так и отечественных товаров. Во-вторых, укрепление реального эффективного курса рубля составило 7,9%. Продолжающееся длительное время укрепление курса рубля (оказывающее влияние на сдерживание инфляционных ожиданий, рост конкуренции со стороны импортных товаров и снижение затрат на потребляемое импортное сырье, особенно на производство продовольствия) позволило снизить уровень инфляции. Кроме того, положительно сказалось на инфляции более сдержанное повышение цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий в 2006 году. Видны первые результаты реализации плана мероприятий, рассмотренного правительством в прошлом году, особенно в части ограничения роста регулируемых тарифов ЖКХ. Однако, отмечают в МЭРТ 28 , несмотря на замедление темпов роста цен на продовольственные товары, прирост цен на данную группу товаров остается выше темпов инфляции. В отличие от рынков продовольственной продукции на непродовольственных рынках значительно выше динамика предложения и сильнее конкуренция.

Инфляция в России - результат конкретных проблем в экономике: проблем собственности, структуры производства, сокращения рынков сбыта. Именно поэтому преимущественно монетарные методы борьбы с инфляцией, которые были описаны в предыдущем разделе, обходятся России так дорого. Однако неверно формулировать проблему следующим образом: можно или нет, с помощью монетарных методов остановить инфляцию в России? Конечно можно. Инфляция – всегда денежный феномен. Реальная же дилемма в другом: платить ли столь высокую цену за временную остановку инфляции монетарными методами или попытаться найти и другие методы борьбы с ней? С моей точки зрения, ответ здесь таков: риск переужесточенной денежной политики неоправданно велик, а полученный результат ненадежен. Наличие немонетарной составляющей российской инфляции не позволяло полностью подавить инфляцию исключительно монетарными методами. Об этом красноречиво свидетельствует почти четырехлетний опыт российского руководства. Атаки на инфляцию, предпринимавшиеся российскими реформаторами, не прошли даром для экономики. Эти неудачи оплачены колоссальным спадом промышленного производства, деформацией структуры промышленности, существенным падением уровня жизни, общеэкономической нестабильностью. Экономика и общество в целом уже «обескровлены» постоянными безрезультатными атаками на инфляцию. Поэтому кардинальная смена курса денежной политики является жизненно необходимой. Экономисты полагают, что в ходе предпринимавшихся с 1992 года атак на инфляцию выявился предел ужесточения кредитно-денежной политики. Очень важно при этом, что такой предел наступает при темпах инфляции, отличных от нуля - анализ показывает, что таким предельно низким является рост цен на уровне около 8-10% в месяц. Это говорит о том, что некоторый, вполне определенный уровень инфляции является для экономики России заданным ее институциональной и промышленной структурой. Экономисты называют этот предельный уровень «структурно-институциональным фоном инфляции» или просто «фоновый» уровень инфляции. Однако даже приближение месячных темпов инфляции к отметке 8-10% достигается уже за счет специфических мер: откладывания выплат по внешнему долгу, увеличения внутреннего долга, резкого снижения реального содержания минимальной зарплаты и пенсии, значительного недофинансирования науки и образования, а также инфраструктурных отраслей. Следовательно, мы приходим к выводу, что уровень инфляции в 8-10% в месяц при определении «фонового» может рассматриваться как заниженный. Реальный инфляционный фон в российской экономике, по оценкам экономистов, в полтора-два раза выше - 15-20% в месяц. Естественно, что этому уровню инфляции существует и предел рационального ужесточения кредитно-денежной политики. Рубежом, как показали исследования, является 13-15%-ная величина реальной денежной массы. Однако это объясняется, главным образом, сокращением объема производимого ВВП, а также увеличением «долларизации» внутреннего, в основном, неофициального товарооборота. Это говорит о незначительности фундаментальных институциональных реформ в экономике России.

При темпах инфляции выше «фонового» уровня и реальной денежной массе, превышающей 13-15%-ную отметку, антиинфляционная политика эффективна: она действительно позволяет снижать темпы инфляции без обвального ухудшения показателей промышленной динамики и общеэкономической конъюнктуры. Однако со снижением месячных темпов инфляции и величины реальной денежной массы ниже указанных границ, дальнейшее ужесточение денежных ограничений становится все более нецелесообразным: эффективность монетарных мер резко снижается, одновременно, существенно возрастают их негативные побочные последствия. Экономисты называют это эффектом «переужесточения» кредитно-денежной политики. Помимо высокой цены, которую приходится платить за каждый процент дополнительного снижения инфляции посредством «переужесточения» кредитно-денежной политики, само это снижение во многом является фантомом. Инфляция приобретает черты подавленной: недостаток денег в экономике компенсируется частично увеличением неплатежей, частично усилением спада. Пружина инфляции сжимается и неминуемо разжимается вновь, как только обострение проблемы спада и неплатежей в очередной раз вынудит ослабить жесткость монетарной политики. Необходим стратегический поворот от монетарной антиинфляционной к структурно-институциональной политике. Свои усилия Правительство должно сосредоточить не на стремлении сократить темпы инфляции посредством «переужесточения» кредитно-денежной политики, а на снижении самого «предела жесткости», то есть, «фонового» уровня инфляции, который инициируется причинами немонетарного характера. Для этого необходима программа среднесрочной (3-5 лет) экономической политики, направленной на формирование основных институциональных предпосылок финансовой стабилизации и экономического роста. Главной задачей денежной политики в среднесрочной перспективе является обеспечение такой динамики денежной массы, которая бы отвечала следующим требованиям:

- контролируемости, стабильности и предсказуемости изменений темпов роста денежной массы;

- достаточности денежных ресурсов для осуществления программы структурных и институциональных преобразований в экономике.

Представляется очевидным, что такая целевая установка означает смягчение денежной политики по сравнению с той, которая проводится в настоящее время. Логичным следствием такой корректировки курса может стать повышение уровня инфляции. Но возможное увеличение темпов инфляции, которое произойдет в результате смягчения денежной политики, не так уж и губительно по сравнению с нашими темпами инфляции. Ведь с точки зрения потенциального инвестора, приемлемая инфляция исчисляется 5-10% в год. Если же цены растут на 5% в месяц, то это на самом деле так же много, как и 7, 10 и даже 15%. Если Правительство сможет обеспечить стабильность этого нового, пусть даже несколько более высокого уровня инфляции, для создания более благоприятного инвестиционного климата, это будет важнее, чем наблюдающиеся уже много лет постоянные малопредсказуемые скачки инфляции. Ключевым моментом здесь является обеспечение совпадения рациональных инфляционных ожиданий, планов и заявлений правительства и фактической динамики роста цен. Таким образом, осуществив структурные и институциональные реформы, остановив экономический спад, заложив основы для экономического роста, мы не только сможем ликвидировать немонетарные корни инфляции, но и создадим необходимый запас прочности для последующего осуществления жесткой финансовой политики и окончательного подавления инфляции.

26. http://www.klerk.ru Информационное агентство «Клерк.Ру», 23.08.2006

27, 28. http://www.economy.gov.ru/wps/portal Официальный сайт Министерства Экономического Развития и Торговли

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Достаточно глубоко изучив тему инфляции на примере России, я пришла к выводу, что на сегодняшнем этапе развития российской рыночной экономики инфляция все-таки является достаточно актуальным и болезненным процессом, негативно воздействующим на финансы, денежную и экономическую систему в целом.

Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов. Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.

В некоторых странах определенные успехи уже достигнуты, другие, как и Россия, находятся в начале этого пути, что ставит их в привилегированное положение. Они, используя накопленный исторический опыт, могут избежать чужих ошибок. Однако копирование действий других стран, пусть даже и успешно вышедших из инфляционного кризиса, как правило, ведет к плачевным последствиям. Поэтому при формировании политики в Российской Федерации необходимо учитывать уникальные особенности экономики государства:

1. Монопольный ее характер.

2. Развал прежней кредитно-денежной и финансовой системы страны и сложности с формированием новой, адекватной российским условиям.

3. Неконвертируемость рубля и вытеснение его на внутреннем рынке страны были сильными валютами.

4. Наличие мощной теневой экономики, развившейся во время подавленной инфляции.

5. Слабость спирали «зарплата – цены» и огромная роль спирали «цены сырья - общий уровень цен».

Оптимальным вариантом для успешного развития экономики является невысокая и стабильная инфляция. Реально Россия имеет все возможности для выхода из инфляционного тупика, т.к., несмотря на все трудности, она без всякого сомнения остается сверхдержавой, обладающей громадными ресурсами и, в значительной степени, определяющей обстановку во всем мире.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

I. Нормативно-правовые акты.

1. Конституция Российской Федерации.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ.

3. Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральной Банке Российской Федерации (Банке России)».

4. Федеральный закон от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

5. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2007 году».

6. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. № 145-ФЗ

7. «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 г.», руководство Центрального Банка РФ от 30.10.2006 г.

II. Издания одного, двух и более авторов.

8. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебное пособие / Под редакцией Колпаковой Г.М. – М.: «Финансы и статистика», 2004. – 496 с.

9. Финансы, деньги, кредит и банки. Учебное пособие / Под редакцией Леонтьева В.Е. – СПб.: «ИВЭСЭП», 2002. – 384 с.

10. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник / Под редакцией Поляка Г.Б., Дробозиной Л.А. – М.: «ЮНИТИ», 2002. – 512 с.

11. Финансы и кредит. Учебное пособие / Под редакцией Ковалевой А.М. – М.: «Финансы и статистика», 2005. – 512 с.

12. Финансы. Учебник / Под редакцией Поляка Г.Б. – М.: «ЮНИТИ», 2003. – 607 с.

13. Формирование финансовой системы в рыночной экономике и переходной экономике / Сергиенко Я. – М.: «Финстатинформ», 2002. – 168 с.

14. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Учебник, 16-е изд. / С. Брю, Макконелл К.Р. – М.: «Инфра-М», 2006. – 940 с.

15. Мировая экономика. Глобальные тенденции за 100 лет / Королев И.С. – М.: «Юристъ», 2003. – 604 с.

III. Информационные и поисковые порталы в Интернете.

16. http://yas.yuna.ru/ - Информационный портал Ассистент-Словарь Проф

17. Поисковая электронная система Yandex, http://www.yandex.ru/

IV.Тематические порталы, архивы статей из электронных газет и журналов

18. http://inflacia.net/

19. http://www.banki66.ru/information/inflation

20. www.cbr.ru

21. www.micex.ru

22. www.rts.ru

23. www.consultant.ru

24. www.yourmoney.ru

25. www.klerk.ru

26. www.izvestia.ru/economic

27. www.quote.ru

28. www.vremya.ru

29. http://lenta.ru/news/2006

30. http://finance.tden.ru

31. www.kommersant.ru

32. www.vneshmarket.ru

33. www.rupor.info.ru

34. http://prognoz.org/article/prognoz-inflyatsii-2007

V. Методические пособия.

35. Методические указания по выполнению дипломной (выпускной квалификационной) работы по специальности «Финансы и кредит» (Методическое пособие / Проф. Н.В. Постовой, проф. Л.М. Гужавина – М.: Типография «Атомполиграфсервис», 2003. – 30 с.

36. Экономическая теория (Элементарный курс) / Проф. Бартенев С.А. – М.: «Юристъ», 2002. – 303 с.

37. Экономическая теория в вопросах и ответах: учебное пособие / Под редакцией Николаевой И.П. – М.: «Кнорус», 2005. – 192 с.

38. Экономическая теория для студентов вузов / Пузиков О.С. – Изд.3-е. – Ростов н/Д: «Феникс», 2006. – 191 с.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  293  294  295   ..